Когда вышла disciples 3

Обновлено: 07.07.2024

Наконец-то это случилось – Disciples 3 стала доступна для всех! Начался открытый бета-тест, опробовав который, мы и публикуем сей обзор. Что сумели сделать разработчики за пять лет, что у них получилось хорошо, а что плохо? И что, в конце концов, им еще предстоит сделать?

Здесь уважаемый читатель сможет заявить: «Автор, ты что, покурил болотной травы, понюхал “предтечевой” пыли или вколол себе земного “герыча”? Игра уже вышла, никакой бета-версии нет!» Но уверяю вас, со мной все в порядке, а про тестирование я сказал не просто так.

Да, действительно, диски уже лежат на прилавках, и на коробочках видна классическая надпись «500 рублей». Но поверьте, это не релиз. Потому что так не бывает, чтобы готовая версия кидала на рабочий стол каждые десять-пятнадцать минут; невозможно, чтобы она обладала таким балансом, что даже на среднем уровне сложности пройти первые миссии было практически нереально. Не в нашей вселенной может выйти проект, в котором ошибок больше, чем в третьих «Корсарах» и «Чистом небе» вместе взятых.

Disciples 3: Renaissance

Глобальная карта внешне сильно изменилась со времен второй части. Но стала она только красивее.

В Disciples 3 совершенно нет баланса, бороться с ней то чересчур сложно, то беспрепятственно легко. И при этом не работает половина умений и заклинаний, параметры персонажей перепутаны и неверны, некоторые участки кампании практически непроходимы. Именно поэтому я и приветствую вас в обзоре бета-версии (хотя, конечно, больше это напоминает альфу).

Disciples 3: Renaissance

Нам необходимо добраться до красного круга. Причем это стандартно чуть ли не для любой кампании. Есть задача – вот и бежим вперед.

Она изменила традициям

Но не будем о грустном. Все-таки когда-нибудь Disciples 3 действительно оправдает надпись «v1.04» в главном меню – и мы получим готовый продукт. Пока же разберем, что же перед нами за игра.

Если вы помните старушку Disciples 2, то. То лучше вам ее забыть. Новая часть серии больше напоминает смесь «Героев» и «Легенд о рыцаре». Перед нами пошаговая стратегия с глобальной картой и тактическими боями. В отличие от предыдущих проектов бренда, в этой сражения динамичные, а не статичные. То есть персонажи могут передвигаться по полю, обходить противника с разных сторон, использовать «точки силы». Они – новшество третьей части, раньше ни в одной другой стратегии такого не было. Причем всего этих «мест сосредоточения» три вида: для ближнего боя, для дальнего и для магии. И если персонаж занимает такую точку, то его сила атаки (лечения) возрастает.

Если вы играли в «Героев», то помните, что единственное отличие там одного поля боя от другого – наличие предметов, загораживающих проход. Посреди поляны могут лежать валуны, которые приходится оббегать, на территориях инферно течет непроходимая лава. Где-то и вовсе есть только мост (помните сражения на кораблях?). Это все лишь кое-как разнообразило сражения. И если у вас была одна достойна тактика, то вы пользовались ей на любой карте. Что бы посреди нее ни лежало.

В Disciples 3 все гораздо интереснее. Каждый раз, даже если враг атакует вас в одном и том же месте, точки сосредоточения меняют свое положение (объекты-помехи, впрочем, присутствуют). Их количество, кстати, тоже всегда варьируется.

Классическая битва: все враги – крестьяне, и никто не сделает нам больно.


Представим ситуацию. На нас нападет эльф, у которого два лучника, один всадник и послушница. Мы же сражаемся тремя мечниками и магом. На поле есть одна точка для дальнего боя (где-нибудь посередине) и одна для ближнего, причем она расположилась возле наших войск. Что делает враг? Ему, конечно, хочется усилить лучника, а потому он кавалеристом пытается пробиться к заветному шестиграннику для стрелков, дабы не дать нам его забаррикадировать. Мы же сразу ставим одного солдата на наше «сосредоточение», а остальными бежим мешать усилению ушастого лучника. Вот бой и будет проходить возле этих «камней».


Андрей Иванченко (Anry) – один из известнейших игровых художников, а также труженик компании .dat. Когда мы узнали, что именно он будет заниматься внешним видом Disciples 3, то сразу поняли, что она обречена стать красивой. Иначе просто не может быть.

Однако Disciples 3 – это лишь один из проектов Андрея. Еще он рисует иллюстрации для книг. Его работы вы могли видеть на обложках «Лабиринта отражений» и «Ночного дозора» Сергея Лукьянеко или «Нам здесь жить» Генри Лайона Олди и многих-многих других. А еще он ответственен за создание великолепных артов для «Корсаров». Вообще, все, к чему прикасается рука Anry, становится стильным и чрезвычайно красивым. И Disciples 3 не исключение.


А теперь представьте, что точек для стрелков нет, зато для воинов – их целых две. Как будет проходить поединок? Совсем иначе. И такое разнообразие (благодаря лишь разным картам) – благо. В других играх жанра ничего подобного нет. И разработчики из .dat молодцы, что такое придумали. Причем это не единственное их новаторство, есть и другие. Просто менее значимые.

Disciples 3: Renaissance

Темная сторона умений

Еще хочется похвалить разработчиков за то, что они смогли сделать прокачку героя действительно увлекательной. У нас есть настоящее дерево умений, и мы сами «двигаемся» в том направлении, которое нам кажется наиболее интересным. Например, захотите, чтобы ваш герой превращал врагов в крестьян, а потом без проблем с ними расправлялся – раскачивайте правую ветку. А если вас тянет оживлять павших бойцов, то поверните влево.

Такой подход порадует сердце любого манчкина. Однако есть проблемка. Практически все умения чертовски несбалансированы. Вот выше мы упомянули превращения в крестьянина. А теперь представьте, как на вас нападают огромные тролли со здоровьем в десять раз больше, чем у героя. Представили? А теперь возьмите трех таких огров – должно быть очень, очень страшно. Однако всего за три хода вы навсегда превратите эту пугающую армию в группку крестьян. Убьете вы их за минуту и не потеряете даже одного хита! Баланс не просто трещит по швам, он расползся, и из него вывалился программный код.

Причем не только у героя есть такие чрезвычайно выдающиеся умения. Демоны превращают врагов в суккубов, например. В итоге играть просто неинтересно. Вы прете, как ледокол «Ленин», не обращая внимания, что за неприятели впереди, сколько их, какой уровень.

В нынешнем состоянии Disciples 3 скорее напоминают этакую ознакомительную версию. Можно посмотреть, какой тут движок, как здесь ходят персонажи, что вообще есть. Потому что с таким балансом хочется взять диск, расколоть его на двадцать частей, поджечь, расплавить, опять поджечь, написать раскаленной пластмассой матерное слово из трех букв и точку. Да-да, именно это слово. Слово .dat.

Disciples 3: Renaissance

Очередная сюжетная вставка. И таких на протяжении игры – очень много.

Куда ж стратегию-то подевали?

Тактически битвы пока что лишь потенциально интересные. Они латентно хороши. Быть может, они когда-то и превратятся в конфетку, но пока что остается лишь капать слезками на пол и грустить о том, что за пять лет не получилось отладить игру.

Но обратим свой взор на глобальную карту. Авось там мы найдем что-то интересное. Ведь в тех же «Героях» многие ставят быструю битву и развлекаются тем, что захватывают шахты, приключаются и исследуют. Что же нам приготовила Disciples 3?


Статичные бои – основная фишка серии Disciples. В предыдущих сериях абсолютно все персонажи стояли на месте и били друг друга на расстоянии. Находка полностью оригинальная, и она во многом придавала шарм проекту. Поэтому многие обозлились на .dat за то, что они сломали старую систему и ввели обычную.
Однако сделано это было во благо – статичная битва хоть и интересна, но довольно проста и придать ей тактической глубины очень сложно. Именно поэтому во второй части Disciples существовали очень простые методы победы, которые повторялись на протяжении всей игры. Так что не горюйте, просто надейтесь, что .dat доведет новую систему боя до логического завершения. Потенциально – она одна из лучших в жанре.

Если помните, шахт как таковых в предыдущих частях не было. Зато мы могли ставить жезлы, которые «порабощали» территорию. Это тоже было довольно забавно (хотя порой и муторно). Но в третьей серии мы уже не проявляем смекалку и просто захватывать землю, где заблагорассудится – не можем. Теперь для «доминирования» есть специальные места. Просто подходим к точке, и все вокруг начинает принимать «цвет» нашей расы.

Весело ли это? Признаться, ничуть. И так, как в «Героях», нам по карте бегать не дадут. Нечего тут исследовать, надо просто проходить миссии (они же акты), а это больше напоминает «Легенду о рыцаре». С одним но: нет диалогов, ролевой составляющей, глобального интересного сюжета.

Disciples 3: Renaissance

Справа – руны героя. Слева – его параметры, которые мы можем развивать и улучшать.

И да, если вы раньше любили рубиться по сети или же сражаться с компьютером на одиночных картах, то ждите, когда игрушка выйдет из стадии этого бета-теста. Ибо сейчас в Disciples 3 есть только кампания. Ничего больше нет. И отсюда огромное количество проблем. Вот, например, проходятся миссии очень просто – мы бежим по узкому коридору тропинок от одного сюжетного события к другому. А ведь перед нами стратегия, где надо думать, а мы лишь несемся вперед. Это сильно огрустняет.

Второстепенные герои тоже оказываются бесполезными. Мы не будем пользоваться новым вором, который сильно изменился со времен второй части. Не узнаем, в чем отличие мага от воина. Все это пройдет мимо нас, ибо в кампании есть основной персонаж, которого мы и развиваем от акта к акту.

А ведь как могли освежить игру сценарии! Про мультиплеер я уже молчу, но, честно говоря, о нем не жалею. При нынешнем дисбалансе и постоянных вылетах сражаться с живым противником все равно нормально не получилось бы, а вот помучить ИИ – было бы здорово. Но, увы.

Disciples 3: Renaissance

Мечник на точке сосредоточения. Теперь бьет он гораздо сильнее.

Вот и возникает резонный вопрос – а стоит ли вообще обращать на творение .dat внимание? Если честно – стоит. Но только не сейчас. Это у меня выхода не было – надо писать обзор, а потому в день релиза получил Disciples 3 и принялся за прохождения (до версии 1.04 она была настолько забагованной, что в день мне приходилось перезапускать ее раз по 100-150). И теперь понимаю: я многое потерял. Вот исправь разработчики баги, сделай они нормальный баланс и выпусти дополнение, тогда бы проект .dat покорил меня. А теперь я даже не знаю, смогу ли вернуться к нему во второй раз. Впечатление загублено основательно. Ибо я приобщился к самой-самой-самой нестабильной и загаженной ошибками игре в моей жизни. Хуже не видел ничего.

Что касается оценки, то «похвально» мы ставим с некоторыми оговорками. Оценку Disciples 3 оправдает только тогда, когда справится со всеми программными ошибками.

Плюсы: интересные новшества; красивый стиль.
Минусы: баги; дисбаланс; опять баги; еще баги; дисбаланс.

Скриншоты из игры

Трейлеры

Мне всегда больше нравились герои, но эта игра тоже интересна Играл во вторые,герои тогда даже рядом не стояли(я о 3). Ну,да,баги есть,и их много-но все профиксят(надеюсь) и исправят,выпустят пару десятков патчей. С оценкой согласен С оценкой согласен, игре не хватает вылизанности, но это быстро правят хотфиксы чуть ли ни каждый день выходят, но как говориться осадок остался. Буду ждать мировой релиз, ибо обязательств у меня таких нет и очень хочется поиграть в стабильную версию. Обзор хороший, держись Flavius может во второй раз она тебя покорит. Игра очень перспективная и красивая. Но в нынешнем виде она действительно не способна раскрыть и 10% своего потенциала.

Минусы: баги; дисбаланс; опять баги; еще баги; дисбаланс.

Такого извените Го*на невидел давно, немогу понять люди розучились делать стратегии типа Козаков? Где толпа реально в1к-2к человек бежит на другугю такую толпу? To: kostian-65215
А типа козаки - что, образец совершенной стратегии? Где толпа реально в1к-2к человек бежит на другугю такую толпу? Обзор отличный. Предлагаю переименовать его в обзор по бета - версии
Вторая Disciples мне понравилась. Не этого я ждал от от третьей части. Интересные новшества + Графика + . Баги :-(Прикол с ключевыми точками на поле все-таки лучше смотрелся бы в King's Bounty. Сейчас эти поля боя из шестиугольников уже неинтересны. Разрабы убрали статичные бои, но фантазии (или сил, денег, желания (нужное подчеркнуть)) для не менее интересного новшевства в сражениях не хватило. Сделали бы поле не из гексов, а из октагонов (восьмиугольников). Или бы доработали поле боя как в Восхождении на трон. Добавили бы возможность участия в сражениях нескольких отрядов. А так.
И еще, чем помешало разрабам разнообразие ман из второй части и они заменили её на обычную непонятно.
Вообще, складывается ощущение, что игру насильно перевели из разряда "с изюминкой" в разряд попсы. На данный момент ничего, что действительно может заинтересовать, кроме названия я не выжу я приобщился к самой-самой-самой нестабильной и загаженной ошибками игре в моей жизни. Хуже не видел ничего.
И эт че получается она даже больше загажена ошибками, чем было загажено "Чистое небо" ?! Вот это да! О_о
В общем, долгострой достроен, вот только я очень сильно сомневаюсь, что "дыры" в игре смогут закрыть и закрасить так, чтобы игра стала шедевром. To: Antohakz
значит ты играешь только в футбол и симс?)))) Продажный сайт!На AG выставили 40% и были правы!Игра-полное фуфло,пересыщенное багами.

Претензии к визуализации:
Прежде всего жутко разочаровал дизайн практически ВСЕХ юнитов, а также столиц. Андрей (Anri) художник конечно талантливый, но его унесло не в ту степь. Полностью перекраив визуальный стиль он добился только одного - убил атмосферу прошлых частей. Особенно горько смотреть на демонов, которые обмельчали, потеряли кожистые крылья и вообще от них боле не веет той АЦкой СуЧностью присущей их предшественникам((

Модели Главных Замков тоже не выдерживают критики: где ифернальность построек демонов? (Блин, какой-то летающий крендель!) средневековый дух империи? Башня магии людей летает над землёй и окружена какими-то блёстками, некоторые другие здания так-же окружены какой-то светящейся аурой. Может в каком-нибудь Кингс Баунти это и было бы к месту, но только не в Дисах, главной фишкой которых всегда был мрачно-реалистичный стиль.

Особенно поражает как дёшево выглядят хвалёные спецэффекты: допотопного вида вода; а магия примитивна и однотипна как на глобальной карте так и в бою. (ей богу в Disciples II магия в 1000раз красивее)

да, кстати Бой! Гибрид Heroes, Disciples и ещё какой-то японской шняги(jRPG) оказался не жизнеспособным. Драйва Героев сюда он не унаследовал, а тактические приёмы второго прародителя полностью отринул((

Да ладно бой, вы взгляните на глобальную карту - это просто песня! Всякие бонусы-шмонусы аля Герои5 стерпеть ещё можно, но как прикажите смириться с тем что нас всё время ведут по замкнутому лабиринту из деревьев и скал? Реально, тупо идёшь вперёд по дороге, изредка сходишь на обочину чтобы взять !BONUS! и пободаться со встречаемыми оппонентами. Зачем это сделано именно так? Неужели .dat настолько боялись того что игрок пропустит нужный триггер и поэтому ограничили его свободу перемещения? Незнаю, карты DII вполне обходились без этого. Ходить дозволялось на все четыре стороны, в любом порядке, причём ДАЖЕ через лесные чащи, которые лишь немного задерживали продвижение отряда, а не преграждали путь монолитной стеной. Было как то просторней и ощущалось что ты играешь именно в стратегию, а не в заскриптованный монорельсовый махач.

Далее, озвучка персонажей. коротко и ясно: - отстой полный. Демонам в срочном порядке нужно вспомнить латынь, эльфам - эльфийский, а магам людей - немешало бы для приличия выучить пару заклинаний.

Ну и до кучи - убогий Интерфейс, который потерял в функциональности и слишком перегружен ненужными деталями.
Нехватает анимаций, помнится в Disciples II курсор был полностью анимирован: песочные часы(при пропуске хода), курсор наложения заклинаний, входа в город. Скажите мелочь? Но именно мелкими деталями и ценен настоящий шедевр.

В общем, к моему величайшему сожалению никакие лекарства и народная медицина неспособны вернуть к жизни мертворождённую Disciples III. Переделывать нужно бОльшую часть игры, т.к. в таком виде в каком она предстала перед нами смысла платить за неё я не вижу.

ПроЖекту .dat следовало бы сменить название с Disciples III: Renaissance(эпоха возрождения) на Disciples: Requiem(панихида), т.к. именно оно соответствует положению вещей, происходящих с серией Disciples.
Третья часть Дисов - никакое не возрождение серии, а прямой путь в могилу всеми любимого тайтла!

С оценкой согласен. Бум колективно ждать патчей) Правда особенно огорчило то что вырезали одиночные карты при плоховатой компании, надеюсь моды поправлят ошибку разробов
To: 397

Фтопку еретика! Стопгейм форева, АГ маст дай) Игра норм, пересыщенное багами. И автор сказал что поставил оценку он поставил с некоторыми оговрками, розщитываяя что розробы поправлят дело в ближайшем будущем


Спустя много лет после захвата эльфами Империи падает звезда, ставшая знамением для всех жителей Невендаара. Мудрецы и пророки пытались разгадать новую загадку, а люди, эльфы и демоны отправляли героев на её поиски. Бетрезен более остальных желал получить посланницу небес. Он возжелал захватить её и использовать её силу для того, чтобы вырваться из Ада.

Игровой процесс [ ]

Действие происходит в вымышленном фэнтезийном мире под названием Невендаар. В центре игры — четыре главные расы этого мира, постоянно враждующие между собой: Империя, Легионы Проклятых и Альянс Эльфов. Игра предоставляет возможность в любом сценарии или кампании выбрать один из трёх уровней сложности. Кроме того, в сценариях появилась возможность тонкой настройки: от времени на принятие решений, до количества получаемых ресурсов и опыта.

Игровой процесс включает три основных компонента:

  • Улучшение столицы игрока, что даёт доступ к новым войскам и возможностям. Изучение новых заклинаний.
  • Использование героев, возглавляющих небольшие отряды, для разведки, атаки и захвата территорий.
  • Режим боя.

Все вышеперечисленные особенности были сильно изменены по сравнению с предыдущей частью.

Войска и система опыта [ ]


Когда юнит набирает достаточное количество опыта, он получает новый уровень. Однако теперь чтобы подняться по ветке развития, юнит должен получить уровень три раза, помимо построенного здания. Если соответствующего здания нет — юнит просто получает с каждым уровнем бонус к характеристикам. Появилась новая характеристика — отдельное сопротивление урону каждой стихии. У всех героев есть свой набор характеристик и навыков, которые изучаются с новыми уровнями опыта героя. С каждым уровнем даётся три очка характеристик и два очка навыков.

Классификация умений и героев [ ]

Как и в первой игре серии, в начале кампании игрок должен выбрать свой класс и портрет полководца. Бойцы игрока-военачальника восстанавливают здоровье по пятнадцать процентов каждый игровой день (в Ressurection также тратят меньше очков передвижения по миру от участия в бою). Игрок-архимаг может использовать заклинание одного и того же уровня дважды в ход (в Ressurection переименован в Мага, и вдобавок тратит на 30% меньше маны). Мастера гильдий получают на 30% больше ресурсов за ход (в Resurrection заменён на Управляющего, который просто получают 20% скидку на покупки у торговцев).

Как и во второй части игры, в Disciples III есть предметы, которые герои могут надевать для получения специфических бонусов, но теперь они будут отображаться на герое. Все нерасходуемые предметы теперь уникальны на каждый класс каждой фракции и не могут применяться на других. Из-за этого упразднены навыки знания.

Герои по-прежнему разделяются на типы, в зависимости от применения: воин, маг, разведчик и вор.

  • Воин — боец ближнего боя.
  • Маг способен бить по площади.
  • Разведчик — лучник, быстрее передвигается.
  • Носители жезлов и воры сохранили особенности таковых в первой игре серии.

Вор, который во второй части использовался только для шпионажа и диверсий, стал полноценным персонажем. Он, как и другие герои, может собирать отряд юнитов, а при повышении уровня развивать свои способности. Способность воровать в магазинах была убрана.

Убрали носителей жезлов, отвечающих за терраформинг. Вместо них появились специальные существа-стражи. Они бесплатно ставятся на месте специальных «колодцев», которые находятся в ключевых местах глобальной карты. Поставить стража на пустой точке может любой герой. С течением времени сила этих существ растёт.

Герои больше не умеют летать и проходить сквозь леса. Для передвижения по морю им необходимо найти пристань, на которой уже будет взят корабль.

Боевая система [ ]


Обновлённое поле боя

Бои подверглись кардинальному изменению. Теперь юниты не просто занимают постоянную клетку на карте, а должны двигаться, чтобы попасть по противнику или защитить своих напарников. Появились препятствия на поле боя, а также усиливающие точки, дающие бонусы для различных типов войск. У многих юнитов и героев появились навыки, применяемые на поле боя. Героям больше не нужно помещать зелья в слот, чтобы использовать их в бою. Также, появилась возможность использовать магию в бою — для этого нужно создать специальные руны из изученных заклинаний, после чего ими может воспользоваться герой в бою.

Прочие изменения [ ]

  • Полностью убрана дипломатия.
  • Портрет предводителя и его имя нельзя выбирать.
  • Торговец находится в самой столице.
  • Появилась смена времени суток, слегка влияющая на геймплей.

Разработка игры [ ]

Работа над игрой велась с лета 2005 года. Дату выхода игры переносили несколько раз: объявлялось, что игра выйдет в 2006 году; 2007; в сентябре 2008; весной 2009; в июне 2009 года. 24 августа 2009 года началось закрытое бета-тестирование игры.



Disciples III: Resurrection (рус. «Последователи III: Возрождение») — дополнение к игре Disciples III: Renaissance, вышедшее 3 декабря 2010 года.

Содержание

Нововведения [ ]

  • Возвращение фракции Орды Нежити.
  • Новая кампания за Орды Нежити.
  • Множество новых юнитов.

Сюжет [ ]

10 лет прошло с того времени, как Ферре захватил власть в Империи и начал захватывать новые территории. В это время, русалка Мортис. Галлеан влюбился в русалку и решил жениться на ней, что вызвало пылающую ревность у Мортис, которая уже успела утихнуть после предательства её бывшего супруга. Она вновь поднимает армии мёртвых во главе с начальником Салааром, дабы избавиться от любовницы. Ничто не выстоит на пути её гнева — ни русалки, ни эльфы, ни люди. Однако и самому Салаару предстоит узнать многое о своём прошлом…


Причины две. Первая: по утверждению ряда моих знакомых, аддон Перерождение (Reincarnation), вышедший в 2012 году, радикально преобразил игру. И, хотя фракцию Горные Кланы в проект так и не добавили (глаза олдфагов вместо слёз наливаются праведным гневом), Disciples III стала совершенно иной игрой. Дескать, в неё стало можно играть и даже получать удовольствие. Вторая причина: с недавних пор я завёл правило – прежде чем нести дяде Габену свои кровно заработанные деньги за новые игры, следует внимательно посмотреть на то, что скопилось с предыдущих распродаж.

Я был крайне удивлён, обнаружив в списке Disciples III: Перерождение. Я точно не покупал эту игру, и мне её никто не дарил. Как она попала мою библиотеку – загадка. Или… знак? Ведь если игры появляются, значит, это кому-нибудь нужно.

Подумав, я решил оценить проект свежим взглядом, забыв про исторический «бэкграунд». Просто взять и посмотреть на то, что Disciples III представляет собой сейчас, в 2020 году.


Графика

Судя по недавним отзывам в Стиме (а они характеризуются «как очень положительные»), в игре десятилетней давности людей до сих пор привлекает графика. Вернее арт. Это логично. Рисунок не может устареть, как не устаревают картины в музеях.

Мрачно-готический арт в Disciples III наличествует у каждого юнита. Рисунки снабжены короткими, но увлекательными описаниями. Ценителям лора подобное нравится, и я всегда был в их числе.


Впрочем, красивым артом и проработанным лором может похвастаться и вторая часть. Художественный стиль в играх, естественно, различается, ведь над проектами работали разные команды, поэтому спорить, где получилось лучше, можно до бесконечности. Художественные вкусы у каждого свои. У меня лично к арту претензий нет, а вот к остальной графике есть, и много.

Разработчики явно перемудрили с экранами городов. Каждый визит в столицу оборачивается «кинематографической экскурсией», но, если в Heroes V это сделано хорошо, в Disciples III получилось не очень. Картинка постоянно дёргается, перескакивая с одного ракурса на другой, из-за чего воспринимать город как нечто целое не получается.

Простой, но изящный 2D-фон Disciples II выглядит куда лучше, и, раз уж мы об этом заговорили, добавлю – данное утверждение справедливо и для Heroes III и V. Да, в своё время «кинематографичные города» из пятёрки поражали, но сейчас в 2к20-ом они устарели и «замылились», тогда как в Тройке на города до сих пор приятно смотреть.


Увы, настоящее мучение для глаз начинается на стратегической карте.

Не поймите меня неправильно, устанавливая Disciples III (15 Гигабайт между прочим) я отлично понимал – игре больше десяти лет, о высоком качестве моделек говорить не приходится.

Как давний поклонник стратегий и РПГ, я никогда не уделял большого внимания картинке. Пиксели меня не смущают. Но есть одно важное условие – графика не должна мешать геймплейю! И вот с этим у Disciples III беда.

Стратегическая карта представляет собой натуральную палитру «пятидесяти оттенков серого», ещё и затемнённую до невозможности. В игре банально трудно ориентироваться.

Хотите примеров? – Их есть у меня. Взгляните на скриншот ниже.


Как думаете: какой объект рядом с курсором активный? Покрытый красными рунами камень или сливающийся с коричнево-серой землёй коричнево-серый дорожный указатель? Если вы подумали, что алтарь, я вас расстрою. Кликать надо на указатель. Тогда герой получит дополнительные очки передвижения по карте. Указатель важный и полезный объект. Вот только его нихренашеньки не видно!

Благо есть клавиша Alt, подсвечивающая активные места, но её мало, ведь камеру приходится постоянно крутить из стороны в сторону. Скажем, в серой траве, за серыми деревьями скрывается серый сундук, прикрытый серым зданием. Если зажать Alt сундук и здание подсветятся жёлтым. Как бы, ура! Однако… если камера стоит неудачно, здание закроет сундук.

Будь проклят тот день, когда разработчики игр вообще решили, будто всем пошаговым стратегиям следует переходить на полноценное 3D. Зачем? Почему? Надо и всё. Имхо, затея ущербна в принципе, даже там, где её удалось реализовать хорошо (Heroes V, Kings Bounty: Легенда о рыцаре). Покрутить камеру – это баловство на пять, максимум на десять минут. Дальше испытываешь острое желание прибить камеру гвоздями намертво, выбрав ракурс, с которого все объекты будут видны без дурацкой подсветки. Это же стратегия, а не квест с пиксель-хантигом. Однако подобного ракурса нет! Почему? А потому что полноценное 3D. Следовательно, не существует какой-то одной точки, с которой видно всё, что нужно.

В Disciples III с его максимально серой палитрой проблема принимает воистину гротескные формы. Хотите ещё пример? Взгляните на скриншоты ниже и скажите: вот, вы видите проход между деревьями?


Я лично вижу! Но его здесь нет. Стрелочки показывают, что надо идти в обход. Кругом темно как в полярную ночь, а серый ландшафт совершенно не помогает в поиске направления. Ну, а как иначе?! Ведь у нас здесь Disciples! Мрачность и пафосЪ! Однако Darkest Dungeon тоже мрачный, но при этом яркий и сочный. Да и Disciples II, если на то пошло, не превращалось в одно большое серое пятно с крапинками.

Справедливости ради, если рассматривать каждый элемент на карте как отдельный объект, графика в игре хорошая; но в тусклой и серой каше банально трудно ориентироваться, и это расстраивает. Да, мрачность, да, пафосЪ и «готишность», тёмное-претёмное фэнтези, но… это не оправдание.

Боевая система

Оценивать стратегию по графике – дело неправильное, тем более, восприятие картинки у каждого своё. Возможно, кому-то Disciples III даже понравится. Тем более, арт в игре хороший. Однако главное в стратегиях – это геймплей, и вот здесь… всё ещё хуже.

НЕТ! Дело в не том, что боевая система изменилась, уйдя от стандартной Disciples-боёвки в сторону Heroes или, скорее, Kings Bounty. К этому я был готов. Проблема не в том, что разработчики использовали другую боевую систему, просто они это сделали максимально убого.

Возможно, я сгущаю краски, но всю мою боль, из-за которой я в итоге дропнул игру, забив на интересную сюжетную кампанию, передаёт вот этот скриншот:


Да-да, в бою тоже всё серое и тусклое в край, но сейчас речь не об этом. Обратите внимание на экспозицию.

Трое крестьян стоят и тупо бьют одного мечника, прожавшего защиту и оттого получающего половину урона (примерно на 30 хп) от их атак. При этом буквально через одну клетку стоят: священница, которая лечит мечника на 80 хп, и мой лорд-маг, вваливающий крестьянам по 30-40 хп огненным шаром.

В Disciples II было чёткое правило – прежде чем бить юнитов второй линии следует разобраться со всеми на первой. Но это же Disciples III. Здесь нет ни первой, ни второй линии. Так почему же крестьяне стоят и долбят мечника, вместо того, что сдвинуться буквально на одну клетку и засадить своими серпами в лекаря или мага? Это же маразм, стоять и бить самого бронированного, которого до кучи ещё и лечат!

И если вы думаете, что это крестьяне такие тупенькие (недалёкие сельские мужики, чего с них взять) то я вас расстрою… здесь весь ИИ такой! Даже на высокой сложности у врагов не хватает мозгов обойти танка! Враги дружно наваливаются на выставленного вперёд юнита (естественно, самого толстого) и бьют его его до упора, не обращая внимания на магов, лучников и лекарей.


В тот момент, когда человек уже воюет как в Heroes, компьютерный болванчик продолжает играть в Disciples II. Где-то в его электронных мозгах до сих пор засела мысль ­­­– «Я не могу тронуть второй ряд, пока не убил всех в первом». И если раньше, игрок не мог отвести выставленных на первую линию юнитов назад, то сейчас… может! Что и делает (я во всяком случае делал). Собираешь отряд из одного танка и пяти стрелков, затем танка выставляешь вперёд, всех остальных в первом ходу отводишь назад… PROFIT.

Справедливости ради у некоторых юнитов появилась способность – «Перехват». Обладающие навыком бойцы не дают вот так просто пройти мимо себя, более того, если враг рядом с ними атакует слабого союзника, они переводят удар на себя. Интересная задумка, но, во-первых, способность имеет ограниченное число зарядов; во-вторых, что есть перехват, что его нет, враги один фиг бьют строго ближайшую цель.

Дополнительно на поле боя генерируются особые точки. Если на них встать, можно получить один из трёх видов усиления: к дистанционной, рукопашной или магической атаке. Бонус очень силён. Я бы даже сказал дисбалансо силён. Урон повышается в два раза, а если выпадает ещё и крит. удар, то просто – туши свет, хромой гоблин или тот же крестьянин отправит в нокаут зверюгу в трое крупней себя.

Кстати, о крестьянах. Вот кто точно спрогрессировал в сравнении со второй частью, так это простые сельские труженики. В бою один на один крестьяне уделывают одержимых (первых юнитов Легионов Проклятых). Более того в кампании, два крестьянина легко побеждали главного героя – принца Хаархуса.


Конечно, герой у меня был первого уровня. Но это же принц Хаархус… что не ведает боли и усталости. Чувства Бетрезена – его чувства, воля Бетрезена – его воля, рука Бетрезена ­– его рука. А тут двоё крестьянина ушатывают. А если крестьянин ещё и стоит на метке усиления ближнего боя, то он и один справится… Впрочем, я всегда знал, Бетрезен – лох!

По идее, метки должны придать игре дополнительной тактической глубины. Найди подходящую позицию, и твой гоблин завалит тролля. Что-то в это есть, наверное.

Однако возникает вопрос: а умеют ли компьютерные болванчики этими метками пользоваться? Ответ: временами они пытаются, но получается очень плохо.

Итог: боевая система в третьей части убогая. Я играл на высокой сложности, не встречая проблем с отрядами выше меня на несколько уровней.

Disciples II выше предшественницы на две головы. При кажущейся примитивности боевой системы, в Двойке компьютер (своими доисторическими алгоритмами начала тысячелетия) ошибок не прощает, убивая открывшихся юнитов при первой возможности.

Здесь же, поскольку до лекарей вражеские лучники и маги при грамотной (вменяемой) расстановке дотянуться не могут (точнее не пытаются) фракция Империя в Disciples III — вообще имба и не контриться. С Легионами и Нежитью чуть посложнее, но именно что «чуть».


И да… вражеские лучники и маги тоже, в подавляющем числе случаев, бьют именно в выставленного вперёд танка.

Здесь напрашивается возражение: «Ну, вот в мультиплейре-то… всё будет иначе». И да, и нет. Во-первых, играть в пошаговые стратегии по сети с живыми людьми, с ходами по 20+ минут – удовольствие на любителя (да, такие любители есть, но они играют в Heroes III HOTA или Heroes V, где специально для них реализовали систему одновременных ходов до момента встречи оппонентов). Во-вторых, да живой человек не купится на столь дешёвую тактику, но раскачка-то идёт на нейтралах! Смысл три четверти игрового времени тратить на избиение убогих?

Прокачка

Если бы не убогий ИИ, прогресс юнитов мог бы спасти Disciples III в моих глазах. Здесь действительно взяли, если не всё, то почти всё лучшее из второй части. Правда, я не понял, за каким чёртом героя-вора сделали обычным героем. Он теперь получил право набирать юнитов в отряд, хотя его уровень лидерства на единицу меньше, чем у остальных героев. При этом на старте вор не имеет своих стандартных способностей, т.е. возможности проводить диверсии, обворовать лавки и прочее. Все эти навыки теперь надо изучать с ростом уровня. Зато в Disciples III отсутствуют ограничения по артефактам. Герои могут сходу экипироваться всё, что найдут.

Главное, что делает Disciples II шедевром – это раскачка юнитов, т.е. право наблюдать, как наш дохленький оруженосец превращается в настоящую машину для убийств. Как меняется его сила, навыки, и конечно же, облик. В Disciples III это сохранено. По большому счёту варианты прокачки копируют вторую часть, но есть и собственные забавные находки.

Так на первом уровне сектант (маг) Легионов Проклятых вырезает на своей груди кровавую пентаграмму.


После битв и сражений, волею… ну, не самого сектанта, а игрока, на месте пентаграммы, либо вырастает глаз:


Либо большие титьки!


Вот она сила бесовская, но в отличие от предшественницы, в Disciples III лекари Империи теперь строго женского пола.

Вывод

Моё мнение – ниже среднего. Из сильных сторон Disciples III могу выделить: сюжет, кампанию и русскую многоголосовую озвучку. Было приято послушать реплики бойцов в кат-сценах и боях. В наше время качественным озвучиванием диалогов на русском языке разработчики заморачиваются всё меньше, включая студии из России.

Однако… читая свежие отзывы в Steam, я, признаться, так и не понял, откуда у третьей части взялись поклонники, включая людей, мнению которых я привык доверять. Ладно бы, жанр пошаговых стратегий умер и играть бы стало не во что. Однако серия Age of Wonders вполне себе жива, хотя и сменила сэттинг с фэнтези на «типа» фантастику, а мод Horn of Abyss вдохнул новые силы в Heroes III.

Я нашёл лишь одно объяснение – сравнимая Disciples III с тем, какой она вышла на релизе, с тем, какой она стала сейчас, люди не смогли не впечатляться работой, потому набросали игре плюсиков в карму. Но это сравнимо со старым рецептом того, как сделать человека счастливым – сначала отнять у него всё, а потом вернуть хотя бы половину. Свежий взгляд на игру рушит все иллюзии.

Впрочем, в Steam игра стоит 350 рублей. Совсем немного по нынешним временам. Если отстраниться от геймплейя (да, отстраниться от геймплея в стратегии), то ради: арта, проработанного лора и сюжета игру можно взять. На распродаже.


PS. Благодарю за то, что дочитали мой обзор до конца, если он вам понравился, возможно (только возможно) вам понравится и компьютерная игра моей разработки, эпическо-юмористическое инди-РПГ с проработанным сюжетом – Heroines of Swords & Spells. Прочесть об игре можно… в моём же обзоре, ну так, сам себя не похвалишь, потом ходишь как оплёванный!

Читайте также: