Hades игра обзор

Обновлено: 30.06.2024

После релиза Hades на PlayStation 5 и Xbox Series она стала самой высокооценённой игрой на этих консолях. На PS5 изометрический экшен получил 93 балла (данные с агрегатора Metacritic), обогнав ремейк Demon’s Souls (92 балла) и Tony Hawk’s Pro Skater 1 + 2 (90 баллов). А на платформе Microsoft «рогалик» заработал в среднем 94 балла против 90 баллов у Microsoft Flight Simulator и 89 у It Takes Two.

По данным ресурса SteamDB, Hades оказалась самой высокооценённой новинкой 2020 года в Steam — согласно подсчётам сайта, рейтинг творения Supergiant Games составил 97.45 %. Ближайшими конкурентами Hades в битве за звание народной любимицы были Factorio (97.41 %), Half-Life: Alyx (96.81 %) и Helltaker (96.57 %).

Многие актёры, озвучившие Hades, сыграли сразу нескольких персонажей: к примеру, Логан Каннингем (Logan Cunningham) — это и Посейдон, и Ахиллес, и Астерион, и рассказчик, и Харон, и Аид. А к озвучиванию пса Цербера, наоборот, привлекли нескольких «актёров» — тут разработчикам помогли собаки Соло, Хиггинс, Регис и Марципан.

Одна лишь завязка этого «рогалика» кажется оригинальной – в роли принца подземного мира по имени Загрей, которому не повезло оказаться сыном Аида, мы пытаемся сбежать из царства мёртвых. Аид уверен, что это невозможно, ведь мир пересобирается случайно после каждой смерти. Однако Загрей заручается поддержкой богов (и других героев древнегреческой мифологии), благодаря которым последующие попытки покинуть царство станут чуточку легче.

Ни один забег здесь не проходит впустую – даже если первый регион завершить не удалось, по пути всё равно удалось собрать немного ценных ресурсов, которые никуда не исчезнут и для чего-нибудь пригодятся. Драгоценные камни позволяют улучшить центральную локацию или добавить в подземный мир те или иные комнаты. Тьма – здешняя валюта для покупки пассивных навыков, вроде повышенного урона при ударе со спины или возможности возродиться после смерти. Ключи тратятся на разблокировку этих самых навыков, а также необходимы для получения новых видов оружия. Боссы тоже оставляют после себя предметы, которые тратятся на нужные вещи. Благодаря прекрасной системе прогресса очередная гибель не портит настроение.

Hades обзор игры

Попасть во вторую область удастся не сразу, а в третью тем более. Хотя с дарами может сильно повезти, и они «протащат» далеко.
В Hades используется привычная для таких игр структура: подземный мир поделён на несколько регионов, каждый из них состоит из полутора десятков комнат, и в конце каждого предстоит сразиться с боссом. Здесь добавлен элемент нелинейности – хотя рано или поздно всё равно доберёшься до конца области, путь к нему может быть разным. Многие комнаты предлагают сделать выбор, ради какой награды вам хочется сражаться со следующей группой противников. На дверях могут быть нарисованы значки ресурсов, магазина (там покупаешь товары за собранные золотые монеты, не сохраняющиеся в случае смерти) или богов – в последнем случае получаешь пассивные навыки, актуальные лишь для конкретного забега.

Помощь зала

Дары богов влияют на возможности протагониста в бою или за его пределами. У Афины значок щита – её способности позволяют отражать атаки врагов при рывке, ударе или получении урона. Бог виноделия Дионис поможет наложить эффект дурмана на оружие, из-за которого оппоненты начнут получать дополнительный урон. У Зевса всё связано с молниями: атаки создают цепочки электрических разрядов, при рывке стоящих рядом противников бьёт током и так далее. Умения богини красоты Афродиты ослабляют чудовищ – их атаки наносят меньший урон. Особенно на фоне остальных выделяется Хаос, предлагающий на протяжении нескольких комнат мучиться из-за непростых условий, но дарующий сильный прирост к характеристикам после этого.

Hades обзор игры

Ненужные дары позволяют продавать – за полученное золото удастся купить другие, если в магазине они будут.

Поскольку богов достаточно много, а дары от них получаешь не слишком часто, каждая попытка пройти игру отличается от предыдущей. Иногда будешь натыкаться на Гермеса и повышать скорость передвижения и атаки, иногда будешь получать способности Посейдона и отталкивать врагов в сторону ловушек и магмы. Некоторые двери ведут к гранату силы, который улучшает уже имеющиеся дары, а бывает, что получаешь возможность улучшить или модифицировать своё оружие. Это тоже влияет на поведение в бою – есть разница, когда твой лук стреляет одной стрелой или сразу тремя.

Всего в Hades шесть видов оружия – от банального меча до древнегреческого «огнестрела». Все совершенно разные: щит позволяет блокировать атаки и бежать вперёд, сбивая врагов на пути, копьё можно швырять, а затем призывать обратно, нанося им вдобавок урон со спины. Многочисленные дары богов тоже влияют на то, каким образом начнёшь устранять врагов уже через несколько минут после старта очередного забега. Будешь ли подходить к ним вплотную, чтобы после рывка оставлять на земле ловушки, или начнёшь активнее наносить урон издалека – чем глубже погружаешься в игру (и узнаёшь о двойных и легендарных дарах и многом другом), тем больше поражаешься уровнем проработки.

Покрытые бронёй враги не реагируют на атаки, так что прервать их удары не получится.

Восхитительная боевая система делает приключение особенно увлекательным: какие здесь плавные и красивые анимации, с каким вкусом нарисованы спецэффекты, как легко персонаж сменяет атаки и может бить оппонента сразу после рывка – даже для Supergiant это впечатляющий уровень качества. Внешне некоторые противники, возможно, не слишком интересны (есть всякие скелеты и летающие черепушки), но это будто бы сделано намеренно – для Загрея все они являются препятствиями, о которых он забудет после зачистки очередной комнаты. Зато избивать их после рывка за спину, спихивать к опасным участкам и прижимать к колоннам, добиваясь разрушения конструкций и дополнительного урона, весело в любом случае.

Вдобавок игра раз за разом подкидывает бонусные развлечения. То встаёшь перед выбором, чей дар получить следующим, а потом пытаешься спастись от другого разгневанного бога – он заваливает комнату опасностями. То натыкаешься на сокровищницу с испытанием, как можно скорее уничтожая противников, чтобы получить за это достойную награду. То Аид решит вмешаться в ваше путешествие по царству мёртвых, закрыв вас в небольшой комнате и заставив выживать на протяжении почти минуты.

Взрывающиеся бочки ранят и игрока, и врагов, чем иногда удаётся воспользоваться.

А поговорить?

Главная особенность Hades – большой упор на повествование, что в случае с «рогаликами» встречается очень редко. Можно вспомнить RAD (Double Fine), где люди комментировали мутации протагониста, но здесь всё куда масштабнее.

В центральной локации – доме Аида постоянно что-то происходит, когда Загрей возвращается туда после неудачной попытки сбежать. Гипнос обязательно прокомментирует гибель героя (даже назовёт противника) и даст не очень полезный совет, Ахиллес произнесёт напутственные слова, Аид непременно повторит, что его сын зря теряет время. Герои часто переговариваются между собой, и подслушивать их беседы тоже увлекательно. Это не та игра, где после смерти сразу же начинаешь следующий забег, – можно поступать и так, но лучше обойти все комнаты (их число которых растёт по мере прохождения) и со всеми поздороваться.

Hades обзор игры

То же происходит и во время исследования подземного мира: тут и боссы любят перекинуться парой фраз, и боги часто что-то говорят перед предложением даров, и третьестепенные персонажи готовы пообщаться – в комнаты с ними иногда попадаешь, получая от них приятные бонусы. Плюс в Hades есть система подарков – обнаруженный во время путешествия нектар (как и многие другие ресурсы, он не исчезает после смерти) можно вручить кому угодно, и в ответ игроку подарят один из множества амулетов. Это ещё одна возможность заполучить полезный пассивный навык, вроде увеличения здоровья, уменьшения урона от определённых атак или дополнительного воскрешения после смерти. Чем чаще пользуешься амулетом, тем лучше становятся его характеристики.

Из персонажей буквально сочится харизма, роскошно нарисованные портреты отлично передают их характеры, озвучены все замечательно – с ними просто приятно проводить время. Каждый элемент здесь сделан с такой кропотливостью и таким талантом, что позавидовал бы любой независимый разработчик. Поэтому, когда в Hades не играешь, в неё хочется поскорее вернуться, а когда её проходишь, не хочешь отрываться.

Hades обзор игры

Иногда нужно решить, стоит рисковать здоровьем ради испытаний или лучше обойтись без этого.
В игре пропадаешь на десятки часов, и благодаря продуманной системе прогресса в ней постоянно находишь что-то новое. Проще всего это объяснить на примере оружейной, где сначала показывают лишь четыре вида оружия вместо шести, а после получения их всех узнаёшь ещё об одной особенности, позволяющей настраивать экипировку. А «эндгейм» с новыми наградами и ещё более трудными условиями лишь подтверждает, что даже спустя десятки часов, потраченные на первое полное прохождение, игре есть чем удивлять.

До появления потоковых сервисов у музыкантов были популярны коллекции лучших композиций с названиями вроде Greatest Hits. Hades напоминает эти альбомы, причём это не только сборник лучшего, что может предложить Supergiant Games, но и сочетание многих чужих идей. Здесь их завернули в более оригинальную оболочку, снабдив собственными находками. Это всем «рогаликам» «рогалик», кульминация жанра, главный источник вдохновения для будущих последователей. И, конечно же, одна из лучших игр года.

Плюсы: огромное количество диалогов делает мир живым, пробуждая интерес к знакомству со всеми персонажами; боевая система очень увлекательна благодаря разным типам оружия и массе божьих даров, сильно влияющих на подход к сражениям; система прогресса устроена так, что после каждого забега можно разблокировать что-то полезное; большой объём контента, удивляющий на каждом шагу; прекрасный визуальный стиль; отличное озвучение всех без исключения героев; увлекаться древнегреческой мифологией, чтобы получать удовольствие, необязательно.

Shovel Knight

Небольшая студия Supergiant Games сделала себе имя благодаря потрясающему дебютному проекту Bastion, вышедшему в уже далеком 2011 году. Взяв за основу, казалось бы, весьма простую схему изометрической action-RPG с элементами жанра Rogue-like, разработчики смогли прыгнуть выше головы, создав выдающийся проект, где воедино связывались затягивающий геймплей, самобытные приёмы повествования и приятная, ненавязчивая атмосфера. В этом году студия порадовала игроков совершенно новым IP в уже знакомом стиле. Hades, он же Аид в русском переводе, вобрал в себя все качества, за которые мы любим игры Supergiant Games.

Как следует из названия, новый тайтл посвящен древнегреческой мифологии, любимой многими разработчиками и игроками. При этом авторы ловко избежали растиражированных клише и шаблонов уже довольно избитого сеттинга, так что вас не будут преследовать ассоциации с оригинальными частями God of War и иже с ними. Главный герой - молодой принц Загрей, сын Аида. Отметим, что в исторических источниках имя Загрей встречается очень редко - чаще всего его ассоциируют с Дионисом. В качестве сына Аида он упоминается только в драме Эсхила «Сизив-беглец», на которую, скорее всего, ссылались авторы игры. В Hades Загрей предстаёт в образе обаятельного молодого бунтаря, мечтающего сбежать из отчего дома и добраться до самого Олимпа.

При этом дядюшки Загрея, Зевс и Посейдон, а также другие родственники-небожители всячески помогают принцу в его дерзком побеге. В отличие от многих других интерпретаций греческой мифологии, здешний сюжет лишён какого-либо нарочитого пафоса и воспринимается как своеобразная метафора на реальную жизнь. Загрей, словно типичный сумасбродный парень из деревни, пытается попасть в большой город, плененный блеском богатой жизни. Олимпийские боги показаны в игре как представители высшего класса, эдакая гламурная элита, а вот обитатели подземного мира похожи на простых, уставших работяг из сферы обслуживания.

Боевая система в новом творении Supergiant Games ощущается как если бы Bloodborne перенесли в изометрическую перспективу и ускорили в два-три раза. Оба проекта роднит высокая динамика боя, резкие уклонения, контрудары, различные виды оружия с несколькими типами атак, агрессивные противники, нападающие группами и так далее. Но концептуально Hades пошёл своим путём - структура всей игры вертится вокруг идеи бегства Загрея из Царства Аида через многочисленные арены, наполненные врагами, ловушками и точками апгрейда умений главного героя. На словах звучит довольно примитивно, однако необходимо учитывать один факт - на побег Загрею даётся только одна попытка.

В случае смерти вас отбросит в стартовую локацию, выполняющую роль хаба, что поначалу вызывает легкий шок, однако не стоит отчаиваться - ключевые артефакты и ресурсы, собранные во время прошлого забега, сохраняются и могут быть использованы для улучшения умений Загрея, а также покупки всевозможных полезных предметов, облегчающих последующие прохождения, тем самым Hades предрасполагает к многочисленным переигровкам, приближаясь по духу к классическим аркадам, где только по прошествии определённого времени игрок способен пройти весь путь от начала и до конца на одном дыхании.

Важно отметить, что арены и их последовательность всегда создаются заново случайным образом, обновляя количество и уровень врагов, не давая игре скатиться в монотонный гринд. Кроме того, помимо перманентных улучшений, по ходу зачистки арен вы собираете временные бонусы-подарки от олимпийской богов, добавляющие новые виды атак, специальные приемы, пассивные скиллы и прочее. После смерти эта карточная колода умений сбрасывается, и вы начинаете все по новой, в результате чего каждая новая попытка позволяет строить абсолютно уникальный билд персонажа. Возможно, на словах некоторые вышеописанные геймдизайнерские решения кажутся спорными, но все вопросы пропадают благодаря действительно аддиктивному геймплею, заставляющему возвращаться в игру снова и снова, причём удовольствие от процесса можно получать как за длинными игровыми сессиями, так и смакуя путешествие Загрея маленькими порциями. С учётом многочисленных секретов, разнообразных стилей боя, вариативности структуры уровней и комбинаций скиллов протагониста продолжительность игры может вырасти до десятков часов.

Практически все, что касается сценария, сделано блестяще: диалоги написаны живым разговорным языком с небольшими вкраплениями высокого литературного стиля, как бы напоминая, что перед нами боги, а не простые смертные.

Пожалуй, главной особенностью игровой схемы с постоянным прохождением одних и тех же маршрутов является необычная система повествования, уже отмеченная на ежегодных премиях. Дело в том, что персонажи воспринимают цикл смертей и возрождений Загрея не просто как условность механики, а как полноценную часть сюжета, причём реакции героев на всевозможные варианты событий прописаны так гибко, что течение истории воспринимается максимально естественно. Некоторые персонажи будут ехидно шутить над очередной гибелью Загрея, особенно если вы будете повержены слабым врагом, другие могут прокомментировать выбранное вами оружие или умение, олимпийские боги будут бороться за ваше внимание и ревновать, если Загрей выберет помощь конкурента, а при каждой новой битве с боссами, например, Мегерой (видеться с ней вы будете часто), будут учитываться исходы предыдущих очных встреч, что найдёт отражение в диалогах. Чем больше вы умираете, тем больше общаетесь с NPC, все глубже погружаясь в дебри интригующих и непростых взаимоотношений божественных господ.

Hades балует игроков не только скрупулезной проработкой сюжета, но и прекрасной озвучкой, где каждый актёр демонстрирует не только профессионализм, но и эмоциональную вовлечённость в мир игры. Вы не встретите серых и пустых героев - каждый обладает незаурядным характером и сложной мотивацией поступков, что особенно ярко раскрывается в декорациях древнегреческих мифов с их беспрерывными интригами, противоборствами и семейными скандалами. Даже вечно молчаливый перевозчик умерших душ Харон, заведующий в игре лавкой полезных вещиц, раскрывается как полноценный, самостоятельный персонаж.

Практически все, что касается сценария, сделано блестяще: диалоги написаны живым разговорным языком с небольшими вкраплениями высокого литературного стиля, как бы напоминая, что перед нами боги, а не простые смертные. Особенно удались авторам короткие, колкие реплики Загрея, которыми он озвучивает свои мысли, действия, мимолётные события и даже комментирует закадровый голос рассказчика. Забавно, что если в других играх очень часто раздражает, когда главный герой натужно пытается добавить эмоций, описывая происходящее вокруг, то в Hades наоборот - залихватские ремарки Загрея добавляют геймплею нужного настроения.

Визуально проект выполнен в приятной рисованной манере с очень красивыми статичными задниками и запоминающимся дизайном персонажей. Самое главное - Hades работает просто изумительно гладко, сохраняя стабильно высокую частоту кадров. что позволяет вам контролировать ситуацию, даже когда на экране начинается вакханалия спецэффектов, а враги атакуют со всех сторон на безумной скорости. Из недостатков можно назвать разве что чересчур маленький размер шрифтов, особенно заметный в портативном режиме Nintendo Switch.

Музыкальное сопровождение заслуживает отдельной похвалы. Саундтрек в большинстве своём составлен из бодрых композиции с элементами электронной музыки, тяжелого рока и национальных греческих мотивов. Присутствуют в игре и замечательные вокальные треки, которые легко можно переслушивать вне контекста самой игры.

Shovel Knight

В прошлом году Hades совершил отчаянный побег из Тартара раннего доступа — стильный изометрический экшен Supergiant Games для PC и Nintendo Switch стал настоящей мини-сенсацией. Из малоизвестного героя древнегреческой мифологии прыткий и неунывающий Загрей превратился в настоящую звезду — юношу, который покинет Царство Мертвых, даже ценой тысячи смертей.

Теперь же Hades перебирается на новые платформы — уже 13 августа проект дебютирует на всех актуальных консолях PlayStation и Xbox, а значит самое время напомнить о том, каково это — впасть в немилость самого Аида, как правильно гладить Цербера и вести дружбу с молчаливым лодочником Хароном. Наш обзор на версию для Nintendo Switch читайте здесь.

С приходом на новые платформы Hades нисколько не потеряла в своей сути — это по-прежнему динамичный “рогалик”, где игрок преследует прозрачную, но крайне непростую цель. В роли Загрея, сына Аида, вам предстоит сделать невозможное, а именно покинуть неприветливые владения своего отца и вырваться наружу — туда, где есть свет и где правят боги Олимпа. А сделать это, разумеется, можно только одним путем — прорваться с боем, сокрушив сотни и тысячи врагов, попутно становясь сильнее.

Структура Hades предельно проста. При каждом запуске игры вас ждет сложное многоуровневое подземелье, состоящее из наборов арен. Эти арены, населяющие их существа, ловушки, препятствия и прочее, генерируются случайным образом. Но вместе с поджидающей опасностью вас ждет и награда — благословение богов, особые артефакты, магические предметы и модификаторы, словом всё то, что поможет Загрею пережить очередную схватку и еще на один шаг приблизиться к заветному побегу.

Для людей, хороших знакомых с жанровым направлением rogue-lite, представленная выше характеристика вряд ли несет в себе что-то действительно полезное, поэтому таким пользователям следует знать следующее: Hades имеет почти идеальную динамику.

Быстрая боевая система, завязанная на комбинации близких и дальних атак, а также моментальных уворотах, трансформирует каждую комнату с противниками во взрывной парад смерти. Моргнув всего пару раз, вы уже несетесь к следующей арене, готовясь на лету менять свою тактику, исходя из найденных сокровищ или состояния здоровья персонажа. В свою очередь возможность выбирать свой маршрут по подземелью, двигаясь только в комнаты с потенциально интересными наградами, добавляет в приключение элемент естественной оптимизации — даже со случайными цифровыми алгоритмами иногда можно договориться.

Но разумеется, что на одном лишь игровом процессе творения Supergiant Games зиждиться просто не могут. И Hades исключением не стала.

Органичность вплетения нарратива Hades в общее механическое наполнение игры эффективно работает сразу в двух направлениях. Когда вы устанете от бесконечных битв, проект легко подкинет внезапный повод для улыбки от по-хитрому написанной шутки, а если потратить время на милое свидание со скромной Дузой, в душе разгорится пламя мести ненавистному минотавру и его тщеславному другу Тесею.

Загрей — вовсе не простой смертный. Будучи привычным обитателем Царства Мертвых, юный герой попросту не воспринимает саму концепцию смерти. Гибель от рук вероломных противников не знаменует собой мрачный финал, а лишь отбрасывает бунтаря к начальной точке отсчета — домой, к сердитому папе Аиду, который строго пожурит вас едким комментарием, а затем вернется к своим важным обязанностям.

Таким образом цикл смертей и перерождений Загрея самостоятельно превращается в полноценную сюжетную арку. Герой встречает прежде убитых соперников, напоминая им о предыдущих схватках. Выслушивает шутки скучающего Гипноса, комментирующего любую и всякую гибель. И каждый раз морально готовит себя к очередной битве с Мегерой или ее сестрами.

Для того, чтобы вдохнуть во всю эту динамику жизнь, сценаристы из команды Supergiant Games написали кажущееся бесконечным количество диалогов. У Богов, их приспешников и разных мифических существ есть мнения почти по любому поводу и на тему любого события. Каждый из персонажей запоминается не только благодаря выразительным иллюстрациям, но и прекрасной озвучке, полной характера и причудливого стиля.

При этом общение и взаимодействие с действующими лицами шагает далеко за пределы исключительно декоративного фона — в Hades есть простая система отношений, позволяющая выбирать своих фаворитов, открывая дополнительные бонусы и милые опциональные сценки.

Органичность вплетения нарратива Hades в общее механическое наполнение игры эффективно работает сразу в двух направлениях. Когда вы устанете от бесконечных битв, проект легко подкинет внезапный повод для улыбки от по-хитрому написанной шутки, а если потратить время на милое свидание со скромной Дузой, в душе разгорится пламя мести ненавистному минотавру и его тщеславному другу Тесею.

Читайте также: