Трудно быть богом обзор

Обновлено: 07.07.2024

Боевая система чрезвычайно комфортна: выносливость тратится на удары и практически мгновенно восстанавливается в блоке, который герой может держать вечно.

Глядя на «Трудно быть богом», становится мучительно жаль тех лет, что отечественные разработчики потратили на создание оригинальных ролевых игр с псевдославянским колоритом. Что, спрашивается, мешало раньше обратиться к творчеству братьев Стругацких?

Долгие годы русские RPG страдали от отсутствия вменяемых сюжетов, литературных диалогов и ярких образов. Но очень удачно выстроились предпосылки. Сначала интерес к Стругацким подстегнул «Сталкер», затем Федор Бондарчук взялся экранизировать их «Обитаемый остров», и, наконец, Алексей Герман («Хрусталев, машину!») недавно закончил съемки одноименного фильма (с Леонидом, представьте, Ярмольником).

Тут все и закрутилось. Сюжет «Трудно быть богом» идеально подходит для вдумчивой ролевой игры: история Руматы Эсторского, агента Земли на далекой планете, сосредоточена на характерах, на внутреннем напряжении. Здесь — море грустной иронии, глубокого антитоталитарного смысла и скрытой работы под прикрытием (герой постоянно примеряет чужие личины). Ну и, конечно, это просто кладезь ярких образов и цепких выражений, которые пошли в народ. «Почему бы трем благородным донам не зайти/выпить/сыграть в кости?» — это оттуда.

Делать на таком материале очередной Diablo-клон было бы расточительством, поэтому игра сосредоточена на сюжете, на персонажах и диалогах. Румата и антитоталитарный смысл уступили место аборигену, плутающему в сетях детективной интриги: кто же эти боги, которые все видят, но сделать ничего не хотят, откуда пришли и где их технологии? Замена не равноценная, но, как оказалось, жизнеспособная. Первая половина игры проходит на ура: Burut CT, обломавшие немало зубов на «Златогорье», по итогам все-таки научились конструировать внятный мир. Сюжет вполне интригует, из книги перекочевала фирменная ирония и некоторые колоритные образы во главе с доном Тамэо и бароном Пампой.

С лошадки придется часто слезать — драться на ней неудобно, а спецудары можно проводить только на земле.

При этом сценаристы демонстрируют умение изящно увязывать знакомые имена и события со своим видением того, что было после отправки Руматы на Землю. Кое-где они и вовсе работают чуть ли не на уровне оригинала. Так, герою периодически является его альтер-эго, диалоги с которым остроумны, в них есть мысль, игра ума и цепкие наблюдения.

Но главное — работает возможность менять личины, выступая в зависимости от ситуации в образе вора, монаха, «благородного дона», наемника, серого штурмовика или солдата арканарской республики. Это позволят не только избежать лишних проблем на дорогах и посещать территории, которые контролируют представители той или иной группы, но и по-разному решать задания. Вариантов множество: можно грубо схватиться с вором-аристократом в образе наемника, но тогда не избежать проблем с его родственниками, поэтому лучше надеть изящный камзол и заявить тому в лицо: «Не вижу причин, почему бы двум благородным донам не устроить дуэль?!».

Ряд квестов доступны для лиц в определенной одежде: других будут игнорировать или бить. Ко всему прочему есть параметр «Дипломатия», который позволяет, независимо от внешнего вида, убеждать собеседников в своей правоте, экономя деньги и здоровье.

Ролевая и боевая системы в этой ситуации играют прикладную роль: их задача не мешать. Тут все лаконично, почти примитивно, но функционально: пара ключевых параметров, плюс несколько эффективных спецударов для различных типов холодного оружия. Плюс огнестрельное оружие и техника землян, а также лошадки, которые не слишком удобны в управлении, но весьма эффективны.

Вся эта конструкция завернута в приятную, богатую деталями картинку и совершенно недурно озвучена. «Аллилуйя!» и «Выбор редакции»? Не спешите. Запала сценаристов до конца не хватило: интрига в итоге оборачивается очередной банальщиной со склада ролевых штампов, которая никак не вяжется с духом книги. Обретенная было свобода испаряется, а увлекательные квесты во второй половине игры чередуются с унылыми почтовыми забегами по густонаселенным, но скучным локациям. Не радует также отвратительная оптимизация движка (загрузки могут длиться по 10 минут), ляпы в озвучке и редкие, но меткие программные ошибки. В общем, приход большой русской RPG снова откладывается, но прогресс налицо.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 65%

Геймплей: 7.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 6,0

Дождались? Качественная ролевая игра с переодеванием, авторам которой для полноценного триумфа не хватило то ли времени, то ли усидчивости и последовательности.


И это исключительно мое мнение. Само чтение, как таковое, не составляет труда. В процессе я показалась себе иностранцем, которая вроде и знает русский язык, видит знакомые буквы и даже может сложить их в слова, но вот уловить общий их смысл крайне сложно. Хотя, возможно это просто не мой жанр. Слишком фантастично для меня.

Думаю, моя проблема непонимания связана с отдаленностью от советской действительности, в условиях которой создавалась книга. Кто бы что не говорил, очевидно же, что параллели существуют. И узурпаторы власти, и слепая вера, и попытки неподчинения и многое другое. Однако, в современное нам время советские идеалы практически стерлись, да и жизнь та известна лишь по воспоминаниям и книгам. А ведь это уже не то пальто!
Мой итог: интересно будет всем, кто любит нечно абстрактное, и совсем непривычное. Для меня же - совсем нет.

Поначалу я ничего не понимала. Было сложно воспринимать имена (понятное дело, я не про Антона говорю) и происходящее. Я буквально продирались через текст, часть даже пришло переслушать в аудио. Из всего делаю окончательный вывод, что жанр не мой.

Чего не отнять, так это атмосферы. Некий мир будто в эпоху средневековья, где царит невежество и глупость. Экспедиция с Земли же отправилась на эту планету как "наблюдатели". Они не должны вмешиваться в жизни "здешних землян", что крайне сложно. К власти недалёкий король со своей правой рукой доном Рэбой. Все образованные и грамотные люди подвергаются репрессиям. "Умные не нужны, нужны верные." Многие из тех вещей, что происходят в этом мире, остаются вне понимания героя. То же отсутствие потребности мыться. Желание жить под тираном, потому что к освободителю они не готовы. Однако, на этой планете наш герой встречает ещё и любовь. Девушку, которая "родилась на тысячу лет раньше своего срока. Добрая, верная, самоотверженная, бескорыстная…"

Даже сейчас я не могу дать этой книге какую-то оценку. По посылу - 9, по воспроизведению - 10, по интересу для меня - 5.

@lanalana, я эту книгу, не смотря на относительно маленький размер, крайне долго читала :) Не уверена, что когда-нибудь отважусь ещё и фильмы посмотреть.

@ti_meniya_razdrajaesh, а фильм Германа при этом идёт почти три часа)

Оценку она, видите ли, поставить не может.


@dpakoshka, мне многие говорили, что нужно читать первые произведения. Но Академия.. и я решила: а вдруг? И нет(

@loki, Академия меня сподвигнет на странные эксперименты.

Соглашусь с этой рецензией. Её автор Стругацких не читал в детстве взахлёб. Не жил мечтой о светлом будущем. которое Стругацкие и живописали, как выяснилось, в порыве юношеского романтизма. А выводы у автора, в целом, те же что и у меня)))
В целом эти герои Стругацких - какие то не те люди, которых можно увидеть в зеркале будущего.


«Трудно быть богом» - было моим первым знакомством с братьями Стругацкими и книга сразу же стала одной из любимых. Прошло несколько лет, прочитана куча трактатов братьев, а данная повесть до сих пор лучшая для меня. После рецензии @alyonaivanishko захотелось в третий раз перечитать и снова окунуться в этот мир. Знаете, концовка до их пор пробирает, мурашки бегут по всему телу, и становится очень грустно, но обо всём по порядку.

Для самих Стругацких сюжет достаточно прост – люди будущего нашли планету, населённую людьми, живущими в эпохе Средневековья и феодализма. Не было придумано ничего лучшего, как начать наблюдать за их развитием, проверять теории, искать совпадения нашего и их развития. Дон Румата (по-нашему просто Антон) один из таких наблюдателей, который должен смотреть на мир, полный ошибок, несправедливости, злости, грязи, ненависти, интриг, глупости и пороков. Обычный такой мир.

Но ты всего лишь человек, что и проявится в конце. Вся подготовка, весь ум, мысли, идеи. Вся программа, задумка. Все внутренние и внешние сдерживающие механизмы. Абсолютно всё не властно над человеческими чувствами. Одно лишь событие…и всё забывается…и вместо Бога появляется человек.

Смотреть на мир, уничтожающий сам себя, и в силах всё изменить, и не в силах что-то сделать. Имея силу, быть бессильным. Трудно быть Богом, а оставаться человеком – ещё сложнее.

Это лучшее творение Стругацких и как по мне – одно из лучших произведений в фантастике. Не знаю, что ещё здесь можно сказать, да и больше не хочу.

@vandal, недавно общалась на тему "что хотел сказать автор" и пришла к неожиданному для себя выводу. Трактовка, интерпретация произведения - дело читателя. И тут важно не то, что хотел сказать автор, а то, что сказалось им. И, в моём видении, ничего общего с ненавистным мне препарирование произведения тут нет.
Это я к тому, как же это прекрасно, когда каждый из нас видит в произведении своё и при этом каждый прав.

@alyonaivanishko, да, это здорово, что можно находить множество вариантов и радоваться, что мы такие умники и умницы :)
А можно устроить срач, доказывая свою сторону с пеной у рта, обещать найти в тёмной подворотне и т.д. - и это тоже прекрасно :)

@vandal, как минимум, нам будет нескучно, да :D


Невероятное произведение, которое, если честно, оставило после себя лёгкий шок. Шок только лёгкий просто потому, что над поднятыми вопросами я в той или иной степени уже задумывалась. А непосредственно поразил невероятный симбиоз двух вещей – (1) форма произведения, достаточно лёгкая и небольшого объёма, позволяющая быстро погрузиться и наслаждаться текстом, и (2) глобальность поднятых вопросов, не распылённая на всё и вся и углублённая в нужных местах.

И ведь действительно, трудно быть богом. Простым наблюдателем, чьей прямой обязанностью является фиксирование событий с анализом причинно-следственных связей. Да, у него есть возможности – сила, оружие, власть, чтобы изменить мир. Но. Каким образом его менять? Всеведущий бог давно просчитал все варианты и знает, что проблема не в сложившихся обстоятельствах. Не кто-то один мешает людям жить в мире и благополучии, корень проблемы сидит в каждом человеке.

Бог может убить «сильных», разделить блага между «слабыми». Такой себе «прокоммунизм», на первый взгляд. Но среди «слабых» появятся новые «сильные», блага будут перераспределены, и всё снова пойдёт по кругу. Менять проблему нужно изнутри, начать с себя. Ведь ничего не изменится, пока «слабый» наибольшим благом для себя видит самому стать «сильным».

А больше всего меня потряс финал. Мне трудно представить концовку сильнее.

Бог не милостив, не всепрощающ. И у бога «падает забрало».

@vandal, да, тем, Серым понравился бы Паланик :D

@alyonaivanishko, они мы бы многое использовали из его идей. ))

@vandal, да, ты прав, хорошо, что они его не знали))


Внимание: данная рецензия содержит спойлеры. Показать?

К фантастике Стругацких трудно сразу привыкнуть, т.к. это фантастика советского времени, не всегда понятная для современного человека. Не зря экранизации повестей Стругацких вряд ли можно назвать удачными. В день окончания прочтения повести я узнала, что умер Георгий Данелия. Пересматривая его фильм «Кин дза дза», поняла, что может как раз Данелия смог бы это сделать.
Трудно быть богом – это социально-политическая повесть, антиутопия. Сюжет интересен тем, что действие происходит в будущем, на другой планете, но уровень развития жителей этой планеты далек от землян и больше соответствует позднему Средневековью. Сотрудники Института экспериментальной истории внедрены на эту планету для защиты жителей от совершения ошибок и наставления на верный путь. Главный герой, Румата Эсторский (он же Антон на Земле), «наш соглядатай на чужой планете», притворяется представителем высшего сословия и защищает интересы культурной интеллигенции (поэтов, писателей, ученых), в то время как Министр охраны короны дон Рэба – жестокий и глупый правитель, устраивает охоту за грамотными людьми под лозунгом: «нам не нужны умные, нам нужны верные». Впрочем, у дона Рэбы оказывается много регалий: наместник Святого Ордена в Арканарской области, епископ и боевой магистр.
Прослеживается откровенная параллель с гонением интеллигенции в 30-х годах 20 века и падением нравов в социалистическом государстве. Из офф-лайн интервью с Борисом Стругацким: «В самом первом варианте ТББ он [дон Рэба] назывался «дон РЭБИЯ». Но Иван Антонович Ефремов, прочитав, сказал: «Эт-то уж с-слишком! Т-такую анаграмму только ленивый не р-разгадает. ». Редакторы приняли его сторону, и авторам пришлось пойти на попятный».
Земным агентам нельзя было убивать инопланетных жителей, но после того, как люди дона Рэба убили девушку Руматы, Киру – самую искреннюю, преданную и чистую, которую Румата любил и хотел взять с собой на Землю – он перешел «горизонт отчаяния» и перерезал Рэбу и его людей.


В рамках ретроспективы Алексея Юрьевича Германа, приуроченной к юбилею режиссера, можно будет увидеть на большом экране его последний фильм. Показы состоятся 22 и 23 сентября, а мы вспоминаем текст, написанный к премьере картины.

Пространство вечной зимы и не закончившегося Средневековья. На Арканаре - планете-близнеце Земли - живут люди, которые похожи на нас (не во всем, конечно, но все-таки). Возрождение тут не случилось, и начались гонения на книгочеев и на образ мысли, искусство ушло из жизни людей, едва зародившись, оставив арканарцев наедине с собственным несовершенством. Здесь есть подобие государства, и подобие религиозного института, но они сеют семена еще большего невежества. Население планеты нечистоплотно во всех смыслах: все сморкаются, плюются, орут благим матом без причины и чешут покрытые струпьями спины, большинство людей измазаны грязью так, словно она служит им второй кожей.

«Трудно быть Богом». Прощальный опус магнум Германа снова на большом экране

«Трудно быть Богом». Прощальный опус магнум Германа снова на большом экране

Группа землян, которые должны были помочь арканарцам, смешались с общей серостью, - кто-то спился, кто-то ссучился. Дон Румата (бенефис Леонида Ярмольника ) просыпается посреди собственного дома, где вовсю хозяйничают рабы - чешут вшивые головы, ходят в его сапогах, слоняются из угла в угол. Местный люд считает, что род Руматы Эстерского произошел от Бога, а значит, и сам Румата богоподобен. Он средневековая версия полковника Курца, великого воина, (само)провозглашенного бога и идола, вытесанного из тьмы. На самом деле - уставший человек, который предпочел бы смерть этим нескончаемым мукам и бесконечным мимикрическим процессам. Румата отлично владеет мечом, но никого не убивал - только отрезал уши, как древние воины или солдаты во Вьетнаме. Облачившись в доспехи, благородный дон превращается в языческое чудовище - насекомоподобное орудие убийства с двумя острыми рогами. И, прекрасно понимая, к чему все идет, он молится: «Господи, если ты есть, останови меня». Но все, что должно произойти, происходит. «Бог же может устать?» - задается успокаивающим вопросом Румата, пытаясь смыть грех Арканарской резни в исходящей паром луже. Впрочем, и это тщетно, на этой планете «водой грехов не смоешь», как говорит один из его слуг.

«Трудно быть Богом». Прощальный опус магнум Германа снова на большом экране

Герман демонстрирует лишь прелюдию к предполагаемой симфонии смерти: в доме Руматы собираются солдаты Святого Ордена, Румата надевает доспехи, спускается к «гостям» и убивает одного из них. Судя по разрушительным последствиям, зрелище самой резни человек просто не перенес бы. Даже для Руматы это тяжкое переживание, "большой взрыв", после которого он может наконец неспешно уехать в повозке в белеющую от снега даль. И трудно предсказать, что там впереди - еще более холодная зима посреди снежной пустыни или солнечные дни, сменившие мировую ночь.

«Трудно быть Богом». Прощальный опус магнум Германа снова на большом экране

«Трудно быть Богом». Прощальный опус магнум Германа снова на большом экране

«Трудно быть Богом». Прощальный опус магнум Германа снова на большом экране

Герой Леонида Ярмольника бродит по полотнам живущего своей жизнью Арканара, вдыхает этот смрадный воздух, жалеет окружающих - и еще сильнее на них злится. В его усталой и закопченной фигуре можно признать настоящего интеллигента, который все видит, все понимает, но ничего не может изменить. Об этом неоднократно писали Стругацкие (еще подробнее - в «Обитаемом острове»): гордиев узел мечом не разрубить, но, раз бог молчит, можно попробовать.

Фильм в прокате, и теперь, когда снег частично растаял, если выйти из кинозала на улицу, можно увидеть, как за пределами «Трудно быть Богом» Алексея Германа продолжает жить современный Арканар. Февраль. Достать чернил и плакать.

Читайте также: