Трудно быть богом игра обзор

Обновлено: 02.07.2024

Книги Аркадия и Бориса Стругацких кажутся заманчивой основой для создания компьютерных игр. Мэтры отечественной фантастики описывали живые, насыщенные деталями миры. В радиоактивные сопки Саракша и грязные улочки Арканара легко поверить, туда хочется заглянуть еще раз. Но это — лишь декорации, необходимые авторам для того, чтобы донести свои идеи до читателей. Во всяком случае, мне дороги именно мысли Стругацких, а не шелуха колоритных образов.

Правда, рассуждения о ценности творчества писателей имеют мало общего с работой «Акеллы», владеющей лицензией на производство «игр по мотивам». Судьбу интерактивной версии «Трудно быть богом» можно было предсказать сразу после анонса, известившего о том, что ее разрабатывает студия «Бурут». Новый проект хорош только в сравнении с ее предыдущими RPG — кошмарными «Златогорьем» и «Златогорьем 2».

Скриншоты 12

Хроники тайного ордена

Действие «ТББ» разворачивается спустя 2 года после окончания повести, поэтому я советую уделить несколько часов первоисточнику. Понять, что к чему, несложно и по ходу дела, однако тогда мимо вас пройдет множество цитат, призванных выжать из фанатов слезы умиления.

Не зная, что речь идет о планете Цуринака, ставшей полигоном для исторического эксперимента землян, вы примете Арканар за обычное средневековое королевство. Годы «серого фашизма» дона Рэбы и власть жестоких монахов остались в прошлом. Столицу захватил «профессиональный бунтовщик» Арата Красивый, избавившийся от горба. Солдаты организованной им Вольной республики наводят порядок в городе, пока тупые бароны толкутся у стен, изображая осаду. События возвращаются в рамки «базисной теории феодализма».

Завязка не лишена оригинальности и тянет на политический детектив средней руки: в роли выпускника разведшколы мы покидаем метрополию, чтобы устранить Арату и собрать информацию о доне Румате, прикончившем Рэбу. Тем, кого привлекает возня пауков в банке, первая половина «ТББ» придется по душе: союзники будут обманывать и использовать героя, враги станут друзьями, а цель миссии не раз поменяется. Не избежать и встречи с «божественными» пришельцами из космоса, которые по-прежнему спасают «книжников» и исподтишка прививают принципы гуманизма местным жителям.

В «Трудно быть богом» вообще тяжело упустить что-то важное, ведь здешний сценарий напоминает железнодорожный рельс. По традиции, большинство ключевых и побочных заданий — перебежки от одного NPC к другому и упражнения с мечом. Но выполнять поручения не так скучно, как в том же «Златогорье 2» — их «почтовая» и «боевая» сущность мало-мальски прикрыта ширмой диалогов. Жаль, сами беседы не радуют; больше 2-3 вариантов ответа на выбор дают нечасто, да и те слабо влияют на исход. Дилемм, кроме «убить или уговорить», почти нет. Зато «Акелла» не поскупилась на актеров: озвучен (тяп-ляп) каждый голодранец, включая нас. Зачем проговаривать реплики, прочитанные 3 секунды назад, — загадка.

«ТББ» сползает под откос примерно в середине похождений имперского шпиона. Погибнув по милости скрипта, агент попадает в немыслимый в научной фантастике загробный мир и получает баронский титул и замок с дружиной с помощью духа дона Мусина. Увы, недвижимость не надо обустраивать или защищать от вражеских орд. Стражники приветствуют нового хозяина фразами «какой-то ты подозрительный» и «шевели булками», не реагируя на перемены.

Содержимое личных покоев отвесило смачный пинок сюжету, двинув его в нужном направлении. Растеряв остатки фантазии, разработчики отправили игроков на поиски девяти фрагментов амулета и борьбу с религиозным маньяком. Даже концовки, похожие на финал Deus Ex, банальны.

Шпагой и гранатометом

Некоторый прогресс со времен «Златогорья 2» проявился в ролевой системе. Поначалу она кажется примитивной: помимо 4 оружейных навыков, разрешено освоить азы дипломатии и медицины или «прокачать» здоровье и выносливость. Повышения уровня не ждешь, как праздника, а над распределением очков не думаешь по 5 минут. Впрочем, практически все таланты полезны.

Неприятно выделяется лишь искусство стрельбы из луков, арбалетов и винтовок. Компаньоны, за чьи спины мог бы спрятаться начинающий Вильгельм Телль, — редкость. Волей-неволей приходится вступать в ближний бой, идущий по недостойным благородных донов правилам. Фехтование сведено к чередованию ударов, блоков и специальных атак. Тем не менее, победить, тупо закликав противника, нельзя — размахивая клинком, игрок быстро опустошает запас сил, поэтому следует очень аккуратно выбирать, когда напасть. Правда, вы всегда можете открыть инвентарь и употребить целебное зелье или съесть капусту; с полным рюкзаком припасов ни один враг не страшен.

А вот тем, кто предпочитает спокойный стиль прохождения, «Трудно быть богом» предлагает немногое. Герой, окончивший школу лазутчиков, не умеет красться, прятаться, орудовать отмычкой или обчищать чужие карманы. Хотя арканарцы не в обиде на грабителей, копающихся в их сундуках средь бела дня.

Единственный предмет, который наш разведчик посещал регулярно, — мастерство перевоплощения. Собрав необходимый комплект одежды, он превращается в солдата Республики, святошу, разбойника, серого штурмовика или дворянина. Как и в «Серпе и молоте», это избавит вас от лишнего кровопролития, к тому же часть заданий не пройти без определенного костюма. Конечно, ранние пресс-релизы сулили сложные социальные механизмы, но синица в руках лучше журавля в небе.

Регрессия

К сожалению, воронежская студия не удержала и крохотную пташку. Если вы еще не успели купить второй гигабайт оперативной памяти, игра станет пыткой. Компьютер, соответствующий рекомендуемым требованиям, тоже не спасет от 2-3-минутных пауз при сохранениях и загрузках. Иногда в этот момент «ТББ» зависает, и ожидание длится вечно. Есть и более изощренные ошибки, вроде обнуления стамины или неожиданных вспышек агрессии у NPC.

Причем «Трудно быть богом» — далеко не красавица. Полагаю, мало кто представлял Арканар в виде однотипных локаций, раскрашенных в кислотные цвета и залитых «блумом». Положим, разоренная страна должна выглядеть уныло. Вот только прока от десятков безликих деревень и крепостей гораздо меньше, чем от парочки запоминающихся.

Другая беда — идиотское сочетание камеры с махонькими углами наклона и управления бегом с клавиатуры. Эдакий гибрид ежа и ужа. Хорошо, пусть движок не позволяет держать в кадре слишком много объектов, но что мешало «повесить» раздачу приказов на мышь?

Наконец, глупо получилось с лошадьми. Путешествовать пешком долго и скучно, а скакуны — дорогое удовольствие. Дело в том, что их здоровье не восполняется известными науке способами, и каждый пропущенный удар приближает покупку нового коня.

Если бы обертка «Трудно быть богом» не уступала ее начинке, я бы поздравил «Бурут» с выпуском вялой, но пристойной RPG. Вероятно, самые возмутительные недоработки будут исправлены патчами, однако сделать из нее увлекательную игру уже невозможно.

Боевая система чрезвычайно комфортна: выносливость тратится на удары и практически мгновенно восстанавливается в блоке, который герой может держать вечно.

Глядя на «Трудно быть богом», становится мучительно жаль тех лет, что отечественные разработчики потратили на создание оригинальных ролевых игр с псевдославянским колоритом. Что, спрашивается, мешало раньше обратиться к творчеству братьев Стругацких?

Долгие годы русские RPG страдали от отсутствия вменяемых сюжетов, литературных диалогов и ярких образов. Но очень удачно выстроились предпосылки. Сначала интерес к Стругацким подстегнул «Сталкер», затем Федор Бондарчук взялся экранизировать их «Обитаемый остров», и, наконец, Алексей Герман («Хрусталев, машину!») недавно закончил съемки одноименного фильма (с Леонидом, представьте, Ярмольником).

Тут все и закрутилось. Сюжет «Трудно быть богом» идеально подходит для вдумчивой ролевой игры: история Руматы Эсторского, агента Земли на далекой планете, сосредоточена на характерах, на внутреннем напряжении. Здесь — море грустной иронии, глубокого антитоталитарного смысла и скрытой работы под прикрытием (герой постоянно примеряет чужие личины). Ну и, конечно, это просто кладезь ярких образов и цепких выражений, которые пошли в народ. «Почему бы трем благородным донам не зайти/выпить/сыграть в кости?» — это оттуда.

Делать на таком материале очередной Diablo-клон было бы расточительством, поэтому игра сосредоточена на сюжете, на персонажах и диалогах. Румата и антитоталитарный смысл уступили место аборигену, плутающему в сетях детективной интриги: кто же эти боги, которые все видят, но сделать ничего не хотят, откуда пришли и где их технологии? Замена не равноценная, но, как оказалось, жизнеспособная. Первая половина игры проходит на ура: Burut CT, обломавшие немало зубов на «Златогорье», по итогам все-таки научились конструировать внятный мир. Сюжет вполне интригует, из книги перекочевала фирменная ирония и некоторые колоритные образы во главе с доном Тамэо и бароном Пампой.

С лошадки придется часто слезать — драться на ней неудобно, а спецудары можно проводить только на земле.

При этом сценаристы демонстрируют умение изящно увязывать знакомые имена и события со своим видением того, что было после отправки Руматы на Землю. Кое-где они и вовсе работают чуть ли не на уровне оригинала. Так, герою периодически является его альтер-эго, диалоги с которым остроумны, в них есть мысль, игра ума и цепкие наблюдения.

Но главное — работает возможность менять личины, выступая в зависимости от ситуации в образе вора, монаха, «благородного дона», наемника, серого штурмовика или солдата арканарской республики. Это позволят не только избежать лишних проблем на дорогах и посещать территории, которые контролируют представители той или иной группы, но и по-разному решать задания. Вариантов множество: можно грубо схватиться с вором-аристократом в образе наемника, но тогда не избежать проблем с его родственниками, поэтому лучше надеть изящный камзол и заявить тому в лицо: «Не вижу причин, почему бы двум благородным донам не устроить дуэль?!».

Ряд квестов доступны для лиц в определенной одежде: других будут игнорировать или бить. Ко всему прочему есть параметр «Дипломатия», который позволяет, независимо от внешнего вида, убеждать собеседников в своей правоте, экономя деньги и здоровье.

Ролевая и боевая системы в этой ситуации играют прикладную роль: их задача не мешать. Тут все лаконично, почти примитивно, но функционально: пара ключевых параметров, плюс несколько эффективных спецударов для различных типов холодного оружия. Плюс огнестрельное оружие и техника землян, а также лошадки, которые не слишком удобны в управлении, но весьма эффективны.

Вся эта конструкция завернута в приятную, богатую деталями картинку и совершенно недурно озвучена. «Аллилуйя!» и «Выбор редакции»? Не спешите. Запала сценаристов до конца не хватило: интрига в итоге оборачивается очередной банальщиной со склада ролевых штампов, которая никак не вяжется с духом книги. Обретенная было свобода испаряется, а увлекательные квесты во второй половине игры чередуются с унылыми почтовыми забегами по густонаселенным, но скучным локациям. Не радует также отвратительная оптимизация движка (загрузки могут длиться по 10 минут), ляпы в озвучке и редкие, но меткие программные ошибки. В общем, приход большой русской RPG снова откладывается, но прогресс налицо.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 65%

Геймплей: 7.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 6,0

Дождались? Качественная ролевая игра с переодеванием, авторам которой для полноценного триумфа не хватило то ли времени, то ли усидчивости и последовательности.

Что? Ролевая игра по мотивам одного из самых известных романов братьев Стругацких — одно это уже звучит интересно. Тем более что перед нами не просто виртуальное переложение оригинальной истории, а попытка продолжить ее.

Как? Прорваться на КРИ сквозь толпы фанатов к телам разработчиков. Ощупать их и, убедившись в подлинности, потребовать самую полную информацию о «Трудно быть богом». Получить взамен приглашение в Воронеж, где можно ознакомиться с рабочей версией игры, и ответить на него обреченным согласием.

Первые упоминания об игре «Трудно быть богом» по знаменитому роману братьев Стругацких появились в самом начале 2005 года — именно тогда сценарист взял в руки перо, а несколько художников и дизайнеров вооружились карандашами и стилусами. И ведь что показательно — когда игру делают не просто ради галочки и большого доллара от крутых-западных-издателей, а с душой, то результаты бывают потрясающими. Уже через два месяца проект был фактически полностью отрисован и мог похвастать многостраничным фолиантом с описанием мира и сюжета (на языке крутых-западных-издателей это называется дизайн-документом). Тогда мы впервые заинтересовались «Трудно быть богом» и посвятили ему целую кучу драгоценных страниц в самом что ни на есть центре «Игромании».

Прошло уже больше года, в водовороте крутых-западных-игр (половина из которых по ценности уступает стоимости бумаги, на которой мы о них пишем) мы как-то потеряли «Трудно быть богом» из вида. Но в апреле игра напомнила о себе сама — на КРИ обнаружилось, что проект уже дорос до стадии демоверсии и даже номинирован на премию «Лучшая графика». В суматохе конференции плотно пообщаться с разработчиками никак не выходило, и тогда мы договорились встретиться через месяц-другой в Воронеже. Чтобы, значит, совместить приятное с полезным — вырваться из душной летней Москвы и в уютном офисе Burut CT получить полный ответ на один-единственный вопрос: так как же на самом деле будет выглядеть ролевая игра по роману «Трудно быть богом»?

Простите, я еще не опоздал на субботник?

«Вы не представляете, чего о нас только не пишут. — С этих слов началась наша беседа с Владимиром Ковнером, главным программистом и руководителем проекта «Трудно быть богом». Здесь Володя остановился и с неподдельной неприязнью бросил взгляд на книжный шкаф, явно таящий в своих недрах подборку неких печатных изданий. — Это же просто полный бред. И что мы делаем клон Neverwinter Nights, и что у нас будет команда героев, и столько всего еще. так что давайте уже напишем о том, что будет на самом деле!» Если серьезно, то в этом самом «просто полном бреде», на наш взгляд, виноваты не столько пишущие журналисты, сколько сами разработчики, которые временами впадают в состояние «семь пятниц на неделе». Готовя эту статью, мы нашли на сайте игры один очень интересный факт — и тут же обратились к разработчикам за подробностями. Выяснилось, что концепцию уже давно переделали и что ничего подобного в «Трудно быть богом» больше не планируется.

Итак, начнем c опровержений. Заблуждение номер один: игра делается для хардкорных фанатов RPG, там будет нереально сложная ролевая система и под три десятка характеристик главного героя. На самом деле все не так. Характеристик не более двенадцати, причем большинство из них нам уже давно знакомы: ловкость, выносливость, дипломатия, четыре вида вооружения и пр. Плюс есть парочка уникальных умений, связанных с ездой на лошади.

Представьте себе эту милую зверушку раза в три покрупнее — и будете иметь представление, как выглядит легендарный Зверь Пэх.

Заблуждение номер два: большую часть игры мы будем заняты разговорами, прослушиванием нескончаемых монологов и чтением бессчетного количества книг. В игре действительно много общения, но никто не будет насильно пытаться впихнуть в вас всю историю Арканара от пришествия Христова до наших дней. В конце концов, считается, что игрок знаком с романом и неплохо разбирается в политической ситуации, а если нет — то в самом начале своего путешествия он получит необходимый минимум сведений, но и не более (еще раз призываем — почитайте Стругацких!). Что касается книг — так их вообще будет совсем чуть-чуть (если помните, в бумажной версии «Трудно быть богом» книги вообще считались редкостью, да еще и уничтожались стараниями дона Рэбы).

Заблуждение номер три: партия и товарищи по оружию, стройным шагом марширующие с нашим героем сквозь все перипетии сюжета. В действительности же главный герой будет один. Но! В игре достаточно много дополнительных квестов, в которых нам надо предстоит следовать за кем-то или, наоборот, вести кого-то за собой. Командовать своим временным спутником мы не сможем, на то ему даны собственные скриптовые мозги и прочие прелести искусственного интеллекта.

Заблуждение номер четыре: боевая часть игры будет примитивно-наивной — а чего вы еще ждете от «глубокого ролевого проекта для очкариков», которые вместо того чтобы играть в Hitman (Half-Life 2, Condemned — нужное подчеркнуть), читают какую-то там старую советскую фантастику? На самом деле в «Трудно быть богом» достаточно мощная action-составляющая. Например, анимация ударов делалась с участием мастеров фехтования, а сейчас в игру добавляют зрелищные комбо.

Заблуждение номер пять: Румата Эсторский нам не встретится, и как он живет теперь, мы тоже не узнаем. А вот и нет — узнаем, но в свое время. А сейчас. сейчас пора рассказать историю, с которой, собственно, все и начинается.

Согласитесь, благородный дон в сквамере, на лошади да со шпагой наперевес — это выглядит. стильно.

Прошло около двух лет с того памятного момента, когда Румата собственными руками восстановил справедливость, устроив в Арканаре форменную Варфоломеевскую ночь. Результатом этой самой справедливости стала обычная такая гражданская война: почти десяток противоборствующих фракций стремятся урвать кусочек власти побольше и послаще, не брезгуя ничем — интригами, тайными союзами, подкупами и предательством.

Земляне в лице Института экспериментальной истории пытаются повлиять на ход событий, но и у них не все гладко. Бывшее некогда монолитом «идеальное общество», по сути, раскололось на два лагеря — одни хотят, чтобы институт занимался своими делами и все так же следовал политике невмешательства, а другие рвутся установить на планете Цуринака порядок, применив для этого весь арсенал земного хайтека и превратившись в самых настоящих местных богов.

Проливная империя тоже не дремлет, заслав в Арканар своего шпиона. Как вы правильно догадались, это как раз и есть наш с вами главный герой. Цели у него просты и безыскусны: надо всего лишь убить Арату Красивого и выяснить, кем был Румата Эсторский. Первая задача явно посложнее второй, так что, идя по пути наименьшего сопротивления, мы попытаемся собрать информацию о Румате. Загадочно? Еще как. Сколько раз нам доведется попасть впросак, пытаясь сообразить — имеем ли мы дело с обыкновенным обывателем или переодетым шпионом Института. В итоге же нам придется выбрать, на чью сторону мы встанем и как повернем судьбу этого мира, — от этого будут зависеть и сам сюжет игры, и ее конец, ну и, разумеется, заключительный ролик, каковых пока планируется полдесятка.

Собственно, вся интрига игры построена на конфликте Средневековья и завезенного с Земли хайтека. Вы думаете, что держите в руках примитивный меч аборигенов, случайно полученный за какую-то простейшую услугу? А то, что этот меч обладает убойной силой, сопоставимой с циркулярной пилой средней величины, вам не кажется странным? Магия аборигенов? Нет, в мире Цуринаки магия отсутствует вообще, здесь есть только земные устройства, замаскированные под — правильно! — оружие аборигенов. Философский подтекст? Пожалуйста. А что было бы, явись мы в средние века с молниями? Помогут ли нам наши технологии, если придется решать конфликт мирового масштаба? Ответ прост, но получим мы его не раньше и не позже, чем выйдет игра.

Баррикады, костры, катапульты — гражданская война во всей своей красе.

В «Трудно быть богом» нас ждет порядка двух десятков карт, каждая из которых предложит знакомые по книге локации. Да-да, будет вам и Икающий лес, и сам Арканар — огромный город, обход которого займет не менее получаса. Перемещаться по миру нам придется как на своих двоих, так и на лошади. Вполне вероятно, что в игре появятся телепорты, — некоторые локации очень велики, и разработчики всерьез подумывают о введении альтернативных способов преодоления больших расстояний.

Арканар, Вигро, Напран — любой большой город обладает собственной уникальной архитектурой, абсолютно достоверной для обычного средневекового поселения, — за это отвечают специально приглашенные историки. Каждый замок, крепостная башня, деревушка воссозданы с учетом всего особенностей мира Стругацких и истории средневековья. Кстати, в определенный момент у нас с вами появится возможность обзавестись собственным замком, но все подробности на этот счет пока держатся в глубокой тайне.

Думается, после игроизации «Трудно быть богом» Burut CT примется за «Трех мушкетеров». Первые наработки налицо!

Каждый город в игре живет своей жизнью. Утром в Арканаре разгуливают богатые доны, а ночью по улицам крадутся весьма подозрительные личности, помыслы которых начинаются с вашего кошелька и заканчиваются вашим бесценным здоровьем. Хотите стать одним из воров или благородным доном? Нет проблем. Основная прелесть игры заключается как раз в том, что здесь вы можете отыграть любую роль, — все зависит от ваших целей и желаний на конкретный момент. Стоит одеть красивый кафтан, и для простачка-крестьянина вы будете представителем знати. Но вот «коллегу по сословию» так уже не проведешь. Извольте нацепить все положенные регалии и обзавестись породистым жеребцом.

Вечером назначена стрелка в Помойном ряду? Очень хорошо, переодеваемся в соответствующие лохмотья — и вы уже свой в доску. Для переодевания, правда, надо будет найти любой укромный уголок — если вы решите проделать эту процедуру в ясный полдень на центральной улице города, велика вероятность, что большая часть народа вам просто не поверит. Для облегчения нелегкой шпионской жизни каждая вещь будет подписана, так что нам не придется методом тыка определять, какой из плащей больше подойдет для дона, а какой — для фракции Серых.

Отдельной статьей проходят лошади. Непарнокопытный друг не только сократит время блужданий по дорогам и тропинкам, но и покажет во всей красе ваш статус. Пегие, вороные, рыжие, гнедые, серые в яблоках — всего в игре будет около полутора десятков самых разных мастей и три основных группы лошадей: скакун, тяжеловоз и хамахарец. Плюс к этому — два варианта сбруи: обычная и тяжелая. Вместе с покупкой лошади игрок получит некоторое количество дополнительных слотов в инвентаре — таким образом, на зверюгу можно будет нагрузить массу всяческого скарба, которого в игре предостаточно. Тут вам и вооружение (от примитивных дубинок и топоров до земных скорчеров и модификаторов), и целый гардероб разнообразной одежды для каждой из фракций.

А вот из этих бревен мы построим себе дом, когда надоест жить в палатке!

Обзавестись лошадью просто — достаточно выложить некоторое количество золотых монет. Какое конкретно — зависит от класса скакуна. Понятное дело, благородный хамахарец будет стоить в разы дороже, чем какой-нибудь тяжеловоз непонятных кровей (впрочем, как утверждают разработчики, проблемы с наличностью будут у нас разве что поначалу — так что мы, видимо, вполне сможем позволить себе обзавестись настоящим конным заводом).

Лошадь — полноценный участник любой дуэли, особенно если вам повстречался противник «на колесах». В игре будут реализованы все особенности классического «рыцарского боя» — разогнаться и отвесить мощный удар, сбить с седла и т. п. Если ваши противники стоят на своих двоих — остановитесь и, не слезая с лошади, угостите их парочкой мощных комбо-ударов. К сожалению, на лошади вы сможете проехать не везде — частенько поселения огорожены шлагбаумами, пройти за которые можно только пешком.

А как же устройства Странников, скажете вы? Какое-нибудь совсем уж сверхмощное оружие суперцивилизации, обладание которым поставит жирную точку в любом споре? Но тут мы должны будем только покачать головой, улыбнуться и развести руками — сверхцивилизация, как ей и положено по всем канонам жанра, не тратит свое время на подобные мелочи. Таинственные Странники давно покинули Цуринаку, оставив на планете всего один артефакт — и это не оружие. Во всяком случае, не оружие в привычном смысле слова. Но нам в обязательном порядке придется «пойти туда, не знаю куда» и найти это самое «то, не знаю что».

Основные фракции конфликта: краткая справка

Как мы уже говорили, в «Трудно быть богом» игровой мир встретит нас самой настоящей гражданской войной. Разумеется, здесь будут и свои союзы, и свои предательства, и свои серые кардиналы — дождитесь лишь релиза, чтобы узнать подробности. Ну а пока просто перечислим основных участников конфликта, чтобы вы могли оценить весь масштаб начинающейся заварушки:

Арканарская вольная республика. Консул — Арата Красивый. Удерживают Арканар и окрестные территории.

Серые. Глава — маршал Орле Нарт. Сосредоточены в городе Напран.

Благородные доны. В основном находятся под рукой дона Пампы (так называемое Королевство Пампа). Не присоединившиеся доны ищут своего покровителя.

Монахи. Глава — архиепископ Чайнин. Базируются в городе Вигро.

Крестьянская армия. Руководители — Дон Кси и Перто Позвоночник.

Ночная армия. Фактически разбита и раздроблена, остатки ютятся в Арканаре и Нипроне.

Земляне. Институт разбился на две группировки, каждая из которых преследует собственные цели.

Пророк. Некая таинственная личность, которая сыграет значительную роль в событиях игры.

Получится ли у «Бурута» игра, которая сможет совместить в себе лучшие черты RPG-жанра и вместе с тем не нарушит дух и букву оригинального романа? Получится ли игра, в которой будет интересно жить, днем плести интриги во славу Арканарской республики, а ночами, затаив дух, пробираться по жуткому лесу, выполняя очередное задание Гильдии воров? Каким окажутся в «игровом варианте» барон Пампа, дон Кондор, Румата Эсторский, будут ли они соответствовать нашим представлениям о них? Очень хочется написать — да, несомненно, пока все свидетельствует о том, что ребята из «Бурута» делают все возможное, чтобы подарить нам именно такую игру, как мы и ждем. Умную, интересную — и не скучную. С прелюбопытными особенностями — и не перегруженную лишними деталями. Красивую и зрелищную, но в то же время — не пустышку, которая забудется через неделю после того, как вы ее пройдете. А пока — пожелаем разработчикам успеха и ждем августовской выставки в Лейпциге, к которой нам обещана полноценная альфа-версия.

Многие люди заставшие расцвет компании Nokia и Sony Ericsson знают, что на этих телефонах осталось большое количество хороших игр которые и на современных смартфонах будут хорошо смотреться. И к одной из таких игр можно отнести и созданную компанией «Аккела» игру «Трудно быть богом».


Как можно понять из названия в основу игру положен сюжет одноименного произведения братьев Стругацких. И она вполне способна пробудить интерес к этому произведения, хотя создавалась для другой цели. Игра вышла на год раньше компьютерной «Трудно быть богом» от той же «Аккелы» и должна была стать затравкой для своей старшей версии.

Геймплей

Игра представляет собой пошаговые бои, между которыми абсолютно линейно вас перекидывают. Все миссии последовательно прописаны в сюжет, и вся игра представляет собой постоянные бои, между которыми вас ждут анимированные брифинги. Во время этих брифингов вам объясняют суть задания и рассказывают сюжет.


Сами бои можно разделить на несколько этапов. Первый этап это экипировка персонажей которую вы собираете перед боем (оружие, броня, расходники).

Все оружие делится на несколько категорий, которые различаются по типу урона:

  • режущий (мечи, топоры)
  • дробящий (булава)
  • колющий (копья, арбалет)
  • огнестрельный

И каждый комплект брони кроме очков защиты и слабости к определенному типу урона, повышает или понижает определенные параметры персонажа. Все это следует учитывать при экипировке своего персонажа, так и при атаке вражеских юнитов.

Расходники представляют собой различные лечащие предметы, бафы и дебафы.

После завершения экипировки начинается бой. Каждый персонаж может передвигаться на определенное расстояние, оно отображается в виде синих клеток. Оранжевыми клетками отображается возможные позиции атаки.


После завершения движения у игрока есть несколько действий на выбор: атака, ожидать, применить предмет, сменить оружие. При атаке можно выбрать одно из двух орудий которое было экипировано на персонажа.


Сама атака представляет собой анимированную картинку на которой оба персонажа обмениваются ударами, но противник отвечает на удар только, если вы находитесь в зоне действия его оружия. Но есть небольшая загвоздка: каждая атака в зависимости от характеристик персонажа и противника имеет шанс попадания, отображаемый в процентах. И здесь может начаться X-COM когда ваших 95% недостаточно для попадания, а противнику может хватить и 30%, но хорошо что такие моменты попадаются нечасто.


Ролевые элементы

Прокачка в игре явно вдохновлялась «Морровиндом"» Уровень владения предметом повышается при его использование в бою. Повышение соответствующих уровней позволяет экипировать качественную броню и оружие.



И здесь вылезает некоторые проблемы. На наш выбор есть достаточно большой выбор персонажей и прокачка происходит только в бою. Соответственно напарник, который пропустил пару сражений, имеет все шансы уйти на скамейку запасных навсегда. И количество персонажей вызывает вопросы, возможно предполагалось и что они должны заменять погибших в бою. Но в итоге легче перезапустить уровень, и не допустить смерти. В этом помогает система сохранений. Сохранить игру можно перед как перед стартом битвы так и во время фазы движения по полю боя, но к сожалению слот всего один.

Графика

Сейчас конечно графика смотрится довольно отстало и трехмерные элементы в игре не применяются, но выглядит она достаточно приятно. К тому же фигурки персонажей нарисованы очень тщательно. Вы всегда отличите членов команды друг от друга. Но к сожалению противники проработаны хуже, они отличаются только типом: штурмовики, монахи, разбойники, мятежники. При этом разбойники и мятежники просто перекрашенные в другой цвет главные герои.


Отдельно стоит фаза боя. Хоть бой и представляет собой скриптовую картинку, она смотрится довольно приятно. Персонажи размахивают оружием, стреляют из арбалетов, лекари лечат. Вначале это смотреть интересно, но со временем они могут надоесть. Пропустить эти анимации нельзя, но можно сильно ускорить.

Играть интересно, (хотя для меня данная игра — часть ностальгии) и не вызывает технических сложностей. Здесь помогает пошаговость, что снимает большинство проблем управления. Да и интерес сражений поддерживает в меру инициативы ИИ, который не просто атакует ближайшего противника, а способен «фокусить» лекаря или бойцов с малым количеством здоровья. Плюс ко всему игра спокойно позволяет играть в себя небольшими сессиями благодаря возможности сохраняться практически в любой момент. Сама игра способна подарить порядка 6-7 часов геймплея.

Читайте также: