Таня гроттер обзор

Обновлено: 07.07.2024

Порой натыкаешься на самые странные цепочки зависимостей, достаточно только копнуть. Игра, сделанная по фильму, снятому по книге, написанной опять же по игре – самый традиционный пример. В данном случае всё немного сложнее: виновница обзора сделана по мотивам творения, являющегося русскоязычной пародией на английскую "лучшую детскую книгу последних лет". "Гарри Поттер", конечно, и его клон другого пола, "Таня Гроттер".
Хотя те, кто это читают, скорее всего, в курсе происхождения названия и сюжета. И, надеюсь, не ждут ничего экстраординарного, в противном случае я буду вынужден их разочаровать. Неприятная это работа – разочаровывать людей.

Хотя до планки, заданной книжной версией, творение CreativeDream Studio вполне дотягивается. Жаль только, выше не получится. Та самая планка мешает.
Тому есть как минимум несколько причин. Главная из них кричит о себе даже на сайте разработчика – низкий бюджет. Вообще, как показывает история, чтобы сделать хорошую (хотя бы) игру с минимальными затратами, нужно быть по меньшей мере Сидом Мейером. Или неизвестным гением от индустрии, творящим свой первый шедевр на коленке в гордом одиночестве. Без пинков со стороны издателя. Ни первого, ни второго здесь не наблюдается. А издатель, к тому же – «Акелла». Синоним слов "сжатые сроки", "скорость в ущерб качеству" и "патчи". Здесь, правда, имеют место только первые два пункта, патчить в подобной адвенчуре практически нечего, это не "Корсары 3".

Официальная лицензия на книгу – это значит, что игра будет следовать сюжету оригинала с маниакальной точностью. Шаг влево, шаг вправо – расстрел, прыжок на месте – провокация. Соответственно, в сочетании с откровенно слабым движком, мы имеем закрытые двери (все (sic!), кроме сюжетных), мизерное пространство и нетерпеливый взгляд откуда-то из монитора. "Ну, давай уже скорее, дёрни следующий триггер". Скучно. Спасибо хоть рисовка здесь достаточно неплоха. А вот тем, кому тесно в коридорах линейных шутеров, здесь вообще делать нечего, замучает клаустрофобия.

Особые приметы – отсутствуют. В смысле, не присутствуют. Квесторам здесь будет тоскливо от примитивности загадок, всем прочим вообще непонятно, что делать. Остаются только дети, из тех, кто не испорчен с раннего возраста киберспортом и MMORPG. Им, думаю, будет интересно повторно пережить события книги.

В своё время кто-то из игровых журналистов высказал гениальнейшую мысль – надо создавать нормальную, официальную службу проката игр. "Таня Гроттер" - лишний тому пример. Взять такую игрушку на несколько дней, развлечь ребёнка, вполне нормально. А вот покупать. Чтобы она, один раз пройденная, пылилась на полке? Глупо.

Плюсы: хорошая (но не идеальная) детская игра на выходные.
Минусы: больше никому не подойдёт.

«Гарри Поттер» является одним из самых популярных произведений в мире. Он захватил умы людей по всей планете. Так произошло и со мной. Я сотни раз пересматривал фильмы, постоянно перечитывал книги, играл в игры и искал любую информацию, расширяющую вселенную либо рассказывающую об её создании.

Благодаря произведениям Дж. К Роулинг я полюбил фантастику и ознакомился с книгами Толкина, Паолини, Сапковского и многих других. От «Тани Гроттер» я держался подальше из-за её не самой лучшей репутации «плагиата» . Не привлекали и обложки, больше подходящие детективам Дарьи Донцовой, чем фантастике про школу волшебства. (К счастью, сейчас обложки перерисовали)

Но так получилось, что я полюбил книги из серии «Мефодий Буслаев» . Их автором является Дмитрий Емец , писатель, по совпадению создавший «Таню Гроттер» . Его стиль текста, живые, несколько карикатурные персонажи, а также неукротимая фантазия, юмор и подход к сюжету сразу пришлись мне по душе. И, в конце концов, я решился прочитать и «Таню Гроттер» .

Книги оказались весьма интересными и веселыми. Влияние «Гарри Поттера» ощущалось, особенно в первых двух романах, но дальше у сюжетов практически не было параллелей. Больше десятка книг прочитываются очень быстро. Они, естественно, нисколько не претендуют на значимость и проработку «Гарри Поттера», но вполне способны увлечь и развлечь, а также заставить присоединиться к рядам «Емцефанов».

Кроме всего прочего, Дмитрию Емцу в некоторых мелочах удалось сделать свой мир более реальным и более волшебным, чем мир Роулинг, как бы это не звучало. Об этих мелочах я и расскажу дальше. Сразу отмечу, что это мое субъективное и несколько сумбурное мнение, кроме последнего пункта, который я считаю объективно лучшей частью « Тани Гроттер » .

Технический прогресс

Вас не смущало, что в Хогвартсе отсутствует электричество и прочие блага цивилизации? В замке свечное освещение, студенты пишут перьями, которые куда менее удобны, чем шариковые ручки, нет телефонной связи (Только не говорите Малфою старшему) и тому подобное? Роулинг это объяснила тем, что в Хогвартсе техника магглов просто не работает. Но почему тогда маги не придумали нечто столь же удобное, работающее с помощью магии? Почему колдуны и волшебники живут будто в прошлом веке?

В мире «Тани Гроттер» магия получила развитие. У каждого мага есть зудильник – волшебное приспособление, с помощью которого можно общаться с другими магами и смотреть телепрограммы, такие как «Последние магвости» и многое другое.

Если вы думали, что огнестрел полезнее палочки, то вы не едины в своем мнении. В мире «Тани Гроттер» существуют «сглаздаматы» , способные накладывать проклятья с немыслимой скоростью.

Первые три книги Тани Гроттер похожи по сюжету на Гарри Поттера. Следующие книги отошли от привычной линии врага, и стали вполне самостоятельными произведениями. На мой взгляд, 4-6 книги крайне удачны и очень интересны.

Таня Гроттер и трон Древнира

Кто-то один за одним крадет все источники магии, три в общем доступе, и все они принадлежали в далеком прошлом магу-пророку Древниру. Есть ещё четвёртый - мифический источник с неиссякаемым запасом - его трон, но никто не видел его и не знает о его местонахождении.

Танин дядя - Герман Дурнев является дальним потомком Дракулы и назначается председателем вампиров в Трансильвании. Ему передаются реликвии шпага, сапоги корона.

Игру с невидимками в финале драконбола отменяют и переносят на два года.

В Тибидохсе находят спящего красавца - мужчину с отсроченным проклятием, которое снимется в страшный год школы.

В школе проводятся гонки избушек на курьих ножках, где соревнуются бабки-ежки, комментатором шоу как и в драконболе является Баб Ягун.

Таня вместо Гробыни случайно использует приворотное заклинание на Гурия Пуппера, и он влюбляется в неё. А ведь он звезда, о нем мечтают все девчонки как в мире магии, так и простых людей.

Кто-то подбрасывает главе темного отделения профессору Клоппу молодильное яблоко вместо обычного, и тот превращается в ребёнка.

После кражи трех источников магии, учеников отправляют к лопухоидам, где им приходится жить определенное время и практически запрещено использовать магию. В последствии, неизвестный возвращает источники магии и в финале ребят ждёт стычка со злодеем.

На матче с невидимками Таня случайно забивает гол в пасть своего дракона.

В этой книге уже есть место первым симпатиям, влюбленностям, книга взрослеет с самим читателем. Так вышло, что мой возраст на момент выхода книг практически совпадал с героиней. Так что, я была полностью захвачена серией.

А вы помните время, когда Гарри Поттер был на пике популярности и полки книжных магазинов буквально завалило разной степени качества пародиями и подражателями на него? Среди них была и книжка Дмитрия Емца про Таню Гроттер. Если сравнивать их один к одному, то первая книга действительно похожа на оригинал, вплоть до того что сама Роулинг через суд добилась запрета её продажи за пределами России по обвинению в плагиате. Но вот начиная где-то с третьей части серия окончательно оформилась в самостоятельную историю, в которой автор награфоманил ещё дюжину книг. Разумеется, это не шедевры мировой литературы, но и совсем уж бездарной макулатурой серию назвать нельзя.

Так что вполне логично, что в 2008 году по книгам попытались запустить серию квестов. Правда, загнувшаяся уже после второй части, пришедшейся на разгар кризиса 2008 года. Причём в какой-то момент игры даже раздавали бесплатно, вместе с новыми книгами.


Начинается игра с того, что закадровый голос пересказывает вступление… Ну, точнее, где-то ПОЛОВИНУ книги. Я не шучу, события, которые описывают на вступительном экране занимают в книге 208 страниц из 413. Поэтому когда начинается непосредственно действо, игра сразу начинает закидывать игрока экспозицией. Причём делает это настолько неумело, что проблемы с пониманием возникают даже у тех, кто знаком с оригиналом.



Кто, что, зачем, куда? Не понимаешь что происходит — это твои и только твои проблемы.

Отдельно хочется высказаться по поводу диалогов. Дело в том, что при переносе текста из книги в игру авторы пошли самым простым, но оттого и самым ошибочным путём — заставили актёров тупо зачитывать отрывки. И в этом кроется беда, потому что язык литературы и язык разговора, мягко говоря, используют разные средства выражения. И то, что хорошо смотрится на бумаге, может вообще не работать, будучи озвученным голосом. А потому, когда большие массивы текста просто берут и переносят в кино или видеоигру, зачастую получается просто кирпич текста, начитанный голосом.


Геймплейно Таня Гроттер это самый обыкновенный пойнт-н-клик квест для не самой старшей аудитории. А это значит, что никаких особенно сложных загадок или вариативности прохождения можно не ждать. Тут даже нормального пиксель-хантинга не завезли — по ходу игры моменты, когда нужно использовать предмет из инвентаря или заклинание встречаются очень редко. Да и думать над ними особо не приходится. Немного разнообразия вносят различные головоломки, вроде приготовления зелий или составления заклинаний. В основном, для них требуется решить приведённую загадку или ребус.



В одной из загадок нужно сварить зелье. Игра подсовывает рецепт, где присутствует строчка: «То что курят люди трубка». Многие ли сразу подумали, что в котёл нужно кинуть именно табак (обведён кружком)? Игра, кстати, позиционируется как детская.

Сюжет игры более-менее повторяет таковой в первой книге, опуская солидную часть событий и, в принципе, не добавляя ничего нового. С другой стороны, игра в принципе хороша как визуализация происходящего в тексте. Потому что графическая составляющая тут… и вот снова дилемма. Потому что задники и декорации хороши, спору нет. Но вот персонажи вызывают стойкую, неприятную ностальгию по одному «шедевру» отечественной мультипликации.



В такие моменты в памяти всплывает бессмертное: «Заткнись, русская свинья»

Окончательно добивает попытки погрузиться в атмосферу озвучка, которая тут страдает стандартным недугом озвучки в играх для детворы — актёры дико переигрывают или страдают так называемым «синдромом гномика». Это когда голос преднамеренно искажается, обретая писклявые интонации. Неизвестно, кто и зачем впервые решил, что именно так и должны звучать персонажи в детских произведениях, но я ни разу не встречал человека, которому было бы по душе такое решение.


С другой стороны, человеку, читавшему оригинальные книги, будет просто-напросто приятно наконец-то своими глазами увидеть всё то, что раньше рисовал в голове лишь силами воображение. Другой вопрос, что иногда выдуманным мирам лучше и не оживать. Вторая игра, основанная на книге «Таня Гроттер и Исчезающий этаж», к слову, обладает ровно теми же недостатками и достоинствами, так что я, пожалуй, даже не стану заострять на ней внимания. Обладает и обладает.


И вот знаете, немного обидно за эту игру. Точнее, за потенциал, который в ней скрывался. Ведь, говоря начистоту, книги про Таню Гроттер и вообще эта вселенная, могли бы стать неплохой основой для целой серии квестов. Притом классических русских квестов, с их пришибленной логикой и очень странным юмором. Увы, виноват ли в этом кризис или убогость самих игр, но даже такое воплощение этой истории мы вряд ли когда-нибудь увидим.

Читайте также: