Phantom doctrine обзор

Обновлено: 02.07.2024

1983 год, Холодная война. США и СССР относятся друг к другу с большим недоверием, в мире царят паранойя и политическое безумие. Две сверхдержавы пытаются оспорить могущество друг друга, а в тени этого конфликта таинственная организация Beholder Initiative делает все, чтобы развязать Третью мировую.

Играть надо за одного из ключевых агентов проекта «Согласие», куда входят представители нескольких стран. Цель простая — выйти на Beholder, разобраться в мотивах и помешать ее коварному плану.

Эта простая завязка становится куда интереснее, когда понимаешь, насколько круто авторы Phantom Doctrine увязали реальные события Холодной войны с выдумаными историями о секретных агентах. Тут и космическая гонка, и крушение «Боинга-747» над Сахалином, и запуск общедоступной версии сети GPS, и много чего еще.

И все это — в духе XCOM, с менеджементом базы, глобальной картой и тактическими пошаговыми сражениями. Хотя на самом деле общего между Phantom Doctrine и легендарной серией про вторжение инопланетян куда меньше, чем можно подумать.

Самое заметное отличие — на глобальной карте. В игре CreativeForge она служит не только для того, чтобы выбрать следующее задание, но и предлагает множество точек интереса, и покрыть их все просто так не выйдет. Предстоит создать собственную агентурную сеть — чем крупнее, тем лучше. Если все пойдет по плану, то шансов упустить вражеского шпиона и позволить противнику завершить важный проект будет мало.

Впрочем, недостатка таких проектов он все равно испытывать не станет. Где-то соперники проведут развезду, чтобы узнать координаты вашего убежища и личности агентов, где-то попытаются угробить ваших информаторов и так далее. Ответить на все вызовы сил не хватит — тем более что агенты вынуждены перемещаться по миру с помощью гражданской авиации, а это очень медленно.


И чтобы успеть хоть где-то, придется расширить шпионскую сеть как можно сильнее. Нанять больше агентов, распределить их по городам, проследить за поступающими со всех концов света данными. Причем все это происходит в реальном времени, поэтому на отдых нет ни минуты.

Успеют ли ваши сотрудники, куда нужно? Позволить ли врагу собрать разведданные, чтобы затем провернуть многоходовочку? Или все-таки не стоит рисковать? Буквально каждая минута Phantom Doctrine вызывает паранойю.

И это только начало, дальше вашу голову займут и другие вопросы — игра ведь про шпионов! Завербовать пойманных агентов противника или повесить на них радиомаяки и отпустить, чтобы затем добраться до Beholder? Взять ли на задание новенького сотрудника, про перки которого вы ничего не знаете? Он ведь с равным успехом может оказаться как отличным стрелком, так и двойным агентом, работающим против вас.


Главную проблему Phantom Doctrine вы увидите, когда начнете активно пользоваться всеми ее возможностями — то есть станете «зомбировать» вражеских агентов, посылать к ним на явочные квартиры «кротов» и вести себя так, будто вы сами и есть Beholder. Где-то на этом моменте выяснится, что на самом деле все эти возможности игре не нужны.

Phantom Doctrine можно пройти и без кодирований, промывки мозгов, вербовок и так далее. Даже агентов, которых вы в чем-то подозреваете, можно просто оставить на базе — если они и окажутся вражескими шпионами, то все равно никакого вреда нанести не смогут, только деньги и разведданные будут приносить. Вам, а не сопернику.

Каждая из этих возможностей по отдельности выглядит здорово, но сами вы наиграетесь с ними очень быстро, а игра затем даже не попытается сделать их обязательными. К примеру, вражеские центры можно найти с помощью банального шпионажа, да и вербовать агентов противника нет смысла — недостатка в сотрудниках нет.

Кому-то, конечно, наверняка захочется испытать вообще все фишки, которые предлагает игра, но для многих они так и останутся попыткой усложнить то, что и так неплохо работает. Проще всего пройти мимо всех этих вербовок, чем пытаться разобраться в том, что даже использовать не всегда нужно.

Единственное, из-за чего вам вообще могут пригодиться навороченные механики, — это разведданные. Их постоянно не хватает, так что поимка и обработка вражеских агентов может сильно облегчить жизнь.

Разведданные в Phantom Doctrine и древо технологий заменяют, и прогресс по заданиям обеспечивают, и торговые отношения налаживать помогают. Получить их можно массой способов, и, опять же, на половину из них можно забить. Пытки агентов, прослушка, поиск информаторов — просто выберите что-то полегче и забудьте про все остальное.

Отдельный момент — то, как разведданные работают на атмосферу. Их следует сперва подшивать в особые дела, а затем развешивать на стене и нитками соединять ключевые события, важных людей и примечательные места. Как в лучших фильмах про шпионов!


Большую часть игры вы так и проведете в таком вот стратегическом режиме — будете собирать на стене зацепки, планировать перемещения агентов, отстраивать базу и выслеживать шпионов Beholder. И лишь иногда предстоит вылезать из офиса ради тактических операций.

И такими операциями Phantom Doctrine вновь прямо говорит, что ничего общего с XCOM у нее нет.

Во-первых, игра же про шпионов, поэтому почти вся тактика в ней строится вокруг стелса, хоть и делает это странно. Скажем, чтобы вырубить врага, надо чтобы у вас здоровья было больше, чем у него. Поначалу это не вызывает вопросов, но затем противники становятся мощными, и вам остается только проползать мимо них или усиливать своих оперативников с помощью препаратов и перков.

Хотя в остальном тактика и стелс удаются Phantom Doctrine потрясающе. В ней есть глушители, подразделение разведчиков, которое можно «прикрепить» к отряду до выполнение задания (это поможет при исследовании карты), и возможность прятать трупы. Правило «нет тела — нет дела» вообще прекрасно работает. Враги не поднимут тревогу, в спину вам не забежит внезапный солдат — короче, шансы на провал становятся совсем уж крошечными.

При этом в тактическом режиме всеми этими возможностями пользоваться как раз надо, потому что в открытом столкновении с пальбой вы долго не проживете. За все тридцать часов игры я участвовал в перестрелках раз пять или шесть, и все они произошли по сюжету.


Во-вторых, в Phantom Doctrine нет понятия «вероятность попадания». Вообще: шанс поразить противника всегда равен ста процентам. Промазать можно, но только в том случае, если вы решите пострелять с одного угла карты во врага, стоящего в противоположном углу — тогда не попадаете, но дело тут будет только в том, что противник с полностью заряженной шкалой «внимания» попросту увернется. Уклоняться от выстрела, кстати, можете и вы, но вечно это делать не выйдет.

Самое смешное, что вы, скорее всего, до конца игры будете снаряжать своих бойцов по последнему слову техники, учить их обращаться с разными видами оружия и так далее, но на миссиях все равно станете вести себя незаметно. Потому что стелс — лучшее решение всех проблем.

Словом, у CreativeForge не получилось сделать «XCOM про шпионов», потому что в Phantom Doctrine нет нужных для такой характеристики механик. Зато есть много других — они даже работают, но пользоваться ими станут далеко не все. Кроме того, сейчас заметен дисбаланс в сражениях, который вскоре наверняка поправят патчами.

Тем не менее эта игра обладает мощной параноидальной атмосферой и предлагает неплохой сюжет на основе альтернативной истории. К тому же в Phantom Doctrine прекрасно передан дух эпохи — побродите по локациям и поглядите внимательно на декорации! Да и сражения благодаря адекватному стелсу ощущаются скорее как вызов, а не как препятствия. В общем, причин обратить на нее внимание хватает. Сделайте это, если нравятся жанр и сеттинг.

Мы видели немало клонов XCOM — ну, или игр с очень схожей механикой. Phantom Doctrine на их фоне выделяется особенно. Вместо противостояния между землянами и инопланетянами тут у нас войны спецслужб в сеттинге альтернативной холодной войны, которая развернулась в начале 80-х годов прошлого века. При этом авторы из польской студии CreativeForge Games (за их плечами — тактика Hard West) претендуют и на некоторую историческую достоверность, уверяя, что используют многие рассекреченные документы и данные о реальных операциях спецслужб тех лет.

И действительно, в документах, которые можно найти в игре, упоминаются, например, Юрий Андропов и Михаил Горбачёв. Одна из бумаг начинается буквально так: «Оперативный отчёт. М. Горбачёву удалось проникнуть в приёмную чумных докторов, притворяясь электриком». А далее «М. Горбачёв», оказывается, ещё вырубил агента противника и двух охранников «чумных докторов». К сожалению, такими же липовыми, как местная «историческая достоверность», оказались и некоторые другие аспекты Phantom Doctrine. Слава богу, далеко не все.

КГБ, ЦРУ и ГРУ сидели на трубе

Как и в «Операции Silent Storm», в Phantom Doctrine рассказывается альтернативная история противостояния двух тайных организаций. Мы играем за оперативников «Согласия», которое пытается помешать планам «Проекта „Наблюдатель“» развязать Третью мировую войну.

В «Согласие» входят агенты разных спецслужб и стран, но главным героем может быть представитель либо КГБ, либо ЦРУ. В зависимости от стартового выбора альтер-эго меняются и сюжетные кампании, показывая события с разных точек зрения. А после их прохождения отрывается и третий сценарий, который призван ответить на все оставшиеся вопросы, что это было и почему.

А вопросов, уверяю, будет много. Сюжет местами кажется бредовым, заставляя «гэбэшников» сражаться с советскими милиционерами и представителями ГРУ, которые похищают подлодки с секретным оружием и рассказывают в секретных документах под названием «Космические войны» о строительстве базы на Луне. С другой стороны, сценарий основан на теориях заговора и типичных бестселлерах про фантастические разработки и планы спецслужб. Так что ему всё это простительно — вспомните про агента «М. Горбачёва», переодетого электриком, и с улыбкой воспринимайте историю как яркую польскую фантазию.

Phantom Doctrine обзор игры

На фоне XCOM 2 картинка выглядит устаревшей, хотя особого раздражения не вызывает.

Шпионские игры

Как и в любой XCOM-образной игре, в Phantom Doctrine всё делится на стратегическую и тактическую части. На глобальной карте мы развиваем свою базу, нанимаем новых агентов, строим и улучшаем для них лазарет, мастерскую, где можно изготавливать полезные предметы вроде отмычек и дымовых гранат, центры физподготовки, где оперативники улучшают свои характеристики, и так далее.

Самих агентов нужно отправлять в разные точки на карте, чтобы они получали важные сведения от наших информаторов, занимались слежкой и в итоге раскрывали деятельность оперативников «Проекта „Наблюдатель“», которые, естественно, не дремлют и действуют на карте одновременно с нами. Цель врага — выяснить местоположение нашей базы и уничтожить её. Все их успешные действия и операции увеличивают уровень угрозы для нас. И когда он достигнет максимума, придётся или спешно переносить убежище в другое место, что стоит немалых денег, или принимать неравный бой и защищаться.

Когда мы обнаруживаем вражеских шпионов и место проведения их операции, то можем попытаться на ранней стадии прервать её — если хватит наших оперативников на месте или они успеют вовремя добраться туда. Можно также провести тактическую разведку, чтобы обеспечить преимущество непосредственно во время столкновения — например, снайперскую поддержку. Если же иных вариантов нет, то остаётся только штурм, чтобы уничтожить или захватить вражеского шпиона.

Всё это во многом напоминает то, что мы видели в XCOM 2: War of the Chosen, где нас точно так же постоянно нервировали Избранные, где были секретные операции и тому подобные околошпионские страсти. Даже вражеские агенты в Phantom Doctrine чем-то напоминают Избранных, обладая особыми, и весьма неприятными, способностями вроде раскрытия маскировки наших бойцов.

На урон влияют самые разные факторы — например, стрельба очередями с фланга повышает его.

Промывка мозгов

Однако в творении CreativeForge Games есть и свои «фишки», обусловленные шпионской тематикой. При развитии убежища не нужно рыть какие-то отсеки — это ведь, по сути, оперативный штаб, который в случае чего нужно сворачивать и быстро переносить из одного города в другой.

Агентов наших, как и вражеских, могут раскрыть — в этом случае придётся за деньги менять им внешность и биографию. Или же мы сами узнаем какие-то неприятные подробности о прошлом кого-то из своих оперативников и начнём подозревать его в работе на врага — в этом случае нужно будет выбирать, установить за ним слежку, поговорить с глазу на глаз или уволить. Последствия могут быть самые разные, в том числе меняющие уровень угрозы в ту или иную сторону.

Также в убежище можно производить фальшивые банкноты, пополняя доход организации, а вместо исследования новых технологий мы отряжаем некоторых агентов заниматься прослушкой и изучать найденные секретные документы. Их же приходится изучать и лично игроку, находя ключевые слова, прозвища и фамилии, чтобы устанавливать связи между ними, — нечто подобное было в играх Frogwares про Шерлока Холмса. В качестве награды, когда досье изучено и раскрыто, мы получаем имена вражеских шпионов, информацию о новых резидентах, которых можно нанять, контакты торговцев, которые продают оружие, модули для него, глушители и другие полезные гаджеты.

Но самое интересное — это лаборатория MK Ultra, которую в какой-то момент разрешают установить в убежище. Здесь мы не только допрашиваем вражеских агентов (делать это можно и без лаборатории), но ещё и перевербовываем, стираем им память, вживляем маячки и даже пытаемся взять под контроль их сознание, чтобы получить «спящего» в рядах врага или ходячую бомбу, которая взрывом способна уничтожить одну из ячеек противника.

Phantom Doctrine обзор игры

Тактика в деталях

В тактической части тоже хватает любопытных нюансов, но не все из них реализованы и работают как надо. Основа, понятно, та же, что и в XCOM, — выбираем оперативников и снаряжение для них и участвуем в пошаговых сражениях, где используем очки действия, укрытия и способности. По итогам бойцы получают опыт, растут в уровнях и открывают новые умения.

Но, во-первых, у наших агентов нет чёткого разделения на классы — некоторые перки, например бонус к розыску, они могут получать, просто занимаясь оперативной деятельностью. Другие умения мы выбираем им сами и сами же определяем, чему будет обучаться получивший новый уровень оперативник — мастерству владения тем или иным оружием или тактике, позволяющей при лечении товарищей ещё и себе восстанавливать часть здоровья. Причём бойца разрешают ещё и переобучать, заменяя одну способность другой. Таким образом, игрок сам формирует специализацию своих подопечных.

Во-вторых, у наших оперативников много необычных характеристик — органы чувств, кровообращение, внимательность, моторика, дыхание. Всё это влияет на эффективность в бою, на то, сколько будет доступно очков действий и здоровья, единиц брони, на дальность перемещения и так далее. Например, внимательность — очень важный ресурс, который тратится на уклонение и на особые ходы вроде выстрела в голову.

Phantom Doctrine обзор игры

Если слишком долго не эвакуироваться с карты, то начнёт расти уровень угрозы.

В игре много таких подробностей и деталей. К примеру, вырубить врага можно, только если у него меньше очков здоровья. Мало занять укрытие — нужно ещё изучать перки, которые повышают эффективность полных или неполных укрытий. Помимо очков действия, расходуемых в основном на перемещение и перезарядку, есть ещё и очки стрельбы, которые, понятно, тратятся непосредственно на атаки и использование предметов.

В бою можно задействовать такие полезные функции, как прорыв и дозор. Первый позволяет нескольким агентам ворваться в комнату и уничтожить большинство врагов. Второй — это такой аналог перехвата хода, когда вы берёте под прицел определённую зону и любой противник, оказавшийся в ней, получает пулю.

Суета вокруг «рандома»

Всё это создаёт ощущение, что перед нами очень навороченная, подробная и реалистичная тактика. Во многом так и есть — особенно про навороченность. Но это не значит, что тактика эта действительно отличная и хорошо работающая. Реализм тут соседствует с очень странными вещами. То, что ваш подопечный или враг в принципе может уклониться от прямого выстрела с 10 метров, даже если стоит у всех на виду, но обладает достаточным запасом внимания, не так страшно, потому что проявляется нечасто.

А вот то, что противники, да и ваши бойцы, способны поражать цель выстрелом через всю карту и все окна, игнорируя укрытия и препятствия, — это уже дикость. Дело в том, что в Phantom Doctrine нет такого понятия, как «рандом» при определении вероятности (в процентах) попадания. Урон по умолчанию наносится в любом случае (если не сработает уклонение) — максимальный или минимальный. На то, каким он будет, влияют разные факторы.

Учитывая, как многим не нравится элемент случайности в той же XCOM, это вроде бы отличная идея. Но когда на нас начинают вываливать бесконечные вражеские подкрепления — а если наших агентов обнаруживают, то так происходит во всех миссиях, — выжить и дотянуть до точки эвакуации становится очень проблематично. Враги лихо подстреливают бойцов, стреляя через полкарты, даже если те сидят в укрытии, а потом ещё и вертолёты прилетают им на подмогу — всё это превращает тактические сражения в какую-то мясорубку и начинает дико раздражать.

Phantom Doctrine обзор игры

Агентов постоянно приходится перебрасывать в разные точки и города.

Глухо без глушителей

Таким образом авторы, понятно, подталкивают использовать стелс, и это логично в игре про шпионаж. Тем более что все возможности вроде бы на месте — глушители, способность тихо вырубить врага и спрятать тело, отключить камеры видеонаблюдения, отвлечь патруль. Есть даже ослепляющие лазеры — не говоря уже об отмычках, светошумовых и дымовых гранатах.

Но всё равно стелс работает неидеально. Проходить без шума и пыли поначалу достаточно тяжело. У агентов навороченной тайной организации почему-то поголовно нет глушителей — их приходится добывать лично, обчищая шкафчики и сейфы. Но и там они попадаются по очень большим праздникам, а ставятся далеко не на всё оружие. Да и купить поначалу почему-то ничего толком нельзя. У меня за первые две главы кампании только один боец мог использовать пистолет с глушителем. К тому же противников всегда в разы больше, да ещё и гражданские поднимают тревогу.

Потом, конечно, учишься использовать местный стелс, применять маскировку, в которой ваш подопечный может спокойно расхаживать среди врагов, терпеть, выжидать, отвлекать, аккуратно вырубать окрестные патрули и праздношатающихся граждан. И вроде становится легче — особенно когда понимаешь, что враги зачастую слепы и глухи. Вы можете за один ход в паре метров от противника разбить окно, добежать у него на глазах до секретных документов, скопировать их и тут же сигануть за стену. Охранник может повернуться спиной и уйти, ничего не заметив. Именно такую тактику чаще всего и приходится использовать, но, согласитесь, назвать это идеальным стелсом трудно.

К тому же скрытность лучше всего работает в одинаковых миссиях по устранению вражеских агентов. А вот когда приходится выводить из-под атаки наёмных убийц своих информаторов, штурмовать вражеские базы и защищать свои, то работать по стелсу становится весьма затруднительно — снова начинается раздражающая мясорубка вместо осмысленной тактики.

Phantom Doctrine обзор игры

Плюсы: интересный шпионский сеттинг; сразу три сюжетные кампании; масса уникальных стратегических возможностей; достаточно навороченная тактическая система; отличное музыкальное сопровождение от Марчина Пшибыловича (Marcin Przybylowicz), композитора The Witcher 3: Wild Hunt.

Минусы: сюжет местами кажется бредовым; некоторые механики в тактических сражениях реализованы криво; раздражающий «респавн» врагов; однообразные тактические миссии.

Бытует мнение, что жанр TBS пережил свой расцвет в конце 90-х с популярностью серий XCOM, Jagged Alliance, «Цивилизация» и «Герои» и сейчас медленно, но верно умирает.

И правда — количество игр в этом жанре уменьшилось, а их популярность стала намного скромнее. Теперь пошаговые стратегии — жанр нишевый, но ниша эта весьма стабильна. Вспомним оглушительный успех XCOM 2 в 2016-м. Вдобавок каждый год небольшие студии выпускают маленькие шедевры: та же Invisible, Inc. или Massive Chalice.

В этом году случилось то, чего не ожидал никто: Mario + Rabbids: Kingdom Battle попыталась сделать с жанром то же, что Трент Резнор с индастриалом в 1994 году, — принести его в массы, «оказуалить». В каком-то смысле даже удалось. Но основная черта всех этих игр — камерность и замкнутость на самих себя. В них есть одна основная экшен-механика, на которой и строится весь геймплей. Это делает их интуитивно понятными и понижает порог вхождения.

Кем ты будешь завтра?

С другой стороны, всем этим проектам не хватает комплексности, когда основная система, в нашем случае полевые операции, «обрастает» надстройками. Не хватает масштаба, как в XCOM. С точки зрения геймдизайна, сделать гармонично сосуществующие системы менеджмента базы и тактических миссий нелегко. Пожалуй, XCOM — единственная франшиза, которой до последнего времени это действительно удавалось.

Но в 2018 году всё может измениться. Польская студия Creative Forge, создатели Hard West, готовит весьма амбициозный проект в этом нелёгком жанре, и у Игромании большие ожидания на его счёт.


Судьба (игрок) может закинуть агентов «Кабал» в самые неожиданные места, но к любой неожиданности лучше подготовиться заранее.

События Phantom Doctrine разворачиваются в альтернативной реальности во время «холодной войны», в 1983 году. Секретная организация «Кабал» и стоящий во главе её игрок раскрывают глобальный заговор в духе конспирологических теорий, натравливая одну державу на другую. Вы единственный агент, со смертью которого игра заканчивается. Остальными можно пожертвовать ради великой цели, но. великой ли?

Это нам и нужно выяснить. Представьте себе триллер в духе «Мюнхена» или «Шпион, выйди вон», где вы в буквальном смысле по частичкам информации раскрываете планы оппозиционной организации. Визуально всё в игре до боли знакомо: интерфейс, система укрытий, вражеские агенты вместо пришельцев. Phantom Doctrine можно принять за «рескин» XCOM, но игра намного глубже.


Как и в XCOM, подбор экипировки и агента по специализации играют немаловажную роль на старте операции, но без должной предварительной разведки и подготовки вы будете играть вслепую.

Игровое время распределено между фазами планирования и разведывания территорий, а также собственно полевыми операциями. Первая фаза представлена изометрическим видом на базу, где игрок перемещается между комнатами, каждая из которых имеет своё назначение. Всё это нам знакомо по перезапуску XCOM.

Подготовка к миссии здесь по-настоящему важна. Вы можете не только выбрать агентов и их экипировку. Вы вольны предварительно внедрить своих людей на вражескую территорию.


Глобальная карта позволяет посылать агентов на разведывательные миссии и собирать информацию. Именно таким образом игрокам открываются сюжетные миссии.

Например, действия на глобальной карте с временной прокруткой: выбираете агентов и посылаете в разные точки мира на задания по сбору информации и внедрение во враждебные ячейки. Что-то подобное мы видели в очень древней игре Сида Мейера Covert Action. Перед тем как лечь грудью на амбразуру, настоящие шпионы проводят серьёзную разведку. Любое управленческое решение может стать фатальным, и об этом стоит помнить.

Кроме того, полевые миссии не появляются сами по себе, их нужно открывать. Ваши агенты собирают крупицы информации: фотографии, засекреченные документы, обрывки файлов. Анализируя их, вы ищете ключевые фразы, которые нужно в буквальном смысле соединить на глобальной доске красными нитками. Это 80-е, детка! Только так можно открыть новые задания и продвинуться по сюжету. Вы, конечно, вправе сделать это автоматически, потратив особые очки, но тексты документов написаны настолько хорошо, что их просто не хочется пропускать, и до всего в этой игре охота докопаться самому.


Если вы знакомы с играми от Firaxis, то разобраться в интерфейсе Phantom Doctrine будет не так уж сложно, но есть и свои особенности, связанные со спецспособностями агентов.

Как положено в хороших шпионских триллерах, засылая шпионов на вражеские территории, вы никогда не знаете, «кем» вернётся ваш агент. Это может быть и классический «крот», который ударит в спину в следующей операции. Для этого и нужна комната «коррекции» агентов в убежище. Вот тут дела приобретают поистине интересный оборот. Вы всегда можете промыть агенту мозги и перевербовать перебежчика, но никто никогда не даст вам гарантию, вы всегда идёте на риск.

Что-то выдавало Штирлица


И как же без классических шпионских техник в духе «Маньчжурского кандидата»: вы можете внушить своему агенту мысль, что он член вражеской организации, выпустить его в «поле» и в тот момент, когда он встретится вам на миссии, при помощи кодовой фразы вернуть ему память, получив на одного союзника больше.

Подобные агенты могут вырубать камеры наблюдения и открывать двери, а также убирать врагов. Проблема в том, что подобные операции отнимают немало времени, и промывать мозги всем агентам нецелесообразно. К тому же вражеская организация всегда на шаг впереди, и любой потраченный на перевербовку день может стать последним.


Пожалуй, именно менеджмент базы в Phantom Doctrine кажется самым привлекательным аспектом: такому количеству опций по «усовершенствованию» своих оперативников может позавидовать иная игра.

Ещё один аспект, который никогда не раскрывался в играх подобного жанра, но здесь выглядит невероятно органично, — степень узнаваемости ваших агентов. С поднятием тревоги идентификация ваших агентов становится явной. Это означает, что в следующей операции ваши люди будут раскрыты намного быстрее.

Как с этим бороться? Старая добрая фальсификация личности: новый паспорт, новая внешность, что опять же требует ресурсов, и немалых. Стоит ли агент этого, или лучше рискнуть? Phantom Doctrine заставляет относиться к людям как к инструментам.

В Phantom Doctrine ощущение неизведанного возвращается: ты не знаешь, против кого сражаешься, а стало быть, не можешь предугадать действия противника. Кроме того, помните старое доброе правило конспирологических триллеров: ты всегда в меньшинстве, и, что бы ты ни приготовил на вылазку, плохие парни всегда принесут игрушки побольше. Например, вертолёт с ракетницами, от которого довольно сложно скрыться.


Помните, противников всегда больше, и на отчаянные штурмы стоит идти в последнюю очередь.

Хотя игра настраивает игрока на «скрытный» лад, она никоим образом не мешает решать дела с шашками наголо. Вы вольны буквально «прострелить» себе путь к цели, но будьте готовы так же быстро умереть. Здесь нет никакого рандома, урон рассчитывается по расстоянию до противника, особенностям окружения и параметрам оружия. Никаких неприятных сюрпризов. Вдобавок в вашем распоряжении вспомогательные юниты как огневой (тот же снайпер в соседнем здании), так и разведывательной (условный шпик, следящий в телескоп за ситуацией) поддержки.

Насколько выбор подхода будет влиять на глобальный сюжет, пока не понятно. Но разработчики обещают добиваться реиграбельности весьма интересными способами. Первоначально игроку предлагают выбрать протагониста из двух персонажей: бывшего КГБиста или оперативника ЦРУ. Кроме разнящихся характеристик, эти ребята имеют разную историю, соответственно, некоторые моменты основного сюжета отыгрываются по-разному. Каждая концовка открывает лишь часть картины. Увидеть же её полностью можно лишь сыграв за всех персонажей.

Разработчики обещают добавить третьего неизвестного персонажа для NG+. Никуда не делась и старая добрая рандомизация позиций врагов и ключевых объектов на карте. Каждая миссия потребует своего подхода.


Наконец-то никакого рандома в схватках. От прямого попадания враги умирают быстро, но и вы, к сожалению, не губка для пуль.

Поиграв в несколько оперативных миссий и опробовав менеджмент, можно смело заключить, что игр такого масштаба, особенно в жанре TBS, в 2018 году будет немного. Конечно же, хардкорные фанаты ждут Xenonauts 2 и Phoenix Point, но согласитесь, сеттинг второсортного фильма про пришельцев уже успел набить оскомину. На фоне всей этой несколько нелепой псевдонаучной фантастики шпионский Phantom Doctrine кажется как никогда свежим и серьёзным. Это почти идеальное сочетание сеттинга, жанра и геймплейных механик.

Бытует мнение, что жанр TBS пережил свой расцвет в конце 90-х с популярностью серий XCOM, Jagged Alliance, «Цивилизация» и «Герои» и сейчас медленно, но верно умирает.

И правда — количество игр в этом жанре уменьшилось, а их популярность стала намного скромнее. Теперь пошаговые стратегии — жанр нишевый, но ниша эта весьма стабильна. Вспомним оглушительный успех XCOM 2 в 2016-м. Вдобавок каждый год небольшие студии выпускают маленькие шедевры: та же Invisible, Inc. или Massive Chalice.

В этом году случилось то, чего не ожидал никто: Mario + Rabbids: Kingdom Battle попыталась сделать с жанром то же, что Трент Резнор с индастриалом в 1994 году, — принести его в массы, «оказуалить». В каком-то смысле даже удалось. Но основная черта всех этих игр — камерность и замкнутость на самих себя. В них есть одна основная экшен-механика, на которой и строится весь геймплей. Это делает их интуитивно понятными и понижает порог вхождения.

Кем ты будешь завтра?

С другой стороны, всем этим проектам не хватает комплексности, когда основная система, в нашем случае полевые операции, «обрастает» надстройками. Не хватает масштаба, как в XCOM. С точки зрения геймдизайна, сделать гармонично сосуществующие системы менеджмента базы и тактических миссий нелегко. Пожалуй, XCOM — единственная франшиза, которой до последнего времени это действительно удавалось.

Но в 2018 году всё может измениться. Польская студия Creative Forge, создатели Hard West, готовит весьма амбициозный проект в этом нелёгком жанре, и у Игромании большие ожидания на его счёт.


Судьба (игрок) может закинуть агентов «Кабал» в самые неожиданные места, но к любой неожиданности лучше подготовиться заранее.

События Phantom Doctrine разворачиваются в альтернативной реальности во время «холодной войны», в 1983 году. Секретная организация «Кабал» и стоящий во главе её игрок раскрывают глобальный заговор в духе конспирологических теорий, натравливая одну державу на другую. Вы единственный агент, со смертью которого игра заканчивается. Остальными можно пожертвовать ради великой цели, но. великой ли?

Это нам и нужно выяснить. Представьте себе триллер в духе «Мюнхена» или «Шпион, выйди вон», где вы в буквальном смысле по частичкам информации раскрываете планы оппозиционной организации. Визуально всё в игре до боли знакомо: интерфейс, система укрытий, вражеские агенты вместо пришельцев. Phantom Doctrine можно принять за «рескин» XCOM, но игра намного глубже.


Как и в XCOM, подбор экипировки и агента по специализации играют немаловажную роль на старте операции, но без должной предварительной разведки и подготовки вы будете играть вслепую.

Игровое время распределено между фазами планирования и разведывания территорий, а также собственно полевыми операциями. Первая фаза представлена изометрическим видом на базу, где игрок перемещается между комнатами, каждая из которых имеет своё назначение. Всё это нам знакомо по перезапуску XCOM.

Подготовка к миссии здесь по-настоящему важна. Вы можете не только выбрать агентов и их экипировку. Вы вольны предварительно внедрить своих людей на вражескую территорию.


Глобальная карта позволяет посылать агентов на разведывательные миссии и собирать информацию. Именно таким образом игрокам открываются сюжетные миссии.

Например, действия на глобальной карте с временной прокруткой: выбираете агентов и посылаете в разные точки мира на задания по сбору информации и внедрение во враждебные ячейки. Что-то подобное мы видели в очень древней игре Сида Мейера Covert Action. Перед тем как лечь грудью на амбразуру, настоящие шпионы проводят серьёзную разведку. Любое управленческое решение может стать фатальным, и об этом стоит помнить.

Кроме того, полевые миссии не появляются сами по себе, их нужно открывать. Ваши агенты собирают крупицы информации: фотографии, засекреченные документы, обрывки файлов. Анализируя их, вы ищете ключевые фразы, которые нужно в буквальном смысле соединить на глобальной доске красными нитками. Это 80-е, детка! Только так можно открыть новые задания и продвинуться по сюжету. Вы, конечно, вправе сделать это автоматически, потратив особые очки, но тексты документов написаны настолько хорошо, что их просто не хочется пропускать, и до всего в этой игре охота докопаться самому.


Если вы знакомы с играми от Firaxis, то разобраться в интерфейсе Phantom Doctrine будет не так уж сложно, но есть и свои особенности, связанные со спецспособностями агентов.

Как положено в хороших шпионских триллерах, засылая шпионов на вражеские территории, вы никогда не знаете, «кем» вернётся ваш агент. Это может быть и классический «крот», который ударит в спину в следующей операции. Для этого и нужна комната «коррекции» агентов в убежище. Вот тут дела приобретают поистине интересный оборот. Вы всегда можете промыть агенту мозги и перевербовать перебежчика, но никто никогда не даст вам гарантию, вы всегда идёте на риск.

Что-то выдавало Штирлица


И как же без классических шпионских техник в духе «Маньчжурского кандидата»: вы можете внушить своему агенту мысль, что он член вражеской организации, выпустить его в «поле» и в тот момент, когда он встретится вам на миссии, при помощи кодовой фразы вернуть ему память, получив на одного союзника больше.

Подобные агенты могут вырубать камеры наблюдения и открывать двери, а также убирать врагов. Проблема в том, что подобные операции отнимают немало времени, и промывать мозги всем агентам нецелесообразно. К тому же вражеская организация всегда на шаг впереди, и любой потраченный на перевербовку день может стать последним.


Пожалуй, именно менеджмент базы в Phantom Doctrine кажется самым привлекательным аспектом: такому количеству опций по «усовершенствованию» своих оперативников может позавидовать иная игра.

Ещё один аспект, который никогда не раскрывался в играх подобного жанра, но здесь выглядит невероятно органично, — степень узнаваемости ваших агентов. С поднятием тревоги идентификация ваших агентов становится явной. Это означает, что в следующей операции ваши люди будут раскрыты намного быстрее.

Как с этим бороться? Старая добрая фальсификация личности: новый паспорт, новая внешность, что опять же требует ресурсов, и немалых. Стоит ли агент этого, или лучше рискнуть? Phantom Doctrine заставляет относиться к людям как к инструментам.

В Phantom Doctrine ощущение неизведанного возвращается: ты не знаешь, против кого сражаешься, а стало быть, не можешь предугадать действия противника. Кроме того, помните старое доброе правило конспирологических триллеров: ты всегда в меньшинстве, и, что бы ты ни приготовил на вылазку, плохие парни всегда принесут игрушки побольше. Например, вертолёт с ракетницами, от которого довольно сложно скрыться.


Помните, противников всегда больше, и на отчаянные штурмы стоит идти в последнюю очередь.

Хотя игра настраивает игрока на «скрытный» лад, она никоим образом не мешает решать дела с шашками наголо. Вы вольны буквально «прострелить» себе путь к цели, но будьте готовы так же быстро умереть. Здесь нет никакого рандома, урон рассчитывается по расстоянию до противника, особенностям окружения и параметрам оружия. Никаких неприятных сюрпризов. Вдобавок в вашем распоряжении вспомогательные юниты как огневой (тот же снайпер в соседнем здании), так и разведывательной (условный шпик, следящий в телескоп за ситуацией) поддержки.

Насколько выбор подхода будет влиять на глобальный сюжет, пока не понятно. Но разработчики обещают добиваться реиграбельности весьма интересными способами. Первоначально игроку предлагают выбрать протагониста из двух персонажей: бывшего КГБиста или оперативника ЦРУ. Кроме разнящихся характеристик, эти ребята имеют разную историю, соответственно, некоторые моменты основного сюжета отыгрываются по-разному. Каждая концовка открывает лишь часть картины. Увидеть же её полностью можно лишь сыграв за всех персонажей.

Разработчики обещают добавить третьего неизвестного персонажа для NG+. Никуда не делась и старая добрая рандомизация позиций врагов и ключевых объектов на карте. Каждая миссия потребует своего подхода.


Наконец-то никакого рандома в схватках. От прямого попадания враги умирают быстро, но и вы, к сожалению, не губка для пуль.

Поиграв в несколько оперативных миссий и опробовав менеджмент, можно смело заключить, что игр такого масштаба, особенно в жанре TBS, в 2018 году будет немного. Конечно же, хардкорные фанаты ждут Xenonauts 2 и Phoenix Point, но согласитесь, сеттинг второсортного фильма про пришельцев уже успел набить оскомину. На фоне всей этой несколько нелепой псевдонаучной фантастики шпионский Phantom Doctrine кажется как никогда свежим и серьёзным. Это почти идеальное сочетание сеттинга, жанра и геймплейных механик.

Читайте также: