Stronghold crusader обзор

Обновлено: 01.07.2024

Пережитый позор произвел на британскую студию Firefly эффект мощной затрещины: вместо еще более ужасного, чем Stronghold 3, порождения тьмы мы видим Stronghold Crusader 2. Firefly отреставрировали знаменитый замковый симулятор — и почти все, что было варварски разграблено в Stronghold 3, в этот раз бережно отстроили заново. С оговорками, но тем не менее.

Ключевым аргументом в споре в Stronghold всегда были толстые и неприступные стены. Но почему-то именно от крепостей в Stronghold 3 остались рожки да ножки: единственная разновидность стен строилась как в обыкновенных RTS: ткнул в одной точке, ткнул в другой — получил забор. Даже удвоить толщину нельзя, не говоря уже обо всем прочем. Но теперь все заработало: и удвоить, и утроить, и в шесть рядов, и лесенку прилепить, и конфигурация какая угодно — в Crusader 2 вернули сетку строительства, поэтому стена ставится фрагментами.

Конечно, в первозданном виде этот бесподобный, хотя и слишком занудный инструмент создания цитаделей не вернулся. Так, нет низких стен, парапеты встроены по умолчанию, всего один вид сторожки и маловато башен. Но и с таким нехитрым набором можно соорудить что-нибудь непрошибаемое и приятное глазу.

Stronghold Crusader 2

Однако защита бастионов стала куда более сложной задачей. Например, стрелки ни за что не разместятся на башне так, как вы прикажете. Пятеро из десяти обязательно останутся на соседней стене, и вам придется рассаживать их по одному. Это рождает забавный парадокс: на маленькой башенке умещается полтора десятка лучников. Если запихивать их туда по одному.

ЭТО МАЙКЛ БЭЙ: зато движок Havok достойно рисует повреждения каменных строений. Стены крошатся — во! Башни рушатся — во! Трупы катаются по земле и бьются в припадке бессильной злобы на мироздание — . Ну, хотя бы исчезают быстро.

Но преимущество высоты и каменных парапетов отчего-то не так велико, чтобы застрельщики на стенах и башнях могли легко отбиваться от значительно превосходящих сил. Crusader 2 словно вытряхивает нас из родной цитадели и тащит за руку: давай воевать! по коням! где копейщики? Изначально серия была немного про другое: первые сорок минут соперники соревновались в возведении уродливых или не очень замков, ощетинивались баллистами, еще полчаса собирали армию и одним ударом решали, чей лорд толще. Новый геймплей предполагает менее ленивого и более инициативного игрока.

Зато Firefly смогли почти полностью искоренить дурные мысли в головах ваших бойцов. Лучники не катятся с башен, роняя тапки, только чтобы схватиться с мечниками в рукопашной и сдохнуть. Копейщики и пехота нестройными, но послушными ватагами скачут ровно туда, куда вы им прикажете, а не в дубовую рощу по ягоды. Правда, боевой строй солдаты держат неохотно и сбиваются в несолидные кучки. А солидных куч и нет — Crusader 2 не дает накопить толпу войск.

Тем не менее сам процесс священной войны радует примерно так же, как и в оригинале, с поправкой на уменьшенный масштаб, реалии нового движка и, разумеется, скудный умишко компьютерных противников.

Бытие крепостного под нашим началом беспросветно и печально. Для него — не для нас. Винтики экономических цепочек вновь крутятся в верных направлениях. Крестьяне несут зерно на склад. Мельник забирает его, перемалывает, возвращает. Пекарь уносит мешок муки и в конце концов достает из печи ворох горячих буханок свежего хлеба. Но все это необходимо защищать и оберегать: представьте, какая безобразная дыра в графике образуется, если убить носильщика с пшеницей в самом начале.

Stronghold Crusader 2

Такой жестокий распорядок для Stronghold привычен. Как ни забавно, именно экономическую составляющую в третьей части испортить не смогли, да и тут тоже все в порядке. Что пятнадцать лет назад, что сегодня слаженность механизма зависит только от ваших усилий. Удачно ли поместили амбар? Не забыли вырыть колодец рядом с фермами? Далеко ли кузнецу ковылять до арсенала? Далеко? Значит, кто-то сегодня останется без кирасы.

ЭТО ВАЖНО: Crusader в названии помимо темы крестовых походов указывает еще кое на что: большие проблемы по части пищевой логистики. Здания для производства еды строятся только на зеленых пастбищах оазисов, а их предательски мало. В самых запущенных случаях придется тесниться на одной делянке с вашим противником.

Stronghold Crusader 2

Некоторые детали не выдержали проверку. временем? Черта с два временем! Просто у кого-то не дошли руки. Так, в Crusader 2 под корень вырезали строения репутации — всякие увеселения, клумбы, танцующих цирковых медведей, а также виселицы, выгребные ямы и клетки. Первые понижали работоспособность, повышали счастье. Вторые — наоборот. Но в Crusader 2 понятия безделья нет в принципе, и потому ничего из этого не нужно. Очень обидная потеря — как для механики, так и для антуража.

Однако по-настоящему роковой недостаток у Stronghold Crusader 2 один — отвратительно дешевая реализация. Графики это почти не касается: немного устаревшая, она все равно рисует лавочки и домишки с кучей подробностей. А вот заставки, арты, вступительный ролик сделаны на уровне начинающего любителя, уверенного в своем профессионализме. То же касается и озвучки.

Но если стерпеть уродливость оформления, сама игра вас приятно удивит. После того как мы все пережили Stronghold 3, это — настоящий праздник.

Stronghold Crusader II

Несмотря на столь печальный исход всех экспериментов с серией, Firefly Studios своих попыток войти дважды в одну реку не оставила и выдала Stronghold Crusader 2 — как понятно из названия, это идейный наследник того самого «Крестоносца», что принес серии всемирную известность. Обещали, как всегда, кучу приятных плюшек, стараясь угодить в первую очередь тем, кто возвел и разрушил не одну сотню замков в поисках Гроба Господня (или, наоборот, защищая Святую землю от иноземных захватчиков), и одновременно с этим привнести что-то новое в давно застоявшийся жанр градостроительных симуляторов.

Обещания обещаниями — все мы знаем, что подобные увещевания в надежде заманить как можно больше игроков зачастую оказываются лишь словами, которые имеют мало общего с истинным положением дел. Сомнений добавлял и тот факт, что Firefly Studios, по сути, компания одного проекта — после Crusader достойных творений за ней не числилось. С другой стороны, на фоне отсутствия хоть какой-то альтернативы обычный ремейк с симпатичной графикой и отсутствием багов уже можно было бы назвать неплохим результатом — все равно подобных проектов сейчас не найти.

Ах, как хочется вернуться…

Ожидалось, что авторы всячески будут эксплуатировать чувства ностальгирующих поклонников оригинала. Так и вышло — несмотря на переход от спрайтовой графики к полноценной трехмерной картинке, дизайн построек и общие принципы игрового процесса остались теми же. Лорд на главной башне, крестьяне, греющиеся у костра в ожидании направления на работу, те же самые амбар и склад с кучей припасов, шут, бегающий среди домов… Такой вот нехитрый способ выжать скупую слезу за воспоминанием всех тех часов, проведенных за постройкой сотен крепостей среди негостеприимных арабских пустынь.

Stronghold Crusader II

Графика, как видим, на уровне. На средневековом уровне.

Как и в любом уважающем себя градостроительном симуляторе, игра держится на двух столпах — привлекательности города для его жителей и производстве ресурсов. Чтобы привести свое поселение к процветанию, необходимо найти баланс между этими факторами. Какой толк от того, что амбары ломятся от провизии, если крестьяне бегут из города из-за высоких налогов и отсутствия развлечений? И наоборот — млеющее от превосходных условий население, забывшее о том, когда последний раз брало в руки мотыгу или топор, быстро падет жертвой диких животных, стихийных бедствий или своих сородичей из соседнего города, не забывающих о том, что человек человеку волк.

По-прежнему актуальна проблема крепостных стен — слишком большой периметр худо-бедно защитит всех, но не спасет от сконцентрированного прорыва на узком участке, а мощные стены лишь вокруг центра города грозят потерями от постоянных набегов на остальную часть поселения.

Огнем и мечом

Конечно же, вся эта возня с добычей ресурсов, производством и выполнением прихотей населения нужна только для того, чтобы вооружить вчерашних крестьян различным острым железом и разнести по кирпичику крепость соседа.

Здесь тоже не обходится без производственных цепочек: наши бойцы — бывшие крестьяне, латы и оружие не берутся в казармах ниоткуда, их тоже следует заранее выковать из железа, добытого на рудниках. Не будет прироста населения — не будет и солдат, а что произойдет в случае отсутствия армии, объяснять, наверное, не стоит.

Stronghold Crusader II

Противники-боты, каждый со своим характером и стилем игры, вновь с нами. Вот этот упитанный дяденька восточной наружности всегда действует очень осторожно.

Хотим мира — готовимся к войне: возводим башни для лучников, ставим на стены чаны с кипящей смолой и жаровни с углями. Осады замков мало чем отличаются от оригинальной Crusader, разве что стены теперь разваливаются по всем законам физики. Стрелки выкашивают защитников со стен и башен, тяжелая пехота ломает ворота с помощью тарана, а обороняющаяся сторона тоже не дремлет: внезапная вылазка может свести на нет тщательно спланированную операцию.

Для заядлых пацифистов имеется режим «песочницы», где на карте нет врагов, а из опасностей только дикие звери да стихийные бедствия, но выглядит он откровенно скучно — больно уж скудно представлена мирная жизнь поселения.

Милорд, нашу игру пожрал долгоносик!

Не зря описание второй части так сильно напоминает первого «Крестоносца» — с новыми идеями у разработчиков большие проблемы. Почти все изменения заключаются в урезании контента оригинала и переводе того, что осталось, на новый движок. Потребности населения выглядят не совсем логично — к примеру, церковь лишь одного вида, да и та нужна только для удовлетворения потребности в молитве, на которую тратятся… свечи. Почему убрали столь милую сердцу любого феодала систему «кнута и пряника»? Напомню, в первой части был целый подкласс строений, влияющих на счастье населения, — сады, статуи и прочие бесполезные украшательства. Как противовес им имелись виселицы, дыбы, позорные столбы — все эти непременные атрибуты мрачного Средневековья, благодаря которым крестьяне и думать забывали об отдыхе (суть идеи «пятилетку за три года» придумали вовсе не коммунисты). Почему все это вдруг стало лишним для градостроительного симулятора?

Экономическая система получилась несколько непродуманной — почти все ресурсы, в том числе и военного назначения, можно мгновенно купить, что приводит к «рашу» наемниками и дешевыми солдатами.

Геймплей это никак не обогатило, а возможности для отыгрыша властителя средневекового городка практически исчезли. Едва ли не вся прелесть подобных стратегий заключается в возможности в подробностях рассмотреть повседневную жизнь своих подданных: вот молочник ухаживает за стадом, там мельник, спешащий на склад, задержался в саду, чтобы полюбоваться красивой статуей, а здесь дети играют во дворе дома… В Crusader 2 от всего этого почти ничего не осталось — жители теперь совсем не похожи на настоящих людей, а представляют собой лишь инструмент очистки всей карты от врагов.

Зачем-то создатели избавились от полноценной статистики, позволяющей планировать развитие города: вся информация теперь умещается в паре строчек на экране цитадели да кусочке интерфейса с указанием количества жителей и их потребностей.

Добавьте ко всему этому общую недоделанность игры (будто перед нами не полноценный релиз, а альфа-версия в раннем доступе), ужасную по современным меркам графику, убогую озвучку (по крайней мере в русской локализации), примитивный ИИ… В целом все выглядит скорее как поделка уровня любительской сборки на Unity, нежели работа авторов того самого «Крестоносца».

Stronghold Crusader II

Стены по-прежнему легко снести обычной пехотой. По-другому штурмовать укрепления нельзя — лестниц и осадных башен в игру не завезли.

Единственное вменяемое оправдание всех этих непотребств, что сотворили с игрой разработчики, — классическое «они хотели как лучше». Видимо, ориентация была в первую очередь на мультиплеер, поэтому и убраны «лишние» с точки зрения соревновательного геймплея элементы, а менеджмент поселения сведен к минимуму. С другой стороны, а где же в таком случае развитие военной составляющей? Новых «юнитов» мало, отсутствует микроменеджмент армии, уникальные умения у отдельных бойцов присутствуют, но обнаружить их можно только методом «тыка». Где приятная глазу графика и удобный интерфейс, в конце концов? Кучу мельтешащих тел, слившихся в одно пятно, никак нельзя назвать красочным сражением, а ведь именно так здесь выглядит любой бой. Радует лишь то, что битвы столь же динамичны, как и прежде, особенно на картах с большим количеством противников.

И это, пожалуй, единственное достоинство Crusader 2. В остальном вторая часть не выдерживает никакого сравнения с оригиналом (к слову, тоже не лишенным недостатков). Тем, кто снова хочет окунуться в атмосферу Средневековья, лучше обзавестись HD-переизданием, нежели платить за откровенную халтуру.

Плюсы: динамичные сражения по Сети.
Минусы: скудность контента; интерфейс и графика устарели на десяток лет; баги.


У каждого из игроков есть свой любимый сеттинг. Кому-то по душе поля Второй Мировой, кто-то обожает научную фантастику, кому-то подавай стимпанк… И практически ВСЕ любят Средние Века.
«Всех под одну гребенку, автор!» «Что за позорная субъективщина!». А вот и нет.
Бешеная любовь геймеров всего мира к средневековому сеттингу заключается не только в какой-то особой романтике тех времен, которая, разумеется, имеет место быть. Популяризации средневековья очень способствует фэнтези, ведь в большинстве случаев фэнтезийные миры не так уж сильно отличаются от какой-нибудь Англии XIII века. Законы, философия, взаимоотношения с религией, феодализм, устройство армий… Зачастую популярные фэнтези-вселенные многое просто копируют с реальной истории, попутно адаптируя отдельные элементы под свои «подземелья-с-драконовскими» нюансы.

Так что Средние Века остаются в тренде. Как и игры в данном сеттинге. Серия Stronghold когда-то стала для меня великолепным открытием – игра, которая хорошо использует правило золотой середины.

На одной чаше весов у нас любая классическая RTS – мы можем обводить юнитов в рамочки и посылать их кучкой на убой, для победы зачастую нужно разбить базу противника, для успеха нужно непременно добывать всяческие ресурсы, главный из которых – старые-добрые деньги… На другой чаше весов располагаются заветы очень даже хардкорных немецких Settlers – ресурсов много, а самые ценные находятся в конце производственных цепочек. Тех же солдат вы не наймете без нужного оружия – хотите создать отряд мечников? На рудниках добывают железо и доставляют его на склад, кузнец и мастер-бронник (это два разных ремесленника!) из этого железа создают мечи и доспехи. Доставляют их в оружейную – и только потом из казарм появляются закованные в броню болванчики!



Надеюсь, не я один при виде экрана загрузки слышу «ту-самую-музыку»…

Сложно? На словах, может быть. На деле механика Stronghold раза в 3-4 проще, чем у тех же Settlers. А главное – она всегда была интуитивной и логически понятной. Уже ко 2-3 партии ты запоминал, что и для чего тут нужно. Хочешь собирать больше налогов? Увеличь рацион, построй церковь, открой трактир… Хочешь заставить крестьян быстрее работать? Поставь дыбу, виселицу, костер инквизиции… Хочешь осадить вражескую цитадель? Куда уж тут без инженеров и осадных орудий…

Беда серии оказалась в том, что разработчики из Firefly почему-то решили, что изобрели идеальную геймплейную формулу. Первый Stronghold и аддон Crusader вышли в начале 2000-х, в период безумной популярности стратегий в реальном времени. Это были отличные игры, появившиеся очень вовремя. А потом…

Stronghold 2 попыталась развить оригинальные идеи, усложнив геймплей – но все испортила ужасная графика и забагованность. Спин-офф Legends оказался казуальным и невразумительным бастардом Stronghold и WarCraft. Stronghold 3 и Stronghold Crusader 2… Эти две игры, несмотря на громкие названия не сказали ничего нового. Разработчики из Firefly перекрыли кислород своей «цитадельной» серии, страшно боясь хоть как-то эволюционировать. Все старые наработки подаются в новой (и то не очень привлекательной) обертке, практически без новшеств. Без свежей крови Stronghold рискует загнуться окончательно – печально, но пока что серия движется именно к такому исходу.

Кроваво-красное солнце пустыни

Для несведущих это прозвучит забавно, но в самом первом Stronghold, фактически, не было нормальных одиночных миссий, не привязанных к сюжету одной из двух кампаний. Были осады с заранее сгенерированными замками, карты для свободного строительства, несколько заскриптованных карт с боевыми челленджами… А вот обычного для RTS дела: «база противника versus база моя, и да пребудут с нами Боги мяса, топора и раша» не было. Непорядок.

Наверное, это одно из не очень заметных, но одно из важнейших в Crusader нововведений. Да, здесь можно просто выбрать одну из карт, накидать себе компьютерных противников и устроить чисто средневековую поножовщину, не обремененную сюжетными интригами. Иногда для счастья нужно так мало, верно? Особенно учитывая, с каким креативом разработчики подошли к созданию местных ботов.



А как доставляют прозвища врагов! Вы только посмотрите на «полное семейство» Калифов.

Враги здесь являются, ни много ни мало, личностями: старый квартет дико живучих гадов из первой части (Крыса, Змея, Кабан, Волк – четверка лордов, каждый из которых своим характером полностью оправдывает полученный животный «псевдоним») + новые лорды, правители Востока. Ах да, еще есть Ричард Львиное Сердце – он тут всюду! И на коробочках с игрой, и на экране загрузки, на него разве что не молятся… Но машет топором этот бравый английский парень будь здоров, и как противник – явно не выбор для новичка.

Маулай! А и шухи, хэд мэтикум? Лиль меж! Биттар кит! Мата харра!

А вот на этом месте все старые фанаты Stronghold должны были залиться ностальгическими слезами. Речь о следующем нововведении аддона: арабские юниты. Эти ребята стали серьезным пополнением для игры и повлияли на механику в целом, став настоящей находкой для любителей блицкригов.

Тактика мгновенного раша в стандартных условиях Stronghold выглядит крайне затруднительной: ведь каждый солдат прикреплен к той или иной производственной цепочке. Да, каким-нибудь копейщикам для боя и нужно-то, то самое несчастное копье – но этими дохляками много не навоюешь. Арабы – дело другое.



Это называется «assasin's blitzkrieg». Несколько зловещих парней в черном, нанятые в первые минуты игры, быстро отправляют вражеского лорда на тот свет.

Нанимаемые в лагере наемников исключительно за презренный блестящий металл, бравые защитники Святой Земли оказываются достойными конкурентами своим европейским коллегам. Даже при мизерном стартовом бюджете в 2000 золотых можно обзавестись небольшой, но эффективной армией в первые минуты игры – нужно только знать, в кого вкладываться. Помимо до скрежета зубовного стандартных лучников и мечников есть и более интересные кандидаты: мобильные конные лучники, устрашающие огнеметатели, невидимые стенолазы ассасины… Парк восточных войск действительно позволяет поэкспериментировать с тактикой. Но самое приятное: Firefly не стали вводить обременяющие ограничения на найм юнитов для игрока. И, хотя большинство противников четко придерживаются войск либо европейской, либо арабской стороны конфликта – мы вольны забыть об этническо-религиозных разногласиях и вести в бой объединенную армию, совмещая сильные стороны Запада и Востока. Это ли не равноправие во всей его красе?

Ну и отдельная тема для шуток, перлов и мемов (да называйте, как хотите): это, конечно же, озвучка. Stronghold – из тех редких игр, где фразочки юнитов не просто НЕ ВЫЗЫВАЮТ раздражения. Они западают в душу, радуют, веселят, подбадривают во время тяжелой партии. Мечники сипят: «Тяжелая вещь – броня!». Арабские коллеги, в более легких кольчугах, насмешливо отвечают: «Амурак кайя маулай!». Арбалетчики кричат: «Прыгай!» (куда, зачем, почему?!). А арабские лучники отзываются: «Сумоукум!». И да, ни в детстве, ни сегодня, я ни черта не понимаю из того, что говорят арабские юниты в Stronghold: Crusader. И менее крутыми или харизматичными они от этого не становятся!



Добываешь много камня — строишь много башен. Все просто!

Летописи крестовых походов

Но какая же RTS без полноценной одиночной кампании? А если речь идет о «как бы исторической» стратегии, то и сюжет, вполне возможно, будет «как бы историческим». Если оригинал сочинял свою собственную историю, то Crusader предлагает 4 кампании по 5 миссий в каждой.
К оружию! – эта кампания строго обучающая, возглавляем силы европейцев времен Первого Крестового Похода и учимся заново всему. Миссии простенькие, подсказок много, а шансов проиграть – мало.
Завоевания Саладина – данная кампания также выполняет функцию обучающую – здесь мы подробно знакомимся с арабской армией и, собственно, ничем кроме военных действий нас здесь не порадуют. Но по сложности миссий она на голову, а то и на две выше предыдущей – если в реальности, по поверью, сарацины разгромили крестоносцев у Хаттина на раз-два, то здесь с этой миссией придется неслабо попотеть…
Королевский Крестовый поход – дзен-буддистское правило Вселенского баланса заставило разработчиков сделать эту кампанию полной противоположностью предыдущей. В прошлый раз мы все время шли в атаку арабами, вообще не занимаясь экономикой? Значит, на этот раз будем сидеть в защите крестоносцами, гадая, что страшнее – неправильно развитая экономика или очередное сарацинское нашествие. Кампания не из легких, с самых первых миссий дает понять, что щадить вас никто не будет. Неожиданно простой оказалась, разве что… последняя миссия.
Войны крестоносцев — а в четвертой кампании историю отправили за борт и решили поностальгировать, заодно отдав дань фанатам оригинала (особенно тем, кто полюбил тамошних злодеев). Объяснять, как эта четверка вдруг вернулась с того света нам никто не собирается – да и не нужно. Раз они воскресли – значит, нужно снова спровадить их в мир иной. По сути, данную кампанию можно считать разминкой. Ведь впереди каждого игрока в Stronghold: Crusader еще ждет…

Длинная, очень длинная, слишком длинная дорога крестоносца

У вас когда-нибудь бывало так, что кто-то солгал вам, а вы не обиделись? Причем солгал по-крупному, о каких-то серьезных вещах, но вы… просто восприняли это как данность. И эта данность пришлась вам по вкусу. «50 сюжетно-связанных миссий» — именно такая фраза красовалась на коробке с диском Stronghold: Crusader. Я приобрел игру в местном магазине, еще будучи совсем сопливым юнцом, и спешил взглянуть на все эти жестокие побоища в пустыне…



И это еще только начало!

Так вот, странное дело: этого неизвестного коварного лжеца, вставившего фразу про «сюжетно-связанные» миссии наказывать было совершенно неохота. Путь Крестоносца в Stronghold: Crusader действительно есть – это 50 миссий на разных картах с разными стартовыми условиями, вообще не связанные никаким сюжетом. Просто фигурка крестоносца, движущаяся по огромному полю, напоминающему какую-нибудь старенькую настольную игру. Забавно, но в те лихие года, когда (ОСТОРОЖНО! СТАРЧЕСКОЕ КРЯХТЕНЬЕ 20-ЛЕТНЕГО ПАРНЯ!) сосны были выше, а WarCraft еще не превратился в MMO и был королем стратегий, этого было более чем достаточно. Прохождение всех этих испытаний затягивало – миссии были разнообразные, к тому же было чертовски интересно – ну, что покажут, когда пройдешь все 50? Не выскочит же просто черный экран, верно.

Но Путь Крестоносца оказался сильно длиннее, чем можно было предположить. К Stronghold: Crusader со временем подоспели две добавки. Первая из них – Warchest – добавила 8 новых противников (и это очень хорошо, ибо старые рано или поздно надоедают, а все их тактики заучиваешь наизусть) и еще 30 миссий, как этакое продолжение Пути Крестоносца. Ну, пожали плечами – побежали выполнять…



От замка маршала Лонгарма осталось всего-ничего. А скоро и сам маршал отправится на покой.

А потом вышел Extreme. Stronghold: Crusader. Extreme – если быть более корректным. Зачем-то он продавался за отдельные деньги как самостоятельный аддон (самостоятельный аддон к самостоятельному аддону! Вы вдумайтесь! А говорите, что сегодня разработчики делают деньги из воздуха). И все, что Extreme делал – это ломал баланс и превращал происходящее на поле боя в какой-то цирк и балаган. Появился «Экстремальный путь крестоносца» — еще 20 миссий, набитых противниками из оригинала и WarChest. А также появилась… магия. Самые натуральные колдунства на манер Lord of the Rings: Battle for Middle-Earth: возможность призвать подкрепления, обрушить на врага дождь стрел или камнепад… Магией пользуется только сам игрок, и это даже не смешно, когда ты можешь накопить на дождь камней за 5 минут, а потом обрушить его на набитый хлебом вражеский амбар. Вроде и радоваться надо, что от врага подданные уходят из-за голодухи. Да только ты же этого добился не хитрым стратегическим маневром, а просто кучей камней, внезапно упавшей с неба…

Подведем итоги…

Ну, о технической стороне Stronghold: Crusader много и не скажешь. Движок от первой части, милая изометрия, при желании все это добро сейчас можно найти в HD-качестве – так что совсем уж рябить в глазах от местной картинки у вас не будет. Музыка и звуки как были хороши и завораживали несколько лет назад, так и сейчас сохранили свое гипнотическое воздействие, а пара композиций из здешнего саундтрека даже настойчиво просятся в плейлист для прослушивания вне игры.

Резюмируя, можно сказать, что Stronghold: Crusader – не уникальная игра, не феномен игровой индустрии. Нет. Но это действительно качественное продолжение оригинала, которое добавило новые фишки, поменяло стиль и антураж, разнообразило геймплей… Дьявол сокрыт в мелочах. Забавно, но вспоминая эту игру хочется рассказывать не о сложных внутренних механиках или особенностях ведения хозяйства в условиях пустыни… Хочется рассказать обо всех забавных фразочках юнитов, о том, как тебя бесит назойливый Калиф с его вечными восклицаниями «Невееерный!», о той самой осаде, когда тебя зажали с двух сторон, ты изо всех сил клепал копейщиков, чтобы защитить лорда, а в это время мангонель…
Stronghold: Crusader – не хит всех времен и народов, но это не мешает данной игре обладать, простите за сентиментализм, душой. И разве этого мало?

Поклонники единственной "умной RTS" прошлого года получили в свое распоряжение долгожданный аддон. Талантливые разработчики из Firefly Studios не стали нам подсовывать сникерс вместо пива и отработали задание на совесть

Краткие обзоры. Stronghold: Crusader
Краткие обзоры. Stronghold: Crusader

Поклонники единственной "умной RTS" прошлого года получили в свое распоряжение долгожданный аддон. Талантливые разработчики из Firefly Studios не стали нам подсовывать сникерс вместо пива и отработали задание на совесть. Итак, ярым фанатам предлагают в четырех кампаниях взять под контроль солидную кучку европейских крестоносцев во главе с Ричардом Львиное Сердце или, играя за Саладина, султана Сирии, — встать во главе арабских полчищ. Для тех же, кто быстро разберется с оригинальными миссиями либо по какой-то причине не захочет их проходить, авторы приготовили около 50 связанных между собой skirmish-заданий. Ну а кому и этого покажется мало, те смогут окунуться в тотальный креатив — редактор карт прилагается. Конечно, не обошлось и без новых юнитов — целых 25 штук к вашим услугам. В том числе и всяческие осадные приспособления. В общем, крепкий аддон получился. Всем поклонникам оригинала рекомендуется.

Читайте также: