Ion fury обзор

Обновлено: 04.07.2024

Давным-давно 3D Realms, авторы Duke Nukem 3D, раздумывала о выпуске отдельной игры про Bombshell — подружку знаменитого Герцога. Разработкой занималась, правда, совсем небольшая команда, и ничего путного так и не вышло. Только в 2014 году, во времена разработки Duke Nukem: Mass Destruction, над которой 3D Realms трудилась вместе со студией Interceptor, появилась возможность реально сделать нашу красотку главной героиней отдельной видеоигры.

Дело в том, что тогда правами на бренд Duke Nukem владела Gearbox Software, которая через суд потребовала сменить название Duke Nukem: Mass Destruction и вообще многое поменять. В итоге проект переименовали в Bombshell, а протагонисткой сделали капрала Шелли Харрисон, хотя изначально она должна была играть роль лишь вспомогательного персонажа.

В 2016 году из этого получился шутер с видом сверху. Получился плохо. Вроде бы вопрос на этом закрыт? Но потом пошла мода на «одскульные» стилизации под шутерную классику, которая продолжается и сейчас — совсем недавно, например, мы рассказывали про Amid Evil.

3D Realms, естественно, не осталась в стороне, и вот теперь у нас есть Ion Fury — шутер, который выглядит как чуть более современная и симпатичная версия Duke Nukem 3D. Тем более что сделан он на модифицированной версии знаменитого движка Build (на нём же вышли Blood и Shadow Warrior), а непосредственно разработала игру студия Voidpoint, которая вместе с 3D Realms корпела над переизданием Duke Nukem 3D. Только тут у нас женщина в главной роли.

Не баба, а просто бомба!

Героиня Ion Fury действительно могла бы стать ролевой моделью для феминисток — примером женщины, которая без помощи мужчин решает все проблемы. Более того, этих самых мужчин, пусть зачастую и покорёженных идеями трансгуманизма, она всю дорогу расстреливает и уничтожает. И не только их — под раздачу попадают пауки, дроны, шагающие и ездящие роботы, гориллоподобные чудища и биомутанты, умеющие становиться невидимыми.

Ion Fury обзор игры

У большинства пушек есть альтернативные режимы стрельбы. И едва ли не самым полезным оказывается возможность пометить с помощью «Любовничка» сразу несколько целей, чтобы быстро укокошить их без шанса (ну, почти) на промах.

Shake it, baby!

Такой арсенал сразу, конечно, вызывает ассоциации с тем, как лихо, с размахом любил уничтожать врагов Дюк Нюкем — судя по всему, тот самый «любовничек». Да и разворачивается действие не в мрачных «думовских» казематах, а на улицах неонового города, где есть и стрип-клубы, и бары, и фастфуды. Естественно, в такой обстановке у нашей женщины-бомбы просто не остаётся иного выбора, кроме как доказывать, что харизмы у неё не меньше, чем у Дюка.

Она частенько (особенно после смачных убийств) отпускает колкие замечания и шуточки, то и дело отсылая к поп-культуре и фильмам — от «Терминатора» до сериала «Во все тяжкие». А начинается всё с того, что враги сносят полстены в ночном клубе с игровыми автоматами, где отдыхала Шелли. Из-за этого она пролила свой любимый алкогольный коктейль и, понятно, завелась не на шутку.

Мир в Ion Fury такой же интерактивный, как в Duke Nukem 3D. В клубе можно зайти в туалет, поднять и опустить крышку или посмотреть на себя в зеркало. А потом ещё наша героиня сможет поправлять здоровье пиццей, выбивать банки с колой из торговых автоматов, вставлять пальцы в розетки (зачем, правда, непонятно, но атмосферы придаёт!) и даже играть на пианино.

Ion Fury обзор игры

Согласитесь, выглядит игра, несмотря на древний по своей сути движок, отлично.
В самом начале можно взаимодействовать с банкоматом, который выбросит кучу монет и произнесёт знаменитую фразу, с которой Дюк обращался к танцовщицам на шесте: Shake it, baby! Да о чём говорить, если главного злодея, доктора Хескела, озвучил тот самый Джон Сент-Джон (Jon St. John), голосом которого говорил главный герой Duke Nukem 3D, — такой вот ироничный постмодернизм.

Мочить в сортире…

Впрочем, Ion Fury хороша и без всяких отсылок. Это по-настоящему бодрый шутер в лучших традициях старины. Действие срывается с места в карьер и несколько провисает лишь в середине, где много стрельбы в достаточно однообразных коридорах. Однако финальные уровни, сделанные с фантазией и размахом, во многом это искупают.

Врагов много, они постоянно атакуют — и даже если вы уже вроде бы прошлись по локации, оставив за собой одни трупы, а потом взяли очередную карточку доступа к очередной двери и вернулись обратно, то будьте уверены — сквозь дыры в стенах с грохотом появятся новые пачки противников.

Ветераны будут играть на инстинктах — постоянно «стрейфиться», метко палить в головы и проверять всё окружение на наличие брони и аптечек, которые, естественно, можно найти даже в сортире, предварительно замочив там пару террористов.

Ion Fury обзор игры


Но на высоких уровнях сложности даже экспертам придётся непросто. Особенно в сражениях с боссами, среди которых попадаются огромные мехи, близнецы-роботы на колёсах и даже огромный летающий корабль. Спасением может стать грамотное использование особенностей оружия — вроде меток, которые ставит «Любовничек», и самонаведения у бомб. Кроме того, самые жестокие убийства в голову или в упор из дробовика, превращающие врага в кровавые ошмётки, могут оставить крайне важную для выживания броню.

…И искать секреты!

Основное наше занятие — это, понятно, тотальная аннигиляция всего и вся в поисках карт доступа к дверям. Процесс это непростой, уровни, особенно в первой половине, достаточно сложно спроектированы. И это позволило авторам наполнить их разными ситуациями — можно, например, взлетать в воздух над огромными вентиляторами, чтобы добраться куда-то или, зависнув, просто расстреливать врагов. Также нужно будет вылететь из пушки и пройти своеобразную полосу препятствий, попутно отстреливаясь от противников.

Попадаются и загадки, и ситуации, когда нужно избегать смертельных ловушек вроде покрытых кровью здоровенных пил. Особенно заковыристыми получились поиски многочисленных секретов на уровнях. Как добраться вон до той сияющей брони? Как найти последний из 12 секретов? Перфекционисты будут ломать себе голову этими вопросами. Отчасти помогает портативный радар, подсвечивающий недругов и предметы вокруг.

Ion Fury обзор игры

А ноги где?

Конечно, Ion Fury не идеальна. Уровней много, есть самые разные локации — тут и город, и старинный особняк, и какие-то подземные комплексы. Но некоторые, как я уже сказал, затянуты и начинают вызывать мысли про «копипаст». Хотелось бы также больше разнообразия и весёлого безумия в рядах противников — в Duke Nukem 3D с этим было получше. Арсенал тоже мог бы быть хоть чуточку больше.

Или можно было бы сделать так, чтобы наша Бомба в традициях Дюка делала врагам больно своими явно красивыми ножками — если бы не уменьшала и давила их, то хотя бы била в пах. Это тут было бы в самый раз — в стиле, что называется. Можно ещё было бы выдать ей плеть, бутыль вискаря и пачку долларов, чтобы она засовывала их стриптизёршам и стриптизёрам в трусы, соблюдая принципы равноправия полов…

На высоких уровнях сложности да с низким здоровьем иногда даже пауков боишься, запрыгивая на ящик.

Игра, претендующая на звание духовной наследницы Duke Nukem 3D, просто не могла не погрязнуть в скандалах — это даже придаёт ей вполне уместный бунтарско-панковский флёр. Дюк точно бы по этому поводу довольно рассмеялся и отвесил что-нибудь ядрёное — и авторы получили бы ещё один скандал или иск.

Но мы тут собрались оценивать саму игру, а не всё, что её окружает. И с этой точки зрения в Ion Fury всё в целом отлично. Было бы изумительно, если бы не вышеописанные проблемы с разнообразием уровней и врагов. В любом случае хочется сказать авторам спасибо — в какой-то мере они вернули нас на 20 лет назад и подарили этакую дамскую версию «Дюка», во многом даже более драйвовую, хотя и чуть менее юморную.

Плюсы: харизматичная героиня; забавные шуточки и комментарии от неё; полные драйва перестрелки; атмосфера и геймплей классических шутеров; шикарный дизайн многих уровней; крутые пушки; стильная и симпатичная картинка; выразительное озвучивание, есть и оригинальный голос Дюка Нюкема.

Минусы: местами уровни затянуты и однообразны; хотелось бы больше разнообразия среди врагов; героиня могла бы быть ещё более яркой, наглой и неполиткорректной.

Классический шутер Ion Fury влип в историю с оскорблением сексуальных меньшинств: один из разработчиков неаккуратно высказался об SJW, а в игре отыскали шампунь OGAY и слово fagbag. Сперва авторы пообещали убрать неугодные шутки, но сегодня выпустили новое заявление и признались, что злосчастную бутылочку не стоило подвергать цензуре.

Заявление опубликовано от лица 3D Realms (издаёт Ion Fury) и Voidpoint (разрабатывает Ion Fury):

Недавно мы вызвали обсуждение в обществе, которое приводит к мысли, что контент Ion Fury подвергнется цензуре.

Мы точно НЕ будем цензурировать Ion Fury или любые другие наши игры сейчас или в будущем. Это касается в том числе удаления шуток вроде самого скандального мыла для лица.

Мы не поддерживаем цензуру в творческих произведениях в любом виде и жалеем о нашем первоначальном решении изменить игровой спрайт вместо того, чтобы довериться своим инстинктам. 3D Realms и Voidpoint едины в этом решении.

В ответах на форумах Steam авторы утверждают, что вернули бутылочку OGAY на место.

One of our previous tweets said «fuck censorship»

Ранее Voidpoint пела иначе: студия не считала свои действия цензурой. OGAY заменили спрайтом, который авторы назвали более подходящей к миру игры шуткой, а fagbag — это, мол, вообще «какая-то чушь», которую один из девелоперов случайно оставил за пределами игровой зоны. Чтобы увидеть fagbag, приходилось применять чит на прохождение сквозь стены. Это слово удаляли полностью.

Обидно, наверное, ведь к самой игре лавина дизлайков не имеет почти никакого отношения.

We didn't really censor anything, though. We're swapping one joke for another one that fits the game world better and deleting some bullshit a dev accidentally left outside of the playable area on a map (you had to noclip to find it).

— Voidpoint's ION FURY out NOW (@voidpnt) August 20, 2019

Дополнение от 22:41 МСК. 3D Realms дала комментарий для прессы, где подчеркнула следующие моменты:

• Бутылка шампуня OGAY возвращается на место.
• Слово fagbag находилось в таком месте, куда без взлома игры добраться не получится. О том, что там есть такое выражение, не знал никто, кроме разработчика, который его написал. Fagbag удалили несколько дней назад. Оно не отражает ценностей 3D Realms или Voidpoint.
• Шутки с оскорблением меньшинств не появятся в будущих играх издательства 3D Realms.
• Обещанное пожертвование в пользу некоммерческой организации The Trevor Project и тренинг по вопросам чувствительности состоятся в любом случае.

В «Твиттере» Voidpoint пояснила, что fagbag — обычная ошибка от разработчика, который даже не живёт в англоговорящей стране. Это не было шуткой, политическим заявлением или чем-либо ещё. Там, где живёт этот разработчик, слово не является оскорблением.


Велик соблазн начать разговор об Ion Fury в унисон с тем, как ее пытаются продавать создатели. Это шутер на движке Build, который был сердцем легендарных Duke Nukem 3D, Blood и Shadow Warrior. Первая оригинальная коммерческая игра на этом движке за почти 20 лет! Как будто этого мало, еще и изданием игры занималась студия 3D Realms, выпустившая множество общепризнанных шедевров эпохи DOS. Кажется, все звезды сошлись для того, чтобы Ion Fury стала идеальным порталом в прошлое.


Теперь, когда самые экзальтированные из геймеров старшего поколения уже ринулись отдавать свои кровные денежки за свежую порцию цифровой ностальгии, можно вспомнить, что нынешняя 3D Realms по факту ничего общего не имеет с конторой, которая когда-то изменила игровую индустрию, а разработкой игры занимается Voidpoint. Что движок Build с тех времен был сильно модифицирован, и это, пожалуй, к лучшему. Наконец, что Ion Fury является приквелом абсолютно провального шутера от третьего лица Bombshell, который вышел всего три года назад, а его уже никто не помнит. Вряд ли это удержит от покупки тех, кто надеется получить в лице Ion Fury игру, достойную делить полку с Blood и Duke Nukem 3D. Тем удивительнее, что, скорее всего, эти люди не останутся разочарованы.


Да, Ion Fury обречена носить клеймо «игры на движке Дюка», но разработчики этого нисколько не стесняются. Напротив: они под завязку наполнили свое творение именно теми ингредиентами, какие ожидаешь увидеть в игре с такой вывеской. Сюжет звезд с неба не хватает: в неоновом Вашингтоне будущего бравая представительница спецслужб Шелли Харрисон должна остановить армию роботизированных солдат под предводительством злобного Доктора Хескеля. Большего и не надо. У нас есть харизматичный протагонист, набор крутых пушек и несметные толпы врагов. Это работает не хуже, чем четверть века назад. Важность сюжета в подобных играх по прежнему сопоставима с важностью сюжета в порнофильмах, как однажды заметил Джон Кармак.


А вот пушки это важно, и тут Voidpoint не сплоховала. Когда первое огнестрельное оружие в игре оказывается трехствольным восемнадцатизарядным револьвером, становится сложно обвинить авторов в неверной расстановке приоритетов. А тут ведь тут есть еще и парные пистолеты-пулеметы с зажигательными патронами, и дробовик, легким движением руки превращающийся в элегантный гранатомет, и автоматический арбалет, обладающий скорострельностью минигана. В игре нет ни одного бесполезного оружия, а у большинства стволов есть еще и альтернативные режимы стрельбы. С противниками ситуация менее однозначна. В Ion Fury встречаются враги, к которым приходится искать индивидуальный подход, но чаще всего приходится сражаться с одинаковыми безликими гуманоидами, умирающими от одного меткого попадания из дробовика. Боссов в игре немного, некоторых из них разработчики пускают в бой многократно, а к концу прохождения они и вовсе становятся рядовыми противниками.


В лучших традициях предшественниц Ion Fury наполнена множеством необязательных, но милых сердцу деталей. Прежде всего — секреты. Пожалуй, ни в одном шутере еще не было такой концентрации тайников на квадратный метр виртуального мира. Нахождение некоторых из них потребует недюжинной смекалки, зато любители заглядывать под каждый камень почувствуют себя как дома. А помните, как в старых шутерах от меткого попадания в голову или выстрела из дробовика в упор враги не просто умирали, а разлетались на кровавые ошметки? В Ion Fury за этим стоит не только красота, но и практическая польза: из убитого с особой жестокостью противника выпадет броня, без которой на высоком уровне сложности тут становится тяжко.


Но давайте на мгновение вернемся в контекст сегодняшнего дня. Да, Ion Fury не падает в грязь лицом рядом с собратьями из 90-х. А большинство попыток заработать деньги на славе шедевров прошлого и вовсе меркнут на ее фоне: новая Shadow Warrior оказалась слишком далека от своего прародителя, а про недоразумение под названием Duke Nukem Forever лучше и вовсе забыть навсегда. Но, как бы это страшно ни звучало, на дворе 2019 год. Пока 3D Realms была занята бесчисленными судебными тяжбами, жанр FPS начал просыпаться от многолетней летаргии, вызванной засильем однообразных военных шутеров. Вот, скажем, студия New Blood, еще не обладающая мировым именем, без объявления войны выпустила DUSK и AMID EVIL. Олдскульные, но современные. Узнаваемые, но способные удивить. Они уже стали новыми образцами для подражания. А над ними инфернальным исполином возвышается новый DOOM — это старушка id Software вернулась, чтобы показать, кто в доме хозяин. В компании таких игр Ion Fury смотрится уже менее уверенно.


Тут нужно сделать лирическое отступление и сказать пару слов о периоде раннего доступа Ion Fury. Voidpoint подошла к процессу творчески: не стала дразнить игроков первыми уровнями игры, а сделала отдельную кампанию-пролог. В нее вошли три солидных по продолжительности главы, получивших в среднем отзывы от сдержанно одобрительных до восторженных. Пролог Ion Fury легко и с удовольствием можно было пройти за один вечер. Что изменилось в финальной кампании? Она стала больше, и это создало ей проблемы. В предрелизной кампании просто не было времени, чтобы заскучать, она заканчивалась скорее, чем у игрока возникало ощущение, что он уже все в ней увидел. К релизу игра выросла более чем в два раза, а ярких моментов в ней оказалось немногим больше.


Ion Fury слишком уж редко разбавляет геймплей новыми врагами, оружием или просто нестандартными игровыми ситуациями. Середина игры и вовсе воспринимается как торжество копипаста. Ожидание момента, когда разработчики подкинут что-то новенькое слишком затягивается. Ситуацию могли бы спасти встречающиеся порой временные power-up’ы, но и в них нет ничего фантастически оригинального. Из-за этого может возникнуть желание поскорее пробежать эти однообразные коридоры, где за каждым углом поджидают одни и те же знакомые враги. И если вы не уверены, что такое времяпровождение способно вас увлечь, лучше дождитесь скидки или обратите внимание на другие игры.

В итоге Ion Fury вышла игрой на любителя, и ее невозможно за это винить. Особенно, если вы тот самый любитель. Просто не стоит ждать откровений от нового творения Voidpoint и 3D Realms. Это крепкий ретро-шутер от первого лица — не больше, но и не меньше.


После скандала, разразившегося на форму ResetEra и подхваченного СМИ, появилась информация, что разработчики Ion Fury удалят из игры все элементы, способные кого-либо оскорбить, что встретило негативную реакцию игрового сообщества. Однако теперь студия Voidpoint и издатель 3D Realms выпустили совместное заявление, опровергающее данную ранее информацию:

«Наши заявления, предполагавшие цензуру игрового контента Ion Fury наделали немало шума. Мы совершенно точно НЕ будем подвергать цензуре ни Ion Fury , ни одну другую из наших игр. Ни сейчас, ни в будущем. Это в том числе касается таких шуток, как самое скандальное средство для умывания в истории видеоигр. Мы не поддерживаем цензуру творчества ни в коем виде и сожалеем о нашем изначальном решении изменить спрайт в игре. Нам следовало прислушаться к нашим инстинктам. Мнения 3D Realms и Voidpoint по данному вопросу совпадают.

Мы признаем свою ошибку и ваша реакция нам вполне понятна!»


Напомним, некоторые пользователи обвинили разработчиков Ion Fury в разжигании ненависти и трансфобии из-за заявлений, сделанных в Discord-сервере игры. Затем за проявление ненависти был принят и внутриигровой спрайт мыла под названием «OGAY», и спрятанная в игре текстура со словом «fagbag».

Новое совместное заявление Voidpoint и 3D Realms вышло в один день с резонансной статьей независимой журналистки Софии Нарвиц. В том тексте в числе прочего сообщалось, что изначально травлю разработчиков на ResetEra запустил опытный тролль, а на том, чтобы разработчики выступили с извинениями, настаивал издатель 3D Realms.

Читайте также: