Panasonic lumix dmc gf5k обзор

Обновлено: 06.07.2024

Четвертая камера стандарта Micro 4/3 и одна из самых маленьких камер со сменной оптикой. Во всяком случае легче, чем Olympus E-P1, 285 г (119х71х36,3 мм) против 335 г (126х70х36,4 мм). Сменная оптика предполагает, что аппарат является элементом системы, и каждый может собрать ту конструкцию, которая ему необходима. Сейчас снова в моду начинает входить минимализм. Поставив на камеру объектив с фиксированным фокусным расстоянием, можно влезть в шкуру великих фотографов середины прошлого века. Внешне мы в этом случае получим аппарат, очень похожий на 35мм шкальные и дальномерные камеры.

По размеру он получился чуть больше, чем 35 мм камеры формата 4/3, т.е. с размером кадра 36х24мм, и чуть меньше классической камеры ФЭД 1937 года. Ну, или классической Лейки, с которой он был скопирован, впрочем, на наших просторах ее вряд ли кто-нибудь часто видел. Чтобы приблизиться к стилю пленочных фотоаппаратов, придется докупить еще электронный видоискатель, поскольку держать камеру на вытянутых руках пленочным фотографам, как правило, в голову не приходило. Корпус камеры производит очень солидное впечатление, он сделан частично из металла, как компактные камеры середины прошлого века, но если металлические пленочные камеры почти всегда одевали в дерматин или кожу для большего удобства, то здесь решили подчеркнуть металлическую природу корпуса, и, на мой взгляд, аппарат получился чересчур скользким.

Объектив Panasonic LUMIX G 1:1,7/20 ASPH выглядит очень маленьким, по сравнению с близким по характеристикам объективом для формата 4/3 Panasonic LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH, но он не кажется таким уж маленьким, если его сравнить со штатными объективами ФЭДа. Диаметр объектива явно избыточный. Возможно, широкое кольцо фокусировки и дает дополнительное удобство, но лучше бы его, как и у объектива LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH, сделать обрезиненым, а не просто пластмассовым. Замечу, что, похоже, фокусировку в этом стандарте никто всерьез не воспринимает, поскольку у штатного объектива Panasonic LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH MEGA O.I.S. кольцо изменения фокусного расстояния обрезинено, а вот кольцо фокусировки – простая пластмасса. Вообще говоря, если камера не предназначена для шпионажа, то, кроме технических причин, которых, кстати, глядя на сотовые телефоны с камерой, уже, видимо, и нет, фактором, ограничивающим дальнейшую миниатюризацию, является размер кистей рук. Ведь камера по своим возможностям отнюдь не детская и ее должно быть удобно и приятно держать в руках.


Panasonic DMC-GF1 с объективом Panasonic LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH MEGA O.I.S. Датчиком системы стабилизации этого объектива камера пользуется и для определения ориентации кадра. В случае использования объективов без стабилизации в заголовок EXIF сведения об ориентации не записываются. Вспышка маломощная с ведущим числом 6, но поднимается достаточно высоко, чтобы объектив не очень затенял объект.



Разъем для подключения вспышки и под ним специальный разъем для электронного видоискателя LVF1.

В этой камере установлена матрица, аналогичная камере G1. Соответственно, и технические характеристики снимков, сделанных этими камерами, будут практически идентичны. В дополнение мы получили, как и камеры GH1, формат кадра с соотношением сторон 1:1. Как у GH1, с этим соотношением сторон кадра при съемке в формате Raw можно работать только с помощью прилагаемой к камере программы SILKYPIX Developer Studio 3.0 SE. Только что вышедшая свежая версия dcraw 8.99 по-прежнему этот формат не поддерживает.

Получила эта камера и возможность снимать видео. Правда, в отличие от GН1, только формат 720Р с моно звуком, и возможности подключить внешний микрофон у этой камеры нет. Просматривать видеоролики в формате AVCHD можно как с помощью прилагаемой к камере программы PHOTOfunSTUDIO 4.0 HD Edition, так и с помощью таких проигрывателей, как, например, VLC. Если ж у вас есть желание смонтировать из фрагментов настоящий фильм, то доступных редакторов уже существенно меньше. Из установленных у меня на компьютере программ с этой задачей без проблем справился Kdenlive 0.7.6, а в случае Avidemux 2.5.2 и Kino 1.3.4 программы предложили сперва конвертировать видеопоток в другой формат.

Если вы хотите развивать свои творческие способности, то объектив Panasonic Lumix G 1:1,7/20 ASPH – лучший выбор. С ним получается компактная камера с характеристиками не хуже, чем у камер с не сменной оптикой с фиксированным фокусным расстоянием, таких, как Leica X1 и Sigma DP2. Если же возможностей этого объектива вам недостаточно, то существует на сегодняшний день уже обширная линейка объективов, которые могут быть присоединены к этой камере. О них я подробно писал в статье, посвященной камере GH1. На мой взгляд, если таскать на съемку несколько объективов, то о компактности уже говорить не приходится, и камеры типа G1 или GH1 – более удачный выбор. Однако приятно осознавать, что при необходимости расширить свои возможности вы можете прикупить пару-другую и к этой камере. Кроме объективов производства Panasonic, Olimpus и Leica, на эту камеру могут быть установлены через переходные кольца и многие старые объективы. В этот раз мне с камерой на тестирование досталось кольцо M MOUNT ADAPTOR Panasonic DMW-MA 2M. Замер толщины кольца с помощью микрометра дал 8,42 мм. Рабочий отрезок Leica M равен 27,95 мм. Вычитаем 8,42 и получаем 19,53 мм. Сравнивая с результатами, полученными с другими переходными кольцами в предыдущей статье, приходится констатировать, что вопрос, чему же на самом деле равен рабочий отрезок Micro 4/3, остается открытым.

Внимательно изучая конструкцию кольца, обращает внимание, что кроме качественного чернения на внутренней поверхности, присутствует еще и полевая диафрагма в виде тонкого пластмассового кольца. Она действительно необходима, поскольку поле зрения у пленочных объективов существенно больше, и, как следствие, вероятность поймать паразитный блик резко увеличивается. В идеале, если уж использовать пленочные объективы с этой камерой, то во избежание потери микроконтраста, хорошей идеей будет использование более длинных бленд, согласованных по углу зрения с маленьким кадром формата 4/3.

Если отбросить художественные заморочки типа пластики и боке объектива, то стоит соединять с этой камерой только те объективы, аналогов которых в линейке Micro 4/3 нет. Это, соответственно, сверхширокоугольники типа круговой Рыбий глаз и сверхдлиннофокусные объективы. Для примера я сделал снимок луны с объективом МС РУБИНАР- 8/500 МАКРО и двукратным телеконвертером ТК-2. Фокусное расстояние этой системы 1000 мм, и пока аналогов в системе 4/3 у нее нет.

Хотя Рубинар для своего фокусного расстояния и очень легкий объектив, крепить камеру к штативу мероприятие рискованное, а с другой стороны снимать в телескоп без штатива занятие бесперспективное, поэтому для переходного кольца М39-М42 была сделана специальная Г образная опора для крепления к штативу.

Кроме дрожания камеры, при съемках луны зимой создают проблемы и потоки теплого воздуха. Градиент показателя преломления отклоняет лучи и вызывает размывание и смещение изображения. На наше счастье Луна только движется по небосклону, а не меняется во времени, поэтому можно улучшить картинку сложив несколько последовательных снимков. Я объединил четыре снимка с помощью программы ALE. Здесь можно посмотреть исходный одиночный снимок, а здесь объединенный. Съемка велась при 800-ISO, и шумы достаточно заметные. Объединение позволяет их существенно уменьшить и поднять контраст изображения. Программа ALE может работать как с JPEG так и с RW2.

Другая крайность – это круговой Рыбий глаз. Я слегка усовершенствовал конструкцию, описанную в статье, посвященной камере G1, теперь круг с полем зрения 180 градусов полностью вписывается в кадр с соотношением сторон 1:1.



Объектив Пеленг с переделанной оправой и насадочной линзой

Бороться с хроматическими аберрациями системы оптическим путем я не стал (можно было попытаться поставить вместо одиночной линзы положительную из крона, склеенную с отрицательной из флинта), поскольку они достаточно эффективно устраняются программно. Поскольку с Raw форматом 1:1 пока сторонние программы работать не умеют, то пришлось применить программу Fix-CA к файлам JPEG.

Исторически основное предназначение подобных объективов – съемки облачности. В 1924 году лондонская фирма Бек (Beck of London) изготовила объектив, известный под названием Hill Sky Lens и предназначенный для съемки одним кадром всей небесной полусферы в метеорологии и астрономии. Легенда гласит , что этот объектив разработал английский метеоролог Робин Хилл.

Однако, он может использоваться и для быстрого получения сферических панорам. В этом случае вы, сделав 3 или 4 снимка, можете запечатлеть всю доступную с данной точки информацию, а уж необходимый ракурс выбирать потом при просмотре.

Берем 4 снимка, добавляем альфа канал, выделяем центральный круг и делаем прозрачной область вне его.

Запускаем hugin и получаем панораму

Для просмотра с реальным углом зрения в данной публикации используется PTViewer основоположника цифровой панорамной фотографии Хельмута Дерша (H. Dersch). Обращаю внимание, что за время, прошедшее с моей последней публикации с использованием этого аплета, вышла его новая версия.

Однако все возможности по преобразованию проекций можно получить, воспользовавшись специальными программами просмотра на локальном компьютере. Мне очень нравится мультиплатформенная программа Panini.

В частности, с ее помощью можно получить и такие, нынче модные представления сферических панорам.

Подобные и даже более детальные панорамы можно получить, используя и штатные объективы, но в этом случае придется сделать существенно больше снимков и будет трудно обойтись без штатива и специальной панорамной головки типа описанной в статье Съемка очень больших фотографий.

Может оказаться, что в качестве портретного объектива светосильный Panasonic Lumix G 1:1,7/20 ASPH слишком широкоугольный. В этом случае можно установить на камеру Юпитер 3 1:1,5/50.

Называя серию GF начальным уровнем, я подразумеваю лишь то, что камеры уступают своим собратьям (линейки G, GX, GH) по возможностям и органам управления, но при этом они значительно выигрывают в компактности. Согласитесь, в миниатюрном корпусе сложно поместить множество селекторов, поворотный экран, топовую по качеству матрицу. Этого в GF5 нет. Но при этом именно серия GF является локомотивом в продажах, так как для большинства потребителей системных камер важнее иметь максимально компактную модель. На фоне размеров (а также минимальной цены) некоторые слабые стороны в функционале становятся некритичными.

В общем, примерное позиционирование Panasonic Lumix GF5 вы поняли: это самая компактная (не только среди моделей Panasonic, а вообще стандарта Micro 4/3) беззеркалка, которая стоит недорого и сменяет популярный GF3, снятый с производства. И если серию Lumix G японцы позиционируют как компактную и легкую альтернативу зеркальным камерам начального уровня, то GF – как альтернативу продвинутым компактным камерам без сменной оптики. И в этом плане беззеркалки давно уже выглядят интереснее компактов при сравнимой цене.

Собственно, посмотрите на фото, где Panasonic Lumix GF5 рядом с топовым компактом от Canon — PowerShot G1 X. Разница, что называется, налицо.

Серия GF родилась в сентябре 2009-го. Модель GF1 стала первой в серии системных компактных камер. Обладание подобной камерой подразумевает, что кроме нее самой можно и нужно таскать с собой еще и мешок с объективами и аксессуарами. Год назад фирма Panasonic резко сменила направление развития серии GF, выпустив в июне камеру GF3 и положив начало новой линейке компактных камер со старым названием, но уже без возможности тратить деньги на дополнительные принадлежности, типа внешней вспышки. Старую же идеологию продолжили камеры линейки GX, первая из которых появилась в ноябре 2011 года. Таким образом, рассматриваемая сегодня камера — это вторая модель в обновленной линейке. Отличия от предыдущей модели невелики: новая КМОП-матрица, но со старым размером в 12 Мп.

Вместо моно- появился стереомикрофон, правда с очень маленькой стереобазой.

Новая линейка не является упрощенным вариантом системной камеры. Заложенная в нее идеология предполагает, что обычно она используется только с одним объективом, но этот объектив можно выбрать по своему усмотрению. Таким образом, эта линейка призвана конкурировать с компактными камерами как с маленькой, так и с большой матрицей. Сам по себе размер матрицы слабо влияет на размер камеры. А вот размер объектива довольно жестко увязан с размером кадра. В августе прошлого года фирма выпустила объектив Panasonic Lumix G X Vario PZ 14—42 мм F:3,5—5,6 ASPH OIS, который способен произвести переворот в нашем представлении о компактности сменных объективов с переменным фокусным расстоянием.


Объективы Lumix G Vario 14—42 мм F:3,5—5,6 ASPH OIS и Lumix G X Vario PZ 14—42 мм F:3,5—5,6 ASPH OIS

Объективы Lumix G X Vario PZ 14—42 мм F:3,5—5,6 ASPH OIS и Lumix G 14 мм F:2,5 ASPH

В сложенном виде камера GF5 с ним не больше многих компактных камер с несменными объективами.

Кроме того, этот объектив имеет моторный привод изменения фокусного расстояния, что делает управление камерой очень близким к работе с компактными камерами. Определенные преимущества подобный привод может дать и при видеосъемке. К сожалению, я ознакомился с экспериментальными образцами как камеры, так и объектива: версия программного обеспечения имела номер 0.2, а объектива — и вовсе номер 0.0. То есть я мог оценить величие задуманного, но, к сожалению, не насладиться результатами. Я надеюсь, что когда камера появится в продаже, все заложенные идеи будут воплощены в лучшем виде. Если считать основным критерием при выборе подобной камеры компактность, то у объектива Lumix G X Vario PZ 14—42 нет альтернатив. Как мы видим на фотографии, он много меньше, чем объектив Lumix G Vario 14—42, и еще обладает удивительно маленьким перемещением блока линз при изменении фокусного расстояния. Если провести мышкой над нижеприведенными снимками (или нажать и отпустить над ними кнопку мыши), то можно оценить, как изменяется длина объектива при установке на максимальное и минимальное фокусное расстояние.

Тем не менее, камера может использоваться и с другими объективами. Кандидатов на единственный постоянный объектив, на мой взгляд, три: это 14—42 PZ, 14—42 и 14—140. Для тех, кто предпочитает исключительно пейзажную съемку, таким единственным объективом мог бы быть объектив с фокусным расстоянием 14 мм или объектив с переменным фокусным расстоянием 7—14 мм. Ниже в таблице я свел основные конструктивные особенности всех этих объективов.

7—141414—4214—42 PZ14—140
Линзы16612917
Группы1259813
Асферические элементы23144
Элементы с низкой дисперсией4 22

А так с ними выглядит камера.

Вообще говоря, идея делать объектив съемным на камере, для которой частая смена объективов является экзотикой, не так уж абсурдна даже экономически. Объективы выпускаются обычно существенно дольше, чем камеры, и соответственно, в результате имеют больший тираж, что позволяет, на мой взгляд, сэкономить на расходах больше стоимости узла крепления.

Особенность цифровой фотографии заключается в том, что ряд аберраций можно эффективнее устранять программно, чем оптически. Камера Panasonic очень хорошо исправляет хроматические аберрации и дисторсию. К сожалению, я не знаю, где содержится информация о необходимой коррекции: в базе данных, которая находится в памяти камеры, или каждый объектив сообщает камере о необходимой для него коррекции. Учитывая, что сегодня в объективах стоят процессоры куда более мощные, чем в настольных компьютерах в 80-х годах, последнее не кажется таким уж нереальным. А если это действительно так, то появляется возможность достаточно дешево программно юстировать каждый конкретный объектив и существенно повысить их характеристики.

Для того, чтобы оценить степень программного вмешательства камеры в обработку снимков, сравним изменение в процентах длины отрезка между двумя точками одного и того же кадра, записанного в сыром необработанном формате и в JPEG. Как видно из нижеприведенного графика, для всех объективов наблюдается довольно значительная обработка при минимальном фокусном расстоянии и довольно слабая или отсутствующая обработка при максимальном фокусном расстоянии.

Теперь оценим, как эта обработка скажется на разрешении объективов. Для этого замерим диаметр круга нерезкости для радиальной миры, расположенной в центре кадра, для всех имеющихся объективов. Подробнее о методике написано в статье, посвященной объективу Tamron 18—200 мм.

Результат получился довольно любопытный. При фокусном расстоянии 14 мм наилучшие результаты в JPEG, а также минимальную разницу между разрешением в RAW и JPEG показал объектив 7—14 мм. У этого объектива при фокусном расстоянии 14 мм программная коррекция дисторсии, как мы видим из предыдущего графика, практически отсутствует. Лучший результат в RAW показал объектив с фиксированным фокусным расстоянием в 14 мм. Однако значительная программная обработка привела к тому, что результат в JPEG от него существенно отличается. Здесь надо заметить, что результат разрешения в JPEG для всех объективов практически одинаковый — около 60 пикселей для диаметра круга нерезкости радиальной миры. В пересчете на число штрихов, которые камера может запечатлеть по короткой стороне кадра, это дает нам чуть более 1000, что является неплохим результатом для 12-мегапиксельной матрицы. Результат же в RAW представляет исключительно научный интерес, поскольку для штрихов в горизонтальном и вертикальном направлении он при некоторых значениях диафрагмы достигает теоретического предела для данной 12-мегапиксельной матрицы. Для диагональных же штрихов возникает существенный муар, который затрудняет точную оценку и приводит к существенному разбросу результатов. Для того чтобы нивелировать этот разброс, на графиках приведены средние значения диаметра круга нерезкости, измеренного в 4 плоскостях: горизонтальной, вертикальной и двух диагональных. Вообще анализ измерений в RAW показал, что результаты часто ограничивает именно матрица, и, вероятно, эти объективы неплохо себя проявят и с камерой FX1 с 16-мегапиксельной матрицей. Камера хорошо справляется с обработкой сырых снимков, поэтому заниматься ею самостоятельно имеет смысл только при сшивке панорам, снятых с минимальным перекрытием между кадрами. В этом случае для фокусных расстояний, когда производится максимальная коррекция, можно получить дополнительный охват до 200 пикселей. Кроме того, изменение геометрии производится в этом случае одним преобразованием, а не двумя последовательными.

Чтобы все-таки попытаться выбрать из этих объективов лучший, сравним результаты измерения разрешения в JPEG не только для центра, но и для края кадра. Для объективов 14—42 диафрагмирование результат на краю кадра улучшает.

В заключение посмотрим, как меняется разрешение при изменении фокусного расстояния.

Правда, повторюсь, проверить на практике мне это не удалось, поскольку в тестируемой экспериментальной модели эта функция не была реализована. При видеосъемке с изменением фокусного расстояния камера теряет фокус и не очень быстро его восстанавливает, поэтому оптимальным является выбор режима ручной фокусировки и наводки камеры на бесконечность. Объектив в этом случае все равно подстраивает фокусировку, поскольку в данной конструкции она не сохраняется при изменении фокусного расстояния, однако делает он это, не ориентируясь на изображение, а в соответствии с заложенным алгоритмом, и хотя процесс фокусировки заметен, но не так бросается в глаза, как в автоматических режимах. Среди объективов с 10-кратным изменением фокусного расстояния объектив 14—140 показал великолепные результаты и мог бы быть прекрасным универсальным объективом, да вот только с длиннофокусными объективами довольно сложно работать без видоискателя, пользуясь одним лишь экраном.

Panasonic Lumix DMC-GF3

13 июня 2011 г. в 5 часов по Гринвичу состоялась мировая премьера новых продуктов фирмы Panasonic. За неделю до этого европейским журналистам на явке в Риме была представлена возможность ознакомиться с тогда ещё особо секретными изделиями. В серии докладов, предшествовавших попаданию долгожданных продуктов в наши руки, была приведена любопытная статистическая информация.

Технические характеристики камеры Lumix DMC-GF3

Lumix DMC-GF3

Lumix DMC-GF3

Lumix DMC-GF3

  • Датчик изображения — КМОП-матрица 12,1 мегапикселя (Live MOS)
  • Процессор — Venus Engine VII HD
  • Чувствительность в ISO — 160—6400
  • Скорость автофокусировки при перемещении объекта из бесконечности на дистанцию 2 м — от 0,1 до 0,18 с в зависимости от объектива и его программного обеспечения

Panasonic Lumix DMC-GF3

  • Парк родных объективов выглядит очень внушительно


Характеристики объектива Leica DG Summilux 25 мм/1,4 Asph

Leica DG Summilux 25

Leica DG Summilux 25

  • Конструкция объектива — 9 элементов в 7 группах (1 линза с ультравысоким показателем преломления — UHR, 2 асферических линзы — Asph)
  • Байонет — micro 4/3
  • Фокусное расстояние — 25 мм
  • Относительное отверстие — 1:1,4
  • Минимальная диафрагма — F:16
  • Минимальное расстояние до объекта при съёмке — 0,30 м
  • Диаметр светофильтра — 46 мм
  • Максимальный диаметр объектива — 63 мм
  • Общая длина — примерно 54,5 мм (от внешней поверхности линзы объектива до основания байонета)
  • Вес — примерно 200 г

Leica DG Summilux 25

При описании объектива особо подчёркивается, что использована новая технология, названная Nano Surface Coating — для минимизации бликов и паразитной засветки. Из приведённой на презентации картинки, однако, не ясно, чем данная технология отличается от обычного многослойного просветления, толщина слоёв в котором определяется длиной волны света. Как известно, для того чтобы минимизировать отражение, необходимо, чтобы разность падающего и отражённого от внутренней поверхности плёнки света составила половину длины волны. Таким образом, толщина плёнки составляет четверть длины световой волны в материале плёнки, измеряемой как раз нанометрами (типичное отечественное двухслойное просветляющее покрытие состоит из первого слоя толщиной 110 нм и второго — 310 нм). Так в чём же, собственно, принципиальная новизна? Похоже, что здесь отдаётся дань всеобщей моде на «нано». Однако, судя по снимкам, просветление очень качественное, хотя за счёт чего это достигнуто — так и остаётся тайной.

Ранее при тестировании камеры Panasonic Lumix DMC-GF1 мне удалось немного поснимать объективом Leica D Summilux 25/1,4 с байонетом 4/3 и переходным кольцом на micro 4/3, и, в целом, создается впечатление, что сейчас мы получили известный объектив в новой более простой оправе без шкалы расстояний. Различия в просветлении требуют детальных лабораторных исследований, и их сложно заметить при кратком знакомстве.

Натурные испытания камеры Lumix DMC-GF3

Для того, чтобы журналисты могли ощутить лёгкость и удобство камеры, фирма Panasonic организовала 4-часовую пробежку по Риму с двумя спецучастками. Первый спецучасток был посвящён скоростной спортивной съёмке. Асы роликовых коньков демонстрировали свои трюки, а мы пытались выяснить, сколь адекватно снимки камеры способны отразить эти трюки.

Если при серийной съёмке установить запись RAW+JPEG, то камера может сделать в серии 4 снимка. При записи изображений только в формате JPEG удалось заснять серию из 13 кадров. Для того, чтобы наглядно представить темп съёмки, эти снимки наложены друг на друга, и по перемещению спортсменов легко можно оценить, сколь быстро снимает камера. По записи в заголовке файла EXIF видно, что вся эта серия была снята менее чем за 4 секунды. Центральные 8 кадров серии уложились ровно в 2 секунды, то есть можно считать, что быстродействие камеры подтверждено экспериментально. На этом же спецучастке камера было опробована и в видеорежиме. Файл с отснятым видеороликом имеет объём 32 МБ.

На следующем спецучастке было предложено поснимать модель на легендарном итальянском мотороллере Vespa. Если камер хватило на всех журналистов, то новым объективом приходилось снимать по очереди, так что первая часть сессии была снята объективом Lumix G 14/2,5 Asph с фокусным расстоянием 14 мм. Замечу, что разрешение нынешних цифровых камер таково, что снимая объективом с фиксированным фокусным расстоянием, можно в дальнейшем, как и в старые добрые зенитовские времена, активно использовать кадрирование для удаления лишнего со снимка. При нашей толчее вокруг модели это оказалось насущной необходимостью.

Этот объектив позволил снять во всей красе не только девушку, но и мотороллер со зданием на заднем плане, при этом последний был, практически, так же резок, как и основной объект. Если воспользоваться моей программой расчёта глубины резкости, то даже при полностью открытой диафрагме этот объектив обеспечивает при дистанции до объекта 3 м глубину резко изображаемого пространства от 2 до 5 м. Переход же на объектив Leica DG Summilux с фокусным расстоянием 25 мм и относительным отверстием 1:1,4 позволил уменьшить глубину резко изображаемого пространства до 40 см. Это конечно, многовато для классического портрета, но рассматриваемый нами объектив — скорее нормальный объектив, а не портретник, поскольку диагональ кадра равна 21 мм. К требованиям, предъявляемым к портретному объективу для формата 4/3, ближе столь же светосильные объективы, но с фокусным расстоянием 40—100 мм.

Читайте также: