Left 4 dead 2 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Честно признаюсь — перспектива играть в Left 4 Dead 2, даже после знакомства с демоверсией, представлялась мне не интереснее похода на премьеру голливудского блокбастера. Такого, о котором заранее знаешь абсолютно все: где зло, а где добро; какой из героев погибнет первым и что будет при этом говорить; ну и финальное — кто и с кем будет целоваться на фоне закатного солнца.

Поэтому Left 4 Dead 2, которая формально отличается от первой части лишь наличием пяти новых кампаний, трех боссов и десятка новых видов оружия, еще с момента анонса вызывала у нас серьезные вопросы. Да и не только у нас — несколько десятков тысяч пользователей Steam даже объединились в группу с говорящим названием L4D2 Boycott. И хотя группа все еще существует, первые же несколько участников, в профиль которых мы ткнули из журналистского интереса, сейчас с увлечением гоняют зомби по Новому Орлеану. Как, в общем-то, и мы сами.

День живых мертвецов

Не подумайте, что из-за обилия безвкусных светофильтров игра похожа на Crysis — это лишь эффект от применения адреналина.

Если в свое время вы пропустили всю эту историю с бойкотом второй части — вы многое потеряли. Год назад, с выходом первой Left 4 Dead, Valve дали хорошего пинка жанру мультиплеерных шутеров: вместо поднадоевшей борьбы за точки и флаги была четверка выживших, которым из уровня в уровень нужно было выполнить одну и ту же простую задачу — добраться до следующего убежища, поближе к спасительному вертолету/самолету/броневику.

Между одной дверью и другой — сотни зомби, управляемых инновационной технологией AI Director, которая отслеживала действия игроков и посылала против них адекватное количество живых мертвецов и зомби-боссов. Игрокам приходилось держаться ближе друг к другу (одиночек быстро съедали), кооперировать свои действия и дальновидно рассчитывать количество оставшихся аптечек и боеприпасов.

Ну а в специальном режиме можно было играть за самих зомби-боссов, и это была совсем другая история: думать о здоровье было больше не нужно, основная задача босса — незаметно подобраться к выжившим и нанести им максимальный урон.

Катана легко остановит даже толпу хулиганов с окровавленными пастями.

Реиграбельность каждой кампании была огромная. Мало того, что AI Director регулярно делал гадости (даже если за вашей спиной только что было тихо — это не значит, что через секунду на вас не набросится весь контингент ближайшего морга), так еще и разные люди по-разному вели себя в команде: кто-то стабильно бросал товарищей в беде, кто-то вечно норовил отбиться от группы, а новички зачастую забывали лечиться.

После такого мощного старта было бы логично ожидать долгой истории со счастливым концом, аддонами, модами и DLC. И вдруг разработчики анонсируют этот «как бы сиквел» — тут-то фанаты и разъярились. Сложно было отделаться от чувства, что вместо положенного контента нам собираются еще раз продать ту же самую игру, для приличия оснащенную цифрой «2».

К счастью, Left 4 Dead 2 — как раз тот случай, когда свою неправоту признаешь охотно и даже с радостью. Если брать эту игру за отправную точку, то первая часть по сравнению с ней покажется чем-то вроде Left 4 Dead 0,5. Остовом без обшивки, машиной без мотора, концептом без реализации. На котором, как выяснилось, разработчики лишь тренировались, а спустя год наконец-то превратили его в полноценную игру — такую, какой она должна была быть с самого начала.

Бодрящая рок-музыка могла бы развлечь выживших в недолгие минуты передышек, но вот беда — струн на гитаре осталось всего три.

Впрочем, кто кого контролирует — это еще вопрос. Вторая часть стала намного сложнее первой, так что даже на нормальном уровне сложности четверка игроков должна передвигаться по уровню буквально спина к спине, чтобы выжить среди толп зомби. Героев-одиночек здесь, как и раньше, не любят и убивают почти сразу, но на каждом уровне теперь обязательно есть моменты, когда команда должна разделиться, чтобы пройти дальше.

К примеру, в торговом центре воет сигнализация, которая приманивает все новые и новые полчища зомби, а кнопка выключения находится в какой-нибудь кабинке под потолком. Самый дерзкий из игроков вкалывает себе адреналин (обеспечивает неплохое ускорение, но вреден для здоровья) и сломя голову бежит отключать сирену — иначе товарищи внизу долго не продержатся. А они, в свою очередь, стараются простреливать всю траекторию «бегуна», чтобы в случае чего метким выстрелом освободить его из лап босса.

Одно из главных нововведений Left 4 Dead 2 — динамическая погода. В следующий раз этот дождь может превратиться в ураган.

Арсенал оружия увеличился в разы — сравните это с базовым набором из первой части.

Поэтому распределение ролей в команде, которое раньше было совершенно необязательным, стало одним из залогов выживания. Например, следует заранее решить, кому из игроков предстоит нести дефибриллятор и оживлять павших коллег. Кому прикрывать команду с гранатометом. Чтобы выжить здесь, особенно на высоких уровнях сложности, приходится действовать максимально слаженно. Пожалуй, именно кооперативной Left 4 Dead 2, а вовсе не одиночным Resident Evil или Silent Hill лучше всего удалось передать значение термина survival horror. Когда весь отряд корчится на земле в ожидании помощи, а вы слышите у себя за спиной мерзкое хихиканье Жокея, становится не по себе. А когда приходится истерично палить в толпу зомби из автомата, заранее зная, что патронов на всех не хватит, — спина неожиданно покрывается холодным потом.

Ниндзя против зомби

Интересно, какой безумец мог назвать бензопилу «Дружбой»?

Новые персонажи, как и многое другое в Left 4 Dead 2, не вызывали восхищения на скриншотах, но оказались куда интереснее в реальности. Главное, ни при каких обстоятельствах не включать русскую озвучку, ведь говорить голосом толстого негра-физрука может только настоящий толстый негр.

Сиквел по-прежнему не отягощает нас сюжетом и предысторией, зато все пять кампаний (на одну больше, чем в оригинале) нанизаны на одну, хотя и весьма условную нить событий. Четверка выживших (расклад прежний — трое мужиков и одна девушка) спасается из зараженного города, по пути преодолевая парк развлечений с американскими горками, типичный американский мотель, топкие болота и фермы с кукурузными полями, чем-то похожие на первые уровни Call of Juarez: Bound in Blood.

Внешне Left 4 Dead 2 — совсем другая игра, где почти нет вонючих подворотен и канализаций из первой части. Более того — добрая половина игры вообще происходит при солнечном свете, который обнажает возрастные морщины движка Source, в оригинале прикрытые непроглядной тьмой. Но открытые пространства и дневной свет, как оказалось, нужны не только ради свежести ощущений, но и ради тактического простора. В арсенале игры, изначально очень бедном, появилось сразу несколько винтовок с оптическим прицелом, мощнейший автоматический дробовик, АК-47, штурмовая винтовка FN SCAR, стреляющая короткими очередями, и гранатомет М-79.

В отличие от героев первой части, о которых мы не знали ничего, у этих есть хотя бы наброски биографии.

Но и это еще не все: на уровнях иногда удается разжиться лазерными целеуказателями и новыми типами патронов (вы каких зомби предпочитаете — горящих или взрывающихся?), которые можно комбинировать с любым из стволов. Как шутер вторая часть вообще сделала огромный скачок вперед — не меняя движок и физику, разработчики добавили в игру кучу оружия и гаджетов, а также полноценную расчлененку. Любой выстрел из дробовика в упор теперь будет иметь далеко летящие последствия для зомби, а точечные отстреливания рук и ног лишь замедлят, но не остановят их. Необходимо отделить голову от тела или уничтожить мозг, не забывайте.

Но главный смысл расчлененки — демонстрация возможностей холодного оружия. Впрочем, вместо фразы «холодное оружие» мы могли бы с чистой совестью написать здесь лишь одно слово — бензопила, ведь ничего круче вращающейся цепи с отлетающими от нее кусками подгнившего мяса в этой игре и представить-то себе нельзя. Но рубить врагов катаной, электрогитарой, сковородкой, топором или фирменной монтировкой из Half-Life тоже бывает по-своему интересно, тем более что бензин для них, в отличие от бензопилы, не потребуется.

Убить клоуна

Одно из главных недокументированных свойств второй части — вдруг проснувшееся чувство юмора. Разумеется, довольно черного.

Для того чтобы не превращать игрока в ходячую газонокосилку, разработчики не только увеличили количество пушечного мяса, но и добавили несколько усиленных разновидностей зомби (см. врезку). Трое новых боссов — еще более мерзких, чем прежние (которые тоже никуда не делись), окончательно уравновешивают баланс игры. Жокей, распухший гном в майке-алкоголичке, умеет запрыгивать на шею, откуда его можно стряхнуть лишь с посторонней помощью — например, хорошим ударом топора. Громила — ослабленная и однорукая версия Танка, а Плевальщица умеет изрыгать ядовитую кислоту зеленого цвета, причем делает это даже на огромном расстоянии.

Главное, что за них по-прежнему можно играть в командных матчах. И здесь весьма кстати приходится новый режим — Scavenge («Сбор»), в котором разработчики снова эксплуатируют так полюбившуюся им идею с тасканием канистр. Пока выжившие, подобно рабочим пчелам, заняты сбором бензина, зомби-боссы пытаются подобраться к ним поближе, открутить голову и отбить драгоценное топливо. Ну и, наконец, последний заслуживающий внимания режим — «Реализм», который предназначен для тех, кому оригинальная кампания показалась недостаточно сложной. Поскольку игроки и оружие в нем больше не будут подсвечиваться яркими силуэтами, искать попавшего в беду напарника придется только по звуку.

Зомби в супермаркете — одна из классических сцен любого зомби-хоррора. И одна из самых жизненных.

Последний традиционно великолепен — оружие бабахает так, как от него и ждешь, а отвратительная отрыжка толстого Бумера заставляет рефлекторно зажать нос, приготовившись к атаке блевотиной. Но самый лучший пример использования звука в игре — это, безусловно, момент, где нужно привлечь внимание спасательного вертолета, устроив настоящий рок-концерт. Пока мы в одиночку бегаем по сцене и ищем кнопку включения фейерверков, бывшие любители хеви-метал берут штурмом галерку, где окопались наши напарники с дальнобойными винтовками. Ну а когда световое шоу (которое происходит под грохот фонограммы местной группы Midnight Riders) достигает своей кульминации, мы хватаем в руки гитару и следующие пять минут отбиваемся от лезущих на сцену подгнивших фанатов. Ничего веселее в командных шутерах никогда не было, да и неизвестно, когда еще будет.

И это, пожалуй, лучший комплимент Left 4 Dead 2. Игра, в которой можно отстрелить накладной нос у клоуна-зомби или забрызгать босса консервированной блевотиной Бумера, уже заслуживает «Выбора редакции». Вторая часть больше, сложнее и веселее первой, за что мы даже готовы простить ей не слишком уместную «двойку» в названии. Это все та же взрывной силы игра, что и год назад, только доведенная до ума — с разнообразными боссами, оружием, гаджетами и игровыми ситуациями. Такими темпами до выхода мифического третьего эпизода Half-Life 2 она успеет превратиться как минимум в трилогию. В концепции Left 4 Dead по-прежнему есть что улучшать, но сейчас, простите, мне пора — в 23:00 назначена дружеская пробежка по болотам.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Геймплей: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 10

Дождались? Единственное, что смущает в Left 4 Dead 2, — скороспелая «двойка» в названии. Но поверьте — игра действительно в два раза лучше.

Рейтинг «Мании» 9,0

«Великолепно»

Dead Center

Что лучше — быть съеденным зомби или сгореть в огне? На солнечных улицах города Саванна одинаково возможно и то, и другое. Единственным безопасным местом в этой бывшей колониальной дыре может считаться лишь торговый центр, где в настоящее время проводит автограф-сессию лучший американский гонщик на серийных автомобилях Джимми Гибс-младший. Впрочем, сам чемпион после нашествия зомби уже вряд ли когда сможет поучаствовать в гонках, а вот чемпионская машина Джимми Гиббса, которая выставляется на первом этаже здания, — очень даже.

Dark Carnival

Swamp Fever

Дельта реки Миссисипи дала миру не только хлопковые плантации, чернокожих рабов и Марка Твена, но также прекраснейшую в мире музыку — блюз. Именно отсюда родом происходят все великие блюзмены, среди них — Мадди Уотерс, Хаулин Вулф и Роберт Джонсон, который, по легенде, продал душу дьяволу в обмен на умение играть на гитаре. Свидетелей той истории уже давно нет в живых, а гитара здесь используется в основном для убийства зомби, которыми буквально кишат окрестные болота. А c началом эпидемии местные жители снова практикуют линчевание всех неугодных в независимости от цвета кожи.

Hard Rain

Если вы еще недостаточно промокли на болотах — добро пожаловать в занюханный портовый городишко Дукатель на берегу Миссисипи, который примечателен ровно двумя вещами: здесь постоянно идет дождь и именно здесь, как назло, у вашей лодки закончится солярка. Ближайшая рабочая колонка находится в нескольких километрах пути, включающих населенные зомби улицы городка, ферму и кукурузное поле. К ночи дождь превратится в потоп, а вам, по колено в воде, придется тащить на себе драгоценное топливо обратно на причал. Но чего не сделаешь ради того, чтобы поскорее убраться отсюда?

The Parish

А вот и пункт назначения — Новый Орлеан, который в 2005 году был наполовину стерт с лица земли ураганом «Катрина». Но то, что происходит в городе сейчас, наверняка сотрет и вторую его половину тоже. С началом эпидемии обстановка в городе не особо изменилась: на улицах по-прежнему опасно появляться безоружным, а нарушившие это правило могут лишиться не только денег и телефона, но и мозгов. Полицейский спецназ, превратившись в зомби, тоже перешел на другую сторону закона, не утратив при этом формы, — подстрелить этих ребят особенно трудно. Но главное, что за мостом выживших ждет вертолет.

В Left 4 Dead 2 некоторые зомби получили среднее специальное образование

Клоун

Противные клоуны в полосатых штанах и подтяжках встречаются только в кампании Dark Carnival. Они не только пугают, но умеют призывать обычных зомби скрипящим звуком своих штиблет. Убивайте их первыми.

Зомби в костюме химзащиты

Эти зомби встречаются на протяжении самой первой кампании — Dead Center. Носят костюмы двух цветов, желтого и зеленого, и совершенно не горят в огне. Иногда носят с собой образцы блевотины Бумера.

Строитель

Зомби-строители встречаются только в кампании Hard Rain, где их спецодежду очень просто различить среди постоянной темноты и ливня. Носят каски, из-за чего устойчивы к хедшотам и не слышат тиканье бомбы.

Грязевик

Грязевые люди живут в болотах (кампания Swamp Fever), где они практически незаметны из-за того, что редко ходят в полный рост. В отличие от своих «коллег», грязевики довольно слабы, но зато умеют забрызгивать глаза игрока болотной грязью.

Спецназовец

Даже став зомби, спецназовцы остались сильными противниками: они носят броню, пуленепробиваемый шлем, а иногда — дубинку. Стрелять в них лучше со спины, а встречаются они только под конец — в кампании The Parish.

Изначально немецкая версия игры подверглась цензуре — в ней не было «расчленёнки», зомби не загорались от огня, тела быстро исчезали, а количество крови было уменьшено. Однако в январе 2021-го власти Германии всё-таки разрешили выпустить игру в оригинальном виде — Valve опубликовала бесплатное DLC, убирающее цензуру.

Во второй главе кампании «Переход» (The Passing) можно найти бар с бильярдной комнатой. На одной из стен нацарапано послание, в котором некто Фрэнк Уэст сообщает Отису, что у него, Фрэнка, закончилась плёнка и он не сможет выбраться, потому что зомби здесь слишком быстрые. Это отсылка к боевику Dead Rising: в нём ожившие мертвецы куда медленнее, чем в Left 4 Dead; главный герой игры — фотожурналист Фрэнк Уэст.

В кампании «Мрачный карнавал» можно заполучить садового гнома Чомски — его выдадут, если набрать больше 750 очков в мини-игре с тиром. Если донести гнома до спасительного вертолёта, вы получите достижение. Это отсылка к Half-Life 2: Episode Two — там «ачивку» вручали за отправку гнома в космос.

Что делать, если вас укусил зомби? Обычный такой ходячий мертвец. Как в кино: с кусками гнилого мяса, прилипшего к зубам и с безумным взглядом. Конечно, в таком случае нужно промыть рану и перебинтовать ее. Ну а если вы видели хотя бы парочку фильмов о зомби-апокалипсисе, то знаете, что стоит торжественно вручить товарищу заряженный пистолет и попросить пустить вам пулю между глаз. На тот случай если вы вдруг потеряете разум, волю и попытаетесь оттяпать сочный кусок от ляжки напарника.

Left 4 Dead 2

Эх, романтика! Если бы еще весь асфальт под ногами не был усеян конечностями…

Left 5 Dead?

Отлично! Новые персонажи, кажется, хуже, чем в предыдущей части. Какие-то совершенно неинтересные, не правда ли? Журналистка Рошель, школьный тренер, механик Эллис и Ник – пижон в белом костюме, любитель азартных игр. Самые обычные люди, характера в них чуть больше, чем в ходячих мертвецах, да и герои из оригинала явно харизматичнее… Но нет, спустя пару часов, проведенных с ними, эти ребята уже как родные… И это еще не все. В Left 4 Dead 2 появился новый персонаж, который по своей значимости превосходит четверку выживших. Пусть он и словом не обмолвится, не совершит подвигов и не предаст, но, тем не менее, он всегда будет на виду. Этот персонаж – оружие.

Все-таки автоматы и дробовики из первой части, как ни крути, были скорее реквизитом, нежели действующим лицом. Слишком уж скудным, аскетичным казался набор: три «пушки» послабее, три – посильнее. Да и выглядели они чересчур «пластмассово». Оттого и радости при виде оружия второго «уровня» было немного. Ну да, отстрел зомби становился на порядок продуктивнее, но сами по себе огнестрельные игрушки не представляли никакого интереса.


Любители мяса и сами-знаете-чего могут ликовать: в игре появилось холодное оружие. Кроме того, чтобы процесс размахивания топором или катаной выглядел эффектнее, разработчики прикрутили и зрелищную расчлененку. Беспокойным покойникам можно вышибить мозги, отрубить конечности и сделать еще много гадостей. Если бы еще от всевозможных бит и топоров был толк в «Сражении»…

И что же придумали разработчики во второй части? Они, хитрецы, просто-напросто взяли да и расширили арсенал. Теперь и автоматов сразу несколько, и дробовиков, и даже пистолетов. При этом каждый «ствол» действительно радует глаз и слух. Нет, «пластмассовость» из Left 4 Dead никуда не делась, к ней лишь подселили некоторую внушительность. И, как ни странно, они отлично поладили. Все «пушки» красиво выглядят, сочно перезаряжаются, а выстрелы звучат гулко, приятно, солидно, как рычание льва. Разработчики даже чуть приблизили камеру, чтобы оружием можно было немного полюбоваться: разглядеть каждую деталь, царапинку на корпусе, едва заметные следы от воды. Среди таких красавцев вы непременно заведете любимчика и на многочисленных складах боеприпасов будете искать именно его. И радоваться, когда поиски увенчаются успехом.

Потому теперь при виде мерцающих контуров, которыми подсвечивается оружие, ощущения едва ли не такие же, как на утро праздника. Каждый стремится сорвать блестящую обертку с подарка быстрее, поглядеть, что же на сей раз оставил для него с товарищами «Режиссер» – его величество Случай, завернутый в программный код. «Может быть, на скамейке/в этом трейлере есть мой любимый SPAS-12 или “Калашников”?» – наверное, у каждого во время игры появляются подобные мысли. Естественно, и уровни хочется исследовать тщательнее, чем в первой части. В Valve не прогадали. Идея добавить много нового, пусть и схожего по характеристикам оружия, чтобы каждый мог выбрать себе фаворита, работает на ура.

Left 4 Dead 2

«Дружба» – шутка крайне полезная в ближнем бою. Жаль только, бензин быстро заканчивается.

Но нет, безжалостным разработчикам и этого мало. Теперь они сделали по-настоящему оригинальные и красивые кампании. И дело даже не в том, что они соединены между собой пусть скромной, но сюжетной линией, хотя это тоже, безусловно, приятно. Кампании Left 4 Dead 2 действительно не похожи друг на друга. Все-таки уровни из первой части, несмотря на некоторые различия в цветовой гамме, можно перепутать. Нет в них уникальности, своей «фишки». Во второй части она появилась. Тут уже дождливая деревушка, вымерший город, заброшенный парк аттракционов и болота узнаются с первого взгляда.

Вообще, локации Left 4 Dead 2 выглядят на порядок живее уровней из первой части, сильно напоминающих голливудский павильон для съемок, где даже кучка мусора лежит так, как решил художник-постановщик. Здесь создается ощущение настоящего приключения, путешествия по опасным местам. Может быть, дело в пресловутом внимании к мелочам: на детской площадке в деревне сиротливо лежит забрызганный кровью велосипед, в парке аттракционов повсюду разбросаны плюшевые слоники… Воображение тут же рисует картины апокалипсиса, когда люди в панике бежали от обезумевших прохожих. Нет в этих уровнях ничего выдающегося, нет сверхоригинального дизайна и невиданного освещения, но в них веришь. Зайдешь в дом, например, посмотришь в окно на пасмурное небо, послушаешь, как капли стучат по крыше, и выходить уже не хочется. В оригинале так прочувствовать атмосферу кампаний было трудно.

Left 4 Dead 2

Афиши теперь выглядят еще более стильно и красочно.

Left 4 Dead… 2?

И вот осталась последняя зацепка – игровой процесс. Наверное, это чуть подкрашенный и отретушированный клон первой части и нас жестоко обманули? На первый взгляд – да, никаких грандиозных изменений нет. А ведь разработчики обещали перестраиваемые уровни и погоду, которая будет динамически изменяться. Эти задумки, конечно, воплотили в L4D 2, но оказались они настолько несущественны, что о какой-либо инновационности и речи не идет. «Режиссер» лишь может заколотить фанерой дверь, дабы заставить выживших сделать небольшой крюк, не более. Погода же меняется по велению AI Director только в кампании Hard Rain, но и там дело ограничивается редкими ливнями да молниями. Однако при всем при этом L4D 2 ощущается и играется гораздо лучше.

Во-первых, к кровожадной четверке зомби-боссов прибились еще трое чудиков. Громила с разбегу таранит выживших, унося одного из них с собой. Плевальщица, непрезентабельного вида дама, метко плюет под ноги четверке храбрецов едкой желчью (к тому же гадина своим именем послужила причиной тавтологии в этом предложении). Ну а последний вредитель – Жокей. Его цель схожа с целью Курильщика – разделить команду. Жокей так и норовит запрыгнуть на шею человека и, ехидно хихикая, увести его от товарищей. Ребята, одним словом, не самые дружелюбные, зато разнообразия вносят немало. Теперь нужно учиться и от Громилы отпрыгивать, как от быка на корриде, и бороться с проворным Жокеем, дабы он не укатил на вас верхом в другой конец карты. Да и в углу не посидишь – Плевальщица достанет.

Во-вторых, заметно изменилась концепция кульминационных моментов. Это, напомним, такие точки на карте, где нужно включить какой-нибудь лязгающий, воющий и гремящий механизм. После нажатия кнопки запуска зомби дружно отправляются к выжившим, чтобы попросить их сделать потише. Но, к их сожалению, иммунные прячутся в неприступных каморках и на вежливые просьбы отвечают пулей в лоб. Увы, зомби сразу же умирают от огорчения.

Ну и кто говорил, что у зомби нет мозгов?

Однако теперь справедливость восстановлена – Left 4 Dead 2 говорит решительное «нет» «кемперству». Отныне после включения лязгающе-воющих железок ожившие мертвецы будут лезть изо всех дыр бесконечно. В комнате можно сидеть сколь душе угодно, но чтобы пройти дальше, будьте добры взять дробовик – и вперед, изворачиваясь и отстреливаясь прямо на бегу. Идея гениальная ровно настолько, насколько и простая. Кампании от этого стали динамичнее, а в «Сражении» зараженным теперь не нужно скучать, дожидаясь, пока иммунные переждут «волну» в безопасном уголке.

Если же новые боссы уже не представляют для вас никакой опасности, а «Эксперт» кажется слишком простым испытанием, можно включить новый режим – «Реализм». Стоит его активировать, товарищи перестают подсвечиваться (громкие крики в микрофон, когда отбившийся от остальных пытается найти соратников, обеспечены), а умершие напарники уже не воскресают в запертых комнатах. Да и зомби становятся выносливее и принимают в свои тушки куда больше свинца. Но учтите: если вы собираетесь пройти кампании в этом режиме, зовите самых проверенных друзей – мало кто из случайных игроков готов по несколько раз начинать эпизоды заново, а первое время убивать вас будут очень и очень часто.

«Сражение» тоже радует новыми вкусностями. Как говорилось выше, благодаря переработанным ключевым эпизодам уровней прибавила в динамичности игра за зараженных. Но главное – у команды зомби стало значительно больше вариантов атак. В оригинальном Left 4 Dead чаще всего мертвецы выступали в одном из двух составов: либо два Охотника, Курильщик, Толстяк, либо три Охотника с Курильщиком. Как правило, все заранее знали, какая комбинация выпадет, и действовали по заученной схеме. Теперь же c семью боссами в распоряжении команды сразу предугадать состав четверки зомби почти невозможно, так что и стратегию приходится продумывать по ходу появления на уровне.

Left 4 Dead 2

Может быть, там, за горизонтом, не свирепствует вирус и по улицам не разгуливают ожившие мертвецы?

Что ж, выходит, разработчики не пощадили нас и сделали Left 4 Dead 2 лучше первой части? Пожалуй, да. Многие, конечно, посетуют на то, что режим «Сбор» – урезанная версия «Сражения», не слишком интересная и вряд ли кому-то нужная (сгодится разве что как развлечение на пятнадцать минут, когда времени на многочасовые баталии не хватает), и будут правы. Можно даже поспорить о том, достаточно ли нововведений, заслуживает ли игра статуса продолжения, но это требует времени. А времени нет – его съест L4D 2… Чувствуете, как новый вирус проникает в кровь, а оттуда – в мозг. Как насчет еще одного «Сражения»?

Плюсы: переработанная концепция кульминационных моментов; оригинальные и интересные новые кампании; расширенный арсенал; новые зомби-боссы, делающие прохождение еще разнообразнее.
Минусы: их съели зараженные.

Left 4 Dead 2 — безусловно, самый подлый трюк, который Valve могли исполнить. Пока все цивилизованное антизомби-сообщество ждет от них новых сюжетных кампаний, которые, безусловно, должны скачиваться из интернета, Valve анонсируют сиквел, содержательная часть которого напоминает скорее хороший платный DLC-пакет, чем полноценную игру. Проблема в том, что мы (и вы) ее обязательно купим. Не можем не купить.

Left 4 Dead 2 — беспардоннейшая попытка Valve капитализировать фантастический успех первой части. Что бы они ни говорили про свои чистые намерения, факты следующие: пять новых сюжетных кампаний, несколько новых зомби (как боссов, так и обычных) и холодное оружие. Герои по-прежнему различаются только внешним видом (и на порядок хуже выглядят). Собственно, все.

Но когда садишься за компьютер и берешь мышку в руки, сомнений не остается — Left 4 Dead 2 в состоянии окатить вас ведром драйва, крови и кишок ничуть не хуже первой части. AI Director теперь обучен некоторым новым трюкам. В частности, на уровнях динамически меняется погода, будут локации, целиком погруженные в туман (так Valve отвечает на хорошо сыгранные команды профессионалов, которые косят все живое на высшей сложности). Обещают пройтись по классическим декорациям: болота, супермаркет, кладбище. Более того, часть миссий будет происходить до начала массовой эпидемии.

Уровень, продемонстрированный нам, оказался освещен полуденным солнцем. Первая объявленная кампания называется The Parish и происходит на юге Америки, в Новом Орлеане. Решение, как пишут в аналитической прессе, неоднозначное: при свете дня из Left 4 Dead 2 моментально улетучивается ее фирменная кинематографичность: длинные тени, опустевшие стоянки, автомобили с включенными фарами (машины, правда, остались, но свет фар моментально потерял весь театральный драматизм). На место всему этому приходит то, что некоторые называют словом «угар»: зомби сотнями бегут по залитым солнцем улицам, довольно нелепые выжившие, ряженные кто в белый костюм, а кто в яркую летнюю майку, отстреливаются, отступают назад, лупят прикладом, а затем и сковородой.

Холодное оружие — единственная серьезная переменная, которую Valve решились добавить в формулу баланса. Мы своими глазами видели обычную сковородку (убивает врагов с первого раза, при этом издавая характерный комический звук) и пожарный топор. Топор — это несколько минут простого человеческого счастья. Зомби разрубаются пополам, складываются, лишаются конечностей (появилась расчлененка) и разлетаются, как кегли. Обещают еще бензопилу, но ее пока никто не видел.

Из новых боссов пока был замечен только Charger — однорукая и ослабленная версия Танка, из обычных зомби — мертвяк, облаченный в костюм химзащиты. Valve утверждает, что даже простые любители человечьих мозгов теперь будут отличаться. Так, тот самый мужчина в костюме химзащиты отказывается воспламеняться при прямом попадании коктейля Молотова. Зато это с удовольствием делают простые зомби: в игре появились различные патроны для знакомого уже оружия. Есть, в частности, мечта детства — воспламеняющие пули, которые моментально превращают действие на экране в любительскую постановку «Божественной комедии».

Признайтесь, неужели вы не купите игру, где происходит такое?

Благодаря расчлененке Left 4 Dead 2 периодически выступает в жанре body horror: простреленные насквозь тела, зомби с торчащим в дыре позвоночником и так далее.

Все это, безусловно, неприлично, нечистоплотно и просто неправильно. Но возмущаться по поводу решений Valve — это все равно что критиковать отдельные эпизоды из Half-Life 2: мало, коротко, дорого — хорошая тема для обсуждения, пока стоишь в очереди на кассу, сжимая диск в руках.

Ждем? Хамская попытка капитилизировать успех первой части, которая наверняка закончится оглушительным успехом. Главное, что нужно знать по поводу Left 4 Dead 2, — будет бензопила.

Читайте также: