Etrian odyssey обзор

Обновлено: 07.07.2024

Вряд ли для кого-то является секретом, что видеоигры, как и прочие развлечения, со времен меняются благодаря свежим идеям авторов и запросам потребителей. Всем известный жанр RPG уже в начале восьмидесятых годов имел узнаваемые составляющие: набор очков опыта, увеличение характеристик персонажей, выбор экипировки, нарастающая сложность. В те бородатые времена большая часть «ролевух» представляла собой то, что позже начнут называть dungeon crawler. В них практически всё время уходило на зачистку длинных и запутанных подземелий, для удобства обычно разделённых на клетки. Лучшие представители жанра могли похвастать настолько навороченными уровнями, что некоторые поклонники рисовали карты, дабы слишком уж долго не плутать в однотипных коридорах.

Со временем жанр рос, и уже к девяностым разработчики стали уходить от моды прошлых лет, добавляя в «ролевухи» всё более запутанные сюжеты и сложных персонажей, или работали над системой диалогов, характеристик, а также возможностью отыгрыша за разных героев. Конечно, всё ещё требовалось зачищать подземелья, однако праздные шатания в густонаселённых монстрами местах потеряли большую часть своей хардкорности. Это не означает, что dungeon crawler’ы совсем исчезли, но с развитием технологий они превратились в Action/RPG, где тоже требовалось проходить подземелья, но уже в реальном времени. Непопулярность устаревающего пошагового формата привела к тому, что к началу двухтысячных подземные бродилки почти не выпускались, освободив место более актуальным собратьям.





Так и пребывал бы прародитель всех современных RPG в забвении, если бы не компания Atlus, выпустившая в 2007-м на популярной DS своё новое произведение – Etrian Odyssey. Игра получилась увлекательной и хардкорной, со сложными монстрами и запутанными подземельями, с возможностью сохраняться только в городе (привет потере многочасового прохождения после неосторожной битвы с зубастой фауной). «Атлусовцы» не ограничились проверенными механиками, сумев совместить их с более современными идеями. Этажи получились осмысленными и логично спланированными, были введены своеобразные головоломки, позволяющие избегать конфронтации неподготовленной партии с мини-боссами. Но главной «фишкой» безусловно была возможность нарисовать свою собственную карту подземелья, благо железо DS это позволяло. На нижнем экране автоматически отмечались клетки, посещённые группой, однако стены, интересные места и пометки предлагалось делать самостоятельно, что было не только полезно, но и чертовски увлекательно. Вскоре на DS вышло ещё несколько ярких представителей жанра (Dark Spire, Shin Megami Tensei: Strange Journey), подтвердивших состоятельность переосмысленной классики. Хотя пошаговые dungeon crawler’ы остались явлением нишевым, они всё же сумели найти новых поклонников среди геймеров, не заставших восьмидесятые.





За свою относительно недолгую историю Etrian Odyssey обросла пятью номерными выпусками и римейками первых двух эпизодов для 3DS.На закате жизненного цикла второй двухэкранной нинтендовской портативки Atlus решила издать ещё одну игру в серии, которая должна была вобрать всё лучшее от своих старших сестёр. Хотя подобные обещания дают все разработчики сиквелов, японцы пошли по необычному пути. В Nexus перенесли не только полюбившееся механики, но и классы, подземелья, монстров из предыдущих частей. Получилась эдакая сборная солянка из пяти тайтлов.

Вначале, как в любой уважающей себя «ролевухе», нужно создать партию приключенцев (путешествовать могут пятеро одновременно). На классы создатели не поскупились – выбор предстоит сделать из девятнадцати профессий, только одна из которых новая. Поскольку благодаря древам умений каждый класс можно развивать по-разному, количество вариаций команд стремится к бесконечности. Ветераны серии, получившие возможность собрать группу почти такую же, как в оригинальной игре десятилетней давности, смахивают ностальгическую слезу. Опробовать созданные отряды будет где – только обязательный этажей разработчики предусмотрели почти вдвое больше, чем обычно: около пятидесяти штук. Если же учитывать дополнительные подземелья и пост-сюжетное содержание, то игра предложит более семидесяти часов качественного хардкорного геймплея.





Большая часть самих данжей также перекочевала из ранних выпусков. Естественно, они прошли перепланировку и не являются точь-в-точь такими же, как раньше, но главные идеи, а также знакомые монстры, доехали без проблем. Правда, некоторые решения разработчиков всё же вызывают вопросы. В игре очень много лесных локаций (обычно первый или второй уровень в предыдущих частях) с лесной фауной. Поначалу это не сильно мешает, но когда открываешь пятый по счёту лес, однообразие начинает надоедать. Неужели сами «атлусовцы» позабыли, насколько разнообразными были места в предыдущих частях? Вероятно, разработчики просто поленились переносить более сложные подземелья, ведь леса прямолинейны в плане прохождения.

Стоит напомнить, что Etrian Odyssey – традиционно непростая пошаговая RPG: противники тут представляют реальную угрозу. Недостаточно подготовленная или застанная врасплох партия может полечь всего за один ход, даже начиная бой с полным здоровьем. Поэтому к битвам нужно подходить ответственно, иначе часовая прогулка по данжу окажется бесполезной из-за внезапного game over’а. Традиционная «фишка» серии – мини-боссы, также добрались до Nexus. Эти противники видны на карте, но так как при первой встрече команда, скорее всего, не будет достаточно сильна чтобы их одолеть, рекомендую отказаться от битвы и прошмыгнуть мимо. Так как ведут они себя по-разному (одни патрулируют территорию, другие стоят на месте, пока не заметят вас, после чего начинают погоню), надо понять, как грамотно пробежать мимо конкретного противника, не оказавшись с ним в одной клетке. Эдакая небольшая головоломка, индивидуальная для разных случаев. Описанные механики давно знакомы фанатам серии, «атлусовцы» не добавили ничего принципиально нового, но и проверенные временем идеи не забросили. Таким образом, своё обещание создать компиляцию лучшего в серии авторы сдержали.





Выглядит игра подобающе жанру. Лабиринты состоят из постоянно повторяющихся стен и имеют низкую детализацию, глазу не за что зацепиться. Явный минус заключается в том, что по пути иногда пропускаешь коридоры, ведущие влево или вправо – они визуально сливаются со стенами. Это уже серьёзный технический недочёт – пропустив нужный поворот, можно долго плутать по этажу, пытаясь понять, куда требуется пойти. Зато боевой экран смотрится очень симпатично. Яркие цветастые противники и внушительные боссы хорошо проработаны как в графическом, так и в дизайнерском плане. По портретам персонажей несложно понять, в какой стране была создана игра. В вашей партии могут находиться как маленькие закованные в доспехи девочки-танки, так и полуголые волшебницы с огромными формами. Но даже невзирая на нарочитую «анимешность», нельзя не признавать высокое качество прорисовки.

На звуковое оформление тоже не поскупились, позаимствовав большую часть саундтрека из ранних частей. У каждого из множества подземелий своя мелодия, боевых композиций и их аранжировок более пары десятков. Вряд ли эту музыку кто-нибудь станет слушать в отрыве от игры, но свою задачу – скрашивать длинные путешествия – она решает хорошо. Озвучка диалогов минимальна, японские актёры слышны только во время некоторых сюжетных сцен. Зато боевые крики подопечных звучат часто и отчётливо. Если какой-то конкретный голос надоедает, в городе его можно заменить на другой, благо на выбор аж шестьдесят альтернативных вариантов.





Подытоживая, можно смело сказать, что проект Etrian Odyssey Nexus удался. «Атлусовцы» сумели не просто создать игру, наполненную лучшими элементами сериала, но и удержать планку одного из лидеров в этом нишевом жанре. Ветераны серии не раз и не два умилятся знакомым элементам, а новички, хоть и не поймут многочисленные отсылки, всё равно смогут насладиться качественно проработанной RPG. Стоит упомянуть, что Nexus может стать последней частью сериала. Продолжение было бы логично ваять для Nintendo Switch, однако ввиду непохожести «железа» на DS / 3DS (отсутствие второго экрана и невозможность рисования карты в TV-режиме), анонсов следующей главы ещё не было. Разработчики отмахиваются вялым «Обязательно что-нибудь придумаем», но пока создаётся впечатление, что релиз подвёл финишную черту. Впрочем, не стоит переживать – Etrian Odyssey уже запомнилась как один из реаниматоров сонного жанра и просто как хорошая игра, а на такой качественной работе, как Nexus, жирную точку в судьбе серии поставить не стыдно.

Shovel Knight

Очередной путник, долгое время блуждавший где-то в дороге, всё же нашёл лесенку на наш родной европейский рынок. Etrian Odyssey 2 Untold: The Fafnir Knight – новый ролевой проект японской студии Altus, вышедший в стране восходящего солнца в 2014 году. Настало время проверить, оправдается ли столь длительное ожидание ремейка второй части после спорного ответвления в лице Etrian Mystery Dungeon.

Etrian Odyssey 2 Untold: The Fafnir Knight

Классический геймплей Etrian Odyssey представляет собой японскую вариацию на тему старых Might & Magic, Wizardry и Eye of the Beholder, смешанную с dungeon crawler от первого лица. В стандартном режиме Untold 2 все потенциальные члены партии не имеют никакой индивидуальности, кроме коротенького описания их класса, а имена и прочие мелочи полностью ложатся на вашу необузданную фантазию. Собрав и снарядив разношёрстную команду отчаянных авантюристов, игроку предстоит пройтись по десяткам этажей разнообразных подземелий, пробираясь всё глубже через хитросплетения лабиринтов и ловушек.

Каждое новое подземелье обладает не только уникальным внешним видом, но и своей философией в устройстве этажей. Узенькие тропинки в глубинах осеннего леса заменяются шарообразной картой башни розовых лепестков, а бездонные обрывы вековых руин контрастируют с новеньким собором, полным стражи. И, разумеется, всякая следующая зона преподносит свою собственную коллекцию оголтелых врагов и различных предметов.

Etrian Odyssey 2 Untold: The Fafnir Knight

Прогулки по враждебным территориям манят курьёзными происшествиями, неожиданными открытиями и дорогими трофеями, однако длительные вылазки требуют большого запаса медикаментов, а поскольку пространство в рюкзаке ограниченно, то приходится часто прерывать исследования заковыристых дорожек и возвращаться в город за припасами.

Найденное во время приключений добро с удовольствием выкупят местные торгаши, ведь постоянная циркуляция барахла из подземелий позволяет регулярно пополнять ассортимент более мощными зельями и многочисленной экипировкой. Встречающиеся на пути бравых исследователей монстры также не сгниют без дела – ресторан по соседству готов сделать из тушек враждебных тварей изысканные яства, каждое из которых одарит отряд узконаправленными бонусами.

После отдыха в постоялом дворе, а также взяв по дороге парочку новых заданий от завсегдатаев трактира (там же можно получить ценные подсказки и различные советы), отряд приключенцев снова готов ринуться в бой.

Etrian Odyssey 2 Untold: The Fafnir Knight

Местный бестиарий может похвастаться обширным спектром смертоносных существ. Особо сильные особи отмечены специальным маркером и хорошо видны на локациях, а встреча с ними печально кончится для неопытной партии. Видимые враги и игрок перемещаются одновременно - по одной клетке за раз, поэтому вы легко сможете рассчитать тактику продвижения по уровню и выработать стратегию изучения очередной локации.

Более слабые скопления монстров подло нападают из кустов (случайные встречи), впрочем, момент их атаки можно определить по специальному цветовому индикатору. Каждая отдельная особь обладает своим набором слабостей и сопротивлений, знание которых может здорово облегчить особо трудные схватки.

Непосредственно сражения происходят в пошаговом режиме с видом от первого лица. Перед началом каждого нового хода игрок должен избрать для каждого своего подопечного определённое действие, которое тот выполнит в момент своей очереди. На очередность влияет тип экипировки. В тяжелой броне и вооружившись заводными пистолетами персонажи действуют существенно медленнее. С ростом уровня герои будут получать доступ к более мощным умениям и специальным атакам, что откроет больший простор в выборе боевых тактик. Комбинируя способности различных персонажей и грамотно выстраивая билды, вы сможете победить даже самых опасных противников.

Etrian Odyssey 2 Untold: The Fafnir Knight

Количество человек в партии может составлять не более пяти, однако все они способны выбрать свою позицию в боевом построении, при котором первая линия выступает этакой стеной, загораживающей персонажей из задних рядов, при этом каждый строй вмещает максимум до трёх бойцов. Так же, некоторые классы способны накладывать различные усиления, действующие на конкретную фалангу, что добавляет ещё одну функцию, позволяющую игроку определить его собственный стиль прохождения.

Частые стычки с рядовыми неприятелями довольно просты и зачастую не требуют полной сосредоточенности на происходящем, поэтому через несколько часов приключений могли бы превратиться в обычную рутину, если бы не дальновидность разработчиков, которые предусмотрели не только несколько настроек скорости поединков и анимаций, но и автоматическую систему боя, позволяющую быстро расправляется со слабыми группами сказочных тварей и полностью сконцентрироваться на разведке местности.

Etrian Odyssey 2 Untold: The Fafnir Knight

Сами этажи кишат всевозможными ловушками, местами для сбора ингредиентов, текстовыми событиями, заветными сундуками с сокровищами и короткими путями, которые грамотно открываются после исследования больших участков локаций. Важные места дополнительно помечаются с помощью яркого объекта или репликами персонажа, который дает понять, что обнаружил нечто интересное.

Etrian Odyssey 2 Untold: The Fafnir Knight

Полностью закончив подробную карту местности, становится возможным моментальное перемещение к междуэтажным лестницам, что сокращает количество бэктрекинга и ещё больше подогревает интерес в изучении новых уровней.

Как и предыдущий Etrian Odyssey с подзаголовком Untold, The Fafnir Knight - это полу-ремейк, в этот раз второй части, привносящий в оригинальный проект 2008 года абсолютно новый, полноценный сюжетный режим с заранее прописанными и озвученными персонажами. Также игру снабдили красочными анимированными вставками.

Итак, есть какой-то там мир с каким-то там крайне важным гигантским древом жизни, есть команда путешественников (adventurer, “приключенец” не очень круто звучит), которые по приказу главы города отправляются исследовать неизведанные дебри бескрайних полей, лесов и гор. Несомненно, есть некая легенда о том, что произошло сотни лет назад, но поверьте мне, в этой игре вам будет абсолютно плевать и на блеклый сюжет, и на таких же блеклых персонажей, и на какие-либо мотивы. Etrian Odyssey IV - прежде всего игра о приключениях, о ваших приключениях. Вы управляете кучкой таких вот “приключенцев”, которые по сути - лишь бездушные картинки с придуманными вами именами. Недостаток это или элемент атмосферы - решайте сами, лично я склоняюсь скорее к первому, но это уже субъективная область.

Итак, Etrian Odyssey IV - классический данжн кроулер, по геймплею почти идентичный некоторым играм серии Shin Megami Tensei (например, Soul Hackers, благо обеими сериями занимается Atlus). Вы исследуете данжны от первого лица, переходя с клетки на клетку и натыкаясь на монстров, появившихся из воздуха, которым даете на орехи в пошаговом боевом режиме, идеально выверенная формула для задротной портативной RPG на пол сотни-сотню часов. И весь процесс игры можно в общем описать так: идем в данжн, качаемся на монстрах, затем идем в другой данжн и качаемся на более сильных монстрах. Конечно, в общую формулу входят мизерные сюжетные диалоги, небольшие, но порой забавные дополнительные квесты, собирание цветочков и минералов, а также битвы с боссами и просто врагами размером чуть больше обычных. И если с боссами все понятно (стоит большой монстр, убей его чтобы продвинуться по сюжету), то мини-боссы будут преследовать вас по карте, поначалу придется убегать, затем, прокачавшись, можно и ответить. Но иногда таких здоровяков можно использовать во благо, например, подманить одного к бревну, загораживающему путь, которое наш добрый друг без раздумий разобьет в щепки. Хочется заметить, что игра достаточно справедливо награждает игрока за терпение и труд.

Но для успешного продолжения деятельности необходимо быть ко всему готовым, тут и приходят на помощь местный магазин и таверна. В магазине можно продавать весь набранный “хабар”, открывая новые виды брони и оружия, а также запасаясь всяческими снадобьями. В таверне можно восполнить силы, “возродить” подбитого товарища и сохраниться. В баре берем квесты, ну а в гильдии можно создать новых путешественников (хотя смысла в этом особого не вижу, главное набрать достойную команду в самом начале и качать ее). Классов персонажей тут много, вам даже разрешат выбрать имя, внешность и окраску персонажа (то есть картинку, которую вы будете видеть на протяжении ближайших 20 часов и раскраску этой картинки, это ведь так круто!) Набор классов стандартный - универсал, танк, медик, лучник, вор и т.д., по ходу игры откроются дополнительные классы. Главное - найти баланс классов в отряде. Все эти мимолетные заботы отлично дополняют игровой процесс, доставляя вам немалое удовольствие.

Между данжнами мы путешествуем на маленьком воздушном кораблике, который можно модернизировать для полетов на больших высотах, что даст возможность исследовать ранее недоступные области игрового мира. Собираем и готовим пищу, сражаемся с врагами, избегаем всяческих препятствий. Иногда на локацию может вторгнуться огромный дракон, от которых рекомендовано убегать. Также можно встретить других путешественников, которые предложат обменять ваши припасы на что-то ценное, может даже запчасти для корабля. Мир довольно красив, графика радует глаз, особенно в 3D. Саундтрек отличный, правда пара мелодий приедается, но в общем очень даже неплохо. Единственное, что меня беспокоит - экономия на арте персонажей, да, он красив и оригинален, но на каждого сюжетного персонажа выделяется всего один вариант. То есть хоть он грустный, хоть веселый - выражение лица сугубо одно и то же, что не есть хорошо.

Etrian Odyssey IV - пожалуй, лучшая игра жанра японских ролевых игр, рассчитанная на любителей хардкорных RPG старой школы. Это подразумевает и почти полное отсутствие какого-либо внятного и интересного сюжета, а также раскрытия характеров персонажей. Если вам нужна портативная RPG на 50-70 часов, чтобы наслаждаться чистым геймплеем и прогрессом прокачки навыков персонажей, во время обеда - EO4 для вас. Если же вы хотите достойно рассказанной истории и развития отношений между персонажами, то можете смело проходить мимо. Сам же я насладился игрой сполна, правда вряд ли получится растянуть ее до выхода действительно убойной Ys Memories of Celceta.

С вами был DeadP47. Если вам понравилась статья - заходите в мою группу ВК

Хочу выразить благодарность за предоставленную копию игры самому себе, Я уже несколько лет сам поддерживаю себя и планирую продолжать сие взаимовыгодное сотрудничество.

Etrian Odyssey Untold 2: The Fafnir Knight

В родной Японии Etrian Odyssey Untold 2: The Fafnir Knight вышла еще в ноябре 2014 года и сразу нахватала восторженных отзывов, а до Европы дошла только сейчас — с 12 февраля игру уже можно искать на прилавках с играми для Nintendo 3DS. Отвратительные мужики окунулись в мир квадратных подземелий, долгих диалогов и труднопроизносимых названий, чтобы понять — а нужно ли в этот мир окунаться вам.


Двое сирот, (один из них — главный герой), няшная принцесса с ритуальной миссией, трусоватый мужчина и ведьмочка в остроконечной шляпе оказываются в классической ситуации: подземелья, демоны, голоса, трансформация протагониста и сочувствующие сопартийцы. Серию Etrian Odyssey любят не за оригинальные завязки: игра сулит многие часы блужданий по лабиринтам подземелий, где любой поворот может столкнуть с опасным врагом, подарить забавный диалог или окатить внезапным сюжетным твистом.

Etrian Odyssey Untold 2 The Fafnir Knight review обзор отвратительные мужики

Etrian Odyssey Untold 2 The Fafnir Knight review обзор отвратительные мужики

Мало того, что Fafnir Knight это спин-офф важной серии данжн-кроулеров, это еще и римейк Etrian Odyssey 2: Heroes of Lagaard с портативной консоли предыдущего поколения, Nintendo DS. В игре появился новый сюжетный режим с заранее прописанными персонажами, а для стариков оставили классический режим, где партию можно скрупулезно собрать самому. Как и в оригинале, карту подземелья тоже можно нарисовать самостоятельно. Чертить стены и оставлять самому себе хитрые пометки классно, но только первые три минуты, а потом регулярно доставать и убирать стилус устаешь, лезешь в меню и включаешь помощь игры — теперь все доступное окружение в поле зрения игрока само появляется на карте. Аналогично можно поступить и в битвах: по нажатию левого бампера битва идет автоматически, остается лишь отхлебывать пиво и ждать, когда героям капнет опыт.

Игроку, не знакомому с подобными играми, The Fafnir Knight покажется странноватой: долгие диалоги, не самые разнообразные сайд-миссии, экзотические враги вроде оленей-демонов или, например, злобного подсолнуха. А вот поклонникам и тем, кто не отбросит игру сразу, Etrian Odyssey раздает призы налево и направо: начинаешь улыбаться при шуточках в диалогах, просчитываешь, хватит ли денег на обновление оружия и судорожно лечишься после каждой битвы, ожидая подвоха за очередным поворотом. Вопрос лишь в том, есть ли у игрока время и, что даже важнее, желание погрузиться в мир Etrian Odyssey Untold 2: The Fafnir Knight и провести несколько десятков неторопливых часов в квадратных подземельях.

Etrian Odyssey Untold 2 The Fafnir Knight review обзор отвратительные мужики


Это для вас, если:

Читайте также: