Secret of mana 2018 обзор

Обновлено: 30.06.2024

«Пиксельные» игры устаревают далеко не так быстро, как выполненные в 3D. Да и современная аудитория к ним относится благосклонно — достаточно вспомнить, насколько сильно любят Terraria, Stardew Valley, Fez и многие другие инди-игры. Даже древнюю The Legend of Zelda: A Link to the Past сегодня можно с удовольствием пройти, не задумываясь о ее возрасте. Поэтому анонс ремейка Secret of Mana удивил не столько самим фактом своего появления, сколько желанием Square Enix заменить «теплые ламповые» пиксели мультяшным 3D. Результат получился еще хуже, чем можно было представить.

Очевидные недостатки бросаются в глаза в первые пять минут, во время знакомой сценки с идущими по бревну персонажами. Их модельки вроде бы выглядят сносно, но во время разговоров у них вообще не шевелятся губы. Это смотрится очень странно, так как в ремейке некоторые диалоги оформлены в виде роликов на движке, чего по понятным причинам не было в версии для SNES. Зачем направлять камеру на лицо, не выражающее никаких эмоций? В чем смысл такого 3D?

Бедняга по центру не знает других эмоций

Бедняга по центру не знает других эмоций

При этом визуальный стиль — один из немногих обновленных элементов Secret of Mana. Различия между ремейком и оригиналом можно пересчитать по пальцам. Появилось озвучение всех реплик (английская версия по недоброй традиции получилась кошмарной, лучше играйте в японскую), добавились автосохранения в каждой новой комнате, максимальное количество предметов в инвентаре теперь можно увеличить. Музыкальное сопровождение тоже решили обновить — какие-то композиции удались, другие стали хуже. Ничего выдающегося в музыке нет, но и раздражать она не будет, а при желании можно включить изначальную версию.

В остальном это точно та же игра, что и 25 лет назад, и в случае с Secret of Mana это не комплимент. Трехмерная графика, да еще такая яркая и цветастая, слишком сильно контрастирует с устаревшими геймплейными механиками, которые еще можно было бы простить игре с 2D-стилем. К примеру, боевая система покажется современному пользователю абсурдной — вы совершаете удар, а затем ждете пару секунд, пока шкала энергии в нижней части экрана заполнится до 100 %. Поэтому постоянно ждешь, ждешь, ждешь независимо от экипированного оружия — что меч, что лук, что топор работают по одному принципу.

В драках заметен и другой минус — странная реакция врагов на удары. Первое попадание чаще всего отбрасывает их назад, после чего они лежат на земле и через какое-то время встают. И если их ударить еще раз, пока они не двигаются, урон пройдет далеко не сразу. Уже когда они поднимутся, вы увидите вылетающие из них циферки, а сами они вновь рухнут на землю. Из-за этого (и из-за упомянутой выше шкалы энергии) даже самый простенький бой оказывается раза в три дольше, чем мог бы быть, если бы разработчики ремейка постарались сделать процесс чуть более современным. Да и зоны поражения у моделей оставляют желать лучшего — визуально кажется, что стоявший далеко враг промахнулся, но на практике видишь, как в небо улетают цифры полученного урона.

Иногда противники накладывают на героя эффекты, обездвиживающие его на несколько секунд

Иногда противники накладывают на героя эффекты, обездвиживающие его на несколько секунд

У главного героя, равно как и у его напарниц, которые присоединяются позднее, нет каких-либо навыков и умений. Убийство противников повышает их уровни, что приводит лишь к увеличению запаса жизней. Почти все основные характеристики, в том числе способность уклоняться от ударов, меняются с помощью брони, покупать которую нужно у торговцев. И тут ремейк Secret of Mana тоже демонстрирует свои старческие корни — в магазине показывают, кто из персонажей может носить тот или иной предмет, но о характеристиках вещей никто не рассказывает. Покупайте, заходите в инвентарь и только тогда сравнивайте. Хорошо хоть, дают достижение за приобретение всего этого хлама, а то было бы совсем обидно.

Зато искусственный интеллект явно не трогали — он здесь крайне низкий. Когда вы попадаете в новую зону, почти все неигровые персонажи начинают неадекватно себя вести. Стражники стоят лицом ко входу во дворец, бабушки и прочие NPC упираются в стены и бездумно шагают в никуда. Компаньоны главного героя могут заблудиться в трех соснах и в конечном итоге погибнуть, убитые противником, от которого вы пытались убежать. Локальный кооператив спасает, но тех, кто предпочитает играть в одиночку, бесконечно застревающие в камнях напарники рано или поздно изведут. К счастью, в ремейке можно увеличить запас аптечек в инвентаре, чтобы лечить бедолаг, но для этого нужно заглянуть в настройки. Если вы этого не сделаете, то вряд ли узнаете об этой особенности и продолжите мучиться с четырьмя конфетами и шоколадками до следующей встречи с торговцем.

Когда напарница умирает, за героем бегает ее призрак

Когда напарница умирает, за героем бегает ее призрак

Столь дубовый искусственный интеллект указывает на то, что исходный код в обновленной Secret of Mana подвергся минимальным изменениям. Но встречаются и другие странности. В одной из начальных сцен один персонаж избивает другого без анимации — просто одна фигурка подходит к другой и включается звук шлепка. Это выглядит нормально в примитивном пиксельном 2D, но не в 3D же. Диалоги тоже оформлены по-дурацки — троица главных героев встает в кучку, приближается к персонажу, а затем девушки отходят в разные стороны и только потом начинают беседу. Это отнимает уйму времени, если учесть, что общаться предстоит постоянно — то с торговцами, то с сюжетными персонажами.

Для многих игроков Secret of Mana — это яркое воспоминание из детства. Сегодня история о мальчике, который нашел меч и выпустил на волю монстров, после чего его изгнали из деревни, покажется слишком наивной и детской. Но когда она оформлена в виде симпатичного «пиксельного» приключения, к ней и относишься как к гостю из прошлого. Ремейк не делает игру лучше или хуже, он просто заставляет задуматься о впустую потраченных ресурсах и нежелании Square Enix отпраздновать 25-летие хорошей игры качественной обновленной версией. Secret of Mana заслуживала большего, а получилась никому не нужная ерунда, в которой недостатки оригинала нарочито подчеркнуты и приумножены.

Secret of Mana обзор игры

Сюжет Secret of Mana до неприличия прост. Главный герой Рэнди находит в центре озера волшебный меч и в лучших традициях короля Артура вытаскивает его из камня. Этим, сам того не подозревая, он обрекает свою деревню на нападения монстров. Местные жители недолго думая изгоняют паренька, но наш герой не сильно расстроен, ведь его ждёт в меру увлекательная борьба с целой империей зла. Сражаться с тёмными силами Рэнди будет не один: почти сразу мальчик встречает импульсивную Примм и потерявшую память Попои. Боевые подруги не стесняются пользоваться разнообразным оружием и, в отличие от протагониста, умеют колдовать.

Как в любой уважающей себя экшен-RPG, бои здесь проходят в реальном времени. Врагов видно на карте, как в какой-нибудь The Legend of Zelda. Противники здесь милые как на подбор — круглые пушистые кролики, сопящие гоблины, которые и на гоблинов-то непохожи, лисички-лучники. Но не дайте кажущейся безобидности себя обмануть! Враги больно наказывают за ошибки, а их вы обязательно будете совершать. А если не вы, то сопартийцы, ведомые искусственным интеллектом (этого, правда, можно избежать — нужно только вручить контроллеры своим друзьям и играть в кооперативе).

Боевая система Secret of Mana строится на атаке и отступлении: вы делаете выпад, а затем ждёте до тех пор, пока шкала атаки не заполнится, чтобы снова ударить врага в полную силу. Если бить, когда прогресс не достиг 100 %, то либо удар будет совсем слабым, либо герой вообще промахнётся. Поскольку в игре нет парирования, а уклонение автоматизировано, все битвы сводится к маневрированию между противниками и нанесению ударов в нужные моменты.

Secret of Mana обзор игры

Арсенал героев впечатляет — тут вам и мечи, и копья, и кнуты с топорами, даже шакрам, как у Зены, есть.
С магией дело обстоит несколько иначе — у неё нет шкалы-ограничителя. При переключении на девушек у вас появляется возможность колдовать стихийные заклинания. Примм специализируется на поддержке и лечении, а Попои — на атакующей магии. Применяя то или иное заклятие, героиня не может промахнуться, и это хорошо, но только не тогда, когда работает против вас. Если какой-нибудь «босс» начинает колдовать мощную магию, у вас, увы, не будет шанса от неё увернуться.

Рыцари круглого меню

Оригинальная Secret of Mana вышла на SNES в далёком 1993 году и для своего времени была вполне неплоха. HD-ремейк игры сохранил всё очарование первоисточника и добавил в него ряд важных нововведений. В глаза бросается прежде всего изменение графики — на смену двухмерным пейзажам и спрайтовым персонажам пришло трёхмерное раздолье эпохи PS2. Игра сделана просто и со вкусом (пожалуй, даже слишком просто). Она очень яркая, насыщенная, но при этом не сильно детализированная. Также герои Secret of Mana теперь разговаривают настоящими, человеческими голосами, а не речевыми облачками. Английское озвучивание выполнено на совесть, но любители оригинала всегда могут переключиться в меню на японское. Субтитры на русском, к сожалению, не предусмотрены.

Появились в игре и функция автосохранения, и возможность расширить инвентарь, чтобы разместить больше восстанавливающих здоровье предметов. Согласитесь, четыре лечащие конфеты на группу из трёх героев — это преступно мало, а вот двенадцать — уже совсем другой разговор.

Без изменений осталось колесо меню — одна из главных особенностей оригинала. Именно из него происходят смена экипировки, выбор оружия и магии и просмотр статистики героев. Кроме того, в него были добавлены новые пункты — например, сюжетный журнал, который подскажет, куда идти дальше, если вы вдруг прослушаете важный разговор.

Secret of Mana обзор игры

Хотелось бы пожурить игру за слишком плоских героев и разделение персонажей на плохих и хороших. Авторы ремейка не стали переписывать историю, но включили дополнительные сцены в гостиницах для того, чтоб придать троице живости.

Secret of Mana — это идеальный ремейк, учитывающий особенности первоисточника и бережно переносящий их в трёхмерное пространство. Все нововведения в нём логичны и уместны. Однако некоторые проблемы оригинального «Секрета маны» так и остались нерешёнными, и сейчас, в 2018 году, они смотрятся запоздалым приветом из 90-х. Несмотря на это, надеемся, что осовременивание японской классики на этом не остановится и помимо ремейка Final Fantasy VII нас ждёт ещё немало переосмысленных JRPG.

Плюсы: обновлённая графика и музыка; возможность упростить прохождение автосохранениями и увеличенным запасом предметов.

Минусы: при всём своём 3D, графика игры совсем уж простая; сама история скучновата; искусственный интеллект слаб, а постоянные подгрузки изведут даже самых терпеливых игроков.

Памятное для владельцев SNES ролевое приключение Рэнди, Примм и Попои переродилось в виде 3D-ремейка Secret of Mana. Оригинальный проект вышел в 1993 году и был известен в Японии под именем Seiken Densetsu 2 («Легенда о святом мече 2»). В 2008 году игра стала доступна для скачивания в Virtual Console, в 2009-м — адаптирована для японских мобильных телефонов FOMA 903i и 703i, а в 2010-м появилась на iPhone и iPod Touch. Это вторая часть серии Mana и прямое продолжение Final Fantasy Adventure.

На волне популярности ретро-изданий Square Enix решила возродить и Secret of Mana, однако ремейк не только отошёл от классического 2D-стиля в пользу мультяшного 3D-исполнения, но и наделил персонажей голосами, чего, разумеется, не было во времена Super Nintendo. По сегодняшним меркам сюжет о приключении ради спасения мира может выглядеть слишком клишированным. Однако это нормально для старой школы, да и игра вполне может порадовать поклонников jRPG, утомившихся от происходящего сегодня в этом жанре.


Хотя в целом приключение осталось тем же, ремейк существенно изменил стиль игры. И дело не только в переходе к 3D и добавлении озвучки: разработчики изменили музыкальное сопровождение, постаравшись при этом сохранить его дух (можно включить оригинальную синтезаторную музыку); добавили новые сцены, лучше раскрывающие сюжет; переделали игровой процесс и боевую систему под современные стандарты.


Есть и другие новшества, которые наверняка оценят игроки: появилась система автосохранений, улучшена работа ИИ, плюс, как и в оригинале, есть локальный кооператив, благодаря чему Secret of Mana можно проходить в компании с двумя друзьями. Стоимость издания в версиях для Steam и PlayStation 4 составляет немалые $40 (в наших краях PC-версия обойдётся в 1199 рублей).


Secret of Mana считается одной из лучших JRPG всех времён — неслучайно она получила отличную рисованную анимационную короткометражку в честь трёх основных героев игры, сражающихся с последним боссом — Зверем Маны.


Вслед за запуском ремейка Trials of Mana была отдана дань уважения её предшественнице в лице Secret of Mana, которая до сих пор имеет множество преданных поклонников. Один из них — Бенуа Транше (Benoit Tranchet) — сделал короткометражную анимацию о сражении трёх героев со Зверем Маны:

Его описание гласит: «Это 2D-анимационный клип, который я сделал в свободное время в период с августа 2018 года по декабрь 2019 года. Он основан на фантастической игре 1993 года Secret of Mana от Squaresoft (в оригинале называвшейся Seiken Densetsu 2) и полностью неофициальный. Моей целью было создать картину противостояния со Зверем Маны. С тех пор, как я впервые начал играть в эту игру в середине 90-х, я был большим поклонником всего этого, начиная с первого шага и заканчивая эпическим завершением.

И вот однажды я решил, что хочу создать кинематографическую заставку в духе старой школы — такую же, как те, которые мы могли видеть в играх серии Tales of или в издании Chrono Trigger для PSX. Надеюсь, вам понравится смотреть её так же, как мне понравилось её делать!»

Как можно убедиться, качество анимации здесь очень хорошее, а стиль, музыкальное и звуковое сопровождение вполне подходят эстетике игры — к сожалению, продолжительность ролика совсем небольшая.


В нашем обзоре ремейка Secret of Mana 2018 года Алексей Лихачёв поставил игре лишь 5 баллов из 10 — недостатков оказалось слишком много. Это и неуместный визуальный стиль, и отсутствие нормальной лицевой анимации у персонажей, и устаревшие механики, и бесполезная карта, и масса технических проблем. Среди достоинств можно назвать разве что неплохую историю с забавными персонажами, сам факт «воскрешения» позабытой многими классической игры и наличие автосохранений. В Steam игра тоже получила смешанные отзывы — 67 % положительных из более чем 1,5 тыс.

Square Enix и Nintendo после недавнего запуска Trials of Mana объявили, что шесть главных героев будут добавлены в список бойцов Super Smash Bros Ultimate на ограниченное время. С самим ремейком 3-й части классической серии Mana могут ознакомиться все желающие благодаря наличию демоверсии (например, установив её через Steam).

Читайте также: