Готика 2 обзор

Обновлено: 04.07.2024

В начале 2003 года выходит вторая часть одной из лучших ролевых игр на планете. Что же нас ждет в новой игре? А чего обычно ждут от второй части поклонники? Конечно же, всего того же, и побольше! Лучше графика, больше мир игры, больше свободы действий и т.д. (список можно продолжить…). А также желательны некоторые добавления в игру, чтобы скучно не было. И Piranha Bytes не оплошала. Поэтому, начиная со второй части, серия Gothic становится на один ряд с такими шедеврами RPG, как The Elder of Scrolls и Neverwinter Nights.

Первое, что надо знать, берясь за прохождение - это то, что сюжет второй части очень тесно связан с первой, и, не поиграв в «Готику 1», вы рискуете пропустить многие фишки сюжета, такие как, например, встречи со старыми знакомыми. Если вы играли в «Готику», то наверняка будете рады вновь увидеть Горна, Лестера, Диего и прочих. Далее, продолжительность игры возросла как минимум в два раза, поэтому и не думайте пройти игру «за пару вечеров». Ига рассчитана на то, чтобы увлечь вас всерьез и надолго. Даже читерам и манчкинам придется изрядно постараться, чтобы дойти до финала (к стыду своему автор может признаться в том, что он тоже использовал читы, в самых заковыристых местах). Но самый правильный способ прохождения – это, конечно, честный. В этом случае удовольствие на, как минимум, две недели обеспечено.

Что еще необходимо отметить – игра на редкость дружественна к игроку. Даже несмотря на корявое управление. Дружественность выражается в том, что в игре просто нет тупиковых ситуаций, когда не знаешь, зачем и куда идти. Это просто одна из самых дружелюбных к игроку игр на планете. Куда бы вы ни пошли, на своем пути вы встретите немало интересного.
Между тем, прохождение игры весьма увлекательно, как и прежде. В мире «Готики» всегда есть чем заняться помимо прохождения основного сюжета. Проходить игру будет интересно всегда, так как игровой мир не стоит на месте, в нем всегда что-то происходит.

Если ваш персонаж не может выполнить задание, возьмитесь за другое, за третье, а там и четвертое появится. Вовсе не обязательно спешить выполнять сюжетные задания – это вовсе и не нужно. Вся соль игры – в медленном и неторопливом прохождении, распутывании квестов, исследовании различных уголков мира игры. В общем, скучать не придется. И помните, что игра проходится всего один раз (вряд ли вам захочется начинать вся игру заново), и постарайтесь выжать из нее максимум.

Разделение на фракции стало несколько жестче, чем раньше, и если в первой части можно было вступить в Старый лагерь, потом перейти в Новый, а затем наняться в ученики к магам Воды, и, в конце концов, навязаться в подмастерья к могучему некроманту Ксардасу, то теперь, если вы уже выбрали какую-либо гильдию, то извольте следовать по этому пути до конца. Доступных фракций все так же три, но немного другие, чем раньше: это Паладины короля, противостоящие им Наемники, а также живущие в монастыре маги Огня. На мой сугубо субъективный взгляд, проще всего играть за наемника, потому как к концу игры это будет самый сильный персонаж. Маг же должен быть настоящим экономом, ведь бутылки с манной, которые расходуются во время использования заклинаний, встречаются не так часто, а покупать их – дорого. Паладины представляют собой нечто среднее между этими двумя классами, и могут в равной степени хорошо владеть холодным оружием и заклинаниями. К сожалению, паладины – это явно не тот класс, который стоит выбирать; знаете ли, универсальность зачастую проигрывает специализации.

В остальном же – все то же, что и прежде: ничуть не изменившаяся боевая система, разделение оружие на двуручное и одноручное, на луки и арбалеты. Неизменными остались и способности, которым можно обучиться.
Традиционно – технические детали и локализация. Движок игры, разумеется, остался тем же, но разработчики, кажется, выжали из него все, что смогли. На первый взгляд, графика не слишком хороша, но следует сделать скидку на размеры мира: 25 квадратных километров! И пейзажи весьма разнообразны: это только сначала в игре преобладают пасторальные лужайки; позже вы по ним соскучитесь. Если хотите красивую картинку – ставьте настройки на максимум, но приготовьтесь к тормозам.

Звук все так же великолепен, озвучены все персонажи. А вот с локализацией ( компания «Акелла») чуть было не вышел облом. Нет, не в том смысле, что локализация плохая, а в том, что ждать ее пришлось чересчур долго – почти два года! И здесь дело не в лености локализаторов, а в объеме работы. Представляете, каково озвучить сотню NPC! В общем, огромный респект «Акелле». Некоторые ляпы в переводе есть, например, некоторые реплики главного героя просто не озвучены, но это лишь капелька дегтя в огромной бочке очень сладкого мёда под названием «отличная локализация».

Резюме :
Если вы играли в первую «Готику», немедленно бегите за второй! А так – живая классика жанра action/RPG.
Геймплей: 9/10.
Графика:8/10.
Звук и музыка: 8/10.
Сюжет и атмосфера:10/10.
Интерфейс и управление: 8/10.
Плюсы: ролевая система, сюжет, атмосфера, баланс, простота освоения.
Минусы: управление, нестабильность, тормоза.
Рекомендуется: поклонникам первой части, любителям RPG и просто хороших игр.
Итог :8,6/10
Локализация: 8,5/10.
Специальные награды: «Лучшая RPG 2003 года».

Gothic II
Gothic II

Эпиграф
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
Иван Суриков

. Вот качусь я в санках/По горе крутой/Ветхую шубенку/Снимешь с плеч долой/Заберешься на печь/К бабушке седой. И не беда, что еще через секунду разъяренная бабушка поджарит тебя файерболом, а скрючившийся дед, до того мирно плетший в уголке лапти, выхватит кистень и хорошенько обработает по неразумной черепушке. Это оно, близкое, свое, край родной, навек любимый. Где найдешь еще такой?

Для битвы с драконом одной
силы и ловкости явно
недостаточно.

Каждый любитель ролевых игр знает, что такое “ Готика ”. Всем же остальным поясним: это — одна из лучших RPG с невиданной свободой действий, отличным сюжетом, интересными заданиями и длинными разветвленными диалогами. Окрыленная успехом компания Piranha Bytes выпустила вторую часть игры, которая стала еще больше, красивее и интереснее, и уже принялась за третью серию. Однако ее нам увидеть предстоит еще очень нескоро, а вот состряпанный для поддержания аппетита аддон можно отведать уже сейчас.

“ Готика II: Ночь Ворона ”, по сути, — все та же “ Готика II ”, но немного улучшенная и дополненная, таким и должен быть уважающий себя аддон. Самое важное добавление — новая локация Яркендар, в которой нашли себе пристанище маги воды (о них ничего не было слышно со времен первой части игры), бандиты и пираты. Соответственно, появились и три новые фракции: “Кольцо воды” и упомянутые выше бандиты с пиратами. Ну и, конечно же, в Яркендаре мы встретим страшных монстров, найдем ценные артефакты, побываем на побережье моря и исследуем загадочные руины.

Из других нововведений стоит отметить глобальный квест, связанный с разгадкой тайн давно исчезнувшей цивилизации, и кое-какие поправки в балансе. Монстры и оружие стали значительно сильнее, однако, чтобы взять в руки приличный меч, придется изрядно подкачать силу. А это не так легко, учитывая, что повышение характеристик героя обходится теперь в большее количество очков опыта. Появились и новые умения вроде изучения древних языков, а некоторые старые подверглись изменениям. На возможность использовать арбалет теперь влияет значение ловкости, лечебные зелья стали менее эффективными, а любой волшебный свиток ныне расходует ровно пять очков маны, что заметно облегчает прохождение игры в том случае, если вы не играете магом. Само собой, разработчики добавили немало новых заклинаний. Появились и интересные предметы, например ремни (раньше их вообще не было) или амулет, помогающий искать различные предметы. Благодаря всем этим добавкам игрок рискует погрузиться в мир “Готики II” на сто и более часов — такова теперь средняя продолжительность игры.

ПЕРЕВОД: “акелловцы” очень торопились выпустить аддон в первом квартале этого года, в результате чего в локализации не только остались многие старые ошибки, но добавились еще и новые. Изредка некоторые герои, например Ксардас, начинают говорить чужими голосами, что очень заметно и режет слух. Впрочем, если взглянуть на ту без преувеличения огромную работу, которую проделали локализаторы, эти недостатки кажутся песчинкой в море качественного текста и приличного звука. Однако надеемся, что патчи не заставят себя ждать.


Последний раз я публиковал здесь запись пять лет назад, когда вместе с другом мы участвовали в конкурсе на юбилейную PlayStation 4, конкурсе, в котором проиграли одному из нынешних авторов портала :) Вряд ли кто-то помнит, и вряд ли кому-то будет интересно, но наше видео можно увидеть на 1:10:44 итогового стрима от SG.

Все эти пять лет я оставался верным фанатом площадки, поэтому свою новую идею я без раздумий решил воплотить именно здесь, несмотря на действительно отпугивающие заявления, что блоги умирают и ловить здесь нечего.

Приятного чтения!

Игры редко ограничивается одним лишь геймплеем. Создание нового мира, со своими законами и историей стало обязательной программой для многих жанров. И если в этом новом мире есть хоть какое-то проявление товарно-денежных отношений, будь то получения оплаты за выполненное задание или покупка оружия, то значит в этом мире есть место экономике. И одно дело стратегии, в которых качественная симуляция экономики обязана присутствовать, и другое дело – это игры, где она служит лишь фоном.

Проведя небольшое исследование в Гугле, я понял, что никто не рассматривал игры со стороны их внутренней экономики, если опустить тему донатов и лутбоксов. Здравый смысл подсказывает мне, что значит это никому неинтересно, но мне захотелось убедиться в этом лично – дать волю фантазии и заодно оправдать полученный мною диплом.

Должен отметить, я намеренно забыл об игровых условностях и постарался оценить – какая экономическая ситуация была в мире Gothic II. Почему именно там? Всё просто, это моя любимая игра. И любовь моя к ней так велика, что для этого блога я запускал ее через боль и виртуальные машины на своём MacBook.


События игры происходят на острове Хоринис, где базируется одноименный город. На дворе – доиндустриальная эпоха, основная продукция – всё то, что растет под ногами. Высшей ценой обладают драгоценные металлы и результаты труда редких ремесленников. Раньше Хоринис был крупным торговым портом, жемчужиной королевства, но эти времена давно прошли. Сначала война с орками уменьшила количество проходящих мимо кораблей, а затем был потерян и главный источник экспорта – магическая руда, добываемая в местной колонии – Долине Рудников. Да, население острова и раньше не получало выплаты с добычи полезных ископаемых, как принято во многих прогрессивных странах, но постоянное курсирование грузовых кораблей, приносило выручку местным отелям, питейным заведения и местам досуга.



Больше всего от уменьшения туризма пострадала сфера услуг

Почему же упал экспорт? Неужели где-то были найдены новые залежи магической руды, которые обесценили поставки с Хориниса? Нет, в колонии, где под магическим барьером более десяти лет в добровольно-принудительном порядке работали каторжники со всего королевства, произошел побег. И не разовый, а общий – барьер пал.

Для урегулирования обстановки и восстановления добычи на остров отправился корабль, полный доблестных защитников короны, что, как мы узнаем дальше, привело к еще большему росту экономической нестабильности в регионе.


Всего на остров прибыло приблизительно 50 паладинов, кто-то остался в городе, а кто-то отправился в уже упомянутую Долину Рудников. Главным источником провизии для новых жителей острова конечно стало сельское хозяйство.

На Хоринисе есть 4 крупные фермы: две близ города и две чуть дальше. В основном на полях выращивается пшеница и репа, а также разводится мелкий рогатый скот в виде овец. Вся производимая продукция регулярно отправлялась в город на продажу, что приносило основной доход местным фермерам и кормило жителей города.

Как говорил классик, непростые времена требуют нестандартных решений, поэтому руководством королевской экспедиции было решено пойти на безвозмездное изъятие продуктов у населения сельских районов. Разумеется, это привело к протестам крестьян и стало началом продовольственной войны и прекращением поставок в город. Более того, землевладелец двух дальних ферм, Онар, обратился за защитой к бывшим заключенным, от чего в воздухе повисло ожидание уже настоящей гражданской войны.



В такое время первый вопрос при устройстве на ферму – политические взгляды

Бесспорно, такое решение привело к обострению не только экономического, но и политического кризиса, однако, я выскажу предположение, что даже без введения продразверстки приезд паладинов обрек экономику региона на крах. Аргументация будет предложена в следующей части статьи.


По проведенной мною переписи на момент событий игры в городе Хоринис население составлял 101 человек. Из них:

36 безработных – именуются как гражданин или гражданка. За работой замечены не были, большую часть времени проводят в прогулках по городу и общению друг с другом.
19 сотрудников ополчения – местная полиция.
18 владельцев бизнеса – кузнецы, алхимики и владельцы таверн.
13 торговцев – начиная от рыбной лавки в порту, заканчивая экзотическими товарами верхнего квартала
15 представителей рабочего класса – служанки, рабочие и сотрудницы мест культурного отдыха.

На основе полученной статистики можно составить диаграмму:


Сделаем выводы:

В городе шокирующий уровень безработицы. Согласно современным представлениям экономистов, считается нормой уровень безработицы в 4-5%, здесь же не работает треть населения. Их присутствие в теневом секторе экономики также маловероятен, т.к. в переписи населения намеренно не участвовали бандиты и члены гильдии воров. Граждане города вынуждены сидеть без работы, потому что большая часть представителей малого и среднего бизнеса не нуждается и/или не могут позволить себе наемных работников.

Рост безработицы ведет в увеличению количества преступлений, поэтому, чтобы стабилизировать ситуацию, была проведена мобилизация в штат городского ополчения, что уменьшило количество безработных, но увеличило расходы городского бюджета на выплату зарплат госслужащим. Соотношение полицейских к населению — 1 на 4 человек.

В прошлом пункте я упомянул, что именно в составе населения острова кроется причина фатальности прибытия паладинов. Лучше всего об этом скажет следующая диаграмма:


Даже без учета огромного количества бывших заключенных, на обеспечение которых уходит существенная доля припасов с двух дальних ферм, трудно представить, как приезд паладинов увеличил нагрузку на сельское хозяйство. На острове, лишенном других постоянных источников питания, каждому работнику фермы придется не только обеспечивать урожаем себя, но и еще трех жителей города. Увеличение площадей посевов невозможно без увеличение рабочей силы, а значит единственное решение в этой ситуации – целевое направление безработных граждан на сельские работы.

Но, к сожалению, представители короля Робара II пришли к другому решению.


Задобрить население города паладины решили алкоголем – на площади поставили прилавок, где каждый желающий может выпить неограниченное количество пива «Черное Паладинское». Открытие такого непобедимого конкурента сильно ударило по бизнесу Корагона – владельца таверны поблизости. Теперь его заведение постоянно пустует, и только вечером туда заходят пока что еще богатые жители верхнего квартала.

Единственный, кто хорошо зарабатывает на кризисе – ростовщик Лемар, оказывающий услуги микрокредитования для населения. Причем «спасает» он не только физических лиц – в его долговой книге присутствует уже упомянутый Корагон, плотник на грани банкротства Торбен и владелица отеля Ханна. Льготных кредитов для предпринимателей Лемар выдавать не намерен.

Наш специальный корреспондент, пожелавший остаться неизвестным, сделал контрольную закупку и обратился за ссудой в 100 золотых. Процентная ставка в кредитной организации составила 20%, причем не годовых, а «дневных», поскольку ссуду нужно было вернуть на следующий день. Такие условия кредитования делают просто недоступными заемные средства для населения и предпринимательства.


Чтобы оценить уровень жизни населения была посчитана стоимость продовольственной корзины на месяц, составленной из продуктов питания, ежедневных расходников и покупки одежды.

Состав корзины:
25 яблок (для силы) по 8 золотых
20 кусков сырого мяса по 3 золотых
10 бутылок воды по 10 золотых
4 бутылки молока по 15 золотых
5 булок хлеба по 20 золотых
4 куска сыра по 30 золотых
2 колбасы по 30 золотых
1 одежда горожанина за 120 золотых
20 факелов по 2 золотые
100 золотых на черный день: сковородку, кинжал, лечебную эссенцию.

Итого стоимость продовольственной корзины за месяц: 960 золотых монет

Средний уровень дохода в регионе трудно оценить. Поденный рабочий на ферме, за сбор урожая на поле может расчитывать только на 5 золотых. Поимка опасного преступника оплачивается в 100 золотых монет, а шкуры животных будут приносить хорошие деньги только при условии, что вы ученик охотника Боспера. Человеку без профессии в Хоринисе остается только продавать найденные на природы травы и грибы (в среднем около 5-10 золотых за штуку). Работы со стабильными доходом, кроме вступления в ополчение, нет, а большая часть населения проживает за чертой бедности в портовом квартале города.

Альтернативой для бедной жизни может стать монастырь магов огня, находящийся на полной автономии. В нем можно забыть о мирских проблемах, пить монастырское вино и закусывать бараньей колбасой. Стоимость вступления в ряды послушников – «скромное» пожертвование в 1000 золотых монет и приведенная овца.


Война с орками и массовый побег из Долины Рудников нанесли сокрушительный удар по экономике региона. Представители власти, преследующие милитаристские настроения, нашли решение проблем в затягивании поясов сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса. Высокий уровень безработицы, небывалый уровень преступности, продовольственная блокада со стороны фермеров и нежелание паладинов идти на уступки – всё это оставило остров Хоринис перед двумя печальными сценариями: захват города либо армией орков, либо бунтующими крестьянами и наемниками.

Еще раз взглянув на тяжелую жизнь жителей Хориниса и вывожу свой вердикт экономической обстановке:


Послесловие

Надеюсь, что вам было интересно почитать мое видение экономической ситуации острова Хоринис. Я старался соблюсти баланс между элементами научной статьи и в то же время иронией, ведь главной целью была лишь фантазия и смена угла изучения игрового мира.

Но вывод однозначен: никакой фантазии было бы не хватило, если бы не душа, вложенная компанией Piranha Bytes при создании этого мира. Сами может того не желая, они создали очень чувственную и даже знакомую многим атмосферу экономического краха.

Читайте также: