Храбрая сердцем обзор

Обновлено: 04.07.2024

Даже в Голливуде найдется немного таких умельцев по извлечению прибыли, как Disney. Корпорация стала воистину неуязвимой в 2006 году, когда приобрела пионера в области CGI-мультипликации — Pixar Animation Studios. Уже тогда это была курица, несущая золотые яйца. С тех пор ни один летний киносезон не обходится без очередного анимационного блокбастера от Pixar.

К счастью, постановка съемочного процесса на конвейер всерьез не отразилась на творчестве студии и качестве выпускаемых фильмов. Как и прежде, она не только создает светлые, добрые и забавные мультфильмы, но и постоянно экспериментирует. Это выгодно отличает компанию от конкурентов в лице DreamWorks Animation, которая в последние годы явно злоупотребляет сиквелами. Pixar, наоборот, пытается регулярно открывать новые горизонты, примером чего и служит «Храбрая сердцем».

Пару лет назад журналисты критиковали Pixar за отсутствие в ее картинах колоритных женских персонажей. Претензия, конечно, не самая существенная, особенно на фоне многочисленных достоинств, которыми славятся проекты студии. Pixar учла пожелания публики и приготовила достойный ответ — анимационный фильм «Храбрая сердцем», в котором впервые главную роль отдали представительнице прекрасного пола.

Храбрая сердцем

Женщине поначалу доверили и постановку, что было еще одним большим новшеством для студии. Бренда Чапман выступила инициатором проекта и сочинила историю, так что место в режиссерском кресле заняла вполне заслуженно. Однако, когда процесс съемок уже шел полным ходом, из-за творческих разногласий с начальством ее сменил Марк Эндрюс. Высочайшая квалификация съемочной группы практически гарантирует, что досадная чехарда с режиссерами не навредит картине.

Храбрая сердцем

Еще одна особенность мультфильма — его принадлежность к жанру фэнтези, с которым студия раньше дела не имела. Действие «Храброй сердцем» разворачивается не в полностью вымышленном мире, а во вполне конкретной Шотландии, пронизанной волшебством. По крайней мере, так было в те стародавние времена, о которых повествует «Храбрая сердцем». Тогда страной правил могучий король Фергюс и его мудрая супруга Элинор. К несчастью для монаршей четы, наследница трона принцесса Мерида унаследовала буйный отцовский нрав и пристрастие к приключениям, а эти качества всегда чреваты массой проблем. Особенно для молодой девушки.

Мерида нарушает древние традиции и вырывается из-под опостылевшей родительской опеки. Принцесса обращается за помощью к старой ведьме, которая не против оказать маленькую невинную услугу столь знатной особе. Разумеется, колдунья обводит девушку вокруг пальца и делает так, чтобы ее желание обернулось сущим кошмаром. Но, несмотря на наивность (общая болезнь многих диснеевских принцесс), героиню спасает наследственная храбрость. Мерида решает сама спасти страну от надвигающейся катастрофы.

Оригинальный дизайн, отличная графика, шотландский колорит и фирменный светлый юмор. Осталось дождаться релиза.


Несмотря на то что "Храбрая сердцем" значится как совместный продукт Disney и Pixar, "диснеевского" в мультфильме значительно больше. Героиня-принцесса, общительно настроенная лошадь, мудрые и беспокойные родители, абсолютно сказочный сюжет, очень детский юмор – все это сделано в лучших традициях главных мультфильмов студии про Жасмин, Белль, Русалочку и Золушку. Они, правда, выходили не в 3D и не были такими завораживающе-красивыми, как "Храбрая сердцем".


Еще, пожалуй, в тех сказках было проще с моралью, потому что она, как правило, была одна и та же: добро и любовь побеждают зло, а внутренняя красота важнее внешней и важнее социального статуса, поэтому влюбленные герои будут вместе. За эту простоту "Алладина", например, и любят. Мораль в "Храброй сердцем" совсем иной природы. В какой-то момент (почти сначала, на самом деле), герои начинают произносить вслух слово "судьба", а потом заключают, что надо быть ее хозяином – и этой идеи, пожалуй, меньше всего ждешь от стилизованного под кельтскую легенду мультфильма с волшебством, королями и превращениями. Подтверждать мораль призван сюжет о девушке, которой судьба предначертала выйти замуж, но она должна переломить судьбу и остаться незамужней, лазать по скалам, скакать на лошадях и, по возможности, не общаться с мужчинами. Это, если вдуматься, само по себе, страшное дело, а тут еще на экране стройными рядами появляются женихи довольно идиотского вида.

Помимо них из мужчин на экране есть еще вечно буйная толпа толстопузов и герой, про которого известно, что раньше он был красивым принцем, но из-за эгоистичных замашек стал медведем. В реализме авторам, конечно, не откажешь, но сказки смотрят не ради реализма, а ради того, чтобы женихи, красивые хотя бы внутренне, женились на принцессах.


Легенда о Принцессе и Медведице

Ты принцесса и должна вести себя подобающе (с)

Компания Pixar не изменяет себе и в который раз берется за совершенно новый для себя материал. В своем новом мультфильме авторы решили поиграть с Шотландскими легендами, которые дали им новые идеи для экспериментов.

Принцесса Мерида тот еще сорванец, она терпеть не может учебу и любую свободную минутку тратит на стрельбу из лука. Она взрослеет и приближается время сватовства. Мерида так яростно сопротивляется этому, что решает заколдовать собственную мать.

В итоге получилась яркая картина о вечных ценностях (любовь, семья, судьба и долг). Основным минусом работы режиссеров можно назвать выход на первый план второстепенных персонажей (медведица и медвежата, колдунья и ворон), единичный случай в истории компании Pixar, который обычно более близок мультфильмам студии Disney.

Дубляж вышел спорным. Если Шуфутинский отменно обыграл голосом своего героя, то Арзамасова и Веденеева плохо отождествлялись при просмотре со своими персонажами, не давая им раскрыться в полной мере.


Пиксар пока еще все такой же Пиксар - а это значит, хоть что-то, но в концепции мультфильма будет нетривиальным. "Вверх", "Как приручить дракона", "Гадкий я" - в каждом из них помимо фунта изюма есть луч света.
В "Храброй сердцем" тоже он есть. Это - тема. Нет любовной лирики, вместо нее - проблема "отцов и детей", точнее дочерей и матерей, а еще точнее (и ближе к современности) - конфликт гендерно-ролевого поведения. Столкнулись мужественность и женственность в их традиционном понимании.
Для многих культур эта тема сейчас - на острие.
Для традиционных культур, прячащих женщину в чадру, хиджаб и проч.
Для шовинистов- домостроевцев, насаждающих "православный талибан".
Для тех обществ, где грань между мужчиной и женщиной так размылась, что пол потеряли даже слова.
Никто не победил. Победила материнская любовь и дочерняя признательная благодарность.
В кино пошла из-за короткометражек, это того стоит!


Большим плюсом очередного шедевра от Pixar является то, что он хорошо поднимает настроение. Этакая сказка про непослушную и эгоистичную принцессу, но как рассказанная и показанная! Все герои, даже старая ведьма, по-детски добрые и комичные, а проделки троих рыжих кучерявых мальчишек вызывают только умиление. Смотреть нужно без исключения всем от мала до велика.


Соотношением рекламы и самого мультика. У Мадагаскара-3 забойный трейлер и глуповатое кислотное нутро. А у рыжей кучеряшки наоборот: невзрачная реклама и просто великолепное содержание с относительно свежим сюжетом.

Храбрая сердцем - действительно хороший мультфильм.

(но мне вот тут подсказывают по рации, что у него есть одно "но":
если у вас очень маленький или очень впечатлительный ребенок, то лучше воздержаться. Он будет пугаться, а вы испытаете от этого раздражение.

Мультфильм настолько хорош, что его не хочется пересказывать, а чтобы мне не захотелось разболтать сюжет, надо действительно снять что-то необыкновенное. Но можно сделать так, спойлер будет в самом конце и написан для тех, кто хочет по резюме содержания прикинуть, надо ли вести на него детей дошкольного и младшего школьного возраста. Всем остальным советую не портить впечатление текстовыми пиратками и посмотреть, что называется, "с нуля".

Общие впечатления:

Отчасти мультик напоминает "Как приручить дракона", но по факту он гораздо более глубокий, насквозь пронизанный реальными человеческими проблемами и переживаниями, и, на мой вкус, гораздо более красивый с точки зрения графики.

Мистические моменты по ходу всего действия просто завораживают красотой и "взрослостью" - я считаю это признаком подлинного качества в мультипликации.
Например, блуждающие огоньки, их визуализация и звуковое оформление заставили меня попасть трубочкой от пепси в ноздрю - это была лучшая мультипликация магии, которую я когда-либо видела.

Ключевая тема мультфильма - взаимоотношения ребенка и его родителей - раскрыта на все сто. Ссоры с матерью, долгий период осознания ошибок, и примирение, в котором шаг навстречу делается с обеих сторон - это прекрасная основа для интересного и умного мультфильма, который может затронуть и разум и сердце.

Вообще, все персонажи очень своеобразны и свежи. Не в каждом мультфильме дети накладывают проклятья на родителей, не в каждом встретятся отсылки к тому, что человек может поседеть от страха и мучений, и мало где встретишь такого по-настоящему страшного, пусть и эпизодического злодея, как принц-медведь, который сам себя проклял настолько, что обрел подлинное благородство, благодаря своего убийцу за долгожданную смерть и освобождение. Отсутствие любовной линии в этом сюжете заслуживает отдельного поклона создателям за умение не переборщить. Это, скажу я вам, тоже редкость.

Тщательно подобранная музыка, яркие краски героев и событий в оформлении мрачноватых пейзажей и декораций, множество ироничных и просто веселых шуток.. словом, "Храбрая сердцем", это мультик, который я рекомендую к просмотру ну вот просто - со всей душой!

Счастливого просмотра и хорошего настроения от погружения в настоящую, фантастически качественно исполненную Сказку.

Мерида, рыжеволосая и кучерявая принцесса - непоседа, совершенно не хочет становиться леди, а хочет гонять на лошадке, стрелять из лука, лазать по горам и искать свое "я".

Мама принцессы, добрая но очень аристократичная дама, недовольна, что к переходному возрасту принцесса игнорирует правила этикета и вообще несерьезно относится к жизни.

Папа-король, этакий развеселый грубоватый провинциальный губернатор, не имеет четкого мнения по вопросам воспитания. Он уважает мнение жены, но вообще склонен к попустительству и идее, что в жизни надо побольше радоваться и веселиться. Когда на королевский стол запрыгивают гончие собаки, папу это не раздражает. Он добродушно подставляет им погрызть свой деревянный протез, заменяющий ногу, отхваченную десять лет назад злобным медведем.

В семье есть принцы-тройняшки, рыжие сорванцы, которые носятся по замку, воруя плюшки и добродушно хулиганя.

Однажды Мериде сообщают, что для укрепления политической ситуации надо выбрать одного из трех претендентов на ее сердце, старших сыновей повелителей соседних уездов. Мерида топорщится, мама расстраивается и поучает дочку, что так нельзя, и вообще, надо побольше думать о том, что надо, а не о том, что хочется.

Съезжаются принцы, и все, как один, не блещут ни умом, ни красотой: один хилый, второй дубина-здоровяк и третий - размалеванный красавчик с орлиным носом и надменным взглядом. Устраивается соревнование по стрельбе из лука, которое Мерида срывает, ткнув претендентов мордой в грязь в вопросе меткости. Начинается скандал, претенденты, их отцы и свиты устраивают смешные потасовки.

Королева-мать расстроена и пытается уладить конфликт, дав обещание урезонить свое дитя. Но разговор по душам срывается, потому что и мать, и дочка слушают только себя и злятся, что вторая ее не понимает.

В конце концов ссора разгорается так сильно, что принцесса обзывает мать "Зверем" (не знаю, какое слово использованно в оригинальной версии, и если это Beast - то, возможно, что прозвучавшее слово было "чудовище!"), бьет мечом в гобелен, на котором вышита их семья, и разрез на ткани отсекает мать от Мериды.

Принцесса убегает на лошадке в лес. Там она попадает в Стоунхедж и находит дорогу, указываемую призрачными существами, так называемыми блуждающими огоньками. Дорога выводит ее к домику ведьмы, которая держит магазинчик деревянных поделок в виде фигурок медведей.

Мерида уговаривает ведьму помочь ее тяжкой подростковой ситуации, и наложить какое-нибудь заклятье на маму, чтобы та, наконец, изменилась. Ведьма готовит волшебный кексик и Мерида возвращается в замок.

Откусив от кексика мама действительно меняется. Сначала она чувствует дурноту, потом доходит до своих покоев и начинает задыхаться на кровати. Мерида периодически спрашивает, не изменилось ли ее отношение к вопросу ее замужества, но потом понимает, что колдовство действует как-то не так. Мама падает с кровати, запутавшись в одеяле, а из-под одеяла вылезает уже в виде огромной медведицы.

Поскольку меняется только ее внешность, мама шарахается от своего отражения, трогательно переживает по поводу того, что она раздета, и старается удержать корону на косматой голове.

Король, устраивающий в это время шотландскую вечеринку в тронном зале, чувствует медвежий дух и начинает бегать со свитой по замку, размахивая топором. У него есть обоснованное желание отомстить медведям, потому что, как мы помним, одна из его ног была откушена именно этим представителем фауны.

Мерида выводит мать из замка, в этом ей помогают братья, которые при помощи разных уловок сбивают преследователей со следа.

Мерида приводит мать к домику ведьмы, но ведьмы нет, она в отъезде. Старая чертовка знакома с правилами удаленной тех-поддержки, поэтому оставила голографическую проекцию своей головы, витающую над котлом и говорящую: "если вы пришли, чтобы купить деревянную поделку, бросьте в котел пузырек номер 1. Если вы пришли по поводу возврата товара, бросьте в котел пузырек номер 2. Если вы та рыжая девочка - бросьте в котел пузырек номер 3." Мерида бросает нужный пузырек и узнает, что снять проклятье можно только "починив полотно", а если не успеть до второго восхода солнца, то мама навсегда останется медведем.

Мать и дочь проводят некоторое время вдвоем в лесу, и Мерида доказывает, что навыки выживания иногда бывают полезнее, чем умение держать осанку и носить корону с умным видом.

Внезапно королеве изменяет человеческая сущность, и она ненадолго перестает быть собой. В ней просыпается медведица, она рычит и не узнает дочери. Потом это проходит и королева приходит в ужас от случившегося.

Они возвращаются в замок, где Мерида пытается залатать пореху на гобелене, но внезапно появившийся отец не верит, что медведица - его жена. Ну то есть не то, чтобы не верит, а просто не слушает, вожделенно стремясь к своей цели убить медведя, а королеву принимает за того самого, отужинавшего его ногой.

Он запирает принцессу в покоях, а сам со свитой начинает загонять медведицу, которая пытается убежать в лес.

Тут надо сказать, что надкушенный кексик, опрометчиво забытый Меридой на столе, попадается на глаза ее братьям-сладкоежкам, и они превращаются в медвежат. С их помощью Мериде удается убежать из замка, и, взгромоздясь вчетвером на коня, они скачут вслед за королевкой охотой. На скаку Мерида неровными стежками латает разрез на гобелене.

История заканчивается на поляне Стоунхеджа, где король уже готовится убить загнанную медведицу. Мерида врывается в оцепление и преграждает путь мечу отца своим мечом. В этом момент из подлеска вылезает заколдованный принц. Пришел, надо думать, за добавкой в виде второй ноги.

Происходит сражение, в ходе которого королева-медведица яростно бросается на заколдованного принца, стараясь защитить свою дочь. Бой в стиле Симбы с Муфасой заканчивается тем, что одна из вертикальных плит Стоунхеджа не выдерживает ударов массы двух гигантских медведей и падает, убивая принца своим весом.

В предрассветных сумерках над плитой появляется призрак мужчины в короне, который множество лет был мучим своим проклятьем. Он смотрит на Мериду и королеву, благодаря их взглядом за свое освобождение от опостылевшего облика и жизни. Этот персонаж вызывал у меня в итоге самые глубокие чувства.

Призрак исчезает, а на поляну падают первые лучи солнца. Мерида накрывает мать заштопанным гобеленом, но ничего не происходит. Тогда дочь плачет и просит у матери прощения, раскаиваясь в своей гордыне и эгоизме.

Восходит солнце, и на щеку девушки ложится ладонь ее мамы, которая утирает ей слезы. Проклятие спало, и мать снова стала прежней, а об ужасах пережитого свидетельствует прядь поседевших волос на ее виске. Медвежата, конечно, тоже становятся самими собой.

Итогом фильма становится речь королевы о том, что отныне люди не обязаны связывать свои судьбы браком на основании одних лишь обычаев, и каждый волен определять свою судьбу сам. Принцы - соискатели радуются такому положению дел, и на морде каждого написано, что у них и у самих есть собственные планы на жизнь.


Шотландия, средневековые времена, когда до появления Марселаса Уильяма Уолласа оставалось еще немало времени. Шотландский король Фергюс (Билли Коннолли) очень хотел мальчика (в смысле, наследника трона), а родилась - девочка. Девчушку назвали Раиса Захарна Мерида Фергюсовна (Келли Макдоналд), и она была - вся в папу: рыжеволоса, боевита и бесшабашна. Мама Мериды королева Элинор (Эмма Томпсон) приходит в отчаяние от того, что девочка ну никак не хочет вести себя, как полагается принцессе, а ведет себя, как какой-то драчливый шотландский пацан.

Когда Мерида была маленькая, на их семью, путешествующую по неким надобностям, напал огромный медведь. Папа Фергюс доблестно сразился с медведем, потерял при этом часть ноги, но зато приобрел полное право на всех пирах коротенечко, на часочек, рассказывать во всех подробностях историю этого жуткого сражения, каждый раз приукрашивая рассказ все новыми и новыми живописнейшими деталями.


Когда девушка созрела и мосье Фергюс решил, что дитю пора проситься на травку, он кинул клич среди дружески-завистливых кланов Макгаффинов, Макинтошей и Дингволлов, предложив им засылать к Мериде женихов - мол, пора уже его роду породниться с каким-нибудь другим знатным родом, ибо этого требуют древние шотландские традиции, а также чисто политические стратегические соображения.


Лорды со своими приспешниками и сыновьями прибыли в замок Фергюса, однако Мерида пришла в ужас, когда увидела женишков: противного самовлюбленного Макинтоша, тупенького пенька Макгаффина и дурачка-ботана Дингволла.

Женихи по традиции устроили между собой соревнование, но Мериде все равно, кто там станет победителем. Она сбежала в лес, там наткнулась на избушку с колдуньей, и та ей дала волшебное зелье, с помощью которого Мерида надеется уговорить королеву Элинор не выдавать ее замуж. Однако оказалось, что зелье имеет один крайне неприятный побочный эффект, так что Мериде придется расхлебывать такие неприятности, по сравнению с которыми замужество с молодым Дингволлом - сущий пустяк.


Нет, мультик-то на самом деле хороший. Боевитая Мерида, совершенно изумительный папаша Фергюс, очень прикольные шотландские лорды, классная бабулька-колдунья со своим магазинчиком всякого барахла. Однако, ребята, вы как хотите, но это ни черта не Pixar! Это Disney! Несмотря на то что Pixar давно уже принадлежит студии Disney, это все-таки совершенно отдельная студия, которая выпускает свои собственные, очень узнаваемые продукты. И "Храбрая сердцем" - пожалуй, первый фильм Pixar, стиль которого намного ближе к стилю студии Disney.


Не то чтобы это было очень плохо - у Disney немало очень хороших и даже отличных мультиков, достаточно вспомнить недавний "Рапунцель: Запутанная история". Однако они заметно отличаются от фильмов Pixar, так же как фильмы Pixar отличаются от произведений Disney. И вот впервые - поди разбери, Pixar это или Disney. То ли из-за того, что главный герой - принцесса (любимая тема Disney: принцессы, золушки, красавицы, покахонтасы и прочие блондинки), то ли из-за того, что примерно половину фильма зрителям втюхиваются столь любимые "Диснеем" семейные ценности, то ли из-за того, что на этот раз в мультфильме действуют не всякие роботы, машинки, рыбки, игрушки или муравьи, а обычные, хотя и слегка шотландские люди.


Но повторюсь - мультик хороший. Прорисовка персонажей, их волос, одежды, мимики - просто фантастическая: там проделана огромная работа и эти персонажи выглядят практически живыми. Особенно шикарно сделан роскошный папа Фергюс, который там зажигает почти весь фильм, ну и другие шотландские джентльмены, для каждого из которых придуман и тщательно прорисован соответствующий антураж.


Отдельных смешных моментов, с одной стороны, вроде бы действительно много: тот же папа Фергюс, буйные детишки-тройняшки, шотландские лорды и их сынки, шикарная бабулька-колдунья, которая похожа на престарелую Fairy Godmother из "Шрэка 2". Но тут, к сожалению, все это не складывается в цельную картину, как это было практически во всех предыдущих мультиках Pixar. Опять-таки, это все напоминает Disney: в той же "Рапунцель" есть совершенно роскошная шайка разбойников, так вот, здесь такое ощущение, что эту шайку те же художники размазали на половину фильма.

Так в чем мои претензии? Дело в том, что произведения Pixar всегда были выполнены на высочайшем уровне. И почти каждая их работа вызывала просто восторг. "История игрушек" (все три), "В поисках Немо", "Тачки", "ВАЛЛ-И", "Суперсемейка", "Рататуй", "Вверх" - все это были оригинальные и очень многоплановые мультфильмы, сделанные совершенно замечательно.


С "Храброй сердцем" (в оригинале фильм называется просто "Храбрая", а наши дуболомы, вероятно, зачем-то пытались провести какие-то аллюзии к "Храброму сердцу", в котором также были шотландские юбочки) уровень не упал ни на грамм - все это сделано прекрасно. Но какой-то общий акцент, персонажи и заметно подплывающий сюжет не оставляют ощущения цельности. Пожалуй, впервые для Pixar частности - очень хороши, а общее впечатление от фильма - хуже, чем обычно. То есть вроде бы все хорошо, но вот сюжетно чего-то заметно не хватает.

Впрочем, прокатился фильм хорошо, получил аж "Золотой глобус" и номинацию на "Оскар", так что с чего это мы тут придираемся, в самом деле? А мы и не придираемся. Мы просто пытаемся понять, зачем Володька сбрил усы Pixar стал косить под Disney, будучи Pixar.


P. S. Кстати, вопреки обыкновению с российским дубляжом тут все заметно хуже, чем обычно. (Мультфильмы Pixar, Disney и Dreamworks традиционно дублируются на очень хорошем уровне, потому что за этим тщательно следят правообладатели.) Я, правда, послушал не особенно много, но если перевод как таковой вроде приличный, то с озвучкой тут полнейшая лажа. Татьяна Веденеева вместо Эммы Томпсон - я вас умоляю, королева сразу очень много потеряла. Ну и озвучка Фергюса Шуфутинским - это просто полнейший мискастинг. Вот на черта? Там такой роскошный характер, а его практически уничтожили! Ну и в дубляже, разумеется, полностью ушли в никуда хохмы с простонародным (Doric) диалектом шотландского языка молодого Макгаффина.

P. P. S. Фамилия клана Макинтошей - в честь Стива Джобса, который, как известно, был не только одним из основателей студии Pixar, но и принимал в делах студии серьезное участие.

Читайте также: