Dark messiah of might and magic обзор

Обновлено: 07.07.2024

Хороших экшенов на РС в последнее время выходит преступно мало. «Эпизодические» продукты вроде Half-Life 2: Episode One, конечно, радуют, но им все-таки не достает масштаба. Хочется, знаете ли, настоящего, дорогого блокбастера, который сумел бы захлестнуть игрока с головой и долго потом не отпускать. Такой проект недавно увидел свет — Dark Messiah of Might and Magic от Arcane Studios (создателей добротной ролевой игры Arx Fatalis).

Итак, нам предстоит играть за юного «падавана» по имени Сарет, которого Учитель отправляет с поручением в город Стоунхельм. Простое, казалось бы, задание по доставке артефакта вскоре превращается в настоящую бойню — на город нападает армия некромантов и герой оказывается в гуще миниатюрного Армагеддона. Вокруг постоянно что-то взрывается, ополоумевшие горожане в панике убегают от наседающей нечисти, храбрые стражники гибнут десятками, защищая родной город. Нам же в этой суматохе остается лишь нестись в самое пекло в надежде доставить-таки ценную бандероль по назначению.

Несмотря на рассеченную физиономию, орк смотрит на нас добрыми и наивными глазами.

Взяв высокий темп с самого начала, «Мессия» слегка сбавляет обороты ближе к середине. Но не выдыхается, нет — скучать здесь вам вообще не придется. Разнообразие и динамика — вот главные черты игры. «Зачистка» корабля, штурм захваченного орками храма, битва с драконом, уничтожение нежити в заброшенных склепах — уровни меняют друг друга с потрясающей скоростью. То же самое и со способами уничтожения врагов — мы обрушиваем на них куски стен, сбрасываем с высоких утесов молодецкими пинками, сжигаем или попросту насаживаем на шипы. Выглядит все это красиво и естественно — движок Source явно работает на полных оборотах. А разработчики, со своей стороны, не жалеют виртуальной крови ради нашего веселья: вражьи головы то и дело отделяются от тел, сгорающие заживо монстры истошно орут, а тяжелый ящик, сброшенный на супостата, гарантированно превратит его в неаппетитную лужицу.

По мере выполнения игровых заданий мы получаем очки опыта, которые надлежит тратить на изучение новых способностей. Всего в игре три основных класса (воин, маг и убийца), но никто не мешает вам вылепить из персонажа нечто среднее. Хотя «чистые» профессии все равно в фаворе — универсалам просто-напросто не хватит очков для приобретения продвинутых умений.

К сожалению, классы довольно скверно сбалансированы. Так, например, играть за мага одновременно и скучно, и сложно: маны постоянно не хватает, набор заклинаний довольно скуден, поэтому враги регулярно добираются до нашей тушки и изрубают ее в капусту. Убийцей быть несколько легче — многих злодеев можно пустить в расход одним лишь ударом в спину или подло расстрелять из лука. Ну а воин, как и положено, самый простой и прямолинейный класс — знай себе кроши вражье племя направо и налево.

С выходом Dark Messiah of Might and Magic сбылись если не все наши геймерские мечты, то как минимум большинство из них. Это игра из тех, которыми восхищаешься раз за разом, постоянно находя и смакуя новые интересности и необычности. Она захватывает настолько, что, отдышавшись после финальных титров, хочется вскричать лишь одно: «аддона, аддона!».

Заполучив в свои цепкие руки, лицензию на Might and Magic издатель Ubisoft принялся восстанавливать популярность несколько подзабытой вселенной. В этом году наши винчестеры посетили уже пятые по счету Heroes of Might and Magic от отечественных разработчиков из Nival, а пока вы читаете этот текст, на полках магазинов должен лежать и адд-он к этой замечательной игре. Но и этого проекта издателю оказалось мало. Студия Arcane, вместо того, чтобы продолжать свою Arx Fatalis, по заказу Ubisoft начала создавать новый амбициозный в той самой вселенной «Меча и магии». Dark Messiah казался чуть ли не идеальным проектом. Отличная графика благодаря мощам движка Source, повсеместное использование физики, интуитивная система прокачки, умная и проработанная боевая система с множеством приемов – в общем, нам наобещали очень многое, а средства массовой информации еще больше преувеличили. Как же обидно было увидеть вместо шедевра и главного номинанта на «игру года» обычный экшен только в фэнтезийной вселенной со всеми вытекающими последствиями. Но не будем раскрывать все карты и расскажем обо всем по порядку.

Что хотели – то не получили

Первый облом, который подстерегает обнадеженного игрока – это RPG-составляющая Dark Messiah. Да, нам обещали мясной и брутальный экшен, но то, что прокачка будет именно такой, мало кто догадывался. Правильнее будет сказать не «прокачка», а «отсутствие прокачки», ведь очки опыта раздаются только после завершения определенного задания и никак иначе. То есть, как бы вы не старались и не кряхтели, а сделать персонажа сильнее, чем у другого игрока попросту не получится.

Боевая система удручает. Казалось, вот она, именно такая, какую игроки ждали после выхода легендарной Blade of Darkness, но это иллюзия. Да, управление удобное. Да, анимация отличная. Но вот ударов преступно мало, а про всяческие суперкомбо здесь никто и не слыхивал. Кроме стандартных атаки, мощной атаки, «укола» и блока имеется адреналин и соответствующие удары. Нашинковав достаточно монстров, у вашего протагониста повышается параметр «адреналин»; набрав максимальное значение оного, протагонист начинает творить фирменное зверство. Тут как раз игрок и узрит аппетитное отрубание супостатской головы и других висящих частей тела, но произвести такие спецприемы без адреналина не представляется возможным. Интересно, что, опустившись на землю, труп теряет возможность ампутации чего-либо, как по нему не руби самым мощным мечом.
В общем, играть именно односторонне развитым воином оказывается прескучнейшим занятием: только и знай, что мечом маши. Из плюсов надо отметить достаточную напряженность боев. Просто так махать шашкой направо и налево не получиться (можно быстро огрести), так что придется постоянно ставить блоки и пользоваться ошибками противников.

Трое в Ашане, не считая Ксаны

На суд игрока представлены три класса персонажей. Выбрав путь воина, придется раскачивать жизнь и разнообразные силовые характеристики. Большие мечи и относительно тяжелая броня приветствуются. Щит, кстати, тоже в наличии имеется.
Маги в Dark Messiah выглядят чуть ли не супергероями. Множество огненных заклинаний, заморозка, телекинез, уменьшение врага до размера крысы – вот лишь неполный список колдовских умений. Кроме того, маги орудуют посохами, которые в свою очередь оказываются и не таким уж слабым оружием. Одна проблема у наших чародеев - это маленькая жизнь (все зависит от раскачки), так что главное – не подпускать врагов на достаточное для атаки расстояние и тихо-мирно поливать их огнем издалека. Однако есть у мага и немало минусов. Так последняя огненная магия (стоит целых 10 очков) оказывается сплошным недоразумением. Урон распространяется на маленькое расстояние, а жрет это зараза чрезвычайно много манны.
Замораживание так же особой пользы не несет. Длится заклинание короткий промежуток времени, что в битве с несколькими супостатами приводит практически к нулевому результату. Заморозить можно не только живых существ, но и, к примеру, покрыть льдом пол, тем самым, создав травмоопасную для врагов ситуацию. Недоработки, однако, есть и здесь. Заморозить или хотя бы потушить костер с помощью магии нельзя.
Вор предпочитает быстрые диверсионные атаки. Для этого предусмотрены специальные прокачки и соответствующее оружие. Выбор вора – длинные кинжалы и «бесшумная броня». На уровнях есть немало скрытных местечек, так что вырубать одиноких противников а-ля Сэм Фишер одно удовольствие. Даже попав в сущую мясорубку из трех, а то и пяти противников, вор может легко одолеть их одними кинжалами. Еще одной интересной способностью этой «профессии» является возможность вскрывать замки: по уровням разбросаны соответствующие сундуки, в которых запрятаны нужные по хозяйству вещи.
К слову, никто не запрещает делать гремучую смесь из нескольких классов персонажей. Маг в душе, но воин в реальности? Пожалуйста. Вороватый маг? Конечно. Главное знать, что именно вам надо прокачивать – дополнительных очков для создания танка-убийцы, как было сказано выше, вам никто не даст.
Самым гнилым, оказывается то, что цель игрока, фактически одна – уничтожь все что движется. То есть, каким бы персонажем вы не играли, нелинейность состоит лишь в том каким способом уничтожать противников. Кстати о способах. Совершенно не обязательно махать мечом или делать из врагов шашлык. Можно лихо пнуть противника на горящий костер, или на острые шипы, а можно тупо скинуть его в пропасть. Имеются на уровнях и различные предметы, которые можно опрокинуть на нечего не подозревающих врагов. Люстра, к примеру, или несколько закрепленных наверху бочек. Несколько угнетает тот факт, что эти самые дополнительные способы умерщвления наглым образом раскиданы по уровню в промышленных количествах – слишком навязчиво.

Искусственный интеллект оставляет двойственные впечатления. В бою противники ловко уворачиваются от мощных ударов, закрываются щитами, нагло атакуют дружной толпой, а, получив серьезное ранение, пытаются улизнуть. Но это бой. В обычных ситуациях враги просто непробиваемо тупы. На одном из начальных уровней, я подкрался к очередному рыцарю, стоящему около края лестницы. Выбирать не пришлось и под силой молодецкого пинка под зад, храбрый воин с шумом полетел вниз, проламывая под собой хлипкие деревянные доски. Приземлившись, рыцарь поднялся, прокричал что-то и начал подниматься ко мне. Недолго думая, я одарил нашего балбеса еще одним ударом ногой. Полет, треск дерева, удар об пол, снова шум шагов на лестнице, пинок. Третья попытка покорить лестницу завершилась, так же как и две предыдущие. Из жалости я просто добил уже хромающего врага из лука. Не понятно, почему даже с третьей попытки воин не предпринял хоть что-то новое, а тупо шел напролом.

Мессия в Ашане, не считая Ксаны

Вдоволь расписав местный геймплей надо сказать пару печатных и о сюжете. Вроде бы он должен быть связан со вселенной Might and Magic, но действия игры разворачиваются на континенте безызвестном континенте Ашан, что сводит весь интерес фанатов серии Heroes на нет. Мы играем роль Сарефа, сироты ставшего учеником сильного мага Фенрига. Чародей обучал растущего молодца всевозможным искусствам ради какой-то там великой цели. Получив все нужные знания и умения, наш герой отправляется на рядовое задание, которое, как вы уже догадались, станет решающим для Ашана. Всему виной тот самый Темный Мессия (Dark Messiah) собирающийся погрузить мир в непроглядную тьму.
Сопровождать нашего протагониста будут два очаровательных (каждая по-своему) создания. Первым номером идет Леана – добрая и честная волшебница, обладающая к слову хорошими внешними данными. Вторая героиня – демонесса Ксана, которая обитает … в теле нашего героя. Чертовка частенько отпускает пошленькие и чрезвычайно хамские комментарии по поводу происходящего (особенно достается красавице Леане), но иногда одаривает Сарета и полезными советами. В целом, Ксана скрашивает пребывание в Ашане, ведь без ее колкой трепотни стало бы действительно уныло.

Здешний мир полон всевозможных опасных тварей, да и просто неприятных личностей и проходимцев. Мертвецы, орки, воины обычные, злые колдуны, пауки, то и дело норовящих отравить Сарефа, громадные циклопы, полыхающие огнем драконы и многие другие обитатели Ашана просто мечтают аннигилировать доблестного протагониста. Отдельной строки достойны и мелкие гоблины. Доставучие твари уморительно анимированы, а их поведение кроме как улыбки не вызывают. Между их атаками то и дело слышится незатейливое «pleaaaz» (можно перевести как « с вашего разрешения» или «пожалуйста»), а, получив же приличный урон, гоблины теряют свое оружие и забиваются в угол, прося о пощаде.

А вот с чем-чем, так с графикой у Dark Messiah все в порядке. Движок Source от Valve работает на ура: да картинка не next-gen, но не это важно. Модели персонажей не страдают от недостатка полигонов, текстуры уровней подобранны отлично, а тутошние спецэффекты достойны продолжительных оваций. Когда ваш герой использует замораживающее заклинание, то его руки становятся натурально ледяными, что выглядит просто восхитительно. Ну, а если использовать «файрболы», то глаз просто не отвести. Немного портит картинку HDR – некоторые уровни просто залиты тоннами сиропа. В Dark Messiah радует даже не количество сложно выговариваемых технологий, а внимание к деталям. То тут, то там взмывают в воздух птицы, а в воде плавает рыба. Без вашего вмешательства большая часть врагов занимается своими делами.

Вместе с тем Dark Messiah полон ошибок, неприятных багов и просто недоработок. Оптимизация также не радует. Игра обожает тормозить даже на самых современных машинах и вылетать при загрузке сохранения в главное меню. Обладатели видеокарт без поддержки третьих шейдеров восхитятся всевозможными непонятными эффектами во время использования магии. Из недоработок хочется отметить криво работающий режим ночного видения. К примеру, во время пребывания в воде он просто не желает выключаться, что неслабо раздражает.

Итоговые комментарии:

После того как проходишь Dark Messiah начинаешь понимать, почему Valve всегда откладывает дату выхода. Да, да именно того самого стремления довести проект до идеального состояния Arcane Studios. Отсюда и такой результат: много отличных идей и задумок так и не нашли должной реализации. Баланс заклинаний еще нужно доводить до ума, боевую систему значительно расширить, а в геймплей разбавить большим количеством нелинейных элементов. Если бы разработчики из Arcane Studios провели бы за своим творением лишние месяцев семь, возможно, получился бы шедевр, а так просто неплохой экшен в знаменитой вселенной Might and Magic.

Геймплей: Экшен с РПГ элементами. Три профессии и тысяча и один способ уничтожения врага.
Графика: Движок Source еще на многое способен. Живописные уровни, хорошая детализация и восхитительные спецэффекты.
Звук: Добротная эпическая музыка и качественная озвучка. Нужно что-то еще?
Надолго ли?: Как бы это абсурдно не звучало, играть за разные профессии интересно, так проходить Dark Messiah повторно дело не такое уж и зазорное.

Поклонников творчества Arkane Studios можно (но не обязательно нужно) разделить на три типа. Первые любят Dishonored и Prey, да и в целом их всё устраивает. Вторые говорят, что раньше было лучше, ведь Dark Messiah of Might and Magic была прекрасной во всех своих аспектах игрой, не то что какой-то там Обесчещенный. Третьи не согласны со вторыми в том, что раньше было лучше, ведь лучше на самом деле было ещё раньше, во времена пещерных похождений в Arx Fatalis. Я лично отношусь ко вторым, но отрицать мнение других вершин этого “любовного треугольника” также глупо как и быть его участником, ведь здесь каждый по-своему прав.

В своём дебютном проекте Arkane Studios умудрились сделать целый ворох геймплейных особенностей, которые словно нити сплелись в качественный клубок под названием Arx Fatalis. Однако заимев этот клубок, Arkane сами того не ожидая попали в запутанный лабиринт видеоигровой индустрии, в котором их преследовал страшный минотавр, олицетворяющий собой плохие продажи. Однако ребята тоже оказались не пальцем деланные, они не растерялись и постепенно распутывая клубок, методом проб и ошибок пробивали себе путь к выходу.

У них получались отличные проекты, однако с каждым разом чудесных геймплейных нитей становилось всё меньше. Dark Messiah лишилась обширной ролевой составляющей из Arx Fatalis, Dishonored осталась без проработанной боевой и магической системы из Dark Messiah, а Prey ещё больше упростила стэлс и ближний бой.

Спустя десяток лет блужданий по задворкам лабиринта, Arkane с остатками этой импровизированной нити Ариадны всё-таки угодили в лапы к минотавру. Низкие продажи последних проектов на этот раз могут оказаться для них болезненными, однако время для финального боя ещё не пришло, так что наш внутренний диванный аналитик с Уолл-стрит может быть спокойным.

На самом деле мне очень хотелось написать огромный опус на тему неоправданных надежд Star Wars Battlefront II, однако в онлайновые баталии не пустила ошибка, а одиночная кампания оказалась таким себе развлечением, которое заканчивается ещё и не титрами, а красивым уведомлением о том, что я наскрёб валюту на открытие парочки лутбоксов. Нажав на меметичную кнопку NOOOOOO я решил откатиться в другую далёкую галактику к более привычным мечам и магии.

Совершенно внезапно, имея в названии подзаголовок Might and Magic, Тёмный Мессия прочно связан с ныне почившей Heroes of Might and Magic (спасибо вам, Ubisoft), а если быть предельно точным, то конкретно с пятой частью этой некогда великой серии.

Действия игры разворачиваются в мире Асхан или Ашан, а может быть и Эшен (лохализаторы и сами не определились как правильно перевести Ashan) уже после событий пятой части Героев. За прошедшие десятилетия волшебный и красочный мир помрачнел став куда ближе к исконным представителям жанра dark fantasy. Роль главного героя достанется Сарефу (Сарету) – молодому воину и магу, который не так прост как кажется на первый взгляд.



Одно из немногих мест, где действительно ощущается атмосфера старых добрых Героев

Для людей не в теме он покажется обычным учеником какого-то там мага, однако фанаты Героев незамедлительно узнают в нём отпрыска королевы Изабель и повелителя демонов Кха-Белета – главных действующих лиц сюжетной кампании пятых Героев. Однако надо заметить, что отношения женщины и демона не были запретной любовью в стиле Ромео и Джульеты, тут всё немного проще. В один ответственный момент королеву Изабель похитили и доставили прямиком в демоническую тюрьму. Там повелитель демонов, в лучших традициях лысого из Brazzers, вытворял с ней всякую похабщину до тех пор пока королева не родила ему наследника. Впоследствии, дружной гурьбой некромантов, паладинов, магов и тёмных эльфов её удалось вырвать из развратных лап Кха-Белета, однако демонического сынулю так и не отыскали.

В общем-то, сам Сареф и не догадывается о своём происхождении, да и в самой игре этому уделяется не так уж и много внимания, так что это скорее приятный бонус для адептов Меча и Магии, ведь большинство сюжетных перипетий Героев здесь отодвинуты на задний план. Dark Messiah – это довольно стандартное приключение в котором добрые герои наперегонки со злым некромантом охотятся за могущественным артефактом способным уничтожить весь мир, так что если из названия убрать приставку Might and Magic, то игра критически не пострадает.

То, что приключение здесь стандартное – не означает, что оно плохое. Здесь будут зрелищные и по-своему особенные моменты: будь-то погоня за гулем по крышам ночного города, битвы с драконом или же забега от огромного червя. Не обойдётся и без сюжетного твиста, который перевернёт игру. Более того, имеется даже нелинейность в сюжете, которая приведёт к четырём финалам (хотя как правильно заметило одно рыжее чудовище в древнем стриме, по сути их всего два – добрый и злой).

Однако что стоит выделить, так это действующих лиц истории, а конкретно очаровательных спутниц главного героя. У Сарефа вместо воображаемых ангела и черта на плечах, есть вполне осязаемые (“трогательные” я бы сказал) девушки Линна (Лианна) и Зана (Ксана), которые никак не могут поделить его между собой. Вся злая ирония заключается в том, что с одной стороны есть добрая, наивная няша-стесняша волшебница Линна, которая доставляет уйму проблем и не понимает, что отважного героя можно благодарить не только словами. А с другой стороны есть развратная, демонически красивая и остроумная Зана, которая постоянно помогает и очень даже осознаёт, чего не хватает одинокому молодому человеку в долгом путешествии, но существует она лишь в голове главного героя.

Это практически всё, что можно сказать о сюжете Dark Messiah of Might and Magic. Он забавный, местами интересный, но надолго не запомнится (в отличие от геймплея). Тем не менее события игры нашли своё отражение в общем каноне Героев и многие из персонажей Тёмного Мессии впоследствии были раскрыты в дополнениях к пятой части и даже иногда мелькали в шестой. Специально для тех, кто хочет узнать больше о персонажах, их предыстории и дальнейшей судьбе я сделал фантомный раздел под спойлером, который по традиции не существует для тех, кто не прошёл игру.

Зана – задолго до событий Dark Messiah была волшебницей, которая пользовалась популярностью у многих магов (догадываетесь какой?). Однажды из-за ревности призвала беса прямо в одежду неверного парня, тем самым нарушив запрет на призыв демонов, за что и была сожжена на костре. В дальнейшем её возродил король демонов Кха-Белет в виде суккуба. Как одна из самых красивых, честных и одарённых представительниц данного вида она безукоризненно выполняла самые сложные поручения. Во время событий шестой части ей было поручено следить за одним из князей, в которого она впоследствии влюбилась. Через много лет она вернулась на службу к Кха-Белету и в итоге была призвана для помощи Сарефу. Её дальнейшая судьба зависит от выбора игрока.

Линна – происходит из известного рода Соколов. Одним из её предков была Мив – последняя императрица Империи Сокола и одна из героинь Ордена Порядка в Heroes of Might And Magic V. Дальнейшая судьба Линны зависит от выбора игрока, однако она должна была появиться в сиквеле, который был запланирован Ubisoft, но те так и не нашли подходящую студию для разработки оного.


Арантир – некромант и главный враг Сарефа, который по сути и не является злодеем. До событий Dark Messiah of Might and Magic он сражался с самыми могущественными демонами и даже помог освободить душу королевы Изабель. Узнав о Тёмном Мессии, он приложил все силы, чтобы пророчество не сбылось. Не получилось.

Мастер Фенриг – учитель и опекун Сарефа. На самом деле является одним из самых могущественных демонологов. Его всеми силами пытался устранить некромант Арантир ещё до событий Dark Messiah.

Конечно Сареф умеет не то, чтобы прям всё, но на самом деле многое. Своими выдающимися способностями Dark Messiah обязан славному предку Arx Fatalis, а также золотому сердцу – движку Source. От первого досталась обширная ролевая система и фирменный юмор, а от второго потрясающее взаимодействие с окружающим миром.

Игра целиком и полностью линейна, однако уровни здесь рассчитаны как минимум на два, а то и три стиля прохождения. Опираясь на предпочтения, из Сарефа можно сделать типичного танка, могущественного мага, скрытного убийцу или же вообще скомбинировав нужные навыки слепить из него универсального солдата. Выбранный Сарефом путь напрямую повлияет на то, какими методами он будет решать многочисленные проблемы, возникающие на этом самом пути: применяя грубую силу, пользуясь окружением или вообще обходя препятствия окольными путями да тридевятыми землями.

Независимо от того, с чем герой будет идти по жизни – мечом, кинжалами или посохом, он всегда сможет надавать по котелку всем мерзким обитателям Асхана, ну разве что кроме огромного червя, который судя по всему перепутал этот фэнтэзийный уголок с планетой Арракис. В арсенале Сарефа есть легендарный дюковский пинок (mighty foot engaged), десятки комбинаций, мощных ударов, парирований и особо зрелищных финишеров, которые эффектно лишат конечностей даже самых могучих засранцев.

До уровня Blade of Darkness или Mortal Kombat конечно далековато, но всё же с расчленёнкой в игре полный порядок

Заклинания перекочевали в игру прямиком из Героев, поэтому помимо стандартных фаерболлов, ледяных шипов и молний здесь присутствуют такие каноничные вещи как “Каменная кожа” или же например “Ослабление”, при помощи которого можно уменьшить врага до размеров спичечного коробка (как в сами знаете какой игре, которая уже была упомянута выше).

Вообще без всего этого можно прекрасно обойтись, ведь игра дарит прекрасную возможность закидать вражин буквально всем, что под руку попадётся. Мебель, посуда, ценные статуэтки, личные вещи – всё что не привинчено к полу можно с успехом зашвырнуть в охреневшего от такого поворота событий супостата, тем самым показав кто на кухне хозяин (или хозяйка). Для любителей пошуметь всегда есть возможность обрушить что-то массивное по типу огромных статуй, колонн или же какой-нибудь стены.

Независимо от стиля прохождения, Сарефу будет с кем поразвлечься, ведь бестиарий в игре более чем разнообразный. Получать тумаков на свою несчастную задницу будут трусливые тёмные рыцари, гули, зомби, мелкие гоблины, тупые орки, некроманты, вампиры, драконы и самые сатанинские исчадия сошедшие прямиком с последнего круга ада – пауки. Вообще местные восьмилапые милаши это эдакая остановочка для сердец особо впечатлительных арахнофобов, о чём тут говорить если даже у тех кто вполне нейтрально относится к этим созданиям, они вызывают панику и неподдельный ужас.

Пользуясь случаем, представляю вашему вниманию топ 4 самых мерзких членистоногих в видеоиграх:

1 — Dark Messiah of Might and Magic
2 — Resident Evil Remake/Zero
3 — Deadly Creatures
4 — Earth Defense Force

Source во всей своей красе

Мастерам стэлса, да и вообще тем кто любит исследовать каждый уголок уровня, разработчики сделали подарок в виде огромного количества всевозможных пасхалок и секретов размещенных практически в каждое подозрительное место на локации. Причём найти в таких укромных местечках можно всё что угодно, от волшебных грибов до колчана с бесконечными стрелами или же вообще брони Короля Воров, которая метко озаглавлена в русской версии как error_что-то там (о некоторых “прелестях” отечественной версии игры будет сказано позже).

В Dark Messiah даже прятки в тени, которые по умолчанию являются занятием довольно скучным во всех играх, сделаны со своей изюминкой, ведь только прокрадываясь мимо врагов, Сареф сможет подслушать их потрясающие диалоги с фирменным юмором в стиле Arx Fatalis. Больше всего доставляют орки со своим уникальным говором и философскими размышлениями относительно того, почему же глупые юдишки снова и снова приплывают на их остров даже не смотря на то, что орки постоянно стукают их по голове. Где-то на одном уровне с красножопыми находятся гоблины с их бытовыми проблемами. Когда один из гоблинов заявил, что он съесть на ужин две печени одного орка, а в ответ услышал от своего мудрого соседа, что у орка всего один печень и что он самом деле съесть два чего-то другого, то незадачливый гурман сразу же побежал за ближайший угол опустошать свой желудок.

Помимо юмора из Arx Fatalis перекочевали и некоторые ролевые элементы. За продвижение по сюжету Сареф получает очки опыта, которые можно потратить на прокачку навыков из трёх веток: силы, магии и скрытности. Также герой обладает обширным инвентарём в который можно запихнуть огромное количество вещичек среди которых есть еда, зелья, книги, магические кольца и обширный ассортимент самой разной брони и оружия (от обычных саблей доблести до экзотических элементальных клинков, кинжалов и посохов). Несмотря на присутствующие ролевые элементы, игра была, есть и остаётся чистокровным экшеном от первого лица, так что каких-либо академических познаний в области D&D не требует.

Разрушаемые объекты не единожды рассмешат даже самого угрюмого игрока

Есть ли дело более бесполезное, чем объяснять почему же то или иное старьё было когда-то красивым, стильным и модным? Только себе же хуже станет от осознания того, что объекту восхищения уже стукнул десяток лет. Тем более что на самом деле Dark Messiah даже на момент выхода не мог похвастаться самыми передовыми технологиями. Если в закрытых и тёмных помещениях игра по-прежнему выдаёт похвальную картинку, то вот на открытой местности это тот же самый Half-Life 2 образца 2004-года с немного улучшенными шейдерами.



В замкнутых помещениях игра выглядит лучше многих современных проектов

Однако, за непримечательной картинкой скрывалось кое-что, заслуживающее гораздо большего внимания — технологии. Да такие чёрт возьми, что даже большинству современных AAA-блокбастеров и не снились. Движок Source обеспечил игре потрясающую интерактивность абсолютно всего, до чего мог бы дотянуться любопытный игрок. Разлитое масло можно было поджечь, причём использовалось оно не только на сопернике, но и на собственном оружии или стрелах. Электричество распространялось по воде, а лёд превращал землю под ногами врагов в импровизированный каток. Все эти, а также множество других особенностей, можно и нужно было применять в сражении против определённых врагов. Они тоже знаете ли люди (образно говоря) и наверняка обрадуются различным сюрпризам. Пауки любят огонь, орки так и ждут от вас молний, а рыцари в тяжеленных доспехах конечно же хотят закосплеить своих древних шведских предков из левонского ордена.

С музыкальным сопровождением сложилась такая же ситуация как и с внешним видом – хорошо, но не более. Те немногие композиции которые сопровождают особо эпичные моменты, были написаны известным композитором Крисом Веласко (Chris Velasco). Они конечно соответствуют мрачному духу приключения Сарефа, однако для похождений в мире Меча и Магии гораздо больше подошла бы великолепная музыка исконного композитора серии – Пола Ромеро (Paul Romero) и очень жаль, что его не привлекли к работе над игрой.

Сареф пользовался плазмидами ещё до того как это стало мейнстримом в Bioshock

Dark Messiah of Might and Magic не стала оглушительным хитом или же грандиозным провалом. Её постигла более неоднозначная судьба и она оказалась типичным проектом студии Arkane – качественной игрой с оригинальным геймплеем, который к сожалению заметили не так много людей как того хотелось бы. Это привело к тому, что унылый мультиплеер игры довольно быстро прикрыли (впрочем за него отвечала совсем другая студия), переиздание на Xbox 360 с припиской Elements оказалось паршивым бюджетным огрызком оригинала, а на некоторые косяки и вовсе положили огроменный болт.

Эти самые косяки напрягают даже сегодня. У каждой версии есть свои выдающиеся особенности и отечественная занимает одну из лидирующих позиций. Купив лицензионную версию игры в Steam, вы получите относительно качественную локализацию, а ещё Зану говорящую на немецком языке (намекают на её характер?), однако даже это не самая большая беда. Закрыв игру, можно внезапно обнаружить на своём компьютере засланного шпиона в виде французкого языка в раскладке клавиатуры. Вытравить его получится только довольно неочевидной последовательностью действий.

Тем не менее, Dark Messiah по-прежнему держится молодцом и с лёгкостью даст фору многим современным экшенам от первого лица, в том числе и более новым играм от Arkane Studios. Тёмный Мессия отлично подойдёт для тех, кто не хочет упарываться по стэлсу или как огня боится сеттинга относительно недалёкого будущего. Если же вы по каким-то причинам пропустили это творение и по-прежнему ждетё Half-Life 3, то Dark Messiah of Might and Magic это такой своеобразный Half-Life 2,5 в фентезийном сеттинге. Большей похвалы чем эта, даже при всём желании выдать не смогу.

Посмотрим чем нас удивят Arkane в следующий раз, а то всё Dishonored, да Dishonored… я вот по-прежнему жду The Crossing.

Отчетный год подходит к концу, а значит, совсем скоро мы начнем подводить соответствующие итоги, раздавать призы и вручать главную награду — «Игра года». Так вот, с последним пунктом у нас пока полная неопределенность. По большому счету, мы не видим ни одного безоговорочного претендента на этот титул. Игр, не оправдавших надежд, хоть. в общем, хоть отбавляй. Качественных аддонов — не перечесть (см., например, Warhammer 40 000: Dawn of War — Dark Crusade в этом номере). Бойких проходимцев — навалом. А вот откровений вроде прошлогоднего Fahrenheit так и не случилось. И на таком вот безрыбье наш могучий редакционный мозг заочно окрестил игрой года Dark Messiah of Might and Magic, возложив на нее самые светлые надежды. Увы, поторопились.

На крупных выставках проект демонстрировали в самых выгодных ракурсах. Пиар-глашатаи Ubisoft заливались соловьем, обещая брутальные схватки, интригующий сюжет, сногсшибательную графику и далее по списку. И не сказать чтобы разработчики не сдержали своих обещаний. Действительно, тут имеется довольно лихой экшен, снабженный к тому же качественной картинкой. Только вот на игру года Dark Messiah никак не тянет. Все вышло без ожидаемых откровений и сюрпризов.

Смутные времена

Сюжет игры стартует, словно гоночный автомобиль. Вот мы в роли молодого ученика местной магической школы по имени Sareth ищем в какой-то пещере, забитой врагами, некий могущественный артефакт. Вот прибываем в город и буквально сразу же вступаем в схватку с гигантским циклопом, крушащим дома и пожирающим людей. Дальше — больше.

Эти вот выходцы из средневекового наркодиспансера — чрезвычайно опасные противники.

Как вы, должно быть, знаете, сюжет игры закручен вокруг прихода в мир Ашан Темного Мессии, который, согласно пророчеству, погрузит все во тьму и устроит армагеддон. Задача юного героя — остановить приход разрушителя, для чего надо завладеть мощнейшим артефактом — Черепом Теней. За реликвией гоняется также орден местных некроматов, да и главгерой, как позже выяснится, себе на уме. История действительно интересная и таит в себе как минимум пару сюрпризов. Главного героя в лучших традициях Half-Life за всю игру так ни разу и не покажут — все события мы наблюдаем исключительно от первого лица.

Впрочем, главное в Dark Messiah не сюжет, а геймплей. Охарактеризовать его можно одним словом — мордобой. Строго говоря, на каждом уровне от нас требуется одно: пробежать из точки А в точку Б, изничтожая по пути врагов в промышленных количествах.

Местные бои — действительно лучшее, что мы видели за последние несколько лет. Выхватив из ножен клинок, вы влетаете в гущу врагов, и начинается мясорубка. Меч со свистом рассекает воздух, пространство вокруг расчерчивают отрубленные конечности, куда-то в сторону отскакивают отсеченные головы. Даже после относительно небольшого сражения стены и пол оказываются густо залиты кровью, фонтаном бьющей из разрубленных тел. Дабы наши звериные позывы были окончательно удовлетворены, главгерой также умеет сбивать противников с ног, а затем устраивать им натуральное фаталити. Плюс, после определенного количества нанесенных ударов тут дозволено активировать в rage mode, отчего происходящее окончательно напоминает день рождения на окрестном мясокомбинате.

Радует, что для исполнения кровавых и предельно красивых трюков вовсе не нужно быть осьминогом. Управление очень дружелюбное: левая клавиша мыши — простой тычок саблей. Но если подержать ее же несколько секунд, на врага обрушится богатырской силы удар, сбивающий с ног. На правую кнопку мыши повешен блок, а легендарный пинок сапогом а-ля Дюк Нюкем закреплен за кнопочкой F.

Dark Messiah — игра богатых возможностей. Тут можно убивать противников самыми изощренными способами, стрелять из лука, использовать магию и так далее. Однако, несмотря на это, реально вы успешно можете пройти всю игру — ни разу:

  • Не ударив врага клинком. Можно уничтожать врагов фирменным приемом главгероя — богатырским пинком промеж глаз.
  • Не запустив во врага табуреткой, бочкой или любым другим предметом интерьера. Хотя разработчики позволили нам хватать и швырять практически любую вещь, делать это вовсе не обязательно, а подчас и вредно.
  • Не сбросив противника в пропасть, не наткнув его на острые пики и не поджарив на костре. Гораздо проще научиться ловко махать клинком.
  • Не найдя ни одной секретной комнаты, хотя на каждом уровне их как минимум по две штуки. Все потому, что их незачем искать: хранящиеся в тайниках сокровища предельно скудны и бесполезны.
  • Надев латы или любую другую броню. Смысла в этом нет никакого, так как бонусы от ее использования минимальны и в бою ощущаются на удивление слабо.

С другой стороны, как бы вы ни старались, вы никогда не сможете одолеть Dark Messiah, если не будете:

  • Использовать стрелы с прикрученной к ним веревкой, ибо только с их помощью можно забираться на высокие уступы и подниматься в прочие труднодоступные места.
  • Своевременно и с умом распределять полученные очки опыта. Ведь не изучив особо мощные магические трюки и удары, врага не одолеть.
  • Много и умело прыгать через самые разные пропасти. Создатели игры сделали столько ям и пропастей, что без прыжков вам просто не обойтись.
  • Метко стрелять из баллисты. Секрет, однако, в том, что делать это придется ровно один раз — в самом начале игры, чтобы одолеть тролля.
  • Выполнять дополнительные задания. За них щедро выписывают очки опыта, которые позволяют взрастить могучего персонажа. Если ограничиться только основными квестами, то к концу игры вам будет очень и очень тяжко.

Удар табуреткой

Пауки в игре встречаются в несметных количествах и вызывают острые приступа арахнофобии.

Само собой, местный экшен не стоил бы ровном счетом ничего, если бы не физика. В груди Dark Messiah бьется пламенный мотор Source (на нем, если кто вдруг не в курсе, выпестован эталонный Half-Life 2). Так вот, физика тут работает отменно. Падающие враги раскидывают в стороны кучи ящиков, ломают ветхую мебель и красиво пригвождаются стрелами, выпущенными из лука. Тотальная разрушаемость и интерактивность — чуть ли не основная достопримечательность игры. Каждый ваш удар обязательно вызывает некую реакцию окружающей среды. Если противник со свистом врезается, скажем, в шкаф, то, скорее всего, последний тут же красиво развалится, на время оглушив несчастного. Благодаря интерактивности, возведенной в абсолют, избавляться от злодеев можно десятком разных способов. Вместо размахивания клинком можно обрушить на головы супостатов многотонную стену или гигантскую статую. Легкий пинок — и на наших глазах огромные конструкции, поднимая тучи пыли, с оглушительным грохотом обрушиваются на вражьи головы.

Повсеместная интерактивность создает стойкое ощущение, что находишься в живом, реальном мире, а благодаря простору для экспериментов битвы не надоедают. В конце концов, если рубить сплеча вас все-таки утомит, всегда можно огреть противника табуреткой и посмотреть, что из этого получится.

Сосредоточившись на экшене, граждане из Arkane Studios, однако, совершенно забыли про все остальное. Дизайн уровней настолько беден, что просто не верится. И хотя начинается все бодро (один только бой на улицах осажденного города чего стоит!), уже к середине игры нас потчуют бесконечными темными пещерами, какими-то огромными усыпальницами с запутанными коридорами и снова пещерами. Плюс частенько заставляют бегать по одним и тем же невыразительным локациям.

Совсем не RPG

В такие моменты надлежит спрятать меч и аккуратно пнуть орка в костер.

Отдав все силы на создание чуть ли не лучшей экшен-механики, авторы отчего-то позабыли о прочих составляющих геймплея. В свободное от ратной жизни время все, чем вам предстоит заниматься, это бегать по уровням, изредка дергать рычаги и невероятно много прыгать. Непонятно почему, но штатные дизайнеры Arkane Studios явно питают нездоровую любовь к пропастям различных размеров. При этом научить героя прилично прыгать они так и не удосужились. В итоге он то и дело соскальзывает с выступов, сигая через ямы, постоянно то недолетает, то перелетает места назначения, с воплем устремляясь на дно. Учитывая, что здешние загрузки длятся минут по пять даже на самых мощных компьютерах, столь частые смерти персонажа доводят, натурально, до нервного срыва. После десятого по счету падения появляется стойкое желание устроить в офисе Arkane Studios натуральный Postal.

Создатели игры определяют жанр Dark Messiah как action/RPG, но на самом деле это стопроцентный экшен. От RPG тут есть только куцая возможность экипировать главного героя и кастрированное развитие персонажа.

На протяжении всей игры вы не раз найдете всякие мечи, щиты, доспехи и прочий хлам вроде волшебных колец. Все бы хорошо, только реально полезных клинков/посохов/кинжалов в игре штуки три от силы. Броню вообще можно не носить, а из всех зачарованных колец стоит надеть только то, что восстанавливает здоровье. Все остальное, кроме шуток, являет собой абсолютно ненужный металлолом.

Местные боссы умеют, что называется, запасть в душу.

Развитие персонажа устроено очень просто. За выполнение заданий на уровне вам выписывают энное количество очков, которые вы можете вложить в развитие навыков. Воины прокачивают умение стрелять из лука и орудовать мечом. Волшебники покупают новые магические трюки и увеличивают запасы маны. Ну а воры упражняются в скрытном перемещении и поиске ловушек. Очков опыта за одну игру можно набрать строго фиксированное количество, так что вырастить терминатора не получится при всем желании. Хотя их вполне хватит, чтобы успешно развиться в, скажем, воина-вора или вора-мага.

Внешне, конечно, игра выглядит дорого. Даже если на время отставить в сторону отменную физику, Source все еще держится молодцом. Отблески пламени на стенах, искры при столкновении мечей, фейерверк спецэффектов при использовании магии — на все это можно любоваться часами. Модели персонажей просто великолепны, а детализация врагов и плавная анимация завораживают. Однако, как ни парадоксально, Dark Messiah нельзя назвать красивой игрой. Все очень технологично, но как-то. без души, что ли. Художникам Arkane Studios отчего-то не хватило таланта, чтобы, используя современные технологии, соорудить действительно запоминающиеся уровни. Темными пещерами с костями и трупами сегодня уже никого не удивишь. Да и вообще складывается ощущение, что у дизайнеров была одна задача — на радость игроку расставить как можно больше всяческих конструкций для умерщвления врагов. При этом о логике совсем позабыли, и в итоге кругом торчат какие-то пики, стоят стеллажи с бочками, а костры горят в совершенно неуместных местах.

Увы, но вдумчивое бета-тестирование игр, похоже, окончательно вышло из моды. Как и в случае с Gothic 3, Dark Messiah тормозит на топовых машинах, регулярно и без предупреждений вываливается в Windows, намертво зависает, неожиданно теряет текстуры и выкидывает прочие коленца. Право слово, за подобное поведение уже давно пора сечь розгами.

Замороженного магией злодея можно метким ударом разбить на куски. Без последующего восстановления, разумеется.

Дедушка Дюк Нюкем был бы доволен.

На счету Arkane Studios, основанной в 1999 году, как ни странно, не так много проектов, как можно было бы подумать. Если совсем точно, то проект всего один — Arx Fatalis, ролевая игра, вышедшая в декабре 2002 года.

Если присмотреться, то между Arx Fatalis и Dark Messiah окажется много общего. Тот же вид от первого лица, та же жестокая и мрачная атмосфера и даже возможность использовать практически любой предмет в качестве оружия пришли в Dark Messiah именно из первого проекта Arkane.

Arx Fatalis также запомнилась не самой стандартной ролевой частью. Например, очки опыта выдавали не за тупое убийство врагов, а за выполнение заданий, которые, в свою очередь, отличались внушительной сложностью и вполне сгодились бы для какого-нибудь хардкорного квеста. Ну а еще все заклинания в Arx Fatalis надо было рисовать самолично, мышкой. Точно так же, как в незабвенной Black & White. Игра отчего-то не обрела всенародную любовь, но некоторую культовость все-таки заслужила.

Враги в Arx Fatalis удивительным образом похожи на тех, что мы увидели в Dark Messiah.

Если вспоминать разочарования, постигшие нас в 2006 году, то не хватит пальцев двух рук. Dark Messiah, конечно, ни в коем разе не провал, но очень неоднозначный проект. Соорудив лучшие рукопашные сражения, с толком использовав физику, разработчики как-то позабыли обо всем остальном. По сути, ничего, кроме ярких битв, Dark Messiah предложить не может. Десяток тоскливых в дизайнерском плане уровней, пресный (в свободное от боев время) геймплей да ворох малоприятных ошибок. Мы тут надраили мундиры и готовились было встретить чуть ли не идеальную игру, а получили крепкий экшен с зияющими дырами в геймплее и дизайне. Играть, безусловно, можно и нужно, но вакансия «Игра года» по-прежнему остается открытой.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей : 8.0

Графика: 9.0

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Соорудив потрясающую экшен-часть, граждане из Arkane Studios совершенно забыли обо всем прочем. Так что получилась очень крепкая, но далеко не идеальная игра.

Читайте также: