The cave обзор

Обновлено: 04.07.2024

В последнее время рынок платформеров стал переполняться проектами, которые требуют от игроков максимальной концентрации, идеального расчета времени и переигрывания некоторых ситуаций снова и снова. Это относилось и к инди вроде They Bleed Pixels, и к более массовой Rayman Origins, и к полублокбастерам в духе Deadlight и Mark of the Ninja. Нет, мы нисколько не умаляем их достоинств, все они — потрясающие аркады, заслуживающие отличных оценок и признания. Но давненько нас не баловали в этом жанре качественными приключениями с точки зрения истории. Здесь на сцене и появляется The Cave.

Сюжетный лейтмотив, как бы странно это ни звучало, чем-то перекликается с серией Silent Hill: познать себя, пройдя через испытания, навеянные мистическим местом. Семь заблудших героев добираются до пещеры, которая, по слухам, может воплотить в жизнь самые сокровенные человеческие желания. Но, как водится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Пещера оказывается «живой», насколько этот термин вообще можно отнести к полости в горной породе. Она обладает волей, разумом и чертовски злобным чувством юмора. От ее лица и происходит повествование, что придает The Cave море шарма. Вступительный монолог сразу же настраивает на нужный лад: вас ожидает смешная, но при этом мрачная и поучительная история.


Команда также подобралась интересная: от банального рыцаря до путешественницы во времени и близнецов, словно сбежавших из фильма Тима Бертона (особняк готического вида прилагается). У каждого своя тайная мечта. Кто-то хочет совершить подвиг, избежав трудностей, другой жаждет славы, третий — мести, прочие в том же духе. Только вот, как гласит старая мудрость, «берегитесь своих желаний, ведь они могут сбыться». Препятствиями на пути к цели станут не монстры, как в известном туманном городке, а последствия ваших действий. Каждая из семи историй несет собственную мораль, но при этом они объединены общей тематикой: как далеко можно зайти в погоне за желанным? И стоило ли оно того в конечном счете?


В отличие от поучительного сюжета, продвигаться по которому хочется хотя бы ради искрометных реплик Пещеры, игровой процесс весьма обыденный. Как в серии Trine или, если копнуть поглубже, The Lost Vikings, нам предстоит взять под крыло троих персонажей и провести их через все аркадно-платформерские трудности. С той лишь разницей, что в The Cave упор сделан на головоломки. Монстров не предусмотрено, уникальные умения используются лишь в строго отведенных для этого местах. Зато в наличии обширные локации с достаточно увлекательными загадками. Они в меру логичны, порой требуют немного поднапрячь серое вещество, но ровно в той мере, чтобы не приходилось каждые несколько минут подглядывать в «прохождение».

Засада обнаружилась там, где ее не ждали. Если в той же Trine комплексные задачки решались в пределах одного экрана, то Гилберт заставляет постоянно мотаться туда-сюда. Банальный пример: из пункта А в пункт Б нужно перенести два предмета, но одновременно взять их нельзя, поэтому придется бежать, возвращаться, топать обратно и так далее. Частенько приходится несколькими героями совершать одновременные действия, находясь в диаметрально противоположных углах карты. И даже в разных временных отрезках. Или, что еще хуже, доставить трех героев до рядом стоящих рубильников: каждого придется вести за ручку, кнопки «бегом за мной» не предусмотрено. Немного правит ситуацию кооператив, позволяющий избежать лишней беготни, но, с другой стороны, бывают ситуации, когда нужно действовать только одному человеку, в то время как другие будут со скуки зевать и томиться в ожидании.


Не сказать чтобы это откровенно разочаровывало и заставляло никогда больше не трогать проект, но от подобного искусственного растягивания игрового времени впечатление заметно портится. Тем более что для возможности услышать все семь историй The Cave придется пройти два с половиной раза, ведь за один заход можно узнать только три судьбы. Сама по себе идея хороша: на каждого героя приходится уникальная сюжетная линия с собственными локациями и головоломками. Но беда в том, что эти участки соединены общими задачками, и через них-то и придется продираться — снова и снова. Хорошо хоть, что умереть тут в принципе нельзя — погибший тут же возрождается в метре от места несчастного случая.

Если бы The Cave была мультфильмом или просто интерактивной историей без претензий на полноценную приключенческую аркаду, нам кажется, результат был бы лучше. Ведь в таком случае мы бы довольствовались увлекательной историей, красочными пейзажами и искрометными монологами. Внешний вид и озвучка удались на славу. Дизайн напоминает одновременно Trine и «Труп невесты» Тима Бертона, а актер, подаривший Пещере голос, выложился на все сто. Жаль, что ради этих радостей приходится накручивать километры туда и обратно по нескольку раз.

Достоинства:

  • семь поучительных историй об эгоизме;
  • талантливо озвученные искрометные монологи;
  • хорошо сбалансированные головоломки;
  • разнообразные локации.

Недостатки:

  • искусственное накручивание игрового времени;
  • жутко много лишней беготни;
  • необходимость пройти игру чуть ли не три раза, чтобы узнать все истории.
Графика Картинка, конечно, не сравнится с красотами Trine 2, но красочные локации и уникальные образы героев получились весьма симпатичными. 8
Звук Музыкальное сопровождение вышло до ужаса стандартным и нисколько не запоминается. Зато монологи на высоте. В озвучении второстепенных персонажей есть искорка, а Пещера и вовсе является главной звездой вечера. 7
Одиночная игра Хорошее сочетание аркады и квеста, которое подпорчено искусственным затягиванием игрового процесса. Накручивать счетчик часов, когда геймплей лишен глубины или изюминки, — не самый лучший способ подстегнуть игрока не бросать ваше творение слишком быстро. 7
Коллективная игра Кооператив, с одной стороны, сглаживает углы: отпадает необходимость постоянно бегать туда и обратно по нескольку раз. Но появляется другая проблема: иногда двоим приходится скучать в ожидании третьего. 7
Общее впечатление Семь увлекательных и поучительных историй, уличающих человечество в эгоизме и самолюбии. Жаль, что сильная сюжетная часть не подкреплена столь же увлекательным игровым процессом. 7


Видео:

Ссылки по теме:

У пещеры с сокровищами горит ночной костер. Семеро героев греются у огня. Каждый мечтает войти под каменные своды, чтобы там, под землей, найти сокровище. Нетерпеливо переминаются с ноги на ногу Рыцарь, Ученый, Археолог, Селянин, Путешественница во времени, Монах и Близнецы (эти двое неразлучны, так что считаются за одного).

Но перед ними не обычная пещера, а волшебная. Она может дать человеку то, чего он больше всего хочет, но при этом покажет, к чему приводит жадность и эгоизм. Она заглянет к каждому в душу, обнажив тайные помыслы и отпустив пару нелестных комментариев. Вслух.

Ну, кто храбрый? Взломав доски у входа, первая троица героев уходит в глубину.

The Cave

The Cave — квест с примесью платформенных головоломок. Она сравнительно короткая и продается за скромные пятнадцать долларов. Возможно, взгляд многих рецензентов скользнул бы мимо (мало ли выходит нынче мелочи), если бы не звездный состав разработчиков. The Cave — детище Рона Гилберта и (в меньшей степени) Тима Шафера, двух титанов из золотого века квестов от LucasArts. Это они делали безумные приключения во времени Day of the Tentacle, бросали в передряги пирата Гайбраша из Monkey Island и гоняли по американским просторам байкера Бена из Full Throttle. Для ценителей квестов Гилберт и Шафер — такие же непререкаемые авторитеты, как Гейб Ньюэлл для поклонников боевиков или Сид Мейер для стратегов.

Рука мастеров в подземных приключениях чувствуется сразу. The Cave с первых же минут ставит перед игроками задачки на сообразительность, и чем дальше мы углубляемся в пещеру, тем больше проявляется фирменная логика гилбертовских квестов.

The Cave

Зачем, например, путешественнице во времени из будущего прыскаться духами с ароматом динозавра? Чтобы, вернувшись в прошлое, выманить живого динозавра в узкий проход, а потом, когда он застрянет, скинуть на него кусок скалы. В далеком будущем на месте, где пала зверюга, образовалась нефть. Ее собираем ведерком и используем, чтобы запустить старинный лифт, на котором мы доберемся до катушки для кабелей. Катушку мы отправим в прошлое и подсунем изобретающему колесо первобытному человеку, чтобы отвлечь его. и скинуть бедолаге на голову другой кусок скалы. Дело сделано — Путешественница из будущего избавилась от соперника по работе, далекого прапраправнука нашей доисторической жертвы.

У других героев другие устремления, но у каждого есть темная сторона. Рыцарь мечтает о незаслуженной славе. Монах жаждет пристукнуть настоятеля и прибрать монастырь к рукам. Коварные Близнецы желают избавиться от надоевших родителей, а Ученый хочет разбогатеть. Возможность исполнить мечту есть у каждого. Но к чему все это приведет?

The Cave

Героев — семь. Войти в пещеру единовременно могут только трое. Получается, чтобы раскрыть тайну каждого, пробежать по сюжету придется минимум трижды. Однако при повторных прохождениях игра меняется. Она разделена на несколько этапов. Часть — общая для всех, но три этапа зависят от того, кем мы управляем. Без Монаха не добраться до Монастыря; только группа с Ученым пройдет через Ракетную Шахту, и лишь Селянин откроет своей группе путь на Ярмарку.

Отличаются друг от друга семеро героев не только историями. У каждого из них есть суперспособность. Например, Монах может воздействовать на предметы на расстоянии. Рыцарь умеет становиться неуязвимым, Ученый взламывает компьютеры, а Археолог способен бросать крюк на веревке, чтобы перескакивать через ямы веселым тарзаном. Пригождаются эти умения главным образом на «персональных» этапах, но пару раз с их помощью можно срезать дорогу и в других сюжетных местах.

The Cave

Головоломки выдержаны на неплохом уровне. Всего в паре мест встречаются странные нелогичности, в основном — из-за небольших багов, которые почему-то пропустили бета-тестеры. Большая часть игры проходится легко и прозрачно.

Платформенная составляющая — это всевозможные рычаги, двери, ямы с кольями и движущиеся вверх-вниз лифты. Все это отдаленно напоминает The Lost Vikings, только сражений нет и даже самые жуткие монстры побеждаются исключительно смекалкой. Герои, что характерно, могут погибнуть где угодно — даже от неосторожного падения с высоты. Но гибель ничего не означает: после смерти персонаж возвращается к жизни в двух шагах от места, где его настиг злой рок.

The Cave

Некоторым может не понравиться необходимость бегать тремя персонажами поочередно по сравнительно большим участкам пещеры и подолгу карабкаться по лестницам. Но всерьез затянутыми уровни назвать нельзя. К тому же во многих местах разработчики любезно «телепортируют» к управляемому нами персонажу двух оставшихся, чтобы не пришлось мотаться туда-сюда трижды.

А вот что действительно разочаровывает, так это молчание всех героев. Они не общаются друг с другом. Даже беседы с обитателями пещеры какие-то односторонние. Покрикивает на наших героев мечтающий вернуть вагонетки шахтер — а они молчат. Громко переругивается с попугаем пожилой робинзон на острове — а стоящие рядом герои ни гу-гу. Зато старается как может невидимый комментатор, олицетворяющий саму волшебную пещеру. Получается у него неплохо. Как ни крути, Рон Гилберт — сильный сценарист: на каждую ситуацию у незримого рассказчика находится шуточка — по большей части мрачноватая.

The Cave

История каждого героя разворачивается не только в его персональном участке пещеры, но и в красочных иллюстрациях, нарисованных известным художником Дэниэлом Краллом. Открывается каждая картина с помощью пиктограмм на стене. Но коллекционировать и разыскивать их не обязательно — в конце прохождения они откроются все. Получается своеобразный комикс без слов, но с лаконичными подписями.

ЭТО СЕКРЕТ: у каждого из семи персонажей есть два варианта окончания его истории — хороший и плохой. Какими окажутся две последние картинки комикса, зависит от того, подберет герой выданный ему в финале приз или отправится к выходу из пещеры налегке.

Главный недостаток The Cave — отсутствие целостности сюжета. Семерых героев не объединяет ничего, кроме черного юмора незримого комментатора. У каждого из них свой путь, от начала и до конца. Семь маленьких историй вместо одной большой. Маленькое забавное приключение.

У Рона Гилберта вышла хорошая игра. Веселая. Симпатичная. Местами смешная. Едва ли стоит придираться к паре мелких багов, особенно если учесть, что продается The Cave за четверть стоимости «больших» игр. Но это приключение теряется в тени его создателей. Так хотелось, чтобы все было иначе.

Но не все еще потеряно. The Cave моря не зажгла, но не стоит забывать про таинственный проект Тима Шафера Double Fine Adventure, который в прошлом году был успешно профинансирован на Kickstarter. Быть может, похождения в пещере — лишь разминка, и уже не за горами тот самый квест, который заставит всех ахнуть? Тим Шафер плюс три миллиона — что-нибудь из этого да должно получиться.

Рон Гилберт — человек, не нуждающийся в представлении. Если вы родились не вчера, то наверняка хоть что-то да слышали о The Secret of Monkey Island и Maniac Mansion — классических квестах LucasArts, выпущенных Гилбертом более двадцати лет назад. И если на секундочку забыть о великолепной, но паразитирующей на прославленном имени Tales of Monkey Island, вышедшей в 2009 году, получается, что The Cave — первый по-настоящему новый проект мэтра с конца 1990-х. И вот что интересно: несмотря на знакомый мультяшный стиль, идейно он не похож ни на одну из упомянутых выше игр.

Глубокое заблуждение

The Cave начинается с того, что семеро архетипических героев — рыцарь, ученая, искательница приключений, тибетский монах, путешественница во времени, маленькие близняшки и деревенский дурачок — спускаются в Пещеру, по легенде, способную исполнять желания. У каждого оно свое: один мечтает о несметном богатстве, другой ищет славу, а третий спит и видит себя в кресле более удачливого коллеги. Но насколько далеко они готовы зайти в потакании своим порокам?

The Cave

Кампания за близнецов, пожалуй, одна из самых мрачных.

В попытке ответить на этот вопрос The Cave отсылает игрока к мрачному квесту I Have No Mouth, and I Must Scream по роману американского фантаста Харлана Эллисона, вышедшему еще в 1996 году. В нем зловещий суперкомпьютер уничтожил человечество, оставив в живых лишь пятерых человек. В характере каждого был какой-то роковой изъян, и безжалостный искусственный интеллект установил жестокие испытания, в которых тестировал людей на способность противостоять своим самым потаенным желаниям.

The Cave

Eсли на этом скриншоте вы нашли отсылку к Monkey Island, то пропускать The Cave вдвойне не рекомендуется.

То же происходит и в The Cave, только у Double Fine в роли злобного компьютера выступает сама Пещера. Очень быстро она басовитым мужским голосом (да, это говорящая Пещера) ставит героев перед фактом: иногда, чтобы получить желаемое, приходится идти по трупам. В прямом смысле. И вы идете, потому что по-другому выбраться наружу нельзя. И пускай вы отравите родителей детей-близняшек и «нечаянно» скормите дракону принцессу, зато в конце вас ждет долгожданная слава, деньги или свобода. Такова их реальная цена. «Бойтесь своих желаний», как говорили древние.

Пещерный человек

The Cave

В первый раз выбрать героев действительно сложно — все очень забавные.

Хотя персонажей семеро, одновременно можно управлять лишь тремя. Сделав выбор в самом начале, вы останетесь с ним до финальных титров. Впрочем, состав компании нисколько не повлияет на стиль прохождения: несмотря на то, что у каждого героя есть своя уникальная способность (рыцарь неуязвим, реднек умеет дышать под водой, ученая взламывает компьютеры и т.д.), понадобится она лишь на специальном уровне, целиком посвященному одному персонажу.

Вот тут-то и кроется один из основных недостатков игры. Получается, чтобы увидеть все локации, придется пройти The Cave минимум три раза, а учитывая две возможные концовки — и вовсе шесть. Это отчасти нивелируется малой продолжительностью игры, но беда в том, что, помимо уникальных уровней, тут есть еще и так называемые «общественные», в которых все персонажи абсолютно взаимозаменяемы. Они были призваны объединить в общее повествование семь историй и предсказуемо оказались самыми скучными. Естественно, посещать эти локации придется при каждом прохождении.

Определенные нарекания вызывает и игровая механика. За двухмерным платформером в духе Trine и The Lost Vikings на деле скрывается старый добрый point & click, только увеличенный в масштабе. У нас есть огромный уровень со множеством элементов (механизмов), которые нужно соединить (запустить) в правильном порядке, чтобы пройти дальше. Что к чему привинчивать, обычно понятно сразу, а если нет, то довольно быстро выясняется методом тыка. К примеру, если у нас есть банан, то где-то обязательно найдется обезьянка, а на каждый сломанный генератор приходится один работающий, из которого просто нужно вынуть батарейку. По сути, от игрока требуется лишь внимательно изучить уровень.

The Cave

Вы же понимаете, что мы не шутили про ядерную ракету, правда?

Это на первый взгляд простое занятие осложняется необходимостью бегать на солидные расстояния. Аккуратно прыгать по сложным платформам здесь почти не заставляют, да и умереть нельзя (игра воскрешает героя всего в паре метров от места гибели), однако однообразное лазание по огромным уровням от этого становится лишь скучнее. Масла в огонь подливает и тот факт, что в The Cave нет инвентаря и персонаж может единовременно носить с собой лишь одну вещь. Три героя — три предмета. И если вам вдруг понадобится принести в игровой автомат пять билетов, то беготни туда-сюда не избежать.

Но самым странным аспектом The Cave является кооператив. По факту режим есть, но смысла в нем — никакого. Судите сами: играть можно лишь вдвоем за одним компьютером, сплит-скрина нет, а учитывая многоэтажность локаций, постоянно оставаться втроем на одном экране ну никак не выйдет. В итоге все совместные пазлы приходится решать ровно так же, как в одиночной кампании, — по очереди расставляя персонажей по своим местам. А это последнее, ради чего стоит собраться с друзьями субботним вечером.

В чем The Cave действительно блистает, так это в продуманности уникальных для каждого героя уровней. В Пещере нашлось место и сельской ярмарке, и историческому музею (побывать в котором предстоит в различных временных континуумах), и даже центру запуска ядерной ракеты. Но что особенно важно — Гилберту и Шейферу в очередной раз удалось блестяще высмеять человеческую глупость, вдоволь поиздевавшись не только над рисованными персонажами, но и над самими игроками, большинство из которых, судя по отзывам на форумах, свой урок из игры так и не извлекли.


Запуская The Cave, новое творение Рона Гилберта (Ron Gilbert), ожидаешь увидеть еще один шедевр. Создатель Maniac Mansion и Monkey Island просто не может выдать нам второсортный продукт. Или теплые воспоминания о классических квестах заставляют нас так думать. Появляется картинка, звучит голос, и мы погружаемся в сказку.

Главным персонажем, фактически, является сама Пещера. Она предстает перед нами неким рассказчиком, причем с мужским голосом, который поведает нам семь интересных сказок. Особый стиль повествования, тембр и интонации голоса настраивают игроков на добрый рассказ, но Пещера любит черный юмор и сарказм, а значит, истории будут не такими уж и детскими.

В начале игры нам придется выбрать трех персонажей из семи, которые отправятся на поиски приключений. В зависимости от набора героев, откроются те или иные проходы в Пещере. Двигаясь вперед по туннелям, игрок будет находить знаки на стенах. Активировав их, ему откроется кусочек истории одного из персонажей.

Вот такие символы нужно искать игроку для раскрытия сюжета.

Вот такие символы нужно искать игроку для раскрытия сюжета. Вот такие символы нужно искать игроку для раскрытия сюжета.

Каждый из них, кстати, обладает особым умением, которое поможет в решении головоломок. А учитывая, что это смесь адвенчуры с платформером, сразу загорается надежда на отличные задачки со взаимодействием команды героев. Но чем глубже в Пещеру, тем слабее надежда. У каждого героя будет свой «уровень», в котором помощь напарников ему или не понадобится вовсе, или от них потребуется всего пара действий. Но между персональными локациями есть и общие, одна из таких будет первым «уровнем».

Особое умение — один из вариантов прохождения этой двери.

Особое умение — один из вариантов прохождения этой двери. Особое умение — один из вариантов прохождения этой двери.

Прохождение первой локации наиболее ярко демонстрирует минусы игры. Все «уровни» многоэтажные, герои карабкаются довольно медленно, а перемещаться туда-сюда приходится очень часто. Особенно если никак не получается найти верное решение. Инвентаря в этом квесте нет, каждый персонаж может держать в руках только один предмет. При этом совсем неясно, какой из них будет нужен именно сейчас. Редкие предметы вам не понадобятся вовсе. Вот и приходится тратить уйму времени на беготню по этажам и медлительные перемещения по лестницам с целью поменять тот предмет на этот.

Все же вернемся к умениям. Один может телепортироваться на короткие расстояния, даже сквозь щели, другой управляет предметами с помощью силы мысли, близнецы могут превратится в призраков, чтобы совершить два действия в один момент, и тому подобное. Впрочем, ситуаций, в которых нужно будет использовать сразу двух, а то и трех и персонажей — минимум. А о том, чтобы еще и одновременно использовать умения, даже не мечтайте. Нереализованного потенциала уйма. И это при том, что в игре есть кооператив — можно проходить игру втроем. Вот только смысла нет: общих головоломок мало, а на уровнях определенных персонажей остальным двоим вообще придется только наблюдать.

Кроме наших героев изредка встречаются и другие персонажи, взаимодействие с ними также минимальное.

Кроме наших героев изредка встречаются и другие персонажи, взаимодействие с ними также минимальное. Кроме наших героев изредка встречаются и другие персонажи, взаимодействие с ними также минимальное.

Стоит еще упомянуть, что герои смертны. Правда, волшебная Пещера их тут же воскрешает. В большинстве случаев смерть — это лишь признак того, что вариант решения загадки неверный. Но бывают и чисто платформерные смерти. Например, падение с большой высоты. А жаль, ведь проще прыгнуть вниз, чем бесконечные секунды наблюдать за перемещением по тем же злосчастным лестницам.

Пройдя полностью всю Пещеру, собрав все элементы историй, герои возвращаются в начало. Здесь банальным выбором определяется концовка каждой из сказок. Естественно, их две — хорошая и плохая. У всех персонажей негативная концовка показывает нам мораль: плохие поступки ведут к таким же последствиям. У всех, за исключением двух (их имена пусть останутся в секрете), у них почему-то все отлично сложилось, что удивительно и непонятно. Ну а в положительных вариантах у героев в последний момент включается совесть и мораль, которые спасают их от бед.

Одна страничка из истории Монаха.

Одна страничка из истории Монаха. Одна страничка из истории Монаха.

А вот тут наступает момент реиграбельности, который реализован тоже не совсем удачно. Игрок ведь узнал только три истории, осталось еще четыре. Значит нужно снова пройти пещеру минимум два раза. Повторно проходя общие локации, а в третий раз и вовсе придется непонятно зачем проходить еще раз уровни двух уже «пройденных» героев. Удовольствие в этом сомнительное.

Визуальный стиль, дизайн локаций, голос рассказчика, специфический юмор, сюжеты, образы, головоломки — все на высоком уровне. Но вот геймплей вышел кривым. Лестницы, беготня за предметами, малое количество командных задач — все это можно простить, если вы отправитесь в путешествие по туннелям Пещеры лишь один раз, только тремя персонажами. Вы не сможете узнать истории остальных, но ведь для этого есть YouTube.

В таком случае The Cave оставляет только положительные впечатления, но этого мало, чтобы назвать игру шедевром. К сожалению.

Читайте также: