Stubbs the zombie обзор

Обновлено: 06.07.2024

В одном из своих прошлых обзоров я затрагивал Bungie Studios, а именно в период разработки Oni. Именно тогда и произошло ее слияние с Microsoft. Многие сотрудники были не довольны этим решением, среди них был и Александр Серопьян, который в 2003 году основал компанию
Wideload Games, главной целью которой был разрыв шаблонов игровой индустрии. Судьба этой студии была так же скоропостижна, как и жизнь главного героя их дебютного проекта и просуществовала она всего 11 лет.
Начавшись еще в прошлом веке, зомби-лихорадка в кино докатилась до экранов мониторов относительно недавно, в 90-х. Со времен школы я еще помню, как на уроках информатики играл в Dangerous Dave, крошил в этом мрачном доме ходячих мертвецов и бабулек, которые кидались ножами и попадали точно промеж глаз (кто они на самом-то деле?), а спустя много лет, да и по сей день продолжаю с друзьями рубиться в L4D2.
Если так разобраться, сегодня эта тема достигла своего пика, фильмы и игры про оживших из могил поставлены уже на хорошо разогнавшийся конвейер и останавливаться он не собирается, так как деньги они пока что приносят мешками. Разве что огорчило то, что «Войну Миров Z 2 часть» отменили, посмотрел бы с удовольствием.

Но что ни говори, темная сторона силы всегда притягательна, а как раз таки за зомбарей нам поиграть дают ой как редко (не считая ужасного Land of the Dead: Road to Fiddler’s Green), скорее у нас в билете выиграют цифры 4 8 15 16 23 42, чем мы окажемся снова в шкуре разлагающегося пожирателя мозгов.
Игрушка была изначально она выпущена на ХВОХ, а чуть позже на Windows и Mac OS и обошла стороной PS2 по причинам, которые я озвучу чуть ниже.
Действие игры начинается с церемонии открытия вымышленного города Панчбоул, Пенсильвания, в 1959 года в альтернативной реальности. Главный герой, Эдвард «Стаббс» Стабблфилд, неудачливый коммивояжёр был убит в 1933 году во время Великой депрессии.
Уже с самой начальной заставки моя улыбка расползлась по всему лицу – яркие краски, атмосфера 50х, играющая на заднем плане «Mr. Sandman», да блин! Я же словно Марти Макфлай попал в прошлое, в котором и трава была зеленее и люди добрее и кока-кола не существовала без сахара.
Но вернемся к нашей истории. Спокойный сон полуразложившегося торгового агента нарушает громкая музыка, над местом, где его присыпали землей, проходил городской праздник. Интересно, как Стаббс смог выбраться из могилы? Может он так же как Беатрикс Киддо брали уроки у старого китайца как выбираться из деревянного ящика? Хм…
Вместо того, чтобы уподобиться сурку и просто взглянуть на солнце, протереть глаза и залезть обратно, мертвый анархист обнаруживает вместо полянки, на которой его похоронили, небоскребы и здания, ну и само собой, его овладевает невыносимая жажда голода. Изначально я вообще не понимал мотивов и целей нашего разлагающегося друга, ну кроме того, что он хочет «Мозгииии. », попутно вскрывать черепные коробки и отрывать конечности, что и положено уважающему себя зомби. Но собака была зарыта прямо на поверхности. Как говорится, в мире все происходит из-за этого. Если вы дойдете до конца игры, то будете приятно удивлены завязкой сюжета, не то, чтобы вас она поразит до глубины души, просто все станет на свои места.

Игра представляет собой экшен от 3го лица. Первое что бросается в глаза, так это упор на юмористическую составляющую, шутками здесь пропитано все, начиная от внешности главного героя и заканчивая одним из боссов – толстяком, начальником полиции (его шедевральные танцы еще долго будет у меня стоять перед глазами) или патриотической речью Стаббса на фоне флага США.
Разработчики испытывают безграничное уважение к классическим зомби-фильмам, здесь есть атака укрепленного супермаркета («Рассвет мертвецов»), взятие заколоченного деревенского дома («Ночь живых мертвецов»), а также планомерное поедание военных и ученых («День мертвецов»).
Нашим проводником в этот большой и прекрасный мир окажется робот, а ведь это еще до Borderlands! Кстати, который ввиду своего несовершенства принимает нас за обычного человека, видимо в этой вселенной есть свой Билл Гейтс и в нее в добавили всего лишь 640 килобайт памяти.
Геймплей достаточно незамысловат, да и что еще можно ожидать от экшена, главный герой которой ходячий мертвец? Нужно как можно чаще кусать живых, организовывать обращенных в армию как в Overlord, создавать себе живой щит из них и прорываться дальше попутно устраивая городской хаос как в GTA, как говорится “Destroy All Human”.
В отличие от рядовых зомби Эдвард отличается крепким здоровьем, если так, конечно, можно выразиться в отношении мертвеца. Хотя, когда наше здоровье приближается к критической отметке, слышно как неистово начинает колотиться сердце. Вот у кого надо было пересаживать эту мышцу Джонну Коннору, а не забирать у Маркуса Райта.

Стаббс мне очень сильно напоминает Boogerman’a своими замашками. У них в арсенале сносящий башню пердеж, один кидается своими козюльками, а другой печенкой (правда она имеет более разрушительный эффект). Ну и они оба одновременно смешные и мерзковатые персонажи, к которым начинаешь со временем относиться, как к своему старому другу-неряхе. Раз уж начал перечислять способности Стаббса, добавлю, что он в прошлой жизни он, скорее всего, был заядлым игроком в боулинг, не меньше Гомера Симпсона, он снимает свою голову с плеч и сшибает своих противников, как кегли. Если вам этого мало, то у него в кармане припасена еще одна «фишка», Стаббс отрывает себе руку и кидает ее куда подальше, а она словно рука из «семейки Аддамс» ползет в поисках жертвы. А когда она настигает несчастного, то как самый настоящий хэдкраб цепляется ему голову, попутно передавая контроль управления игроку. Очень сильно выручает в те моменты, когда среди противников есть кто-нибудь с огнестрельным оружием. На уровне «Ферма» было просто весело добраться до пулемета и изрешетить бедных реднеков.
На словах, да и на деле это звучит очень весело, но только первые несколько раз. Главная проблема этой игры – это ее разнообразие. Первые 2 уровня я заставил себя пройти, давая шанс себя проявить игре дальше. И знаете, игре это удалось, но частично. Развлекала она меня лишь эпизодически, с переменным успехом. А иногда и просто выбешивала, позвать свистом орду зомби – та еще проблема, почему-то у меня это получалось рандомно и очень редко. Однозначно, второй раз проходить ее вы не захотите.
На уровне «Торговый центр» нам встретится босс-бензопильщик. Тот дядька с мешком из Resident Evil 5 на голове просто отдыхает, если бы Эдвард был бы жив, то он умер бы от смеха от его вида еще раз. А может это предыстория Эша? Ведь мы ему отрываем в бою руку! Хммм…
В остальном же вся игра сводится к одной простой схеме – убивай людей, поедай мозги и иди дальше из уровня в уровень. Стаббс иногда может управлять широким рядом транспортных средств, таких как тракторы, танки, автомобили. Движок Halo отлично справляется с этим. Обычные прохожие, полицейские, ученые и военные будут стоять на нашем пути. Не понятно, что в них нашли зомби, потому что, судя по их поведению и тактике их черепная коробка пуста, как бутылка портвейна после запойного бомжа. Хотя военные немного поумнее, они носят каски, но и они не составляют нам сложности, отрываем им руку и используем ее как оружие ближнего боя.
Графика в игре соответствует своему времени, крепкая четверка. В приципе понятно, почему она не вышла на PS2, движок Halo то тормозил на нормальных ПК того времени, а уже консолька от Sony не ушла бы дальше начальной заставки.

Теперь поговорим о музыке и звуке. Достаточно приложить трек лист композиций, он скажет все сам за себя. Тут мне добавить нечего. Перепетые хиты Lollipop, Mr. Sandman здесь исполняют Death Cab For Cutie и Flaming Lips и прочие эстрадные шлягеры времен Элвиса. На самого Короля, к сожалению, денег не хватило. Не радует только скудный ассортимент озвучки криков людей, когда кусаешь их в голову, пара-тройка фраз и все.
Кстати, есть локализация от Дмитрия Пучкова, он же ст. о/у Гоблин. В своих лучших традициях, он переворачивает сюжет с ног на голову. Играем мы за Майкла Джексона, который восстал из мертвых, чтобы отомстить за свою смерть силиконовому олигарху из России. Да и смысл в этом есть, Стаббс весьма напоминает короля, если бы в игре прикрутили лунную походку в его исполнении, я бы стоя поаплодировал бы разработчикам. Да даже обложка имеет схожесть с альбомом «Триллер». После прохождения игры в этом переводе, при написании текста я почему-то перечитывал все голосом Гоблина у себя в голове, уж насколько въедается в мозг его фразочки.
В общем и целом игра оставила после себя смешанное чувство. У Wideload Games получился вполне неплохой дебют. Если бы геймплей был бы хоть чуточку разнообразнее, то игра стала бы безоговорочным хитом, ведь в остальном она прекрасна, за что не схватись – юмор, музыка, дизайн. В ней много хороших идей, которые не работают, как верно подметил сайт Eurogamer. А так, игра останется в моей памяти как быстрое и веселое приключение, о котором я буду помнить еще долго. Со временем в памяти все плохие моменты и я ее буду советовать друзьям, как когда то почти 15 лет назад посоветовали ее мне.

Каждый, кто не прогуливал лекции по философии (а это, по примерным прикидкам, 1 из 100), знает, что достигшее некоего предела количество всегда переходит в новое качество. Когда кинематограф захлебнулся под наплывом зомби-ужастиков (“Рассвет мертвецов”, “Обитель зла 2: Апокалипсис” и “28 дней спустя”), на свет появился пародийный Shaun of the Dead, высмеивающий все штампы такого рода фильмов. Когда публику начало тошнить от игр-про-зомби (последними каплями стали Painkiller и DOOM 3 ), пришло время игр-о-зомби. В чем разница? В том, что в Stubbs the Zombie нам впервые предлагают поиграть за самого настоящего зомби.

Стаббс (именно так зовут главного героя) и его собратья стали жертвами очередного Зловещего Эксперимента (время действия — 1959 год, место действия — вымышленный городок Панчбоул, построенный администрацией Эйзенхауэра специально для проведения таких Экспериментов). Как и положено, Зловещий Эксперимент вышел из-под контроля, в результате чего Стаббс и другие зомби вырвались на свободу и незамедлительно начали переустройство миропорядка на свой лад. Игроку предлагается принять в этом деле самое непосредственное участие. Протестующих хомо сапиенсов надлежит обращать в свою веру, поедая их мозг (понятно теперь, почему классические зомби всегда были такими тупыми — потому что они безмозглые в буквальном смысле этого слова), или — в случае слишком уж активного сопротивления — отправлять в лучший из миров. Доступный для этого небогатый арсенал (руки, челюсти, голова, которую можно использовать как мяч для боулинга, кишечные гранаты) компенсируется большой физической силой, нечувствительностью к боли и способностью опосредованно контролировать других персонажей (протагонист может оторвать у себя руку и, запустив ее во врага, каким-то образом подчинить его волю).

В Rebel Without a Pulse зомби вообще предстают перед нами в совершенно неожиданном ракурсе. Стаббс сражается вовсе не для того, чтобы обратить весь мир в себе подобных, его цель — восстановление попранной людьми справедливости (видимо, в неволе бедных зомби, вопреки предписаниям КЗоТа, эксплуатировали по 16 часов в день и кормили несвежим мясом) и — кто бы мог подумать! — воссоединение с любимой.

Компания-разработчик, Wideload Games , была образована в прошлом году, дабы делать “необычные игры для необычных людей”. Тогда этот слоган восприняли с усмешкой (перевернуть индустрию с ног на голову, а потом поставить ее в непечатное положение тщится каждый второй, не считая каждого первого), но, как оказалось, ошибочно. Костяк коллектива составляют выходцы из Bungie , работавшие ранее над ненаглядной Halo (движок которой используется в Stubbs the Zombie), а значит, шансы на то, что их нынешний проект станет хитом или, как минимум, просто очень хорошей игрой, чрезвычайно велики.

После анонса Stubbs the Zombie у меня начались бессонные ночи. Я представлял, как, бегая по городу в лице зеленого от бескровия и времени зомби, буду кусать, отрывать, чавкать и с наслаждение отрыгивать кусочки человеческой плоти. Я буду творить зло! Нечасто встретишь такое в наше-то время со всякими запретами со стороны плохих дядечек! Нам обещали море крови, смеха и бурные реки нескончаемого удовольствия. Первого мы получили сполна. Второго, в принципе, тоже. Третьего… Нет, дорогие мои, вот третьего как раз мы получили только сотую долю. Ведь интереса то нет, и все. Разберемся, почему вышел такой казус?

В основе основ лежит переработанная Bloodrayne: только вместо сексапильной вампирши Рэйн есть неопрятный зомби Стаббс, который точно так же нападает на людей и кусает… нет, не в горло, а в голову! В затылок, если быть точнее. Находит он там серое вещество и с аппетитом его поедает, с причмокиванием. Видать, вкусно. Тем самым он пополняет себе не только здоровье, но и шкалу специальных возможностей (о них поговорим чуть позже). Бездыханные тела через некоторое время окисляются, сморщиваются и зеленеют. Затем, с кряхтеньем и недовольством, они поднимаются и идут творить благие дела – кусать розовощеких и упитанных homo sapiens. Если им удастся вонзить гнилые зубы в твердую кость, то получается еще один «прохладный» тип, и так могло быть до бесконечности, но есть одно «но». Зомби не такие живучие, как нам показывают в страшных до слез от смеха фильмах, в Stubbs the Zombie они такие беззащитные! Два выстрела копа и они больше никогда не увидят свет. Как жесток этот мир!

Спасибо, что разработчики потрудились над главным героем. Несмотря на то, что он такой же уязвимый, как и его сотоварищи, Стаббс чувствует себя на порядок комфортнее. И не только в подтяжках дело, а в его уникальных возможностях! Мозги, скушанные на завтрак-обед-ужин, наполняют его энергией, которая расходуется на исполнение тех самых трюков. Среди них есть такие: газовыделение, печень с детонатором, рука-самоходка, голова-бомба. Первое работает как самая обыкновенная газовая атака, враги, вкусившие «благовоние», на время теряют сознание и недвижимо стоят, задыхаясь в собственном кашле. В этот небольшой промежуток времени вы можете без зазрения совести подойти к беззащитным людишкам и сделать свое плохое дело. Второе оружие поинтереснее: печень, вырванная у себя из поясницы, кидается наподобие гранаты. По команде она взрывается, разнося по сторонам незадачливых полисменов. Если упала рядом – на смерть, иначе просто болевой шок. Рука – одна из самых интересных примочек в игре. Стаббс дает ей порезвиться, а сам тем временем ждет вестей. Камера переключается на ручонку, которая, шевеля пальчиками, весьма быстро бегает. Управляете ей, конечно, вы. Она может цепляться за стены, потолки, пробираться в недоступные места и т.д. и т.п. Прямо как Чужой в «Aliens vs Predator». Находясь рядом с человеком, она может запрыгнуть ему на голову и манипулировать им, как марионеткой! Простолюдинами бегать, понятно, не интересно, а вот копами! У нас появляется кольт и энное количество патрон, читай бесконечное. Тут то и наступает беспредел, правда, недолгий. Находясь под нашей всемогущей властью коп (или другой житель, неважно) ведет себя заторможено, что приводит к трагическим последствиям. Схлопотав 4 – 5 пуль, он погибает смертью храбрых, и мы снова возвращаемся в облик Зомби. Ну и голова, вырванная у себя из шеи, катится с ураганной скоростью, как колобок, по уровню. По команде Стаббса она разрывается, эффект таков же, как и у печени.

Действия разворачиваются в городке со смешным названием Панчбоул (Puncbowl), который совмещает в себе стиль 50-х и года примерно 2101. Тут и там стоят роботы, по небу проносятся автомобили, а в скверах сидят бабушки-старушки. Дизайн уровней прост как дважды два: абсолютно невыразительные дома, исполняющие роль стен, точно такие же невзрачные скамейки, мусорки и деревца, понатыканные для виду. Ну не может один харизматичный персонаж на всю игру украшать проект, должно быть еще что-то привлекательное! Увы, ничего такого обнаружить мне не удалось.
К тому же был замечен еще один нещадный минус, ну явно не вписывающийся в антураж игры. Когда мы ходим по хорошо освещенным улочкам, свет так и режет глаза, стоит только зайти в темноватое помещение, как кроме сигареты, находящейся в 17 см от глаз Стаббса, ничего не видно! Зачем, спрашивается, делать такое затемнение, если игра воспринимается не как ужастик, а как комедия?! Одну из миссий, на ферме, где нужно зачистить дом, я переигрывал раз десять, и только из-за того, что меня ловко «выносили» с дробовика крестьяне-невидимки!

По заверениям разработчиков, фундаментом «всея проекта» является переработанный, улучшенный и отполированный до блеска движок Halo. «Хорошо», - проносится в голове, когда руки не успели дойти до игры. «Ужасно!», - таковы комментарии протрезвевшего здравомыслящего мозга. Несомненно, даже у минусов есть свои плюсы, в игре они таковы: машины и люди разлетаются по сторонам как тряпичные куклы, вызывая у геймеров только сверхположительные эмоции. Из потенциальных минусов тот факт, что нет возможность разбивать окружающие предметы! Как такое можно было допустить – ума не приложу, тем более, что вещей в Stubbs the Zombie не так уж и много. Разве тяжело было прикрутить более менее нормальную физику? Рассыпание зеркал и стекол от удара, поломка столов, стульев, ящиков… Да это имеется даже в самом аутсайдерском проекте, который получает оценку ниже 2! Кстати, возможно именно из-за такого наплевательского отношения Wideload играть за смешного Стаббса становиться намного неинтереснее.

Примечания: только не подумайте, что физика вообще отсутствует! Нет, она имеется, и даже очень хорошо проработана для «sod-o-machine» (летающая баржа) и трактора, но не более.

К графике тоже отношение неоднозначное. С одной стороны – фильтр, использованный для создания помех на мониторе, создает атмосферу тех самых годов, когда кинематография только встала на ноги. С другой – это наглый ход создателей, которые пытаются таким некультурным способом скрыть всю сущность настоящей картинки, которая, к слову, не блещет технологиями. Что ж, консоль она и в Африке консоль, поэтому разводить руками и кричать: «Хватит распыляться, даешь писишники!» будет неуместна. Деньги нужны всем, включая и девелоперов, так что закроем эту тему.

«Звук поприятнее будет уху, чем картинка глазу» - таков вывод для Stubbs the Zombie. Действительно, причмокивания и хлюпанья удались на славу, а саундтрек, играющий в главном меню, так вообще настраивает только на хорошее настроение. Претензий почти никаких, разве только что фраз маловато записали. К концу игры, 4856 раз прокрученная «Стаббс! Не ешь мои мозги!» начинает раздражать.

Итоговые комментарии.
Весьма амбициозная игра про зомби так и не смогла выпустить весь потенциал наружу. А задатки были немалые, и поработай чуть-чуть подольше Wideload над своим детищем, глядишь, уже бы и твердую четвертку получила. Жаль, конечно, но таков мир, высокие рейтинги получает только по-настоящему хорошие проекты. Stubbs the Zombie не из их числа.

Геймплей: 3.0
Зачисти эту локацию, потом ту, и еще вон ту пожалуйста. Используй зубы, оторванные руки, тракторы.

Графика: 3.0
Использование ретро стиля заметно сглаживает все выпирающие недостатки движка, но все же и невооруженным взглядом видно, что он очень и очень слаб.

Звук: 4.0
Неплохие стоны и дикие крики в стиле: «О нет! Мои мозгиии!». Чавканье и бульканье кашицы в черепной коробке присутствует.

Надолго ли?: 3.0
Достаточно пройти игру один раз и со спокойной душой удалить ее с винчестера.

Стараниями современного Голливуда узкоспециальный и крайне специфический жанр фильмов «про зомби» за последние несколько лет превратился в полномасштабный и приносящий ощутимую прибыль тренд. Поколение MTV познакомилось с классикой («Рассвет мертвецов»), вдоволь нарефлексировалось («28 дней спустя»), посмеялось («Шон против мертвецов») и даже получило удивительно скверный урок от Мастера («Земля мертвецов»). И последнему дошкольнику понятно, что массовое кинопроизводство на заданную тему приводит к аналогичному валу зомби-игр. Произошло, однако, чудо. Первая серьезная игра про ожившую мертвечину (не считая богомерзкого Land of the Dead: Road to Fiddler’s Green) оказалась вдумчивым, исполненным социальных посылов и правильного юмора шедевром. С зомби по имени Стаббс в главной роли.

К Stubbs the Zombie in «Rebel Without a Pulse» с какой стороны не подступись — получаются сплошь восторги. Во-первых, новобранцы Wideload, оказалось, не ищут легких путей. Вместо того, чтобы сотворить атмосферный зомби-тир, они затеяли игру куда более сложную и нетривиальную.

Для начала — главгерой. Как нетрудно догадаться, в Rebel Without a Pulse вы управляете натуральным зеленым мертвецом. Последний, без лишних раздумий и мотиваций, вскрывает чужие черепные коробки, ест мозг, ломает шеи и отрывает конечности. Т.е. получились все голливудские фильмы наоборот — вы не спасаете человечество, а, напротив, избавляете от него отдельно взятый город. Мало того, к этой вдохновляющей идее Wideload прикрутили вполне себе самобытную игровую механику (за которую проект уже номинирован в соответствующей категории сайтом GameSpot).

Процесс поедания разумных людей, несмотря на видимую простоту, представлен здесь крайне увлекательно. Итак, формально все, что вы делаете в Stubbs the Zombie, — это едите чужие мозги. Как вариант — забиваете несчастных жителей мегаполиса насмерть. Последние согласно традиции тут же встают под ваши знамена и требуют свежих людских внутренностей. В итоге локальный конец света здесь моделируется в считанные минуты. Бывшие полицейские с аппетитом уминают собственных коллег, случайных прохожих буквально рвут на части, а девиц милосердно забивают парой ударов. Изначально вам доступно всего два орудия смертоубийства — свои руки и свои же челюсти. Т.е. можно бить и кусать. Второе сложнее — враги отмахиваются, стреляют и всячески не даются под зуб.

Чуть позже Стаббс, как настоящий предводитель, обзаводится некоторыми выдающимися способностями. Во-первых, извините, газы. Время от времени вы вольны испускать облако нечистот, которое совершенно обездвиживает всех в радиусе пяти-десяти метров. Несчастных можно обстоятельно и без лишней суеты употребить. Во-вторых — гранаты. Стаббс умеет бросаться собственными внутренностями. Последние обладают внушительной подрывной силой — особо удачливым отрывает ноги (после чего они, обернувшись зомби, начинают трогательно ползти в сторону бывших сограждан). Наконец, в-третьих, Стаббс способен отвинчивать собственную голову и запускать ее в управляемый полет. По нажатию ответственной кнопки голова взрывается, обращая всех усопших в, разумеется, зомби. Ну и на десерт — фокус с рукой. Ее можно отсоединять и управлять отдельно. Конечность умеет забираться на вертикальные поверхности, прыгать живым на голову и брать их под контроль. Дистанционно управляемые полицейские под вашим чутким руководством начинают стрелять в своих, кидать под ноги гранаты и в итоге умирают под пулями экс-однополчан.

Периодически Стаббс проявляет чудеса сообразительности и управляет различной техникой. Местный таксопарк представлен трактором, джипом и парой левитирующих агрегатов. Погибшие под колесами враги, к сожалению, в зомби не превращаются.

Все вышеозначенное счастье подается в совершенно роскошных декорациях и с отменным юмором. Время действия Stubbs the Zombie — так называемое retro-future. Т.е. формально перед нами пятидесятые со всеми соответствующими атрибутами — юбками-колокольчиками, рок-н-роллом и добродушными полицейскими в характерной форме. К этому, впрочем, добавляются роботы, летающие автомобили и футуристическая архитектура.

Как известно, первая волна зомби-фильмов содержала нешуточный социальный подтекст (зомби как метафора третьего мира и т.п.). Так вот, Rebel Without a Pulse неожиданно обернулась антисоциальным манифестом почище скандальных GTA и Postal. Местный потребительский рай описан как по учебникам — от приклеенных улыбок и школьников с начесом начинает тошнить при первой же встрече. Главгерой, как и полагается настоящему бунтарю, неопрятен, ободран и постоянно курит. Плюс ко всему — мертв. В общем, никак не вписывается в идеальное общество. Потребители в ужасе клеймят его обидным «битником», а потом и вовсе сходятся во мнении, что перед ними — самый настоящий коммунист.

Отдельной строчкой хочется отметить диалоги. Горожане очень потешно рассыпаются в стороны, верещат что-то вроде «только не мой мозг!», а подъехавшие чуть позже военные бодро кричат «умри, коммунистская дрянь!». Зомби, как и положено, всю игру твердят одно лишь слово — «МОЗГИ». В игре есть совершенно роскошная сцена вдохновляющего выступления главгероя перед свежеиспеченными новобранцами.

Стабсс (на фоне американского флага): МОЗГИ!

Толпа (вопросительно): МОЗГИ?

Стаббс: МОЗГИ! МОЗГИ! МОЗГИ!

Толпа (возбуждаясь): Мозги.

Стабс (на манер Александра Македонского): МОООЗГИИИИ!

Толпа (проникшись): МОЗГИ! МОЗГИ!

К роскошному юмору и атмосфере прилагается также набор синефильских радостей. Игра взахлеб цитирует всю зомби-киноклассику XX века, чем вызывает у просвещенной публики абсолютный восторг. Здесь есть атака укрепленного супермаркета («Рассвет мертвецов»), взятие заколоченного деревенского дома («Ночь живых мертвецов»), а также планомерное поедание военных и ученых («День мертвецов»).

Мозги! Мозгиии. Мозгиииии.

Мозги! Мозгиии. Мозгиииии. Мозгиииииии.

Современный Голливуд, безусловно, создал разработчикам богатый материал для вдохновения. Однако Wideload, очевидно, зрили в корень. Т.е. классику.

Ночь живых мертвецов (Night of the Living Dead, 1968)

В 1968 году никому еще не известный Джордж Ромеро за три с половиной копейки снял черно-белый кинофильм, от которого у всего населения земшара зашевелились волосы. Спасаясь от восставших безо всякой причины мертвецов, группа случайных попутчиков закрывается в небольшом деревенском доме, заколачивает окна и решает прождать так до утра. В замкнутом пространстве разворачивается настоящая хичкоковская драма с мощным социальным подтекстом. За первой частью последовал «Рассвет мертвецов» (Dawn of the Dead, 1978), в котором люди укрывались от зомби в укрепленном супермаркете, и «День мертвецов» (Day of the Dead, 1985), где группа ученых и солдат отсиживалась в подземном бункере. В 2005 году Ромеро снял-таки худшую в серии «Землю мертвецов» (Land of the Dead).

Живая мертвечина (Braindead, 1992)

До того как Питеру Джексону доверили половину новозеландского бюджета, а также судьбу «Кинг Конга» и «Властелина колец», он упоенно снимал удивительную помесь физиологического хоррора и мерзкой комедии.

Будучи укушенной в зоопарке, и без того неприятная мама главгероя оборачивается сущей дрянью. Она исподтишка брызжет невестке в суп гноем из локтя, поедает зашедшего на огонек священника и вообще ведет себя крайне непристойно. В итоге любящий сын собирает в подвале целый выводок зомби, убить которых он не в состоянии по причине сыновнего долга. Финал включает в себя сцену распиливания газонокосилкой разбухших до неузнаваемости мертвецов и их же захоронения.

Возвращение живых мертвецов 3 (Return of the Living Dead 3, 1993)

Прознав про отцовские эксперименты с оживлением мертвецов, сын отвозит свою погибшую в автокатастрофе подружку на военную базу, где она оборачивается разумным, но крайне голодным до человеческой плоти существом. Брайн Юзна («Реаниматор», «Извне»), которому доверили снимать триквел весьма посредственной серии, сотворил неожиданно проникновенную драму про непростую судьбу любителей мозгов.

Ну и пара слов о таких прозаических моментах, как графика и звук. В прогнившей груди Stubbs the Zombie бьется движок. Halo! Об этом напоминают несколько моментов. Во-первых — собственная физика техсредств и трупов, а во-вторых — тормоза. Обладая ладной, но отнюдь не революционной картинкой, игра позволяет себе хамски тормозить на топовых машинах. Совсем как орденоносный шутер Microsoft пару лет назад. С другой стороны, процесс обстоятельного поедания человеческого мозга тут выглядит на твердую пятерку. Стены щедро поливаются кровью, внутренности выплескиваются наружу, конечности отрываются — все как должно.

Зато звук и музыка — выше всяческих похвал. Крики, визг и хруст раскрываемой черепной коробки записаны. гм, аутентично. Отдельной строкой стоит отметить саундтрек. Он специально записан для игры и являет собой творческое переосмысление традиционных хитов 50-x. В исполнении современных indie-rock героев. Кумиры творческой интеллигенции Death Cab For Cutie и Flaming Lips здесь перепевают Lollipop, Mr. Sandman и прочие эстрадные шлягеры времен Элвиса. На самого Короля, к сожалению, денег не хватило.

В итоге Wideload открыли жанр таким роскошным дебютом, что совершенно непонятно, что еще добавить. Здесь есть практически все, за что мы любим компьютерные игры. Stubbs ловко цитирует классику, умно шутит, удачно бунтует и, конечно, ЕСТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МОЗГИ!

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Набитый киноцитатами инновационный экшен про бунтующего без причины зомби в пятидесятых. К роскошному геймплею прилагаются юмор, осязаемая атмосфера и шведский стол с человеческими мозгами (мозги! мозгиии. мозгиииии. ). Пропускать решительно нельзя.

Читайте также: