Leica monochrome обзор

Обновлено: 06.07.2024

Компактные фуллфреймы Sony RX1/RX1R долгое время оставались единственными в своем роде. Существовали аналогичные камеры с APS-C матрицами (Nikon Coolpix A), были небольшие полнокадровые модели со сменной оптикой (Sony A7, A7Rи A7s), однако никто не осмеливался выпустить компактный аппарат с полнокадровой камерой и фиксированной оптикой. Но если задуматься, то ближе всех к концепции компакта с фуллфрейм-сенсором стояла Leica, которой достаточно было чуть-чуть видоизменить любую из камер М-серии. Так и вышло, первая достойная альтернатива Sony RX1 выпущена под маркой этого производителя – называется она Leica Q (Typ 116). Вышла она очень внезапно, без лишнего шума. И, похоже, это самый приятный сюрприз 2015 года.

Общий вид Leica Q

Leica Q в рабочем положении

Я не первый раз имею дело с камерой Leica, но раньше мне приходилось говорить про «особый путь» и закрывать глаза на явные недостатки камер, то теперь я не могу придумать ни одной причины, по которой вам не следовало бы мечтать о Leica Q. Она исключительно удобная, она очень быстро работает, она превосходно снимает, у нее шикарный экран и достойный видоискатель, в ней даже есть встроенный Wi-Fi и при всем этом ценник не выглядит запредельным. Да, как и всякая другая Leica, новинка стоит немало. Но, если подумать, то самая доступная Leica M обойдется дороже и едва ли будет хоть в чем-то превосходить Leica Q.

Технические характеристики, комплектация

Leica Q (Typ 116)Sony RX1
Класскомпактная полнокадровая камеракомпактная полнокадровая камера
МатрицаFull frame (36х24 мм), СMOS, 24 МпFull frame (35,8х23,8 мм), СMOS, 24 Мп
Байонет/объективнесменный, 28 мм F1.7несменный, 35 мм F2.0
Формат** снимков**JPEG, RAW (6000x4000)JPEG, RAW (6000x4000)
Формат** видео**MPEG-4, (1920х1080, 60/50 fps)MPEG-4, AVCHD (1920х1080, 60 fps)
Диапазон** светочувствительности**ISO 100–50000ISO 100–25600
Диапазон** выдержек**1/16000 – 30 с1/4000 – 30 с
ЭкранLCD, фиксированная конструкция, диагональ — 3”, разрешение — 1 040 000 точекLCD, фиксированная конструкция, диагональ — 3”, разрешение — 1 229 000 точек
Видоискательэлектронный, разрешение 3 680 000 точек, 100% покрытие кадранет
Вспышканетвстроенная, ведущее число 7 м при ISO 200
Wi-Fiвстроенный модуль Wi-Fiнет
Памятькарты SD/SDHC/SDXCкарты SD/SDHC/SDXC
ИнтерфейсыUSB/AV, HDMIUSB/AV, HDMI
АккумуляторBP-DC12, литий-ионный, 1200 мАчNP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч
Габариты и вес130x90x93 мм, 640 г113x65x70 мм, 482 г
Цена4250$2800 $

В комплекте с Leica Q поставляется аккумулятор, зарядное устройство, USB-кабель, кожаный ремень (нерегулируемый по длине), металлическая бленда и массивная крышка объектива. Плюс уже ставший традиционным пакет Adobe Photoshop Lightroom.

Дизайн, эргономика

Leica Q при беглом взгляде можно спутать с Leica M. Да и по тактильным ощущениям сходство очень большое. Верхняя часть корпуса металлическая, набор элементов управления предельно минималистичен.

Leica Q и компактный штатив

Верхняя панель корпуса Leica Q

Сверху можно заметить кнопку спуска затвора с рычажком включения, клавишу видеозаписи и два дисковых селектора, один из которых отвечает за установку выдержки, а второй меняет свое назначение в зависимости от контекста. Там же, на верхней панели, есть и «горячий башмак», скрытый пластиковой заглушкой. Встроенной вспышки у Leica Q нет, что лишь усиливает сходство с линейкой Leica M.

Органы управления на верхней панели Leica Q

Тыльная сторона корпуса Leica Q

Очевидно, что над философией использования Leica Q в компании поработали основательно. Отсутствие вспышки само по себе могло ничего и не значить, но на тыльной стороне корпуса есть отдельная маленькая кнопка без каких-либо обозначений. Она отображает рамки на экране и в видоискателе, и виртуально изменяет фокусное расстояние объектива. По умолчанию – это 28 мм, а с помощью упомянутой кнопки можно сделать 35 мм и 50 мм. В дальномерных камерах Leica M подобные рамки отображались в видоискателе при смене объективов.

Органы управления на задней панели Leica Q

По сути камера просто вырезает часть кадра, уменьшая его итоговое разрешение. Такого же результата можно добиться инструментом Crop в фотошопе, например, но с помощью кнопки на камере это происходит быстрее. Разрешение матрицы очень высоко, так что даже снимки с условными 50 мм можно печатать большим форматом.

Возвращаясь к органам управления на задней панели, стоит отметить пятипозиционную навигационную клавишу и вертикальный ряд кнопок на левом краю. Но, конечно, самыми интересными элементами сзади являются экран и видоискатель. О них я расскажу отдельно.

Объектив Leica Q

Объектив полностью металлический, а передняя линза выглядит несколько необычно из-за вогнутой формы. На корпусе есть три вращающихся кольца – первое (от края) отвечает за значение диафрагмы, второе позволяет наводиться на резкость в режиме ручной фокусировки, а третье переводит объектив в режим макро. Ручная фокусировка у Leica традиционно лучшая среди всех цифровых камер.

Разъемы USB и HDMI на правой боковине Leica Q

Отсек для батареи и карты памяти на нижней панели Leica Q

Мне очень нравится сочетание материалов в Leica Q. Верхняя панель металлическая, нижняя тоже. А середина корпуса (как спереди, так и сзади) сделана из пластика. На нижней панели находится стандартная резьба для установки на штатив и маленькая «дверца» отсека с аккумулятором и картой памяти.

Общий вид Leica Q

Внешнее исполнение Leica Q заслуживает максимальной оценки. Это очень красивая, лаконичная и невероятно удобная камера, которая успешно обходится без россыпи кнопок, скроллеров и слайдерных переключателей. Единственное, что поначалу раздражало – это отсутствие возможности ручного переключения между экраном и видоискателем. При вертикальном положении камеры левая рука часто попадает в зону сенсора, так что картинка переходит в видоискатель без вашего согласия. Но, наверное, это дело привычки.

Экран, видоискатель

Помните Leica T, где экран стал главным органом управления? Несмотря на грамотный подход к управлению, многим поклонникам марки этот ход показался неудачным. Leica Q предлагает чуть менее радикальную схему – управление в основном кнопочное, однако кое-где можно пользоваться экранным сенсором. Например, листать фотографии в режиме просмотра или двигать бегунок в быстром меню ISO и баланса белого. Но главное – с экрана можно полноценно вводить текст, что может понадобиться при настройке Wi-Fi соединения.

Экран и видоискатель Leica Q

Сам экран фиксированный, трехдюймовый, с разрешением 1 040 000 точек – вполне соответствует техническому уровню камеры. Запас яркости вполне высокий, углы обзора максимальны (178 градусов), цветопередача естественная.

Видоискатель тоже неплох. У него 100-процентное покрытие кадра и достаточно высокое разрешение – 3 680 000 точек. Однако физический размер картинки на мой взгляд очень небольшой. Мне показалось, что в ручном режиме наводиться на резкость удобнее именно по экрану.

Начинка, функциональность

Что же такого особенного в ручной фокусировке в случае с Leica Q? Во-первых, вам не нужно как-то отдельно включать ручной режим наведения (отдельным переключателем на корпусе). Просто начинаете вращать кольцо, сняв фиксатор, – и камера переходит в ручной режим.

Фиксатор кольца ручной фокусировки на объективе Leica Q

Во-вторых, у кольца ручной фокусировки достаточно тугой и длинный ход. Скажем у автофокусных объективов для зеркалок ход слишком короткий. А в случае с Sony RX1 мы вообще имеем дело с имитацией ручного фокуса, поскольку ход кольца бесконечный, а группа линз с небольшим шагом перемещается мотором.

Не менее хорош и автофокус. Камера очень уверенно наводится на резкость в условиях слабого освещения, благодаря гибридной контрастно-фазовой системе. Скорость наведения максимальная. Можно даже говорить, что Leica Q в скорости фокусировки не уступает топовым зеркальным камерам.

Продолжая сравнение с Sony RX1, стоит отметить, что объектив Leica Q более сложный, более дорогой и более светосильный: 28 мм F1.7 против 35 мм F2.0. Превосходство в классе можно оценить по резкости по краям кадра и отсутствию хроматических аберраций. Минимальная дистанция фокусировки в обычном режиме составляет 30 см, в режиме макро – 17 см. Да, важно отметить, что при переключении объектива в макро, уменьшается и относительное отверстие, а именно до F2.8. За Sony RX1 ничего такого замечено не было.

Разрешение матрицы составляет ровно 24 мегапикселя (размер снимка 6000х4000 точек), диапазон чувствительности от 100 до 50000 единиц. Для сохранения «сырых» снимков используется открытый формат Adobe DNG, который можно открыть практически любым RAW-конвертером.

Нет автофокуса, нет возможности писать видео, исключительно монохромный сенсор… Но если бы у нас была возможность сделать опрос среди увлеченных фотолюбителей и узнать, готовы ли они променять свою навороченную зеркалку или беззеркалку на эту небольшую черную камеру — уверена, желающих было бы немало. Вышедшая в начале года Leica M10 Monochrom демонстративно игнорирует значительную часть технического прогресса, оставляя пользователю лишь минимальный набор функций, действительно необходимых, чтобы творить искусство.


История серии цифровых камер Leica М начинается в 2006 году. За прошедшие годы они здорово изменились, но общий концепт сохранен: это дальномерные камеры с ручным фокусом и минимумом «фишек», обычных для большинства современных цифровых фотоаппаратов. Предельная близость к старым пленочным аппаратам — только без пленки. Эксперименты с монохромом мы уже видели прежде: в 2012 году на рынок вышла Leica M Monochrom, затем в 2015 году вышла Leica M Monochrom (typ 246). В чем смысл черно-белого концепта? Дело не только в дополнительных ограничения, идущих на пользу творчеству: отсутствие цветных фильтров на сенсоре обеспечивает попадание большего количества света на каждый пиксель, и это позитивно сказывается на качестве изображения — можно снимать без выраженного шума на высоких значениях светочувствительности; также повышается детализация изображения. Но, на мой взгляд, говорить о том, что производитель озабочен исключительно качеством снимков и никакой имиджевой компоненты в таком решении нет, — явное лукавство.


Третье поколение вышло в 2020 году. Leica M10 Monochrom: полнокадровая цифровая беззеркальная камера; дальномерная камера с оптическим видоискателем; камера с монохромным сенсором.


В ней используется новый, специально разработанный черно-белый сенсор разрешением 40 мегапикселей. По сравнению с Leica M Monochrom (typ 246) прирост почти в два раза — в ней стоял сенсор разрешением 24 мегапикселя. Также расширился диапазон светочувствительности: теперь он составляет 160-100 000 ISO. Минимальное значение ISO у предыдущего поколения монохромных камер Leica составляло целых 320 единиц — это могло создать проблемы при работе со светосильной оптикой или на длинных выдержках. Производитель обещает достойную работу Leica M10 Monochrom даже на максимальных значениях светочувствительности.

Экран камеры оснащен сенсорной поверхностью. Добавлена возможность фокусироваться по любой точке экрана — прежде фокусировка в режиме Live View происходила только по центральной точке.

Еще одна новая (разумеется, только в рамках данного модельного ряда камер) опция — возможность вводить экспокоррекцию при съемке в автоматическом режиме.

Тише стал звук затвора (здесь — исключительно механического, конечно), что понравится фотографам, которые любят оставаться незамеченными.

В камере есть Wi-Fi-модуль, с помощью которого возможен обмен данными с мобильным устройством посредством специального приложения Leica Fotos 2.0.

Ну и наконец, производитель решил полностью отказаться от функции съемки видео, которую мы видели в предыдущей версии модели. Это только фотокамера, ничего лишнего.


До 7864 × 5200 пикселей в DNG

До 7840 × 5184 пикселя в JPG

Дизайн Leica M10 Monochrom дополнительно подчеркивает ее философию. Идеальный минимализм. Снаружи камера так же монохромна, как внутри — корпус полностью черный, вы не увидите даже фирменного красного кружочка с надписью Leica. Leica M10 Monochrom — цельнометаллическая литая камера, она изготовлена из магниевого сплава, который дополнен покрытием из искусственной кожи.


Камера достаточно увесистая — 660 граммов (с батареей), ее габариты — 139 × 80 × 38,5 мм. Но для полнокадровой, тем более дальномерной камеры это совсем немного, Leica делает на это упор в описании своей M-серии — и не отступает от истины. Корпус абсолютно гладкий, нет выступа под хват правой рукой, из-за чего держать аппарат непривычно и довольно неудобно. На камере нет совершенно никаких разъемов, ее нельзя заряжать с помощью внешних устройств или же подключить к компьютеру с помощью провода. Откровенный анахронизм, но производитель этим явно бравирует.

Принцип управления камерой — чтобы все было под рукой и наглядно. Диафрагма регулируется кольцом на объективе, выдержка — одним селекторным диском на корпусе, светочувствительность — другим. Больше, собственно, ничего и не надо, все остальное — от лукавого.

Давайте чуть детальнее рассмотрим, как организована эргономика. Камера слева и справа: никаких органов управления, антискользящее покрытие.



Вид сверху. Слева мы видим диск выбора ISO – на нем находятся основные значения светочувствительности, дополнительно ее можно корректировать с помощью меню. На мой взгляд, этот орган управления реализован не очень удачно — для смены настройки его нужно тянуть вверх, причем с усилием и подцепляя ногтем. Правее — разъем для подключения внешней вспышки типа «горячий башмак», диск выбора значения выдержки, кнопка спуска, совмещенная с селектором включения/выключения камеры.


Нижняя часть камеры реализована весьма экзотично, по крайней мере для тех, кто привык к современным, а не старым пленочным аппаратам. Как и на многих камерах, там находится отсек для батареи и карты памяти, но для того, чтобы получить к нему доступ, нужно полностью снять нижнюю панель. Зачем это сделано, кроме как «для стиля», я представить себе не могу. Естественно, это очень неудобно — для того, чтобы ее снять, требуется больше времени, чем в обычном случае, затем панель нужно куда-то положить, она не крепится на шарнире. Разве что тактильно это приятно — кожух притягивается магнитом. Также снизу находится штативное гнездо.



Кстати, если попытаться включить камеру, когда нижняя панель снята, на экране появляется ироничная надпись (спасибо, капитан):


Спереди находится байонет с кнопкой высвобождения объектива, программируемая кнопка и рычажок таймера автоспуска.


Сзади слева: оптический видоискатель, 2 индикатора, 3 кнопки, отвечающие за включение режима Live View, просмотр кадров и вызов меню. Справа — колесо для смены настроек (с помощью него, например, можно ввести экспокоррекцию) и многофункциональный джойстик. По центру — экран диагональю три дюйма и разрешением чуть более чем 1 миллион пикселей. Экран покрыт защитным стеклом, предотвращающим появление царапин. Поворотного механизма у него нет, сенсорное покрытие, как уже говорилось выше, — есть.


Вот и все. Как видите, органов управления совсем немного. По-своему это удобно и отвечает главной задаче — сосредоточиться собственно на кадре.

Меню камеры выполнено тоже лаконично. Оно полностью русифицировано (не считая, конечно, слова «Ахтунг» вместо слова «Внимание» — но, судя по тому, что оно написано кириллицей, это сделано сознательно), и запутаться в нем вряд ли получится — навороченной многоступенчатости, как во многих современных камерах, тут нет. Вначале пользователь попадает в список избранных настроек, из которого можно выйти в главное меню для работы с расширенным кругом параметров. В принципе, частое обращение к меню вам вряд ли потребуется: достаточно один раз настроить камеру под свои предпочтения (например, кому-то нужно отображение гистограммы и сетки, кому-то — нет).

В чем-то Leica M10 Monochrom не чурается современности: в камере есть Wi-Fi-модуль, который позволяет устанавливать беспроводное соединение с мобильными устройствами. Работа происходит с помощью фирменного приложения Leica FOTOS 2.0. Приложение позволяет передавать, просматривать фотографии и обмениваться ими, а также дистанционно управлять камерой.

Leica M10 Monochrom — первая камера Leica, которую мне довелось тестировать, и не буду скрывать, что я изначально подходила к ней с определенным скепсисом. Опыт просматривания многочисленных пабликов любителей пленочной фотографии утвердил меня в мысли, что люди готовы восхищаться любыми снимками просто из-за самого факта, что они сняты на пленку, — и совершенно неважно, что объект находится в расфокусе, отсутствуют внятная композиция и идея, а экспозиция безнадежно неверная. Любители Leica виделись мне аналогичной когортой. Как зрителю мне совершенно все равно, с какими сложностями столкнулся фотограф, создавая свой шедевр.

Если фотограф в наше время сознательно выбирает камеру без автофокуса и этим пытается оправдать отсутствие резкости на своих кадрах — для меня это признак того, что что-то не так с фотографом, а не того, что он просто нашел особый путь. Если ему удается добиться отличной резкости — что же, молодец, но к чему эти сложности, если давно существуют камеры с отличной системой фокусировки, распознаванием лиц, глаз и так далее? Фото в глазах смотрящего не становится более художественным от того, что все сделано «руками». Есть ощущение, что тем, кто начинал свой путь с пленочных фотоаппаратов, до сих пор тяжело смириться с тем, что их технические навыки в общем-то уже не особенно нужны. Умная автоматика делает львиную долю работы за нас. В чем же тогда мастерство фотографа? Пожалуй, в чем-то большем, чем умение быстро навестись на резкость и правильно замерить экспозицию. Нам повезло — благодаря современным технологиям мы можем больше сил отдавать художественной стороне кадра: продумывать идею, композицию, выставлять свет, создавать атмосферу, на лету ловить динамичные сюжеты. И это удар для фотографов-«технарей», если вы понимаете, о чем я. Leica может помочь им поддерживать чувство собственной значимости.

Но хватит лирики. Перейдем к практике — проверке моего скепсиса на прочность. Мне удалось протестировать камеру Leica M10 Monochrom в комплекте с единственным объективом Leica Summilux-M 35 мм, f/1.4, ASPH.


Вкратце: фокусироваться сложно даже при том, что производитель в этом смысле постарался максимально облегчить нам жизнь. Промашек фокуса все равно больше, чем хотелось бы. И, безусловно, в разы больше, чем при съемке на автофокусные камеры.

Не буду спорить с тем, что избалована современными технологиями и что при хорошей сноровке можно снизить процент промашек. Но для меня очевидно, что по крайней мере при съемке динамических сцен он все равно будет до обидного высок. Современные камеры дают нам возможность снимать качественный живой репортаж/стрит-фото от бедра, находясь в гуще событий и оставаясь незамеченным. Поворотный дисплей, сенсорное управление + спуск затвора по касанию пальцем, отслеживание объектов в реальном времени — вот залог успеха. С Leica M так не получится. Во-первых, вас, скорее всего, заметят, потому что вы будете держать камеру возле лица — и момент будет упущен. Во-вторых, даже если вам удалось остаться незамеченным, то, пока вы наводитесь на резкость, объект уже может поменять свое положение. «А как же великие мастера уличной фотографии прошлого?» — возмутитесь вы. Ведь у них условия были еще «жестче». Конечно, создать шедевр можно через любые препоны. Только будут ли вас сравнивать с мастерами прошлого (у которых, заметим, положа руку на сердце, тоже не все фото идеально резкие и верно сфокусированные — но им как раз простительно, выбора не было) или с вашими ныне здравствующими коллегами по цеху? Пока вы радуетесь, что поймали один удачный кадр, который вышел и по композиции, и по качеству, и по эмоциям, ваш коллега может нащелкать 1000 фото, пользуясь всеми современными благами, и, скажем, сотня из них будет хороша. Для надежности он даже переведет ее в черно-белый формат.

Что же, Leica M10 Monochrom не для динамичной съемки, а как дела обстоят со статикой? Лучше, но для меня тоже совсем не идеально. Например, минимальная дистанция фокусировки объектива Leica Summilux-M 35 мм, f/1.4, ASPH – 70 см, это достаточно большое расстояние, и, соответственно, возможности снять портрет крупным планом просто нет. При съемке портрета глаза занимают небольшую область кадра и при полностью открытой диафрагме (f/1,4 — мы же хотим насладиться потрясающим боке?) малейшее шевеление фотографа или модели сбивает резкость. Ни о какой перестройке композиции после фокусировки, разумеется, речи быть не может.

Наводиться на резкость можно как через видоискатель, так и по ЖК-экрану в режиме Live View. Через видоискатель, безусловно, «аутентичнее»: фокусировка происходит с помощью дальномера — фотограф видит рамку, которая обозначает границы будущего кадра, в зависимости от фокусного расстояния объектива эти рамки будут шире или уже; в центре кадра — прямоугольник дальномера с двоящимся изображением. Вращая кольцо фокусировки, фотограф совмещает картинку в прямоугольнике; когда она перестала двоиться — фокус наведен и можно снимать. Удобно ли это? Для меня нет. Метод требует большой концентрации. Если мы неспешно прогуливаемся и время от времени останавливаемся, чтобы сделать кадр, — ничего страшного, но если речь идет о фотосессии «в темпе» — у меня просто устают глаза. Однако же, по ощущениям, съемка через видоискатель все же помогает снизить процент брака и увеличивает точность попадания в фокус.

Чаще я все-таки наводилась на резкость с помощью экрана. Благо Leica не стала совсем уж игнорировать цифровые возможности и добавила в M10 Monochrom используемую во многих современных камерах функцию фокус-пикинга: при наведении на резкость цветом (его можно выбрать из списка) обозначаются контуры объекта, который в данный момент находится в фокусе. С помощью сенсорного управления мы можем задать на экране интересующую нас область (в случае с портретом — поставить маркер на ближний глаз модели), и при вращении кольца фокусировки это область будет в увеличенном формате отображаться на экране, подкрашиваясь, соответственно, при наведении на нее резкости. Это достаточно удобно, но на практике не обеспечивает стопроцентного попадания в цель — надо быть очень внимательным не только к самому факту мерцающей подсветки «пикинга», но и к ее интенсивности. Может показаться, что объект уже в фокусе, но по факту будет легкий расфокус. Да, опять речь о дополнительной концентрации — Leica M10 Monochrom требует ее и не прощает ошибок или расхлябанности.

Среди фотографов нового поколения бытует мнение, что полнокадровая камера не может быть компактной, равно как и оптика для нее. Выход Sony RX1, однако, подорвал систему мироздания. Но во время увлеченного сравнения плотности пикселей, экранных разрешений и весогабаритных параметров мы часто забываем о компании Leica, камеры которой долгие годы оставались самыми компактными полнокадровыми решениями. Речь, конечно же, о системе Leica M. Чем не пример отличного компактного фулл-фрейма?

Пленка постепенно уходит в прошлое, а вместе с ней исчезает и чувство ответственности за каждый сделанный кадр. Умение видеть, ощущать и чувствовать кадр отходит на второй план. И в самом деле, зачем это все? Ваш новый Nikon со звуком швейной машинки Зингера за одну секунду выдаст вам 9 кадров, а один из них так или иначе окажется удачным. Восприятие фотографии в целом и каждого готового кадра в частности сильно изменилось с наступлением цифровой эры. Изменились и сами камеры, и зеркальные, и компактные.

Leica M Monochrom, вид спереди

Leica M Monochrom, вид сзади

Что изменилось в Leica M? Почти ничего. Система существует в прежнем виде. Размер матрицы по-прежнему равен площади кадра 35-миллиметровой пленки. Пропал только курок взвода затвора, а на место катушки Вельвии или Ильфорда внутрь стала SD-карта. Компания пытается развивать компактные камеры, но в центре внимания – по-прежнему Leica M System. Классические цифровые M8, M9, M и M-E продолжают традиции и пользуются устойчивым спросом, но Leica M Monochrom, с которой мы сегодня знакомимся, стоит особняком. Это первая черно-белая цифровая камера в столетней истории компании.

В ней нет автофокуса, нет режима видеозаписи, нет встроенной вспышки, нет скоростной серийной съемки. Она снимает только фото. Только в ч/б. И только с ручным наведением на резкость. И знаете что? Ни одна другая камера прежде не вызывала таких приятных чувств. Случай уникальный, поэтому этот обзор вряд ли впишется в наш привычный формат. Мы обойдемся без сравнения с конкурентами. Во-первых, их нет. А во-вторых, любое сопоставление лишено смысла. Мы не станем рекомендовать камеру определенным категориям пользователей. Более того, мы вообще не станем ее рекомендовать. И уж тем более – не будем никого отговаривать от покупки.

Технические характеристики

Сенсор Leica M Monochrom физически не способен выдать цветное изображение. Логично было бы предположить, что изначально картинка получается цветной, а затем программно преобразуется в монохромную. Однако нет. Сама матрица не воспринимает цвет, а при работе с RAW-снимками в Photoshop, Aperture или Lightroom цветовые настройки недоступны. Можно лишь работать с кривыми/уровнями, экспозицией, яркостью/контрастностью, шумоподавлением и виньетированием.

Скорее всего, внутри стоит модифицированная матрица Leica M9. Ну а дополнительным доказательством того, что картинка изначально захватывается черно-белой служит более высокая резкость картинки. Путем конверсии цветной фотографии в монохромную такой результат был бы невозможен.

В руках, в сумке, на шее

Перефразирем Генри Форда: вы можете заказать Leica M Monochrom в любом цвете, если этот цвет черный. Черный метал, черный пластик, черная вулканизированная кожа – вот из чего сделана монохромная Лейка. Смотрится превосходно. Но главное – спереди на корпусе нет никаких опознавательных знаков: ни красного логотипа, ни модельного индекса. Фирменный дизайн, однако, угадывается безошибочно.

Leica M Monochrom в естественной среде обитания

Спереди виден есть только байонет M, рычажок таймера автоспуска, кнопка фиксатора оптики и три окошка – дальномер, экспонометр и видоискатель. Видоискатель – оптический, без модных электронных наворотов. Лишь значение выдержки отображается в нем тонкими красными цифрами. Наведение на резкость происходит путем совмещения двух контуров изображения – как только они сошлись, можно спускать затвор. Как объяснить это человеку, выросшему в эпоху цифровых камер? Представьте, что вы снимаете однообъективным фотоаппаратом в 3D-режиме, когда вам нужно сделать два кадра с небольшим смещением, чтобы получить стереоэффект. В Leica все тоже самое, только в обратном порядке – вместо смещения картинки ее нужно совместить и получить резкую 2D-картинку.

Лицевая сторона корпуса Leica M Monochrom и открытый байонет Leica M

Сзади находится пятипозиционная навигационная клавиша со скроллерным кольцом. 2,5-дюймовый экран (цветной, кстати, не черно-белый), вертикальный ряд кнопок слева от него, отдельная кнопочка вызовы меню и глазок видоискателя. Все предельно аскетично – видимо, чтобы не разочаровывать поклонников пленочных камер Leica.

Задняя панель корпуса Leica M Monochrom

Верхняя панель представлена стандартным разъемом для вспышек, кнопкой спуска, рычажком питания, который дополнительно отвечает за режим съемки (одиночный кадр, серийная съемка и автоспуск по таймеру) и дисковым селектором выдержки. Отдельного элемента для управления диафрагмой на корпусе нет – он располагается на корпусе объектива, как и на механических пленочных камерах.

Photokina 2012 закончилась, впечатления осмыслены. И если сразу я побоялся утверждать, что Leica преподнесла самый приятный сюрприз на выставке, то теперь в этом нет никаких сомнений. Поклонники марки могли полностью себя занять павильоном Leica и не смотреть больше ничего. На общее впечатление от нынешней Photokina это совершенно не повлияло бы. Никто не ожидал, что немецкая компания выступит столь масштабно — в общей сложности было представлено пять новых камер, а также обновленная Leica X2, которую мы недавно тестировали.

Leica X2 в голубом исполнении

Обновление X2 затронуло только внешнее исполнение. Но как! Камера теперь доступна в желтом, голубом, салатовом, коричневом, сером, а также ряде авторских вариаций, в числе которых модель от Paul Smith. Для Leica это выглядит в высшей степени необычно, однако воспринимается исключительно положительно. Помните разноцветную компактную зеркалку Pentax K-x? Так вот, японцы натурально сходят по ней с ума. Думаю, что обновленная X2 натурально взорвет азиатский рынок, при том что в цивилизованных азиатских городах (Токио, Гонконг, Сингапур) Leica и без того пользуется популярностью.

Leica X2 в зеленом исполнении

Leica X в желтом исполнении (мой личный фаворит)

Никаких изменений в технических характеристиках нет, внутри камера останется прежней. А в дополнение к новым цветам корпуса будет запущено производство и соответствующих аксессуаров.

Тыльная сторона Leica X2 в желтом исполнении

Классическая серия Leica M обновляется не часто. К тому же обновления часто носят косметический характер — см. например, Leica M9-P. Но на нынешней Photokina анонсировали сразу две новинки — Leica M и Leica M-E. Обратите внимание, что числовые индексы больше не используются. Очевидно, это решение было принято незадолго до анонса, поскольку в слухах и утечках упоминалась в основном Leica M10. Среднеформатная система Leica S также избавилась от цифр в названии, отныне это удел самых недорогих камер Leica вроде D-Lux 6 или V-Lux 4. Впрочем, я думаю, что и для них цифры вскоре исчезнут.

Leica M и Leica M-E

Leica MLeica M-E
Классдальномерная цифровая камерадальномерная цифровая камера
МатрицаFull frame (36x24 мм) CMOS, 24 МпFull frame (36x24 мм), CCD, 18 Мп
Формат снимковJPEG, RAW (5952x3976)JPEG, RAW (5212x3472)
Формат видеоMotion JPEG, 1920x1080, 25 fps
Диапазон чувствительностиISO 100–6400ISO 80–2500
БайонетLeica MLeica M
Диапазон выдержек1/4000 — 60 с1/4000 — 4 с
Серийная съемка3 кадра/с2 кадра/с
Видоискательоптический (дальномер)оптический (дальномер)
ЭкранLCD, диагональ 3’’, разрешение 920 000 точекLCD, диагональ 2.5’’, разрешение 230 000 точек
Памятькарты SD/SDHC/SDXCкарты SD/SDHC/SDXC
ИнтерфейсыUSB 2.0USB 2.0
Габариты и вес139 x 80 x 42 мм, 680 г139 x 80 x 37 мм, 585 г

Вопреки ожиданиям, M-серия пополнилась не одной камерой, а сразу двумя. Причем одна из них оказалась очень доступной (по меркам Leica, разумеется) — это M-E. Она проще в техническом плане, она компактнее и она явно будет пользоваться большим спросом, нежели старшая Leica M.

Еще один факт, который должен воодушевить фотопейзажистов — отсутствие низкочастотного фильтра. Это увеличивает резкость и уменьшает потребность в пост-обработке цифрового сигнала. По словам Leica, именно это позволяет сделать фотографию «живой и настоящей». Впрочем, возможности сделать собственные снимки на M-E нам пока не представилось.

Leica M-E, общий вид

Лицевая сторона корпуса Leica M-E

Корпус Leica M-E выполнен из металла, а дизайн традиционно минималистичный. Спереди располагается байонетное крепление (M Mount), кнопка-фиксатор объектива, а также «окошки» дальномера. Сверху — кнопка спуска, совмещенная с рычажком включения, порт «горячий башмак», а также круглый селектор выдержки. Диафрагма традиционно устанавливается кольцом на объективе.

Задняя панель корпуса Leica M-E

Верхняя панель корпуса Leica M-E

Верхняя панель корпуса Leica M-E

Сбоку нет ничего, кроме металлических креплений для ремня, а тыльная сторона корпуса содержит экран, 6 кнопок, а также пятипозиционный навипад со скроллерным кольцом. Экран довольно скромный, с диагональю 2.5 дюйма и разрешением 230 000 точек. Пожалуй, это самый явный признак класса камеры, — старшая модель оснащена дисплеем получше.

Управление организовано очень просто, привыкать не придется, даже если вы впервые имеете дело с камерой Leica. И это очень важный момент, позволяющий сосредоточиться на главном. В общем, подробно об этом мы поговорим в полном обзоре. Пока имейте в виду, что M-E будет стоить $5450. А мы перейдем к Leica M, которая начнет продаваться по более высокой цене.

Общий вид Leica M в серебристом исполнении

Черная Leica M с объективом через переходник и электронным видоискателем

Внешне Leica M и M-E очень похожи. Разница ощущается в отделке, в картинке (это сразу было очевидно, ведь в камерах используются разные типы сенсоров), а также в исполнении кнопок на тыльной стороне корпуса. Сверху имеется дополнительная кнопка M, которая отвечает за видеозапись. Фактически это первая камера Leica, способная снимать видео, если не считать компактов, созданных на базе моделей Lumix. Удивить в этом плане новая М-ка не способна — мы имеем лишь 1920х1080 точек при 25 кадрах в секунду в формате Motion JPEG. То есть для видеосъемки полно камер и получше. Но вот характер картинки будет отличным, благодаря превосходной оптике. И, если компания вдруг возьмется развивать видеовозможности, шансы на успех будут велики.

Leica M, левый край корпуса

Leica M, правый край корпуса

Leica M, правый край корпуса

Матрица полнокадровая с разрешением 24 мегапикселя, что на выходе дает картинку размером 5952x3976 пикселей. Ну а чувствительность регулируется в пределах от 200 до 6400 единиц. В режиме Pull чувствительность составляет 100 единиц, но это уже программное понижение.

Как ни странно, Leica активно обращает внимание на процессор Maestro. Хотя это давно стало общей практикой (EXPEED, Venus Engine, TruePic — все эти названия у вас на слуху), Leica обычно сосредотачивалась на традициях, качестве оптики, удобстве и особой стилистике. Впрочем, возросшее быстродействие заметно невооруженным взглядом — фотографии быстрее масштабируются, быстрее сохраняются, да и в целом камера явно стала быстрее предшествующих моделей.

Leica M в черном исполнении

Тыльная сторона корпуса Leica M

Еще одно нехарактерное новшество для Leica — режим Live View. В глазок видоискателя в ряде случаев можно не смотреть. Я, конечно, не думаю, что поклонники марки вдруг резко изменят привычкам, однако в некоторых ракурсах визирование по дисплею будет реально удобнее. Ну и потом, макросъемка с дальномерным видоискателем — удовольствие не из приятных. Теперь же с ней не будет никаких проблем. Будет и внешний электронный видоискатель, однако, на мой взгляд это уже излишество.

Корпус Leica M изготовлен из высокопрочного магниевого сплава, а его верхняя и нижняя крышки — из латуни. При этом камера позиционируется как погодозащищенная, пыль и влага ей не страшны. Внешне это никак не определяется, а вот внутри есть специальные резиновые уплотнители, который и предотвращают попадание посторонних веществ внутрь корпуса. Ну а дисплей наконец получил защитное покрытие из стекла Gorilla glass.

Leica M и M-E на выставочном стенде компании в рамках Photokina 2012

Кстати, дисплей сам по себе прекрасен. Это трехдюймовая матрица с разрешением 920 000 точек, с прекрасной цветопередачей, широкими углами обзора. Это большой шаг вперед для Leica. С того момента, как компания вступила в цифровую эру, она сильно отставала по качеству дисплеев. Приятно, что это отставание, наконец, прекратилось.

И еще один немаловажный момент — экономное расходование заряда аккумулятора. На выставке мне довелось пообщаться с тремя специалистами Leica, однако ни один из них не назвал точное количество кадров, которое можно сделать от одного заряда аккумулятора. Если этот показатель перевалит за 1000, будет очень здорово. В общем, проверим сразу, как только получим камеру на тест.

В общем, обе камеры интересны и приятны. Не терпится познакомиться с ними поближе. Правда, удовольствие это не из дешевых — в США Leica M поступит в продажу по цене $6950. Случится это в начале будущего года. Более доступная M-E появится уже в конце сентября — начале октября, а к концу года — и в России, по неизвестной пока цене.

Leica D-Lux 6, Leica V-Lux 4

Ни для кого не секрет, что компактные камеры Leica (за исключением X1 и X2) создаются в тесном сотрудничестве с Panasonic. Не исключено, что в скором будущем компании откажутся от такого формата совместной работы, но официально об этом ничего не сообщалось. Собственно, D-Lux 6 и V-Lux 4 создавались на базе Lumix LX7 и Lumix FZ200 соответственно. О последних мы уже рассказывали в предварительном обзоре, а сейчас они как раз пребывают у нас на тестировании.

В этом году, на мой взгляд, Panasonic выступила исключительно удачно в сегменте компактных камер, так что Leica получила исключительно добротный исходный материал. Взглянем на технические характеристики.

Leica D-Lux 6Leica V-Lux 4
Класскомпактная цифровая камеракомпактная цифровая камера (ультразум)
МатрицаCMOS 1/1.7’’, 10.1 МпCMOS 1/2.33’’, 12.1 Мп
Формат снимковJPEG, RAW (3648x2736)JPEG, RAW (4000x3000)
Формат видеоMPEG4, AVCHD 1920x1080, 60 fpsMPEG4, AVCHD 1920x1080, 60 fps
Диапазон чувствительностиISO 80–12800ISO 80–6400
ОбъективЭФР 24-90 мм, f/1.4-2.3ЭФР 25-600 мм, f/2.8
Диапазон выдержек1/4000 — 60 с1/4000 — 60 с
Серийная съемка11/5/2 кадра/с12/5.5/2 кадра/с
Видоискательэлектронный,
ЭкранLCD, диагональ 3’’, разрешение 920 000 точек, фиксированное положениеLCD, диагональ 3’’, разрешение 920 000 точек, наклонно-поворотная конструкция
Памятькарты SD/SDHC/SDXCкарты SD/SDHC/SDXC
ИнтерфейсыUSB 2.0, HDMIUSB 2.0, HDMI
Габариты и вес111 x 68 x 46 мм, 298 г125 х 87 х 110 мм, 588 г

Числовые индексы недвусмысленно иллюстрируют разницу между немецкой и японской компаниями. Leica совершенно не стесняется использовать цифры 4 и 6, в то время как Panasonic старательно их избегает.

Тему различий Leica и Panasonic сейчас затрагивать не будем, займемся этим в соответствующих обзорах. Стоит пояснить только, что картинка отличается и это видно невооруженным взглядом. У Leica, видимо, применяются иные алгоритмы обработки сигнала. Отличается сервис, комплектация и еще кое-что по мелочи.

Так вот, Leica D-Lux 6 — это исключительно компактная и легкая камера с прекрасной оптикой, разработанной самой же Leica. Хотя объектив не может похвастаться большой кратностью зума, он обладает самой высокой светосилой в своем классе. На коротком конце мы имеем f/1.4, а на длинном — f/2.3. Это позволяет снимать без вспышки почти в любых условиях. Матрица выдаст качественную картинку на ISO 1600, а то и больше, так что эта камера запросто станет универсальным компаньоном на каждый день. В карман джинсов ее не положишь, конечно, но вот в пальто или куртке носить можно без проблем.

Но главное, что D-Lux 6 предоставляет почти такую же свободу в съемке, как и беззеркалка или зеркалка. В ней есть режим приоритета выдержки, диафрагмы, режим программной экспозиции и полностью ручной режим. Нет, правда, я бы назвал этот компакт лучшим на рынке, но рекомендовать его можно только любителям Leica и всем, кто привык смотреть на жизнь философски.

Ну а главное достоинство Leica V-Lux 4 —невероятный диапазон фокусных расстояний при постоянной светосиле во всем диапазоне. F/2.8 при эквивалентных 600 миллиметрах — это превосходно. Не уверен, что для зеркалок Nikon и Canon существуют аналогичные по фокусному расстоянию «стекла» с такой же светосилой. А если даже и существуют, то по стоимости они будут стоять в одном ряду с однушкой в Новогиреево.

Leica V-Lux 4, вид спереди

Leica V-Lux 4, вид сзади

Само собой, есть и оптический стабилизатор — все-таки даже при большом относительном отверстии снимать на длинном конце сложновато. А для удобства управления трансфокатором на левой боковине предусмотрен отдельный рычажок. Традиционный элемент вокруг кнопки спуска выполняет ту же функцию — пользоваться можно любым, как удобнее.

Leica V-Lux 4, вид сбоку

Экран наклонно-поворотный, сенсорный. Для переключения режимов имеется дисковый селектор на верхней панели. Да и вообще по эргономике эта камера очень близка к средней беззеркалке. Да и по функционалу не уступает — есть даже поддержка RAW, что было соверешенно немыслимым для ультразумов пару лет назад.

Leica S

Когда Leica впервые вышла на рынок среднеформатных систем, это вызвало легкое недоумение. У этой компании, конечно, хорошая история, а у ее продукции — прекрасная родословная. Но и потенциальные конкуренты не лыком шиты — это Hasselblad, это PhaseOne, это Mamiya Leaf, который давно и прочно обосновались на новом для Leica рынке. Однако в целом Leica S2 выступила хорошо и стала пользоваться широкой популярностью в узких кругах. Одного из фотографов, снимающего этой камерой, все вы прекрасно знаете.

Дмитрий Медведев определенно имеет вкус к фототехнике, да и S2 в его руках смотрится вполне естественно

Дмитрий Медведев определенно имеет вкус к фототехнике, да и S2 в его руках смотрится вполне естественно

Главным фактором успеха Leica S2 стала ее компактность по сравнению с другими среднеформатными камерами, а также эргономика, максимально приближенная к зеркальным фотокамерам с легким намеком на пленочные Leica R. При разработке новой S-системы специалисты Leica руководствовались той же логикой. По размерам Leica S примерно соответствует флагманским зеркалкам вроде Nikon D4.

Leica S на стенде компании в рамках Photokina 2012

Leica S в наших руках

В основе камеры лежит CCD-сенсор с разрешением 37.5 мегапикселя, с инфракрасным фильтром и сдвинутым относительно светоприемных ячеек массива микролинз. За обработку отвечает процессор Maestro, который используется и в 35-миллиметровой цифровой дальномерке Leica M. Пусть 37.5 Мп — уже не самое высокое разрешение на рынке, для обработки результатов работы этого мегапиксельного конвейера требуется большая мощность и, что также немаловажно, большой буфер памяти. В Leica S его объем увеличен до 2 гигабайт, что позволило реализовать довольно высокую для среднего формата скорость серийной съемки — 1.5 кадра в секунду. На фоне репортерских зеркалок такой показатель выглядит скромно, но не стоит обманываться — такими камерами репортажи не снимают, поэтому даже 0,5 fps считалось неплохим показателем.

Leica S, вид спереди

Leica S, вид спереди

Leica S, вид сзади

Leica S, вид сзади

В общей сложности в буфере Leica S поместится до 32 файлов в формате RAW со сжатием без потерь или 28 файлов без сжатия. А если снимать в JPEG, то никакого ограничения на длину серии нет. Разве что объем карты памяти.

Помимо всего прочего камера получила защищенный корпус, которому не страшны брызги и пыль. Не скажу, что это особенно актуально для среднеформатной камеры, но если это позволит расширить область применения, то почему бы и нет? Сам корпус, к слову, весит 1260 грамм с учетом веса аккумулятора и выполнен из прочного магниевого сплава. Leica всегда использовала благородные материалы, и даже Leica S не стала исключением. Дисковый селектор выдержек сделан из латуни, а порт «горячий башмак» врезан в верхнюю панель, а не крепится сверху, как это обычно бывает.

Leica S в разрезе

Leica S в разрезе

Все объективы для Leica S имеют собственный фокальный затвор и систему автофокусировки, а оптический видоискатель покрывает 98% площади кадра. Но это даже не главное; важнее то, что видоискатель большой, светлый и очень информативный. Сравнивать с зеркалками даже как-то глупо, любое сравнение будет в пользу Leica S.

Добавлю также, что чувствительность настраивается в пределах от 100 до 1600 единиц, встроенный дисплей располагает диагональю 3 дюйма при разрешении 921 600 тысяч точек. Есть и защитное стекло Gorilla Glass, которое становится актуальным с учетом защитных свойств корпуса камеры.

Заключение

Две последние выставки Photokina воспринимались прессой слишком скептически. В этом году вновь наметился заметный подъем. Во-первых, анонсов было действительно много. Во-вторых, Leica очень изящно задала планку качества по организации стенда и вообще показала, насколько важен трезвый подход к мероприятию. В-третьих, установился определенный баланс между выставочной площадью и количеством посетителей. В такой обстановке журналистам легко и комфортно работать, посетители могут без лишней нервотрепки посмотреть все новинки в одном месте, а производители, в свою очередь, могут всё достойно показать.

Читайте также: