Dmc devil may cry обзор

Обновлено: 02.07.2024

DmC: Devil May Cry наглядно демонстрирует тот факт, что людям очень важны визуальные признаки и символы. Если нуар, то обязательно ночной Нью-Йорк с ужасной погодой, если Данте, то белокурый озорник в красном кожаном плаще посреди готических сооружений. Именно поэтому самое главное, что волнует всю мировую общественность и вечно недовольных чудаков в интернете по отношению к DmC, — это цвет волос главного героя.

В многочисленных интервью Ninja Theory чуть ли не оправдывались или, наоборот, зверски критиковали стильную прическу и общую худосочность персонажа. Складывалось ощущение, что это неотъемлемая часть механики, без которой Devil May Cry по определению не сможет стать хорошей игрой. Паника вокруг Данте не знала границ — даже мы на «Игромании.ру» провели социальный опрос среди «носителей XX-хромосом, или, говоря бытовым языком, женщин» (решительно непонятно, как в этом пассаже не нашлось места «обладательницам мясистых молочных желез») и рассуждали про «британскость в каждом пикселе, в каждом элементе дизайна».

Дьявол носит челку

Историю про ангелов, демонов и готические декорации перезапустили, поэтому действие игры происходит в городе, который находится под колпаком некоего Мундуса. Держать власть ему позволяет отлично налаженная инфраструктура: камеры, контроль скота через СМИ («сравните, пожалуйста, нас с «1984»!) и распространение наркотиков. Вместе с обычной версией города существует потусторонняя — Лимб. Именно там можно увидеть демонов и истинное лицо главного новостного телеканала.

DmC: Devil May Cry

Скажем сразу, Ninja Theory действительно добавили в игру национальный колорит (в небоскребе главного злодея, например, угадывается лондонское здание мэрии). Британский Данте — настоящий джентльмен, и требования публики к нему соответствующие. Стоило только скрупулезно изучить его модно выбритые виски и услышать, как в видеоролике панковатый хам бодро посылает два-три раза в известное место отвратительного суккуба, как эта самая публика заклеймила героя, поставив на нем крест.

Хотя на самом деле Данте достаточно политкорректен и уважает чужие ценности. Когда за ним начинает охотиться демон с влагалищем на морде, герой не делает ни одного едкого комментария по этому поводу. Это, впрочем, не мешает ему с особой жестокостью избивать местных полицейских во время демонстраций в обычной реальности и рассекать головы всякой чертовщине в Лимбе.

Десная и шуя

Основные инструменты террора остались прежними: у Данте не отобрали ни меч Rebellion, ни пару пистолетов Ebony & Ivory. У каждого оружия, кроме огнестрельного, есть базовое комбо, которое можно перестроить в процессе исполнения — достаточно выдержать короткую паузу между нажатиями кнопки.

DmC: Devil May Cry

Усиленные атаки действуют немного по-другому принципу — подбрасывают врагов в воздух или, наоборот, со всей силы впечатывают в пол. Дополнительные приемы изучаются в процессе прохождения: по результатам уровня и во время игры Данте получает очки для новых способностей. Каждый навык можно предварительно опробовать, а если он со временем надоест, вложенные ресурсы позволяют без всяких штрафов перекинуть на другие приемы, что добавляет игре тактического простора.

Важное замечание: в DmC нет отдельной кнопки для захвата цели, поэтому некоторые приемы требуют быстро нажать стик два раза в направлении атаки. Решение оказалось не очень удачным — нажатие не всегда правильно распознается, а раз нет фокусировки на враге, то Данте автоматически наводится на ближайшего. На низких уровнях сложности это не так страшно, но, если выбрать максимальный, где герой гибнет от одного удара и нет шансов на ошибку, вы мигом осознаете весь провал затеи. Сложность, между прочим, в определенных рамках подстраивается под игрока. Чем лучше играешь, тем меньше интервал времени между атаками монстров.

DmC: Devil May Cry

Кроме привычного меча, Данте пользуется «ангельским» оружием для контроля толпы и медленным, но мощным «демоническим» оружием. Переключаться между ними можно на лету, зажимая «шифты» на контроллере, благодаря чему Devil May Cry умудрилась прибавить в динамике — раньше, если помните, было сложно перестраиваться под врагов, приходилось лезть в меню и долго выбирать оружие.

В новой игре также стало легче набирать очки и рейтинг за стильный бой. Мизансцена, когда метаешь два лезвия в одного противника, подбрасываешь мощным апперкотом второго и со всего размаху разбиваешь голову третьего демона об землю, больше не ассоциируется с громоздким многокнопочным комбо, все выполняется интуитивно.

DmC: Devil May Cry

В боевой системе DmC, не в пример четвертой части, в принципе отсутствуют лишние элементы. Перед началом уровня не приходится выбирать стиль боя, Данте одинаково хорошо умеет стрелять и рубить. Удачные идеи, наоборот, оставили. От вражеских атак можно не только уворачиваться, но и парировать их (почти как в стиле Royal Guard). Противник при этом становится уязвимым к ответному выпаду. «Увороты» со временем также улучшаются: «светлый» мгновенно телепортирует в сторону, а «демонический» дает возможность больно контратаковать.

Перепланировка в аду

Но если к стильному экзорцизму претензий почти никаких, то вот с самими демонами вышел небольшой конфуз. Конечно, приятно, что манекены с искаженными лицами крайне похожи на работы Криса Каннингема (режиссер безумных клипов к Aphex Twin), но фантазии изобразить что-то большее, чем концептуальное нечто в маске и с лезвиями, у разработчиков не хватило. Когда встречаешь первого летающего противника, то одобрительно улыбаешься. Появляется второй вариант со щитом — тоже неплохо. Когда же из полуразложившихся херувимов начинает формироваться полноценная боевая единица, то остается либо радоваться продуманной экосистеме, либо жаловаться на отсутствие воображения. Все банально: некоторые демоны принадлежат к тому или иному магическому элементу, и убить их можно, соответственно, только «ангельским» или «демоническим» оружием.

DmC: Devil May Cry

Зато здесь интересно подобраны комбинации противников и часто меняются условия боя. Данте могут заставить драться в воздухе (иначе стеклянный пол под ногами разобьется) или обрадовать обжигающими плитами, на которых безопасно стоять, только если в руках оружие определенного элемента.

Наряду с разнообразными ситуациями удивляет и архитектура уровней. Стоит только попасть в Лимб, как окружение начинает видоизменяться. Город объявляет бунтарю войну: стены деформируются и пытаются раздавить героя, на поверхностях появляются послания от демонов. Искажается пространство. Бизнес-центр, например, превращается в ад, где коррумпированные клерки настолько прочно засели, что их души уже горят где-то внизу. Стены крошатся, земля уходит из-под ног, а поезда на полной скорости сходят с рельс, делая своим пунктом назначения Данте. Таких красивых пейзажей и декораций, особенно если речь идет о Devil May Cry, мы не встречали очень давно. Складывается впечатление, что проработке окружения было уделено едва ли не больше внимания, чем всему остальному. На игру не то что приятно смотреть — ей хочется любоваться (похожий эффект был и в предыдущем творении Ninja Theory, Enslaved: Odyssey to the West).

DmC: Devil May Cry

Уровни преобразились не только внешне, в других частях экшен-зоны были разбавлены немного чужеродными акробатическими секциями и тоскливыми готическими коридорами. За бортом остались загадки (одна на всю игру) и позорные ракурсы камеры в духе старых PS2-экшенов, когда не поймешь, куда идти и что делать. Также (наконец-то!) почти исчез бэктрекинг (это когда приходится несколько раз бегать по одному уровню туда-сюда), а исследование этапов ограничили поиском ключей и дверей к ним. За дверями, в свою очередь, находятся дополнительные уровни-испытания, прохождение которых увеличивает запас здоровья и продолжительность Devil Trigger — режима, в котором у Данте (радуйтесь, подозрительные личности!) меняется цвет волос, краснеет пальто и восстанавливаются силы, а демонов на некоторое время подбрасывает в воздух.

Чего точно не стоит ждать от DmC: Devil May Cry, так это пижонства. Новому Данте нечего доказывать. Вспомните предыдущие части. Старого героя лучше всего характеризует та красивая и смешная, но все же глуповатая сценка из начала третьей части, в которой он поедает пиццу, сражается с демонами и пинает стулья. И еще одна, и еще десять после… кажется, что играешь только для того, чтобы посмотреть еще один ролик.

В новой игре нет роликов (и уж тем более QTE) про запредельную крутость охотника на демонов. Это осознанное решение, потому что DmC требует от вас не наблюдать, а заниматься делом. Стильно убивать монстров. В последний момент уворачиваться от телевизионных лучей смерти. Не выглядеть при этом идиотом. Несмотря на вызывающий внешний вид, новый Данте намного серьезнее и не старается всеми силами обратить на себя внимание. Оно и к лучшему — у Team Ninja получилось сместить акцент с персонажа на саму игру. Теперь Devil May Cry в первую очередь ассоциируется с красивым, умным и очень стильным слэшером и уже только потом с прекрасным Данте.

А то, что послал уродливую образину в известное место, — ну, с кем не бывает?

Они постригли Данте! Вопиющее чувство несправедливости, предательства и отчаяния раздирало души фанатов, разглядывавших в трейлерах DmC: Devil May Cry тощего черноволосого парня, выдававшего себя за легендарного истребителя демонов Данте. Когнитивный диссонанс от увиденного заставлял поклонников серии проклинать новых разработчиков из Ninja Theory. Фанаты замаливали грехи в церквях, бились головами о стены, угрожали «ниндзям». Да, разработчики совершили преступление, достойное горения на девятом кругу ада.

В начале игры, когда на голову Данте случайно приземляется седой парик, герой брезгливо отбрасывает его со словами: «Что за уродство? Никогда». DmC — альтернативная история Данте, сюжетно никак не связанная с четырьмя сериями Devil May Cry.

DmC: Devil May Cry

Божественная комедия

Что же получила озлобленная публика взамен любимого героя? Смазливое личико, стройная фигура, белая майка под гламурным плащом — эталон стиля супергероев и любимцев девушек. Данте — крайне привлекательная мужская особь. Зная это, герой не отказывает себе в удовольствиях — будучи ярким представителем «клубной» молодежи, герой ведет крайне распутную жизнь, полную удовольствий, погруженную в похоть и алкоголь. Однако, как это часто бывает, в самый сладкий момент жизненных утех на голову героя сваливается повестка в штаб сопротивления злу. Брат Данте Вергилий раскрывает герою тайны его происхождения: Данте — нефилим, потомок Спарды, рожденный от демона-отца и ангела-матери. Самой судьбой ему предначертано противостоять Мундусу — коварному порождению ада, травящему род людской газированной отравой. От судьбы не уйдешь — Данте нехотя соглашается спасти человечество. Повествование выдержано с соблюдением всех канонов: будучи предсказуемым до последнего кадра, сюжет все же предлагает несколько интриг, которые неведомым образом «цепляют» и сохраняют интерес.

Однако разработчики сделали смелый шаг, добавив прямолинейному сюжету «второе дно». Дело в том, что мир DmC состоит из двух параллельных плоскостей: первая из них — обыденная реальность, вторая — Лимб, сюрреалистическое пространство обитания демонов. Обе реальности не соприкасаются друг с другом, но определенным образом скоррелированы. Так, демонический мир здесь олицетворяют общество потребления и пропагандирующие его СМИ. Все оказывается маской, иллюзией: напитки с популярной жидкостью в мире Лимба — испражнения уродливого демона-суккуба, знаменитый телеведущий — ужасное дьявольское создание. Зло не идет в открытое столкновение с людьми, но уничтожает его изнутри, незаметно проникая в повседневный порядок человеческой жизни.

«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…»

На протяжении всей игры Данте перемещается с одного плана реальности на другой. Но, конечно, непосредственные столкновения с демонами происходят в Лимбе. Пожалуй, столь зрелищных, красочных пейзажей в Devil May Cry еще не было. Это обрывки реальности, в произвольном порядке скрепленные друг с другом, материализованные фантазии художника-сюрреалиста. Стены домов здесь зависают в воздухе, оси пространства смещаются, немыслимые сочетания цветов создают фон этому миру. В общем, локации DmC предельно колоритны и зрелищны.

Креативная стрижка от Ninja Theory. Ничего, волосы не зубы — отрастут.

Зачастую само демоническое пространство бросает вызов Данте. Все начинает рушиться, стены сжимаются, пол в прямом смысле уходит из-под ног. И тогда герою не остается ничего другого, как устраивать гонку со смертью — бежать что есть сил, перескакивая с одной ненадежной платформы на другую. Перемещаться по этому безумному миру помогают два типа крюков, имеющиеся в нашем распоряжении. Это аналоги «демонического кулака» Неро из четвертой части. С помощью одного Данте притягивает отдаленные предметы. Второй же приблизит самого героя к нужной точке. Однако «цепляться» можно лишь к специально отмеченным зонам. Некоторые уровни превращают Данте в Человека-Паука, с помощью крюков перелетающего от одной платформы к другой. Однообразие подобных операций вовсе не вредит увлекательности — камера подбирает идеальные ракурсы, благодаря чему акробатическое мастерство героя выглядит очень стильно.

Кроме того, после любого напряженного забега нас награждают великолепными роликами, преисполненными ехидных улыбок Данте и его издевательских шуток над демонами. Вкупе с отличной лицевой анимацией они приятно разбавляют интенсивный экшн и способствуют формированию образа главных героев. Не отстают и «боссы» — они, как раньше, не просто боксерские груши высотой с трехэтажный дом. Каждый злодей имеет свой характер и органично встраивается в мифологию DmC. Одно удовольствие смотреть за тем, как Данте затевает диалоги с демонами. Самоуверенности парню не занимать — с ехидной ухмылкой он посматривает на врагов, в разы превосходящих его по размерам, и не скупится на черные шуточки в их адрес.

Бракосочетание рая и ада

Впрочем, болтать с демонами и разглядывать красоты ада было модно веке в тринадцатом, чем и занимался гениальный Данте Алигьери. У нашего же Данте интерес к демонам скорее анатомический, и гениальность его заключается в искусном потрошении последних.

Схватки с «боссами» не вызывают особых трудностей, но, как обычно, смотрятся грандиозно. Не менее увлекательны и сражения с рядовыми обитателями Лимба. Разработчики не просто снабдили игрока набором комбо-заготовок, но открыли простор для творческого ведения боя. Приоритетом становится уже не повторение разученных приемов, а создание собственных последовательностей комбинаций ударов с использованием разных стилей.

DmC: Devil May Cry

Игра оценивает разнообразие и красоту действий Данте, а потому в бою желательно задействовать все виды оружия, которые здесь разделены на две группы: быстрые (ангельские) и медленные (демонические). Некоторые враги требуют специального подхода. Одни чувствительны лишь к урону от первого типа оружия, другие — от второго. Умение быстро оценивать ситуацию на поле боя, способности врагов и уклоняться от их атак — залог успешного и, главное, красивого прохождения. «Огнестрел» выполняет скорее декоративную функцию — с его помощью здесь можно поранить разве что муху.

Эстетика боя всячески оценивается и поощряется. За эффектные схватки мы получаем дополнительные очки умений, с помощью которых можно улучшить владение каким-либо оружием. Чем дальше по игре мы продвигаемся, тем более разнообразно и богато смотрятся действия Данте. Скосить толпу врагов косой, покромсать парочку «Мятежником», подлететь на крюке к порхающему демону, сокрушительным ударом черного топора обрушиться на землю и добить противников парой пистолетов — все это происходит в течение пары секунд. Простор для воображения огромен, бои динамичны и зрелищны.

На высших уровнях сложности истребление демонов становится серьезным испытанием для Данте. Поэтому желательно всегда иметь в кармане парочку «звезд здоровья». Последние можно покупать за найденные на уровне или полученные после убийства врагов красные сферы — местный аналог денег. Способствует выживанию и прохождение секретных уровней. За отведенное время нужно преодолеть определенный участок или же уничтожить некоторое количество врагов. В общем, игра сохранила и развила все отличительные черты серии.

DmC: Devil May Cry

Посещение Данте парикмахерской ничуть не навредило игровой стилистике. Слегка откорректированный стиль героя смело можно считать данью моде. В остальных же компонентах один из лучших в мире слэшеров остался верен традициям. Нужно быть отчаянным фанатом седовласых мужчин, дабы не разглядеть в творении Ninja Theory всех его достоинств. Не лишенная юмора, безумно красивая, сверхдинамичная и в меру сюрреалистичная — новая DmC великолепна.

Плюсы: динамичные сражения; дизайн уровней; колоритные персонажи; приятные ролики.
Минусы: они постригли Данте!

Ninja Theory не сделали открытия, мы ведь и так все это знали, правда?

Что-то пошло не так еще при работе над слэшером Devil May Cry 4, из которого Capcom несколько раз порывались исключить главного героя серии — Данте, наглого, но справедливого охотника на демонов. До конца исключить не удалось — поклонники взбунтовались, и пришлось выдать ему роль второго плана, на откуп. Многим уже тогда стало ясно, что Capcom стремятся к переменам. Это в общем-то похвальное стремление после неплохой, но все же далеко не идеальной четвертой части вылилось в полный перезапуск серии и переосмысление всех ее особенностей.

Переосмыслять исконно японскую серию отдали британской студии Ninja Theory, известной по одним из самых творческих, идейно свежих (и недооцененных) игр нынешнего поколения — Heavenly Sword и Enslaved: Odyssey to the West. Полный перезапуск при таком раскладе — единственно верное решение. Англичанин никогда не сможет сделать толковое продолжение японской игры просто потому, что традиции и ментальность у народов совершенно разные. И наше счастье, что DmC: Devil May Cry получился совершенно иным, не японским.

Так что, несмотря на негодование поклонников (априори консерваторов), DmC полностью европеизировали и серьезно осовременили. Данте больше не гламурный анимешный блондин, атмосфера нисколько не готична, а галантность — последнее, что интересует местных демонов. Фэнтезийная готика сменилась суровым реалистичным андеграундом, демоны выглядят действительно мерзко и постоянно матерятся, а новый Данте похож на агрессивного бунтаря, классического британского неформала, всей душой отвергающего консюмеризм и прожигающего жизнь в ночных клубах. Российский слоган игры «Каждой твари по харе» на фоне этого смотрится безупречно. Каков мир — таков и герой, его спасающий.

В основу нового сюжета легла простая идея нонконформизма, актуальная для молодежи во все времена: «Мы все рабы системы, кто-то должен открыть нам правду и подарить свободу». Бремя освободителя и берет на себя Данте, новый облик и образ жизни которого просто-таки диктуют эту роль.

Многие сомневались в новом Данте. Мол, похож не то на эмо, не то на наркомана, много матерится да еще и курит. Но тот Данте из дебютного ролика до релиза не дожил — похоже, Ninja Theory испугались резонанса, который вызвала новая внешность знаменитого японского героя. Так что сын Спарды нарастил мускул, прибавил в весе, избавился от длинной челки и бросил курить.

Впрочем, даже несмотря на то, что над сюжетом работал киношный сценарист Алекс Гарленд, автор книги «Пляж» и сценария для «28 дней спустя», Данте не кажется глубоким персонажем. Он и раньше в общем-то таким не был, но, по крайней мере, уморительно шутил. Большая же часть его фраз здесь — либо банальности, либо грубые и не очень смешные шуточки, на 80% состоящие из мата.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: большое внимание в игре уделяется стрит-арту, неотъемлемой части современного андеграунда. Надписи и рисунки на стенах всегда что-то значат, а в одном эпизоде с помощью них даже рассказывается целая история. При этом каждое граффити — будто настоящая картина, хоть сейчас показывай на биеннале.

DmC: Devil May Cry

Демоны контролируют почти все сферы жизни людей из Лимбо — эдакой изнанки мира, параллельной реальности. Выглядит это примерно как в Bayonetta или «Ночном дозоре» — видеть оба мира могут только избранные. Древний и мерзкий суккуб испражняется газировкой, которая оболванивает людей и делает их наивными рабами, другой демон сидит в своей телебашне и вещает с экрана, промывая мозги ложью и пропагандой, а управляет всем Мундус (главный злодей первой части), сильнейший демон, который может стереть город одним движением пальца.

Лимбо — этакое зазеркалье, где все не так. Невинное название торговой лавочки тут превращается в «Потрать свое бабло», асфальт вспучивается, дома разваливаются на куски, мир переворачивается с ног на голову. от таких метаморфоз пространства иногда даже голова кружится. В общем, если вам нравится фильм «Темный город» и «Начало» — расстроенными не уйдете. Каждый новый уровень — новая необычная, высококлассно оформленная концепция.

Вообще, рассказывать про местный стиль и красоты почти бессмысленно — лучше посмотрите наш видеообзор.

Стили боя были пущены в расход, и правильно — к четвертой части владеть ими всеми да еще и переключать на лету стало слишком сложно, подчас даже невозможно. Вместо этого Ninja Theory придумали другую систему боя, которая кажется почти идеальной. Поскольку Данте теперь полудемон и полуангел (прежде он был просто полудемоном), он и оружием сразу обеих сторон владеет. На левый курок геймпада «повешено» ангельское оружие, на правый — демоническое (каждого вида по две штуки на выбор). В обычное время с вами старый добрый меч «Мятежник» и огнестрел, но стоит зажать соответствующий курок, как у Данте тут же появится в руках, например, ангельская коса. Подняли врага в воздух косой, прыгнули следом, нажали другой курок — и припечатали врага к земле адской алебардой. Чертовски удобно, хотя совершенно непонятно, как это будет реализовано для клавиатуры в ПК-версии, — во избежание переломов пальцев любителям ПК лучше все-таки иметь геймпад.

НА ЗАМЕТКУ: ангельское оружие быстрое, не слишком мощное и отлично подходит против группы противников; демоническое, соответственно, медленное, точечное и очень больно бьет. Враги, впрочем, тоже бывают разных цветов, как в какой-нибудь Ikaruga: против одних работает только ангельское оружие, против других — демоническое. Надо ли говорить, что Ninja Theory использовали эту возможность на все 100%? Будьте готовы к тому, что враги поступают в самых немыслимых комбинациях, а учитывая, что к каждому демону зачастую нужен свой подход, стычки приобретают стратегическую многогранность.

DmC: Devil May Cry

Помимо ангельского и демонического оружия в вашем распоряжении есть два гарпуна: один притягивает Данте к врагу, а второй, наоборот, притягивает врага к Данте. Отчасти это развитие идей Devil May Cry 4 (у Нерона была демоническая рука, похожая по функциям на ангельский гарпун), но на совершенно другом уровне. За счет необычной боевой системы битвы проходят на бешеных скоростях, почти как в Bayonetta. Теперь вовсе не обязательно опускаться на землю — игра будто поощряет вас драться в воздухе, лишь изредка падая камнем на большие группы врагов.

Чтобы убивать демонов действительно красиво, придется выворачиваться наизнанку. И дело даже не в рейтингах, которые выдаются за самые стильные убийства. Дело в личном перфекционизме, который просыпается, едва только в кадре появится очередной демон. Хочется сделать все правильно, использовать максимальное количество приемов. После пары часов игры в DmC действительно устают руки, но это правильная усталость, хорошая, добрая. Как после нескольких часов усердных тренировок в спортзале или самолично выкопанных пары-тройки мешков с картошкой у мамы на даче.

Здесь можно рывком заскочить в кучу врагов, вдоль и поперек изрезать их косой, увернуться от удара одного демона, притянуть к себе и пнуть ногой другого, подбросить огненным кулаком в воздух третьего, прыгнуть на голову четвертому, обрушить на пятого тысячу ударов Мятежником, притянуться гарпуном обратно к третьему, пока тот все еще летит. И это еще очень простая схема боя!

DmC: Devil May Cry

В Devil May Cry всегда были элементы платформера, но здесь они занимают едва ли не половину игры. Очень часто придется прыгать, постоянно используются гарпуны: что-то притянуть, за что-то зацепиться. Но еще больше времени придется падать в пропасти, и это проблемы исключительно дизайна уровней. То лестница слишком внезапно оборвется и вы не успеете среагировать, то камера повернется как-то не так, то платформа под углом окажется. Зачастую до скрытых комнат и прочих тайников, а их в игре в достатке, слишком сложно допрыгнуть — постоянно куда-нибудь падаешь. Вроде бы и сам виноват, но все равно чувствуешь какую-то подставу со стороны игры.

Странно и то, что удачных находок много, но используются они редко. В одной из первых миссий, к примеру, есть эпизод с камерами наблюдения, трансформировавшимися в демонические глаза, — пока не вырвешь, дальше не пройдешь. Но за всю игру этот момент используется только единожды, а жаль — много всего можно было придумать, используя эту простую, но интересную идею. Есть тут и отлично срежиссированная сцена погони за автомобилем, который нужно было вытягивать из разных передряг: машина при этом в реальном мире, Данте — в Лимбо. Сцена гениальна, но слишком уж коротка.

Такое ощущение, что Ninja Theory сами в себя не верили. Игра состоит из десятков необычных концепций и игровых ситуаций, которые либо используются не на полную катушку, либо просто слишком рано обрываются.

Обидно и за боссов: их всего пять с половиной штук на двадцать глав, и действительно самобытны из них только двое, про которых было известно еще до выхода игры. А вместо нормального финального босса — какая-то куча мусора (буквально), бой с которой по механике мало чем отличается от битвы с главным злодеем из Devil May Cry 4.

Стилистически выверенная игра с интересным миром и продуманной боевой системой проседает из-за огрехов дизайна уровней, банальных боссов и недобитых идей. Но на итоговое впечатление эти минусы влияют не так сильно, как могли бы, — все-таки DmC вправду удивительная и атмосферная игра с отличной боевой системой. Лучшего перезапуска серии и желать нечего.

Мы ждали Devil May Cry 5 одиннадцать долгих лет. Ждали с опаской: серия не сказать чтобы отличалась постоянством в плане качества. По сути, лучшей игрой франшизы до сих пор остаётся Devil May Cry 3. К неплохой четвёртой части было море вопросов, а переосмысление от Ninja Theory многие фанаты не приняли вовсе (хоть и во многом незаслуженно). Поэтому, кое-как добыв у друзей Xbox One (ключ нам прислали именно на него), я запускал игру со смешанными чувствами. А вдруг опять не получилось?

Бóльшая часть опасений не оправдалась — Devil May Cry 5 оказалась отличной игрой.

Только вот, пожалуй, назвать её лучшей в серии всё-таки нельзя.

Дела семейные

Сюжет пятой части стартует примерно через десять лет после финала Devil May Cry 4. Неро более или менее счастливо живёт со своей возлюбленной Кириэ и работает в передвижном офисе фирмы Devil May Cry. Правда, пару лет назад какой-то наглый и могущественный незнакомец оторвал демоническую руку Неро и украл скрытый в ней меч Ямато. Из-за этого парень совершенно разучился пользоваться демоническими силами и теперь вынужден использовать высокотехнологичные боевые протезы. На его счастье, их ему мастерит верная помощница, водитель и механик по имени Нико, внучка оружейницы, создавшей знаменитые пистолеты Данте.

Сам же сын Спарды по-прежнему управляет основным филиалом Devil May Cry и регулярно спасает мир в компании Леди и Триш. Однажды на пороге его офиса появляется таинственный молодой человек, который представляется именем (или прозвищем?) Ви и даёт заказ: победить очередного короля демонов и отнять у него этот самый Ямато. И когда они уже наконец научатся нормально прятать демонические артефакты? Уже в который раз все проблемы из-за этой несчастной катаны!



Помните, в каком откровенном наряде Глория расхаживала в DMC4? В пятой части некоторые героини появляются в кадре вообще без одежды. А та же Нико, когда нагибается за очередным протезом, прямо-таки олицетворяет собой слово «объективация». В остальное время она работает типичным comic relief: либо шутит сама, либо оказывается в центре забавных ситуаций

Как водится, задание летит ко всем чертям, а все действующие лица получают конкретных тумаков от демона Уризена (имечко, кстати, прямиком из оригинальной мифологии известнейшего британского поэта Уильяма Блейка). Разгребать всю эту кашу приходится Неро и Ви, а вскоре и Данте подтягивается — куда ж без него.

«А ты совсем не изменилась, нет-нет»

На первый взгляд, Неро кажется самым слабым звеном в этой троице. Да и вообще во всей игре. По характеру он как был, так и остался вспыльчивым и чересчур саркастичным подростком, да и геймплейно почти не изменился. Даже роботизированные руки выполняют ровно те же функции, которыми героя наделили в DMC4. Конечно, здесь куча вариантов протезов — вплоть до пушки Мегамена и макаронной вилки, — а эффекты у них у всех разные… но за шестнадцать часов прохождения я ни разу не почувствовал необходимость перенастроить их стартовый набор перед миссией. Да и применять их для чего-то кроме привычного притягивания врагов или к врагам игра особо не мотивирует: стильные комбо прекрасно получаются и без протезов. В итоге из сменных рук получилась очень разнообразная и красивая, но совершенно необязательная функция, которая скорее отвлекает от драк, а не способствует их зрелищности.




Сначала, как обычно, доступно два уровня сложности: «Человек» и «Адский охотник». Я проходил игру на втором и в целом не испытывал серьёзных проблем вплоть до двух-трёх финальных боссов, хотя не могу назвать себя хардкорным игроком

Отдельно раздражает то, что запасные механические руки валяются на каждом уровне, где гуляет Неро. Просто вот так: на земле, в руинах, в центре потусторонних демонических построек. Как они там оказались? Это Нико такая заботливая, что подкидывает Неро расходники прямо в главное логово демонов? Очень и очень странная картина.

Но и без Неро есть где повозмущаться. Например, пятая часть даже не ждёт, когда вы несколько раз умрёте или хотя бы заглянете в меню выбора сложности. Она сразу предлагает включить функцию автоматического комбинирования атак. Прямо в стартовом меню, до первого запуска пролога. Да ещё и «рекламирует» эту возможность на экранах загрузки. У-у-у, «прогнулись под казуальщиков»! Хотя, конечно, правильно сделали: больше аудитория — лучше продажи.


В целом, по ощущениям, драться тут чуть легче, чем в предыдущих частях, но дело не в упрощении геймплея. Просто разработчики в кои-то веки нормально настроили камеру

Ну и вершина удобства для любого рецензента: попытка нажать на центральную кнопку геймпада (а скриншот на Xbox One можно сделать только так) автоматически пропускает текущую катсцену. С непривычки я из-за этого промотал половину роликов в первых двух миссиях. Пришлось потом их отдельно переигрывать просто ради того, чтобы понять, что за чертовщина творилась в завязке игры. Вроде бы мелочь, а бесит неимоверно: в этих роликах ведь куча красивых и не спойлерных кадров, которыми хочется поделиться!


Зато здесь есть фоторежим! Больше фоторежимов богу фоторежимов!

И вроде бы все эти претензии не касаются ключевых аспектов игры, но в какой-то момент их набирается достаточно, чтобы испортить общее впечатление.

Тем не менее как только «стандартный» Неро уступает место новичку Ви, про всё это забываешь. До релиза я сомневался, что он будет интересным персонажем и вообще — сможет ли маг дальнего боя вписаться в слэшер. Оказалось, что ему здесь вполне комфортно. Игра за этого парня совершенно непохожа на типичный геймплей серии Devil May Cry — и это замечательно.

«V» значит «Вот это да!»

Ви — это щупленький молодой человек с томным взглядом и загадочными ответами на прямые вопросы. Словом, идеальный байроновский персонаж: в детстве он явно питался не кашей, а классической поэзией авторства всё того же Уильяма Блейка.

В отличие от Неро и Данте, Ви не прикасается к холодному оружию и вообще не участвует в основной битве, а полагается на трёх демонов-фамильяров. Крылатый Грифон заменяет надоевшие пистолеты и дробовики, стреляя шаровыми молниями. Он же помогает Ви прыгать выше и уклоняться от вражеских атак, перенося героя в безопасное место, а ещё без умолку язвит в катсценах.

Пантера Тень отвечает за ближний бой: она и кусается, и дерётся когтями, и отращивает всякие неестественные (и очень острые) конечности. А то и вся превращается в какое-нибудь нечто, состоящее исключительно из клыков или лезвий.

Наконец, гигант Кошмар отрабатывает за отсутствующий демонический облик: его призыв на поле битвы тратит очки демонической формы, зато Кошмар способен в одиночку превратить всю локацию в горящее месиво. Очень крутое месиво — очки стиля с его приходом растут как сумасшедшие. А главное, всеми тремя демонами можно (нужно!) атаковать одновременно, да ещё и контролировать пространство вокруг самого Ви, чтобы кто-нибудь к нему не подобрался. Если вы давно хотели поупражняться в многозадачности, вот вам отличная возможность.


Порой Ви бывает даже слишком крут. Например, вместо того чтобы бегать ножками, как все остальные, он ездит на магическом сгустке тьмы, как на каком-нибудь ховерборде

Но добить противников ни один из фамильяров не способен — они могут лишь истощать. Так что дальше в дело вступают лично Ви и его убийственная трость: последняя не наносит особого урона активным врагам, зато начисто высасывает жизненную энергию из ослабленных.

Разумеется, личность этого героя покрыта тайной, и все вокруг него регулярно задаются вопросами в духе «Да кто же он такой?» и «Почему мы вообще ему доверяем?». Но, в отличие от DMC4, где нам так и не объяснили, кто такой Неро и с чего это его считают ещё одним потомком тёмного рыцаря Спарды, DMC5 даёт ответы на все вопросы. В том числе на те, что были заданы в четвёртой части, за что разработчикам отдельное спасибо.





В галерее можно заменить некоторые катсцены на ролики без компьютерной обработки: живые съёмки с японскими актёрами, зелёные экраны, реквизит и т. д. (Пардон за качество, снимал на то, что было: в этих видео скриншоты недоступны.)

На кой мне меч, если есть кулаки?

Немало опасений до релиза вызывал и постаревший Данте. Особенно после первых трейлеров, где он выглядел каким-то неухоженным небритым безумцем, как после многодневного запоя. Разница с тем секс-символом, которого мы год назад поставили на первое место в топ самых желанных игровых персонажей, казалась слишком большой.

Но внешнему виду нашлось простое и понятное объяснение, да и фирменный юмор и шарм герой не растерял. С точки зрения геймплея же Данте-2019 великолепен и многогранен. В отличие от Неро, который так и остался адептом меча с мотором и двуствольного револьвера, Данте постоянно развивается. Он уже не просто меняет четыре боевых стиля за секунду, как в предыдущей части, — он комбинирует их с другими видами оружия. Добавьте новые умения и возможности демонической формы, и вы получите к концу игры настоящего полубога. Бесконечно крутого полубога.


Большинство «божественных статуй» — магазинов прокачки — заменили на телефонные будки, из которых можно вызвать грузовичок Нико. Даже если вам не нужны усиления, стоит позвонить ей просто ради того, чтобы увидеть, насколько зрелищно она ворвётся на локацию в этот раз

В своём развитии Данте дошел до того, что его самым неудобным основным оружием стал. канонический меч. Куда эффективнее использовать, например, «Балрог» — явно усовершенствованную версию «божественного оружия Гильгамеша» из четвёртой части. Это крайне эффективное средство рукопашного боя с двумя режимами работы, кучей простых, изящных и смертоносных ударов, умопомрачительной скоростью, системой уворотов, усилителями и чёрт знает чем ещё. Единственное подходящее описание этого снаряжения — «невероятная имба», особенно учитывая, что у Данте оно есть с самого начала.

Другие «подарочки» не отстают. Особенно меня порадовал засветившийся в роликах мотоцикл-бензопила «Кавалерия». С ней Данте смачно, с оттяжечкой распиливает демонов на куски, и это выглядит и звучит ну очень приятно. Часто её использовать не получается — защиты никакой, да и замах долгий. Но каждый раз, когда удавалось пустить «Кавалерию» в дело, моя реакция была неизменной: «Твою мать, как же круто!».


Чтобы восполнить шкалу демонической формы, Ви… читает стихи. Прямо во время драки. Разумеется, это сборник стихов Уильяма Блейка

Отдельно скажу про странный артефакт «Доктор Фауст» — магическую шляпу, которая позволяет использовать красные орбы в качестве боевых расходных материалов: пуль, щитов и так далее. Иногда это полезно, но с таким оружием легко увлечься и истратить весь запас такой нужной валюты.

Не рискуй

Каждый из трёх героев двигается по собственному маршруту, порой пересекаясь с другими. Пару раз игра делает вид, что они всё-таки работают вместе: например, в одной из миссий Ви и Неро идут по параллельным туннелям, и одному даже приходится расчищать путь для другого. Но это скорее исключение — все трое абсолютно самостоятельны, преследуют собственные цели и, чего уж там, не очень друг друга любят.

В целом же, разработчики явно не стремились экспериментировать с жанром. Коридоры, арены, несколько типов противников, пара загадок, секреты, босс в конце каждой миссии. Как всегда, главное здесь — убивать врагов предельно стильно, так что, вне зависимости от активного героя, во главе угла стоит разнообразие атак. Данте в этом смысле проще всего: он всегда носит с собой целый арсенал, да ещё и пользуется им в четырёх различных стилях. Ви справляется за счёт трёх самостоятельных фамильяров. А вот с Неро нужно действовать по старинке — внимательно следить за собственными действиями и чередовать тайминги на одной и той же кнопке, чтобы менять комбинации. С другой стороны, ему проще всего сократить дистанцию до противника: он просто притягивает его к себе с помощью троса в протезе (или сам притягивается, если враг большой).


ГИГА! ДРЕЛЬ! УДА-А-А-АР. А, нет, простите, это из другого аниме

Хотелось бы, конечно, каких-то инновационных решений, но опыт DmC: Devil May Cry ясно дал понять, что фанаты не очень хорошо реагируют на радикальные изменения. Так что придётся довольствоваться малым — тем же Ви, в конце концов.

Отдельное спасибо Capcom за отсутствие бэктрекинга — в четвёртой части беготни назад по тем же уровням хватило на все возможные продолжения на свете. С другой стороны, повод для претензий всё равно найдётся: например, боссы в DmC: Devil May Cry всё же были куда разнообразней как по дизайну, так и по боевым стилям. Здешние твари временами тоже удивляют, но того же Боба Барбаса ни один из них так и не затмил.


В дополнительных материалах можно назначить каждому из трёх героев любой трек из четырёх предыдущих игр вместо стандартной боевой мелодии (той самой Devil Trigger)

С точки зрения визуального дизайна экспериментов тоже немного. Тем не менее заметно, что японцам явно понравилось творение Ninja Theory. Игра стала выглядеть реалистичнее, и дело не только движке RE Engine, но и в сеттинге: меньше зáмков, потусторонних миров и открытой природы, больше современных городов (ну или их руин), автомобилей и электричества. А демонические твари в «реальном» мире кажутся куда живее и опаснее, чем в сказочных пейзажах тех же третьей и четвёртой частей.

Конечно, в таком случае возрастают и требования к картинке. Я играл на обычной Xbox One, и на статичных скриншотах в этом материале заметно, что проект мог бы выглядеть и получше. Однако во время игры этого почти не замечаешь — разве что на волосы персонажей лишний раз лучше не смотреть, если вас передергивает от слабой графики.

В остальном же к визуальной части DMC5 почти не хочется придираться. RE Engine выдаёт очень красивую и живую картинку, в которой удивительно органично сочетаются потусторонние растения и обыкновенные предметы современной жизни: столы, автомобили и телефонные будки.


Мир живо реагирует на ваши действия. Книги падают с полок, если по ним стукнуть, убитые демонами люди рассыпаются в пыль от простого прикосновения, да и обычных разрушаемых предметов на локациях — множество

Также разработчики приняли абсолютно верное решение не засовывать демонические сферы — неизменную валюту серии — в любой разрушаемый предмет. В прошлых частях я лихорадочно фармил красные орбы, разрубая каждый стул или скамью, тратя время и чувствуя, что меня искусственно задерживают. Теперь же в разрушении всего и вся нет никакой пользы, кроме чисто эстетического удовольствия.

Одиннадцать лет ожиданий были не напрасны: Devil May Cry 5 оказалась отличной игрой с захватывающей (хотя временами совершенно дикой) историей, разнообразной боевой системой и несколькими действительно легендарными моментами, которые фанаты серии запомнят надолго. Не могу сказать, что игра затмила ту же Dante’s Awakening, но она точно подобралась к ней ближе, чем все остальные номерные части. Если вы любите слэшеры — берите не раздумывая.

Читайте также: