Painkiller overdose обзор

Обновлено: 04.07.2024

Оригинальный Painkiller в свое время был люб за верность классическим шутерным традициям (рудиментарный сюжет, сотни врагов в кадре, непрерывный массаж спинного мозга). Там же имелись: карты Таро, дающие доступ к мощным бонусам, интересные секреты и механика, завязанная на сбор душ убитых врагов. Последние нужны были для входа в специальный демонический режим. Ну и, конечно, корректная физика, которая тогда была в новинку, особенно для таких игр.

Painkiller: Overdose — профсоюзная путевка в суровый, непритязательный мир боли. Нам предлагается выступить в роли полудемона-полуангела по имени Белиал, которого герой оригинала и первого официального аддона (Battle Out of Hell) выпустил из темницы. Суть, правда, изменилась мало: на протяжении 16 новых уровней полукровка все так же рвет в клочья различные уродливые создания, среди которых есть как старые знакомые, так и пара десятков новичков. Только он куда более разговорчив: в арсенале колкие замечания и цитаты из Queen.

Адская турпоездка проходит через Помпеи, древнюю Японию, какие-то средневековые замки и тундры с викингами, египетские пустыни, траншеи Первой мировой, ядерные фабрики. Есть даже скотобойня, астероид и киностудия. Состав встречающих соответствующий: киборги соседствуют с гейшами, зомби-ученые — с мертвыми солдатами различных эпох и т.д. Особенно порадовали новые боссы.

Естественно, появилось новое оружие. Хит Overdose — меч Шивы и Screamer, представляющий собой череп, в буквальном смысле матерящий врагов. И все было бы отлично, если бы не детали, отличающие профессионалов от тех, кто еще учится: дефицит интересных секретов, несбалансированная сложность на некоторых уровнях, странная раскладка карт Таро. Зато игра стала еще ярче и сочнее (современные технологии здесь были бы лишней обузой), а мультиплеер аддона совместим с оригиналом.

Это некогда фанатское дополнение, а ныне полноценный коммерческий проект, не требует от вашей системы невозможного и не перенапрягает мозг. А потому идеально подходит на роль разрядки, во время которой отключается все, кроме спинно-мозговых рефлексов и нездорового желания посмотреть, из чего же сделаны эти вот конкретные рыцари или огромные буйволы с топорами.

Ну что ж, всем вновь привет! Как всегда по классике имеется текстовая версия и видео (изначально все делается для неё).

Вступление

Всем привет! Помните ли вы те времена когда аркадные шутеры правили балом игропрома? В 90-е года такие игры как Wolfenstein 3D и первые две части Doom, стали фундаментом данного жанра. После пришёл Quake и Blood, а в начале 2000-х пришёл Serious Sam и… всё жанр начал потихоньку уходить в забвении. Ведь благодаря первой части Half-Life, разработчики стали чаще уходить от классической схемы «При напролом, и всё будет норм» в сторону размеренных боёв и сюжета. Но вдруг в 2004-м году между первым FarCry иDoom 3, выходит представитель шутера старой школы – Painkiller. Как ещё его прозвали наши локализаторы Painkiller– Крещённый Кровью. Этой игре удалось тогда заткнуть всех, кто кричал что «Старомодные шутаны – пережиток прошлого».


Познакомился с игрой я в год её выхода, но как-то это часто бывало в те года не осилил её полное прохождение, застряв на первом мини боссе, где его нужно было завести на уступ и прострелить пентаграмму сверху что бы его убил свет. Но я от этого не расстроился ведь в таком случае меня ждал «Летсплей от Бати», где я садился рядом и смотрел как он играет. Да он не особо комментировал происходящее, только иногда обильно ругался в особо сложных моментах игры.

И все эти 16 лет я не притрагивался к Painkiller`у. Но так-как сейчас выходит катастрофически мало шутеров старой школы…

Да я знаю, что там вышел Сэм 4-й, но пока полностью не пофиксят все баги, я туда ни ногой что бы не испортить впечатления. Так на чём я остановился… Ах да, из-за того, что сейчас мало таких шутеров, я решил посмотреть, что в своё время прошло мимо меня или что я так сам и не прошёл. И я понял, что пришло время наконец осилить Painkiller.

Сюжет

Да как бы это парадоксально не звучало, но тут есть сюжет. И буду откровенен, я даже этого не знал! Так-как в 2004-м году в той версии игры, которая была у меня, были вырезаны ВСЕ катсцены. И я не могу сказать, что играться от этого стало хуже. Да и к тому же данный сюжет выполнен по завету Кармака, а то есть:

Сюжет в игре – как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он не так уж и важен.

И он чертовски прав! Ведь ты изначально идёшь в эти игры не ради сюжета и ради геймплея. Но всё же будет несправедливо его не упомянуть.


Наш главный герой Дэниел Гарнер вместе со своей женой попадает в ДТП, в результате которого они оба погибают. Жена попадает автоматом в рай. А вот наш Дэнчик из-за тяжести своих грехов не смог вознестись на небеса и оседает в чистилище. Где он занимался чем-то 30-лет, после чего к нему приходят ангел по имени Саммаэль. Который ставит условие, либо Дэниел отправится и убьёт четырёх генералов Люцифера и после этого отправится в рай к своей возлюбленной, либо если откажется, то на веки останется в чистилище. И как не трудно догадаться наш герой выбирает первый вариант. Саммаэль даёт ему карту, с помощью которой можно следить за перемещениями войск Люцифера, и зелье, выпив которое, Дэн получает возможность поглощать души врагов, и оружие название которого красуется в названии игры – Painkiller.

Далее следует относительно спойлерная часть, так что раскрывайте спойлер на свой страх и риск.

Так я думаю те, кто боялся спойлеров ушли вперед, а мы с вами продолжим. Следующие сюжетные вставки будут появляться только после убийства боссов.

Первый генерал, который падёт от наших рук станет Некрогигант, расправившись с которым мы встречаем Еву. Да-да та самая, из библии. Она нам рассказывает, что демоны попадают в чистилище через могилы. И то, что тут наш герой умереть не может, но если его одолеет демон, то его душа попадёт в ад. Так же она показывает куда передвинулись армии Люцифера, и мы через бой прорываемся ко второму генералу.

Болотная тварь, это огромный голем состоящий из воды, грязи, веток и всего остального что можно найти на болоте. После расправы над ним, мы вновь встречаемся с Евой. Она говорит, что не знает куда направились войска демонов, на что Дэниел решает спросить об этом у своего знакомого демона по имени Асмодеус. Ева удивляется что наш главный герой дружит с демоном, но чуть позже рассказывается, что он спас Дэнчика когда на него напало сразу четыре демона. Асмодеус соглашается показать куда передвинулись войска Люцифера. И мы вновь отправляемся искоренять нечисть.

Третий генерал, это страж. Огромный демон, вооруженный не менее огромным молотом. После расправы над ним появляется Саммаэль. И наш герой срывается на него требуя ответы. Почему он тут, а не раю? Что он сделал не так? На что ангел отвечает, что душа главного героя не чиста, но на вопрос за какие грехи его осудили он не отвечает. После чего Дэн срывается и стреляет, это конечно не причиняет никого вреда Саммаэлю, и напоминает ему что остался последний генерал Алластор и показывает, где его найти.

Найдя и убив Алластора, появляется Ева и говорит, что если тут Алластор, то и Люцифер где-то рядом. В тот же момент появляется Асмодеус, который удивляется что Дэниел смог убить Аластора. Ева спрашивает его что он тут делает, на что он отвечает, что копает могилы и превращается в Люцифера. Он говорит, что был прав что демоны ещё слишком слабы что бы напасть на Рай, после чего хватает Еву и исчезает в аду. Появляется Саммаэль и говорит, что Дэниел справился с испытанием и теперь может отправится в рай. Но наш герой отказывается и намеревается отправится в ад и убить Люцифера. Ангел пытается отговорить героя, но мы настаиваем на своём, после чего он показывает нам, где находятся врата в ад.

После непродолжительной битвы мы побеждаем Люцифера, забираем Еву, которая находится без сознания. Но не успели мы далеко уйти как появляется Аластор с армией демонов собираясь убить Люцифера, но мы его опережаем. Как выясняется мы не убили его, а лишь отправили обратно в ад. Главный герой говорит, что, когда убьёт его, отправится в рай, Аластор уходит, оставляя Дэнчика на растерзание демонов. Титры.

Игровой процесс

Как уже говорилось ранее, данный шутер выполнен по лекалам старой школы. То есть у нас есть точка А, из которой мы должны пройти в точку Б, и по пути нас ждут стычки с врагами. Но о врагах и локациях чуть позже, сначала поговорим о некоторых геймплейных особенностях.

Ну для начала, сбор душ. После того как мы убьём одного из противников через некоторое время на месте его трупа появится «Душа», которую мы можем поглотить. Есть два вида душ, зеленая и красная. Зеленая душа восстанавливает 1 единицу здоровья, а красная сразу 6 единиц. Кроме того, когда мы соберём 66 душ, мы превратимся в демона. В этом облике мы неуязвимы а так же получаем в своё пользование дальнобойную атаку с помощью, которой даже самый сильный противник превращается в груду мяса всего за выстрел.


Так же есть уникальное для каждого уровня испытание, за выполнение которого мы получаем карты Таро. К примеру, найти все секреты, или собрать все души противников, убить всех противников и т.д. Да, конечно, прохождение испытаний усложняет игру, но полученные карты могут несказанно упростить прохождение определенных моментов игры.


Ну а сами карты Таро, которые дают нам различные бонусы, такие как: неуязвимость, замедление времени, ускоренную стрельбу и прочие. Всего их 24. Есть золотые карты, они имеют временный эффект, и набор из них можно применить всего один раз за уровень. И серебряные, которые накладывают постоянный пассивный эффект. Карты нужно не только открыть, но и купить за золото. Оно выпадает из разных разрушаемых объектов и порой находится в секретных областях уровня в виде реликвий.

Думаю, пришло время рассказать о игровых локациях. И разработчики постарались максимально разнообразить их. Каждый из 24-х уровней уникален. Мы пройдём через кладбище, храм, жд станцию, средневековый город, город на воде, военную базу и ещё множество разных локаций. Так по мнению разработчиков выглядит чистилище. А то есть оно состоит из разных исторических периодов. А последняя локация АД, это и вовсе застывшее во времени поле брани, где сошлись все возможные эпохи.


Зоны, из которых состоят уровни можно разделить на два типа, обширные и замкнутые. В первом случае нас мало что сдерживает и можно скакать уворачиваясь от всех атак противников, поливая их огнём из всего арсенала. А вот во втором, нас запирают в небольшом помещении с ползущими отовсюду врагами, что заставляет прыгать нас ещё активнее что бы не стать их жертвой, но и не только их ведь один неудачный выстрел из гранатомёта так же разорвёт нашего героя на куски.

Почему я постоянно говорю прыгать? Да потому что наш герой обладает врожденной способностью к распрыжке, что повышает его скорость перемещения в несколько раз.

Наши противники в большинстве своём соответствуют антуражу уровня. К примеру, мы оказались в доках, то нужно быть готовым к встрече с моряками вооруженными гвоздемётами. Или же, оказавшись в психушке, на нас толпами будут вылазить те несчастные, которые пострадали от горе врачей. Так-как противники не обременены интеллектом, разработчики решили компенсировать это их количеством. Так порой на экране может появиться пару десятков врагов, и после пары точных ударов ракетницой все становится украшено багрено красными разводами, и раскидными по всюду ошмётками разной нечисти. Долго, конечно, этим полюбоваться у нас не получится, так-как тела и кровь пропадают достаточно быстро.

Ну и я думаю пришла пора поговорить про арсенал нашего героя. Всего в игре 5 видов оружия, но за то какого!

1) Пэйнкиллер – самое первое оружие в руках Дэниела, и единственное холодное оружие во всей игре. Имеет наконечника с тремя складывающимися лезвиями. При обычной атаке лезвия раскрываются и начинают кромсать всех врагов, которые стоят на пути. Альтернативная атака приведёт к запуску наконечника со сложенными лезвиями. Если на его пути будет стена, то наконечник вонзиться в неё и между ним и рукоятью образуется луч, который будет наносить урон. А если сначала раскрутить винт, а после этого нажать на кнопку альтернативного огня то запустится раскрученный наконечник, который будет рубить врагов в капусту.

2) Дробовик – классика жанра. Он довольно скорострелен, и плюс к этому имеет альтернативный огонь, который заморозит противника. И если сразу же убить врага, то практически сразу восстановит заряд заморозки. Особенно эффективен против сильных врагов, с которых падает красная душа.

3) Коломёт – я думаю сам Ван Хельсинг бы не отказался от этого оружия, ведь стреляет это оружие как можно догадаться по названию заточенными кольями. При удачном попадании врага либо пригвоздит к стене, либо же вовсе разорвёт на куски. Так же если стрелять с большого расстояния, кол успеет загореться и тогда гарантированно противника разорвёт. И конечно же тут есть альтернативный огонь, выстрел из подствольного гранатомёта.

4) Электродрайвер – стреляет сюрикенами и разрядами молний. Есть возможность комбинированной атаки, выпускает большой наэлектризованный снаряд, который при попадании во врага или в стену будет бить током ближайших врагов.

5) Пулемёт – да не простой, а с встроенной ракетницой, отлично подходит для больших толп врагов и ещё лучше для аннигилированния боссов.

Графика

Во-первых, меня порадовало что игра отлично дружит с мониторами 16:9 сразу после установки, не нужно ломать голову над тем, как выставить нужное разрешение.


Во-вторых, графически игра выглядит неплохо даже сейчас, хотя 2004-й год был какой-то магический в этом плане. Ведь многие проекты в этом году смогли пройти проверку временем. Тот же Doom3, и да я знаю, что не совсем лестно отзывался о нём в ролике про Риддика, но если закрыть глаза на некоторые огрехи, то графика там хороша.

Стоооп! Как это ты не читал мой блог про Хроники Риддика!? Как дочитаешь этот, перейди ко мне в профиль и найди их там, и обязательно зацени!

Так же отдельно хотелось бы выделить физику в игре, да ей, конечно, далеко до Half-Life, но, к счастью, это игре и не нужно, ведь тут этого и не требовалось. Но смотреть как задорно разлетаются враги в разные стороны после удачного выстрела по бочке никогда не надоедает.

Вывод

В конце хотелось бы отметить великолепный саундтрек игры, который в боевых моментах драйвовый и угарный. А в спокойные моменты нагнетается эмбиентом, который так и намекает что это лишь затишье перед бурей.


Что я могу сказать по итогу. Painkiller – это мясной ураганный шутер, который проходится на одном дыханье. То количество драйва и угара которые есть в этой игре, сейчас может предложить мало какой современный ААА шутер. Да, конечно, есть исключения тот же Doom 2016 или же Serious Sam 4, но я повторюсь это исключения, которые лишь подтверждают правило. И конечно дело олдскульных шутеров живёт, вот только в большинстве своём у инди разработчиков, тот же Dusk или же Ion Fury. К счастью, это или нет решать уже вам. Но если у вас после обзора появилось желание погрузится в эту игру, я рекомендую вам это делать на уровне сложности Кошмар, так как именно на этом уровне сложности игра раскрывается по-настоящему. А ещё прошу! Не допускайте ту же ошибку что и я, не забивайте на задания, за которые дают карты таро, так-как они бывают крайне полезны.

МЯСО. Огромные сочные куски. Прибитые к стенам и распластанные под ногами. Пропитанные и залитые терпкой пахучей кровью. Толстые, покрытые темной пленкой лапы, лежащие рядом с жирной грудной клеткой. Огромные туши, подлетающие высоко вверх и со смачным шлепком растягивающиеся на полу темным красным следом. Что это? Вовсе не разделочная французского ресторана «У папочки Жюльена Тото», как могли подумать некоторые. Это — одна из сотен сцен, которые есть во «вкусном» шутере Painkiller. Здесь столько мяса, сколько не снилось ни одному розовощекому Жюльену в самых богатых снах.

Painkiller: Overdose
Боссы по прежнему огромные, но с малюсенькой ахиллесовой пятой.

Оригинальный Painkiller вышел в 2004 году и оказался игрой зверски увлекательной, красивой и сочной. В то время еще тлела борода на дряхлом Серьезном Сэме, которого пытался забодать хилый молодняк вроде Will Rock и Nitro Family. Естественно, на таком фоне детище поляков из People Can Fly выглядело идеальным шутером-одноклеткой. Однако время шагает вперед и вышедшее совсем недавно дополнение к этому самому Painkiller воспринимается совсем иначе, нежели оригинал.

Сюжета в Overdose практически нет. Играем мы теперь уже не за мачо по имени Дэниэл Гарнер, который порол зло в первой части, а за колоритного гламурно-брутального фрика Белиала, наполовину ангела, наполовину — демона. Этим чертом в пирсинге движет жажда мести Дэниэлу, и поэтому он должен — внимание! — бегать и мочить новых монстров. Собственно, история подается посредством бюджетных скетч-роликов и сделана, естественно, лишь для того, «чтобы было». Ведь самое главное здесь — это, кхм, мясо. Мы хватаем пушку, скачем по уровням и разрываем животы уродам. Подкидываем их вверх. Нашпиговываем кольями. Зарабатываем мозоль на указательном пальце. На каждом уровне придется убить порядка трехсот обреченных — а иногда и больше. Увильнуть нельзя — в начале бойни захлопываются все выходы с арены. Как только гады сдохнут — собираем оставшиеся от них красные и белые сферы (добавляют нам очки жизни) и маршируем на новый уровень. Собственно, тут ничего не изменилось.

Painkiller: Overdose
Оружие в виде рогатого черепка стильно прорисовано. Но вот стреляет — ужасно.

Но это — только на первый взгляд. Дело в том, что играть, по сравнению с оригиналом, стало как-то скучновато. Первый уровень — это вообще какой-то кричащий ужас, дико занудный и убогий. Оружие, которое оказывается в наших багровых демонических лапах, — шевелящийся черепок с извивающимся куском хребта. Он либо жжет красным лазером, либо беззвучно кричит (основной и альтернативный выстрел соответственно). Враги от такого издевательства начинают обливаться током и трястись в конвульсиях. И никакого фейерверка кишок и кровищи. Впрочем, дальше ситуация исправляется — нам дают гвоздемет, коломет, нечто, стреляющее бомбочками, потусторонний Кубик (вот что случилось с нашим лучшим другом после того, как мы его спалили в адском пламени) и другие колюще-режущие радости. Да и второй уровень оказывается на удивление приятным — такой японский городок, кишащий самураями и демоническими рыцарями.

И так всегда. Такое чувство, что разработчики старались впихнуть в игру все что только можно. В итоге залезло и хорошее, и плохое (причем плохого — больше). Монстров — вагоны, один может оказаться классным и интересным, а второй — невнятным и неестественным. Сгустки огня, однорогие циклопы, скелеты, болотные растения, Анубисы на коврах-самолетах. Уровни не отстают. То мы бегаем по пустыне, то по астероиду, то по городским улицам. Никакого единого стиля — получился такой себе салат-винегрет с киви и котлетой. Дело дошло даже до заимствования героев из других источников (по крайней мере, создается такое впечатление). Автор этих слов просто балдел от радости, узнавая старых знакомых. Вот по пустыне ползет хедкраб из Half-Life. Вот на лягушачьей ножке скачет голова ГЛэДОС из Portal. И бегает дистрофический Ктулху. А вот психоделическая тварь из The Suffering с шипами на месте рук. Даже Токсичный мститель, герой культовой серии Toxic Avenger от трэшовой кинокомпании Troma трусит в кадре покрытой волдырями головой. Попадаются, впрочем, и монстры из оригинала (например, летающий жирдяй с косой), только в новой одежде.

Painkiller: Overdose
Рабочий процесс в разгаре.

Но в целом — ощущения очень скучные. Авторам аддона не удалось передать особый драйв оригинала, это главное. И надоедает Overdose быстро. Нет, это не пастельно-зевотное творение, но если в него долго играть (уровней всего шестнадцать), то можно ненароком уснуть. И плевать на повышенную сложность. И не спасут никакие новые карты таро, которые, как и прежде, выдаются при выполнении условия вроде «убей всех потапов на уровне гвоздеметом».

Усугубляет ситуацию покрывшаяся плесенью и катышками графика. Вы ведь не думаете, что она улучшилась? Вот и правильно, она даже немножко ухудшилась. Вроде какие-то стандартные bump-parallax эффекты добавились, но они тщательно скрыты. Куцая радость — такие же низкие системные требования, как у оригинала. Хотя глюков полным-полно: то скала труп проглотит, то еще что-нибудь случится. Даже музыка представлена какой-то невнятной техно-кашей, в то время как в оригинале наяривал ядреный хард-рок. Зато озвучка бодрая — наш герой часто хохмит, хохочет, посвистывает и порой выдает перлы вроде «Поцелуй мою ангельскую задницу».

Painkiller: Overdose
Красивый кадр разглаживания демонических морщин гвоздиками.

От абсолютного разгрома Overdose спасает практически полное отсутствие сейчас на рынке аналогичных игр. Так что если уж очень хочется пострелять, не напрягая мозг, — то, возможно, и сойдет. Впрочем, перед этим стоит задуматься — а может, лучше переиграть в оригинал?

Painkiller: Overdose была игрой из серии «если у вас не идет Crysis, но вы все равно хотите весело провести время». При вполне демократичных требованиях игра предлагала старомодный в лучшем смысле этого слова драйв, сочные спецэффекты с кусками мяса на пол-экрана и харизматичного шутника Белиала в качестве главного героя. Плод богохульского соития воина света и властительницы тьмы, выпущенный на свободу в конце оригинальной игры, увечил врагов крайне запоминающимся образом: визжа на них своим ручным черепом. Между прочим, под цитаты из творчества Фредди Меркури.

ПЕРЕВОД: Учитывая, что текста в этой игре, мягко говоря, немного, главная задача локализаторов сводилась к тому, чтобы адекватно озвучить главного героя, то есть Белиала. Спешим сообщить — у них все получилось. У хранителя порталов в русской версии есть тот самый демонический шарм и загробная брутальность в голосе, которая с головой выдает в нем настоящего героя адских боевиков. Адекватно озвучены и комментарии, которые душка-Белиал периодически отпускает в сторону своих противников. Прыгать по уровням, выслушивая предложения героя поцеловать его в известное место, куда веселее, чем молча истреблять толпы врагов.

Читайте также: