Миг 21 бис вар тандер обзор

Обновлено: 02.07.2024

mig-21_bis.jpg

МиГ-21бис — советский сверхзвуковой реактивный истребитель и перехватчик, разработанный в конце 1970-х. Считается одним из самых знаменитых советских самолётов второй половины XX века и самым совершенным в линейке МиГ-21. По сравнению с предыдущими, эта модель обладает рядом преимуществ, одним из которых является возможность использовать сразу 6 точек подвески для манёвренных ракет Р-60 класса «воздух-воздух» и более продвинутых Р-3Р, что наводятся с помощью РЛС, большим количеством неуправляемого вооружения и их комбинаций.

Самолёты серии МиГ-21 получили у военных лётчиков прозвище «балалайка», из-за сходства формы крыла с декой этого музыкального инструмента.

В War Thunder МиГ-21бис был добавлен в игру в масштабном для игры обновлении «Новая сила» в виде реактивного истребителя в советской ветке исследовании авиации. От МиГ-21СМТ он унаследовал не только прекрасные ЛТХ, но и обзавёлся новыми улучшениями, среди которых: новый мощный двигатель, ЛТЦ, новые ракеты Р-13М, возможность нести не четыре, а сразу шесть управляемых ракет класс «воздух-воздух».

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Позволяет резко сбросить полётную скорость путём выпуска специальных щитков. Уменьшает тормозной путь при посадке на любой взлётно-посадочной полосе.

МиГ-21бис. ЛТХ.jpg

МиГ-21бис оснащается турбореактивным двигателем Туманский Р-25-300, благодаря которому он способен разгоняться до максимальной скорости 1430 км/ч (1.3 Маха) у земли, а на высоте 13 километров — до 2240 км/ч (2.1М). Кроме того, МиГ-21 обладает хорошей скороподъёмностью — 220 м/с, что является одним из лучших показателей в игре.

Таким образом, МиГ-21 способен развивать высокую скорость и быстро набирать высоту, но у этого самолёта есть и слабые стороны. Так, треугольная форма крыла обеспечивает стабильность при полётах на сверхзвуковых скоростях, но в то же время негативно сказывается на маневренности самолёта и является причиной большой потери скорости при резких манёврах. Лучше всего МиГ-21бис подходит тактика соколиного удара с применением УРВВ, а вот затяжных виражных боёв следует избегать.

Да, самолет намного манёвреннее «Фантомов», «Старфайтеров» и «Харриеров» в дуэли, но на высокоранговых боях враги преодолевают несколько километров за считанные секунды и вероятность быть сбитым ракетой возрастает в разы, даже если врагов на горизонте изначально не видно.

Живучесть и бронирование

Отстреливаемые объекты, способные отвлечь на себя ракеты с радиолокационным и ИК-наведением.


В целом, МиГ-21бис обладает хорошей живучестью благодаря прочной конструкции и малой площади крыла. Пилота защищает 60 мм бронестекло и стальная перегородка в задней части кокпита. Но все же пожалуй лучшей защитой от 20 мм и 30 мм скорострельных пушек будет маневр уклонения, нежели броня. От ракет Fox-2 (с ИК наведением) спасут ЛТЦ. Отбрасывать рекомендуется с расстояния не менее километра, предварительно выключив форсаж. От Fox-1 спасет СПО и манёвр уклонения. Вовремя замеченная ракета — залог выживания.

Позади пилота находятся топливные баки в фюзеляже, крыльях и гаргроте. Гаргрот стал немного меньше и красивее, чем у МиГ-21СМТ, за счёт чего он делает «бис» аэродинамичнее. После пожара есть небольшой шанс потушиться и уйти на ремонт. К сожалению, продолжать полноценный бой на подбитом реактивном истребителе в большинстве случаев невозможно.

Модификации и экономика

Вооружение

Курсовое вооружение


МиГ-21бис оснащён всего одной двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с боезапасом на 250 выстрелов: по сравнению с ранними моделями боезапас увеличился на 50 снарядов. Радует баллистика и скорострельность снарядов, они кардинально отличаются от знакомого вооружения МиГ-15/17. Точные и быстрые, не оставляют ни единого шанса врагу. Даже после попадания нескольких снарядов, противник если не развалится на части, то не сможет продолжать полноценный бой. Стрелять надо точно, как снайпер, одиночными выстрелами, так как БК мал. Редко когда придется стрелять длинной очередью, разве что в лобовых, но лучше их всячески избегать.

Подвесное вооружение


Есть в арсенале МиГ-21бис и вспомогательное вооружение, которое позволит атаковать наземные цели: самолёт может быть оснащён НАРами С5К в количестве 96 штук, С-24 в количестве 4 штуки. Кроме ракет можно вооружиться двумя неуправляемыми бомбами весом в 500 кг ил восемью по 100 кг.

Кроме неуправляемых ракет, в наличии шесть точек подвески для Р-3С, Р-13М, Р-60 и Р-3П. В большинству случаев ракеты станут основным дальнобойным вооружением, а пушки как второстепенное вспомогательное оружие в ближнем бою.

В наземных боях поможет СПО, которая оповестит о «локе» ЗСУ с радиолокатором. В авиационных боях в наличии радар для поиска и удержания цели при любых метеоусловиях.

Применение в бою

МиГ-21бис. Применение в бою № 1.jpg

В авиационных боях, МиГ чувствует себя в своей тарелке. ЛТХ позволяют применить множество тактик. Улететь в космос, гонять врагов у земли, запуская ракеты, перехватывать бомбардировщики. Выбор только за пилотом. Атака на проходах становится еще более сложной из за высочайших скоростей. Форсажный режим, в бою, дает избыточную мощность и колоссально потребляет топливо. Вполне хватает 100% тяги. Для сброса скорости у самолета предназначены огромные тормозные щитки, быстро погашающие скорость за счет большой площади и относительно легкого самолета.

МиГ-21бис получил большую номенклатуру управляемых ракет.

  • Р-3С заднеракурсная ИК ракета, можно использовать только на первых порах, до открытия более совершенных модификаций.
  • Р-13М заднеракурсная мощная ИК ракета с 5.5 кг тротила. Ее лучшим применением будет стрельба в погоне у земли, где не требуется маневренность, но важна дальность и дамаг.
  • Р-60 заднеракурсная маневренная ИК ракета, лучший выбор для боях на коротких дистанциях и для поражения маневрирующих противников. Перегрузка 30g это замечательный параметр, но всего 1.15 кг тротила в половине случаев наносят «Критические повреждения» и цель надо добивать с пушек или второй ракеты.
  • Р-3Р всеракурсная ракета с ПАРГСН, наводящаяся по радару. Есть возможность запускать в лоб, но вблизи от земли радар не сможет захватить цель, да и саму цель надо сопровождать радаром до самого попадания ракеты.

УРВВ с ИК наведением Fox-2 применять рекомендуется не дальше чем за два километра. Лучшими пресетами будут 4хР-60 и 2хР-13М или 4хР-60 и 2хР-3Р. Этих ракет более чем достаточно в бою, но на страховку, если враг успешно отстреливает ЛТЦ, уворачивается или ракеты закончились, есть 23-мм пушка.

МиГ-21бис. Применение в бою № 2.jpg

В совместных боях в первую очередь необходимо атаковать воздушные цели, часто будут встречаться вертолеты.

Для атаки наземных целей предусмотрены мощные ракеты С-24, 96 штук кумулятивных С5К или 2 бомбы по 500 кг. Эффективнее всего себя проявляют 4хС-24, которые можно запускать практически в упор, в горизонтальном полете, даже при активной работе вражеских зениток. На фоне земли и между деревьев, где прячутся зенитки, МиГ-21бис практически неуязвим для зенитных ракет.

Для разведки хорошим способом будет пролет на высокой скорости по диагонали карты, в котором можно увидеть все ЗСУ и быстро уйти с линии огня.

Незаменимым помощником станет СПО, которая оповестит о сканирующей небо ЗСУ с радиолокатором.

Достоинства и недостатки

МиГ-21бис. Достоинства и недостатки.jpg

Достоинства:

  • Высокая тяговооруженность, скорость и климб
  • Шесть точек подвески для УРВВ разных классов
  • Мощное подвесное вооружение для совместных боев
  • СПО (Система Предупреждения об Облучении)
  • Ракеты с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (ПАРГСН)
  • Радар, с возможностью захвата цели
  • Эффективный воздушный тормоз
  • Малый боекомплект пушки
  • Значительная потеря скорости при манёврах

Историческая справка

К концу 1960-х годов командование вооружённых сил СССР было заинтересовано в повышении эффективности реактивного истребителя МиГ-21, особенно на малых высотах. Понимая, что для этого нужно создать более мощный двигатель, в 1971 году выпустили указание о разработке будущего МиГ-21бис.

Так как и КБ Туманского, разрабатывавшее силовые установки, и проектировавшее МиГ конструкторское бюро уже вели работу над улучшениями, это указание лишь дало их работе официальный статус, и уже к следующему году МиГ-21бис был готов.

В отличие от предыдущих модификаций, при работе над МиГ-21бис удалось достичь баланса между лётными характеристиками и ресурсом. МиГ оснастили усовершенствованной РЛС и системой контроля состояния самолёта, которая упростила проведение технического обслуживания. Помимо этого, максимальное число ракет, которое была способна нести машина, увеличили до шести. Предусмотрели возможность использования новейших ракет Р-13М класса «воздух — воздух», которые превосходили дальностью полёта предшествовавшие им Р-3С. Позже на этот самолёт устанавливали и ракеты Р-60.

Первый МиГ-21бис был построен в 1972 году, и в том же году самолёт приняли на вооружение. Всего, включая лицензированные версии, было построено более 2200 МиГ-21бис. МиГ-21бис — одна из самых популярных версий самолёта, которая эксплуатировалась множеством стран по всему миру, а его модернизированные модификации активно используются некоторыми странами и по сей день.

МиГ-21бис: лучшая «балалайка»

МиГ-21бис — лучшая серийная версия знаменитого реактивного истребителя эпохи холодной войны, последняя советская модификация самолёта МиГ-21. Этот долгожданный истребитель с великолепными характеристиками появится в War Thunder с выходом следующего крупного обновления «Новая сила»!

МиГ-21бис, реактивный истребитель, СССР, VI ранг

➕ Скороподъёмность около 225 м/с!
➕ Улучшенные лётные характеристики.
➕ Отличное вооружение для воздушного боя и штурмовки.
➖ Отсутствие средств защиты от «умного» оружия.

Очень мощный двигатель, улучшенные лётные характеристики и смертоносные ракеты — МиГ-21бис не только увенчает собой дерево развития авиации СССР, но и быстро завоюет любовь поклонников реактивных истребителей!

МиГ-21бис: лучшая «балалайка»

Начнём с того, что отличает МиГ-21бис от всех предшественников, — с двигателя. Турбореактивный двигатель Р-25-300, развивающий на уровне моря в чрезвычайном режиме значительную тягу в 9900 кгс и скорость 0,9-1,0 Маха, позволяет МиГ-21бис разгоняться практически до той же максимальной скорости, что и у его предшественников (до 2,04 Маха на больших высотах), но делать это гораздо быстрее.

Соответственно, значительно увеличилась скороподъёмность самолёта (примерно до 225 метров в секунду у земли), а внесённые в конструкцию изменения позволили планеру выдерживать большие нагрузки. Пилоты смогут оценить все эти усовершенствования в ходе воздушных схваток на низких высотах: в таких условиях МиГ-21бис чувствует себя гораздо лучше, чем его предшественники.

МиГ-21бис: лучшая «балалайка»

Самолёт может похвастаться не только улучшенными лётными характеристиками, но также и возросшей огневой мощью! Основным вооружением МиГ-21бис по-прежнему остаётся двуствольная пушка ГШ-23, но с увеличенным до 250 снарядов боезапасом. При этом общее количество ракет класса «воздух — воздух», которое может нести самолёт, увеличилось до шести (на предшествующем МиГ-21СМТ их было четыре).

МиГ-21бис: лучшая «балалайка»

Наконец, МиГ-21бис расширил номенклатуру управляемого вооружения. Помимо уже знакомых Р-3Р, Р-3С и Р-60, самолёт может применять ракету Р-13М с ИК-наведением. По сути являясь улучшенной версией Р-3С, Р-13М отличается увеличенной дальностью полёта и улучшенной маневренностью, что позволяет ей успешнее поражать цели. В распоряжении МиГ-21бис также остаётся ряд неуправляемых средств поражения, таких как разнообразные бомбы и ракеты, пользующиеся у пилотов популярностью при оказании непосредственной авиационной поддержки.

mig-21_bis.jpg

The MiG-21bis is a rank VII Soviet jet fighter with a battle rating of 10.7 (AB) and 11.0 (RB/SB). It was introduced in Update "New Power".

General info

Flight performance

Allows you to dramatically reduce the flight speed by releasing special flaps Reduces braking distance when landing on any runway

The MiG-21bis has absolutely phenomenal acceleration and high-speed performance making it one of the highest-performing aircraft in the game. Firstly, the aircraft is quite fast, being able to reach 1365 km/h IAS on the deck (at low altitudes) before its wings rip - this means that it is usually capable of outrunning most enemies at its rank, such as Phantoms and the Mirage, with the exception of the F-104 Starfighters which can outrun the MiG-21bis by a small margin. Secondly, the aircraft has the fastest overall acceleration of any aircraft in the game, meaning that it can reach its top speed quickly. However, like all other MiG-21s, the MiG-21bis cannot turn well and tends to bleed speed at an alarming rate during turns. Extended dogfights should therefore be avoided, as the MiG-21bis will often end up on the losing side.

The MiG-21bis has a strong set of control surfaces including an all-moving tail, which keeps the aircraft responsive up to high speeds (>1300 km/h). However, be aware that the aircraft has two limiting structural factors: the wings' rip speed and structural G limit. Wings will rip at 1365 km/h IAS, a speed the plane can reach relatively quickly given its phenomenal acceleration. The structural limit of 13G means stronger turns should thus be avoided as there is a risk that they will rip the aircraft's wings.

Characteristics Max Speed
(km/h at 13,000 m)
Max altitude
(metres)
Turn time
(seconds)
Rate of climb
(metres/second)
Take-off run
(metres)
AB RB AB RB AB RB
Stock 2,177 2,141 16000 37.7 38.5 191.4 179.8 750
Upgraded 2,305 2,240 36.4 37.0 262.7 225.0

Details

Features
Combat flaps Take-off flaps Landing flaps Air brakes Arrestor gear Drogue chute
X X
Limits
Wings (km/h) Gear (km/h) Flaps (km/h) Max Static G
Combat Take-off Landing + -
1365 700 N/A 500 450

Engine performance

Engine Aircraft mass
Engine name Number Basic mass Wing loading (full fuel)
Tumansky R-25-300 1 6,132 kg 371 kg/m 2
Engine characteristics Mass with fuel (no weapons load) Max Takeoff
Weight
Weight (each) Type 10m fuel 20m fuel 30m fuel 34m fuel
1,140 kg Afterburning axial-flow turbojet 6,852 kg 7,532 kg 8,232 kg 8,532 kg 10,000 kg
Maximum engine thrust @ 0 m (RB/SB) Thrust to weight ratio @ 0 m (WEP)
Condition 100% WEP 10m fuel 20m fuel 30m fuel 34m fuel MTOW
Stationary 4,040 kgf 7,344 kgf 1.07 0.98 0.89 0.86 0.73
Optimal 4,040 kgf
(0 km/h)
9,068 kgf
(1,200 km/h)
1.32 1.20 1.10 1.06 0.91

Survivability and armour

Aircraft countermeasures to distract IR and radar-guided missiles and also AA radar
  • 60 mm bulletproof glass - armoured windscreen
  • 10 mm steel - bulkhead behind pilot
  • Engine and fuel tanks take up most of the fuselage area behind the cockpit

Modifications and economy

Armaments

Ballistic Computer
CCIP (Guns) CCIP (Rockets) CCIP (Bombs) CCRP (Bombs)

Offensive armament

The MiG-21bis is armed with:

  • 1 x 23 mm GSh-23L cannon, belly-mounted (250 rpg)

The 23 mm GSh-23L are adequate cannons, firing at a high rate of fire. However, the individual rounds from the cannons have a low stopping power, necessitating many hits on target to destroy them.

Suspended armament

The MiG-21bis can be outfitted with the following ordnance:

  • Without load
  • 2 x R-3S missiles
  • 64 x S-5K rockets
  • 96 x S-5K rockets
  • 4 x S-24B rockets
  • 4 x R-3S missiles
  • 4 x R-13M1 missiles
  • 4 x R-3R missiles
  • 2 x R-3R missiles + 2 x R-3S missiles
  • 2 x R-3R missiles + 2 x R-13M1 missiles
  • 4 x R-60 missiles
  • 4 x R-60 missiles + 2 x R-3S missiles
  • 64 x S-5K rockets + 2 x R-3S missiles
  • 64 x S-5K rockets + 2 x R-13M1 missiles
  • 64 x S-5K rockets + 2 x R-3R missiles
  • 64 x S-5K rockets + 4 x R-60 missiles
  • 2 x S-24B rockets + 2 x R-3S missiles
  • 2 x S-24B rockets + 2 x R-13M1 missiles
  • 2 x S-24B rockets + 2 x R-3R missiles
  • 2 x S-24B rockets + 4 x R-60 missiles
  • 8 x 100 kg OFAB-100 bombs + 2 x R-3S missiles (800 kg total)
  • 8 x 100 kg OFAB-100 bombs + 2 x R-3R missiles (800 kg total)
  • 8 x 100 kg OFAB-100 bombs + 2 x R-13M1 missiles (800 kg total)
  • 4 x 100 kg OFAB-100 bombs + 2 x R-60 missiles (400 kg total)
  • 8 x 100 kg OFAB-100 bombs (800 kg total)
  • 2 x 500 kg FAB-500M-62 bombs (1,000 kg total)
  • 2 x 250 kg FAB-250M-62 bombs + 2 x R-3S missiles (500 kg total)
  • 2 x 250 kg FAB-250M-62 bombs + 2 x R-13M1 missiles (500 kg total)
  • 2 x 250 kg FAB-250M-62 bombs + 2 x R-3R missiles (500 kg total)
  • 4 x R-60 missiles + 4 x 100 kg OFAB-100 bombs (400 kg total)
  • 4 x R-60 missiles + 2 x 250 kg FAB-250M-62 bombs (500 kg total)
  • 4 x R-60 missiles + 2 x R-3R missiles
  • 4 x R-60 missiles + 2 x R-13M1 missiles
  • 6 x R-60 missiles

Usage in battles

This plane is fairly manoeuvrable at high speeds and since it accelerates quickly and climbs extremely well, it works well as an interceptor (take off, reach around 1000 km/h, burst climb at a 20-25 degree angle up to 6,000-7,000 metres and fire on anything that can be sighted) but this method has some risks.

First the MiG-21bis is prone being hit by a Matra R530E or the infamous AIM-7 SARHMs (Semi Active Radar Homing Missiles) that can easily shoot the MiG-21bis down since the plane becomes a brick at higher altitudes.

And sometimes, even if the MiG-21bis succeeds in its interception objective, some enemies will fly in a different path, so they'll easily sneak up behind the MiG-21bis and take it down with missiles if it is high and slow enough.

The second way to play this plane is to fly at lower altitudes (below 2,000 m) and engage any targets that are encountered, the risk here is that the MiG-21bis is left vulnerable to high-flying enemies that, again, can easily sneak up and take the MiG-21bis down, so pay attention to the surroundings and avoid getting an IR missile shot up into the engine.

The third, and probably safest, way to play the MiG-21bis is to flank around the main fighting area. Basically side-climb up to around 4-5 kilometres in the air, making sure to avoid the frequented flight paths so the MiG-21bis does not appear on their radar (additionally, turn off the MiG-21bis' radar during this climb so that the enemies' radar-warning receiver does not pick up the MiG-21's radar as well). Idle around the sides until the main body of the enemy team is spotted and then begin turning towards the battlefield to begin engaging targets. As the MiG-21bis returns, keep an eye for any enemy planes that have a similar idea of flanking around. This scenario usually compose of only one enemy fighter climbing up, which a skilled MiG-21bis pilot can begin engaging in their favor if they have a height advantage. However, if two fighters appears, it is best to break off and move towards the vicinity of allies to help engage.

Enemies to beware of:

  • Phantoms, particularly F-4E and EJ models: these should be the MiG-21bis' priority targets, F-4Es and F-4EJs are well-known for being extremely versatile and dangerous (even sometimes referred to as the best top tier jets in the game). These planes accelerate quickly, can wield the dangerous AIM-9J AAMs that are able to pull 20 Gs of overload and can hit targets up to 3 km of range, have access to a large amount of flares and have responsive flight controls. However, a lot of Phantom pilots are overconfident into their planes and will often jump into a dogfight with the MiG-21bis, which is a terrible idea for Phantom pilots. The motto "a slow jet is a dead jet" rings true for most situations, but the MiG-21bis has an ace up its sleeve against Phantoms: better low and high speed manoeuvrability that can sometimes match the Phantom's turn rate! So if a Phantom attempts to dogfight the MiG-21bis, take up the challenge as it'll most likely end up with the Phantom pilots losing. However, only do so if there are allies nearby or if there aren't any enemies nearby or the MiG-21bis may end up getting taken out unexpectedly.
  • The Mirage IIIC and the J35D Draken: These planes are also serious foes since they out turn everything at their BR (keep in mind that the J35D Draken is more manoeuvrable than the Mirage) so dogfighting them is a death sentence. They're also able to wield deadly missiles, the Draken wields the Swedish license built AIM-9P3s known as RB24Js and the Mirage has access to the extremely effective Matra R550 Magic 1 that pulls 30 Gs and has a higher top speed than other IR guided missiles. The best thing to do against these planes is to do a zoom-climb to bleed their speed since they have a lower thrust-to-weight ratio than the MiG-21bis and then do oblique turns since they both bleed a ton of speed when turning and have a lower acceleration than the MiG-21bis does. And if they try to fire a missile at the MiG-21bis? Don't worry, pop flares, turn off afterburner, and pull hard.

Radars

The MiG-21bis is equipped with a Sapphire-21 search and tracking radar. The radar is mounted in the nose of the aircraft.

Sapphire-21 - Target Detection Radar
Maximum
Detection
Range
Guaranteed
Detection
Range
Max Azimuth
Scan Angle
Max Elevation
Scan Angle
30,000 m
(theoretical)
20,000 m ±30° -3°/+17°
Sapphire-21 - Target Tracking Radar
Maximum
Tracking
Range
Minimum
Tracking
Range
Azimuth Tracking
Angle
Elevation Tracking
Angle
20,000 m 300 m ±30° ±17°

Pros and cons

  • Impressive climb rate of 225 m/s, making this plane the second-best top-rank climber behind the F-104S and above the Phantom FGR.2 and FG.1
  • Increased flight performance compared to earlier MiG-21s
  • Excels against both aerial and ground targets
  • Has access to flares that are fired downwards, which means that missiles can be more easily evaded
  • Stunning acceleration
  • Excellent energy retention
  • Can wield six R-60s
  • Huge thrust to weight ratio
  • As all MiG-21s, it tends to bleed speed in turns, though not as much, thanks to the improved engine
  • Vicious rudder lock at speeds above 700 km/h, can be frustrating when trying to get guns on target
  • Pretty bad low speed manoeuvrability
  • Doesn't respond well to wing damage - if a wingtip is lost, landing this plane will be very difficult, and if a wing is lost, the plane should be considered as lost

History

Devblog

By the late 1960's, the Soviet high command sought to increase the effectiveness of the MiG-21 jet fighter, especially at lower altitudes, while at the same time knowing that this could only be achieved by developing a more powerful engine for it. As a result, in 1971, the order to develop what would essentially become the MiG-21bis was issued by the Soviet high command.

As both the power plant manufacturer - Tumansky - as well as the MiG aircraft design bureau were already working on improvements, this order only officially recognized their work, and as a result, by 1972 the MiG-21bis was ready.

Unlike preceding variants, the MiG-21bis managed to strike a balance between performance and endurance. Additionally, the aircraft was fitted with an improved radar and a systems monitor, which made maintenance substantially easier. Furthermore, the maximum number of missiles the aircraft could carry was increased to six while it also received the option to carry the new R-13M air-to-air missile with increased range, higher G-loading and better seeker tracking over the preceding R-3S. Very manoeuvrable R-60 missiles can be carried as well.

The first MiG-21bis was constructed in 1972 and was adopted into service in the same year. Well over 2,200 units of the MiG-21bis would be manufactured, including licence-built versions. The MiG-21bis was one of the most widely produced variants of the aircraft and saw widespread use with numerous operators around the globe. In fact, some modernized modifications are still in combat use today.

Читайте также: