Overclocked a history of violence обзор

Обновлено: 04.07.2024

Немцев из House of Tales по-прежнему живо интересует тема противостояния одинокого маленького человека и огромной государственной машины. Интересует не разухабистым экшеном и возможностью сделать из героя Рэмбо для клерков, а тем, что творится внутри у этого самого клерка. Об этом была The Moment of Silence — нетривиальная киберпанк-адвенчура 2005 года выпуска. Об этом и новый проект House of Tales — психологический триллер Overclocked.

Overclocked и выглядит, и во многом играется как этакий «The Moment of Silence сегодня» — киберпанк с его мегакорпорациями будущего и амбициозным электронным разумом немцы сменили на наши дни и честолюбивый Пентагон. Соответственно, здесь совершенно новая история, но прежними остались место действия (Нью-Йорк), навалившееся вдруг на маленького человека одиночество, капли дождя на окнах и меланхолия с правом на надежду. А главное — здесь все тот же лирический герой: мужчина, переживающий кризис среднего возраста, многократно усиленный личной драмой. Он любит долгие беседы, виски, смотреть в окно, а в качестве основного средства решения встающих перед ними проблем использует КПК-коммуникатор.

Но Overclocked не клон. Немцы внимательно проанализировали критику предыдущего проекта и сделали ожидаемый вывод: и сюжет, и его подача должны быть острее, интереснее. В итоге Overclocked использует структуру кинофильма Memento — действие здесь развивается в обратной последовательности, от конца к началу.

Занимательный психоанализ

Судебный психиатр Дэвид Макнамара вызван из Вашингтона, чтобы реконструировать загадочную цепочку событий, благодаря которым пятеро молодых людей оказались в психиатрической лечебнице Стейтен-Айленда. Он шаг за шагом вытаскивает из их памяти обрывки произошедшего, начиная с последних дней и заканчивая тем, с чего все начиналось. У всех пятерых имеется внушительный набор аргументов, чтобы осложнить жизнь судебному психиатру: шок, временная амнезия, приступы страха или агрессии плюс весьма экстравагантный способ попадания в лечебницу. Девушка Лаура, например, стоя посреди улицы голышом, палила из пистолета в воздух.

Возня с пациентами — крайне увлекательное занятие: мы применяем гипноз, записываем в КПК и даем прослушать подросткам рассказы их соратников по несчастью, ищем предметы или слова, которые могли бы запустить нужную цепь ассоциаций в их памяти. Но самое любопытное, игра дает возможность принять личное участие во флэшбеках, которые благодаря стараниям Дэвида посещают молодых людей. Экран в этот момент делится надвое: на одной стороне мы видим Макнамару, сидящего у кровати пациента, на другой — подростка, которого берем под свое управление. Ну а дальше начинается любимый киноприем конца девяностых: мы бродим по каким-то неизвестным казематам прошлого, транслируя увиденное в настоящее, — то есть Дэвиду, который, в свою очередь, уточняет, задает встречные вопросы и записывает услышанное. Созерцанием и беседой дело не ограничивается — периодически нужно решать загадки, подбирать и применять предметы, вводить коды и т.д. Воспоминания постепенно выстраиваются в связную картину, демонстрируя одни и те же события глазами разных участников.

Местами Overclocked дает пример убедительной человеческой драмы.

Все это помножено на замечательное чувство ритма: рассказывая свою историю, House of Tales не торопят и не затягивают действие, отматывая пленку назад и раскрывая подробности в идеальном темпе. Оторваться от Overclocked можно с большим трудом, это вообще один из немногих квестов последнего времени, обладающий темпом хорошего триллера. Редкое для жанра свойство.

В конечном счете Overclocked несколько смещает акценты в сторону самого Дэвида и его личной драмы. Пожалуй, без прямых ниточек между историей главного героя и центральной интригой с зависшими в воздухе параллелями игра смотрелась бы как законченное произведение искусства. Но ближе к финалу House of Tales, что называются, «дают Голливуда», увязав все в единую картину с помощью Пентагона и секретных экспериментов.

Сюжет и атмосфера Overclocked кажутся близкими к идеалу еще и потому, что здесь запоминается каждый персонаж, даже портье в отеле. Кроме того, Мартин Гантэфер (продюсер и сценарист игры) по-прежнему пишет отличные диалоги — их хочется слушать, а не перематывать.

Сны о чем-то большем

Вот до чего доводит, согласно Overclocked, игра в шутеры.

К сожалению, по форме Overclocked остается обычным квестом, хотя авторы постоянно намекают на большее. Все пятеро молодых людей в своих воспоминаниях от кого-то убегают, нервно озираясь по сторонам. Идеальная ситуация, чтобы ввести в игру фактор реального времени и связанные с этим задачки и мини-игры — естественно, в духе Fahrenheit. И, судя по всему, немцы какое-то время рассматривали вариант выступить на одном поле с Quantic Dream. Но в итоге так и не решились, оставив в игре лишь вызывающие недоумение следы своих метаний. Так, в самом начале, при первом визите в лечебницу на Стейтен-Айленд, экран делится надвое, и нам показывают, как Дэвид бродит по коридорам, в то время как на другом конце здания медсестра подходит к главврачу и нервно озирается. Сердце замирает: кажется, сейчас что-то будет. Напрасные мечты — оба героя терпеливо ждут вас хоть сутки кряду. Один раз за игру нам дают пострелять — в кирпичную стену из пистолета, чтобы освободить проход. По логике палить нужно в определенные места и за ограниченное время, ведь персонаж убегает. Но нет. Мы тупо отстреливаем каждый кирпичик, пользуясь неограниченной временной форой. К чему все эти зарисовки? House of Tales явно планировали больше, чем оказалось в игре, — об этом говорят и их ранние интервью, где нам сулили нелинейность и прочие радости.

Overclocked оживили бы даже банальные мини-игры. Почему не ввести такую в ситуации, когда персонаж точным выстрелом выбивает камень из-под лопастей огромного вентилятора или бросает коктейль Молотова в бочку? Почему там — совершенно ненужная, скучная пальба по кирпичам, а тут — скрипт вместо нервного прицеливания с оглядкой назад?

Одним словом, с геймплейными новациями не получилось. Но это не значит, что играть в Overclocked скучно. Это качественный квест с ветвистыми диалогами, интересными, логичными задачками и нетривиальными манипуляциями в КПК. Другое дело, что сюда заложен куда больший потенциал.

Движок The Moment of Silence перетряхнули, но в 2008 году он смотрится в лучшем случае удовлетворительно.

Чтобы снова выйти на контакт с пациентом и попасть в его воспоминания, приходится повозиться с записями других тинейджеров в коммуникаторе.

В любом случае сюжет искупает все шероховатости и недоработки Overclocked. Здесь есть все: интрига, неожиданные открытия, удары в спину, личная драма. И даже мораль, претендующая на коллективное послание представителей адвенчурного жанра игрокам планеты: «не играйте в тупые шутеры, это опасно для вашего психического здоровья, играйте в хорошие квесты!» Глядя на Overclocked, определенно стоит прислушаться.

ПЕРЕВОД. Единственное, что может подпортить впечатление от игры, — русская версия от «Нового диска» («Overclocked. Оправданная жестокость»). Локализаторы не удосужились проверить тот факт, что во флэшбеках идет именно беседа врача с пациентом, а не монолог последнего. Получилось форменное издевательство над и без того несчастным психиатром: так, во время сеансов с девушками Макнамара отпускает реплики голосом юной нимфетки.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Увлекательное интерактивное кино об одиночестве, праве на надежду и губительных для здоровья компьютерных играх.

Дождь… он шел не переставая.Каждый божий день.Улицы были безжизненно пусты.Этот Нью-Йорк… место притягивающие психов.И я один из них.Я Дэвид Макнамара,«военный» психиатр.Вашингтон перевёл меня сюда для расследования 5 пациентов в возрасте от 18 до 20 лет.

И вот тут мы остановимся.Сюжет этой игры… это вещь которую лучше самому узнать, прочувствовать и сделать некоторые выводы.Поэтому перейдем к жанровой принадлежность.

Это квест.С головоломками чуть выше легкого, но не дотягивающие до чего-нибудь серьёзного.А может и дотягивает.Просто в определённый момент я забил на всё и начал делать всё по прохождению.

Overclocked с первых же минут знакомства с собой всеми силами создает печальное впечатление. Ветхие технологии, бесцветная озвучка, монотонные диалоги, постоянное чувство дешевизны и низкобюджетности.

Впрочем, для тех, кто присмотрится к сюжету, прочувствует атмосферу, откроется и другая сторона игры.

Overclocked. Оправданная жестокость
К сожалению, таких эффектных кадров в игре катастрофически мало.

У Дэвида Макнамары началась самая черная полоса в жизни. По ночам его мучают кошмары, а днем он наблюдает, как в руках рвется ниточка семейного счастья. Счет в банке заблокирован, окружающим плевать на его проблемы — другой бы врубил Вагнера погромче, уперся голой пяткой в батарею и скользящим движением руки перерезал себе вены. Дэвиду до такого далеко, хотя с психикой у него явно не все в порядке. При этом — что самое забавное — наш герой сам психиатр. Не сказать чтобы весьма успешный, но разработавший свой способ лечения больных: с помощью гипноза, аудиозаписей и без всякого воздействия медикаментов. И вот судьба предоставляет ему возможность испытать методику. В Нью-Йорке необычный случай: на улицы вышли пятеро подростков в одном нижнем белье. Хлестал ливень, и когда остальные прохожие прятались под зонтами, они просто меланхолично шли вперед. В руках были пистолеты. Несколько выстрелов в воздух, крик — и вот ребят отвозят в местную больницу. Выяснить, кто они и как очутились в таком виде на улицах Нью-Йорка, правительство поручает Дэвиду Макнамару. А больных заселяет в дрянную больницу.

Так и начинается наше приключение. 11 ноября 2007 года. Отель «Горизонт». Утром протираем глаза, говорим с администратором отеля и в мрачную погоду бредем на причал. Там садимся на паром, едем в больницу и вытряхиваем воспоминания из очумелых детишек — Клифа, Лауры, Виктории, Джонатана и Рэя. Поначалу они валяются в древесном состоянии, а один из них не прочь кому-нибудь выбить мозги, но Дэвид со своей методикой постепенно кое-как возвращает ребятам вменяемость. Вводит в состояние транса и узнает, кто где побывал, кого встретил, куда пошел. В эти моменты экран эффектно делится на две части, изображение смывается, «ослепляется» жирным HDR и мы переносимся в сознание тинейджеров. Все их воспоминания связаны между собой, ведь ребята находились на одной военной базе. Ссоры, издевательства друг над другом, жестокость — все это там есть. Они мотаются по помещениям, много общаются и решают простенькие головоломки. Применить куда-нибудь предмет, расстрелять преграждающую путь каменную кладку из пистолета (он нам порой понадобится).

Overclocked. Оправданная жестокость
Дистиллированный нуар.

Свои действия загипнотизированные достаточно живо комментируют. Дэвид же записывает поток сознания на диктофон своего КПК и сортирует все файлы по времени. События с разными участниками переплетаются морским узлом. Для того, чтобы продолжить ворошить воспоминания подростка с определенного этапа, нужно дать ему послушать соответствующую запись перед сеансом гипноза.

Правда, кроме возращения мальцов к жизни, у Дэвида еще куча проблем. Начиная с вредного доктора, который, оказывается, и сам бы не прочь поухаживать за пациентами, и заканчивая кучей предателей то тут, то там. А еще эта лысая морда в баре, постоянно унижающая нас, когда в конце трудового дня мы приходим туда напиваться. Но нервы не рвутся, как истлевшие нити. Дэвид просто продолжает жить. Игра напропалую цитирует Fahrenheit, «Лестницу Якоба» (эффектную драму, которой вдохновлялись также создатели Silent Hill), но заимствует у них лишь идеи, а не кинематографичность. Overclocked меланхолична, уныла, как тот дождь, который идет в ней, кажется, вечно. Сиротливая серость. Самый минимум локаций и персонажей. Никаких эффектных ракурсов, если в Culpa Innata камера кружилась и показывала яркую анимацию, то здесь ни черта подобного: смотрите на шлакоблочную мимику — глаза выпучены, рот открылся и закрылся — и будьте довольны. А ведь в игре много разговоров. Она просто состоит из разговоров! Которые можно проматывать лишь по целому блоку, а не по отдельной реплике. Зато дана возможность переходить из одной локации на другую, не наблюдая весь цикл анимации.

Правда, некоторые задники хороши, вроде залитого ночным светом асфальта, стреляющего водяными бликами. Есть и занятные эффекты. Когда мы только входим в воспоминания подростка, мир встречает нас черным и белым. Но вот постепенно выступают цвета, увеличивается яркость и к нам возвращается обычная картинка. Удались некоторые ролики — нуарные и яркие. Да и музыка хороша, чего уж там — жаль только, что звучит полтора раза за всю игру.

Overclocked. Оправданная жестокость
Удивительный факт — герои на другом конце провода всегда умудряются стоять на фоне одних и тех же декораций. Мистика.

Всего нам предстоит прожить вместе с Дэвидом пять дней. Поначалу игра отталкивает, потом — затягивает своей унылостью и апатией, затем вновь отталкивает вечными сюжетными недочетами. Да и финал такой же избитый, как та косуля в колючей проволоке, которой мы в свое время вышибли мозги. Герои живут, герои умирают. Мы же привыкаем к паршивой наигранной русской озвучке от «Нового диска» (лучше бы оригинальную оставили) и наблюдаем за судьбой, которая без устали ставит Дэвиду подножки. Смотрели фильмы вечного страдальца от кинематографа Алехандро Гонсалеса Иньяриту? Унылые и заляпанные слезами «Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон»? Так вот, и Overclocked, и прошлый проект House of Tales, который назывался Moment of Silence, — той же канавы утопленники. Тем не менее специфичные, но не лишенные обаяния адвенчуры.

Overclocked с первых же минут знакомства с собой всеми силами создает печальное впечатление. Ветхие технологии, бесцветная озвучка, монотонные диалоги, постоянное чувство дешевизны и низкобюджетности.

Впрочем, для тех, кто присмотрится к сюжету, прочувствует атмосферу, откроется и другая сторона игры.

Overclocked. Оправданная жестокость
К сожалению, таких эффектных кадров в игре катастрофически мало.

У Дэвида Макнамары началась самая черная полоса в жизни. По ночам его мучают кошмары, а днем он наблюдает, как в руках рвется ниточка семейного счастья. Счет в банке заблокирован, окружающим плевать на его проблемы — другой бы врубил Вагнера погромче, уперся голой пяткой в батарею и скользящим движением руки перерезал себе вены. Дэвиду до такого далеко, хотя с психикой у него явно не все в порядке. При этом — что самое забавное — наш герой сам психиатр. Не сказать чтобы весьма успешный, но разработавший свой способ лечения больных: с помощью гипноза, аудиозаписей и без всякого воздействия медикаментов. И вот судьба предоставляет ему возможность испытать методику. В Нью-Йорке необычный случай: на улицы вышли пятеро подростков в одном нижнем белье. Хлестал ливень, и когда остальные прохожие прятались под зонтами, они просто меланхолично шли вперед. В руках были пистолеты. Несколько выстрелов в воздух, крик — и вот ребят отвозят в местную больницу. Выяснить, кто они и как очутились в таком виде на улицах Нью-Йорка, правительство поручает Дэвиду Макнамару. А больных заселяет в дрянную больницу.

Так и начинается наше приключение. 11 ноября 2007 года. Отель «Горизонт». Утром протираем глаза, говорим с администратором отеля и в мрачную погоду бредем на причал. Там садимся на паром, едем в больницу и вытряхиваем воспоминания из очумелых детишек — Клифа, Лауры, Виктории, Джонатана и Рэя. Поначалу они валяются в древесном состоянии, а один из них не прочь кому-нибудь выбить мозги, но Дэвид со своей методикой постепенно кое-как возвращает ребятам вменяемость. Вводит в состояние транса и узнает, кто где побывал, кого встретил, куда пошел. В эти моменты экран эффектно делится на две части, изображение смывается, «ослепляется» жирным HDR и мы переносимся в сознание тинейджеров. Все их воспоминания связаны между собой, ведь ребята находились на одной военной базе. Ссоры, издевательства друг над другом, жестокость — все это там есть. Они мотаются по помещениям, много общаются и решают простенькие головоломки. Применить куда-нибудь предмет, расстрелять преграждающую путь каменную кладку из пистолета (он нам порой понадобится).

Overclocked. Оправданная жестокость
Дистиллированный нуар.

Свои действия загипнотизированные достаточно живо комментируют. Дэвид же записывает поток сознания на диктофон своего КПК и сортирует все файлы по времени. События с разными участниками переплетаются морским узлом. Для того, чтобы продолжить ворошить воспоминания подростка с определенного этапа, нужно дать ему послушать соответствующую запись перед сеансом гипноза.

Правда, кроме возращения мальцов к жизни, у Дэвида еще куча проблем. Начиная с вредного доктора, который, оказывается, и сам бы не прочь поухаживать за пациентами, и заканчивая кучей предателей то тут, то там. А еще эта лысая морда в баре, постоянно унижающая нас, когда в конце трудового дня мы приходим туда напиваться. Но нервы не рвутся, как истлевшие нити. Дэвид просто продолжает жить. Игра напропалую цитирует Fahrenheit, «Лестницу Якоба» (эффектную драму, которой вдохновлялись также создатели Silent Hill), но заимствует у них лишь идеи, а не кинематографичность. Overclocked меланхолична, уныла, как тот дождь, который идет в ней, кажется, вечно. Сиротливая серость. Самый минимум локаций и персонажей. Никаких эффектных ракурсов, если в Culpa Innata камера кружилась и показывала яркую анимацию, то здесь ни черта подобного: смотрите на шлакоблочную мимику — глаза выпучены, рот открылся и закрылся — и будьте довольны. А ведь в игре много разговоров. Она просто состоит из разговоров! Которые можно проматывать лишь по целому блоку, а не по отдельной реплике. Зато дана возможность переходить из одной локации на другую, не наблюдая весь цикл анимации.

Правда, некоторые задники хороши, вроде залитого ночным светом асфальта, стреляющего водяными бликами. Есть и занятные эффекты. Когда мы только входим в воспоминания подростка, мир встречает нас черным и белым. Но вот постепенно выступают цвета, увеличивается яркость и к нам возвращается обычная картинка. Удались некоторые ролики — нуарные и яркие. Да и музыка хороша, чего уж там — жаль только, что звучит полтора раза за всю игру.

Overclocked. Оправданная жестокость
Удивительный факт — герои на другом конце провода всегда умудряются стоять на фоне одних и тех же декораций. Мистика.

Всего нам предстоит прожить вместе с Дэвидом пять дней. Поначалу игра отталкивает, потом — затягивает своей унылостью и апатией, затем вновь отталкивает вечными сюжетными недочетами. Да и финал такой же избитый, как та косуля в колючей проволоке, которой мы в свое время вышибли мозги. Герои живут, герои умирают. Мы же привыкаем к паршивой наигранной русской озвучке от «Нового диска» (лучше бы оригинальную оставили) и наблюдаем за судьбой, которая без устали ставит Дэвиду подножки. Смотрели фильмы вечного страдальца от кинематографа Алехандро Гонсалеса Иньяриту? Унылые и заляпанные слезами «Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон»? Так вот, и Overclocked, и прошлый проект House of Tales, который назывался Moment of Silence, — той же канавы утопленники. Тем не менее специфичные, но не лишенные обаяния адвенчуры.

Читайте также: