В каком году вышла первая часть gta

Обновлено: 02.07.2024

Rockstar анонсировала долгожданную трилогию ремастеров классических Grand Theft Auto: речь о третьей части, Vice City и San Andreas.

Проект получил наименование Grand Theft Auto: The Trilogy — The Definitive Edition. Трилогия будет доступна на PC (в лончере Rockstar), PS4 и PS5, Xbox One и Xbox Series, а также Switch, iOS и Android. На консолях и компьютерах сборник появится в этом году, а на мобильных устройствах — в следующем.

Мы от души благодарим всех поклонников Grand Theft Auto, которые поддерживали серию на протяжении последних двадцати лет. Ваши любовь и признательность до сих пор помогают нам делать эти игры лучше – с каждой новой версией.

Обновлённые Grand Theft Auto будут содержать визуальные и геймплейные улучшения, сохраняя дух оригинальных проектов. При этом текущие версии Grand Theft Auto III, Vice City и San Andreas удалят из цифровых магазинов на следующей неделе.

Кроме того, разработчики объявили, что в честь выпуска трилогии добавят кое-что новое в GTA Online.

Ближе к концу года в GTA Online вас ждет новое, захватывающее приключение: кое-кому из ваших старых друзей понадобится помощь с расширением «законного бизнеса» – совсем скоро мы расскажем больше об этом и других сюрпризах!

Как добавляет «Канобу», официальный сайт Rockstar упал сразу после анонса ремастера классических GTA.

Напомним, слухи о ремастерах ходят уже довольно продолжительное время, а релиз ожидается этой осенью — возможно, в конце октября (когда третьей части исполнится 20 лет) или начале ноября. На скорый релиз указывает и обновление лончера Rockstar, где заметили соответствующие логотипы и иконки.

Обновлённые Grand Theft Auto создают на Unreal Engine, а производство возглавляет Rockstar Dundee — бывшая Ruffian Games, наиболее известная по Crackdown 2 и Kinect Star Wars, а также помощи при создании Halo: The Master Chief Collection и Crackdown 3.

Разработчики:

Издатели:

Локализаторы:

Анонс:

Выпуск:

Для Mac OS X:

Для PlayStation 3 (PSN) (в серии PS2 Classics):

PlayStation 4 (PSN):

Для Android:

Для Windows Phone:

Для Fire OS:

Движок:

Версия:

  • ПК: 1.01, 2.00 (специальное издание) , 3.00 4.00 HD (Steam, Direct2Drive)
  • PS2 и Xbox: 1.00, 2.00 (специальное издание)
  • iOS: 2.2 (12 апреля 2019)
  • Android: 2.00 (13 апреля 2019)

Рейтинги:

ESRB: M — Mature (переиздание)
BBFC: 18 — 18 certificate
CERO: Z
PEGI: 18+
RARS: 18+
OFLCA: MA15+
OFLCZ: R18 — Restricted-18
USK: 16

Управление:

Официальный сайт:

Grand Theft Auto: San Andreas (GTA San Andreas) — компьютерная игра из серии Grand Theft Auto в жанре 3D-шутера с элементами аркадного автосимулятора, разработанная Rockstar North. Это третья 3D-игра в серии и пятая в линейке основных проектов. Для консоли PlayStation 2 Grand Theft Auto: San Andreas была выпущена 26 октября 2004 года в Северной Америке и 29 октября 2004 года в Европе и Австралии. На ПК и Xbox игра появилась 7 июня 2005 года в Северной Америке и 10 июня 2005 года в Европе. На ПК в России игра была официально локализована и издана компанией 1C 12 февраля 2010 года.

Содержание

История

Предположения

Даты выхода

В 2014 году игра вышла на мобильные платформы. Были улучшены тени, освещение, модель повреждений автомобиля, исправлен ряд ошибок. Управление осуществляется, как и в Grand Theft Auto: Chinatown Wars, Grand Theft Auto III и Grand Theft Auto: Vice City, с помощью кнопок вправо/влево, либо круга управления, имитирующего джойстик. Радар перемещён в верхний левый угол. Данная версия содержит русские субтитры, однако отсутствует мультиплеер. В магазине App Store игра получила высокий рейтинг в 4,5 звезды из 5, стабильно находится в топ-50 самых продаваемых игр на платформе IOs.

San Andreas на лентах новостей


Обложка специального издания игры.

Описание

Действие игры происходит в 1992 году, во времена расцвета преступности в мегаполисах Калифорнии. Игрок управляет главным героем по имени Карл Джонсон (англ. 'Carl Johnson'), афроамериканцем в возрасте около 25 лет. CJ вернулся в Лос-Сантос (англ. Los Santos) после пяти лет жизни в Либерти-Сити (англ. Liberty City). Карл уехал из Лос-Сантоса из-за смерти младшего брата Брайана Джонсона, в которой его винил старший брат Шон (кличка «Sweet» или «Свит»). В город он приехал на похороны убитой матери. Дома CJ обнаружил, что и в семье, и в его старой банде, «Grove Street Families» (названной так по исконной территории, улице Грув в районе Гэнтон, реальный прототип — банда 18th Street Gang, образовавшаяся в 1959 году в Лос-Анджелесе в районе Клэнтон) царит полный разлад, и был вынужден остаться. Далее он переживает падение и воскрешение банды, буквально в одиночку вытаскивая её из той ямы, в которую она угодила.

Персонажи


Главный герой рисует граффити.

Огромный открытый игровой мир и разнообразие окружения позволили разработчикам включить в игру заметно больше стилей и интересных историй, чем в GTA III или GTA Vice City, что коснулось и персонажей.

Главной темой этапа игры, проходящего в Лос-Сантосе, к примеру, является тема столкновений уличных банд, которые сражаются за территорию и влияние в городе. Одной из таких группировок является и банда CJ-я, куда кроме него входят: Шон «Sweet» Джонсон, сестра главного героя Кендл Джонсон, Мелвин «Big Smoke» (Биг Смоук), Харрис, Лэнс «Ryder» Уилсон и Джеффри «OG Loc» Кросс. В Лос-Сантосе Карл также знакомится с лидером вражеской группировки «Varrios Los Aztecas» Цезарем Виалпандо, бойфрендом его сестры Кендл, впоследствии ставшим лучшим другом Карла, и не раз сражается с другими бандами: «Баллас» и «Лос Сантос Вагос».

Персонажи-хиппи, а также восточно-азиатские банды (местные триады) и латиноамериканские наркокартели встречаются в Сан-Фиерро, в то время как три мафиозных семьи контролируют игорный бизнес в Лас-Вентурасе. Также в игре присутствуют такие персонажи, как Майк Торено, правительственный агент, на которого работает Карл, и Каталина, будущая девушка Клода из GTA III.

Героев GTA: San Andreas озвучивали известные актёры, в том числе и Сэмюель Л. Джексон, Фрэнк Винсент, Джеймс Вудс, Крис Пенн, Вильям Фихтнер, Энди Дик и рэперы Айс-Ти, Кид Фрост, The Game и музыканты Эксл Роуз и Шон Райдер.

San Andreas также стала первой игрой в серии, где персонажи широко использовали грубую ненормативную лексику. Grand Theft Auto: Liberty City Stories последовала примеру GTA San Andreas в озвучке персонажей.

Сюжет

Узнав о смерти своей матери, Карл Джонсон (Carl Johnson или CJ) возвращается из Либерти-Сити в родной Лос-Сантос. Помогая восстанавливать былую силу и славу банды, он узнаёт от Цезаря Виальпандо, что его лучшие друзья, Биг Смоук и Райдер, работают на коррумпированного офицера C.R.A.S.H. Тенпенни и вражескую группировку «Баллас». Смоук и Райдер помогают «Баллас» устроить засаду на брата Карла, Свита, которого арестовывает и отправляет в тюрьму Тенпенни. Тенпенни также хватает Карла и увозит его из города. Си-Джей, понимая, что продажный офицер — единственная надежда Свита выйти из тюрьмы, продолжает выполнять задания Тенпенни.


Постепенно Карл приобретает новых союзников и друзей, среди которых лидер китайской группировки и бизнесмен Ву Зи Му; на первый взгляд равнодушный ко всему, однако отлично осведомлённый о секретах правительства хиппи по прозвищу «Правда» (англ. The Truth), и Цезарь, бывший член латиноамериканской банды, который, как и Карл, был предан старыми друзьями. Карл вместе с Цезарем, Кендл (сестрой Карла и девушкой Цезаря), а также техниками — приятелями Правды, открывают магазин по тюнингу автомобилей в Сан-Фиерро, быстро набирающий популярность. После убийства Райдера Карл попадает под влияние правительственного агента Майка Торено, работающего под прикрытием, который утверждает, что может освободить Свита. По указанию Торено Карл избегает посещения Лос-Сантоса, вместо этого продолжая работать с Ву Зи Му над повышением известности и влияния нового казино в поделённом между мафиозными семьями Лас-Вентурасе. Карл также возвращает Мэдд Дога (обезумевшего рэпера, чью карьеру Карл неумышленно разрушил) на вершину звёздного пьедестала, помогая рэперу в роли менеджера. Карл наслаждается своей новой жизнью, но неожиданно узнаёт, что Свита освобождают, из-за чего немедленно возвращается в Лос-Сантос. К его удивлению, Свит осуждает Карла за полное забвение родного города и старых друзей.


Тенпенни, которого судили за взяточничество и ряд других преступлений, был оправдан, что вызвало у жителей Лос-Сантоса массовое негодование и повлекло за собой настоящий бунт в городе (основанный на реальных событиях в Лос-Анджелесе в 1992 году).

Геймплей


Нововведения

В игру было включено большое количество новых возможностей. Появились новые средства передвижения, в том числе велосипеды (которые также принесли и новую систему управления), тягачи с отсоединяемыми трейлерами-прицепами, полицейские мотоциклы, эвакуаторы с управляемым краном, комбайны, квадроциклы, аэропланы, военный истребитель, реактивный ранец и поезда. Всего в игре присутствует около двухсот видов транспортных средств (например, в GTA Vice City всего 120 видов). Также впервые в серии главный герой может плавать и нырять и перелезать через ограждения. Для усиления огневой мощи игроки могут использовать два оружия одновременно, а также управлять автомобилем, в то время как члены своей банды будут вести огонь во время движения. Камера, боевая модель и система прицеливания были переработаны по примеру другой игры Rockstar, Manhunt. Сюда входят как изменение цвета маркера прицеливания с зелёного на красный в зависимости от уровня здоровья цели, так и различные элементы скрытного прохождения миссий. Также в игру была включена возможность установить маячок на карте местности, после чего на мини-карте данная точка отображалась специальным значком. Это позволяет быстрей найти дорогу к нужному месту, что было особенно актуально в динамичных миссиях в обширном мире Сан-Андреаса.

Персонализация


Си-Джей в Лос-Сантосе.

Улучшенный искусственный интеллект

Другое улучшение в игре связано с искусственным интеллектом. Теперь игрок не может убить человека днём на оживлённой улице и не вызвать никакой реакции со стороны прохожих. Большинство свидетелей убегут или станут звать на помощь, а некоторые вооружённые граждане и члены вражеских группировок начнут атаковать Си-Джея, в то время как члены своей банды станут защищать его, стреляя в противников. Это усложняет нижеописанные ограбления домов, так как их жители будут сопротивляться, а в некоторых случаях и доставать оружие. Посадка военного истребителя или вертолёта в людном месте вызовет панику среди граждан. Однако, иногда встречаются недоработки: например, машины, едущие по шоссе, останавливаются и не объезжают стоящий автомобиль, что приводит к скоплению машин. Низколетящие самолёты иногда задевают здания и падают.

Модификация автомобилей


«TransFender», «Wheel Arch Angels» и «Loco Low Co.» — вымышленные салоны по тюнингу автомобилей в Сан-Андреасе. Эти компании предоставляют широкие возможности для модификации — от установки нитро-ускорителя до встраивания гидравлической подвески. Большинство модификаций предназначены для изменения внешнего вида автомобиля. Модифицировать можно многие, но не все транспортные средства. Изменять или устанавливать можно: азотные ускорители, пневмоподвеску, виниловые аппликации, колёсные диски, элементы кузова и стереосистему. На некоторых авто можно сменить тип крыши.

Войны за территорию

После достижения определённого момента в сюжетной линии у игрока появляется возможность развязать войну среди уличных банд Лос-Сантоса. Цель каждой группировки при этом — захватить и удержать как можно больше территории города с целью получения прибыли с завоёванных районов. Чем больше территории у банды под контролем, тем больше денег зарабатывает главный герой. Сражение с вражеской группировкой можно начать (одному или при поддержке членов «Grove Street Families»), вторгшись на чужую территорию (разделённую на секции на карте по цветам владеющих ими банд) и убив 3 членов вражеской банды. Если игрок сможет выдержать несколько атак врагов (всего их три), территория переходит к «Grove Street Families» и её члены начинают охранять улицы этого района. Аналогично, территория игрока может быть атакована вражеской группировкой, и для удержания района потребуется защитить его от нападающих.

Ограбления

Мини-игры


Разработчики включили в проект множество разнообразных мини-игр, таких как баскетбол, бильярд, ритмические игры в виде дискотек и «танцев» на автомобильной гидроподвеске, игровые автоматы с классическими аркадными развлечениями — Gyruss и Gradius (в игре соответственно They Crawled from Uranus и Go Go Space Monkey). Присутствует и вышеупомянутая возможность играть в азартные игры: блэкджек, покер, рулетка и другие игры, типичные для казино.

Мультиплеер

Кооперативный режим для двух игроков присутствует в версиях игры для PlayStation 2 и Xbox. Маркеры, обозначающие режим для двух игроков, присутствуют в нескольких регионах Сан-Андреаса. Если один игрок подойдёт к маркеру, а второй нажмёт на своём контроллере любую кнопку, включится специальный режим игры, аналогичный «Миссиям ярости» в предыдущих частях серии. Два игрока могут использовать машину или путешествовать пешком. Оба управляемых персонажа видны на экране одновременно, из-за чего они не могут отходить далеко друг от друга. Также моддеры пытались сделать мод, который добавит этот скрипт и в ПК-версию. У них это отчасти получилось, но с управлением было не очень удобно, поскольку на ПК главное управление — клавиатура.

Для ПК-версии San Andreas было создано несколько неофициальных модификаций, которые позволяют играть по интернету и локальной сети. На сегодняшний день известны следующие модификации: Multi Theft Auto, Tournament, Rumble и San Andreas Multiplayer, пользующийся большой популярностью благодаря широким возможностям для создания игровых режимов.

В настоящее время команда MTA разрабатывает третье Developer Preview мультиплеера MTA:DM, в то время как команда SA:MP прекратила разработку своего проекта на версии 0.3.7.

Оружие

Выбор оружия в GTA San Andreas практически идентичен вооружению в GTA Vice City, с несколькими дополнениями и изменениями. Так же, как и в предыдущей части, оружие подразделяется на категории по типам, и у главного героя может быть только по одному оружию каждого типа.

Уровни розыска

В отличие от предыдущих игр серии GTA, в GTA San Andreas любое количество звёзд розыска автоматически уменьшается на одну (в дальнейшем именуется «Уход от погони») в случае, если игрок успешно прячется от полиции. Также смена одежды снимает любое количество звёзд (даже 6, чего не было в GTA Vice City). Находясь в воздушном транспорте невозможно уйти от погони любого уровня розыска. Любой уровень розыска снимается путем перекраски машины или смены одежды. В отличие от GTA Vice City полицейские в Сан-Андреасе не используют шипы для прокалывания шин, испортившие нервы большинству игроков. Впервые в истории серии GTA полицейские преследуют игрока на специальных мотоциклах HPV-1000, по одному полицейскому на мотоцикл. Обычные полицейские машины содержат от одного (патруль) полицейского до двух (отряд, высланный против игрока), причем во втором случае один из полицейских вооружен пистолетом, а другой дробовиком. Стандартное же вооружение простого полицейского — пистолет и дубинка. Значки взятки полиции (золотая звездочка) снижают уровень розыска на одну единицу, каким бы он ни был. Ниже представлены характеристики каждого уровня розыска:

Автоматический сброс звездочек розыска на уровне трех и выше, возможен в случае успешного ухода от погони в таких местах, как: пустыня рядом с Лас-Вентурасом и лесная глушь между Лос-Сантосом и Сан-Фиерро (в случае, если над игроком не «висят» вертолёты полиции). В принципе, подобный сброс возможен в любых местах в игре, главное — чтобы полиция не видела игрока и вертолеты не кружили над головой. Это чрезвычайно трудный, но возможный способ уйти от преследования полицией.

Вооружение органов охраны правопорядка Сан-Андреаса

  • Полицейские и шерифы: пистолет 9mm и полицейская дубинка. В парном патруле один из полицейских вооружен дробовиком.
  • Мотоциклетные отряды: пистолет 9mm и полицейская дубинка.
  • SWAT: пистолет-пулемёт Микро-Узи, бронежилет.
  • Агенты ФБР: пистолет-пулемет MP5, бронежилет.
  • Военные: штурмовая винтовка M4, бронежилет. У одного из солдат экипажа военного грузовика Barracks присутствует дробовик, но солдаты ими никогда не пользуются.

Саундтрек

Как и в двух предыдущих частях серии, в GTA San Andreas множество разнообразных музыкальных композиций, взятых из того периода времени, в котором происходят событии игры. Наиболее известными исполнителями, включёнными в саундтрек, стали: Faith No More, Depeche Mode, James Brown, Soundgarden, Rage Against the Machine, Cream, Alice in Chains, Guns N' Roses, Snoop Dogg, N.W.A., 2Pac, Ice Cube, Dr.Dre, Eazy-E, Stone Temple Pilots, Lynyrd Skynyrd и Ozzy Osbourne.

Xbox и ПК-версии игры содержали дополнительную радиостанцию, на которой проигрывалась музыка, загруженная пользователем в формате MP3 в специальный каталог.

Пересечения с играми серии

Множество персонажей, мест и вымышленных элементов из предыдущих частей серии Grand Theft Auto упоминаются в GTA San Andreas. Большинство из них незначительно изменено вследствие времени, прошедшего с событий тех игр. Действие GTA Vice City происходило до событий GTA San Andreas и поэтому ссылки на эту игру встречаются чаще всего, однако многие моменты напоминают и GTA III.

Также в игре присутствует история знакомства Клода — главного героя GTA III с его любовницей Каталиной, которая предаёт его в начале GTA III (собственно из-за этого события и происходит действие GTA III). Кроме того в игре есть некоторые герои GTA Vice City. Кен Розенберг (менеджер казино Калигулы) друг и адвокат Томми Версетти — главного героя GTA Vice City, упоминающий о нем в миссии «The Meat Business». Британский звукорежиссёр Кент Пол (знаток всех слухов Вайс-Сити) и его помощник Маккер, а также Сальваторе Леоне — глава мафиозной семьи из GTA III и его девушка Мария.

Мифы и пасхальные яйца

Та самая надпись

В игре имеется множество пасхальных яиц. Одними из наиболее известных являются: табличка на верхнем пролёте западной опоры моста Гант с надписью «Здесь нет пасхальных яиц, уходи отсюда» (англ. «There are no easter eggs up here, go away» и табличка рядом с южным концом моста, которая описывает его характеристики как игрового объекта (вес в байтах, прорисовка, текстуры и т. д.)).

Во время миссии «Black Project» на Зоне 69 в одной из лабораторий можно заметить на столе монтировку — явный намек на игру Half-Life.

Особенности региональных релизов игры

Россия


Обложка специального издания игры.

Япония

Дополнительные материалы

«Вступление» (The Introduction) — 22-минутный видеоролик, созданный на движке игры, который вышел на DVD вместе с отдельно изданным саундтреком GTA San Andreas. Фильм повествует о событиях до завязки игры и оканчивается телефонным звонком Карлу, когда брат сообщает ему о смерти матери.

После нескольких недель слухов Rockstar Games официально объявила о выпуске нового ремастера Grand Theft Auto, включающего GTA III, GTA: Vice City и GTA: San Andreas.


Он называется GTA Trilogy: The Definitive Edition, и в него входят обновленные и улучшенные версии этих трех игр. Комплект будет доступен на PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X|S, Nintendo Switch и на ПК через Rockstar Games Launcher в конце этого года. Мобильное издание для iOS и Android появится в первой половине 2022 года. Цена объявлена не была.

По словам Rockstar, в играх будут "всесторонние обновления, включая графические улучшения и современный геймплей для всех трех игр, при этом классический внешний вид оригиналов сохранится".

Более подробная информация об играх, входящих в комплект, будет опубликована в ближайшие недели. На данный момент Rockstar не выпустила никаких изображений или видеороликов для трилогии, а также не объявила конкретную дату выхода.

Популярность бывает разной не только в шоу-бизнесе, но и в мире компьютерных игр. Civilization навеки вошла в историю благодаря умному геймплею. DOOM запомнился всем как первая сетевая и первая трехмерная игра (хоть это и не совсем соответствует истине). The Sims и его многочисленные аддоны отхватили пальму первенства по числу проданных копий. А самую скандальную популярность за всю историю индустрии завоевала, конечно же, Grand Theft Auto . Причем в отличие от упомянутых “чемпионов” GTA стала известной и популярной далеко не сразу. До того как попасть в игровые чарты, засветиться на страницах газет, стать причиной судебных разбирательств и попасть под шквал пуританской критики, ей предстояло пройти пусть и не очень долгий, но весьма занимательный путь. Путь от гадкого двумерного “утенка” до матерого черного “лебедя”.

“Подготовка” к величайшему игровому автоугону началась в шотландском городке Данди еще в начале 80-х годов. Несмотря на то что история РС в то время насчитывала всего пару лет, а сам Данди вовсе не считался центром цивилизации, компьютерный клуб был даже в этом небольшом городке. Называлось это заведение KACC ( Kingsway Amateur Computer Club ), и располагалось оно на территории местного технического колледжа Кингсвэй ( Kingsway Technical College ).

Первый офис DMA Design.

Сотрудники DMA в полном составе (1991).

Его завсегдатаями были не только студенты колледжа, но и вполне взрослые дяди, как, например, Дэйв Джонс — сотрудник компании Timex , которая поставляла комплектующие для Sinclair Research Ltd . Частенько наведывались в KACC и мальчишки, в том числе четырнадцатилетний Майк Дэйли . Несмотря на разницу в возрасте, Дэйва и Майка объединяло одно увлечение — компьютерные игры. Причем и того, и другого больше интересовали не игры как таковые, а именно их разработка. Тем же самым увлекались еще двое постоянных посетителей клуба — Рассел Кэй и Стив Хаммонд . Вся эта “великолепная четверка” познакомилась друг с другом именно в клубе KACC, и уже к 1984 году они успели стать закадычными друзьями.

Интересный факт: в университете Эбертей ( University of Abertay Dundee ), расположенном в их родном городе, в то время были открыты одни из первых в мире курсов по игровому программированию. Джонс, который сразу после школы отправился работать в Timex, так и не получив высшего образования, решил воспользоваться этим шансом. После недолгих размышлений он бросил работу и поступил в Эбертей на вышеупомянутые курсы. Подготовка не прошла даром: еще не закончив обучение, Дэйв принялся за разработку своих первых проектов. Его первые игровые эксперименты в начале 80-х — аркада Moonshadow и еще парочка подобных игр для Commodore 64 и Amstrad — ничего примечательного собой не представляли. Однако они позволили неплохо подзаработать и приобрести самое ценное — опыт.

В это же время первые шаги в игростроении предпринимал и Майк Дэйли, однако его достижения были еще более скромными — игра Freek Out , черно-белый клон знаменитого Arkanoid .

Наконец Джонс решил, что от кустарных экспериментов пора переходить к серьезному делу. И вот в 1987 году он открывает фирму под названием DMA Design (на те деньги, что он заработал за счет продажи своих первых проектов), в первоначальный состав которой помимо него входят Кэй и Хаммонд. Чуть позже к ним присоединяется и Майк. Первоначально аббревиатура DMA означала Direct Mind Access (“Прямой доступ к мозгам”), обыгрывая таким образом известный технический термин Direct Memory Access . Однако спустя несколько лет сотрудники DMA Design начали расшифровывать название своей компании еще забавнее — как Doesn't Mean Anything (“Вообще ничего не значит”).

Первыми играми DMA стали игры Menace и Blood Money — классические сайд-скроллеры на космическую тему. Геймеры по достоинству оценили графическую привлекательность этих простеньких стрелялок, но вполне справедливо раскритиковали их за зверскую сложность.

Первая известность пришла к DMA уже в 1990 году, с выпуском игры Lemmings . Оригинальный стратегический геймплей с интересными головоломками и здоровым чувством юмора не оставил игроков равнодушными, и уже в первый год игра разошлась тиражом более 60000 копий в одной только версии для Commodore 64 . Более подробно о “Леммингах” вы можете почитать в предыдущем выпуске “ Игромании ” в рубрике Game Over? , скажем лишь, что со всеми сиквелами и переизданиями эта игра продалась общим тиражом более 20 млн копий. С полным правом можно сказать, что вплоть до середины 90-х годов DMA зарабатывала свои основные деньги (и имя!) именно на “Леммингах”.

Конечно, были у DMA Design и другие любопытные проекты, например гонки Uniracers , выпущенные в 1994 году, однако до звания хита ни одна из этих игр так и не дотянула. С таким скромным послужным списком на игровом Олимпе делать нечего, поэтому рано или поздно DMA Design ждал бесславный конец, а ее сотрудников — работа в других, более успешных компаниях. Так бы и случилось, если бы не прозрение, посетившее дизайнеров DMA в 1994 году.

Финальный экран Lemmings. Дэйв Джонс - верхний слева.

Grand Theft Auto

В конце 1994 года с подачи Дэйва Джонса DMA Design начинает работу над новым проектом — Grand Theft Auto, или, в сокращенном варианте, GTA. Разрабатывалась она сразу под две платформы (PC и PlayStation ) почти три года. И вот в ноябре 1997 года игра ушла на “золото”. В этот день свершилась одна из самых важных революций в игровой индустрии. Правда, этого еще никто не заметил, включая самих “революционеров”. Что же представляла собой самая первая GTA?

Запустите свеженький GTA: San Andreas , переключите камеру в режим “вид сверху”. Теперь уберите из игры добрую половину возможностей, снизьте разрешение до 640х480, а 3D-графику замените на типичный спрайтовый движок середины 90-х. Вот это и есть оригинальная GTA.

Номинально GTA считалась обычной аркадой, но на самом деле в ней было намешано множество разных элементов: 2D-гонки, экшен, квесты и даже (невиданное для аркады дело!) нелинейная кампания. Для наиболее точного описания новорожденного жанра подошел бы термин “симулятор бандитизма”. Но и это определение хромает на обе ноги, ибо бесшабашная аркадность происходящего сохранилась даже в самых поздних версиях игры, не говоря уже о первой части.

Главной изюминкой GTA с самой первой ее части являлась свобода, причем больше всего ее было именно в первой части игры. Здесь не было даже сюжета, только набор слабо связанных друг с другом миссий, которые можно было выполнять практически в произвольном порядке. Более того, можно было вообще наплевать на задания и зарабатывать деньги любым удобным способом. А деньги в первой GTA выдавали за все подряд. Угнал машину? Получи денежный бонус. Продал машину? Получи еще больше. Переехал пешехода? Держи карман шире — в буквальном смысле. Двух пешеходов сразу?! Открывай еще шире!

После того как в результате оплачиваемого беспредела набиралась определенная сумма, открывался доступ к новому городу. Кстати, знаете, как назывались города в первой GTA? Liberty City , San Andreas и Vice City .

К сожалению, графика в GTA была далека от совершенства даже по меркам 1997 года. Единственное значимое достижение движка заключалось в возможности изменять масштаб в зависимости от скорости перемещения, что позволяло расширить сектор обзора на больших скоростях (кстати, точно по такому же принципу работает мини-карта в GTA III и более поздних версиях). С визуализацией всего остального наблюдались явные проблемы: летящие пули отображались крохотными кучками пикселей (прямо как в доисторических стрелялках), раздавленные пешеходы больше всего напоминали прихлопнутых тапком тараканов, а анимация была попросту ужасной. Не впечатлял и звук: эффекты были сделаны на троечку, речи не было вообще — ее заменяло бессмысленное бормотание на одном из диалектов симс-тарабарщины. Хорош был лишь саундтрек, в который вошло более часа музыки из наиболее популярных направлений тех времен: техно, фанка, хип-хопа, индастриала, кантри и хэви.

Но, несмотря на техническую отсталость, GTA завораживала. Это была игра из серии “любовь с первого взгляда” — она или не нравилась вообще, или нравилась сразу, и тогда ей можно было простить все недостатки. И простенькую графику, и отсутствие озвучки, и высокую сложность, и неудобную навигацию в огромном виртуальном мире, и много чего еще.

Игровые издания встретили GTA вполне предсказуемо — с прохладцей. Во времена тотального помешательства на трехмерной графике игры было принято встречать по одежке, а точнее — по движку. Однако “слив” GTA тоже “не засчитали”, по достоинству отметив ее оригинальный геймплей, черный юмор и идеально выдержанный стиль. В это же время вокруг игры начало формироваться устойчивое сообщество поклонников, без которого не обходится ни один мало-мальски стоящий проект. А в том, что GTA — проект удачный, а значит, достойный продолжения, не сомневался никто.

Пока часть сотрудников DMA Design занялась доделкой PlayStation-версии, остальные принялись за разработку первого дополнения — GTA: London 1969 — и сиквела Grand Theft Auto II .

В это же время произошло еще одно знаменательное событие. Издатель первой GTA был куплен одним из гигантов индустрии — Take2 Interactive . И права на GTA, соответственно, перешли к ней. Останавливаться на этом Take2 не собиралась и в открытую выразила заинтересованность в покупке самой DMA Design. Дэйв Джонс, который так и не понял, какой алмаз он нашел в куче. э-э-э. леммингов, решил, что грех не воспользоваться таким заманчивым предложением, и в 1999 году продал компанию. DMA перешла в собственность Take2 и ее включили в состав студии Rockstar Games .

Если бы Джонс смог по достоинству оценить гениальность придуманного им же самим геймплея, то сейчас он был бы уже миллионером. Но Дэйв поставил не на ту лошадь, основав в 2002 году новую компанию Real Time Worlds , которая выпустила один лишь посредственный шутер Mobile Forces . А тем временем игровой паровоз под названием GTA набирал скорость.

— Три огромных виртуальных города.

— Бесчисленное множество дорог, шоссе, бульваров и улочек общей протяженностью почти 10000 километров.

— Госпитали, банки, стрип-клубы, военные базы, полицейские участки, порты.

— По 20 типов машин в каждом городе, все со своим уникальным поведением и скоростью.

— Наличие городских служб: полиции, пожарных, медиков и общественного транспорта.

— Разный уровень агрессивности полиции в зависимости от действий игрока — от полного игнорирования до охоты на полное уничтожение.

— Поддержка до четырех игроков при игре по сети или модему.

— Более часа музыки в стилях техно, дэнс, фанк, хип-хоп, индастриал, хэви-метал и кантри.

— Свыше 200 различных миссий, включая автоугоны, контрабанду наркотиков, похищение, теракты, заказные убийства и ограбления.

— Оружие: пистолет, автомат, гранатомет, огнемет.

— Игровые бонусы: броня, дополнительные жизни, взятка полиции, “отмазка” от тюрьмы, “множитель” (все получаемые деньги умножаются на коэффициент), ускоритель (бег, езда и стрельба становятся быстрее).

GTA: London 1969

— Целый виртуальный Лондон, включая Тауэр, Биг Бэн и другие архитектурные достопримечательности.

— Более 20 новых машин в стиле 70-х.

— Новый саундтрек, тоже в стиле 70-х.

— Новые миссии, еще разнообразнее, еще сложнее.

— Кровища! Больше и реалистичнее!

GTA II

— Огромный мегаполис, состоящий из трех частей.

— Более 40 новых машин с уникальным набором моделей для каждого района мегаполиса.

— Разные уровни агрессивности полиции.

— . Забудьте про полицию, это ерунда по сравнению с армией!

— Частично разрушаемое окружение.

— Новый саундтрек, впервые в серии не только с музыкой, но и с “речевыми” радиопрограммами.

— Новый движок, трехмерный, но с ограниченным углом обзора — в стиле первой части.

— Шесть преступных банд, каждая со своим набором миссий.

Первый аддон к GTA появился всего через год после выхода оригинальной игры. Нововведения в London 1969 можно было пересчитать по пальцам одной руки: новый виртуальный город (почти точная копия Лондона), 20 новых машин, чуть более правдоподобно стали выглядеть раздавленные пешеходы, валяющиеся в лужах крови, полностью обновился саундтрек. Все остальное не изменилось ни на йоту.

В 1999 году вышла GTA III — уже с логотипом Rockstar на обложке. Однако и в сиквеле дозировка новшеств была более чем скромной: немного похорошела графика, улучшились звуковые эффекты, опять появилось новое музыкальное сопровождение. В GTA II было уже не три города, а один громадный мегаполис из трех частей с уникальным набором машин в каждом районе. Всего в автопарке игры насчитывалось 40 автомобилей.

В отличие от первой части GTA II была воспринята гораздо более враждебно и прессой, и игроками. Эффект новизны уже отсутствовал, а главные недостатки серии — неудобная навигация и отсталый видеоряд — так и не были устранены. Увлекшись критикой, практически все проглядели еще одно интересное нововведение GTA II — наличие шести разных и зачастую враждующих между собой преступных кланов, к каждому из которых игрок мог присоединиться по своему желанию.

Grand Theft Auto: London 1969

Grand Theft Auto II

После второй части стало окончательно ясно, что гениальной концепции просто тесно в существующих технологических рамках. Свободному по духу геймплею нужна была еще одна степень свободы — визуальная. И Rockstar приступила к разработке новой, полностью трехмерной Grand Theft Auto III . Ее выход запланировали на 2001 год.

Читайте также: