Total war rome ii empire divided обзор

Обновлено: 03.07.2024



Empire Divided — это больше, чем просто новая кампания в Total War: Rome 2. На этот раз изменения коснулись самой механики игры в некоторых очень важных ее аспектах, причем гораздо сильнее, чем, например, в «Ярости Спарты» и других DLC. Стоит признать, во второй части эпопеи по Рим разработчики сделали целую уйму спорных решений, которые привели к сильным «ожогам»филейной части у любителей серии и вызвали бурю негативных оценок со стороны комьюнити. «Да, вот в наше время Rome: Total War был что надо!» — кряхтели поклонники.

Обзор Total War: ROME II — Empire Divided — возвращение в Рим

Хотя и судить их за это тоже неправильно. На игровой ИИ трудно смотреть без слез, а сетевой код в первое время одаривал всех критичными багами словно настоящий Дед Мороз под Новый год. Многое осталось нерешенным, что-то поправили в следующих частях серии, и на фоне этого «Расколотая империя» смотрится как некоторая работа над ошибками. Пуская она не такая масштабная — важен сам факт.

Обзор Total War: ROME II — Empire Divided — возвращение в Рим

Но вернемся непосредственно к начинке Empire Divided. История переносит нас в 270 год н.э. Рим погряз в разборках правителей и расколот на несколько частей. Слабость сильного, но раненого противника привлекла «хищников» послабее, но вместе им по силам волной прокатиться по всей римской империи, оставив после себя лишь руины когда-то великой цивилизации. Варвары на севере, грозные Сасаниды и Пальмира на востоке — легионам явно будет непросто в этой кровавой мясорубке.

Обзор Total War: ROME II — Empire Divided — возвращение в Рим

В размерах мир и карта совпадают с тем, что нам предлагает основная кампания, немного лишь поменяли расположение самих городов. Играбельных фракций всего 10, зато каждая из них отлично раскрыта в плане исторических событий и персонажей. События теперь складываются в цепочки, составляя небольшие сюжеты. Это касается не всех случаев, когда вам предстоит сделать выбор, но система стала на порядок сложнее. Единственный недостаток — сложно поступить неправильно. Легко догадаться к чему придет тот или иной поступок, и это значительно ограничивает варианты.

Главным изменениям подверглась социальная составляющая. Лидеры вашей фракции и другие партии теперь гораздо более активно взаимодействуют на политической арене. И, как следствие, вероятность гражданской войны стала явно выше, чем раньше. Кланы, Дома и их аналоги теперь любят устраивать подлянку в середине игры, отпочковываясь в каких-нибудь сепаратистов, прихватив с собой пару армий и несколько провинций. Теперь эти конфликты стали менее масштабны и их проще подавлять, но зато увеличилась их частота.

Обзор Total War: ROME II — Empire Divided — возвращение в Рим

Остальные изменения носят скорее косметический характер, и не сильно влияют на саму игру. Обновили ветки развития, сделав некоторые исследования более значимыми. Изменили процесс улучшения агентов и полководцев — теперь игрок видит не только доступные навыки, но и целиком ветки развития, за что отдельное спасибо разработчикам. В городах появился такой показатель как Санитария, поэтому при проведении строительных работ придется учитывать еще и чистоту в поселении. Это, кстати, еще один винтик в социальную часть игры, поскольку здания именно такого типа стали более актуальными в данной системе.

Обзор Total War: ROME II — Empire Divided — возвращение в Рим

Есть и скорее отрицательные нововведения. Например, в каждой провинции появились бандиты, которые в определенный момент времени начинают воровать налоги из казны либо пищу у населения. Сама идея имеет здравое зерно, но подкачала реализация. Ее можно было развернуть аж вплоть до появления бандитских армий на территории игрока, однако мы получили только новый индикатор и мало способов влияния на него.

Изменился также внешний вид и качество отрядов в армии. Если раньше все иконки были сделаны в неком греческом стиле и были отдаленным напоминанием реальных воинов, то в Empire Divided мы получили полноценные изображения наших бойцов. Однако так вышло, что стиль получился какой-то очень простой, и чем-то даже напоминает Mount & Blade: Warband. Раньше шутили, что собирают армию из «мужиков с палками», а сейчас в этих словах стало больше правды, чем хохмы.

Скандал вокруг Total War: Rome II раздут на пустом месте?

Дополнение для глобальной стратегии Total War: Rome 2, добавляющее в игру новую историческую кампанию и массу нового контента.

События дополнения начинаются в 270 году нашей эры, который стал поворотным в судьбе столкнувшегося с расколом Древнего Рима. Вы сможете играть за одну из десяти новых фракций, отличающихся историческими лидерами, условиями победы и прочим, а также принадлежащиъ к пяти различным культурным группам.

Помимо бонусов и особенностей каждой фракции и культурной группы, вас ждут новые элементы кампании, такие как эпидемии или разбойники, а также уникальные задания, измененные технологии, новые ивенты и многое другое.

Первый взгляд и обзор на дополнение к Рим 2 Тотал Вар Расколотая империя. Это DLC позволит нам окунаться в события 3-го века нашей эры и привести к величию императора Аврелиана, либо изменить историю, возглавив его политических соперников. а может быть вообще стереть Рим с лица Земли полчищами варваров. Но не стоит забывать и про восточные фракции, которые угрожают Риму!


Total War: Rome 2: Сохранение/SaveGame (Кампания: Император Август, для получения ачивки Рим Лепида)

Total War: Rome 2: Сохранение/SaveGame (Кампания: Император Август, для получения ачивки Рим Лепида)

Первый Рим — тот самый, что на семи холмах, — сгинул под натиском дикарей. Второй — который Константинополь — принял ислам и превратился в Стамбул. Третьим Римом принято считать Москву — вообще, причин тому несколько, но, кроме прочего, московские князья были связаны с византийской правящей династией брачным союзом.

Подсерии Rome в династии Total War повезло больше, чем прототипу: уже и вторая часть выходит, а империи еще очень далеко до заката.

Эллинистическая эстетика англосаксонскому игроку однозначно ближе, чем феодально-ниппонская, которой изобиловала Total War: Shogun II. С какой стороны ни глянь, а у античной эпохи размах куда больше, чем у средневековья в масштабах маленького островного государства. Несколько кланов, отличающихся только гербами-монами, — и десятки народов, взращенных плодородным Средиземноморьем.

Total War: Rome II

Описать антураж Rome II можно в двух словах: богатство и простор. И то и другое — очень немаловажно для глобальной стратегии. Тут в наличии все основные очаги европейской, средиземноморской и ближневосточной цивилизации — от Африки на юге и Азии вплоть до индийских границ на востоке до датского полуострова на северном краю.

Total War: Rome II

Европа разрослась как в целом, так и в деталях. Города и поселения являют собой аккуратную горстку домиков, которая со временем может увеличиться. Леса стали густыми, пустыни — бескрайними, а крупные реки — судоходными (учитывая, что флот участвует в наземных битвах, — весомый довод).

Подвластными землями не только любоваться можно, ими еще и управлять надо. Здесь британцы шагнули вперед, хотя административных высот Paradox Interactive им не достичь. В Total War: Rome II все направлено на подготовку к войне, и только.

Разумеется, прежде чем развязывать войну, нужно скопить звонкую круглую сумму и укрепить экономику. И, на наш взгляд, финансовая модель в Rome 2 куда лучше, глубже и понятнее, чем где-либо еще. Одни строения приносят доход в какой-либо отрасли: сельское хозяйство, промышленность (громко сказано!), культура и т.д. Другие увеличивают прибыльность остальных — опять же в зависимости от отрасли. Механизм очень гибкий, позволяет специализировать экономику — и грести золото лопатой.

Античные города волей Creative Assembly объединились в провинции — по четыре на штуку. Ожидаемое и полезное решение в условиях нового масштаба, к которому явно приписали лишний нолик. Провинция служит административной единицей, а города — фундаментами для построек. Если возвести в Александрии лагерь для подготовки солдат, они появятся в поле найма по всему Египту.

Total War: Rome II

Первый Rome порой смущал списком доступных построек: ограничений не было, и каждый город рисковал пробурить в бюджете осьмнадцатую дыру, потому что здания нужно было содержать. Продолжение упростило градостроителям жизнь: фундаментов в городе немного, а чтобы их стало больше, должно вырасти и население.

НА ЗАМЕТКУ: высокоуровневые здания дают -12 от общественного порядка в ход или пожирают еду в китайских масштабах. Ergo, требуется долгосрочное планирование, и периферия должна кормить столичное ядро.

Обрезали? Обделили? Нет, в данном случае ограничение помогает специализировать поселения. Скажем, отведя участок под поля, мы можем или засеять их, или пустить под пастбища. Одно даст прирост запасов провизии, другое увеличит аграрный доход. Выбирать одно из двух заведомо тяжелее, чем строить все подряд, верно?

ЭТО ДРАМА: стены почему-то стали привилегией столичных поселений; остальные города провинции лишены всякой защиты. Результат — игроки рвут, мечут и плюются ядом.

Процент налогов определяется сразу для всей страны, поэтому из-за бунтов в свежезахваченных городах придется понижать ставку повсеместно (хотя отдельную провинцию можно совсем освободить от выплат). А вместо массовых игрищ, как в первом «Риме», введены эдикты, которые применяются сразу ко всей провинции.

Управление страной в отрыве от военных операций занимает на каждом ходу пару десятков секунд — если не обращать внимания на политику, которую попытались видоизменить.

Total War: Rome II

Члены семей — это вам тут не абстрактные портретики, а действующие командиры с разной степенью влияния. Репутацию они наращивают прямо в ходе игры, как правило — длинной цепочкой блистательных побед. А потом генерал-триумфатор вдруг забывает о субординации и решает, что у кого армия, тот и консул. Случается это нечасто, но крови раскол в сенате может попортить изрядно — как и полноценная гражданская война.

ЭТО ДРАМА: Creative Assembly, по мнению горячих голов, достойны колесования за ампутацию семейного древа. Где, когда и у кого родится сын, который в будущем станет знатным полководцем, решит его величество Случай. Недостатка в генералах не предвидится — хоть на зиму заготавливай.

Total War: Rome II

Простоват и дипломатический режим. Вопреки похвальбе Creative Assembly о мозговитом ИИ и новинках в области переговоров, со времен Total War девятилетней давности изменилось мало. Торговые соглашения, пакт о ненападении, военные альянсы, вассалитет — и не забудьте, что все ваши внешнеполитические хитросплетения смоет традиционное упорство компьютерных игроков. Воюют до полного разгрома, посылают купцов только после выплаты контрибуции. Военный союз? Нонсенс! Не бывать этому даже за все сокровища Аккада! В конце концов, здесь не Victoria и не Europa Universalis; к услугам дипломатов в Total War прибегают в основном чтобы объявить войну и стребовать дань.

SEGA однозначно передавила, требуя выпустить Rome II поскорее, поэтому множество проблем решить не успели, но Creative Assembly удержались от соблазна распилить проект на тучу DLC, хотя одно вычленили-таки. Однако трудно представить, почему на Rome 2 обрушились сотни отрицательных отзывов (сплошь 0/10) с раскормленными в слонов мухами и мнимыми трагедиями. Из 1277 отзывов на «Метакритике» аж 747 ругательные, а фраза про «шестьдесят евро за бета-тест», кажется, стала крылатой.

Пресса проявила снисходительность: только два издания из сорока оценили «Рим» ниже, чем на пять из десяти. Зато игру с неожиданной свирепостью порвали на лоскуты сами игроки. Игроманский форум ломится от жалоб на плохую оптимизацию и платное бета-тестирование, хотя игру все равно встретили сдержанно тепло. А вот на «Метакритике» народ основательно запасся тухлыми помидорами: суммарный балл — 4,2 из 10. В последний раз так организованно оценку сбивали новому SimCity (до 1,6!).

Аргументы обвинения все те же. Вот вам примеры.

Total War: Rome II

Нет, подавляющее большинство претензий взято не с потолка. Если ворота сжигаются любым отрядом — зачем тогда тараны и лестницы? А предел численности армий, растущий вместе с расширением империи? Не очень-то он и мешает (благо экспансия тут быстрая и мучительная), зато ограничивает безумный ИИ, который раньше любил плодить десятки крошечных армий и распускать этих тараканов по нашим тылам.

Еще один лидер по числу исков — идентичность агентов. Игроки заявляют, что у шпиона, посла и чемпиона функции одинаковые. Отчасти да, все они умеют убивать полководцев, но и своих способностей у каждого хватает. Только послы умеют подбивать рабов на восстание, только чемпионы — тренировать наши войска, только шпион может отравить гарнизонную еду. Но если рубануть сплеча, то да, функционал одинаковый. Как у полицейского, спецназовца и офицера разведки.

Однако самый внушительный урожай проклятий собрало пропавшее семейное древо. Прежде мы с нетерпением ждали, когда внучатый племянник наконец возмужает и возьмется за меч, выдавали замуж дочерей, и так далее и тому подобное. В Medieval 2: Total War можно было длинной комбинацией из убийств угробить всю династию и покорить страну. Но по нынешним правилам генералы берутся из ниоткуда, причем в солидных количествах — академия, ядрена корень. Оказуалили, не поспоришь, но ставить крест на всей игре из-за пары уступок «простым смертным»?

Военное ремесло — самый смак серии Total War, и к нему относятся бережнее всего. Чем раньше была армия? Списком боевых единиц, желательно — вкупе с командирским отрядом. И что она теперь собой представляет? Автономную боевую формацию, которая сама себе хозяин: обучает бойцов прямо в поле, имеет громкое название и набирает опыт (чтобы потом обрастать полезными преимуществами).

ЭТО ВАЖНО: теперь в каждом городе навеки прописан гарнизон, состав и величина которого зависят от построенных зданий. Чтобы одинокий генерал не смог присвоить опустевшее поселение.

Той же дорогой послали и полководцев. Они обучаются, обзаводятся свитой и получают новые боевые возможности — например, грозный рявк на непослушных врагов, чтобы те ринулись обратно к мамкам за новыми штанами.

Битвы на ручном управлении после Rome: Total War словно бы и не изменились, а вот в «Сёгуне» дела шли иначе из-за отсутствия щитов и присутствия культурных. особенностей (это что за уродец с катаной? самурай? тут что, все самураи?!).

Rome II — это классические столкновения в духе планов, которые рисуют в школьных учебниках истории. Пращники выпустили град камней, отступили за спины мечников, которые оттеснили бронированных увальней к общественным баням, а конница вдоль берега просочилась на вещевой рынок и разгромила там все, что нашла. Умение вовремя выставить против противника именно те отряды, что дадут отпор (и перед битвой предусмотреть вероятность атаки там, где отпора не будет), выжидать и отступать по-прежнему ценно, как вода в пустыне Сахара.

Total War: Rome II

ЭТО ДРАМА: град не стрел и пилумов, но шестиэтажных проклятий обрушился на британцев за контрольные точки. Теперь на каждом поле боя, независимо от условий, есть один или несколько флажков. Удержание или захват точки сулят победу. Вроде бы и здравое начинание, да только расположены точки жутко неразумно с тактической точки зрения: например, посреди поля, хотя рядом есть удобный для защиты холм.

Total War: Rome II

Беда во всех случаях одна — компьютер. Во-первых, ИИ, который запросто может бросить осадные орудия и ринуться ломать ворота голыми руками (точнее, жечь бросками какой-то горючей дряни). Во-вторых, начинка вашей убермашины: чтобы выкрутить графику на максимум, придется принести в жертву либо производительность, либо немалые деньги на новое железо. Хотя, если оставить настройки «очень высокими», с Rome II справится не только киборг на острие прогресса, но и рабочая лошадка за двадцать килорублей.

Total War: Rome II

И все равно сражения в Rome II остаются самыми эпическими и правдоподобными — в сравнении как с боями в других частях серии Total War, так и со стычками во многих других стратегиях. Сотни и тысячи солдат с разными физиономиями, разными телодвижениями и обмундированием — и уйма деталей, будь то шрамы, грязь или зазубрины на щите. Налюбуйтесь на своих бойцов перед атакой — потом будет не до того.

Безусловно, Total War: Rome II есть за что поругать, пнуть и пару раз удалить. а потом установить снова. На старте покупателей ждал богатейший букет багов, который вскоре завял. Отдельные паникеры заявляют, что новый «Рим» казуален и упрощен в ущерб игровому процессу (кстати, первый «Рим» тоже в этом обвиняли).

. А вы попробуйте поиграть на легендарном уровне сложности — тогда и посмотрим, кто здесь кому казуал. Rome II настолько же проще своих предыдущих частей, насколько Civilization V — своих. С виду — возможно, но, если покопаться, выяснится, что он удобнее и глубже.

Мы наконец дождались второго после Europa Universalis IV стратегического титана и можем со всем убеждением заявить — это достойные соперники. Пусть и несколько в разных видах спорта.

Читайте также: