Operation flashpoint обзор

Обновлено: 04.07.2024

Я считаю, что каждый уважающий себя фанат шутеров рано или поздно должен попробовать сыграть в ArmA. Несмотря на высокий порог вхождения и некоторые недоработки, с годами эта франшиза набрала себе тысячи преданных поклонников, для которых игры серии стали основным способом свободного времяпрепровождения. Оно и неудивительно - ведь на рынке попросту нет иного проекта, обладающего таким количеством нюансов в плане постановки крупномасштабных боёв с участием пехоты и техники.

Однако к такому состоянию дел чехи из Bohemia Interactive пришли не сразу. Потребовался первый шаг, и в данном случае он оказался амбициозным, рискованным и на удивление успешным. Один из самых "взрывных" дебютов в истории индустрии, известный нам под названием Operation Flashpoint: Cold War Crisis. Именно ей и будет посвящена эта статья, посредством которой я постараюсь ответить на определенный вопрос: "Кому будет интересна эта игра?". И, забегая вперед, скажу лишь, что Arma: Cold War Assault смог подарить мне довольно необычный игровой опыт.

Несмотря на однообразие ассетов, острова Аверон и Малден станут для вас родными. Хотя вы и не сможете их отличить.

Operation Flashpoint открыто заявляет о своей хардкорности, однако вначале она обходится с игроком вполне аккуратно, постепенно раскрывая различные механики игрового процесса, вследствие чего первая половина Cold War Crisis вызвала у меня ассоциации не с другими FPS/TPS, а с миссиями из трехмерных GTA. Как и в саге про Великого Автоугонщика, авторы напирают не на обилие возможностей вроде открытого мира, а на масштабную постановку, заметно отличающуюся в каждом уровне. И по моему мнению, такая структура отлично раскрывает особенности ведения боя в данной игре.

Первое, чем меня удивили миссии в роли командира танкового экипажа, - так это тем, что, немного освоившись с управлением, можно повесить почти всю ответственность на собственно экипаж, понемногу корректируя его действия. Боты, конечно, временами проявляют своенравность, однако это редко оказывается критичным, ведь исход боя между бронетехникой в OFP по большей части решает то, кто первым заметит расположение врага и возьмёт инициативу в свои руки. И поэтому, несмотря на сносную физику и детализированную систему повреждений, танковый модуль является самым слабым из всех. Тактики в нём кот наплакал, а сложность появляется лишь в последних самоубийственных операциях.

Миссии на вертолете/самолёте получились динамичными и лёгкими, хотя некоторым испытанием может стать управление летающим агрегатом. Оно достаточно ограниченное, но поведение машины в воздухе временами сложно предсказать. К тому же обучение освещает лишь половину необходимой информации. Но даже этот барьер нельзя назвать непреодолимым. Так или иначе, задания в роли пилота отлично расслабляют в рамках непростой второй половины игры. Хотя при этом они лишний раз доказывают, что в плане реализации военной техники разработчикам было куда расти.

Миссии со скрытным проникновением - или стелс-эпизоды, если оперировать знакомыми понятиями. Я уже чувствую, как многие из вас скорчили гримасу, вспомнив какой-нибудь старый боевик, где имелся ненужный и раздражающий сегмент с глупой игрой в прятки. К счастью, у нас тут другой случай. В Operation Flashpoint тайные операции пополняют копилку интересных и необычных заданий. Скрытное перемещение и ориентирование на вражеской территории среди бесконечной темноты, патрулей, аванпостов и других элементов вручную проработанной "экосистемы" могут увлечь даже тех, кто успел повидать Metal Gear Solid и Deus Ex. Хотя видно, что AI здесь никак не адаптирован, а на свободу уровня MGSV (c которой возникают стойкие ассоциации) даже надеяться не стоит, OFP все равно позволяет в полной мере ощутить себя в роли диверсанта.

В любом сложном и комплексном проекте рано или поздно наступает момент, когда всё переходит на следующий этап, окончательно отделяя тех, кто несильно заинтересован, от тех, кто готов погрузиться ещё глубже. И в Operation Flashpoint этот момент наступает, когда игроку вручают погоны командира отряда.


Итак, как вы поняли, Operation Flashpoint - это по большей части постановочный тактический шутер, попытавшийся осветить все особенности военного конфликта с самых разных сторон. И как это бывает у других постановочных шутеров, главные его проблемы кроются в постановке некоторых эпизодов. Я не ожидал от дебютантов работы уровня Half-Life, однако здесь присутствует ряд моментов, подталкивающих к мысли о том, что часть миссий даже не проходила этап тестирования и отладки.

Не пренебрегайте функцией ускорения времени. Я не знал о ней и в молодости бросил игру на середине, поскольку в какой-то момент мне надоели постоянные переходы и поездки, во время которых я успел сосчитать, сколько полигонов в пальцах моего персонажа(Спойлер: 112).

В первой половине кампании недоработки выражены тем, что скрипты, под чьим руководством находятся боты, иногда вынуждают их (ботов) совершать невыгодные манёвры, чьей суицидальности позавидуют лемминги. Впоследствии будут случаи, когда игрок, оставшись в гордом одиночестве, вынужден тащить на себе всё наступление.

Поэтому я думал, что, избавившись от внутриигрового режиссёра, игра сможет избегать проблемных ситуаций. Однако на смену одним недостаткам пришли другие.

Даже оказывая давление за счёт невидимого таймера, Operation Flashpoint может запросто оставить вас без каких-либо ориентиров. И их отсутствие не делает прохождение сложнее или свободнее. Оно лишь заставляет игрока действовать впустую, не позволяя выучиться на собственных ошибках или сделать какие-то выводы. Выполнение "Red Dawn" заняло у меня более пяти часов, хотя алгоритм, ведущий к победе, проще, чем в в любой миссии из пролога.

Но надо признать, когда ваши компьютерные напарники ведут себя убедительно, когда постановка сценария выполнена на должном уровне, - когда всё работает как надо, Operation Flashpoint и вправду позволяет почувствовать себя участником настоящего военного конфликта, надолго увлекая готового к лишениям игрока.

Итак, теперь давайте же попробуем определить, кому будет интересен Cold War Crisis.

  • Будет ли Operation Flashpoint интересен тем, кто любит тему Холодной войны?

Operation Flashpoint явно не стоит проходить ради истории, хотя с ней связано много забавных и любопытных моментов. Весь сюжет преподносится посредством большого количества кое-как сделанных сюжетных сцен, содержание которых я бы поделил на три части:

1) Очередная вариация "Красного рассвета", поражающая своей глупостью и напыщенностью. Не знаю, всерьёз ли сочинён сей бред, но от от местных "твистов" пробивает на смех. Ну хоть русские озвучены хорошо - и на том спасибо.

2) Вы смотрели любительские видеоролики, которые представляют в действии различную военную технику, пока на фоне играет жёсткий рок? Здесь есть что-то подобное. И даже несмотря на примитивную анимацию и модели, смотрятся эти сцены круто. Возможно, благодаря тому, что нам демонстрируются не различные испытания или соревнования, а боевые действия. Да и пара лицензированных треков от австралийской группы The Seventh подобрана очень хорошо. Пример такой сцены есть в начале видео: ArmA Cold War Assault: Return To Eden

3) Жизнь простых солдат. Этот аспект игровой истории понравился мне даже несмотря на то, что главные герои раскрываются обрывками. Благодаря неплохо прописанным диалогам и приятной актерской игре Operation Flashpoint удаётся погрузить игрока в атмосферу жизни простых солдат, которые ещё вчера ребячились на тренировочной площадке, однако обстоятельства заставили участвовать их в настоящей войне. И вы будете стараться довести ваших сослуживцев до конца не только из-за перфекционизма, но и из-за сострадания.

Также стоит выделить музыкальное сопровождение. Я не ожидал от него многого - и, как оказалось, зря. Композитор Ондрей Матейка смог создать запоминающийся и подходящий действу саундтрек, который вы будете не раз переслушивать.

  • Будет ли Operation Flashpoint интересен тем, кто ищет максимального реализма и достоверности в играх?
  • Будет ли Operation Flashpoint интересен тем, кто хочет влиться в стан фанатов серии Arma?

Короче говоря, дерзайте ! Несмотря на то что в игре было немало моментов, когда её искренне хотелось бросить, я нисколько не жалею о своём тридцатичасовом прохождении и в будущем намерен ознакомиться с некоторыми модами и дополнениями, а также с одиночными кампаниями всех игр серии "ArmA".

Я считаю, что каждый уважающий себя фанат шутеров рано или поздно должен попробовать сыграть в ArmA. Несмотря на высокий порог вхождения и некоторые недоработки, с годами эта франшиза набрала себе тысячи преданных поклонников, для которых игры серии стали основным способом свободного времяпрепровождения. Оно и неудивительно, ведь на рынке попросту нет иного проекта, обладающего таким количество нюансов в плане постановки крупномасштабных боёв с участием пехоты и техники.

Однако к такому состоянию дел чехи из Bohemia Interactive пришли не сразу. Потребовался первый шаг, и в данном случае первый шаг оказался амбициозным, рискованным и на удивление успешным. Один из самых «взрывных» дебютов в истории индустрии, известный над под названием Operation Flashpoint: Cold War Crisis. Именно ей и будет посвящена эта статья, посредством которой я постараюсь ответить на определенный вопрос: «Кому будет интересна эта игра ?». И забегая вперед, скажу лишь, что Arma: Cold War Assault смог подарить мне довольно необычный игровой опыт.



Несмотря на однообразие ассетов, острова Аверон и Малден станут для вас родными. Хотя вы и не сможете их отличить.

Operation Flashpoint открыто заявляет о своей хардкорности, однако вначале он обходится с игроком вполне аккуратно, постепенно раскрывая различные механики игрового процесса, вследствие чего первая половина Cold War Crisis вызвала у меня ассоциации не с другими FPS/TPS, а с миссиями из трехмерных GTA. Как и в саге про Великого Автоугонщика, авторы напирают не на обилие возможностей вроде открытого мира, а на масштабную постановку, заметно отличающуюся в каждом уровне. И по моему мнению, такая структура отлично раскрывает особенности ведения боя в данной игре.


Несмотря на большие открытые пространства, OFP нельзя отнести к Crysis/Halo-подобным шутерам-песочницам, где одну и ту же группу противников можно уничтожить самыми разными способами. В этом тактическом action'е каждая перестрелка напоминает комплексную многоступенчатую головоломку, обладающую куцым и на первый взгляд не очевидным набором решений. Вот только если разгадывание других головоломок представляет собой взаимодействие с абстрактными элементами, то Operation Flashpoint, как и следовало ожидать, требует куда более сложных манипуляций. Игроку приходится тщательно разглядывать местность, вдумчиво выбирать позицию для укрытия и огня, брать во внимание действия компьютерных напарников и возможную реакцию врагов(они тут не самые предсказуемые), а реалистичный баланс и суровая система сохранений подталкивают проявлять терпение и осторожность. И поверьте, на словах это также напряженно и увлекательно, как и на деле. Дополнительного интереса добавляет то, что в большинстве случаев разработчики не банально «кидают толпу на толпу», а ставят протагонистов в непохожие ситуации, требующего собственного подхода. Будут и штурмы, и засады, и оборона, и отступления, и многое другое. В какой-то момент игра просто разделяется на модули, каждый из которых заслуживает отдельного разговора.



Первое, чем меня удивили миссии в роли командира танкового экипажа, так это тем, что, немного освоившись с управлением, можно повесить почти всю ответственность на, собственно, экипаж, понемногу корректируя его действия. Боты, конечно, временами проявляют своенравность, однако это редко оказывается критичным, ведь исход боя между бронетехникой в OFP по большей части решает то, кто первым заметит расположение врага и возьмет инициативу в свои руки. И поэтому, несмотря на сносную физику и подробную систему повреждений, танковый модуль является самым слабым из всех. Тактики в нем кот наплакал, а сложность появляется лишь в последних самоубийственных операциях.


Миссии на вертолете/самолёте получились динамичными и легкими, хотя некоторым испытанием может стать управление летающим агрегатом. Оно достаточно ограниченное, но поведение машины в воздухе временами сложно предсказать. К тому же, обучение освещает лишь половину необходимой информации. Но даже этот барьер нельзя назвать непреодолимым. Так или иначе, задания в роли пилота отлично расслабляют в рамках непростой второй половины игры. Хотя при этом они лишний раз доказывают, что в плане реализации военной техники разработчикам было куда расти.


Миссии со скрытным проникновением или стелс-эпизоды, если оперировать знакомыми понятиями. Я уже чувствую, как многие из вас скорчили гримасу, вспомнив какой-нибудь старый боевик, где имелся ненужный и раздражающий сегмент с глупой игрой в прятки. К счастью, у нас тут другой случай. В Operation Flashpoint тайные операции пополняют копилку интересных и необычных заданий. Скрытное перемещение и ориентирование на вражеской территории среди бесконечной темноты, патрулей, аванпостов и других элементов вручную проработанной «экосистемы» могут увлечь даже тех, кто успел повидать Metal Gear Solid и Deus Ex. Хотя видно, что AI здесь никак не адаптирован, а на свободу уровня MGSV(c которой возникают стойкие ассоциации) даже надеяться не стоит, OFP все равно позволяет в полной мере ощутить себя в роли диверсанта.

В любом сложном и комплексном проекте рано или поздно наступает момент, всё переходит на следующий этап, окончательно отделяя тех, кто не сильно заинтересован, от тех, кто готов погрузиться еще глубже. И в Operation Flashpoint этот момент наступает, когда игроку вручают бразды командира отряда.

Итак, как вы поняли, Operation Flashpoint — это по большей части постановочный тактический шутер, попытавшийся осветить все особенности военного конфликта с самых разных сторон. И как это бывает у других постановочных шутеров, главные его проблемы кроются в постановке некоторых эпизодов. Я не ожидал от дебютантов работы уровня Half-Life, однако здесь присутствует ряд моментов, подталкивающих к мысли о том, что часть миссий даже не проходила этап тестирования и отладки.



Не пренебрегайте функцией ускорения времени. Я не знал о ней и в молодости бросил игру не середине, поскольку в какой-то момент мне надоели постоянные переходы и поездки, во время которых я успел сосчитать, сколько полигонов в пальцах моего персонажа(Спойлер: 112).

В первой половине кампании недоработки выражены в том, что скрипты, под чьим руководством находятся боты, иногда вынуждают их(ботов) совершать невыгодные маневры, чьей суицидальности позавидуют лемминги. Впоследствии бывают случаи, когда игрок, оставшись в гордом одиночестве, вынужден тащить на себе всё наступление.

Поэтому я думал, что, избавившись от внутриигрового режиссера, игра сможет избегать проблемных ситуаций. Однако на смену одним недостаткам пришли другие.

Даже оказывая давление за счет невидимого таймера, Operation Flashpoint может запросто оставить вас без каких-либо ориентиров. И их отсутствие не делает прохождение сложнее или свободнее. Оно лишь заставляет игрока действовать впустую, не позволяя выучиться на собственных ошибках или сделать какие-то выводы. Выполнение «Red Dawn» заняло у меня более пяти часов, хотя алгоритм, ведущий к победе, проще, чем в в любой миссии из пролога.



Тем не менее рекомендую проходить кампанию на высшей сложности без каких-либо меток: в ориентировании по карте и компасу есть какое-то особое удовольствие.

Но надо признать, когда ваши компьютерные напарники ведут себя убедительно, когда постановка сценария выполнена на должном уровне, когда всё работает как надо, Operation Flashpoint и вправду позволяет почувствовать себя участником настоящего военного конфликта, надолго увлекая готово к лишениям игрока.

Итак, теперь давайте же попробуем определить, кому будет интересен Cold War Crisis.

Operation Flashpoint явно не стоит проходить ради истории, хотя с ней связано много забавных и любопытных моментов. Весь сюжет преподносится посредством большого количества кое-как сделанных кат-сцен, содержание которых я бы поделил на три части: 1) Очередная вариация «Красного рассвета», поражающая своей глупостью и напыщенностью. Не знаю, всерьез ли сочинен сей бред, но от от местных «твистов» пробивает на смех. Ну хоть русские озвучены хорошо, и на том спасибо.


2)Вы смотрели любительские видеоролики, которые представляют в действии различную военную технику, пока на фоне играет жёсткий рок? Здесь есть что-то подобное. И даже несмотря на примитивную анимацию и модели, смотрятся эти сцены круто. Возможно, благодаря тому, что нам демонстрируются не различные испытания или соревнования, а боевые действия. Да и пара лицензированных треков от австралийской группы The Seventh подобраны очень хорошо. Пример такой сцены есть в начале видео:

3)Жизнь простых солдат. Этот аспект игровой истории понравился мне даже несмотря на то, что главные герои раскрываются обрывками. Благодаря неплохо прописанным диалогам и приятной актерской игре, Operation Flashpoint удается погрузить игрока в атмосферу жизни простых солдат, которые еще вчера ребячились на тренировочной площадке, однако обстоятельства заставили участвовать их в настоящей войне. И вы будете стараться довести ваших сослуживцев до конца не только из-за перфекционизма, но и из-за сострадания.


Также стоит выделить музыкальное сопровождение. Я не ожидал от него многого и, как оказалось, зря. Композитор Ондрей Матейка смог создать запоминающийся и подходящий действу саундтрек, который вы будете не раз переслушивать. Скорее всего, однако им бы я посоветовал обратить внимание на серию «ArmA», ведь там симуляция уже давно вышла на новый уровень, в то время как в Operation Flashpoint даже баллистика отсутствует. Ко всему прочему, в продолжениях представлено намного больше моделей современного вооружения и техники. А вот OFP имеет ряд допущений(исправляется модами).



Наполовину. Повторюсь, в Arma симуляция уже давно вышла на новый уровень, из-за чего управление и правила ведения боя стали сложнее. Но как первый шаг Cold War Crisis подойдет просто отлично. Скорее да, чем нет. И хотя OFP способен подарить совершенно новый игровой опыт, в некоторых аспектах он ушел от других шутеров не так далеко, как это сделала серия «Arma». Освоить игру не так сложно, и она быстро даст понять, насколько сильно вам подходит такой вид геймплея. Короче говоря, дерзайте! Несмотря на то, что в игре было немало моментов, когда её искренне хотелось бросить, я нисколько не жалею о своём тридцатичасовом прохождении и в будущем намерен ознакомиться с некоторыми модами и дополнениями, а также с одиночными кампаниями всех игр серии ArmA.

В 2001 году студия codemasters выпустила в свет шутер от первого лица operation flashpoint cold war crisis. Игра брала крайней реалистичностью происходящего.Оружие стреляло как подобает, отдача ощущалась хорошо, а бежать напролом есть верная смерть.
В 2009 на полках магазинов появилась чуть менее чем провальная operation flashpoint
dragon rising. Цветовая гамма уныла, реалистичности стало меньше, а враги были умны настолько… ну настолько:

Но наступил 2011 год и вышла operation flashpoint red river, о которой я сейчас расскажу.
На видео и скриншотах игра выглядела неплохо. Графика была не очень, но фанаты верили, что это исправится, что игра будет очень хардкорной, а мультиплеер будет доведён до ума… Но когда разработчики обЪявили о том, что в игре не будет сетевого режима, это вызвало недоумение со стороны фанатов. Но они успокоились, когда codemasters рассказала обществу о наличии ко-оп режима. Но что же мы получили? Обо всём по порядку
Первое что бросится в глаза тем, кто хочет опробовать игру графика. Со времён роликов и скриншотов ничего не изменилось.

Ну хорошо, ладно графика, ну а что с сюжетом? С ним тоже не всё в порядке. Завязка такова: американский спецназ несёт добро и спасает мир.Больше знать не нужно. Ок, с сюжетом нелады. Ну может сверх реалистичный геймплей возьмет верх? Это как посмотреть… С одной стороны, бежать напролом не стоит, карается пулей в лоб.С другой стороны враги настолько отупели, что стреляют чут ли не всегда в землю, стараясь эмитировать бой. Порадовала система приказов.

Оружие стреляет как подобает, командир отряда болтает по рации, поездки между точками на карте выражены скучными сценами которые нельзя пропустить. И всё бы было хреново, коли б не ко-оп режим. Объединившись с тремя напарниками можно устраивать настоящий team play. Пулемётчик рвётся вперёд, прикрывая товарищей, автоматчик на средних дистанциях, снайпер так же прикрывает свои друзей, но уже на сверх дальних дистанциях, ну а гренадёр подрывает технику.
Вот пример тим плэя. Отстреливаюсь я с тремя друзьями в домике. Смотрю-танк! Кричу в микрофон(по скайпу)гренадёру а он ранен, валяется посреди поля боя. Ещё не много и он умрёт. Что делать? Говорю снайперу, чтоб прикрыл меня пока я перебегаю к гренадёру. Затем, кличу пулемётчика чтобы так же прикрыл меня, но уже бежа рядом со мной. Добегаю до товарища, лечу его, танк всё ближе. Под прикрытием пулемётчика перебегаем обратно в дом, и благополучно уничтожаем танк.
Подводя итоги, хочется сказать, что игра действительно стоит вашего внимания. Не смотря на все недочёты, пару приятных вечеров в компании друзей вам обеспечены.

После зарождения такого жанра, как 3D Action, появление на его основе другого жанра, названного Combat Sim, стало просто делом времени. Конечно динамичные, мясные бои с кучей монстров это хорошо, но кто не мечтал почувствовать себя солдатом на поле боя? Поэтому уже во времена дума появлялись игры, пытающиеся воплотить эту мечту. Начиная с примитивненького SEAL Team 1993 года выпуска, комбат симы шли по пути эволюции, целью которой было воссоздание на экранах мониторов, настоящих боевых действий. В этом обзоре будет рассказано, наверное, о самой проработанной и комплексной игре жанра Combat Sim - Operation Flashpoint, созданной чешской компанией Bohemia Interactive.

Главной особенностью данной игры, выделяющей ее из ряда других представителей этого жанра, является широта предоставляемых игрокам возможностей. Можно быть как простым солдатом, так и командиром или вовсе действовать в одиночку. Можно быть автоматчиком, пулеметчиком, гранатометчиком или санитаром, а можно и кем поинтереснее - например, снайпером или спецназовцем. Но не пехотой единой жив OFP, здесь также есть и техника: от простых джипов и грузовиков до БТРов, танков, самолетов и вертолетов. Конечно, лучше всего проработана игра за пехотинца, но и реализация техники (во всяком случае наземной) тоже достаточно хороша; естественно, ни о какой симуляции, скажем, управления танка речи не идет, но вместе с тем реалистичности хватает на то, чтобы все это хорошо смотрелось и не вызывало отторжения.
Еще одной важной особенностью Operation Flashpoint являются уровни, а если точнее острова. На четырех, а, начиная с дополнения Resistance, пяти островах и будут разворачиваться все военные действия. Игрок во время миссии может в принципе перемещаться по всему уровню-острову, хотя бывает, что за такие вольности в некоторых заданиях могут влепить проигрыш за дезертирство, но такое происходит далеко не всегда.
Сами же острова представляют собой довольно приятную картину. Леса и поля, равнины и холмы, тут и там виднеются деревья и кустарники, а, протянув свой взор вдоль ближайшей дороги, можно увидеть где-то вдалеке маленький поселочек, состоящий из донельзя аккуратных домиков. Смотря на все это, становится странно, что именно в таких идиллических местах идет война, хотя впрочем эффект контраста еще никто не отменял.

Вторая официальная кампания, Red Hammer, к сожалению, не так удалась. Сюжет на сей раз крутится вокруг тех же событий, но со стороны Русских, задания же стали на порядок сложнее и к тому же скучнее, некоторые из них, вроде уничтожения в одиночку нескольких высокопоставленных офицеров, скорее подошли бы какой-нибудь Medal of Honor, нежели OFP. Остальные миссии примерно такого же рода, как и в Cold War Crisis, только с учетом большей сложности и большего количества пеших миссий.

К счастью, последняя официальная кампания под названием Resistance не продолжает путь деградации, даже наоборот - по качеству ее можно сравнивать с оригинальной Cold War Crisis. Действие сюжета теперь разворачивается за несколько лет до событий, происходивших в первой кампании. Итак, в некоем прокоммунистическом государстве под названием Ноговия (Nogova), которое занимает лишь один одноименный остров, произошла смена власти. На смену ученикам товарищей Маркса и Ленина пришли последователи демократии и рыночной экономики. Однако старая верхушка не хотела оставлять насиженных мест и отправилась за помощью в Москву. Очень скоро, с целью освободить Ноговию от тлетворного влияния империализма, на остров был введен контингент советских войск под командованием тогда еще полковника Губы. Но народ Ноговии, видимо, уже попробовавший Кока-Колы и фастфуда, не только не согласился вновь вернуться к коммунизму, но и с оружием в руках принялся выгонять иноземных гостей со своего острова. В общем, этому самому процессу и посвящен Resistance. Коротко данную кампанию можно описать следующим образом: “сложно, но интересно”. Примерив на себя роль лидера сопротивления, нам придется вести настоящую партизанскую войну: устраивать засады, отбивать у противника технику и оружие, а потом для этой самой техники добывать топливо и боеприпасы, да и о людях забывать не стоит, ибо от миссии к миссии у них накапливается опыт, который выражается в точности бойцов, так что на мясо их лучше не пускать. Итак, с достоинствами Resistance мы разобрались, ну а недостатки данной кампании вряд ли можно считать таковыми, скорее это просто придирки. В общем, позволю себе придраться к следующему. Прежде всего, несколько разочаровывает тот факт, что за всю кампанию нам ни разу не дают полетать на вертолете или самолете, ну и еще неплохо было бы создать миссии, где надо играть в роли подчиненного, а то всю кампанию мы либо командуем отрядом, либо действуем в одиночку. Хотя, как я уже писал, это просто придирки, а так Resistance очень хорош, и мне его было проходить интереснее всего.

Теперь же, поговорив о кампаниях, думаю, пришло время также рассказать и о миссиях. Миссии представляют собой ряд не связанных друг с другом единым сюжетом, однако имеющих отношение к событиям какой-либо кампании сценариев. Сценарии эти могут быть самыми разнообразными, от танкового боя до диверсии в тылу врага, в целом миссии хороши для тех, кому не интересно следить за развитием сюжета, а просто хочется поиграть в войну.

Однако стоит признать, что, в отличие от большинства других представителей жанра Combat Sim, в Operation Flashpoint миссии и кампании это всего лишь половина всей игры, призванная продемонстрировать возможности геймплея. В целом описать игровой процесс OFP достаточно сложно из-за его разнообразных вариаций, поэтому я опишу его в общих чертах для каждого класса игрока.

Начнем с пехоты, быть простым солдатом может оказаться как легко, так и совсем наоборот, потому что от простого солдата здесь как, в общем, и в реальном мире, мало, что зависит. Впрочем, и на компьютерного командира полагаться тоже не стоит, ибо его дефолтное поведение в случае встречи с вражеским отрядом такой же численности приведет к тому, что-либо он будет перебит, а из наших выживут максимум трое, либо все будет с точностью наоборот, так что остается надеяться только на грамотность создателя данной миссии, который сможет грамотно соблюсти баланс наших и вражеских сил и правильно расставить все тригерры, ибо на разумность действий наших союзников полагаться нужно в последнюю очередь.

Вообще искусственный интеллект оставляет двоякое впечатление. То, что здесь командир - это просто поводырь, ведущий свой отряд по заданному скриптами пути, мы уже поняли, но поведение каждого отдельного солдата тоже выглядит довольно странно. С одной стороны компьютерные бойцы действуют очень даже неплохо: они метко стреляют, умеют обнаруживать врага по вспышке от выстрела (так что лучше не стрелять долго с одной позиции) и заходить к нему с тыла или флангов. Они умеют неплохо использовать гранаты и используют их в подходящих ситуациях (еще бы - ведь количество боеприпасов у них, как и у игрока, ограничено); кроме того, искусственные солдаты обучены постоянно общаться между собой, если, конечно, они находятся в одном отряде, поэтому, например, если кто-либо увидит врага, то он тут же доложит об этом всему отряду. Однако есть у наших врагов и союзников также и недостатки, их немного, но они ощутимо влияют на игровой процесс в целом. Таких недостатков всего два: первый из них заключается в том, что компьютерные бойцы просто обожают воевать в полный рост, конечно если они почуют опасность, то лягут на землю, но полежав секунд десять снова встанут, эта оплошность искусственного интеллекта делает компьютерных солдат гораздо более уязвимыми для игрока. Второй же недостаток ИИ проявляется в том, что бойцы не умеют менять направление движения на ходу, то есть солдат, бежавший, скажем, на север и решивший побежать на восток, остановится, медленно повернется в нужную сторону и побежит дальше; благодаря этому недостатку врага становится гораздо легче победить, застав его врасплох.

Однако же вернемся к описанию геймплея, итак у нас на очереди игра за командира. Командиром можно быть, как с самого начала, так и стать им, например по воли специально заготовленного скрипта или в случае смерти предыдущего командира, о последнем расскажу по подробнее. Итак, суть в том, что каждый член отряда имеет свой порядковый номер, самый большой из которых равен количеству человек в отряде, командир всегда идет под номером 1, если командир погибает, то его власть переходит к солдату номер 2, от него - к номеру 3 и так далее; естественно, если игрок идет последним номером, то командиром ему никогда не стать. Обидно, особенно если учесть, что руководить гораздо интереснее, чем находиться в подчинении, а всё потому, что только играя за командира можно почувствовать всю ту свободу, которую предоставляет нам OFP. Свободу в том смысле, что, во-первых, у нас имеется очень комплексная и вместе с тем достаточно удобная система управления отрядом, позволяющая укротить своевольный нрав наших подчиненных и заставить их делать то, что нам нужно, а во вторых - мы больше не вынуждены следовать строго определенному маршруту, ведущему к нашей цели: никто, например, теперь не запрещает тихо подобраться к врагу с тыла и, застав врасплох, уничтожить его с наименьшими потерями. Итак, подводя итоги по игре за пехотинца, можно сказать, что главной характеризующей ее особенностью является скрытность. Пехота наиболее уязвима, но и наиболее универсальна, и благодаря своей незаметности и мобильности она с нужным вооружением способна вести борьбу против любого противника, будь то бронетехника, авиация или та же пехота.

Что же касается других родов войск, то тут дела обстоят несколько по-другому. Например, в случае с БТРами, танками и вертолетами, придется не только грамотно действовать самому, но и координировать свои действия с другими членами экипажа. У бронетехники экипаж состоит из водителя, стрелка и командира, а у вертолетов есть только стрелок и пилот он же командир. Тут опять возникает ситуация со значимостью игрока для всей команды в зависимости от его роли. Так, например, быть водителем или стрелком в танке не слишком сложно, но и шанс повлиять на ход сражения также очень незначителен, ибо как хорошо не стреляй, а если летишь прямиком в стан врага, то тут уж никакая стрельба не поможет. В тоже время, играя командиром, нам с одной стороны легче повлиять на итог боя, с другой сложнее выполнять свои собственные обязанности, особенно если командуешь не только экипажем своей машины, но и всем отрядом.
Однако кроме бронетехники и вертолетов в Operation Flashpoint есть еще и самолеты - два боевых и один гражданский, а так как игра у нас про войну, то и обсуждать будем только военные экземпляры. В целом, я склонен считать самолеты самой неудачной и не проработанной техникой в игре, конечно они хорошо выполняют свою роль в любой миссии, но вот играть за пилота самолета удовольствие сомнительное. Виной тому является, как кривое управление, так и полное отсутствие воздушных сражений; нет, их, конечно, можно создать, однако выглядеть это будет жалко. Ну вот собственно и все, что можно написать про технику в OFP. В принципе, несмотря на то, что наличие разнообразной техники и возможность ей управлять является одной из главных фишек данной игры, реализация этой самой техники всё равно сильно отстает от уровня симулятора. Так что если вы решили именно полетать на вертолете или поездить на танке, лучше возьмите настоящий симулятор, ибо в OFP техника - это прежде всего одна из тех деталей, которая как, например, и уровни-острова или переговоры по рации, призвана создать ощущение настоящих боевых действий, ну а также сделать геймплей игры более разнообразным.

Итак, как мы видим, игровой процесс Operation Flashpoint действительно очень интересен и разнообразен, а также действительно существенно отличается от геймплея других комбат симов. Ясно видно, что у игры большой потенциал, но не всегда этот потенциал можно правильно реализовать. Поэтому я считаю, что разработчики поступили очень хорошо, введя в OFP редактор. Я бы даже сказал, что этим они если и не обессмертили, то, по крайней мере, надолго продлили жизнь своему творению. Ибо такому геймплею, как в OFP, явно тесновато в рамках официальных миссий и кампаний, а благодаря редактору любой геймер сможет сделать простенькую миссию чисто для себя. А если же есть желание - то и вполне профессиональную, ведь редактор и есть тот самый инструмент, при помощи которого сами авторы игры создавали все миссии. Кстати, если уж мы заговорили об OFP Community, то стоит упомянуть, что Operation Flashpoint еще и очень хорошо модифицируется, при этом новое оружие, техника и так далее не заменяет оригинальную, а лишь добавляется к ней. Поэтому нет ничего удивительного в том, какое огромное количество любительских модов, миссий кампаний и т.п. можно найти на сайтах посвященных Operation Flashpoint. Кстати, вы, наверное, уже заметили, что я до сих пор не упомянул такую вкусную добавку к игре, как мультиплеер. Не спешите пугаться: мультиплеер здесь есть, ведь было бы по крайней мере, странно если бы его не было. Ибо создать игру, наиболее реалистично симулирующую боевые действия, и вместе с тем не дать возможности помериться силами с реальными людьми - это просто верх безрассудства. В целом, думаю, что подробное описание этого аспекта игры будет уже лишним, скажу только, что поиграть в мультик стоит хотя бы для того, чтобы ощутить разницу между живыми людьми и искусственным интеллектом. Ведь сражаться с реальным соперником в любом случае интереснее чем с виртуальным, а если еще и сами условия приближены к реальным, то интереснее в двойне. В общем, из всего выше сказанного отлично видно, что в деле реализации заложенного в игре потенциала, Operation Flashpoint заслуженно можно ставить твердую пятерку.

А тем временем эта статья уже подходит к концу и пора подводить итоги. Как уже говорилось в самом начале обзора, Operation Flashpoint несомненно игра уникальная, и уже сам этот факт добавляет ей баллы. Но вместе с тем она еще и достаточно специфическая и ее вряд ли можно порекомендовать всем и каждому. Ведь, несмотря на все свои достоинства OFP имеет также и немало недостатков, начиная от кривоватого и не очень оптимизированного движка и заканчивая глюками и недочетами искусственного интеллекта, да и чрезмерная хардкорность тоже придется не всем по душе, и это не считая мелочей вроде Русских говорящих по-английски (хотя и с акцентом) или отсутствия нормальной анимации при посадке в технику (и в грузовик и в самолет все залезают одинаково). Однако придется признать, что Operation Flashpoint единственная игра в своем роде, к сожалению другие студии не стали развивать заложенные в ней идеи, и аналогичных игр-конкурентов так и не появилось. Поэтому приходится принимать OFP такой, какая есть, со всеми ее достоинствами и недостатками, но ведь, с другой стороны, всё не так уж и мрачно, и, на мой взгляд, хоть OFP далеко не идеальна, однако ее отрицательные стороны полностью бледнеют на фоне положительных.

Читайте также: