Sacred обзор игры

Обновлено: 30.06.2024


Бей мобов, повышай уровень, собирай экипировку, чтобы повышать уровень, выбивать более крутую экипировку и бить более сильных мобов. Примерно на таком принципе основывалась игромеханика первой, второй, да и, пожалуй, третьей Diablo. И настолько народу нравилось это медитативное истребление нечисти, что они с удовольствием сгребали с полок магазинов оговорённые уже продукты «Метелицы» и пропадали в этом приключении на месяцы и годы или… пару часов, вкусовщина, знаете ли. Но были эти игры, особенно Diablo 2, настолько успешными, что не могли не породить ряд последователей. И как еще более нежно и за ручку аккуратно подвести к тебе Diablo-клонов, мне трудно себе представить, поэтому перейдем к ним резко.

Но прежде, все же позволю себе небольшое лирическое отступление. Тема клонов той или иной игры всплывает каждый раз, когда в очередной игре всплывает механика хоть немного напоминающая ту, что была в игре уже вышедшей. Всем подавай технических прогрессов, новшеств и открытых миров с нелинейностями. Но когда берут уже отработанную механику, творчески перерабатывают её и порождают нечто новое — околоигровое сообщество тут же начинает придумывать, чьим же клоном является очередной не ААА проект. К чему я пытаюсь подвести через эти измышления? К простой и очевидной вещи — дайте шансы тем играм, которые прослыли клонами чего-то другого и присмотритесь к ним пристальней. Сегодня присмотреться пристальней я предлагаю к творчеству немецких программистов и дизайнеров, игре Sacred — или, как его прозвали в русской локализации, Князь Тьмы.

Разработчиком этой игры выступила немецкая компания Ascaron, которая с 1992 года делала экономические симуляторы. Несмотря на некоторую неопытность в новой для них сфере, компания взялась за амбициозный проект. Оказалось, что они не прогадали и первый серьезный успех пришел к ним именно благодаря Sacred. Она представляла собой достойную продолжательницу идей Diablo в жанре hack&slash RPG. Во многом этому успеху поспособствовало то, что они достаточно долго поддерживали своё детище, выпуская патчи и дополнения. Именно благодаря таким расширениям, появились версии Sacred + и Sacred Underworld, которые вместе чуть ли не удваивали территорию наших приключений по сравнению с изначальной. Через год после выхода оригинальной игры она с дополнениями была выпущена в виде Sacred gold edition. На дворе тогда шел 2005-й год и мы будем ориентироваться сегодня именно на эту версию.


И что же видел человек в самой игре? Прежде всего, выбор уровня сложности вкупе с героем. И если о героях мы поговорим ниже, то в уровнях сложности предлагаю разобраться сейчас же. С самого начала игроку доступны лишь два уровня сложности: «бронза» и «серебро». Отличаются они, очевидно, уровнем противников. Если на “бронзе” уровни противников фиксированы и обычно ниже уровня главного героя, то на “серебре” их уровень стремится к уровню героя или даже превосходит его. При прохождении сюжетной линии на “серебре” открывается «золото». При прохождении её же на «золоте» откроется «платина». И если вы выдохнули и подумали, что на этом всё кончится, то нет. Пройдите игру на «платине» и вам откроется последний, самый сложный уровень — «ниобий». Почему это всё важно? Потому что одно и то же снаряжение, но полученное на разных уровнях сложности будет отличаться своими характеристиками, а стало быть ниобиевый шмот — самый крутой. Посему для тех, кому нужна четкая цель и хватает терпения, можно предложить задачу закончить оригинальную кампанию и кампанию Underworld на «ниобии».

Графика в игре достаточно спорная — нарисовано всё красиво, но уже посредственно для своего года выхода, особенно учитывая, что через год вышел Titan Quest, который выглядел великолепно; неплохо сделаны модели главных героев и чуть менее хорошо проработана мирная, и не очень, массовка. Многие противники и союзники скопированы и размножены, словно на принтере, но вспоминая Diablo, где прочие противники различались лишь цветом, эта претензия становится несколько надуманной. Нет здесь и вездесущей случайной генерации карты, что отрицательно сказывается на реиграбельности, но весьма неплохо играет в пользу впечатлений от первого знакомства. Порой, находятся достаточно красивые пейзажи. И омрачает всю эту красоту лишь то, что некоторые элементы ландшафтов и архитектуры, точь-в-точь повторяют друг друга. Также иногда можно увидеть атмосферные эффекты в духе тумана или дождя, которые мало на что влияют, кроме визуального восприятия. Здесь присутствует цикл день-ночь. Благодаря этому циклу отсчитывается время на задания, которые имеют временные рамки.


Анкария — неплохое место, чтобы провести отпуск.

Предыстория тут весьма стандартна для подобного рода фэнтези. В мир приходит чародей по имени Шаддар. Он не хочет довольствоваться унаследованным богатством своих предков и жаждет получить власть, и не просто власть над королевством, а над силами Тьмы. Ради своих амбиций он приносит в жертву свою сестру. Однако его тёмные дела не сокрылись от взора сообщества магов и оно решило, что Шаддара следует предать священному очищающему костру. Но добрый король Валориан I изменил приговор и вместо смертной казни Шаддара ждало изгнание. Несколько столетий пролетело над миром с тех пор, а чародей всё копил силы в южных пустынях, наводя ужас на орков, гоблинов и огров. Он отстроил на безжизненных скалах свой замок — Шаддар-Нур, где принялся набирать армию из гоблинов и совершенствовать своё искусство в области чёрной магии, при этом не останавливая поисков прохода в мир мёртвых. Шаддару нужно было попасть туда живым и вернуться обратно, попутно заключив союз с демоном Саккары…


Куда же в волшебном приключении и без драконов?


Территория, по которой вам придётся попутешествовать, воистину огромна и помимо различных мобов, городков и заданий в ней можно найти весьма занятные места. Самые занятные из них по иронии судьбы — кладбища. Почитав надписи на могильных камнях, можно как минимум улыбнуться а то и порадоваться, что здесь оставлена отсылка на ваш любимый фильм, любимого писателя и даже одну порноактрису. В крупных же городах можно найти полезных НПС, волшебный сундук, в котором можно хранить свои вещи, и порталы, которые в активированном виде помогут неслабо уменьшить беготню по полям и весям этого волшебного мира.


Это мельница? Это павлин? Нет, это серафим!

Поучаствовать же в очередном спасении мира нам позволят, в общей сложности, за 8 персонажей, как водится, со своими особенностями, достоинствами и недостатками.


Натуральный берсерк, который может использовать любой вид оружия. Ближнее предпочтительней, но и возможность орудовать в дальнем бою тоже имеется.


Единственный персонаж, у которого нет боевых приёмов, зато заклинаний хватает на любой вкус. Тут вам и ауры всех цветов, и лечение, и огненные шары с метеоритами.


Может орудовать уникальными клинками тёмных эльфов, кастетами или быть мастером ловушек. Весьма веселый и эффективный герой.


Герой, для которого смена времени суток наиболее критична. Ночью, превратившись в вампира, она не получает периодический урон от солнечного света, а потому может драться наиболее эффективно. К тому же может создать небольшую армию мертвецов.


Типичный стрелок. Луки, стрелы и магия предков к нашим услугам. Может призывать единорога, причем это не шутка, ребята.


Сексуальная девушка, обладающая неплохим потенциалом к ближнему бою и не хилую, по эффективности, небесную магию.


Последний представитель технологически развитой расы в этом магическом мире. Единственный герой, который может использовать огнестрельное оружие и имеет в своих способностях такие вещи как пушка, мины и огнемёт.


Девушка-демон, уставшая от смертных и этого мира в принципе, но проштрафившаяся в своем мире, заброшенная за это в Анкарию в качестве наказания. Единственный герой, который может летать и преодолевать этим недоступные для других места.

Начинает игру каждый персонаж, как и положено, в своём месте — Серафима в храме, Гладиатор на арене, а Гном у разбитого вертолёта.
Впоследствии, по мановению пера сценаристов, все предыстории этих персонажей сходятся в одном месте и дальше протекают по одному и тому же сценарию, наполненному дворцовыми интригами, предательством и войной.

Чем же, собственно, можно заниматься в Анкарии? Убивать монстров, собирать лут, торговать и выполнять квесты. И если отбросить на некоторое время убийства, то выполнение квестов становится основным занятием начинающих (да и опытных) путешественников. Квесты делятся на два основных вида: сюжетные и квесты поселений. И если с первыми всё достаточно понятно — именно они приведут нас к концу игры, то со вторыми всё несколько интереснее. В любом поселении, будь то город, посёлок, замок или еще какое место, есть страждущие люди, стремящиеся не оставить бедных путников без работы. Именно за эти задания мы получаем основные награды, деньги и опыт. В основном — это банальные «убей 10 гоблинов и принеси их сердца» или «принеси лекарство из другой части города», но нужно оговориться о том, что порой находятся задания с необычным подходом, с интересными отсылками на литературных и не очень персонажей, а также небольшие моральные выборы, которые ни на что не влияют, зато радуют своим присутствием.


Расчленёнка — мелочь, а приятно.

Но задания дело десятое, ведь у нас тут как-никак RPG и интереснее вести разговор о ролевой системе и прочих сопутствующих вещах. Так что давайте так и поступим. С получением опыта мы повышаем свой уровень, максимальный уровень тут аж 216-й (прочие ММО позавидуют). За каждый новый уровень нам дают некоторое количество очков на прокачку умений и характеристик. Характеристики — стандартные параметры в духе силы, выносливости, ловкости, харизмы, физической и ментальной регенерации. Начальные характеристики у всех персонажей разные и помимо тех очков, что даются вам за новый уровень, прокачиваются сами на 10 процентов от изначальных характеристик.

Умения же, помимо двух изначальных, позволяют выбирать самим (а если немножко использовать магию гугления, то и первые два можно выбрать самому). Выбираем мы их на 3, 6, 12, 20, 30 и 50 уровнях. Они улучшают персонажа самыми различными способами: повышают урон определённым видом оружия или магией, увеличивают параметры атаки и защиты, количество жизни и регенерацию, даже торговать позволяют эффективнее и на лошадях скакать, как заправский кавалерист. Позвольте мне не расписывать каждое умение, ибо в игре их около 30, а подробные описания и оптимальные билды не то, что нужно Готему обзору сегодня.

Способностей у героев не шибко много, но простор для фантазии всё равно остаётся. Благодаря умениям можно заточить героя в сторону магических приёмов или банального рукоприкладства. У некоторых классов и промежуточные ветви оказываются вполне жизнеспособными.


Секты и тут покоя не дают.

Встретятся на нашем пути и полезные не игровые персонажи.

Торговец — позволяет производить с собой товарообмен. При хорошо прокачанном умении «торговля» позволяет очень выгодно для себя торговать, да и ассортимент в магазинах меняется в лучшую для игрока сторону, даром что сетовые и уникальные вещи не продаются. Но будьте осторожны в своём стремлении к богатству — «торговля» не самое полезное умение в этой игре.

Кузнец — позволяет заковывать в экипировку с гнёздами кузнечные бонусы, либо бижутерию, которая сохраняет при этом все свои свойства в той вещи, в которую вковывается. Также, при прокачке соответствующего умения, гном может заниматься ковкой самостоятельно.

Комбо-мастер — позволяет создавать те самые комбо-атаки. Также позволяет менять ненужные руны на другие. Две руны он вам поменяет на случайную руну, три — на случайную руну, подходящую для вашего персонажа, а за четыре вы можете выбрать ту руну вашего класса, которая вам нужна. Как вы понимаете, наиболее эффективно менять руны 4 к 1. Хоть это и грабёж, но оно того стоит.

Конюх — продаёт, лечит и покупает лошадей, ни больше, ни меньше.


Это надо ж было умудриться и разбить последний вертолёт в королевстве!

Но я вряд ли ошибусь, если скажу, что мы пробиваемся сквозь толпы врагов не ради восхитительных историй крестьян, копающихся в навозе, а ради огромного количества мечей, пистолетов, щитов, бронёй и прочей экипировкой. И главный критерий, по которому вы будете отбирать для себя предметы — это их качество и необходимые вам бонусы. Лестница качества начинается с белых вещей, которые стандартнее ГОСТов. Далее идут магические вещи, названия которых синего цвета. Они дают слабые бонусы к вашим характеристикам. Интереснее выглядят редкие вещи, названия которых желтые, помимо характеристик к бонусам, они дают одно или несколько уникальных усилений. За ними следуют зелёные — сетовые вещи. Мало того, что они сами по себе дают весьма вкусные и интересные бонусы, так еще и из них можно собрать один из многих сетов. Сеты, как водится, дают усиления за несколько вещей из одного сета носимых вместе. Всего в игре 47 сетов. Для каждого персонажа их 7, кроме демона и гнома для которых 5. Плюс еще 7 сетов, которые, в принципе, может носить любой персонаж при выборе и прокачке определенных умений до нужного порога.
Есть еще уникальные вещи, которые встречаются достаточно редко, но бонусы, зачастую, имеют весьма интересные. Чего стоит только кольцо, позволяющее атаковать мирную живность, например. Цвет их названия — золотой, ну или коричневый, в зависимости от того под каким углом смотреть.

Что еще стоит сказать про вещи, так это то, что в них могут быть отверстия для вставки различных полезных усилений. Когда вы поиграете, вы поймете, что отверстия эти закрашены разным цветом и это что-то должно означать. А означает это то, что крутые отверстия как звучит-то! будут давать бонусы при заковке к фиксированным значениям бонусов. Серебряные дадут 5-6% бонуса, золотые 10-12%, а если вам посчастливится встретиться с такой редкостью, как зеленые отверстия, то помимо радости коллекционера, вы сможете ощутить радость от бонуса к заковке в 15%.


Красота — страшная сила.

Не стоит забывать и про мультиплеер. И если официальные аскароновские сервера давно почили глубоким сном, то фанатские сервера живы, да и возможность объединиться посредством локальной сети у вас никто не заберет. Режимы, в которых это можно проделать следующие: кооперативное прохождение кампании группой до 4-х человек и свободная игра, в которой можно делать что угодно. Максимальное количество игроков — 16, максимальная численность группы — 4 человека. Также есть режим дуэли — тот же самый свободный режим с возможностью PVP.

Музыкой к игре занимался дуэт немецких композиторов Даг Виндерлих и Матиас Штайнвахс. Соблюсти стилистику и подчеркнуть атмосферу разных регионов волшебного мира у них вышло, а пара композиций могут даже удостоится более интимного прослушивания.

Немцы создали далеко не идеальную игру. Но ей хватает обаяния и красоты, которые, хотя бы на один забег, но захватят игрока и протащат его по тёмным лесам, широким пустыням и зелёным лугам волшебного мира Анкарии. Проблем у игры хватает — это и большое количество повторяющихся моделей, не всегда адекватные анимации, очень редко, но встречающиеся невыполнимые квесты. Фиксированная карта, хоть и огромна, не играет на руку повторным прохождениям. И всё же Sacred был и остаётся похвальной игрой в своём жанре, с толикой интересных механик, приятной стилистикой и уймой отсылок.

Sacred 3

Первая Sacred, увидевшая свет в 2004-м году, произвела настоящий фурор. Это была натуральная Diablo с конями. Именно здесь игроку дали возможность скакать на лошадях и кромсать монстров, не вылезая из седла. А скакать было куда — нам предлагали открытый мир, множество квестов, событий и встреч. Герои тоже запоминались и выделялись на фоне обычных протагонистов каждой второй экшен/RPG — вспомните полуголую крылатую серафиму или вампирессу, которая ночью могла пить кровь! У немецкой Ascaron получилась очень красочная, яркая игра со здоровой долей юмора и иронии.

Вместе с разработчиками, казалось, туда же отправилась и сама серия, однако еще через 4 года, в 2012-м, стало известно, что новый владелец бренда, издательство Deep Silver, вместе со студией Keen Games готовят третью часть. Долгое время о проекте не было никаких подробностей. Но теперь понятно, что авторы сразу решили сделать ставку не на классику, а на, как им казалось, более модный молодежный кооператив.

Рельсы, рельсы… коридоры, коридоры

Это не значит, что игра превратилась в бессюжетную экшен-аркаду на четверых. События разворачиваются спустя 1000 лет после истории первой части и, как и в сиквеле, снова закручены вокруг легендарного артефакта Сердца Анкарии — злодей Зейн Эшен пытается собрать его и использовать в своих нехороших целях. Остановить его должны четверо героев. Это накачанный воин по имени Марак, лучник Важра, крылатая серафима Клейр и полуголая девушка Алитея, лихо орудующая копьем.

Sacred 3

В одной миссии можно использовать либо уклонение, либо блок. Что именно — вы решаете перед началом задания.

Точнее, вы выбираете кого-то одного из них, но баланс устроен таким образом, что большинство уровней лучше проходить в кооперативе с другими игроками. При желании можно разрешить всем желающим присоединяться к вашей сессии. Или самому ринуться на помощь кому-нибудь.

Сам игровой процесс прост и незамысловат. Никакого открытого мира, исследования и общения. Вся игра разбита на миссии, в каждой из которых задача сводится к тому, чтобы пройти по коридору из точки А в точку В, попутно уничтожая все, что движется. А в конце завалить жирного «босса». Кроме того, от нас постоянно требуют что-нибудь разрушить — двери, десантные корабли, катапульты и так далее. И на что-нибудь нажать. Например, 6 раз повернуть колесо, чтобы открыть ворота. С каждым оборотом враги, понятно, атакуют все яростнее. Иногда встречаются ответвления, позволяющие отойти от основной тропы и набрести на какое-нибудь сокровище или просто подзаработать деньжат и опыта.

К слову, помимо «экспы» и монет на уровнях мы собираем только сферы здоровья и энергии — последняя заряжает умения героев. Никаких легендарных мечей «+15 к урону» или сияющих бронелифчиков из врагов и сундуков не выпадает. Но это не значит, что здесь вовсе нет экипировки. Новую броню и оружие герои открывают, достигая определенных уровней развития. Причем используемые вами меч, молот, алебарда и прочие сами «прокачиваются» по мере избиения противников.

Таким образом постепенно открываются улучшения, по шесть на каждое оружие: так, Алитея за энную сумму сможет купить для своего копья «апгрейд», при котором каждый третий удар будет сопровождаться броском древка, что насквозь пробивает врагов и наносит им дополнительный урон. Есть даже альтернативные варианты «прокачки», когда вы сами решаете, что вам важнее — усилить шанс критического урона или, например, увеличить область поражения.

Sacred 3

После окончания миссии игра определяет самого эффективного члена отряда.

Четверо плюс духи

Ролевая система в Sacred 3 тоже не такая примитивная, как это может показаться изначально. Каждому герою, понятно, доступны свои умения и способности. Лучник Важра, например, может обрушивать на врагов дождь из стрел, серафима Клейр пускает какое-то электрически заряженное облако. А Алитея способна напустить на оппонентов рой насекомых или устроить им локальное землетрясение. При этом каждый из четверки смелых отдает предпочтение какой-то одной стихии: воин разит огнем, лучник — льдом и морозом, серафима — молниями, а девушка-копьеносец лихо управляется с магией земли.

Одновременно в бою разрешено использовать только два умения, но на самом деле их куда больше — новые также открываются по мере набора уровней. И точно так же для каждого умения предусмотрено до 6 улучшений, включая альтернативные. Есть и аналоги пассивных навыков. В этом качестве выступают духи оружия — это души легендарных героев и монстров, которые дают вам как бонусы, так и штрафы. Например, если вы активировали дух Дриады, то ваши атаки будут ослаблять врагов, на 3 секунды уменьшая наносимый ими урон на 10%. Но зато и критический урон сократится на 30%.

Вся эта возня с оружием, навыками и духами производится в перерывах между миссиями, в лобби, где вы выбираете сложность, настраиваете персонажа, приглашаете напарников или просматриваете доступные игры. Там же можно заглянуть в лавку, чтобы прикупить полезных зелий — правда, на каждую позицию есть определенный лимит.

Тяжело в бою

Если отбросить в сторону сетования на то, что «это совсем не Sacred», а рассматривать новый проект именно как кооперативный ролевой слэшер, то происходящее поначалу даже увлекает. Схватки проходят бодро и динамично, на фоне красочных, детализированных декораций и сочных спецэффектов. Здесь постоянно все гремит, искрит и взрывается. На вас то и дело падают то камни, то огненные комья. Физика вообще в Sacred 3 неплохая: разрешено не только крушить бочки, ограждения и катапульты, но и поднимать с пола какие-то бомбы, метать их в противников. Но еще веселее использовать в качестве такого снаряда ближайшего врага.

Sacred 3

Сюжетных роликов и диалогов между миссиями много, но интереснее история от этого не становится.

Больше всего, конечно, радуют «боссы» — как локальные, так и финальные на каждом уровне. Они всегда используют какую-то уникальную тактику. И почти всегда нужно разгадать секрет, как избежать сокрушающих атак такого монстра. Одними уклонениями тут делу не поможешь. Где-то нужно вовремя забежать за каменный столб, где-то — спрятаться внутри силового поля, которое сам «босс» и генерирует.

Sacred 3

Кооперативное однообразие

Вместе, конечно, и проще, и веселее. Да и вариантов для полезного взаимодействия больше, чем банальное «успей оживить упавшего союзника». Герои могут проводить совместные приемы, есть умения и Духи оружия, специально заточенные на работу в команде. Так, можно активировать щит, за которым укроются остальные. Или взять на миссию дух Эльфа — с ним целебные сферы будут эффективнее восстанавливать здоровье членам отрядам, но хуже — вам. Наконец, частенько приходится грамотно планировать совместные действия: например, защищать одного игрока, пока тот крутит колеса и рычаги или разрушает важные постройки.

Проблема как раз в том, что всю дорогу мы будем крутить колеса и ломать важные постройки. Все миссии похожи друг на друга как две капли воды. Ни интересные «боссы», ни специфический местный юморок уровня передачи «Аншлаг», ни необязательные задания ради дополнительных наград ситуацию особо не спасают. Тем более что такие второстепенные миссии бывают лишь двух видов — «убей всех на маленьком клочке карты» или «выдержи на арене несколько вражеских волн».

Действительно спасти ситуацию могли бы сражения против других игроков — в этом случае из Sacred 3 получилась бы заготовка для неплохой MOBA. Но PvP сюда почему-то не завезли. Да пока и рано завозить: при всех своих уникальных умениях герои мало отличаются друг от друга. Все их удары и атаки — лишь вариации одного и того же. Персонажам не хватает по-настоящему индивидуальных, фирменных приемов.

Sacred 3

В драках с «боссами» есть даже мини-игры в духе QTE, позволяющие наносить повышенный урон.

Sacred 3 можно оценивать с двух точек зрения. Если ждать классического продолжения легендарной экшен/RPG, то тут вас просто накроет волной разочарования и боли за бесцельно потраченные деньги. Если же рассматривать игру именно в том ракурсе, на который рассчитывали сами авторы (и о чем они честно предупреждали), то ситуация выглядит получше. Sacred 3 — действительно довольно недурственный ролевой слэшер на четверых. Красивый, зрелищный, но, к сожалению, слишком однообразный. Остается надеяться, что на этом Deep Silver закончит с экспериментами. И в ближайшем будущем, глядя на пример Wasteland 2 и Divinity: Original Sin (и на реакцию игроков, конечно), возьмется за классическое продолжение Sacred.

Плюсы: зрелищные и непростые сражения; необычная ролевая система; харизматичные «боссы».
Минусы: однообразные миссии, локации и сам игровой процесс; героям не хватает индивидуальности, а самой игре — PvP-режима.

Сказать, что Sacred 2 «не взлетел» — не сказать ничего. Помимо отсутствия толкового маркетинга и выхода Fallout 3 на месяц ранее, игру похоронили отвратительная оптимизация, непомерно высокие на тот момент требования и какая-то мутная около-онлайновая DRM-защита, которая в русскоговорящем сегменте вообще позволяла устанавливать игру только на 2 компьютера.


Содержание

Введение

К концу 2009 года игра продалась тиражом меньше миллиона копий. Для сравнения за первый месяц продаж Fallout 3 продал почти 5 миллионов.

Выпуски масштабного обновления Ice & Blood и коллекционных изданий особо делу не помогли, и компания Ascaron, разработчик первых двух Сакредов объявила о банкротстве. Все права на серию ушли к Deep Silver, которая и осуществляла дальнейшую поддержку и выпуск игры в Steam. А что сама игра? А тут не все так просто.

Можно рассматривать то, что выпустили когда-то Ascaron, а можно то, что из игры сделали фанаты за 10 лет. Да, ситуация здесь очень схожая с игрой Vampire The Masquerade Bloodlines. Когда коммерчески проваленный, забагованный и, казалось бы, никому ненужный продукт заслужил пламенную любовь небольшого, но очень преданного сообщества и превратился в то, чем должен был быть изначально. А чем именно, мы и рассмотрим далее.

Рассматривать будем самую последнюю версию Sacred 2 Gold, доступную с Стиме и ГОГе, с установленными Community Patch'ем версии 160, последним на данный момент, HD текстурами и всякими мелкими модами на шрифты, интерфейс и прочие негеймплейные нюансы. Никаким модов, кардинально меняющих баланс, концепцию или сложность игры (вроде Addendum) я не использовал. Как это все установить, я расскажу в конце обзора.



Сюжет

По желанию можно выполнять сторонние квесты, многие из которых можно провалить. И, что характерно, многие такие квесты тоже сопровождаются огромными простынями текста, который вас ни к чему не обязывают. А краткую суть квеста, убить-проводить-собрать, можно прочитать в журнале.

Интересен ли сам сюжет? Не сказал бы. Политическая возня между фракциями эльфов за обладание волшебным нефтепроводом — такое себе чтиво. Персонажи-функции, предсказуемые предательства, оружие древней цивилицации, все штампы на месте, все вгоняют в тоску. С квестами из дополнения дела обстоят получше, они с юморком, но вместе с тем мрачные и порой трагичные, но безумная графомания сценаристов по-прежнему дает о себе знать, и все персонажи продолжают выдавать вам огромные полотна из букв и запятых (иронично, ведь этот обзор — такая же простыня). Единственна фишка сюжета игры в том, что можно играть за условно злого или условно хорошего персонажа, что повлияет на заключительный ролик игры, и отдельные диалоги, но вот компания и квесты останутся практически неизменными.



Геймплей

При слове диабло-клон все как бы становится ясно. Бегаем, закликиваем, прокачиваемся. По прохождении на первой сложности, открывается вторая, где выясняется что билд у нас нежизнеспособный и мы все начинаем заново по гайду, или качаем редактор сохраненок, а еще таких сложностей 5.

Что, звучит архаично? Ведь в любом современном диаблоиде можно респекнуться (перераспределить потраченные очки навыков) и вместо сложностей выдается эндгейм контент со случайно сгенерированным лутом?
Все так, Sacred 2 является архаичной игрой даже для 2008 года. Нельзя респекнуться, нету отдельно вынесенного за сюжетку эндгейма, никаких рандомных карт тоже нет.

Тоже самое относится и к боевой механике. Ваши враги — не сотни, и даже не десятки монстров за раз. Воевать с недругами вы будете по 3-5 единицы на отряд. Зачистили пачечку, пробежали метров 5, снова. Community Patch увеличивает количество врагов, но ненамного.



Баланс

Выкоса армий в духе Path of Exile или Dynasty Warriors тут нет. Да, можно подпилить модами, но в изначальном видении авторов игра про медленное, медитативное изучение локаций и неторопливые сражение с небольшим количеством врагов.

Это особенно контрастирует с драйвовой музыкой, о которой позже, и системой прокачки, большой, комплексной, многоуровневой, не уступающей по навороченности Grimd Dawn. Но используемой на немногочисленных болванчиках и жирнющих боссах, которые просто стоят и спамят в вас свои атаки. А если вы прокачались по гайду, то и вы сами сможете стоять и спамить свои атаки, вручную уворачиваться ни от чего не надо будет. Даже магу. Особенно магу.

И я сейчас говорю о балансе, подкрученному фанатским патчем, в оригинале игра еще легче, еще медитативнее, еще острее дает почувствовать ненужность огромного количества механик и статистик, привязанных к боевой системе. Оно все работает, оно все функционирует. Но вот нету у вас целей для ее применения. Ведь если вы запороли билд, то ничего не сможете сделать с врагами или боссами, а если не запороли, то уже они ничего не смогут сделать с вами.

Я специально, для контраста, перепрошел Diablo 2 и Grim Dawn, и там такой проблемы нет. Даже при прокачке по гайдам, есть опасные монстры и боссы, и многие ситуации требуют микроконтроля, что бы не откатиться на респаун.
В Сакреде 2 такого нет. Игра очень легкая.


Больше статов для бога статов

Классы

Но вот что в Сакреде 2 есть, так это уникальные классы, с несколькими вариантами прокачки, которые не всегла вписываются в архаичные «воин-жулик-маг» и являются глотком свежего воздуха в жанре, где классы либо супер стандартные (POE, Diablo), либо ты их создаешь сам (Grim Dawn, Titan Quest), вследствие чего они почти полностью лишены индивидуальности.

  • Серфим(а) — боевой ангел, владеющий магией, высокотехнологичным оружием и боевыми искусствами. Прямая и наглая отсылка в ангелам из вселенной комикса Spawn.
  • Инквизитор — злой и коварный высокий (на самом деле не очень высокий) эльф, который позволит вам отыгрывать Императора Палпатина из вселенной Звездный Войн. Может пулять молниями, драться мечами, призывать всякую нечисть и накладывать всяческие проклятия на врагов.
  • Воин тени — жуткая смесь из зомби, гладиатора и некроманта. Вас всегда раздражало то, что некроманты в играх это строго маги, в лучшем случае способные в ближнем бою ткнуть ножом или стукнуть палкой и убежать? Этот класс для вас. В ближнем бою дерется не хуже Инквизитора и Серафима(ы), но при этом способен вызвать отряд скелетов и колдовать черную магию.
  • Страж храма — пожалуй, самый необычный класс в игре. Робот (андроид?) древней цивилизации, имеющий доступ к еще более высокотехнологичным фишкам, чем Серафима. Силен как в ближнем так и в дальнем бою благодаря своим гаджетам — лазеру, огнемету, каким-то гранатам, вот этому всему. Играть им может быть тяжеловато, но интересно.
  • Дриада — а вот тут у разработчиков, видимо, фантазия начала иссякать. Чем по-вашему может воевать дриада? Луками-копями и всякой травяной магией? Вы угадали. Единственная интересная фишка дриады — магия вуду, вокруг которой потом в Diablo 3 выстроили целый класс.
  • Эльфийка — самый скучный и банальный класс в игре. Магичка, которая колдует огнем, льдом и молнией. Может вызывать волшебных зверюшек на подмогу.
  • Драконий Маг — персонаж из дополнения. Эдакий монах-друид-оборотень, который вместо волка или медведя превращается в различного вида драконов. Ну или призывает их. Был безумно забагован, когда дополнение только вышло.
Открытый мир и скакуны

Очень открытый. И очень большой. А если у вашего персонажа есть способность к прыжку или телепортации, то, как и в первой части, можно пролазить в регионы, которые должны были бы открыться намного позже по сюжету. При прохождении этого самого сюжета, вы покроете, наверное, процентов 20 всей карты. Все остальное — для вольного исследования, где вас ждут квесты, боссы, драконы, отсылки, пасхалки и вот это вот все, в духе первой части. Только еще больше и разнообразнее.

В какие-то места прямым ходом не пройти, придется поискать портал или пещеру, или вообще обогнуть пол-континента. А поглядеть есть на что. Водопады, кристальные пещеры, заснеженные горы, древние руины, все атрибуты полноценного открытого фентези мира к вашим услугам.

Помогать вам в этом будут ездовые животные, которые в отличии от первой части, теперь неубиваемые, слава разработчикам. Помимо всяческих коней, у каждого класса есть особый скакун, в нескольких вариациях, дающий уникальные боевые возможности. Что бы такого покемона получить, нужно пройти соответствующий квест. Просто так волшебного боевого тигра вы в конюшне не найдете.


Графика

Тоже самое и с персонажами. Одежды у героев вычурные и сверх-детализированные, могут потягаться в проработанности с Fallout 3. В диаблоиде. Где камера 99% процентов времени весит где-то в 20 метрах над игроком. Зачем такое внимание к деталям, если их все равно почти никто не увидит? Возможно нужно было потратить время и ресурсы на оптимизацию? При этом в диалогах камера к персонажам приближается не сильно, а в окошке нам показывают либо статичную картинку, либо ничего. Т.е. игра даже не пытается показать нам детализированные модельки и текстурки персонажей, мы должны сами их высматривать.



Тоже самое и с картой мира. В каждый дом можно зайти и осмотреться. Каждую дверь открыть, по каждой лестнице подняться в каждое окошко выглянуть. Такой проработанности открытого мира нет даже в 3D играх от Bioware, где многие дома являются по-сути горами, или порталами в отдельную локацию.

Но вот только смысла в такой проработанности нет. Да вы можете зайти в каждый дом, и открыть каждую дверь, но вот в этих дома делать нечего. Все болванчики, выдающие квесты, почти всегда тусуются на улице. Подобрать или провзаимодействовать не с чем. Сундуков или книжных стоек с лором, как в первой части, здесь в домах нет. Смысла в них нет. Квестов в них нет. Ничего нет. Декорации. Но зато как проработаны, ух.

В остальном немногом претензий нет. Монстры разнообразные, эффекты магии и спец-атак красивые, локации за пределами самой первой все-таки радуют глаз и создают прекрасную атмосферу. Болота жутковатые, пустыня жаркая а поля орочьих владений бескрайние. Душа. Камешки и листочки по модной тогда технологии PhysX реагируют на ветер, вас и ваши действия, магию. Все в движении, все красиво. Внимание к деталям настолько щепетильное, что даже ваш интерфейс реагирует на игровое освещение. Просто откройте инвентарь и покрутите камеру. Все будет бликовать и переливаться.



Музыка

Смесь псевдо-средневекового стиля с тяжелым роком нулевых создает своеобразное настроение, плюс-минус как в первой части. В создании саундтрека в этот раз принимали участие Blind Guardian — немецкая рок-группа, хорошо известная среди поклонников электрогитары. В игре есть целый квест, в котором вы вместе с членами команды, перенесенными в мир Анкарии, собираете их волшебные инструменты, что бы устроить концерт для местных металлюг. А официальным клипом для композиции Sacred Worlds, которая является титульной для Sacred 2, стала запись этого самого концерта на движке игры. Очень круто, и в духе юморного ломания четвертой стены, которым известна серия.

Зачем играть?

  • Ради до сих пор красивого визуала, крутого саундтрека, и вот этого вот ретро-ощущения от диаблоида, который очень сложный если играть в него вслепую, или очень простой если играть по руководствам. Тут спойлерами являются не сюжетные повороты или концовка, а разбор игровых механик.
  • Хорошо это или плохо, трудно сказать. Это вкусовщина. В игре нету возможности перераспределить очки прокачки, поэтому можно говорить о некоей хардкорности. Ведь если у вас получился полуживой билд, то игра и будет играть всеми красками, где-то будет сложно, но почты всегда выполнимо. Но при этом в игре есть почти бесконечные лечилки, которые можно спамить без отката или снижения эффективности, поэтому хардкор в любом случае будет очень условный. Я игру прошел несколько раз и получил массу удовольствия, но сказать, что игра не для всех… впрочем, этот оборот я уже использовал.
  • Есть моды. Игру можно охардкорить как надо.
  • Стоит играть и ради огромного мира с интересными локациями и огромным количеством опциональных боссов и врагов, квестов и пасхальных яиц.
  • Ну и конечно ради интересных классов персонажей. Где еще, кроме KOTOR, можно играть условным владыкой Ситхов или андроидом убийцей, выкашивающим орков? Или полуголой небесной техновоительницей прямиком из комиксов 90х?
  • После выхода Sacred 2 прошло уже больше 10 лет, а диаблоиды продолжают кормить нас архетипами, от которых уже мутит. Только в Torchlight 3 завезли играбельного робота, но в остальном у игры проблем до сих пор слишком много.

Вывод

Если хочется диаблоид, а все, что на слуху уже пройдено и загриндено, Sacred 2 является отличным вариантом. В стиме он стоит копейки, а на распродаже практические отдается даром. Патчи и моды легко доступны, и преображают игру в по-настоящему полный и самодостаточный продукт, который на современном, ну как современном, даже GTX 1000й серии, железе выдаст вам 200 фпс на максималках, привет обладателям высокочастотных мониторов. Да и смотрится игра до сих пор очень хорошо, за пределами токсичной травы из начального региона.

Модами допиливаем

Я использовал Steam версию игры, но ГОГовская тоже должна подойти.

Оригинальная и модифицированная трава

Собственно все. Вам доступен максимально полный, рабочий и сбалансированный сакред 2. Но я бы на этом не остановился. Далее я предлагаю мелкие моды, которые улучшат впечатление от игры. Их надо закидывать в папку MODS и включать в Mod Enabler.

Моды очень легко включаются и выключаются в Mod Enabler. Если вдруг программа выдаст конфликт с UI модом, то все будет работать, если UI мод включен первым по-порядку.


Эпитафии одна другой лучше

Накидываем на вентилятор олдфагам

Я буду краток. Sacred — это легендарная игра, прошедшая проверку временем, которая по сути своей конкурировала в борьбе за сердца геймеров практически на равных с самим великим и ужасным Diablo II. При этом, не меняя кардинально основ механики, как это сделала двумя годами ранее та же Dungeon Siege. Первая часть серии «Осады», при всех заимствованиях, в плане механики ушла в сторону классических ролевых игр и управления целым отрядом. Если бы BioWare тем же годом, в июне, не выпустила свою Neverwinter Nights, то, возможно, судьба «Осады подземелий» была бы более радужной. Но, что имеем, то имеем, да и не о ней сегодня речь.

Sacred – это качественно сделанный продукт, который приятно играется без накатывания каких-то патчей и HD-ремастеров, а ведь прошло уже 16 лет. Правда, история могла сложиться не так хорошо. Немногие знают об одном интересном факте, но релизная версия «Князя тьмы» являет собой переосмысление другого так и не вышедшего проекта — Armalion: Realms of Arcania. Где-то на YouTube можно откопать древний трейлер игры и осознать, что всё, что ни делается, только к лучшему. Выйди Armalion в 2001-2002 году, и мир бы лишился уникального продукта в жанре Hack-n-Slash. С другой стороны, судя по описанию, Realms of Arcania был ближе к классическим RPG (что, несомненно, хорошо), содержал чуть менее заезженный сюжет, а ещё в игре присутствовала бы система воровства, возможность управления сразу 40 юнитами и боевка дополнялась бы активной паузой. Свежо предание, ведь то, что в 2001 звучало как перспективная и амбициозная идея, в наши годы засилья Early Access звучит как попытка похайпить проект на громких обещаниях. Так что мир не увидел крайне перспективную игру, но получил взамен реально легендарный и штучный продукт.


Чуть не потеряли такую прелесть

За что тебя я полюбил?

Графическое исполнение и общий стиль радуют разнообразием оттенков и приятной цветовой гаммой, которая не выедает глаза, а на максимальном удалении камеры и вовсе заставляет воспринимать игру, как какой-то очередной проект от современных инди-студий или эксклюзив для Nintendo Switch (шутка). В сравнении с мрачным миром Diablo, обезображенным пришедшим злом, «Князь тьмы» проводит нас сквозь солнечные луга, зеленые поля, вековые леса, заснеженные горы и бескрайние пустыни. Разнообразие зон всё-таки сглаживает ощущение усталости от монотонного процесса «убей-подай-сходи сюда». Размах локаций действительно потрясает воображение, а его скрупулёзное наполнение различными элементами декора радует даже сейчас. В 2004 году от такого вообще буквально сносило голову. Кучи простых неигровых NPC, которые создают атмосферу жизни в поселениях. Возможность зайти почти в каждый домик или лачугу. Подняться на любой этаж всех встречающихся особняков. Полюбоваться на убранство замка, в котором засел кровожадный барон, организующий публичные мероприятия, формата “казнь на виселице”, с такой завидной частотой, что воронье над замком летает тучами. Всё это реально работает на атмосферу даже спустя столько времени.

Музыка и звуковое сопровождение приятно ласкает слух, хотя каких-то композиций, которые врезаются в память, здесь практически нет. Однако и игра по своим масштабам эпика — не Dragon Age: Origins или Dark Souls 3. Олды вполне оценят саунд-дизайн. Хотя моё сердце в 2004, было отдано «Космическим Рейнджерам 2: Доминаторы» с их треком «Мы улетим». Плакать в 30 лет не стыдно, просто немного неловко, поэтому я слегка попотею глазами.


Типичный сайд-квест игры. Правда, непонятно, от какой сыпи лечится местный женский монастырь.

Всё ли так хорошо?

Художники и level-дизайнеры проделали колоссальную работу над проектом. Но этот элемент неизменяемого мира, с другой стороны, довольно серьёзно сказывается на реиграбельности. Я проходил игру в те далёкие годы почти 4 раза. Лучницей, темным эльфом, гладиатором и серафимом. И знаете, я не случайно использовал слово “почти”. Последняя игровая сессия за воительницу света была уже скорее инертной попыткой закрыть гештальт. На освоение локаций дополнения «Sacred: Underworld» у меня не хватало сил ни тогда, ни сейчас, однако, я, доверяя экспертному мнению человека, который прошёл игру в период с 2005 по 2010 года за всех персонажей, могу ответственно заявить – немцы постарались на славу и там. Люди, которые годами играют в одну онлайновую игру на одной и той же карте, одинаковыми героями, не поймут меня, но всё же лично я был бы не против увидеть немного рандомной генерации в плане локаций или монстров. Субъективно, мне этого не хватило.

А вот где рандома в избытке, так это в выпадении различных вещей. Генератор случайных имён и чисел вполне спокойно запихивает в тушку обычного гоблина золотой* (имеется в виду ценность вещи по шкале градации – прим. автора) двуручный топор, который габаритами подошёл бы какому-нибудь великану. При этом топор этот, по странному стечению обстоятельств, выпадает Боевому магу и с 80% вероятностью никогда не выпадет Гладиатору. Собственно, система лута в игре без пользовательских модификаций настолько кривая, что, получив на далёком 8 уровне саблю вы будете бегать с ней вплоть до 30 уровня. Ибо лучше неё просто не будет вариантов. Так было в оригинальной игре. С изданием Gold всё стало ещё “веселее”. С одной стороны, это придаёт ценность каждой найденной вещи, подходящей для твоего класса. С другой стороны – с уровнем ты перестаешь ощущать вознаграждение за прогресс в игре. Убил дракона на последней банке здоровья – получи стриптиз-шузы для другого класса. Неспроста годом ранее вышла Lineage II. Ох, неспроста.

Ещё одна слабая черта нашлась в исполнении билдов и балансе классов. Милишники традиционно ловят знатного пендаля в толпе врагов до момента получения хоть какой-то экипировки. В то время как монголо-эльфийская лучница и монголо-сварливый маг получают невероятный буст к успешному кайтингу супостатов в виде лошади. Да-да, в “диабло-клоне” 2004 года есть ездовые лошадки, которые помимо всего прочего позволяют вести бой в седле (выкуси, TES IV!) успешно осыпать врагов градом стрел и магических колец огня и холода без значительного ущерба для хлипкой тушки протагониста. Рукопашники, конечно, тоже могут себе позволить ворваться во вражьи ряды как Чапаев — с шашкой наголо, да на лихом вороном скакуне. Правда упаси вас Создатель потерять лошадку в ратном бою далеко от ближайших конюшен. Немцы настолько тщательно перенесли масштабы отдельных регионов относительно реальной жизни, что пешком по ним ходить – только сапогами ноги истереть до пятой точки.

Ну и последняя придирка – число врагов на разных локациях. То пусто, то московское метро в час пик. Битвы с отдельными монстрами по типу драконов на ¾ экрана (а также пауков – привет, арахнофобам) или минотавров и огров, размером с 4 взрослых мужчин, смотрятся эпично и круто, но в основном мы шпыняем различную мелочь, которая иногда, до кучи, расставлена по экрану с промежутками в 5–10 метров друг от друга. А если это ещё и стрелки, то готовьтесь к превращению в дикобраза. С одной стороны, это круто, потому что супостаты в таком формате битвы придерживаются незамысловатых тактик. С другой стороны – после волны из 20-40 противников это немного сбивает с ритма, а в некоторых локациях просто смущает. Один враг на одну комнату – тут не такая уж редкость.


Овечка-компаньон? Почему бы и нет.

В сухом остатке

Я не случайно сказал о том, что Sacred — это легендарная игра. 16 лет спустя она всё ещё способна увлекать за собой олдфагов и тех, кто хочет пощупать классику Hack-n-Slash RPG, при этом не готов мириться с совсем уж архаичными проектами и их условностями.

В тоже время хотелось бы быть объективным и уточнить, что те, кто пропустил её в период 2004-2007 годов уже вряд ли с энтузиазмом смогут влиться в игровой процесс. Много воды утекло, много проектов вышло с того времени. Какие-то были хуже, какие-то лучше. Где-то на горизонте уже маячат PoE 2 и Diablo IV. Несомненно, жанр будет жить дальше. Но прямо сейчас, какой-нибудь энтузиаст вновь поднимает RadminVPN, чтобы в 1001 раз спасти Анкарию от бед вместе с другом. Или очередной несчастный купил версию в Steam и сейчас возится с тем, чтобы накатить русификатор и услышать чудесную озвучку, с типичными для тех лет переигрыванием наших актёров. Желание возвращаться туда, где было хорошо — это ли не показатель качества? Творение пережило своего творца на 11 лет и продолжает занимать тёплый уголок ностальгии в нашем сердце.


Не стоило лезть в тот гроб

Читайте также: