Космический контакт настольная игра обзор

Обновлено: 02.07.2024

Новенькие межзвездные корабли ярко переливались на солнцах, блики сверкающей обшивки плясали по взлетной полосе. Космические врата уже нацелены на галактику Слаабак, до вылета осталось совсем немного. Умудренный опытом пилот прощался с сыном, которому через семь фаз третьего светила предстоит пройти обряд совершеннолетия.

- Отец, зачем ты летишь, ведь шансов вернуться почти нет?

- Таково наше предназначение, я жил и учился ради этого дня и возможности стать пилотом, чтобы основать новую колонию?

- Но ведь наши ученые уже давно доказали бессмысленность этой борьбы! Для выживания нашей расы необходима уникальная экосистема из четырех солнц, двух лун и оксида магния, которым мы дышим. Изучение сотен тысяч галактик показало, что нет ни одной планеты, подходящей для комфортного существования нашего вида; колонизация не имеет смысла!

- Сын, с годами к тебе придет мудрость, и ты осознаешь, что все существующее на нашей планете ничто, по сравнению с болью от осознания факта, что Империя Слашееф владеет большим количеством колоний. Утри слезы, сын, ведь это единственный путь приглушить боль нашего народа!

Обзор настольной игры «Космический контакт». Космическое разнообразие, изображение №1

«Космический контакт» - настольная игра с историей. Годами старушка способна потягаться не только с конкурентами по полке, но и многими издательствами, да что там – игроками. Страшно подумать, первая редакция вышла в далеком 1977 году, претерпев за это время множество изменений и переизданий. Из раза в раз игра дорабатывалась и перерисовывалась, и вот перед нами 42-е юбилейное издание знаменитой коробки, под эгидой издательства “FFG” «Космический контакт» оказалась переведен и издан на русском языке. До локализации я несколько раз слышал об этой игре: многие авторы хвалили её, часто присуждая лидирующие позиции в различных рейтингах и топах. Наконец, и я добрался до коробки и спешу поделиться впечатлениями.

Обзор настольной игры «Космический контакт». Космическое разнообразие, изображение №2

Главное, что вам нужно знать о «Космическом контакте», игра имеет поразительно простые правила, а игровой процесс крайне интенсивен и конфликтен. Также для игры требуется какая-никакая, а компания: сыграть могут от 3 до 5 игроков, но, на мой взгляд, троих недостаточно. Правила просты, ходы проходят молниеносно, при этом простые, казалось бы, правила четко разделены на множество мелких фаз – подспорье для любителей поспорить о правилах! Давайте разбираться, как проходит партия.

Обзор настольной игры «Космический контакт». Космическое разнообразие, изображение №3

Колода судьбы - именно она определяет с кем предстоит сразится активному игроку

Каждый игрок выкладывает перед собой 5 планет своего цвета, на которых выставляет по 4 корабля. Цель игры – первым обосновать 5 колоний на чужих планетах. В начале хода открывается верхняя карта колоды судьбы, цвет которой определяет противника для действующего игрока. Агрессор выбирает одну из планет соответствующего цвета, выкладывая перед ней жетон космических врат, на который помещается от 1 до 4 своих кораблей. Далее каждый из активных участников, по очереди, может пригласить в союз остальных игроков. Союзничество – дело добровольное, но рискованное. При победе вашей стороны получите ощутимые бонусы (за помощь агрессору, например, вы вместе с ним получите новую колонию, а победа на стороне защиты принесет дополнительные карты контактов), однако, невыгодные, а зачастую и попросту предательские союзы – верный путь растерять весь флот в кратчайшие сроки. Итак, врата нацелены, орудия заряжены, союзы заключены, время для главного этапа противостояния – розыгрыша карт контактов.

Обзор настольной игры «Космический контакт». Космическое разнообразие, изображение №4

В игре всего три вида карт контактов: красные боевые с числами от 1 до 40, зеленые карты дипломатии и полиморф, которая попросту копирует карту выложенную противником. Если оба игрока разыграли красные карты (пожалуй, самая распространенная ситуация), подсчитывается сила каждой из сторон, складывающаяся из числа на карте контакта и отправленных в бой кораблей, каждый из которых считается за единичку. У кого сила больше, того и планета: все корабли проигравшей стороны отправляются в варп. В случае если один из игроков разыгрывает карту дипломатии, то сражение он автоматически проигрывает; за уничтожение дипломатической миссии полагается штраф – за каждый отправленный в варп корабль дипломат тянет по карте из руки соперника. Наконец, третий, самый редкий исход контакта – розыгрыш обоими сторонами карт дипломатии. в таком случае игроки в течение минуты пытаются заключить сделки путем обмена карт или колоний, причем условия договора могут быть грабительскими: главное, чтобы участники пришли к соглашению. Помимо карт контактов в колоде имеются различные модификаторы, способные повысить вашу боевую силу уже после вскрытия карт, а также артефакты, так или иначе влияющие на итог столкновения.

Обзор настольной игры «Космический контакт». Космическое разнообразие, изображение №5

Вкратце, вот и основа игры. Если контакт прошел успешно, то агрессор может вытянуть еще одну карту судьбы и практически сделать дополнительные ход. Как видно, правила безмерно просты, и без главного нюанса игры «Космический контакт» представлял бы из себя проходной филлер. К счастью, это не так, благодаря 51 расе пришельцев, каждая из которых наделена уникальным, полностью ломающим баланс свойством.

Обзор настольной игры «Космический контакт». Космическое разнообразие, изображение №6

Технически одна из рас – люди, так что космических уродцев тут всего 50.

К примеру, раса космических котов «Слаабаков» перед контактом может заявить, что в бою выигрывает, тот, чья боевая сила окажется меньше. «Зомби» не отправляют корабли в варп, так что готовьтесь к агрессивным атакам, а «Чародеи» могут поменять местами выложенные соперниками карты контактов. «Пустота» уничтожает корабли соперника навсегда, убирая их из игры, а «паразиты» не будут спрашивать вашего разрешения на участие в контакте в качестве союзника. Перечислять можно долго, после первых партий вероятнее всего вы займетесь изучением стопки карт и перейдёте к более близкому знакомству с особенностями каждой из рас.

Обзор настольной игры «Космический контакт». Космическое разнообразие, изображение №7

Естественно, что при таком разнообразии способностей, каждая из которых меняет правила игры, говорить о выверенном балансе не приходится. К примеру, уже упомянутая раса «Слаабак» попросту уничтожает «Макронов», особенность которых в том, что их корабли считаются за 4, а не за 1 боевую силу, (напоминаю, способность «Слаабаков» в том, что выигрывает игрок с меньшей боевой силой) и противопоставить тут практически нечего! К счастью, разработчики эту проблему решили (не зря же перед нами 42 издание игры). Во-первых, с помощью колоды судьбы, благодаря которой объект нападения выбирает не игрок, а случай. Эта механика не позволяет совсем загубить отставшего участника, либо постоянно пользоваться своим преимуществом. Во-вторых, в коробке вы найдете колоду комбинаций, на картах которой будут указаны расы, которые игрокам предстоит использовать. Эти карты, как правило, не только предлагают пришельцев, которые могут соперничать на равных, но и создают определенный настрой партии, будут ли все соперники быстрые и агрессивные, либо эта партия будет посвящена играм разума и ежесекундному обману? По крайней мере, на первых порах отказываться от колоды комбинаций не рекомендую. Дополнительное разнообразие вносят карты вспышек, которые могут дополнительно усилить вашу расу, превратив вашу и так не слабую способность в орудие массового уничтожения. Также в коробке лежит мини-дополнение вводящее механику технологий – еще один способ неожиданно перевернуть ситуацию на поле.

Обзор настольной игры «Космический контакт». Космическое разнообразие, изображение №8

Впечатления от «Космического контакта» яркие. Каждая партия проходила шумно и оживленно, лидеры меняются так же стремительно, как и появляются, а одна правильно разыгранная карта способна с треском разрушить самые далеко идущие планы. В одной из партий мне выпало играть за людей, не отличающихся какими бы то ни было изощрёнными особенностями, кроме небольшого бонуса к атаке; однако, если их ничем не привлекательную способность заморозить (считай, отменить), то опечаленные земляне от такой несправедливости впадают в ярость и получают автоматическую победу. Каково же было удивление моего соперника, когда я в третий раз за партию провернул этот трюк, не оставив остальным ни единого шанса на победу?

Обзор настольной игры «Космический контакт». Космическое разнообразие, изображение №9

Фишки кораблей крайне приятны на ощупь, создают ощущение покерных

От набора инопланетян часто зависит и время партии: если за столом собрались расы, способности которых направлены на увеличение боевой силы, то партия, скорее всего, завершится достаточно быстро: при должном умении и удаче колонии будут захватываться одна за другой. Но вот если за господство в галактике схлестнутся менее прямолинейные товарищи, заточенные на манипуляцию чужими и своими картами, то длительность и напряженность возрастут, как минимум, вдвое.

Обзор настольной игры «Космический контакт». Космическое разнообразие, изображение №10

«Космический контакт» - настоящая классика, не только в плане возраста и переизданий: партии в него по ощущениям неизменно напоминают «Билет на поезд», «Каркассон» и даже «Манчкина», да простится мне его упоминание всуе. «Космический контакт» - игра, преисполненная рандома, предательства и зачастую дисбаланса. И если в иных играх это является недостатком, то здесь – главная фишка.


Что общего между жестокими разборками лесных зверей, «Игрой престолов», путешествиями мироходцев и неприязнью к шестигранникам? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно окунуться в историю Cosmic Encounter — культовой игры, история которой достойна экранизации. Рассказываем о её путешествии к всеобщему признанию и о том, как она изменила всю настольную индустрию.

Cosmic Encounter: трудный путь культовой настольной игры

Какой байопик обходится без команды энтузиастов, жаждущих перемен? Точно не наш. В далёком 1972 году четверо друзей — два Билла, Питер и Джек — решили сделать свою настольную игру. Они часто собирались за партиями в Risk, но со временем выбывание игроков и затянутые концовки переполнили чашу их терпения. Кому понравится ждать по нескольку часов, пока двое оставшихся участников бросают кубики друг напротив друга?

Друзья сформулировали основные принципы нового проекта. Игроки не должны вылетать во время партии. У каждой фракции должна быть своя особенность — играть за одинаковых генералов и землевладельцев скучно. Наконец, под жёсткий запрет попали шестигранники и связанный с ними элемент случайности. Сейчас такими идеями никого не удивишь, но в 1972 году геймдизайн «Космика» можно было бы назвать инновационным… если бы термин «геймдизайн» тогда уже существовал.

Cosmic Encounter: трудный путь культовой настольной игры 10

Билл Эберле, Джек Киттридж и Питер Олотка в начале 1980-х. Билл Нортон к этому моменту уже покинул команду

В результате проб и ошибок получилась игра, в которой пришельцы разных рас старались быстрее других захватить пять чужих планет. В свой ход активный игрок вступал в контакт с соперником, указанным на карте судьбы. Участники конфликта развёртывали эскадрильи звездолётов и предлагали другим игрокам присоединиться к экспансии или защите. Затем они одновременно разыгрывали карты контактов и проверяли, кто же вышел из столкновения победителем. При желании уладить конфликт можно было и дипломатически, если у обоих игроков на руках были нужные карты.

Механика игры открывала огромное пространство для переговоров и блефа. В каждой стычке образовывались новые союзы и распадались старые. Игроки оставались вовлечёнными в процесс на протяжении всей партии — судьбоносное решение можно было принять и на чужом ходу! Но главной изюминкой стали уникальные свойства рас, в корне меняющие правила игры: одни пришельцы могли обернуть поражение в схватке победой, другие — обменяться с противником разыгранными картами контактов, третьи — посмотреть в чужую руку. В ранних прототипах рас было всего шесть, затем их количество увеличилось до пятнадцати. К каждому пришельцу требовался свой подход (никаких скучных одинаковых генералов!), а комбинации разных рас по ходу партии приводили к неожиданным результатам, дарили новый опыт и новые эмоции — такого в настольных играх ещё не встречалось.

Друзья добились желаемого геймплея. Дело осталось за малым — издать Cosmic Encounter.

Cosmic Encounter: трудный путь культовой настольной игры 1

Энтузиасты пришли со своей научно-фантастической игрой в крупнейшее на тот момент издательство Parker Brothers (Risk, Monopoly, Cluedo, Scrabble — всё это их печатных станков дело) и… получили отказ. Монстр Франкенштейна, собранный из подставок для яиц, пенопласта, детского деревянного конструктора и других подручных средств, вызвал у издателя шок — в массовое производство такое не пустишь.

Однако игра всё же не оставила Parker Brothers равнодушными, и спустя некоторое время компания связалась с авторами, чтобы те показали, как это чудо работает. В конце концов проект одобрили, но сотрудничество получилось не самым удачным: выпущенный прототип имел мало общего с первоначальной задумкой, в нём не было ни пластиковых компонентов, ни космического шарма. А в 1977 году гигант и вовсе решил закрыть разработку. «Космос не продаётся», — сказал их представитель. Кто в тот момент мог предположить, что всего через пару месяцев на большие экраны выйдут «Звёздные войны»…

Cosmic Encounter: трудный путь культовой настольной игры 2

Издание Eon Products 1977 года — в крохотной по современным меркам коробке только картон; карточки пришельцев с перфорацией, игроки сами должны были разделить все расы

Но в конце концов Cosmic Encounter всё же увидела свет. Для этого друзьям пришлось взяться за издание самим: они создали компанию Eon Products и выпустили первый тираж. Игра довольно быстро обзавелась преданными фанатами, которым захотелось новых уникальных рас. И Eon Products пошла им навстречу, выпустив дополнение. А потом ещё одно… и ещё… Со временем количество разнообразных пришельцев шагнуло за сотню. Разумеется, систему расширений изобрели не наши герои, но именно они впервые поставили производство дополнительного контента на поток.

И всё же, несмотря на локальный успех, тираж расходился плохо. Магазины не хотели связываться с молодым издательством ради закупки одной позиции, да и зачем — «Монополия» продавалась хорошо, и этого было достаточно.

Друзья устали распространять игру самостоятельно. В 1986 году они заключили договор с West End Games. По лицензии нового издателя вышло несколько зарубежных версий, но в Соединённых Штатах Cosmic Encounter по-прежнему продавалась плохо.

Cosmic Encounter: трудный путь культовой настольной игры 3

Издание Mayfair Games 1991 года. На примере этой истории видно, что «лихие девяностые» были не только в России

В 1991 году эстафету переняли Mayfair Games. Они выпустила вторую редакцию игры с переработанными правилами, но по какой-то причине решили, что создателям «Космика» можно не платить роялти. Несмотря на расторгнутый из-за этого договор, Mayfair не стали отзывать тираж — напротив, они выпустили дополнение, а затем и упрощённую версию игры.

В 2000 году, когда изданием игры заинтересовались в Avalon Hill Games, забрезжил лучик надежды. Третья редакция обзавелась крутыми компонентами: в ней были пластиковые фигурки звездолётов, корабли-носители, поле в виде галактической спирали. Жаль, что в Avalon забыли о главной фишке игры — разнообразии рас, положив в коробку всего двадцать карт пришельцев. Как итог, новая версия не обрела популярности и не получила ни одного дополнения.

После очередного провала для «Космика» наступили тёмные времена. Больше никто не хотел издавать игру, отказы следовали один за другим.

Cosmic Encounter: трудный путь культовой настольной игры 4

Издание Avalon Hill 2000 года — пластика не пожалели, но это не спасло игру от провала

Только у одного издателя хватило смелости взяться за спорный проект — это были Fantasy Flight Games, известные «Ужасом Аркхэма» и множеством других настолок. FFG переработали правила и выпустили Cosmic Encounter с новым оформлением и полусотней рас пришельцев в 2008 году. Наконец-то игра вышла без косяков, с расчетом на широкую аудиторию, а не крохотное сообщество гиков. FFG не забыли и о дополнениях, порадовав фанатов шестью коробками, а в 2016-м даже переодели «Космик» в сеттинг «Игры престолов». Правда, в Вестеросе не набралось пятидесяти благородных домов, так что большой славы это издание не снискало.

Благодаря FFG франшиза развивается и сейчас. В 2018 году компания выпустила последнюю на данный момент версию игры — юбилейное издание, слегка переработанное и дополненное (на него, кстати, идут последние дни предзаказа на сайте Crowd Republic). А в 2020-м увидела свет дуэльная версия игры.

Почему же путь «Космика» оказался столь трудным? Пожалуй, он просто опередил своё время. Игра в научно-фантастическом сеттинге, созданная гиками для гиков, вышла на рынок, когда гик-культуры не было как таковой. Именно Cosmic Encounter наряду с Dungeons & Dragons способствовала формированию этой культуры. «Космик» прорубал себе путь на полки магазинов, когда на них не было ничего, кроме «Монополии», «Риска» и других подобных игр для широкой аудитории.

Многие современные геймдизайнеры, блогеры и издатели выросли на этой игре. Том Васел — лицо канала Dice Tower — до сих пор называет «Космик» своей любимой настолкой. Ричард Гарфилд вдохновлялся идеями, заложенными в Cosmic Encounter, когда разрабатывал Magic: The Gathering. Создавая мир магии, управляемой мироходцами, он хотел добиться такой же вариативности, чтобы каждая партия проходила по-новому, приносила свежие эмоции.

Текст на картах MTG часто дополняет базовые правила, а то и вовсе противоречит им. Эта особенность тоже впервые появилась в «Космике».

Cosmic Encounter: трудный путь культовой настольной игры 7

«Космический контакт» в мире «Игры престолов»

Идеи, подтолкнувшие Гарфилда в верном направлении, актуальны и сейчас. Асимметрия и уникальные способности персонажей и фракций встречаются даже в играх европейской школы: «Марко Поло», «Проекте „Гайя”», «Плотине». В Unmatched это главная фишка игры — на арене не должно быть двух похожих бойцов. В «Корнях» асимметрия возведена в абсолют — звери каждой фракции живут в лесу по своим законам. Какими были бы эти игры, если бы не фундамент, заложенный «Космиком» сорок три года назад, не знает никто. Одни энтузиасты передали эстафету другим — и, возможно, без их стараний история сложилась бы иначе. Возможно, взмаху крыльев именно этой бабочки мы обязаны разнообразием современных настольных игр… и дополнений к ним.

Сейчас Cosmic Encounter выглядит несколько старомодной — солидный возраст не скрыть парой косметических процедур. Однако, если вы любите игры переговорного жанра, блеф, провокации и не чураетесь коварных предательств, конкурентов у «Космика» не так уж и много. Механики игры работают до сих пор, и, хотя из абстрактных карт контактов нарратива не сваришь, в правильной компании не будет недостатка в запоминающихся историях.


Наши друзья из Hobby World подготовили новый ролик! На этот раз Семён Пыхтеев вместе с целой толпой гостей (BadComedian, Ануар, Денис Косяков, Лёша Зуйков из «Два в кубе» и Влад из «Низа Гамс») играют в «Космический контакт».

Мы замочили всех зомби в «Зомбициде», но расходиться не хотелось. Что делать? Конечно, играть в «Космический контакт» – напряжённую игру про борьбу различных инопланетян! В ней победу может принести как точный подсчёт военной мощи, так и искусная дипломатия.

А ещё не пропустите конкурс! Придумайте свою расу для «Космического контакта» и напиши её название и способности в комментариях к ролику на YouTube. Победителя-счастливчика выберут случайным образом 20 октября. Ему отправят коробку игры, подписанную всеми гостями.

Недавний тираж игры расхватали как горячие пирожки, поэтому издательство анонсировало перевыпуск — но тираж нужно ждать до следующего года.


Наши коллеги из Hobby World запустили на CrowdRepublic предзаказ настольной игры «Космический контакт» (Cosmic Encounter).

Это одна из первых коммерческих настольных игр, в которой правила модифицируются с учётом выбранных космических рас. Впервые её издали в 1977 году, а за последние десятилетия несколько раз перевыпускали, когда права переходили из рук в руки. Издатель локализует последнюю редакцию игры, которая посвящена 42 годовщине выхода самого первого ее издания.

«Космический контакт» рассказывает о конфликте нескольких космических рас, которые будут пытаться укрепить свои территории и захватить чужие — при помощи как силового захвата, так и дипломатии и блефа. А за реиграбельность отвечают 51 уникальная фракция инопланетян. Основная задача — основывать колонии на планетах других игроков.

В свой ход игрок разыгрывает контакт. Контактом называется взаимодействие двух или более игроков, которые пытаются создать или защитить колонию. Игрок совершающий ход называется агрессором, а противостоящий ему игрок — защитником.

Помимо карт контактов, в руке игрока могут оказаться карты артефактов, обладающие уникальными сильными одноразовыми эффектами или карты подкреплений, дающие бонус к боевой сумме, которые можно добавлять к стычке уже после того, как основные карты будут вскрыты.

В комплект входят 25 планет (по пять на игрока), 42 космических жетона, жетон Варпа, жетон сотворённой планеты, жетон «Лунной пушки», 100 пластиковых кораблей, свыше 200 карточек (включая карты контактов и вспышек).

Игру можно предзаказать по цене в 3190 рублей. Доступна также рассрочка в двух частях. Дополнительно спонсоры могут приобрести протекторы, модули под компоненты и игровое поле.

У проекта нет сверхцелей. На момент написания заметки «Космический контакт» поддержали на сумму в более чем 500 тысяч рублей.

Читайте также: