Medieval 2 total war kingdoms обзор

Обновлено: 02.07.2024

Все кампании сделаны, как принято у Creative Assembly, с маниакальным вниманием к историческим деталям, так что если вы пропустили школьный курс истории, с помощью Kingdoms можно наверстать упущенное. Кроме того, каждый исторический экскурс ощутимо отличается ото всех прочих. Например, в битве за Британию дебютировали новые стороны конфликта — Уэльс и Альянс баронов. Так что если вы возглавите Англию, придется постоянно этих самых баронов держать в узде, ибо смутьяны, стремясь свергнуть английского монарха, все время перекупают на свою сторону ваши войска и города.

Индейцы предпочитают драться огромной толпой, только вот умирают быстро.

В партии за тевтонцев интереснее всего играть, не поверите, за тевтонцев. Могучий рыцарский орден делает ставку исключительно на сильное войско, предпочитая возводить мощные замки. А вот обычные поселения тевтонцы могут развить всего лишь до второго уровня. Этот нехитрый баланс навязывает экспансивный стиль игры — замки дают очень мало денег, поэтому необходимо постоянно захватывать вражеские города, пополняя казну.

Самой оригинальной получилась американская кампания. События разворачиваются в 1521 году, когда Испания отправилась за богатствами Нового Света. Если вы примете сторону индейцев, готовьтесь строить ритуальные костры (увеличивают счастье народа), приносить кровавые человеческие жертвы богам и руководить многотысячной армией — войска туземцев хлипкие, зато их очень много. Играть за испанцев чуть проще. Их армия вооружена ружьями и пушками, что дает возможность успешно расстреливать краснокожих с почтительного расстояния. C другой стороны, у чужаков из Старого Света поначалу практически нет городов, поэтому необходимо сразу начинать кровопролитную войну за поселения.

Ну и, разумеется, новые герои. В процессе завоевания в игру вступают разные исторические личности. У англичан появится Эдуард с армией тамплиеров, за свободу Шотландии борется Уильям Уоллес, в крестовых походах принимает участие Ричард Львиное Сердце, с крестоносцами сражается Саладин. Явление легендарных личностей может в корне изменить ход войны — главные персонажи не только обладают отменными характеристиками, но и наделены уникальными способностями. Тот же Саладин может использовать умение «Светоч веры», поднимая боевой дух войск, а навык «Львиное Сердце» Ричарда помогает вернуть на поле битвы дезертиров.

Эти небольшие примеры ясно показывают, что каждая фракция и каждая кампания в Kingdoms уникальны. Creative Assembly вот уже в который раз исполняют свой любимый трюк — продают нам одну и ту же механику, снабдив ее незначительными, казалось бы, мелочами, которые на самом деле меняют все.

Когда у шотландцев появляется Уильям Уоллес, побеждать в сражениях становится значительно проще.

Если детально расписывать все нюансы Kingdoms, на это с легкостью уйдет три-четыре журнальных страницы. Секрет успеха аддона — в безумном количестве исторических мелочей, уникальных особенностях каждой фракции, благодаря чему каждая из четырех кампаний обретает свою индивидуальность. Прибавьте к этому десяток новых роликов, пару часов свежей музыки, до блеска отточенный баланс, и вы получите идеальное дополнение к лучшей исторической стратегии.

P.S. «Софт Клаб» оперативно справился с локализацией, и русская версия Kingdoms появилась практически одновременно с мировым релизом. Перевод и озвучка роликов по-прежнему описывается исчерпывающим прилагательным «качественный». Не забудьте, что для установки версии от «Софт Клаба» необходима лицензионная русская версия Medieval 2: Total War.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Четыре кампании, масса исторических событий, новые фракции с уникальными возможностями и десяток легендарных личностей. Если захотите раскрыть весь потенциал Medieval 2: Total War — Kingdoms, приготовьтесь потратить на игру десятки часов.

Выпуск многочисленных экспаншенов к играм из серии Total War вошел в привычку Creative Assembly. Минимум – одно, максимум – два-три дополнения стабильно выходят вслед за релизом главного тайтла. Конечно, можно упрекнуть разработчиков в излишнем рвение к обогащению, однако, стоит принимать во внимание тот факт, что все аддоны – качественно сделанные проекты, существенно расширяющие оригинал. Нынешний флагман линейки исторических стратегий, Medieval 2, невероятно близко приблизился к идеалу. Доработай девелоперы игру в некоторых моментах и тогда мы бы точно получили лучшую военно-командную поделку современности. В декабре прошлого года у британцев на это не хватило то ли сил, то ли времени. Существенная работа над ошибками была проведена в процессе создания Kingdoms – первой и, наверняка, не последней добавки к средневековому блокбастеру.

Перечислять все нововведения expansion pack’a – бессмысленное занятие, ведь только один стан юнитов разросся на сто пятьдесят человек. А вот на ключевой «фишке» «Королевств» - сюжетных кампаниях – стоит остановиться поподробнее.

Наибольший интерес из четырех сценариев вызывает освоение Америки, что и неудивительно – суровые европейские земли истоптаны вдоль и поперек. На выбор предоставляется семь национальностей, шесть из которых – коренные народы, любители помахать топором перед носом у мушкетеров. Права цивилизованного мира в конфликте отстаивают играбельные испанцы и ведомые компьютерным интеллектом французы с англичанами. У каждой стороны свои цели и способы их достижения. Конкистадоров, например, хлебом не корми, дай разграбить какой-нибудь храм или вырезать местную деревушку. Благо на передовой – люди с «огненными стрелами», а за спиной – поддержка с материка, которую, правда, для начала нужно будет заслужить. Индейцев же больше заботит вопрос собственного выживания. Преимущества «ацтеков», заключающиеся в количестве воинов и завидной моральной устойчивости, сходят на нет в виду разрозненности племен. Поэтому одной из главных задач на начальной стадии игры за «краснокожих» станет объединение всех «обитателей джунглей» для совместного противостояния захватчикам.

Британская кампания – практически стопроцентная калька с Viking Invasion. И хотя нынешний временной интервал борьбы за власть охватывает совершенно другой период, старые нотки из «Нашествия викингов» прослушиваются на раз. Противостояние Англии, Шотландии, Ирландии, Уэльса и Норвегии, в отличие от раздела земель на Западе, имеет свои особенности. Здесь, в первую очередь, идут сражения за крепости и замки, служащие опорными точками при любом раскладе. Однозначный выбор для любителей долгих осад. К тому же им, несомненно, придется по вкусу таки добравшаяся до релиза кипящая смола, сливаемая защитниками бастиона на головы атакующим.

Тема крестовых походов также получила идейное продолжение. Кровопролитное выяснение отношений на тему чья вера лучше разворачивается в нешуточном масштабе. Турки, египтяне, византийцы, монголы, рыцари – все смешались в одной куче. В таких ситуациях на выручку приходят герои. Ричард «Львиное Сердце», король Филипп, Саладин – исторические личности не только выдают вкусные бонусы, но и принимают непосредственное участие в искоренении нечестивых.

Примкнуть на сторону Великого Новгорода дозволено в тевтонской кампании. Нести христианство в массы – удел неустрашимых членов знаменитого ордена. Обвешанные со всех сторон доспехами всадники заставляют одним своим видом трепетать язычников от страха. И действительно, на первых порах мало кто сможет посоревноваться с рыцарями в боевом искусстве. Только вот прочная кольчуга и острые мечи стоят отнюдь не дешево, да и лошади жрут за двоит – без стабильной финансовой подпитки тевтонцам на суровых русских землях делать нечего.

Kingdoms способна затянуть без остатка. Проблемы на работе/в институте, голодные обмороки, сотни пропущенных звонков на телефоне – вот лишь примерный список последствий установки аддона на жесткий диск своего компьютера. Но устоять просто невозможно. Отлично проработанные кампании, вкупе с усовершенствованным AI не оставляют ни единого шанса на благополучный исход в противостоянии со здравым смыслом.

Если Creative Assembly задумает выпустить новую Total War (в чем, разумеется, никто не сомневается), ей будет крайне трудно придумать свежие идеи, ибо дуэт «Medieval 2 + Kingdoms» - чистой воды квинтэссенция жанра.

Плюсы: симпатичная графика; внушительный масштаб происходящего; глубокий, засасывающий геймплей.
Минусы: год спустя картинка все-таки смотрится не так уж и потрясающе.

Многие признают, что в постоянстве есть неоспоримые преимущества. К примеру, кудесники из Creative Assembly в течение семи лет делают одну и ту же, по сути, игру, неизменно срывая шквал восторженных рецензий в прессе и будоража стаи игроков. Кто осмелится сказать, что это плохо? Давайте его сюда, сейчас мы ему все объясним про диктатуру The Sims и интеллектуальное большинство.

Kingdoms, долгожданная добавка к великолепной стратегии Medieval 2: Total War, — это новый вызов миллионам виртуальных воевод и градоправителей. Каждая из четырех новых кампаний дополнения посвящена ключевым эпизодам всемирной истории: крестовым походам, покорению Америки, становлению Объединенного королевства и экспансии Тевтонского ордена в Восточную Европу. Подобное разнообразие не должно оставить равнодушным никого — при таком-то богатстве выбора любой найдет себе занятие по вкусу. Кому-то захочется возродить былую славу и могущество Египта, от которой нынче остались лишь две с половиной пирамидины. Кто-то ринется обращать в православие литовских язычников и рубить рога с крестатых шлемов. Совсем уж веселые граждане порадуются возможности нацепить клетчатую юбку и злорадно показать всем жителям Альбиона ее встопорщенные внутренности. Тоже тактический прием.

По сути, перед нами не одно дополнение, а целых четыре. Для каждой из кампаний была нарисована новая глобальная карта, отсняты потрясающие воображение сюжетные ролики, написаны уникальные музыкальные композиции, в числе которых — brand-new credits song, потрясающая песня для заключительных титров. Уже после одного этого довольно сложно не уважать граждан из Creative Assembly.

Прибалтийские земли кишмя кишат язычниками, еретиками и партизанами. Совсем скоро зловещие «рогачи» устранят эти досадные недостатки.

Kingdoms — идеальное развлечение для тех, кого пугал размах событий оригинального Medieval 2, вызывая регулярные приступы агорафобии. Геополитика, мировая экономика, падение цен на пушнину и стагнация средиземноморских рынков теперь остались в прошлой жизни — в громоздкой Grand Campaign. На смену им пришли локальные конфликты, в каждом из которых замешано, как правило, 5-7 участников. Это невероятным образом упрощает все дипломатические перебранки и сулит самые разнообразные выгоды.

Степень проработанности любой из новых кампаний заметно выше, чем у большой и старой. Скажем, если в оригинальной игре Британские острова делились на 5 частей, то в дополнении нас встречают уже 40 провинций, в каждой из которых творится какое-либо особое безобразие: распоясались разбойники, понабежали еретики и ведьмы, окопались незваные гости из соседнего царства-государства.

Далее. Каждая из фракций либо основательно переделана, либо воссоздана с нуля настолько тщательно, насколько это возможно в условиях современного аддоностроения. Каждую из воюющих сторон разработчики умудрились наделить либо уникальными войсками, либо какими-то другими особенностями. Например, знаменитые тевтонские рыцари, дебютировавшие в Kingdoms в качестве самостоятельной фракции, совершенно не приемлют борделей и таверн, а в правлении рассчитывают только на бога да на свое оружие. Никакой праздности и мирских утех — суровые братья даже принцесс игнорируют, а наиболее мощные войска могут нанимать лишь хорошенько помолившись и убедившись, что процент единоверцев в окружающем пространстве зашкаливает.

Сейчас у стен Новгорода развернется знатная битва, и синего медведя на флаге заменит черный крест. Ну, патриоты, кого эта перспектива задела за живое?

Стоит упомянуть и другие чудные особенности мироустройства. В кампании, посвященной крестовым походам, религия имеет решающее значение практически во всем, а наиболее зверские войска могут быть закуплены только в ключевых центрах цивилизации. Например, кошмарных прото-огнеметчиков с брызгалками, наполненными греческим огнем, вы сможете нанимать только в Константинополе.

А вот, скажем, в Британии такого понятия, как церковные войны, не существует в принципе — битвы имамов со священниками упразднены. Взамен религии, правда, игрок получает другой, не менее сложный вопрос — национальный. Окультуривать завоеванных дикарей или оставить все как есть? Возможны различные варианты.

Самое важное, наверное, нововведение, коснувшееся всего дополнения в целом, — очередная шлифовка компьютерных мозгов. Искусственный противник действует хитрее, стремясь использовать все тактические преимущества. Матерым полководцам, впрочем, не составит никакого труда надрать уши железному супостату.

Тем, кто привык добиваться побед не только военным искусством, но и хорошей массовкой, также будет чему порадоваться. Каждую крупную армию в бою теперь могут сопровождать несколько армий-сателлитов. Во время подготовки к битве вы можете указать, хотите ли руководить сопровождающими армиями лично или желаете возложить эту работу на своих подчиненных. Вариант хороший, на самом деле, ведь появляется выбор — рулить всем огромным войском или сосредоточиться на «тонком» управлении несколькими отрядами.

По мнению исторического консультанта игры, битва при Чудском озере выглядела именно так. Совсем то есть даже наоборот: вместо озера — холм.

Многие «мирные» элементы игры также подверглись доработке. Наконец-то купечество из банды нищенствующих крохоборов превратилось в полноценных предпринимателей. Доходы от торговли ресурсами существенно выросли, и, как правило, уже через 5-10 ходов купец выходит в «плюс» и начинает пополнять казну своего господина.

Убийцы, наконец, тоже превратились из простофиль в более-менее толковых гопников. Натренировавшись на вражеских принцессках, бунтарях, еретиках и прочих бездельниках, среднестатистический живодер вполне может порубить на пятаки даже правителя соседнего государства. Что, как вы понимаете, очень и очень хорошо: без сильного лидера даже такие звери, как тевтонские рыцари, начинают пускать пузыри в воде.

Не стоит забывать и о «старом» новом новшестве — кипящей смоле, душ из которой поджидает смельчаков, вознамерившихся взломать ворота в крепость. Эта возможность уже появлялась в играх серии, например в дополнении Medieval: Total War — Vikings Invasion, а вот из Medieval 2 была исключена. Теперь бодрящая процедура снова с нами.

Суровая битва, в ходе которой Нур-ад-Дин и его прихвостень Салах-ад-Дин получают хороший люлей-кебабов от Иерусалимского и Антиохийского царств.

Если связать все вышеперечисленные прелести в пучок, то можно сделать следующий вывод: в каждой из четверки свеженародившихся кампаний контента и геймплея на 2-3 порядка выше, чем в ином самостоятельном продукте. Все — благодаря богатству выбора и разнообразию методов.

Успех игрушек Creative Assembly видится как раз в этом — в преуменьшении собственных заслуг. Обещали дополнение — а выкатили 4 самостоятельных проекта, каждый из которых достоин отдельной рецензии, персонально высказанных теплых и не очень слов, собственной оценки. К сожалению, мы не можем позволить себе подобной роскоши.

Самое, конечно, ужасное — это то, что хочется одолеть всех и сразу. И жить как прежде — уже никак. То есть на работе, например, пребывать совершенно невозможно — смотришь на красную рожу начальника и думаешь, как здорово бы он смотрелся под обстрелом батареи «василисков». С женщинами тоже беда: голова напрочь забита византийскими принцессами в лиловых нарядах, британскими наследницами и прочими венценосными феминами. Особенное беспокойство, конечно, доставляет вопрос касательно юной новгородской княжны: носит она панталоны или нет? А фамильный герб в виде «синего» медведя на них вышит? Словом, сплошные волнения и желание уйти в отпуск на пару месяцев.

Теперь о менее интересном, но тоже важном. Граждане, хоть раз бывавшие на официальном форуме серии Total War, могли заметить, насколько плотно и, если можно так выразиться, интимно организована работа с сетевым сообществом в содружестве Sega/Creative Assembly. Для удовлетворения творческих потуг, позывов и нужд оного сообщества разработчиками был выпущен набор инструментов, также попавших на DVD с Kingdoms. Таким образом, помимо собственно игры, поклонники серии получили редактор карт и сражений, а также утилиту для создания собственных видеороликов. Как нам видится, это воодушевит и даже подхлестнет любителей поковыряться в исходном коде игры, а каждая модификация — это не что иное, как еще один гвоздь в крышку гроба конкурентов. Которые в общем-то давно уже похоронены, и вспоминаем мы о них лишь в связи с выходом очередного продукта в линейке Total War.

В связи со всем вышесказанным следует признать два факта. Первый: безусловно, Kingdoms — это прекрасное продолжение серии. Не во всем идеальное, но — лучшее из того, что можно было вообразить. Второй: вероятно, совсем уже скоро в каждом доме, где водятся компьютеры и любители стратегий, появятся капища, посвященные Creative Assembly.

Интересно, предполагали ли боссы The Creative Assembly, в далеком 2000-ом году утверждая разработку Shogun: Total War, что их детище заложит фундамент одной из лучших стратегических серий современности, ближайшие конкуренты которой будут очень долго глотать пыль из под копыт мчащегося вперед скакуна Total War? Думаю, нет. На деле же все оказалось как в той сказке. Разборки азиатских феодалов пришлись по вкусу огромному числу геймеров, в свете чего скорый выход экспаншена The Mongol Invasion ни для кого не стал неожиданностью. Впрочем, несмотря на постоянно растущую народную любовь, детище Creative Assembly имело весомое количество недостатков. К их исправлению девелоперы приступили, засев за создание сиквела Medieval: Total War. На этот раз отлично продемонстрировавшая себя геймплейная концепция была перенесена в новый сеттинг - дремучее средневековье. Возможность прибрать к рукам древнюю Европу игровая общественность также восприняла на ура. Последовавший в скорее адд-он Viking Invasion позволил прочувствовать весь смак нахождения в "шкуре" сурового предводителя викингов, и окончательно убедил разработчиков в необходимости существенных нововведений. Именно тогда новостные ленты информационных сайтов известили мир о существовании полноценного продолжения Rome: Total War. Игра произвела настоящий фурор на канувшей ныне в лету выставке Е3. И действительно, там было на что посмотреть. Огромные экраны транслировали на сетчатку глаз ошеломленных посетителей захватывающие дух баталии: тысячи непохожих друг на друга войнов сходились в смертельной схватке, меткие лучники поливали отряды противника тучами стрел, а боевые слоны - дебютанты серии - стальными танками вклинивались в ряды недругов, неся смерть и хаос. Это казалось невероятным. Абсолютно новый графический движок, длиннющий перечень свежих features. Почти все игроделам удалось воплотить в реальность - в феноменальном успехе римской эпопеи нет никакой мистики: филигранное качество выделки, отменная картинка и увлекательный геймплей - вот три кита Rome. Поддавшись манящему зову денег, Creative Assembly решила изменить своей давней традиции по выпуску одного дополнения, в промежутке между релизами сиквелов, и разродилась сразу двумя expansion pack'ами: Alexander и Barbarian Invasion. Казалось бы, куда дальше? С дебютом "Александра" девелоперы задействовали пыльные земли Азии и Египта, индокитайский полуостров эксплуатировался в самом начале пути, а Старый Свет уже был заезжен до дыр. Неисследованными "землями" для маркетологов SEGA оказались американские материки. И спустя некоторое время, ацтеки были объявлены одними из главных действующих лиц Medieval 2: Total War. Однако, королевой "бала" по-прежнему осталась Европа. Таким образом, на выходе игры мы получили всю ту же старую-добрую Medieval: Total War, облагороженную доработанным Rome-"моторчиком" и раздавшуюся в ширину до совершенно непристойных размеров.

Временная планка игры разрослась до 450-ти лет. Гнуть свою стратегическую линию виртуальным правителям предстоит на протяжении четырех с половиной веков - с 1080-го по 1530-ый год. Именно на этот исторический интервал пришелся наибольший расцвет европейских цивилизаций, сочетавший научно-культурный прогресс с бесконечными кровопролитными войнами за территории. Одним словом, веселое было времечко.

Набор доступных держав принял в свои объятия новых членов. В общем и целом, Medieval 2 располагает 21 нацией. Сингл-кампания позволяет "порулить" лишь 17-ю странами, в то время как мультиплеер доводит число играбельных цивилизаций до вышеуказанного предела. Сложность прохождения, как и раньше, напрямую зависит от выбранной стороны. Поставить знак равенства между поднятием с колен раздробленной Руси и, например, планомерным укреплением процветающей священной Римской Империи, не получится даже при огромном желании.

Наряду с одиночным режимом нам предлагают и стандартный список остальных полководческих забав. Можно принять участие в знаменитых сражениях того времени, присягнув на верность одной из сторон конфликта, а можно длинными вечерами оттачивать свои навыки в многопользовательских баталиях. Впрочем, роль первой скрипки в Medieval 2, разумеется, отведена синглу. Для того, чтобы приступить к настоящей "работе" необходимо сначала завершить принудительный обучающий режим. По старой-доброй традиции щепетильные британцы снабжают свои продукты качественным виртуальным "тренажером". Хотя можно было бы сделать эту опцию и отключаемой. Далеко не все игроки начинают свое знакомство с серией, запуская Medieval 2.

Основной целью кампании является захват 45-ти провинций. Дальше разгулять жадному до власти феодалу, увы, не дадут. Для наиболее нетерпеливых синьоров предусмотрена опция "укорочения" миссий - для победы хватит захватить и половину городов. Раздутые же временные рамки, уместившиеся в 225-ти ходах, провоцируют на вдумчивое изучение продукта. Ведь все-таки не в Age of Empires играем.

С первого взгляда на глобальную карту вас начнет терзать сильнейшее чувство дежа-вю. При условии, что до этого за плечами имелся опыт прохождения древнеримского отпрыска серии. Визуальное оформление, интерфейс и даже некоторые нотки заглавной мелодии - все это перекочевало в игру прямиком из Rome. Новички же подивятся красивой картинке и огромному количеству доступных действий.

В виду увеличившегося числа доступных стран, стратегическое поле стало заметно обширней. На ней нашлось место и для неизведанной Северной Америки, с хозяйничающими там племенными народами, упоминавшимися в начале статьи. А вот сама миссия по покорению Нового Света больше смахивает на мыльный пузырь. Да, играть за конкистадоров весьма увлекательно - особый колорит вносит местная природа: непролазные джунгли смотрятся куда выгоднее утоптанных европейских полей - однако масштабы происходящего не впечатляют. Несколько поселений и слабо организованные армии послушников Майя - вот и все на что хватило Creative Assembly. Не обязательно быть пророком, дабы предсказать грядущий релиз исправляющего этот досадный пробел адд-она.

Передвижение фигурок по карте сопровождается, помимо решения государственных проблем, выполнением всяческих мини-заданиями. По сравнению с предыдущей частью, квесты стали более увлекательными, появилось даже некое подобие разнообразия. В основном же, "работодатели" просят построить определенные здания, заблокировать важные торговые точки противника или же провести дипломатические дебаты. В качестве поручителя теперь может выступать и Папа Римский. Религии в мире Medieval 2 отведено центральное место.

Ни для кого не секрет, что в средневековье церковь являлась сильнейшей организацией, дружить с которой стремилось максимальное количество вдумчивых правителей. Нечто похожее наблюдается и в Medieval 2. Рим обладает своей армией, но основную угрозу таят в себе "верующие" соседи. Попав в немилость Папы, вы рискуете досрочно завершить игру, так и не добившись своих целей. И дело здесь вовсе не в постоянно посыпающихся на голову проклятьях священнослужителей. Близлежащие монархи всегда рады воспользоваться представившейся возможностью отлучить от трона безбожного "коллегу". Противостоять христианам невероятно сложно: отбиваться от противника придется деморализованными войсками - во всевышнем гневе солдаты очень быстро теряют пункты морали. Так что дружба с Папой практически обязательна. Находясь на "короткой" ноге с понтификом, можно легко устранять погрязших в грехах конкурентов.

Для пущей реалистичности игроделы разрешили участвовать в крестовых походах. Священная война приносит немало бонусов. Достаточно и того, что погоняемые в Иерусалим вояки находятся целиком на обеспечении церкви и передвигаются в два раза быстрее. Кроме того, существует возможность относительно бесплатного найма рыцарей-"крузайдеров", составляющих мощнейшею атакующую силу. В ответ на агрессию с Севера мусульмане организуют джихад. Впрочем, от организованной экспансии христиан священная война исламистов отличается разительно.

Веяние прогресса и коснулось и схемы развития городов. Отныне совместить культурную мекку и военный оплот не получится. Нужно будет выбирать - между экономической и милитаристической веткой развития поселения. Миролюбивый городок быстренько обрастет памятниками культуры и существенно увеличит размер казны. Военная же ориентация станицы позволит строить уйму профпригодных сооружений, сжирая при этом львиную долю бюджета. Здесь важно найти золотую середину. Цветущий мегаполис, лишенный толстых стен, - легкая добыча для агрессивных оккупантов. Против профессиональных вояк не поможет о городское ополчение, бесплатно формируемое из местных жителей - разве могут вчерашние купцы и ремесленники на равных биться с закаленными в боях ветеранами? Ответ очевиден.

Идея с гильдиями также весьма интересна. Ограниченные сообщества людей, связанных общим делом, могут принести немало пользы. Так, оружейники улучшают качество выпускаемого оружия, а купцы - количество продаваемого товара. Существуют и совсем уж экзотические кооперативы, вроде ганзы наемных убийц и ордена тамплиеров.

Вести военные кампании стало намного проще. Если раньше процесс накопления более-менее внушительного войска занимал достаточно много времени, то теперь все стало быстрее. В первую очередь благодаря возможности найма сразу нескольких юнитов за ход. По мере игры в казарме постепенно накапливаются войска. При внезапном нападении противника или же запланированном наступлении на соседей можно легко пополнить собственные отряды, заказав необходимое количество солдат, - были бы деньги.

Как всегда, встретившиеся на одной клетке армии, при желании, материализуются на ратном поле. Реальновременные сражения в Medieval 2 приводят к неописуемому восторгу. Гигантские отряды сходятся в смертельной битве, демонстрируя широкие возможности позаимствованного у Rome графического движка. Превосходная анимация, четкие текстуры и практически полное отсутствие клонированных солдат создают иллюзию просмотра многомиллионного голливудского киноблокбастера. Все-таки не зря телевизионный канал Discovery приобрел права на использование программистского шедевра Creative Assembly при создании цикла исторических передач - тратиться на найм массовки и аренду аутентичных предметов старины было бы гораздо накладней.

Возвращает в реальность полоумный искусственный интеллект. По старой традиции, AI строит из себя ошалевшего генерала и это ему хорошо удается. Рыцари, подставляющие бока под мечи нападающих, отряды, неспособные самостоятельно уйти из под обстрела лучников, - одним словом, удручающая картина.

Разобравшись с RTS-порцией можно переходить к десерту. Вкусная дипломатия - наше все. Конечно, не стоит мечтать о богатстве выбора тематической Diplomacy, но и того, что представлено в игре хватает за глаза. Коронный номер - выдача привлекательной принцессы замуж за нужного принца - как и прежде эффективен.

При более пристальном рассмотрении становится понятно, что за всей нововведенной мишурой скрывается все та же Rome. Качественная, яркая, увлекательная, отполированная до блеска Rome. Многие опрометчиво обвиняют авторов в отсутствии у Medieval 2 каких-либо серьезных инновационных идей. Однако не стоит забывать, что вряд ли кто из ныне существующих тайтлов сможет сравнить с отпрыском The Creative Assembly по глубине проработки и масштабности. Собственно, за это мы и любим Total War. Чего и вам советуем.

Плюсы: превосходная графика, поражающий масштаб происходящего, продуманная экономическая и военная составляющие, широкий спектр геймплейных возможностей.
Минусы: слабый AI.

Читайте также: