Mount and blade 2 bannerlord обзор

Обновлено: 06.07.2024

Первую часть Mount & Blade физик-математик Армаган Явуз и его супруга Ипек собрали буквально на коленке. Проект был рисковым, поэтому издатель нашёлся далеко не сразу; поначалу разработчики просто выложили бета-версию в открытый доступ прямо на своём сайте. Вокруг проекта быстро образовалась фанбаза, а через некоторое время супругов Явуз взяло под крыло издательство Paradox Interactive.

В 2012 году разработчики анонсировали сиквел — Mount & Blade II: Bannerlord, — и поклонники замерли в ожидании. Знали бы они, насколько оно затянется! Только этим летом авторы привезли на gamescom демоверсию второй части и объявили, что игра появится в раннем доступе в марте 2020 года.

Самое время разобраться в том, как выглядит Mount & Blade II спустя семь лет после анонса.

Такой себе лорд

Действие сиквела происходит на Кальрадии — вымышленном континенте, раздираемом войной между несколькими фракциями. Как и в предыдущей части, мы начинаем игру безродным оборванцем: меч есть, и то хорошо. Именно им мы и будем прорубать дорогу на верхушку пищевой цепочки. А вот где окажется эта самая верхушка, решать вам, авторы не ставят перед игроком конкретных целей. Хотите — грабьте караваны и не лезьте в большую политику, хотите — попытайтесь свергнуть какого-нибудь монарха.

В одиночку этого, конечно, не добиться, но большое войско вот так, с порога, вам никто не даст — сначала придётся научиться сражаться самому. Благо система прокачки в игре довольно гибкая и продуманная: убьёте полсотни противников древковым оружием — получите очко умений, которое можно вложить в один из перков. Это может быть как пассивный навык (увеличение урона в верховом бою), так и активный (возможность оттолкнуть врага, если тот закрывается щитом). Улучшение ещё и заполняет шкалу прогресса — как только ползунок достигнет 100%, вы перейдёте на новый уровень и получите очки фокуса. Их же, в свою очередь, надо вкладывать в навыки: так вы будете быстрее накапливать опыт и, соответственно, получать новые перки.

Первый взгляд на Mount & Blade II: Bannerlord. Боевой конь и тысяча мечей

Но каким бы способным воином вы ни были, выжить в Кальрадии одному довольно сложно: вскоре вам понадобится своя армия. Для этого надо налаживать отношения с NPC в поселениях, выполняя их задания, и выпрашивать себе наёмников из числа деревенских жителей. Поначалу их будет всего парочка, потом, когда накопится достаточно денег и влияния, можно собрать отряд уже из десятка человек и поступить на службу к лорду. Несколько грандиозных побед — и вот вы у руля небольшого войска, а там, глядишь, король подарит крепость и титул в придачу.

Однако Mount & Blade — игра про возможности, так что зарабатывать на жизнь честным путём необязательно: на контрабанде и грабежах тоже можно неплохо нажиться. Только помните, что мелкие преступления грозят штрафом, а за разбой можно и на плаху угодить — в этом случае персонаж не возрождается, а умирает навсегда. Правда, если вы успели завести семью, можно продолжить игру за родственников: разработчики добавили в игру систему династий. Во второй части герои смогут заводить отношения и обзаводиться потомством, наследующим черты обоих родителей. А когда дети подрастут, их можно обучать и тренировать (правда, пока неясно, каким образом), чтобы получились достойные продолжатели рода.


Лошадям уделили особое внимание: они отличаются не только внешне, но характеристиками

Средневековая реконструкция

Когда вы продвинетесь по социальной лестнице, местечковые разборки сменятся масштабными баталиями — и как раз на этом этапе раскрывается больше всего новых механик. Во-первых, разработчики изменили систему набора рекрутов: вам по-прежнему нужно ездить от деревни к деревне в поисках новобранцев, но выстраивать отношения придётся не с самим поселением, а с определёнными жителями — местными «видными деятелями» (на английском их называют «notables»). Они-то и будут поставлять вам новобранцев. Причём каждый видный деятель предлагает разные типы войск: лучники, кавалерия, рыцари и так далее. и чем лучше у вас отношения с такими NPC, тем более прокачанных солдат те предложат.

Первый взгляд на Mount & Blade II: Bannerlord. Боевой конь и тысяча мечей

Во-вторых, улучшили поведение ИИ в бою. Раньше армия противника либо бросалась в лобовую атаку, либо отсиживалась, ожидая нападения, и при этом не учитывались ни ландшафт, ни допущенные игроком ошибки. Теперь же искусственный интеллект работает на нескольких уровнях: на глобальном он оценивает всё поле боя, планируя ход сражения, а на уровне подразделений контролирует формации и отдаёт приказы. А выполнять их или нет — решает отдельная система, отвечающая за каждого отдельного воина. Разработчики уверяют, что ИИ будет обладать ровно теми же инструментами, что игрок, и не сможет жульничать. Так битвы должны стать более реалистичными.

Похожим образом доработали осады крепостей и замков: исход этих операций зависит не от численного перевеса, а именно от вашей стратегии. Например, если вы торопитесь и уверены в превосходстве своей армии, можно с ходу начать штурм и подкатить к стенам осадные башни. А можно поберечься, построив катапульты, и долгое время обстреливать твердыню издали, чтоб вымотать противника. Если же вы печётесь о своих воинах и предпочли бы вообще обойтись без потерь, попробуйте взять замок измором: отрезайте пути снабжения и ждите, пока враг не капитулирует.


Игроки смогут не просто отдавать приказы, но и самостоятельно палить из катапульт по вражеским укреплениям

Профессионалы думают о логистике

Осада замка вообще требует тщательного планирования: его ведь нужно не только захватить, но и удержать! Да, сегодня вы победили и пируете в тронном зале, но уже завтра у стен крепости поднимутся новые вражеские флаги. И если у вас не осталось ресурсов на ещё одно сражение, шансы отбить атаку противника стремятся к нулю.

Поэтому перед каждой военной кампанией следует позаботиться о логистике и припасах. Так, маленькому отряду, возможно, вообще не понадобится еда: подстрелят утку по дороге, и хватит. Небольшое войско сможет утолить голод вблизи ферм или в деревнях. А вот вслед за полноценной армией надо тащить фургоны с продовольствием, дополнительных лошадей и инструменты для строительства осадных орудий.

Первый взгляд на Mount & Blade II: Bannerlord. Боевой конь и тысяча мечей

Разработчики также рассказали, что в Mount & Blade II будет более продуманная система торговли и ресурсов. Как и раньше, каждое поселение производит определённые типы товаров (их может быть сразу несколько в зависимости от построек), но теперь у городов есть внутренний бюджет. На эти деньги, в зависимости от количества населения, закупаются еда, оружие и другие ресурсы, дающие поселению бонусы. Например, большие запасы еды увеличат число магазинов; будет много дешёвой брони и оружия — вырастет количество ополченцев. А если потратиться на экипировку подороже, усилится гарнизон.

Экономику стараются сделать предельно «живой»: города будут торговать друг с другом, обмениваясь нужными ресурсами, а цены — динамически падать и подниматься в зависимости от спроса и предложения. В поселении может быть сразу несколько одинаковых предприятий, причём одно будет принадлежать, например, вам, а другое — местному лорду под управлением ИИ. Избавиться от конкурента можно сразу несколькими способами: например, понизить цены в своём магазине, чтоб враг остался без покупателей и не смог платить жалованье своим солдатам. Вы заработаете меньше, зато враг через какое-то время останется совсем без защиты. Но можно, конечно, обойтись и без интриг — всегда есть простой вариант: грабить караваны неугодного соседа.

Первый взгляд на Mount & Blade II: Bannerlord. Боевой конь и тысяча мечей

Если разработчики и вправду реализуют всё, что наобещали, нас ждёт масштабная и проработанная игра про средневековье — не зря же над ней трудятся столько времени. С другой стороны, авторы до сих пор неохотно делятся подробностями о проекте и даже в закрытой бете дают тестировать лишь мультиплеер.

Заявку на бета-тест можно подать на официальном сайте студии TaleWords — по словам разработчиков, он продлится ещё полгода до начала раннего доступа.

Новую игру от турецкой студии TaleWorlds фанатам Mount & Blade пришлось ждать, быть может, слишком долго. Целых семь лет прошло с момента анонса Mount & Blade II: Bannerlord. За это время многие успели забыть, что заставляло проводить десятки часов в королевстве Кальрадия. Однако 30 марта релиз состоялся, пускай и в раннем доступе Steam. И вторая часть затягивает не хуже оригинала: мы провели в Bannerlord 30 часов за два дня и спешим поделиться с вами свежими впечатлениями.

Что такое Mount & Blade

Для тех, кто не играл или успел забыть, скажем пару слов об оригинале. Первая часть экшен-RPG Mount & Blade и её дополнения собрали целую армию поклонников. Средневековый сеттинг без фэнтезийных примесей давал игроку практически безграничную свободу. Никакого сюжета не было и в помине: тебя просто выбрасывали в открытый мир, где развлечения нужно было придумывать самостоятельно. Ты мог торговать, путешествуя по многочисленным городам Кальрадии, мог построить карьеру воина или наёмника. При этом можно было как самому принимать участие в масштабных сражениях, так и отправлять на разборки армию, наблюдая со стороны. Игрок мог хоть королём стать, было бы желание.

Битва за территории шла между 6 фракциями: Свадией, Вегирами, Нордами, Родоками, Сарранидским султанатом и Хергигитским ханством. Примкнуть к одной из них или пойти войной на всех сразу, решал игрок. Ещё один жирный плюс: при создании государств и армий турецкие разработчики опирались на реальные прототипы из мировой истории. К примеру, Свадия имеет схожие черты со средневековой Германией и Священной Римской Империей, а Норды — с викингами. Собирать и прокачивать армию можно было разными способами: древо развития юнитов у каждой фракции свое.

Особого упоминания заслуживают мододелы: чего только на просторах форумов ни выкладывали. Хочешь добавить в игру щепотку фэнтези? Пожалуйста, такой мод имеется, и не один. Не хватает реализма? Поправимо. Для особо искушённых есть даже моды, превращающие Кальрадию в миры Naruto и Dragon Ball Z. Благодаря бесконечно освежающим игру моддерам в Mount & Blade возвращались снова и снова, и разработчики не раз выражали им свою благодарность. В целом, игра получила хорошие оценки, хоть и с оговорками: игру ругали за устаревшую даже по меркам двухтысячных графику, но хвалили за геймплей и реалистичную боевую систему.


При таком уровне графики только фантазия помогала погрузиться в игру

Первозданная Кальрадия


Вландия — предтеча знакомых нам свадов и родоков из предыдущих игр. Вландийцы, наёмники и искатели приключений, изначально сторожили границы Империи. Их тяжёлой кавалерии не было равных, поэтому кальрадийцы долгое время держали их на окладе серебром. Пока в какой-то момент не подумали: а может, нам серебро себе оставить, а наемникам титулы да земли отдавать? Экономно же! Да, вот только не очень дальновидно: вландийцы быстренько на землях освоились и принялись сооружать крепости, заключать браки и скот разводить. Как итог — имперцы потеряли столицу и западные территории.

Стургия — так называлось в то время королевство Вегиров. Суровый лесной народ под предводительством жестокосердного князя Раганвада поднялся на богатствах родной земли. Северные леса привлекали торговцев дорогими мехами, а с расширением Империи на восток на берегах рек выросли крупные города. Старейшины племени заключали выгодные союзы, а на вырученные торговлей деньги нанимали воинов. Россыпь обособленных княжеств со временем объединилась под общим знаменем и стала претендовать на новые владения. Как и норды из Mount & Blade, эти ребята лучше всех орудуют топорами и щитами. В пеших схватках незаменимы.

30 часов в Mount & Blade II: Bannerlord


Асераи — дальние предки Сарранидского Султаната. Когда Империя начала разваливаться, вечно враждующие между собой пустынники объединились. Под предводительством Бану Ульян, главы самого богатого клана, бедуины обрели силу. Никто в игре так хорошо не управляется с лошадью: есть даже поверье, что асераи рождаются прямо в седле. Еще бы, такие расстояния пересекать в пустыне!

Кузаиты — предтечи Хергитского ханства. Степняки, долгое время плясавшие под золотую дудку кальрадийцев, однажды одумались. Несколько кланов объединились в конфедерацию и нанесли удар по ничего не подозревающим имперцам. Кочевники снесли легионеров, позахватывали торговые города и объявили себя каганатом. Их конным лучникам сложно что-то противопоставить, и они этим активно пользуются.

Ну и, наконец, Баттания. Баттанийцы — непревзойдённые лучники. Они любят нападать из засады и больше всего ценят хитрость и изворотливый ум. Поэтому чаще всего на них можно напороться на лесных и туманных ландшафтах северо-западной Кальрадии. Львиную долю времени мы провели именно с этими ребятами, но об этом чуть позже.

30 часов в Mount & Blade II: Bannerlord
30 часов в Mount & Blade II: Bannerlord
30 часов в Mount & Blade II: Bannerlord

На сто процентов твой герой

Теперь, когда мы разобрались с основными действующими лицами, давайте о самой игре. Жанрово здесь без изменений: это все та же экшен-RPG с элементами стратегии. В начале нам снова предлагают создать своего героя и выдают гибкий редактор персонажа, в котором умельцы уже умудрились сделать ведьмака Геральта, Киану Ривза и Игоря Николаева. Также нам надо выбрать герою происхождение из шести доступных фракций. Это даст определенные перманентные баффы: например, создание каравана асераям будет обходиться дешевле, а кузаиты будут на 10% быстрее передвигаться по карте.

Далее мы выбираем предысторию персонажа. Нас, как и в первой части, спрашивают, кем были наши родители, что хорошо получалось в детстве, чем мы увлекались и как решали проблемы. Ответы на эти вопросы определяют начальные характеристики героя, навыки и скорость прокачки. Охотился в отрочестве на опасного зверя? Будешь быстрее изучать стрельбу. Проявлял внимание к деталям? Получи дополнительное очко к контролю.

Утечка: геймплей The Last of Us: Part II

Инсайдер рассказал о Resident Evil 8


Всего в Bannerlord шесть характеристик: сила, контроль, выносливость, хитрость, социальность и ум. Каждая отвечает за освоение определенных навыков. Сила — за владение оружием ближнего боя, контроль — за метательное и стрелковое. Выносливость — за кузнечное дело, атлетику и верховую езду, хитрость — за мошенничество, тактику и разведку. Социальность отвечает за торговлю, обаяние и лидерство, а ум — за менеджмент, инженерное дело и медицинские познания.


Ученье — свет

После того, как мы завершили создание персонажа, нас знакомят с братом. Да, родителей у нас нет, но есть брат, который и становится нашим проводником в этом крайне недружелюбном мире. Первым делом он предлагает пройти обучение. На тренировочном полигоне можно ознакомиться с оружием ближнего боя, а также понять баллистику стрелкового и метательного.

Боёвка перекочевала во вторую часть без изменений: нужно зажимать левую кнопку мыши и двигать ей в сторону, с которой хочешь нанести удар. С блоком аналогично, только кнопка мыши уже правая. Если вы до этого в Mount & Blade не играли, будете первое время ненавидеть эту систему, но наверняка привыкнете и полюбите. Очень уж она живой ощущается.


Да, вторая часть куда дружелюбнее знакомит новичков с правилами, но за ручку ведет всё же недолго. Нам покажут, как нанимать воинов, где покупать еду, в двух словах познакомят с системой ведения боя, а затем вышвырнут в огромный открытый мир. Тут уже делай, что хочешь, а главное, как хочешь. Хочешь — нападай на караваны, хочешь — защищай их. Лупить тебя при этом будут нещадно в обоих случаях. Но особо сложно становится, когда игра начинает комбинировать элементы стратегии и экшен-RPG.

Вот у тебя отряд из 4-5 только что нанятых рекрутов. На тебя бежит толпа бандитов, и надо и самому их как-то ковырять, и при этом кнопками F1, F2 и F3 открывать меню командования армией и отдавать приказы. Не отдал — они не вступили в бой, а просто встали рядом. Впрочем, окончательно проиграть у нас ни разу не получилось: если отряд разбили, ты оказываешься в плену и кочуешь с обидчиками до первой возможности сбежать.


Сюжет? Какой сюжет? Зачем?

Сюжет в игре есть. Вроде как, какой-то. Но, в целом, за 30 часов он привёл к одному: выбирай, вернуть Империи величие или сжечь все к чертям. В конце обучения ты находишь часть древнего артефакта, о котором тебе надо спросить у десяти знатных лордов разных фракций. Это заставляет путешествовать по всей Кальрадии, узнавать обычаи и нравы каждого народа.

И это крутая идея, вот только мир вокруг не статичен. Из города в город снуют торговые караваны, города завоёвывают и отвоёвывают обратно. Лорды не ждут тебя в опредёленной точке, приходится натурально их выслеживать. Хорошо, что в энциклопедии можно просматривать информацию о героях: помимо информации о клане и численности армии, в углу есть инфа, где его в последний раз видели. Локацию можно трекнуть и закрепить на карте, но ситуацию это не облегчает.



В итоге, когда ты видишь, что нужного тебе лорда в последний раз заметили на другом конце карты, ты просто машешь на это дело рукой. Можно же, например, подзаработать немного динаров и собрать приличное войско. Изначальных денег на это не хватает, поэтому приходится крутиться. Отличный способ поднять денег на начальном этапе — играть в имперских тавернах.

В каждом большом городе есть питейное заведение, а в нём сидит азартный игрок, готовый обогатить тебя на кругленькую сумму. Нужно только обставить его. У каждой фракции свои игры: где-то это классические шашки, где-то — перестановка пешек, но легче всего фармить голду именно у имперцев. У них нужно либо, играя за черных, окружить короля с двух сторон, либо, за белых, дойти им до конца доски. Играя от обороны и двигая пешки туда-сюда, выиграть очень просто: из 40 с лишним партий мы не проиграли ни одной. Впрочем, победить можно только раз: NPC в таверне реванша не жаждут. Во всяком случае, какое-то время.

30 часов в Mount & Blade II: Bannerlord
30 часов в Mount & Blade II: Bannerlord
30 часов в Mount & Blade II: Bannerlord

Ну а приумножить заработанное можно на арене. Если, конечно, хватит сноровки. Арены есть также в каждом большом замке, и что самое приятное — можно ставить на свою победу, добыть которую, впрочем, не так-то легко. Все сражаются в одинаковых условиях, с базовым оружием. Броня, разве что, остается своя. Режимов схваток много: вас могут разбить на команды по цветам, могут дать в руки арбалет и заставить биться «каждый за себя», а могут посадить верхом на коня и вооружить копьем в схватке один на один. При этом ты можешь столкнуться в честном бою даже с лидером фракции, если он находится в этом замке и решил поучаствовать. А еще за первое место всегда дают какой-то ценный приз. Меч, коня, шлем или еще что-то полезное. Так что на первых порах схема посещения города выглядела у нас так: выиграл чутка в таверне, и сразу на арену.

Вступайте в клан! У нас есть печеньки!

У клана есть репутация и шкала прогресса. Чем выше уровень, тем больше ты можешь нанимать компаньонов и рекрутов в армию. Прокачивается эта шкала нереально долго: за 30 часов мы не дотянули её даже до третьего уровня. Очки репутации капают за расправу над бандитами и выполнение сайд-квестов, коих в игре хватает. Вот только дают очков до неприличия мало: по одному, в лучшем случае по два. А чтобы прокачать клан до третьего уровня, нужно 350. Кстати, еще одна причина выступать на арене: за победу дают сразу три очка.


Помните, как ругали оригинальный Mount & Blade за однотипные квесты? Так вот, в этом TaleWorlds осталась верна себе. Мы твердо решили, что хотим присоединиться к баттанийцам, — очень уж крутые у них лучники. И в небольших поселения на их территории раз за разом нам давали один и тот же квест: вернуть отцу пропавшую дочь. Несколько раз у дочерей даже имена были одинаковые. Они всегда в одной и той же части поселения, диалоги всегда одни и те же. Единственное, почему мы больше десяти таких выполнили, — за них неплохо платили.

И это далеко не единственный пример: разберись с воришками, собери вот таких-то юнитов и доставь в гарнизон, сопроводи караван, зачисти убежище бандитов. И так по кругу, чтобы нафармить репутацию. А до третьего уровня клана твоя армия ограничена 75 воинами, что делает невозможным ни осаду крепости, ни полномасштабные схватки.

Впрочем, поучаствовать в парочке мощных битв 200 на 200 нам все же удалось. Когда мы присягнули на верность Каладогу, вождю баттанийцев, стало возможным объединять свою армию с союзной. И вот тут от происходящего прямо дух захватило: туча врагов разбивается о тучу союзников, Каладог раздаёт приказы… Это было прям здорово, дух войны буквально через монитор сочился. Однако, что вы думаете? Не прошло и пары дней игрового времени, как наша фракция со всеми помирилась. Всё, конец праздника. И, да, в игре можно создать собственную независимую фракцию, но есть условие: 3 уровень клана.


Ранний доступ и его приколы

Есть еще прикол с квестами, где надо отвести сына старейшины деревни на покаяние в другую деревню. Они, кстати, повторяются чуть ли не чаще, чем квесты с дочерью. Ты можешь взять это задание, сын даже примкнет к твоему отряду. Вот только по прибытию в пункт назначения он не явится на разговор, что ни делай. Оказывается, это решаемо: нужно либо хранить один свободный слот под компаньона, либо выгнать, а затем снова нанять кого-то из действующих. Вот только стоить он будет уже со всеми обвесами в 10, а то и 20 раз дороже.

Один из сюжетных квестов вообще пройти невозможно. Он периодически появляется, у него идет прогресс, потом пропадает. Какое-то время спустя снова появляется, и так далее по кругу. Местами в городах провисают текстурки, но это уже мелочи.

30 часов в Mount & Blade II: Bannerlord
30 часов в Mount & Blade II: Bannerlord

К 30 часу игра переворачивается с ног на голову. Ты уже не боишься бандитов, они в страхе бегут при приближении твоей мощной армии. С золотом проблем никаких: на заработанные динары в замках куплены мануфактуры, и деньги капают в карман, даже если ты ни с кем не дерешься. Но важно следить во вкладке «Клан», чтобы предприятие было прибыльным. На выбор можно открыть что угодно, от кузницы до пивоварни. Последняя, кстати, в мирное время приносит хорошие деньги. Чего не скажешь о нашей первой покупке — винодельне. К счастью, за дополнительные 2000 динаров мануфактуру можно переоформить во что-то другое. Например, в еще одну пивоварню.

Когда денег накопилось достаточно, можно и броню с оружием себе и компаньонам получше прикупить, и армию достойную собрать. Юнитов можно покупать в поселениях и больших замках, вот только хороших тебе никто сразу не продаст — изволь сначала улучшить отношения. Если ты грамотно руководишь своим войском, вступаешь в более-менее равные битвы, твои юниты набирают опыт и их можно развивать. Так же, как и в первой части, у каждых бойцов есть древо прокачки от самых обычных ополченцев до вполне себе мощных элитных воинов. У нас, например, часть имперских лучников, нанятых в первые часы игры, до сих пор в отряде, но уже прокачанные до предела.

В условиях перемирия деньги копятся быстро: в стычках с бандитами армия практически не погибает, ежедневный доход с легкостью покрывает затраты на ее содержание. Начинаешь скучать, но план есть: сейчас добьем уровень клана до 3, увеличим армию до 100 человек и начнем развязывать войны. Вот тогда и повеселимся.

Mount & Blade II: Bannerlord определенно сохраняет традиции серии. Картинка стала заметно лучше, но до топовой все же не дотягивает. Пусть в раннем доступе и не всё гладко, проработанный огромный открытый мир опьяняет. Возможностей в нем море, и за 30 часов ещё многое не удалось реализовать. Посмотрим, что будет в финальной версии.

Уникальность Mount and Blade II: Bannerlord и почему стоит в неё играть?!

Для начала, я большой поклонник серии Mount & Blade, около 10 лет назад в дисковод моего первого компьютера попал диск с Историей Героя, в которой я хоть и умирал от каждой проходящей рядом банды разбойников и проводил в плену времени больше, чем на воле, но это было что-то новое, невероятное и безумно захватывающее. То было время, когда никто не гнался за графикой, мимикой лица в диалогах или наполненностью открытого мира (хотя вот с этим проблем не было), мы проходили одни и те же квесты десятки раз, получая гораздо больше удовольствия, чем от многих современных проектов со 100-миллионными бюджетами.

А если говорить о Warband, то я до сих пор иногда захожу поиграть, до сих пор обновляются глобальные моды, которые по масштабности могут уступить лишь Скайриму, как я полагаю, и до сих пор выходят видео, гайды, прохождения и стримы по этой игре.

Для тех из вас, кто не знаком с серией, я дам краткое резюме:

Уникальность Mount and Blade II: Bannerlord и почему стоит в неё играть?!
Уникальность Mount and Blade II: Bannerlord и почему стоит в неё играть?!
Уникальность Mount and Blade II: Bannerlord и почему стоит в неё играть?!

Mount & Blade сложно обозначить каким-то одним жанром, можно сказать, что это Action-RPG-Simulation-Strategy: в ней есть все элементы, но ее нельзя описать только одному из них. Действие игры разворачивается в вымышленном мире Кальрадии, основанном на средневековой Европе и Среднем Востоке. В Bannerlord действие происходит за 210 лет до своего предшественника, после падения большой империи (смоделированной после падения Римской империи).

В этом вымышленном мире вы можете создавать и прокачивать своего персонажа, создавать династию, набирать своё войско, сражаться в масштабных битвах, размахивая мечом или топором, тыкая врага копьём или пытаясь поразить стрелой или болтом, ну и покорять города, замки и деревни. Вы можете быть грозным военачальником или мирным торговцем, выбор всегда за вами. Игра построена вокруг квестов, больших и маленьких, это основной способ продвинуть историю, вашего персонажа и ваш клан, а также наполнить карманы. Но вы также можете безжалостно преследовать мародеров и бандитов, сражаться с ними и забирать их добычу. Можно следовать основной сюжетной линии или просто бродить по вымышленному средневековому миру. Короче говоря, свободно знакомиться с историей около исторического мира как вам нравится - является целью Mount & Blade.

Ранний доступ - не так плохо, как многие полагают

Уникальность Mount and Blade II: Bannerlord и почему стоит в неё играть?!

Начнём со слона в лавке: игра еще далека от завершения. Она находится в раннем доступе, что означает, что разработчики все еще дорабатывают игру (кэп), и это хорошо видно. В игре есть множество ошибок, сбоев и недостающих частей, многие квесты все еще находятся в разработке, а многие города и деревни еще не смоделированы. Однако следует сказать, что TaleWorlds предоставляет игре регулярные обновления (примерно два раза в неделю или несколько небольших патчей почти ежедневно) и действительно общается с базой игроков. У игры активный форум, где игроки и разработчики взаимодействуют, чтобы улучшить механики и атмосферу. Вы можете ненавидеть концепцию раннего доступа и выпуска незавершенных игр, но стоит отдать должное TaleWorlds хотя бы за попытку работать с комьюнити над завершением игры. Кроме того, студия действительно поощряет людей создавать моды, а вспомнить мод для Warband - Viking conquest, то он и вовсе стал официальным DLS.

Конечно, графика может быть не самой красивой или хорошо проработанной, но это никогда не было приоритетом или целью игры, вся её прелесть заключается в механиках, возможностях и вариативности. Я имею ввиду, что мне нравятся красивые игры, но разработчики не должны доводить себя и свои проекты до предела, чтобы получить хорошую графику, жертвуя при этом самой сутью почему люди играют в игры. Плюс к базовой графике в том, что нагрузка на графический процессор не так уж велика, ведь в игре есть сложная (хоть и все же неуклюжая) физика боя, которая моделируется для каждого солдата в бою отдельно, поэтому в больших сражениях средняя графика даже плюс.

Мир и история не прописаны под тебя, ты не Довакин

Уникальность Mount and Blade II: Bannerlord и почему стоит в неё играть?!

При этом я хотел бы глубже погрузиться в элементы, которые делают Bannerlord уникальной игрой. На первый взгляд, он не такой уж фантастический, не очень хорошо написанный и в нем нет удивительной истории, однако он предоставляет игроку огромную средневековую песочницу, в которой он может создавать свою собственную историю. И это лежит в основе того, что делает Bannerlord (и весь Mount & Blade) таким необычным. Он помещает игрока в вымышленное, но исторически функциональное время и пространство, позволяя вам творить всё что захотите.

Да, есть всеобъемлющая история, но на самом деле она совершенно не имеет отношения к механике «продвигаться вверх по средневековой лестнице», лежащей в основании этой игры. И сама эта механика также довольно забавна, поскольку вы можете испытать мобильность классов в то время, когда не было такой вещи, как мобильность классов (или, по крайней мере, в том виде, в котором мы ее знаем сейчас). Мы живем в мире, где можно подняться по социальной/политической/экономической лестнице, в средневековье это было практически невозможно. Bannerlord берет современную классовую мобильность и превращает ее в вымышленный средневековый мир.

Кроме того, игра делает игрока незначительным по сравнению с другими событиями в мире. Да, вы играете в игру, но вы всего лишь маленький винтик в средневековой машине, которая продолжает вращаться независимо от того, поворачиваетесь вы с ней или нет. Игрок может быть движущей силой игры, но мир существует без игрока: вспыхнут войны, замки и города будут захвачены, аристократы и женщины будут захвачены и казнены. Вы чувствуете себя маленьким в большом мире, где любой другой NPC может быть вашим концом (особенно бродячие бандиты в начале игры, это прям боль).

И этот мир не пуст. В мире Кальрадии восемь фракций борются за власть: Империя (разделенная на западную, южную и северную части), Вландия, Баттания, Стургия, Азераи и Хузаиты. Но есть также бесчисленные наемники, бандиты и мародеры, бродящие по землям Кальрадии. Как игрок, вы можете либо присоединиться к одной из фракций, присягнув на верность правителю, либо стать независимой силой. У всех фракций есть свой образ жизни, собственные способы ведения боя, свои подразделения и собственная культура. Интересно путешествовать по миру и видеть, как у каждой фракции разный образ жизни, что также отражается на архитектуре и моде. Вы действительно можете различать разные культуры, их влияние друг на друга, а также влияние мира и окружающей среды на эти народы.

И фракции не просто выдуманы, они основаны на реальных культурах истории.

Большинство фракций напоминают европейские или ближневосточные племена и культуры. Некоторые из них более явные, другие представляют собой смесь разных культур. Империя имеет сходство с Римской и Византийской империями, особенно с отрядами легионеров и катафрактов. Вландия основана на норманнской/западноевропейской феодальной культуре с тяжелой кавалерией. Баттания - кельтский народ, специализирующийся на партизанской войне. Асераи образованы из доисламских арабских культур. Хузаиты (Кузаиты) - смесь монгольских и турецких степных воинов, специализирующихся на конной стрельбе из лука. Наконец, Стургия создана по образу дохристианской Руси, хоть и имеет явные скандинавские особенности, как намёк на варяжские элементы культуры.

Историческая достоверность?

Уникальность Mount and Blade II: Bannerlord и почему стоит в неё играть?!

Создавая культуры, свободно сформированные на реальных исторических примерах, разработчики защитили себя от "воинов-клавиатур", утверждающих об исторической неточности (это я один из таких). Тем не менее, часть базы игроков по-прежнему играет на исторической основе фракций, особенно хузаиты являются культурой большого обсуждения: они турки или они монголы?

Мне нравится полуисторический подход, который использует игра. Взяв более снисходительный подход к истории, разработчики предоставили себе больше творческой свободы, это также упрощает балансировку юнитов и фракций. Это довольно очевидно, если вы посмотрите на воинов и период времени, который они должны представлять, на их арбалеты или осадные машины, что прямо указывает на анахронизм.

У меня есть желание посвятить этому небольшую статью в скором времени, поэтому можно будет разобраться конкретнее что же не так с исторической достоверностью, однако на качество игры это не может влиять никоим образом.

Реальная сила кавалерии

Уникальность Mount and Blade II: Bannerlord и почему стоит в неё играть?!

Если не считать исторически неточных юнитов, игра прекрасно представляет использование кавалерии во время войны и я был действительно поражен абсолютной мощью конницы. Кавалерия широко использовалась на протяжении всей истории и известно насколько победоносной она могла быть, ведь есть причина, по которой конные "истребители" использовались с древних времен до Второй мировой войны. В чем Bannerlord особенно хорош, так это в демонстрации мощи кавалерии: атака на вражеский строй с помощью примерно 30 всадников определенно кажется смертоносной. Звук копыт, скорость и первый контакт заставили меня по-настоящему оценить урон, который может нанести своевременная кавалерийская атака. С легкостью вы можете прорвать строй врага, истощить его боевой дух и побеждать в битвах.

Во всех своих прохождениях я всегда выбирал состав армии с тяжелой кавалерией, в сочетании с лучниками и пехотой, однако бродить с 80 воинами, из которых не менее 40 кавалеристов, кажется очень дорогим занятием. Во всяком случае так должно быть, но игра на самом деле этого не затрагивает. Есть причина, по которой кавалерию часто считали элитными войсками и только высшая знать сражалась на лошадях: лошади очень не дешёвое удовольствие, особенно в плане их обслуживания. Отсутствует игровая механика, которая могла бы стать противовесом мощи кавалерии на принципе затрат. Вы платите немалую дневную заработную плату всем своим войскам, но это не значит, что конные бойцы стоят намного дороже. Возможно, что Кальрадия - это просто мир, где лошади намного дешевле)

Уникальность Mount and Blade II: Bannerlord и почему стоит в неё играть?!

Игра постоянно меняется. Патчи выпускаются почти ежедневно, что позволяет играть уже в немного другую игру в течение двух недель. Есть много элементов, которые еще не реализованы, многие квесты и локации не идеальны, а механики караванов и мастерских, надеюсь, будут переработаны. Вы можете подойти к этому двумя способами: либо дождаться завершения разработки, либо сыграть в нее сейчас и адаптироваться к новому контенту, что будет добавляться, хотя релиз должен быть уже в этом году (по старым заявлениям).

В конце концов, решение остается за вами. Мне очень нравится игра, и я думаю, что TaleWorlds идут в правильном направлении, используя ранний доступ. Они прислушиваются к игрокам, делают регулярные обновления, работают с сообществом и поощряют создание модов. Если вас интересует средневековая ролевая игра с элементами стратегии и неуклюжей, но увлекательной боевой системой, вам стоит выбрать Bannerlord. Комьюнити этой игры очень масштабное и, вероятно, будет существовать еще много лет (как это было с Warband). Даже если вы не особо увлекаетесь такими играми, возможно, стоит попробовать, вы можете быть удивлены, когда обнаружите, что несётесь на полном скаку с копьём наперевес, сбивая с седла всадника, хотевшего выбить вас и несколько часов прошло как пара минут.

Прошло уже больше 4 лет с анонса Mount & blade2 bannerlord, фанаты с нетерпением ожидают подтверждений слов разработчиков о том, что игру «отдадут в руки игрокам» уже до конца этого года, хоть теперь это и маловероятно, но поскольку в свое время я убил не одну сотню часов на разные итерации оригинальной игры, то я решил попробовать себя на поприще разномастных блогов, и накатить свое собственное превью Mount & Blade 2 Bannerlord.

Bannerlord происходит в сеттинге Калрадии из Warband, но за 200 лет до этого. Карта расширилась, теперь она охватывает земли южнее и восточнее, чем в предыдущих играх, в итоге получилась карта раза в 3 больше. Подробности рельефа и даже некоторые здания из предыдущих игр вполне можно узнать. Обе игры стали частью лора Mount and Blade в широком смысле. В то время как в Warband лор раскрывался минимально, главным образом в диалогах, в Bannerlord будет рассказана целая история, что придаст глубины фракциям.


Можно заметить Правен, один из городов свадии из Warband.

Карта теперь содержит в себе более глубокий геймплей, при приближении к чему-то игроку предоставляется дополнительная информация об этом объекте посредством как самой карты, так и элементов управления. Возьмем к примеру иконки, теперь можно узнать, что производит деревня, просто взглянув на ее иконку. Они динамически изменяются со временем, отображая построенные в деревне производственные улучшения или дополнительные строения, такие как замки.

Судя по демонстрации осады с разных сторон разработчиками на геймскоме, это будет больше не штурм города с одной/двумя лестницами или осадной башней, теперь, во время самой осады, которая стала играть гораздо большую роль, мы можем построить осадное оборудование. Лестницы строятся автоматически в период подготовки к осаде, тараны требуют большего времени на постройку, но могут позволить вам сражаться на земле внутри замка, осадные башни строятся дольше всех, но позволяет начать бой с неприятелем сразу на стене, что может заметно снизить человеческие жертвы с вашей стороны. И только вы определяете сколько времени потратить на осаду, и какое оборудование соорудить.


Осада во всей красе.

Система боя в оригинальной игре была хоть и не выдающейся, но рабочей, так что Taleworlds решили улучшать уже имеющуюся в игре: будут добавлены новые анимации с помощью motion capture, но сама система боя осталась та же. Для NPC-военачальников добавлены характерные способы ведения боя, например, лорд напал на вас, но предпочел подождать вашей атаки, заняв оборонительную позицию; безымянные солдатики стали смышленей; оружие обрело возможность атаковать сразу несколько противников, однако, все еще может застревать в текстурах, ударяться о них, из-за чего, например, в воротах может образоваться толпа, которая просто не может друг друга ударить.

В отличие от Warband, в Bannerlord нет обособленных замков. Они все привязаны к деревням. Вы можете улучшать как замок, так и деревню, но займёт это очень много времени. Города же получили такой фактор как «крепкость стены», который будет влиять на проведение осад. Таверны теперь отражают быт и культуру народа этого города. Теперь таверны — отдельная часть города, которая будет детально проработана. В кузне вы увидели возможность ковать оружие. Каждое орудие будет иметь свою систему модулей, вес и длину.


Один из немногих скриншотов, показывающих интерфейс.

Новшество в Bannerlord — влияние, работает почти как валюта, золото или отношения, но влияет на наши взаимодействия с другими персонажами. Влияние можно получить, например, став вассалом и набрав свою армию — чем больше юнитов, тем больше влияние. Влияние нужно поддерживать, и тогда каждый лорд будет рад взаимодействовать с вами.

Лорды-NPC вообще получили больше возможностей, например, в Warband вы можете поговорить с вассалами врагов и переманить их к вашей фракции. Теперь они могут делать то же самое с вашими вассалами. Это означает, что вы всегда должны быть впереди, потому что все планы, которые вы могли бы придумать, ИИ может придумать тоже, чтобы использовать против вас, также они получили возможность иметь компаньонов, которые, к слову стали смертны, и которых стало много больше.

Есть много механик, которые делают экономику и политику больше прозрачной, и девелоперы хотят, чтобы управление деревнями и дипломатия не содержали большой интеллектуальной нагрузки. Очень легко сделать игру слишком сложной и от этого пугающей, когда есть множество вариантов действий. Допустим у вас есть деревня. У этой деревни есть три слайдера: военные ресурсы, налоги, и строительные ресурсы, и если вы не хотите менеджмента, то можно все оставить на середине, игра не заставит вас постоянно оптимизировать, или заботиться обо всех этих вещах, чтобы просто выжить.


Город теперь действительно выглядит очень живо.

На счет кооператива также было сказано пара слов. Дать двум игрокам возможность одновременно играть с полным функционалом практически невозможно, ведь один может гулять по городу/воевать, а другой просто путешествует по глобальной карте, и синхронизировать их время нельзя. Однако, рассматривается возможность такого кооператива, где один человек выполняет разные действия на карте, а второй всегда с ним в отряде. Но никакой окончательной информации по этому поводу нет.

Также обещают более детальную систему моддинга, и даже планируют ввести систему, позволяющую работать нескольким модам вместе.

В заключение хочется отметить, что несмотря на все костыли Warband прекрасно игрался, а то что нам обещают в Bannerlord действительно выглядит как то, что способно затянуть если не на сотни, то точно на десятки часов, и я надеюсь что игра выйдет не раньше 2017 года, чтобы дать турецким разработчикам больше времени на доведение до ума всех их задумок.

Читайте также: