Настольная игра стамбул обзор

Обновлено: 02.07.2024

Хоть эта игра и посвящена вроде как турецкому базару, но для меня это симулятор гонок по базару на тачках. И я не шучу! Что и постараюсь доказать в обзоре, который вы сейчас читаете.

Стамбул поставляется в достаточно большой коробке, в которой вы найдете большие планшеты города, планшеты игроков, выполненные в виде телег, маленькие карточки бонусов, жетона спроса и мечетей, памятки, красивые красные рубины, шестигранные кубики, а также много деревянных простых кубиков и фишек.

Когда игра только появилась в продаже после сбора денег на краудфандинговой площадке, было много нехороших отзывов о качестве игры. Смею вас уверить, что теперь с комплектацией игры все в полном порядке. Я пытался найти что-нибудь, к чему-нибудь можно предъявить претензию, но так и не нашел. Все хорошо выдавилось, краска не облазит, рубины сверкают, в общем, все отлично.

Ход игрока состоит из 4-х фаз, 2 из которых вы будете делать практически всегда, а другие 2 только иногда.

Практически в любой момент игры можно сыграть сколько угодно карт бонусов, которые у вас есть. Эти карты дают много разных полезных штук: 1 товар на ваш выбор, увеличение передвижения на один ход, выполнение 2-х подряд действий одного тайла города, 5 монет и т.д.

Игра завершается тогда, когда один из игроков наберет 5 рубинов (или 6, если играть вдвоем) и ход дойдет до игрока с жетоном первого игрока. Побеждает игрок, набравший больше всего рубинов. В случае ничьей проверяется количество монет, товаров и карт бонусов.

В первую очередь меня пугало то, что в игре много тайлов мест, которые можно посетить. Каждое место уникальное, и нужно прежде, чем ходить, все детально взвесить. Механика передвижения мне показалась какой-то мутной. В других играх я такое пока не встречал, поэтому не знал, чего можно ожидать от стопки фишек. К счастью, мне мои опасения были напрасны. И движение, и свойства тайлов отлично себя показали. Мне было интересно принимать решения.

Первая партия у вас в любом случае будет обучающей. Сперва важно понять принцип игры, связанный с перемещением фишек. У нас в свой ход очень долго забывали брать или оставлять фишку. Переместились и все, стали, а потом вспоминай, забыл ты оставить фишку или нет. Само передвижение мне показалось похожим на пружинку, которая растягивается до какого-то момента, а потом назад стягивается. Оставляя фишку на тайлах, вы растягиваете пружину, но помните, что рано или поздно придется возвращаться назад. И это очень клевая штука! Очень часто получается, что фишек помощников не хватает в самый ответственный период, когда нужно продвинуться дальше, а нечем.

Все было бы очень легко и просто, если бы в игре не было взаимодействия. К сожалению, встреча на тайле с другими купцами сулит тратой денег. Вам очень хотелось нагрузить телегу специями, но на склад со специями неожиданно приперся другой игрок, которому придется заплатить 2 монеты. А дарить другим монетки очень не хочется, поэтому может лучше попробовать сходить на другой какой-нибудь тайл.

Сперва действительно вас может сбить с толку большое количество разных тайлов. Дело в том, что раскладывать их можно как угодно (в правилах есть 3 подготовленные раскладки, но можно и выкладывать тайлы как вам захочется), поэтому в каждой игре вы можете прокладывать разные выгодные пути. В первой партии не совсем понятно, куда лучше идти и в чем разница между, например, почтой и чайханой. Все кажется одинаково интересным и полезным. Но эта путаница будет только в первой партии. Ко во второй партии я уже четко понимал, что нужно делать в этой игре, и проблем с выбором тайлов у меня не было.


В Стамбуле мне понравилась довольно низкая роль удачи, хотя это, наверное, и странно, так как я люблю умеренный рандом. В этой игре нельзя винить во всем случайность, т.к. она заключается разве что только в приходе карт бонусов и очередности хода игроков. По поводу карт все понятно, а с очередностью фишка заключается в том, что первому проще добежать туда, куда хочешь. Но и стартовых монет у него зато меньше, поэтому вроде как баланс в игре соблюдается. Ах да, забыл, что на некоторых тайлах нужно бросать кубик, и ты можешь или получить много-много монет, или только две монетки. В остальном же все просчитывается. Мне кажется, что таким и должно быть настоящее хорошее евро.

Арт в игре приятный, мне он сразу понравился. Много ярких цветов, от иллюстраций идет позитивная энергия, фишки приятно держать в руках. Мне очень понравилось, как сделаны планшеты телег. У них есть отверстия, в которые вставляются расширения. Смотрится это довольно интересно. Рубины тоже клевые, но такие камешки мы уже могли видеть во многих других играх (например, в Ascension). На мой взгляд, игру оформили хорошо, художник молодец.

Но хватит о плюсах, давайте и подумаем о минусах, которые тоже есть в Стамбуле.

Стамбул практически не дает возможности догнать лидера. Если игроки позволили другому игроку вырваться вперед на 2-3 рубина, то догнать его будет нереально. В сети можно найти обсуждение стратегии, кому первому удалось прокачать телегу, тот и выиграл. В принципе, это имеет место быть, но только в том случае, когда другие игроки спят в шапку. Действительно, если ты первый прокачал телегу, то у тебя не будет проблем с товарами и деньгами, т.е. проще будет ходить к султану и торговцу самоцветами. У меня были такие партии, когда одному игроку удавалось сразу после прокачки телеги взять еще 2 рубина, в то время как у других игроков был всего 1 рубин. Каким образом можно затормозить лидера? На мой взгляд, никаким.

Несмотря на то, что Стамбул мне очень понравился, я в него стараюсь не играть часто, т.к. реиграбельность у него не шибко большая. Мне, как опытному настольщику, не хватает инструментов для привлечения разнообразия в игре. Да, можно по-другому собрать тайлы города, можно воспользоваться дополнительным правилом с белой фишкой в стопке купца, которые предлагают правила для опытных игроков, но если играть часто, то игра быстро надоест, как мне кажется. И если у вас нет дополнений, то это будет немного грустно. Дополнений правда очень хочется. Даже подумываю, а не взять ли мне оригинальные допы (пускай там даже карты бонусов отличаются по оттенку на рубашках). Режим на пятерых игроков мне пока еще дает тот самый свежий воздух, т.к. в нем много разных случайных встреч с чужими фишками. А вот режим на 2-3 игрока, боюсь, приведет к однообразию партий.

Блог про настольные игры без правил: только впечатления, мысли и фото

• Письма — пара десятков тайлов с печатями, которые можно получить несколькими разными способами и у которых может быть два применения:

IMG_4047.JPG

Самое интересное нововведение этого дополнения. Мало того, что ещё один способ добычи рубинов, а их чем больше, тем интереснее, так ещё и супер-ценные вторые ходы. А опытные игроки знают, что часто в нужный момент один ход может решить исход партии.

Я люблю письма и стараюсь не упускать их из виду, а вот муж стабильно игнорирует. И вот во вчерашней игре я аж два рубина получила за письма и так победила :) И получить за них рубины кажется проще, чем за товары или деньги или даже кофе.

• Новые тайлы:

  • Киоск — моя любимая локация в этом дополнении. Заходя туда, вы получаете одно письмо за просто так и ещё возможность получить два каких-то случайных бонуса, при этом каждый соперник тоже получит по одному бонусу.

IMG_4046.JPG

  • Посольство — возможность получить сразу два письма.
  • Секретное общество — вот где можно продавать письма за рубины. Вам ещё и приплачивают деньгами за секретную информацию: и кто первый пришёл, тот получит больше (3-2-1 монеты соответственно).
  • Аукционнный дом — на двоих довольно непонятная локация, по крайней мере пользуемся ею гораздо реже остальных. Там можно сразу получить какой-то товар и поторговаться за 2 случайных бонусных карты.
  • Катакомбы — используется только в режиме Гранд Базар (т.е. игра с обоими дополнениями). Даёт один любой товар, включая кофе, и позволяет перенести торговца и помощников в любое место на карте, но действие тайла, на который ты приходишь, ты выполнить не можешь. Хорошо работает, если выпадает где-то рядом с Фонтаном/Кебабной, потому что позволяет собрать людей и сразу скакнуть куда-то в другой конец, иначе используется нечасто.

• Подмастерье — дополнительный торговец, который может самостоятельно выполнять действия локаций, не требуя помощников. Но ходит только на один шаг за раз. Плюс с начала игры мы его не можем нанять, только после того, как первый раз соберём всех помощников обратно на Фонтане.

Очень полезный и крутой чувак, может работать параллельно с основным торговцем в другой части карты и помогать делать всё гораздо быстрее. Самая проблема с ним обычно — понять где и в какой момент его правильно высадить :)

IMG_4087.JPG

Вот вчера я им воспользовалась ооочень удачно, получив благодаря ему, наверное, половину рубинов. Отличное нововведение, особенно для режима Гранд Базар, где просто физически не успеваешь всюду добираться.

• Торговец письмами на манер торговца кофе или губернатора, а также новые бонусные карты. Про это много не скажу, ибо добавления маленькие, но карточки есть очень интересные.

Я слышала очень разные мнения по поводу второго дополнения. Кто-то говорит, что оно гораздо хуже и нужно только для режима Гранд Базар, кто-то, наоборот, называет его лучшим из двух.

pic3160366_lg

• Оно приносит меньше дополнительных способов получения рубинов.

IMG_4042

• Новые тайлы не такие интересные и у них меньше возможностей.

Только Киоск интересен, и то больше мне, чем остальным, с кем я играла. Аукционный дом мы до сих пор за пяток партий так и не распробовали толком.

Есть Таверна, где не только можно купить за бакшиш рубин, но и получить дополнительное умение: двигаться на любое количество клеток по горизонтали и вертикали — это очень полезно, особенно в Гранд Базаре; и второе — не платить губернатору, торговцу кофе и т.п. за то, что от них получаешь. Это действие пользуется меньшим спросом, но тоже хорошее. А ещё есть барьер, который можно выставить где-то на поле, и только ты сможешь через него прыгать + сразу сделать действие одного из примыкающих тайлов. Правда, по какой-то непонятной причине этой штукой за всю историю наших игр мы воспользовались только однажды! Ибо чаще всего кофе в Таверне хочется тратить на бакшиш, чтобы получать рубины. Но в тот раз, когда мы им воспользовались, это было очень больно для соперника (меня :)).

DSC01302 copy

Гранд Базар

Вчера в нашей игре я получила 1 рубин у Султана за товары, 1 рубин за бакшиш, 1 рубин в мечети за два бонусных тайла, 1 рубин у торговца драгоценностями за деньги и 2 рубина за письма. Муж же получил 2 рубина за бакшиш, 1 рубин за тележки, 1 рубин за деньги (а потом я победила :). И ведь ещё остаётся кофейный домик, вторая мечеть и всё это в любых комбинациях в зависимости от того, как лягут тайлы на поле!

IMG_4857.JPG

Кроме того раскладка тайлов тоже каждый раз максимально разная. И с увеличением расстояния усложняются стратегии, потому нужно ещё сильнее продумывать, куда и когда идти. Головоломства добавляется на порядок.

Но Гранд Базар, несомненно — это игра только для продвинутых игроков и новичков бы я 100% не стала ему обучать. Уж больно много всего тут и голова явно пойдёт кругом. Но с бывалыми игроками это самый лучший режим на мой вкус. Хотя муж после первых пары игр говорил, что для него как-то слишком много всего, и я его понимаю.

Что мне больше всего не нравится в этом режиме, так это то, как увеличивается время раскладки, причём сократить его нельзя никак: сначала раскладываются все тайлы, потом на них рубины и так далее и сделать это быстрее можно только в несколько рук. Одна я обычно раскладываю в переделах 10 минут.

Но в целом количество возможностей и стратегий для меня всё-таки перевешивает эти существенные минусы, поэтому в последнее время вдвоём с мужем мы играем только в Гранд Базар.

IMG_5185.JPG

Игра вдвоём

Кстати, об игре вдвоём, я уже говорила про хоумрул, когда нейтральных торговцев мы двигаем сами вместо того, чтобы бросать за них кубики. С этим правилом я теперь даже люблю дуэли больше, чем игры с большим количеством игроков, как ни удивительно! Проще следить за одним соперником, проще противодействовать, напряжённее и даже интереснее соперничать с тем, с кем сыграл уже десятки раз.

Промо тайлы

Я уже рассказывала, как распечатала два промо-тайла: Pegasus Depot и Кебабную, которой в моём иностранном издании не было. Кебабную мы используем всегда, хотя на удивление её альтернативным свойством практически ни разу не воспользовались.

f6cd2-16230181_1278820488879275_278593229748699136_n

Pegasus Depot тоже берём всегда, когда играем сами, а не с новичками. Мне очень нравится, что в зависимости от броска кубиков ты чаще всего сам можешь определить, какую награду тебе получать. И особенно нравится то, там можно получить кофе или письмо. Этим тайлом мы стабильно пользуемся по нескольку раз за игру. Хорошая штука.


В этом году немецкая награда "Игра года для опытных игроков" (Kennerspiel des Jahres) досталась игре европейского стиля Istanbul. Дмитрию Шугаеву довелось сыграть в эту настолку, и теперь он рассказывает, что это за игра такая и как она смотрится по сравнению с другими претендентами на "Игру года".

Думал её в Германии купить, когда изучал ассортимент издательства Pegasus, но уже в магазине увидел размер коробки и передумал)

По правилам годная игрушка. Согласен

И этот же человек купил через несколько дней в Праге корбку с Терра Мистикой ))

@Pilot63 1000 рублей экономии всё-таки и из Вишлиста) Да и, как оказалось был прав. Терра просто супер, а Стамбул даже Конкордия переплюнула судя по твоему отзыву.


В этом году немецкая награда "Игра года для опытных игроков" (Kennerspiel des Jahres) досталась игре европейского стиля Istanbul. Дмитрию Шугаеву довелось сыграть в эту настолку, и теперь он рассказывает, что это за игра такая и как она смотрится по сравнению с другими претендентами на "Игру года".

Думал её в Германии купить, когда изучал ассортимент издательства Pegasus, но уже в магазине увидел размер коробки и передумал)

По правилам годная игрушка. Согласен

И этот же человек купил через несколько дней в Праге корбку с Терра Мистикой ))

@Pilot63 1000 рублей экономии всё-таки и из Вишлиста) Да и, как оказалось был прав. Терра просто супер, а Стамбул даже Конкордия переплюнула судя по твоему отзыву.

Читайте также: