Обзор fate extella

Обновлено: 02.07.2024

Всего два года назад до западного игрока доехал фансервисный клон Dynasty Warriors — Fate/Extella: The Umbral Star, оказавшийся тем ещё проходняком. Игра предлагала крайне однообразный геймплей, состоящий исключительно из последовательного захвата небольших локаций, а связывал этот процесс крайне условный сюжет, служащий только для открытия новых уровней и Слуг. В небольших дозах The Umbral Star даже могла показаться весёлой, но всё равно быстро надоедала, а выезжала сугубо за счёт фансервиса для фанатов франчайза Fate (если, конечно, вам интересно выслушивать десятиминутную болтовню вайфу ни о чём). Прямой сиквел The Umbral Star — Fate/Extella Link по трейлерам выглядел ровно той же самой игрой, только с добавленным сетевым режимом.

И в общем-то, так и есть. Основной геймплей не изменился ни на йоту. Мы точно так же бегаем и захватываем небольшие локации путём истребления толпы статистов и периодически заглядывающих на огонёк Слуг. Вот только если в Umbral Star это занятие довольно быстро начинало утомлять, то от Link сложно оторваться. А всё потому что пусть костяк геймплея сохранился, но он оброс изрядным количеством деталей и стал в разы динамичнее.

Во-первых, захват территорий пусть и остался основным времяпрепровождением, но потерял статус самоцели. Игроку постоянно даётся мотивация для захвата локаций: устранить источник дальней атаки; уничтожить магический барьер, вытягивающий силы из наших Слуг; найти замаскировавшегося Берсеркера Ланселота или спрятавшегося Ассасина Ли Щувена; и так далее. В итоге нет ощущения, что мы захватываем территории ради захвата территорий. Нет, игрок выполняет важные на момент битвы задачи и сразу ощущает отдачу от содеянного.

Во-вторых, Мастер перестал служить генератором командных печатей из-за кадра. Теперь наш формальный протагонист находится непосредственно на поле боя. Пусть участие он всё так же принимает преимущественно пассивное, но уже одним своим присутствием добавляет геймплею разнообразия, потому что теперь игроку нужно уделять Мастеру внимание: чтобы территорию с ним не захватили, чтобы его не украл всё тот же Берсеркер или не зарубил всё тот же Ассасин.

В-третьих, боевая система была изрядно переработана в пользу упрощения и ускорения. Теперь упор делается на многочисленные скиллы персонажей, четыре из которых можно заранее добавить выбранному Слуге. И для их применения нет никаких дополнительных условий, кроме классического cooldown-периода. Благородные Фантазмы теперь можно использовать хоть по десять раз за миссию, достаточно накопить энергию, избивая статистов, — никакой беготни по всем локациям в поисках фрагментов для единичной активации. Добавить к этому то, что мини-боссы уровня, которых необходимо победить для захвата территории, появляются теперь сразу, а не через какое-то количество убитых статистов, и зачистка уровней становится в десятки раз быстрее и веселее.

Ну а главное — появился резон использовать разных Слуг. Теперь мы вольны брать в бой любого приглянувшегося героя и в сюжетном режиме, а не только в дополнительных миссиях. Более того, нас даже не обременяют необходимостью их предварительной прокачки: за чисто символическую плату персонажа можно подтянуть до уровня самого прокачанного Слуги. И геймплей за разных героических духов отличается кардинально. Сейбер Нерон и Шарлемань просто доминируют над полем боя, а тот же Райдер Астольфо требует ювелирного подхода ввиду своей общей слабости и упора скиллов на временное обездвиживание противника и куда больше подходит для командной игры по сети. А учитывая, что по ходу развития сюжета становятся доступными больше двадцати Слуг, простора для переигрывания оказывается хоть отбавляй, и это не считая всё тех же многочисленных дополнительных сценариев и пары сетевых режимов.

Да и к фансервису Extella Link подходит куда аккуратнее, чем предшественница. Долгие беседы с вайфу ушли в прошлое, теперь игра полнится короткими сценками и разговорами. Быстро, по делу и увлекательно. Вдобавок нам даётся возможность побегать по новенькому виртуальному замку и понаблюдать там за шатающимися без дела Слугами. Без излишних затягиваний, только концентрированный фансервис.

Если в чём-то игра и проседает, так это в сюжете. Равно как и у предшественницы, у Extella Link сценарий поверхностен и служит лишь поводом для открытия новых Слуг и уровней. Но при этом сюжет хотя бы самодостаточен и не требует знакомства ни с The Umbral Star, ни с Fate/Extra. Да и следить за развитием событий всё равно интересно за счёт болтовни героев. К тому же Extella Link представляет пусть условную, но нелинейность. Игрок волен самостоятельно определять дальнейшие цели в войне с таинственным Слугой, промывающим мозги другим героям, что в итоге приводит к различным концовкам. Правда, никто не мешает в любой момент вернуться и пройти другую миссию.

Fate/Extella Link — отличный пример удачной работы над ошибками. Со второго раза авторам из студии Marvelous удалось создать отличную смесь фансервиса для фанатов франчайза Fate с увлекательными и разнообразными по ощущениям битвами. И если они продолжат развиваться в том же направлении, то кто знает, Extella вполне может попытаться догнать по популярности Fate/Grand Order. Всего-то и надо, что добавить ещё пару-тройку десятков Слуг, и чтобы обязательно с Кастером Анастасией Романовой и Райдером Иваном Грозным.


В конце недели на европейские и отечественные прилавки поступит игра Fate/EXELLA: The Umbral Star для PlayStation 4 и PlayStation Vita — новый musou-экшен, сконструированный на основе вселенной Fate и игровых наработок боевых игр серии Senran Kagura. Только в отличие от последней и недавней Valkyrie Drive, в этой игре Marvelous озаботились классическим для жанра подходом: нас ждёт завоевание локаций, многократные битвы с боссами и прочие прелести, присущие musou-играм, своеобразным семечкам игровой индустрии.

Поскольку проект представляет собой разработку на основе крупной и достаточно популярной серии, позволю себе сделать небольшое и несколько отвлечённое вступление. Некогда кружок по интересам Type-Moon, даже не компания или студия, создал собственную любительскую визуальную новеллу, назвав оную Fate/Stay Night, а целевой аудиторией выбрав парней в возрасте от 16 лет. История была банальной в своём корне, но благодаря харизматичным персонажам и своеобразной вселенной, выстрелила и стала набирать популярность — по ней было снято аниме, вышел сиквел, стали печататься фанфики, додзинси и официальные книги, в частности Fate/Zero — предыстория.

Почему же возрастное ограничение было 16+? Этот моментик будет важен и для данного обзора. Оригинальная Fate/Stay Night была игрой со сценами сексуального характера, в ней игрок мог развить отношения между главным героем и героиней до максимальной, так сказать, точки. В каждом из «рутов» (всего в игре было три сценария).

С ростом популярности франшизы стали создаваться самые разные её ответвления, новые истории и прочие прелести. В разных форматах. И сейчас перед нами именно такой продукт — независимая от общего потока, но вписывающаяся в него игра Fate/EXTELLA, события которой развиваются на Луне, где человечество открыло уникальный артефакт — Moon Cell, чертовски мощный компьютер, способный фактически воссоздать мир в виртуальном виде. Что очень кстати, потому что реальность катаклизмы не пощадили.

Главные героини трёх кампаний и основные слуги, вокруг которых вращаются события. Именно с ними игроку суждено провести больше всего игрового сюжетного времени, особенно с первой — Сейбер Неро или Сейбер Экстра, игривой ипостасью Клавдия Нерона, известного римского императора.

Мы играем роль хакера, который должен спасти остатки мира, победив некое титаническое существо, раз в 14 тысяч лет прилетающее к Луне и уничтожающее всё на своём пути. Наша битва происходит в уникальном окружении — виртуально созданном мире, куда призваны так называемые «слуги», герои разных времён с выдающимися способностями. Всего в игре таких героев шестнадцать и все они становятся доступны игроку по мере прохождения кампаний. Прогресс в проекте построен так, что мы должны пройти несколько арок, показывающие события с разных перспектив, а затем откроется четвёртая и завершающая — она-то и подведёт итог истории.

Но игра на этом не заканчивается. Как свойственно любому musou-экшену, Fate/EXTELLA имеет в запасе огромное количество дополнительных заданий, завязанных на второстепенных персонажах. Своя мини-кампания есть у каждого (кроме трёх основных) героя, и она обладает собственным небольшим сюжетиком, ещё больше детализирующим основные события игры. Иногда раскрывая интересные стороны героев. Правда, один момент меня крайне удивил и даже озадачил — в игру перекочевало несколько персонажей из оригинальной Fate/Stay Night, такие как Сейбер Артурия, Райдер, Лансер и Арчер. Личности всех, кроме последнего, так или иначе раскрываются во время основного сюжета, или при прохождении второстепенных историй. Но личность Арчера остаётся за кадром, он вновь пытается корчить из себя скрытного шпиона. Откровенно говоря, это несколько странно — персонаж популярен, его личность однозначна и можно было круто обыграть его встречу с Артурией. Но не случилось.

Вообще, говорить о том, что можно было бы сделать в Fate/EXTELLA, но чего разработчики не сделали, я могу довольно долго. Но большинство из этих претензий будут просто придирками с претензией на близкое знакомство с франшизой. Мне очень не понравилось, как разработчики прописали диалоги и события, хотя основной сюжет игры достаточно хороший — всё-таки за него отвечал сам Насу. Он ли писал все диалоги? Я не знаю. Но тот, кто их писал, сильно схалтурил. Как я уже сообщал выше и подчёркивал, что это будет важно, Fate изначально серия с эротическим и сексуальным подтекстом. Отношения между слугой-героем и призвавшим его мастером нередко допускают интим, сильную привязанность и даже фанатичность. С обеих сторон. Здесь же это возвели в какой-то опошляющий абсолют, когда от игривой в сущности Сейбы Неро и развесёлой Тамамо-но Мае через слово мы слышим/читаем какой-то сексуальный подтекст. Выглядит и воспринимается диковато. Всему должны быть какие-то разумные рамки, а здесь их нет.

Впрочем, рамки потеряны не только по части сильной сексуализации отдельных персонажей. Когда начинаешь загружать игру, её небольшой объём моментально бросается в глаза, и уже спустя несколько часов понимаешь, почему проект занимает на PlayStation 4 меньше трёх гигабайт места. Контента в нём вроде бы и много, но весть он создан через секс кроликов заветную комбинацию «copy -> paste». Арены заданий постоянно повторяются, всего их в игре наберётся десятка полтора, разновидностей врагов тоже немного, а их дизайн примитивный до коликов в животе. Он оправдан сюжетом, ведь мы сражаемся против созданных защитными программами «вирусов», но… это слабое оправдание зашкаливающему однообразию всего, от врагов и до окружения.

На статистику в этой игре не влияет самый отвратительный параметр, который зачем-то многие в такие статистики суют — время. И это просто праздник какой-то!

Но есть у игры и сильные стороны, которые способны держать её на плаву и придавать проекту кое-какую ценность в глазах игровой аудитрии. Игровой процесс тут типичен для любого musou-экшена — мы молотим в фарш тысячи врагов, попутно уничтожая боссов и захватывая территории, да вот только с небольшой выдумкой, влияющей на динамику: в отличие от любых Warriors, враги в Fate/EXTELLA очень агрессивны и постоянно пытаются наши территории отжать, зачастую довольно успешно, потому что довольно сложно (особенно на сложности «very hard») защищать одновременно три-четыре территории от наплыва противников. Ведь нужно не просто вымесить тысячу-другую мелких сошек, но и уничтожить так называемых «Агрессоров», своеобразных вирусных военачальников.

Бои против обычных врагов и агрессоров очень интенсивны, но в то же время и скоротечны, особенно когда играешь полюбившимся персонажем, прокачав его до 70+ уровня. В моём случае это Сейбер Экстра (Неро). Однако, даже с таким уровнем и хорошими установленными навыками не каждая миссия будет простецкой. Это обеспечивают боссы — другие героические души, призванные лунным суперкомпьютером: Гальгамеш, Лю Бу, Кухулин, Арчер, Артурия, Элизабет Батори, Искандер, Ли Шувен, Гавейн, Альтера, Тамамо-но Мае, Архимед, Карна, Медуза и Жанна д’Арк. Битвы с ними гораздо интереснее сражений с обычными врагами, потому что они представляют какую-никакую, но угрозу — применяют специальные атаки, могут прибегнуть к благородному фантазму и моментально убить неподготовленного игрока. Каждый из слуг уникален и обладает собственным набором приёмов, благодаря чему битвы ощущаются по-разному. В первый-второй раз. А дальше привыкаешь и однообразие накрывает с головой.

На снимке по середине вы можете увидеть результат выполнения так называемых побочных заданий, которые представляют собой запросы-условия от различных слуг. Выполнив оные — убить пару тысяч врагов, провести комбинацию из 1800 ударов за определённое время или при уровне здоровья не ниже 70%, скушать несколько хлебушков, выпить пару-тройку бутылок саке и тому подобные — мы повышаем уровень привязанности к слугам. Это самый простой способ быстро прокачать всех персонажей, особенно в режиме «Free Battle».

Раз уж я назвал всех включённых в игру слуг, хочется отметить несколько моментов с ними связанных. Во-первых, это идиотское условие открытия доступа к Артурии — нужно на определённых картах, где в списке запросов от героев присутствует скрытый персонаж «. », в определённых же локациях съесть 5-10 кусочков хлеба, выпадающего из врагов. Тогда появляется Артурия и её нужно победить. Всего таких мест в игре четыре, если вы охотитесь за платиной — нужно пройти их все. В японской версии, читал, ещё было условие призыва Артурии в 15:00-16:00 (чайное время в Британии), но с обновлением 1.02, которое вшито в западный релиз, эту дурость убрали.

Во-вторых, мне откровенно не нравится кастинг героев, а конкретно некоторые позиции, потому что в Fate есть гораздо более интересные персонажи, которые лучше подходят на те же самые роли. Например, роль отведённую Архимеду намного лучше сыграла бы Медея — она более коварная и интересная личность, способная на очень интересные козни ради достижения своей цели. На месте ассасина Ли Шувена определённо лучше смотрелся бы Сасаки Коидзиро или Хассан ибн Саббах — с первым можно было обыграть несколько интересных нюансов, а второй был бы крутым противником, учитывая его «девятнадцать ликов». А вот Ли Шувен не только не интересный противник, но и его боевой стиль совершенно не вдохновляет. Кстати, эти претензии как раз из той самой категории личных придирок, что упоминалась выше…

В игре есть по два костюма у персонажа, базовый и дополнительный, открываемый за прохождение сюжетной кампании или дополнительной арки (в случае второстепенных слуг). И вот странность — у Сейбы Экстры есть какой-то странный «королевский костюмчик», хоть и симпатичный, вместо прекрасного облика Сейбер Брайд (на арте) в латексном свадебном костюме. Где справедливость, претор?

Сражаясь с агрессорами и боссами, мы получаем опыт для прокачки героев (обычные враги дают мизерное его количество), а также ценные предметы: устанавливаемые навыки и материалы для крафта экипировки. «Install Skills» — категория очень полезных навыков, при помощи которых можно усилить своего персонажа, увеличить его защиту, обеспечить больший приток опыта или более частое выпадение предметов, защититься от стихийной магии и ловушек. Под каждую миссию можно подбирать навыки индивидуально, или же определить наилучший набор для вашего стиля. Лично я сделал упор на защиту и даже на «very hard» заканчиваю миссии с уроном в районе 0-2 единиц. Исключение, если попался в стихийную ловушку, тогда может быть и несколько сотен полученного урона. Аксессуары, они называются «Code Cast» — это наборы программного обеспечения, которым оперирует мастер, обеспечивая своему слуге различные бонусы — временную защиту, повышение атаки, мгновенный переход в усиленное состояние и так далее.

Новые рецепты для создания программного обеспечения мы получаем за выполнение разнообразных условий: прокачку уровня привязанности к слугам до 30 уровня, прохождение миссии на ранг ЕХ и прочие. Так что, если вы нацелены на получение платинового кубка, несмотря на отсутствие конкретного трофея за прокачку уровня отношений со всеми слугами до 30, вам всё равно придётся это сделать, потому что есть в игре трофей за 100% галереи и сбор всех «Мистических кодов», рецептов для создания Code Cast’ов. Муторный здесь путь к платине, хоть и откровенно простой — нужно пройти все миссии игры на очень высокой сложности, уничтожить 5000 агрессоров и заполнить галерею на 100%. Именно эти трофеи являются местными столпами, все остальные 87% получаются при стремлении к ним.

Визуально игра выглядит симпатично, но не более того. Здесь слишком примитивное по своей проработке окружение и простейший дизайн противников, чтобы выставлять графику достоинством. Она нормальная, не раздражает глаза, но при этом тотально нишевая. В любой Senran Kagura или Valkyrie Drive детализация всего, в том числе моделей персонажей, заметно выше. Бюджетненько, словом. А вот технически тут всё прекрасно — ни тормозов, ни зависаний, ни вылетов, а загрузки радуют своей скоростью. Что совершенно неудивительно, учитывая минималистичность окружения и смешной (для современного трёхмерного экшена) объём приложения.

Присутствие Искандера в Fate/EXTELLA только в радость. А вот сражаться с ним в первые разы печально — этот танк не уступает по напору и агрессивности Лю Бу, не просто так носящему титул «Ходячая крепость»

Обзор Fate/Extella Link

В своё время мы упустили возможность рассказать о Fate/Extella: Umbral Star – занятной представительнице мусоу-жанра, дебютировавшей на PlayStation 4 и PlayStation Vita в 2017 году. Игра двухгодичной давности была отнюдь не идеальной, поскольку её сюжет местами был скомканным, а геймплей отдавал однообразием, но она сумела найти свою аудиторию благодаря любопытному лору, необычному сеттингу и целой ватаге колоритных персонажей. Разработчики из Marvelous внимательно изучили отзывы игрового комьюнити и приняли решение ни в коем случае не оплошать с релизом сиквела, подтянув каждый аспект прошлой части: увеличив ростер бойцов, добавив больше разнообразных миссий, активных и пассивных навыков и даже внедрив полноценную систему связей, позволяющую взаимодействовать со всеми разблокированными персонажами.

Впрочем, знающие люди сразу же отметят для себя, что, несмотря на косметические изменения, суть происходящего в Fate/Extella Link не изменилась ни на йоту и, вероятно, сделают для себя вывод о том, что японская студия просто-напросто побоялась пойти на какие-то кардинальные перемены, предпочитая передвигаться по проторенной дорожке. Для тех же, кто не знаком с серией, поясняем, что в мире Fate/Extella существует некое киберпространство, расположенное на Луне, в котором знаменитые исторические фигуры и фольклорные персонажи, то есть воины, философы, правители, а иногда даже маньяки (в числе которых кавайная версия Елизаветы Батори) существуют в виде могущественных цифровых сущностей, прозванных NPC. Игроки должны взять на себя роль командующего, чья основная задача заключается в том, чтобы навести порядок в киберпространстве, сея повсюду разумное и светлое. Даже если для этого придётся перебить кучу вражеских программ. Всё, как завещал в своём стихотворении Станислав Куняев: «Добро должно быть с кулаками. Добро суровым быть должно, чтобы летела шерсть клоками со всех, кто лезет на добро…»

Обзор Fate/Extella Link

Итак, сюжет Fate/Extella Link продолжает события предыдущей части. Война за Священный Грааль в виртуальном секторе SE.RA.PH, расположенном в суперкомпьютере под названием Лунное Ядро, завершилась, но, судя по всему, далеко не все готовы принять её результаты. Несогласные с новыми порядками NPC продолжили бороться за власть, однако настоящая угроза уже начала пускать свои корни, подавляя волю обитателей виртуального пространства. Почувствовав творящиеся в округе изменения, Альтера, возникшая вследствие гибели Сефара, без лишних слов покинула Рим, после чего тот подвергся атаке неизвестных. Отбиться от Агрессоров и других вредоносных программ друзьям поспешил помочь появившийся из ниоткуда Карл Великий. Он не только доложил героям о надвигающихся на Рим вражеских армиях, но и помог им эвакуироваться, предложив в качестве базы использовать единственную в своём роде летающую крепость.

Находясь внутри крепости, герои начали постепенно планировать вылазки и отвоевывать захваченные вражескими силами территории. В рядах захватчиков оказались обыкновенные NPC, попавшие под влияние сил Оракула и лишенные собственной воли. Астольфо, Скатах, Ланселот, Гавейн и многие другие обитатели Лунного Ядра пополнили ряды Медузы, Лу Бу Фенг Ксиана, Фрэнсиса Дрейка, Карны, Дария III и прочих мерзавцев, вроде генерала Жиля де Ре. Но кто же этот незнакомец, завладевший силами Оракула и покоривший большую часть сектора SE.RA.PH, не прибегая к массовой резне? Рекс Магнус Карл, которого ещё при жизни прозвали Великим. Да, может показаться, что враг уже втёрся в доверие к героям и теперь разрушает оставшиеся силы сопротивления изнутри, но это не совсем так. Очевидно, что жители Лунного Ядра стали свидетелями любопытного феномена, наблюдая за борьбой двух Карлов – будущего Великого Императора и молодого короля франков.

Обзор Fate/Extella Link

Хотя недоверие к Карлу будет постоянно то расти, то угасать, в зависимости от ситуации на поле брани, очень быстро станет ясно, что юный Каролинг не в восторге от своих перспектив, а потому он устремится во что бы то ни стало избавиться от порочащего его честь «альтер эго» и изменить свою судьбу. Но, даже имея в своих рядах таких могучих воинов, как Робин Гуд, Тамамо-но маэ, Безымянный и Нерон Клавдий, героям приходится не сладко. Талантливый верховный правитель, ставший причиной объединения большей части Западной Европы, не только переманивает на свою сторону NPC и создаёт Агрессоров, но и не брезгует использовать в бою «теневых слуг» – двойников величайших героев, которые практически ничем не уступают своим прототипам. Кстати, таких же слуг может призывать берсерк Ланселот, знакомый многим по Fate/Zero, предпочитающий скрываться под личинами других воинов и похищать неприятельских NPC прямо с поля брани.

Это уже не говоря о том, что злыдни обожают бомбардировать издалека самое уязвимое место в обороне противника – единственного оставшегося в SE.RA.PH живого человека, роль которого отыгрывает игрок, используя для этих целей специальные автоматизированные башни или умение Френсиса Дрейка обстреливать определенные сектора при помощи виртуальной флотилии. Иногда прихвостни Рекса Магнуса будут комбинировать артиллерийские залпы со способностями Медузы снижать боевую мощь вражеской армии, умениями Тамамо-но маэ делать дружественных офицеров бессмертными, тем хаосом, что обычно учиняют безумцы, вроде Дария III или Лу Бу Фенг Ксиана, и засадами, организованными мастером маскировки Ли Шевунем. Всё это обеспечивает высокое разнообразие целей и задач, которые предстоит выполнять в ходе боевых операций.

Обзор Fate/Extella Link

Юному Карлу и его товарищам предстоит не только приглядывать за своим Мастером, смерть которого может привести к развалу сопротивления, но и оборонять ключевые точки от волн неприятелей, перехватывать информаторов, пытающихся передать врагу разведданные, искать похищенных сопартийцев, сопровождать NPC, зачищать сектора от войск противника и делать массу других полезнейших действий. Ввиду того, что Fate/Extella Link – это яркая представительница жанра мусоу-игр, все поставленные перед игроком задачи – динамические, то есть никогда нельзя сказать точно, с чего уровень начнётся и чем закончится, поэтому нужно быть готовым ко всему, ни в коем случае не забывая про поручения соратников. Братья по оружию могут попросить выполнить заковыристое комбо, отвоевать ряд секторов за указанное время, нанести пару-тройку «Rush Attack», добить какого-нибудь особо крепкого злыдня в паре с дружественным NPC, задействовать несколько полезных предметов и так далее.

Воплощая в жизнь капризы NPC, игроки будут улучшать с ними отношения, постепенно усиливая связь. Чем крепче связь, тем выше шанс получить поддержку от друзей во время напряженного поединка, и тем больше количество пустых слотов откроется для установки «Install Skills». К тому же герои, которые чаще других оказываются на передовой, сражаясь с войсками Рекса Магнуса в компании боевых товарищей, гораздо охотнее приходят к ним на помощь. Жаль только, что заработанный в ходе боестолкновений опыт достаётся только одному заранее выбранному персонажу, а не распределяется между воинами, находившимися на поле брани, ввиду чего прокачивать героев приходится на индивидуальной основе. Да, в игре есть возможность поднять уровень персонажей за счёт накопленной валюты, но куда приятнее и логичнее было бы наблюдать вместо этой странной системы классическую партийную ролевую модель. К тому же накопленные средства всегда есть на что потратить.

Обзор Fate/Extella Link

Например, на «Mystic Codes» – набор предметов, привязанный к стрелкам PlayStation Vita, каждый из которых может пригодиться в той или иной ситуации. Чаще всего нам доводилось использовать предметы, повышающие защиту героев или исцеляющие находящихся поблизости персонажей. Благодаря им отпадала надобность бросать все дела и бежать на другой конец карты, чтобы выручить попавшего в беду соратника. Ответить на призыв о помощи, конечно же, рано или поздно придётся, поскольку аптечки лишь помогают выиграть немного времени, которого с лихвой хватит на то, чтобы закончить начатое, но не более того. Впрочем, среди предметов есть немало различных усилителей, которые на время повышают те или иные характеристики героев, вроде скорости или силы атаки. Так что каждый сможет подобрать себе «Mystic Codes» по вкусу. Важно помнить, что все наборы делятся на классы, обладают своей степенью редкости, а для их создания вам понадобятся не только рецепты, но и определенные ресурсы.

Обыкновенные рецепты добываются в ходе успешного завершения миссий, однако самые редкие – «Mystic Codes+» – выпадают только при получении наивысшего ранга «Ex». Для этого необходимо зачистить каждый сектор, нанести врагам наибольшее количество урона, выполнить определенное число комбинаций и уничтожить несколько тысяч супостатов (не забывайте, что речь идёт о представительнице мусоу-жанра, поэтому враги здесь гибнут целыми армиями). В качестве ресурсов для создания «MC» и «MC+» выступают так называемые сферы «Install Skills». Они делятся на три типа: атакующие, защищающие и поддерживающие, и могут быть либо израсходованы в местной мастерской, либо распределены между героями. Между миссиями игрок волен вставлять сферы в пустые слоты NPC, усиливая своих подопечных и затачивая их под определенные нужды. Расположенные рядом «Install Skills» одного типа усиливают эффект друг друга, что обязательно стоит учитывать при расстановке.

Обзор Fate/Extella Link

Все без исключения сферы выдаются в качестве награды за победу над врагами, а их количество варьируется в зависимости от числа выполненных второстепенных задач. Помимо «Install Skills» в игре существуют «Active Skills», которые можно применять непосредственно во время сражений. Каждый герой наделен тремя активными навыками, но по мере развития их число увеличится, появятся новые умения, которые можно будет привязывать к лицевым кнопкам консоли. Так, Нерон Клавдий способен на время усилить свои атаки, Тамамо-но маэ умеет исцелять себя и товарищей поблизости, а Карл Великий призывает мечи двенадцати паладинов, также известных как «Двенадцать равных», которые будут атаковать врагов с ним наравне. Все умения можно усовершенствовать, для этого необходимо применять их как можно чаще в ходе вылазок, одолевая вражеских офицеров, теневых слуг и NPC.

Шинкуя противников, игрок накапливает шкалу «Moon Drive», которая используется в двух случаях: многократно усиливает подопечного бойца, вводя его в состояние «драйва», или задействует особый навык «Drive Skill», который моментально опустошает полоску, позволяя нанести сокрушительный удар по фронтальной зоне. Успешно нанося один удар за другим, будучи в состоянии «драйва», герой поднимает уровень шкалы, отвечающей за «Noble Phantasm» – козырной карты каждого NPC, населяющего мир SE.RA.PH. «Благородный Фантазм» работает точно так же, как и «Drive Skill», то есть он расходует всю полоску разом, однако бьёт не по фронтальной зоне, а по всему сектору, оборачивая массивные разрушения в красивые кат-сцены. Благо, смотреть всякий раз, как тот же юный Каролинг призывает силу двенадцати паладинов и громит недругов, которым не посчастливилось оказаться с ним в одном секторе, вовсе не обязательно, поскольку любые ролики и диалоги в игре можно пропустить.

Обзор Fate/Extella Link

Полное прохождение сюжетной линии Fate/Extella Link займет примерно 15-18 часов на среднем уровне сложности. Изначально игрокам доступны только две сюжетные ветки, которые хоть и незначительно, но отличаются друг от друга. Однако самая интересная и изобилующая деталями ветвь открывается после прохождения первых двух: она прольёт больше света на истинную мотивацию Альтеры, введёт в игру новых персонажей и даже расскажет о судьбе нейтральных сторон конфликта. К примеру, об администраторе SE.RA.PH Архимеде – одного из самых интригующих героев этой серии. Кроме того, только здесь вам покажут, как двое злейших врагов, Карна и Арджуне, переходят на светлую сторону и вместе выступают против армии Рекса Магнуса.

Для тех, кому не хватило сюжетной кампании, сотрудники Marvelous подготовили режим «Extra Battle», где можно обнаружить ещё четыре десятка не связанных между собой миссий. Вошедшие в этот режим задания получились более разнообразными и, если так можно выразиться, драйвовыми, к тому же они идеально подходят для прокачки разблокированных персонажей, что не только является приятным бонусом, но и необходимостью, когда дело касается высоких уровней сложности. Более того, самые мощные и полезные навыки зачастую открываются только в этом режиме, что обязательно стоит намотать на ус тем, кто стремится создать свой непобедимый отряд NPC и подготовить его к встрече со сложностью «Very Hard». Знакомство с ней является обязательным условием для получения платинового трофея.

Обзор Fate/Extella Link

Визуальное оформление портативной версии может слегка отпугнуть тех, кто успел насмотреться на предрелизные трейлеры и скриншоты, сделанные при помощи PlayStation 4, поскольку Fate/Extella Link для PlayStation Vita не может похвастаться высокой детализацией, ну а всё то, за что может зацепиться взгляд игрока, а именно дизайн локаций и модели персонажей, бывает трудноразличимым из-за обилия спецэффектов. По этой же причине иногда случаются незначительные просадки частоты кадров, которые, несмотря на своё присутствие, нисколечко не мешают игровому процессу. Тем не менее, портативная Fate/Extella Link выглядит намного лучше, чем, к примеру, карманная Hyrule Warriors Legends, что, учитывая зашкаливающую динамику подобных проектов, является хорошим показателем.

Единственное, что может смутить – это стремление авторов повесить активацию «Moon Drive» и «Drive Skill» на сенсорный экран консоли. И при этом никто не скажет, что для перехода в режим «драйва» герою необходимо встать по стойке смирно, а игра вообще никак не отреагирует на неудачные попытки геймера воззвать к силам Луны. В ориентированных на экшен играх смещать кисть, теряя на время контроль над персонажем, кажется отнюдь не самой удачной затеей, потому как враги практически всегда стремятся воспользоваться заминкой и нанести ответный удар. Куда как логичнее бы прицепить это дело к какой-нибудь комбинации клавиш, вроде «L + O», как это было сделано в случае с «Noble Phantasm».

Обзор Fate/Extella Link

К сожалению, версия Fate/Extella Link для PlayStation Vita не может похвастаться наличием мультиплеера. Онлайн на карманной консоли от Sony, как известно, бесплатный, поэтому содержать сервера для портативной версии за «спасибо» не хочется никому. Зато сетевой режим есть в версии для PlayStation 4 и он, как нетрудно догадаться, соревновательный. Восемь игроков должны поделиться на две команды и выполнить ряд поставленных задач до того, как это сделают противники. Игроки вольны либо запустить быстрый матч, либо создать свою игру, предварительно установив нужные параметры (к примеру, указав число одинаковых NPC, которые могут одновременно находиться в одной команде, или выставив время до завершения матча). Если живых игроков недостаточно для начала раунда, пустые места заполнит искусственный интеллект. В целом, отсутствие мультиплеера в версии для PS Vita – это не большая потеря, особенно для тех, кто не планировал объединяться с друзьями для создания сильной и конкурентоспособной команды, потому как местный сетевой режим рассчитан именно на такой тип игры.

Итог: Если вы являетесь фанатом серии Warriors и вам хотелось бы опробовать нечто отличное от привычного сеттинга древней Японии, то Fate/Extella Link – это именно то, что вам нужно. Вторая попытка Marvelous совладать с жанром ощущается куда более приятной для восприятия, чем Fate/Extella: The Umbral Star, поскольку в сиквеле улучшилось всё, что было представлено ранее: сюжет, миссии, количество персонажей, пассивные и активные навыки. Это уже не говоря о ряде нововведений, вроде системы связей. Хотелось бы, чтобы в будущем разработчики внедрили больше разноплановых локаций, поскольку нынешние практически в полном составе переехали из предыдущей части, а также встроили возможность формирования партии, дабы можно было воевать бок о бок с другими NPC и совершенствовать нескольких персонажей одновременно. Если японцы продолжат прислушиваться к игрокам, то, возможно, на рынке появится ещё одна долгоиграющая серия мусоу-игр, которая сможет пошатнуть монополию Koei Tecmo на этом поприще.

А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.


В конце недели на европейские и отечественные прилавки поступит игра Fate/EXELLA: The Umbral Star для PlayStation 4 и PlayStation Vita — новый musou-экшен, сконструированный на основе вселенной Fate и игровых наработок боевых игр серии Senran Kagura. Только в отличие от последней и недавней Valkyrie Drive, в этой игре Marvelous озаботились классическим для жанра подходом: нас ждёт завоевание локаций, многократные битвы с боссами и прочие прелести, присущие musou-играм, своеобразным семечкам игровой индустрии.

Поскольку проект представляет собой разработку на основе крупной и достаточно популярной серии, позволю себе сделать небольшое и несколько отвлечённое вступление. Некогда кружок по интересам Type-Moon, даже не компания или студия, создал собственную любительскую визуальную новеллу, назвав оную Fate/Stay Night, а целевой аудиторией выбрав парней в возрасте от 16 лет. История была банальной в своём корне, но благодаря харизматичным персонажам и своеобразной вселенной, выстрелила и стала набирать популярность — по ней было снято аниме, вышел сиквел, стали печататься фанфики, додзинси и официальные книги, в частности Fate/Zero — предыстория.

Почему же возрастное ограничение было 16+? Этот моментик будет важен и для данного обзора. Оригинальная Fate/Stay Night была игрой со сценами сексуального характера, в ней игрок мог развить отношения между главным героем и героиней до максимальной, так сказать, точки. В каждом из «рутов» (всего в игре было три сценария).

С ростом популярности франшизы стали создаваться самые разные её ответвления, новые истории и прочие прелести. В разных форматах. И сейчас перед нами именно такой продукт — независимая от общего потока, но вписывающаяся в него игра Fate/EXTELLA, события которой развиваются на Луне, где человечество открыло уникальный артефакт — Moon Cell, чертовски мощный компьютер, способный фактически воссоздать мир в виртуальном виде. Что очень кстати, потому что реальность катаклизмы не пощадили.

Главные героини трёх кампаний и основные слуги, вокруг которых вращаются события. Именно с ними игроку суждено провести больше всего игрового сюжетного времени, особенно с первой — Сейбер Неро или Сейбер Экстра, игривой ипостасью Клавдия Нерона, известного римского императора.

Мы играем роль хакера, который должен спасти остатки мира, победив некое титаническое существо, раз в 14 тысяч лет прилетающее к Луне и уничтожающее всё на своём пути. Наша битва происходит в уникальном окружении — виртуально созданном мире, куда призваны так называемые «слуги», герои разных времён с выдающимися способностями. Всего в игре таких героев шестнадцать и все они становятся доступны игроку по мере прохождения кампаний. Прогресс в проекте построен так, что мы должны пройти несколько арок, показывающие события с разных перспектив, а затем откроется четвёртая и завершающая — она-то и подведёт итог истории.

Но игра на этом не заканчивается. Как свойственно любому musou-экшену, Fate/EXTELLA имеет в запасе огромное количество дополнительных заданий, завязанных на второстепенных персонажах. Своя мини-кампания есть у каждого (кроме трёх основных) героя, и она обладает собственным небольшим сюжетиком, ещё больше детализирующим основные события игры. Иногда раскрывая интересные стороны героев. Правда, один момент меня крайне удивил и даже озадачил — в игру перекочевало несколько персонажей из оригинальной Fate/Stay Night, такие как Сейбер Артурия, Райдер, Лансер и Арчер. Личности всех, кроме последнего, так или иначе раскрываются во время основного сюжета, или при прохождении второстепенных историй. Но личность Арчера остаётся за кадром, он вновь пытается корчить из себя скрытного шпиона. Откровенно говоря, это несколько странно — персонаж популярен, его личность однозначна и можно было круто обыграть его встречу с Артурией. Но не случилось.

Вообще, говорить о том, что можно было бы сделать в Fate/EXTELLA, но чего разработчики не сделали, я могу довольно долго. Но большинство из этих претензий будут просто придирками с претензией на близкое знакомство с франшизой. Мне очень не понравилось, как разработчики прописали диалоги и события, хотя основной сюжет игры достаточно хороший — всё-таки за него отвечал сам Насу. Он ли писал все диалоги? Я не знаю. Но тот, кто их писал, сильно схалтурил. Как я уже сообщал выше и подчёркивал, что это будет важно, Fate изначально серия с эротическим и сексуальным подтекстом. Отношения между слугой-героем и призвавшим его мастером нередко допускают интим, сильную привязанность и даже фанатичность. С обеих сторон. Здесь же это возвели в какой-то опошляющий абсолют, когда от игривой в сущности Сейбы Неро и развесёлой Тамамо-но Мае через слово мы слышим/читаем какой-то сексуальный подтекст. Выглядит и воспринимается диковато. Всему должны быть какие-то разумные рамки, а здесь их нет.

Впрочем, рамки потеряны не только по части сильной сексуализации отдельных персонажей. Когда начинаешь загружать игру, её небольшой объём моментально бросается в глаза, и уже спустя несколько часов понимаешь, почему проект занимает на PlayStation 4 меньше трёх гигабайт места. Контента в нём вроде бы и много, но весть он создан через секс кроликов заветную комбинацию «copy -> paste». Арены заданий постоянно повторяются, всего их в игре наберётся десятка полтора, разновидностей врагов тоже немного, а их дизайн примитивный до коликов в животе. Он оправдан сюжетом, ведь мы сражаемся против созданных защитными программами «вирусов», но… это слабое оправдание зашкаливающему однообразию всего, от врагов и до окружения.

На статистику в этой игре не влияет самый отвратительный параметр, который зачем-то многие в такие статистики суют — время. И это просто праздник какой-то!

Но есть у игры и сильные стороны, которые способны держать её на плаву и придавать проекту кое-какую ценность в глазах игровой аудитрии. Игровой процесс тут типичен для любого musou-экшена — мы молотим в фарш тысячи врагов, попутно уничтожая боссов и захватывая территории, да вот только с небольшой выдумкой, влияющей на динамику: в отличие от любых Warriors, враги в Fate/EXTELLA очень агрессивны и постоянно пытаются наши территории отжать, зачастую довольно успешно, потому что довольно сложно (особенно на сложности «very hard») защищать одновременно три-четыре территории от наплыва противников. Ведь нужно не просто вымесить тысячу-другую мелких сошек, но и уничтожить так называемых «Агрессоров», своеобразных вирусных военачальников.

Бои против обычных врагов и агрессоров очень интенсивны, но в то же время и скоротечны, особенно когда играешь полюбившимся персонажем, прокачав его до 70+ уровня. В моём случае это Сейбер Экстра (Неро). Однако, даже с таким уровнем и хорошими установленными навыками не каждая миссия будет простецкой. Это обеспечивают боссы — другие героические души, призванные лунным суперкомпьютером: Гальгамеш, Лю Бу, Кухулин, Арчер, Артурия, Элизабет Батори, Искандер, Ли Шувен, Гавейн, Альтера, Тамамо-но Мае, Архимед, Карна, Медуза и Жанна д’Арк. Битвы с ними гораздо интереснее сражений с обычными врагами, потому что они представляют какую-никакую, но угрозу — применяют специальные атаки, могут прибегнуть к благородному фантазму и моментально убить неподготовленного игрока. Каждый из слуг уникален и обладает собственным набором приёмов, благодаря чему битвы ощущаются по-разному. В первый-второй раз. А дальше привыкаешь и однообразие накрывает с головой.

На снимке по середине вы можете увидеть результат выполнения так называемых побочных заданий, которые представляют собой запросы-условия от различных слуг. Выполнив оные — убить пару тысяч врагов, провести комбинацию из 1800 ударов за определённое время или при уровне здоровья не ниже 70%, скушать несколько хлебушков, выпить пару-тройку бутылок саке и тому подобные — мы повышаем уровень привязанности к слугам. Это самый простой способ быстро прокачать всех персонажей, особенно в режиме «Free Battle».

Раз уж я назвал всех включённых в игру слуг, хочется отметить несколько моментов с ними связанных. Во-первых, это идиотское условие открытия доступа к Артурии — нужно на определённых картах, где в списке запросов от героев присутствует скрытый персонаж «. », в определённых же локациях съесть 5-10 кусочков хлеба, выпадающего из врагов. Тогда появляется Артурия и её нужно победить. Всего таких мест в игре четыре, если вы охотитесь за платиной — нужно пройти их все. В японской версии, читал, ещё было условие призыва Артурии в 15:00-16:00 (чайное время в Британии), но с обновлением 1.02, которое вшито в западный релиз, эту дурость убрали.

Во-вторых, мне откровенно не нравится кастинг героев, а конкретно некоторые позиции, потому что в Fate есть гораздо более интересные персонажи, которые лучше подходят на те же самые роли. Например, роль отведённую Архимеду намного лучше сыграла бы Медея — она более коварная и интересная личность, способная на очень интересные козни ради достижения своей цели. На месте ассасина Ли Шувена определённо лучше смотрелся бы Сасаки Коидзиро или Хассан ибн Саббах — с первым можно было обыграть несколько интересных нюансов, а второй был бы крутым противником, учитывая его «девятнадцать ликов». А вот Ли Шувен не только не интересный противник, но и его боевой стиль совершенно не вдохновляет. Кстати, эти претензии как раз из той самой категории личных придирок, что упоминалась выше…

В игре есть по два костюма у персонажа, базовый и дополнительный, открываемый за прохождение сюжетной кампании или дополнительной арки (в случае второстепенных слуг). И вот странность — у Сейбы Экстры есть какой-то странный «королевский костюмчик», хоть и симпатичный, вместо прекрасного облика Сейбер Брайд (на арте) в латексном свадебном костюме. Где справедливость, претор?

Сражаясь с агрессорами и боссами, мы получаем опыт для прокачки героев (обычные враги дают мизерное его количество), а также ценные предметы: устанавливаемые навыки и материалы для крафта экипировки. «Install Skills» — категория очень полезных навыков, при помощи которых можно усилить своего персонажа, увеличить его защиту, обеспечить больший приток опыта или более частое выпадение предметов, защититься от стихийной магии и ловушек. Под каждую миссию можно подбирать навыки индивидуально, или же определить наилучший набор для вашего стиля. Лично я сделал упор на защиту и даже на «very hard» заканчиваю миссии с уроном в районе 0-2 единиц. Исключение, если попался в стихийную ловушку, тогда может быть и несколько сотен полученного урона. Аксессуары, они называются «Code Cast» — это наборы программного обеспечения, которым оперирует мастер, обеспечивая своему слуге различные бонусы — временную защиту, повышение атаки, мгновенный переход в усиленное состояние и так далее.

Новые рецепты для создания программного обеспечения мы получаем за выполнение разнообразных условий: прокачку уровня привязанности к слугам до 30 уровня, прохождение миссии на ранг ЕХ и прочие. Так что, если вы нацелены на получение платинового кубка, несмотря на отсутствие конкретного трофея за прокачку уровня отношений со всеми слугами до 30, вам всё равно придётся это сделать, потому что есть в игре трофей за 100% галереи и сбор всех «Мистических кодов», рецептов для создания Code Cast’ов. Муторный здесь путь к платине, хоть и откровенно простой — нужно пройти все миссии игры на очень высокой сложности, уничтожить 5000 агрессоров и заполнить галерею на 100%. Именно эти трофеи являются местными столпами, все остальные 87% получаются при стремлении к ним.

Визуально игра выглядит симпатично, но не более того. Здесь слишком примитивное по своей проработке окружение и простейший дизайн противников, чтобы выставлять графику достоинством. Она нормальная, не раздражает глаза, но при этом тотально нишевая. В любой Senran Kagura или Valkyrie Drive детализация всего, в том числе моделей персонажей, заметно выше. Бюджетненько, словом. А вот технически тут всё прекрасно — ни тормозов, ни зависаний, ни вылетов, а загрузки радуют своей скоростью. Что совершенно неудивительно, учитывая минималистичность окружения и смешной (для современного трёхмерного экшена) объём приложения.

Присутствие Искандера в Fate/EXTELLA только в радость. А вот сражаться с ним в первые разы печально — этот танк не уступает по напору и агрессивности Лю Бу, не просто так носящему титул «Ходячая крепость»

Читайте также: