В тылу врага вьетнам обзор

Обновлено: 05.07.2024

Не смотря на то, что у нас игра вышла под названием "Диверсанты: Вьетнам" (продолжение “В Тылу Врага: Диверсанты”), воспринимать ее стоит как четвертую игру в серии Men of War. После чудовищного кавардака с зарубежными названиями (Faces of War, Soldiers of World War II и так далее) 1С, кажется, определились с международным наименованием серии.

Как понятно из названия, действие игры разворачивается во время войны во Вьетнаме, в отличие от предшественниц, посвященных Второй Мировой. Одиночная кампания (многопользовательскую не завезли) представлена набором из десяти миссий, по пять за каждую сторону конфликта.

Цифра десять может показаться недостаточно большой для полноценной игры, но каждая из миссий запоминается своей непростительной сложностью. Уже самая первая вылазка в джунгли Вьетнама отняла у автора около 3-х часов жизни. Представьте себе: группа советских военных инструкторов, двигающихся в местный штаб северо-вьетнамской армии, попадает в засаду. Пулеметная пальба, заградительный огонь вертолетов. В конце этой ужасной мясорубки остаются в живых пара инструкторов и столько же вьетконговцев. Да, четыре солдата против чертовой американской армии. А задание всего ничего - раздобыть боеприпасы, уничтожить вражеский лагерь, саботировать работу вертолетного крыла да свалить восвояси, угнав любой доступный транспорт. К концу миссии, счет был 95:0 не в пользу противника.

И так десять раз. Оставить всякие надежды на легкую прогулку, ибо даже минимальная сложность не сбережет от постоянного лицезрения экрана загрузки. Смерть любого из членов отряда значит откат к предыдущей точке сохранения. В паре миссий позволяют запрашивать подкрепление, но проще житье не становится.


Приходится быстро приспосабливаться к местным правилам выживания. Если в других стратегиях на горячую клавишу назначают целый взвод пехоты и техники, то в тут лучше всего каждого бойца посадить на отдельную клавишу. Все до единого на счету. Перемещение войск проблем не вызывает. Просто кликните в нужную точку, и солдат отправится туда, соблюдая все требования конспирации. Если есть возможность занять укрытие, то прозрачные силуэты солдат покажут кто и как будет их использовать.

Что касается управления, то его комплексность и разносторонность является ключевой особенностью серии Men of War. Иногда даже и не получится сказать, играешь ли в стратегию или тактический симулятор боевых действий. Солдатам можно задать угол обзора, выбрать позицию сидя или лежа. Вести ли огонь на поражение, только отвечать на агрессию врага или не трогать ствол до прямого приказа - выбор за вами. Разные виды войск могут выполнять особые приказания, зависящие от предметов в инвентаре: снайперский выстрел сделает только солдат с оптикой, а создать дымовую завесу получится лишь имея соответствующую гранату на поясе.

Солдат волен поднять и использовать любое оружие или предмет, будь то пистолет-пулемет, каска, канистра с горючим, или снаряды для оружия. В зависимости от класса, умение обращаться с оружием варьируется. Снайпер особо не постреляет с пулемета, и наоборот, так что надо тщательно следить за тем, кто какое оружие несет.

Но самой необычной функцией является возможность прямого управления. Щелк, и вы управляете солдатом прямо как в шутере от третьего лица. Особенно полезно в ситуациях требующих повышенной реакции на происходящее, и уничтожении вражеской техники.


Что касается внешнего вида, то игра недалеко ушла от Assault Squad: детализация солдат может и не заслуживает упоминания, зато о физике можно слагать песни, она по праву считается самой достоверной в жанре стратегий. Разрушается все, что может быть разрушено. Деревья разлетаются в щепки от ракетных ударов, в зданиях улучшается вентиляция от выбоин. При желании можно сделать себе запасной выход, или танком пройти сквозь дом.

Чего и следует ожидать от игры, базирующейся на вьетнамском конфликте, кругом слишком много растительности. Вся эта зелень режет глаза и мешает рассмотреть солдат - включая своих собственных. Только миникарта и спасает.

Diagnosis

"Диверсанты: Вьетнам" определенно понравится фанатам серии, в особенности тем, кто предпочитал использовать минимальное количество войск с максимальной выгодой. Новичкам стратегического жанра же во избежании потери нервных клеток лучше начать знакомство с истоков.

Первая «В тылу врага» (за рубежом серия известна как Men of War) вышла в далёком 2004 году. Тогда это была действительно революционная стратегия, которая покоряла не только свежими для жанра идеями и отличной детализацией картинки, но и выверенным балансом между реализмом и простотой освоения. В то время подобным успехам мало кто удивлялся — золотой век отечественной гейм-индустрии как-никак. Сейчас разработчики с постсоветского пространства радуют нас заметно реже, а вот различные вариации «В тылу врага» (в основном с акцентом на мультиплеер) продолжают выходить, пользуясь определённой популярностью, — видимо, дело в том самом сплаве аркадности и реализма, который до сих пор актуален. Правда, и создаёт их уже не Best Way, а другие студии.

Men of War: Assault Squad 2 — Cold War — очередная стратегия от Digitalmindsoft. Именно очередная: немецкие разработчики не новички в серии MoW — они уже делали две части Assault Squad, а в прошлом году выпустили Call to Arms, посвящённую современной войне. Новенькая Cold War обещала быть как минимум не хуже — но вышло всё совсем по-другому.

Красная угроза

Кроме уже упомянутой Call to Arms, вылазку за пределы сеттинга Второй мировой в серии совершали только «Диверсанты: Вьетнам». Теперь к ним добавилась и Cold War — как понятно из названия, здесь в центре внимания конфликт вооружённых сил США и СССР. Не то чтобы самый оригинальный выбор, однако время действия тут, судя по набору техники и вооружению солдат, — вторая половина 60-х годов XX века, что довольно необычно для большинства выдуманных войн между Советским Союзом и НАТО. Всё-таки сценаристы таких Третьих мировых обычно выбирают 80-е годы, когда оба блока были на вершине своего могущества. Здесь же большая часть техники и оружия представлена моделями ещё с прошлой войны: есть и Т-34, и «Чаффи», а некоторые пехотинцы бегают с пистолетами-пулемётами М3 или винтовками СВТ-40.

О причинах и дате начала конфликта остаётся только гадать — разработчики посчитали лишним тратить силы на сюжет, ограничившись парочкой тематических рисунков в виде пропагандистских плакатов времён холодной войны. Понятно, что Assault Squad — это в первую очередь мультиплеер, но подобное отношение к сюжету оставляет ощущение халтуры. Впоследствии это чувство только усиливается.

Мясом завалили

Определённые надежды вселяла динамическая кампания — как мы знаем, подобный подход к одиночной игре (генерация миссий и задач на основе результатов прошлых эпизодов) может обеспечить атмосферное приключение ничуть не хуже обычного набора заданий, созданных сценаристами. Но то, что нам подсунули в Cold War, сложно вообще назвать кампанией: перед нами просто цепочка миссий, а единственное, на что влияет исход боя, — это количество захваченных областей на глобальной карте. Каждая миссия представляет собой банальный захват точек на одной из пяти локаций. Думаю, не стоит объяснять, как быстро такой геймплей надоест даже тому, кто впервые знакомится с серией MoW.

Сама глобальная карта — просто рисунок, на котором после каждой миссии одна синяя область закрашиваются красным цветом (или наоборот — смотря кто победил). Да, ещё можно закупать бойцов и технику за некую игровую валюту и стараться сохранить отряды как можно дольше, чтобы воевать в дальнейшем более опытными бойцами, — вот и всё отличие от обычных одиночных миссий с ботами.

Men of War: Assault Squad 2 — Cold War обзор игры

Отделение пехоты и БТР смогут удерживать этот перекрёсток очень долго — всё благодаря примитивному ИИ врага.
Компьютерные противники, к слову, отчаянно «читерят» — лимит доступных войск в каждой волне подкрепления у них заметно больше, чем у игрока. Наверное, это единственный способ хоть как-то уравнять шансы — ИИ просто невероятно тупит. Банальный фланговый обход или засада выше его возможностей; такое ощущение, что единственный тактический приём, доступный ботам, — это отправлять свои войска нескончаемым потоком на ключевую точку. Понятно, что сделает с таким «натиском» грамотно установленный танк или пулемёт. Иногда большего даже не требуется — враги так и будут покорно плестись под пули, не считаясь с потерями.

Такой хоккей нам не нужен

Но ведь есть и сетевая игра, которая подобных недостатков точно лишена? Есть — но только никто в неё не заходит. Игроки приняли Cold War в штыки, обеспечив стратегии самые низкие пользовательские оценки в серии и полную невозможность найти случайного соперника в мультиплеере. И их можно понять: если от глупого ИИ сетевые битвы спасают, то вот другие проблемы никуда не делись. «Тормоза» и баги, малое количество карт и техники, ставший более «казуальным» геймплей (у танков заметно подобие хитпоинтов, а не чистая модульная система повреждений, которой всегда славилась серия) — зачем мучиться со всем этим, если есть Assault Squad и Call to Arms?

Как апофеоз — небольшая, но характерная деталь: на одной из локаций есть многоэтажные дома советского вида, на стенах которых можно заметить… кондиционеры, причём в каждой квартире. Напомню, время действия — середина прошлого века. Но разработчиков подобные мелочи не волнуют — и так сойдёт.

Стреляющие на пару десятков метров РСЗО — привычный для серии компромисс с реалистичностью.

Так и хочется назвать эту стратегию простым «ретекстуром» Call to Arms: у них слишком много общего для случайных совпадений — например, интерфейс и меню практически идентичны. Однако это будет незаслуженным комплиментом в адрес Cold War. CtA тоже далеко не шедевр, но там и разнообразия в разы больше (есть, к примеру, вид от первого лица), и не чувствуется подобный безответственный подход к разработке. А здесь — какое-то недоразумение, которое сложно считать самостоятельной игрой. Максимум, на что тянет Cold War, — это звание небольшой любительской модификации, сделанной далеко не самыми опытными специалистами.

Плюсы: более-менее оригинальный сеттинг холодной войны 60-х годов.

Минусы: плохая оптимизация; упрощение геймплея; скудный набор техники и карт; небрежное отношение авторов к разработке.

Героев серии «Диверсанты» ничем не удивить: то, извините, одинокая девушка-снайпер приводит в исполнение смертный приговор просто неприличному количеству фашистов, то, наоборот, коварные немцы жгут поля, в которых прячутся русские партизаны. Помимо «Диверсантов», существует и основная серия «В тылу врага» — она масштабнее и несколько терпимее к игроку, проявившему интерес к событиям Второй мировой. Количество игр про Nebelwerfer и катюшу так бы и увеличивалось, если бы разработчики из Best Way не решили под бодрый рок-н-ролл ступить на тропу Хо Ши Мина — где, конечно, не обошлось без «вьетнамских сувениров».

Где напалм, Джонни?

Диверсанты: Вьетнам

Еще больше удивляет тот факт, что с миром получается взаимодействовать напрямую. Нажатием одной клавиши можно взять управление солдатом в свои руки и превратить игру в некоторое подобие Cannon Fodder: самостоятельно застрелить Джи-Ай или вьетконговца, а потом сесть в джип и аккуратно, стараясь не повредить шину, сбить другого. Почти во всем чувствуется внимание к мелким деталям — чтобы хоть как-то попасть в противника, нужно сперва пристреляться. Боезапас у солдата не бесконечен, поэтому между перестрелками стоит осматривать поле боя на предмет трофейного оружия, гранат и аптечек, а потом самостоятельно снаряжать каждого бойца.

Урри, где у него кнопка?

«Диверсанты: Вьетнам» могла бы стать хорошей игрой, но эта самая интерактивность и сложность здорово затрудняют восприятие. Режима обучения, который уже был в прошлых играх серии, здесь нет. Не покидает ощущение, что игра сделана исключительно «для своих» и крайне недружелюбна для тех, кто вообще не знаком серией.

Диверсанты: Вьетнам

Вот пример. В первые же секунды кампании за Вьетнам требуется спрятать ваш отряд от вертолета. Солдаты бегут врассыпную и так увлекаются поисками укрытия, что удивленный экипаж винтокрылой машины без труда расстреливает бедняг, а потом нелепо разводит руками. Недоумевает и игрок, которому в такой ситуации следовало бы отключить автоматическое передвижение и огонь по врагам у своего отряда. Доверять управление отрядом искусственному интеллекту вообще крайне неосмотрительное решение: солдаты под его командованием постоянно мажут и лишь впустую тратят боезапас.

Диверсанты: Вьетнам

Если же взять управление в свои руки, то почти сразу же выяснится неприятная деталь — джунгли настолько густые, что игра больше напоминает не стратегию, а мучительный поиск замаскированных ящериц в террариуме. Не помогает и мини-карта, остается стоически созерцать кусты да пальмы и надеяться на чудо. А враги в джунглях чувствуют себя как дома и способны вмиг перерезать ваш отряд, как хорек — беззащитных кур. Из-за такой нечеловеческой сложности чувствуется острая нехватка клавиш для быстрого сохранения и загрузки. В итоге вся партизанская война сводится к методичному поиску и последующему отстрелу паникующих из винтовки с оптическим прицелом да профилактическому метанию гранат, когда этого совсем никто не ждет.

Если пробраться через кусты и неудобный интерфейс, то можно увидеть вполне интересную игру. Сложную, неуклюжую и угловатую, но все же обладающую некоторым шармом, пускай и с легким налетом мазохизма. Все бы хорошо, только эту самую игру Best Way делает уже в третий раз. «Вьетнам», казалось бы, должен стать глотком свежего воздуха, чем-то новым, но в итоге поменялись лишь декорации. А где воевать, в Арденнах или на реке Меконг, уже становится не так важно. Везде одинаково надоело.


Отдельная линейка игр под вывеской «Диверсанты» появилась в рамках серии «В тылу врага» еще в 2006 году. Вместо ожесточенных штурмов и городских боев с применением всех родов войск упор в ней делался на скрытные операции и диверсии. За два года несколько разных студий выпустили три части «Диверсантов», причем все они были сделаны на движке оригинальной игры «В тылу врага», хотя к тому времени уже вышел ее полноценный сиквел. И вот через три года появляются новые «Диверсанты», по отношению к которым приходится часто употреблять слово «впервые». Во-первых, они впервые сделаны на движке «В тылу врага 2», во-вторых, впервые сменили антураж Второй мировой и на этот раз посвящены войне во Вьетнаме.

Кардинальная смена места и времени действия провоцирует еще одно «впервые»: «Диверсанты: Вьетнам» впервые дают возможность поклонникам серии пострелять из знаменитых винтовок М14 и М21, увидеть в деле советский танк Т-54, китайский плавающий бронетранспортер YW-531, американские боевые вертолеты UH-1B и UH-1C «Ирокез», самолет F-4 Phantom II и прочее. Вокруг при этом шумят густые джунгли, в земле скрыты ловушки с кольями, а из наушников периодически разливается музыка в духе рок-группы Doors — все как полагается.



Все юниты получили четкую специализацию, поэтому гранатометчик стреляет из винтовки с оптическим прицелом не так эффективно, как снайпер
Суть игры не изменилась: новые «Диверсанты», как и раньше, предлагают действовать небольшими боевыми группами против превосходящих сил противника. В игре две кампании. «Вьетнамская» рассказывает о том, как два советских военных специалиста, консультировавших и тренировавших вьетконговцев, попали в засаду, и теперь вместе с двумя подопечными пытаются прорваться на свою территорию. Четверо смельчаков пытаются выжить и решают локальные задачи: найти машину, раздобыть рацию, украсть патрульный катер и так далее. «Американская» кампания больше похожа на привычные диверсионные операции: спецназ в составе пулеметчика, снайпера, гранатометчика, подрывника (иногда им помогают сочувствующие вьетнамцы) устраивает засады на «тропе Хо Ши Мина», проводит ночной рейд в Камбоджу, освобождает американских военнопленных из лагеря под Ханоем.

В каждой кампании всего по пять миссий, но это не значит, что игра короткая. На одну миссию вы можете потратить и полдня. Дело в том, что задания постоянно дополняются и меняются: грузовик, на котором вы планировали смыться с вражеской территории, окажется сломан, вам придется искать и с боем отбивать катер, но тот будет без горючего — когда же вы раздобудете, наконец, канистру с бензином, со всех сторон полезут враги. А простое вроде бы задание «проверить деревню и разведать местность» может обернуться штурмом укрепленных бункеров, после чего вас попросят устроить засаду на мосту, а потом освободить другую деревню, а потом еще и уничтожить схроны с оружием. Будьте уверены, на этом проблемы не кончатся. Задания разрешено проходить разными способами. Например, доты можно штурмовать в лоб, можно обходить с фланга, забрасывать гранатами или минировать. Благо в отряде есть разные специалисты, которые позволяют проходить игру разными способами.

Масла в огонь подливают особенности местного искусственного интеллекта, который любит принимать самостоятельные решения. Скажем, получив команду подбить вертолет из РПГ или бросить гранату, ваш боец может решить, что для ее выполнения нужно подобраться поближе к цели. Недотепа встанет во весь рост и попытается, не мудрствуя лукаво, пробежать мимо врагов — с ожидаемым результатом. Если вы захотите скрытно убрать противника и для этого вручите подопечному пистолет с глушителем, он вполне может после пары выстрелов сменить его на автомат. На звук сбежится дюжина неприятелей. Складывается впечатление, что авторы «Диверсантов» стимулируют игроков использовать возможность прямого управления бойцами. Только в этом режиме можно спокойно палить из РПГ, сидя в кустах, и использовать пистолет с глушителем без риска переполошить всех в округе.

Читайте также: