Damnation обзор игры

Обновлено: 04.07.2024

При помощи Make Something Unreal в мире регулярно становится на несколько компьютерных игр больше. В 2005-м гран-при забрала Red Orchestra, которая позже появилась в статусе самостоятельного коммерческого проекта. Но мало кто знает, что второе место тогда заняла Damnation от студии Blue Omega. Так вот, недавно стало известно, что скоро ей тоже посчастливится стать полноценной игрой.

Дикий, дикий Запад

Так, должно быть, выглядел бы фильм Easy Rider, если бы его римейком занялись братья Вачовски.

С виду Damnation выглядит степенным, дорогим блокбастером, но по сути это невероятно сумасшедший боевик. Ближайший культурный ориентир — кинофильм Wild Wild West с Уиллом Смитом («Дикий, дикий Уэст» в российском прокате). Damnation — это Гражданская война в США между Севером и Югом, рассказанная при помощи мотоциклов, самолетов и роботов. Создавая некоммерческую модификацию, Blue Omega постоянно били себя по рукам и ограничивали собственный полет фантазии: не хватало бюджета и ресурсов. Так что большинство идей было реализовано примерно на 40%. В новой игре они наконец разовьют весь заложенный в Damnation потенциал.

Сюжет тем не менее останется практически тем же. В течение 20 лет государство под странным названием Владычество (Sovereignty) страдает от кровопролитной гражданской войны. Националистская армия Севера и Коалиция Юга истощены до предела — ни у тех, ни у других нет сил, чтобы продолжать боевые действия, не хватает ни людей, ни амуниции. Воспользовавшись критическим положением противоборствующих сторон, в конфликт вступает третий участник — инопланетяне. То есть, простите, корпорация Prescott Standard Industries (в оригинальной модификации — Prescott Steam Industries). Ведомая своим основателем по фамилии Прескотт, компания делает серьезную заявку на подчинение себе всего государства.

Подобное положение дел всегда является отличной предпосылкой для возникновения партизанских повстанческих организаций. Членом одной из таких партизанских ячеек, называющейся «Миротворцы» (Peacekeepers), является главный герой, настоящий ковбой в шляпе капитан Гамильтон Рурк. Он чудом выжил после атаки на свой отряд, в результате которой погиб весь батальон. Кроме жажды мести, Рурком движет желание найти свою невесту, пропавшую без вести во время войны.

На бреющем полете

Девушку зовут Yakecan, и она является главной причиной, по которой в игру решили добавить вид от третьего лица.

Damnation обещает сделать с паркуром то, что до сегодняшнего дня никому просто не приходило в голову. Это масштабнейший экшен, помноженный на гигантские уровни, которые можно несколько часов исследовать пешком или преодолеть за считанные минуты при помощи различных трюков.

После Assassin’s Creed нас вряд ли можно удивить возможностью залезть на любой выступ, но в Damnation пространство вертится как кубик Рубика. Вертикальное скалолазание, скачки по крышам, перестрелки в полете — Damnation, кажется, содержит в себе всю самую умопомрачительную акробатику, какую только можно представить.

Для этого к понятной, в общем-то, комбинации «экшен + паркур» Blue Omega добавляет транспортные средства. Мало того, здесь не просто есть машины, мотоциклы и шагающие роботы — на них также распространяются все трюки. В частности, есть редкая на сегодня возможность проехаться на мотоцикле… по отвесной стене! Или вот еще смертельный номер: герой может разогнаться по узкому горному плато, вылететь на мотоцикле в пропасть, поймать момент, ухватиться за удачно свисающую веревку и полететь на ней дальше.

Кроме мотоциклов, пока обещаны только ATV (квадроциклы), но мы также лелеем надежду увидеть планер, который фигурировал в моде (там вся техника присутствовала исключительно в неинтерактивных кат-сценах). На вид планер являл собой два фанерных крыла с пристегнутыми к ним паровыми моторами.

Стимбой

Транспорт в Damnation — не столько роскошь, сколько необходимость: в некоторые области попросту будет невозможно попасть пешком. Но при этом модное слово «паркур» авторам явно знакомо.

Для любителей играть плечом к плечу с напарником припасен кооператив на два лица.

Рурк будет перепрыгивать через пропасти, лазить по стенам невероятно высоких зданий, влетать в открытые окна. В модификации большинство таких приемов было фактически заскриптовано: например, там, где игрок мог совершить затяжной прыжок, в воздухе ненавязчиво висело светящееся перо, а подтягиваться разрешалось только на определенных балках.

В новой версии мы явно будем чувствовать себя гораздо свободнее — пространство для вертикального передвижения станет гораздо шире. Но вот что интересно: в отличие от большинства подобных игр, враги обучены гнаться за вами, выполняя все те же самые трюки! То есть как бы далеко или высоко герой ни забрался, противники будут преследовать его до конца.

А вот живая иллюстрация того факта, что не одни вы будете обучены тонкостям общения с окружающим пространством.

Более того, они обучены командному взаимодействию. Лидер команды (да-да!) сможет распределить обязанности: скажем, пятеро откроют огонь по Рурку, отвлекая внимание игрока, в то время как двое бандитов полезут в обход, на соседнюю крышу.

Кстати о врагах. Среди них замечены обычные солдаты, какие-то ниндзя с песьими головами и даже паровые роботы. В модификации эти монстры регулярно выходили из-под контроля, убивая своих хозяев, так что на них приходилось тратить все свое тяжелое оружие.

Оригинальный мод мог похвастаться только тремя видами вооружения, зато все они были как на подбор: коллекционные авторевольверы с четырьмя барабанами, арбалет (с детонирующей боеголовкой на стрелах) и паровая пушка (эталонное оружие стимпанка). К этому списку теперь должны добавить еще несколько видов огнестрельного оружия, а также чутко реагирующие на движение мины.

Наконец, заключительный штрих. Рурк периодически впадает в транс, его обволакивает синее пламя, благодаря чему он начинает видеть силуэты врагов сквозь стены. Это называется Spirit Vision.

Такой возможности в модификации тоже не было, зато Рурк обладал умением Spirit Walk (с почти идентичным названием и схожей функцией ее чуть позже используют в Prey): герой действительно начинал видеть врагов сквозь стены, но этим дело не ограничивалось — противников можно было брать под свой ментальный контроль! Типовая ситуация выглядела следующим образом: у края скалы сидят двое врагов, игрок вселяется в одного из них, убивает другого, а потом с разбегу бросается первым в пропасть. Или вот еще вариант развития событий: один из отдыхающих внезапно ранит другого, потом игрок удаляется из его сознания и со стороны наблюдает за дружеской потасовкой.

Хотя разработчики не подтверждают Spirit Walk, мы ни за что не поверим, что они не включат это умение в игру. Прыгать навстречу смерти из геймплейных соображений последний раз дозволялось, кажется, в Messiah (2000).

Damnation — игра, развивающая два важных современных тренда. Во-первых, паркур — в привычную уже формулу добавится техника, а это уже интересно. А во-вторых, серьезный рывок вперед молодых и независимых разработчиков, о которых мы не устанем писать, кажется, никогда. Так же, как не устанем повторять, что сейчас самое удачное время, чтобы попробовать присоединиться к нашей большой и прекрасной индустрии.

Справедливости ради надо заметить, что Blue Omega — вовсе не безобидное товарищество энтузиастов, а серьезная медиакомпания, у которой в портфолио имеется два кинофильма. Но это, правда, не помешало им зайти к играм через общую дверь — через доступный каждому конкурс. Включая вас.

Будем ждать? Промышленное скалолазание в декорациях Гражданской войны в США. Плюс роботы, паровые машины и возможность прокатиться на мотоцикле по отвесной стене.

Говорят: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Стимпанковский экшен Damnation от Blue Omega Entertainment с блеском доказывает: да, это чистая правда. Ведь с английского ее название переводится как «проклятие».

Будь проклят тот день

Изначально это был мод для Unreal Tournament 2004, занявший второе место на конкурсе Make Something Unreal. Состязание проводилось самой Epic Games, авторами движка Unreal Engine, на третьей версии которого сделана игра. Перспективных разработчиков приметили в Codemasters, и все завертелось.

По форме Damnation получилась смесью Tomb Raider и Prince of Persia в декорациях альтернативной Америки, гражданская война в которой сильно затянулась. В тот момент, когда северяне и южане до предела истощены, на сцену выходит корпорация PSI и пытается подмять под себя всю страну — не без помощи огромных пушек и наркотического вещества, известного лишь под названием serum («средство», «состав»), в небольших дозах улучшающего рефлексы, а в больших — превращающего людей в монстров. Наш герой Гамильтон Рурк в компании четырех друзей ищет свою возлюбленную, а заодно мстит корпорации за давние обиды.

На первом же уровне игра демонстрирует свой главный и чуть ли не единственный козырь: огромные пространства и относительную свободу в их преодолении. С той же Assassin’ s Creed, правда, не сравнить: все возможные пути просчитаны дизайнерами заранее, и обмануть их не получится. Однако способов добраться из точки A в точку Б всегда несколько. Акробатика в Damnation — половина игры. Отскочить от стены, зацепиться за карниз, прыгнуть на фонарный столб, взобраться повыше, переметнуться на крышу, оттуда по канату съехать к другому зданию и влететь в дом через окно — в Damnation такое делают каждое утро перед завтраком вместо зарядки. При этом ваша цель обычно еле-еле виднеется где-то далеко внизу (или вверху) и с такого расстояния больше всего похожа на игрушечный конструктор, а по мере приближения превращается в огромную башню или целый городской район. Damnation — очень масштабная игра, в этом ей не откажешь.

Рурк, сшибая фонарики, несется навстречу взрывам. Пожалуй, единственный срежиссированный момент в игре, не считая кат-сцен.

Дальше начинаются проблемы. Помимо акробатики разработчики нашли только один способ хоть немного развлечь игрока: в каждой из пяти глав нам дадут покататься на мотоцикле. На нем даже можно ездить по отвесным стенам, но только в строго отведенных для этого местах.

В остальное время (а это десять часов минимум) игроку предлагается скакать по полуразрушенным зданиям, лазать по канатам и участвовать в отвратительных перестрелках. Об экшене в Damnation разговор особый. Слово «ужасно» не может передать всю ту гамму чувств и эмоций, которые возникают, когда вас заставляют доставать оружие из кобуры. Стволы не проработаны: их не видно, их почти не слышно и из них очень сложно в кого-нибудь попасть с расстояния более десяти метров. Cами враги одинаково неинтересны (сделать неинтересных паровых роботов — это надо очень сильно постараться), cкверно анимированы и очень неохотно реагируют на попадания. Частенько болванчики даже на игрока внимания не обращают (особенно — если атаковать их издалека, например при помощи снайперской винтовки), топчутся на месте и застревают в окнах. Наконец, ни о каком вертикальном мышлении, которым так хвастались разработчики, речи не идет. Никто не прыгает по крышам, не скользит по натянутым канатам, не высовывается из окон с револьвером наперевес. Противники сидят на месте и ждут своей очереди, а получив пулю в грудь — отбегают на несколько шагов в сторону. Но не дай бог вам ворваться неподготовленным в комнату, где окопался вражеский солдат. Моргнуть не успеете, как на экране появится надпись Game Over. Видимо, сообразив, сколько лучей ярости пошлют им игроки, разработчики одарили героя спиритическим зрением. В этом режиме он может видеть силуэты противников сквозь стены. Но даже здесь удалось напортачить: включается спецзрение около пяти секунд, а пользоваться им надо часто, если хотите выжить.

Попариться не желаете?

Снайперская винтовка — самое ценное оружие. Без нее пройти некоторые моменты практически невозможно.

Кривые перестрелки — далеко не единственная проблема Damnation. Создается четкое впечатление, что люди, ее создававшие, очень, очень плохо представляют себе, по каким законам сейчас делаются игры. Они составили список того, что должно быть в их продукте, и реализовали его по принципу «лишь бы работало», при этом никак не увязав разные пункты программы друг с другом. Огромные уровни заставили одними и теми же полуразрушенными домами и раскрасили в серо-коричнево-зеленые тона, навевающие уныние и скуку. Дизайн локаций отрицает законы логики в угоду акробатике. Лестницы ведут в никуда, везде понатыканы балки и карнизы непонятного назначения, никаких нормальных способов передвижения нет. Наверное, люди Новой Америки добираются на работу, прыгая из окон на столбы, качаясь на канатах и карабкаясь по стенам гигантского котлована до нужного цеха или лаборатории. Сами легкоатлетические упражнения позаимствованы из Tomb Raider до мельчайших подробностей, включая стойку на руках (конечно, не такую грациозную, как у Лары Крофт) при подтягивании на очередной карниз. Но с шутером увязать акробатику не получилось, оттого сильно пострадало управление — в кнопках частенько путаешься, и, вместо того чтобы, например, залезть в окно, герой может скакнуть в сторону. Есть в Damnation и столь модный теперь кооператив, но ни одной ситуации, в которой для победы требуется слаженная работа двух игроков, так и не придумали. Да и сложно себе представить человека, который захочет поделиться такой игрой с другом.

С сюжетом вообще беда: за классической завязкой следует набор из откровенного бреда и клише. В одну историю сценаристы сумели увязать профессора, у которого есть дочка-киборг, индианку-целительницу с синими татуировками на спине, ее брата-провидца, излишне горячего испанского мачо и какое-то несусветное количество глупых диалогов и монологов. По количеству неуместных фраз явно лидирует дочка-киборг. Каждые пять минут она с невероятным трагизмом в голосе выдает какую-нибудь пафосную речь («Несчастные создания! Надеюсь, сестры молятся за мои грехи!»). Герои Damnation так усердно пытаются показать нам свои характеры, что начинают натурально раздражать и напрашиваться на пулю в лоб. Жаль, что возможности укокошить партнера не предусмотрено.

На безрадостный фон наслаиваются глупости калибром поменьше. Разработчикам невдомек, что давно прошли те времена, когда надо было вызубривать какой-то эпизод игры, чтобы его пройти. Они не знают, что исход битвы с боссом должен решать опыт игрока, а не удача. Им непонятно, как раздражает необходимость раз за разом проходить половину уровня из-за глупых смертей и недостатка чекпойнтов. Они не в курсе, что слушать десять часов пропаганду PSI, звучащую из громкоговорителей вместо нормальной игровой музыки, утомительно. Как им, в конце концов, объяснишь, что с таким тяп-ляп-подходом к созданию игр они вряд ли добьются каких-то ощутимых успехов. Тут такого вопиющего хамства не любят.

А это финальный босс. На картинке выглядит гораздо интереснее, чем на самом деле.

Только поездки на мотоциклах в Damnation могут доставить хоть что-то, похожее на удовольствие.

На словах Damnation звучит великолепно. Огромные уровни, акробатика, вертикальный экшен, револьверы с четырьмя барабанами и езда на мотоциклах по стенам — сказка, глоток свежего воздуха. Реальность гораздо суровее. Спустя несколько минут после старта выясняется, что из интересного в игре только открытые локации и внешние атрибуты стимпанка. Все остальное в лучшем случае вызывает недоумение. Унылые пейзажи, отвратительные персонажи, клишированный сюжет, ужасные перестрелки, неудобное управление и огромное количество детских геймдизайнерских ошибок будут сопровождать вас на протяжении всей игры. Если вы, конечно, настолько бесстрашны, непоколебимы и упорны, чтобы пройти ее до конца.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 20%

Геймплей: 3

Звук и музыка: 3

Интерфейс и управление: 4

Дождались? Акробатический экшен в декорациях стимпанка, напрочь загубленный разработчиками из-за непонимания того, по каким законам живет современная игровая индустрия.

Местами кажется, что главный герой начнет сейчас томно постанывать — настолько Damnation похож на Tomb Raider.

Damnation относится к тому типу игр, которые на бумаге выглядят совершенно завораживающим образом. Стимпанк, альтернативная история, вертикальный экшен, езда по отвесным поверхностям, паркур — этим летом (см. эксклюзивное превью в «Игромании» №5’2008) мы были максимально вдохновлены.

Знакомство с живой игрой сработало как холодный душ — внешне Damnation выглядит как крепкий b-шутер от третьего лица, не больше. Но тут важно не забывать про «эффект Call of Juarez», когда слабая на первый взгляд игра к всеобщему удивлению оказалась очень даже ничего. Поэтому мы взяли в руки геймпад и стоически доиграли до победного конца.

Главная проблема Damnation состоит в том, что все ее составляющие изолированы друг от друга. Заезды на мотоциклах по вертикальным поверхностям действительно есть, но они оказались отдельными этапами: завести машину и рвануть на ближайшую стену в любой момент не получится. И совершенно зря, потому что второй особенностью Damnation являются действительно гигантские уровни и вертикальное перемещение по ним. Типичный туториал тут выглядит следующим образом: вы стоите на краю ГИГАНТСКОЙ пропасти, где-то вдалеке виднеется мост, который надлежит взорвать. Как перебраться через каньон — решать вам. Подходов действительно несколько, но все они, к сожалению, заранее просчитаны дизайнерами: игру не перехитрить. После непродолжительных блужданий мы обнаружили натянутый трос и благополучно переправились с его помощью на другую сторону.

Blue Omega планируют активные co-op-действия, но по сравнению, например, с Army of Two предложить Damnation явно нечего.

И тут начался экшен, на первый взгляд не лучше и не хуже, чем в любой другой игре. Зато при внимательном изучении у Damnation все-таки открывается второе дно. Практически на каждую поверхность, каждый столб, балкон или выступ можно вскарабкаться и что-нибудь оттуда изобразить. Герой очень лихо стреляет по врагам, уцепившись одной рукой за колонну, исполняет подъем переворотом, что ваша Лара Крофт, и чувствует себя на поле боя довольно вольготно. «Крыша — это ваше новое укрытие в Damnation! Мы заставим вас думать вертикально!» — грозят Blue Omega, пока мы скачем с одного уступа на другой. То же самое, теоретически, делают и противники: уровни в Damnation устроены как слоеный пирог: кто-то неожиданно спускается с третьего этажа, кто-то палит по вам с четвертого из снайперской винтовки, враги прыгают с балконов, лезут по лепнине и прочим поверхностям.

На словах это звучит как «Assassin’s Creed c пистолетами», но в реальности это скорее такая стимпанк-версия Tomb Raider, где приходится много стрелять. То есть вся акробатика, все ваши возможности заранее продуманы и прописаны, и залезть на выступ, который не предусмотрели геймдизайнеры, невозможно. К счастью, продумано и прописано действительно много. Blue Omega любовно конструируют уровни, они и правда похожи на многоэтажную игровую площадку: враги как тараканы разбегаются по этажам, прячутся, скачут по перекладинам, и уследить за всем, что происходит вокруг, довольно сложно. Для этого тут предусмотрена Spirit Vision — специальная возможность, позволяющая видеть противников сквозь стены и различные элементы декора. По замыслу авторов Spirit Vision должна заменить вам мини-карту.

Положа руку на сердце, главным достоинством Damnation на сегодня видится ее эстетика. Это классический в общем-то гибрид стимпанка и альтернативной истории: гражданская война в США растянулась до десятилетия, в XX веке на арене появляется корпорация Prescott Steam Industries, которая, вооружившись армией паровых человекоподобных роботов, грозится стереть с лица земли и Коалицию Юга, и Национальную армию Севера. Ничего опять же сверхъестественного, но мир Damnation исполнен с любовью, вниманием к деталям и явным знанием дела.

Словом, несмотря на явное понижение статуса, Damnation можно и нужно ждать. Это любопытный и местами очень бодрый шутер от третьего лица, главная задача которого на сегодня — выйти на PC до того, как сюда соберется Gears of War 2. А это, будьте уверены, случится.

Будем ждать?

— Tomb Raider встречается с Gears of War. Не так революционно, как казалось сначала, но все еще любопытно.

— Стимпанк плюс альтернативная история: согласно сюжету гражданская война США благополучно докатилась до XX века.



Damnation -
одна из тех игр, которые на словах выглядят вроде бы хорошо, а вживую - не
очень. Кажется, тут и Unreal Engine 3 со своими графическими прелестями, и
нетривиальный сюжет с интересной стилистикой паропанка, и любопытные элементы
«вертикального шутера», и даже свободное перемещение по уровню на манер модного
ныне паркура. Что не так? Разбор полетов - прямо по курсу.


Чем
выше залезешь, тем больнее падать


Damnation,
напомним, начиналась как обычный фанатский мод к Unreal
Tournament 3, который команда энтузиастов из Blue Omega, до этого
засветившаяся в производстве нескольких второсортных фильмов ужасов, привезла
на фестиваль модостроителей Make Something Unreal. Шишки из Epic Games тогда
решили поддержать молодых разработчиков не только морально, но и звонкой
монетой, а вскоре и вовсе освободили проект от оков UT3. По
всей видимости, напрасно.


insertLinkedImg


Уже с первых минут игры Damnation поражает
своей архаичностью и примитивностью. И дело касается не только картинки. Главные
фишки геймплея - прыжки через обрывы и лазание по отвесным поверхностям - выглядят
просто убого. Выполнять все эти выкрутасы, нашпигованные незрелищными
акробатическими трюками, скучно до зевоты. И если бы была, хотя бы, обещанная
нелинейность.


insertLinkedImg


. Если бы она была, можно было бы
отыскать здесь маленький намек на паркур. Одинаково линейное прохождение всех
без исключения локаций с планомерным отстрелом туповатых супостатов - это все,
на что способна Damnation. Тут
мы лезем по стене, там ползем по тросу, на пару минут отвлекаемся на навязчивых противников, затем отстреливаем
подпорки очередного моста, перебегаем его и повторяем эту формулу еще не один
десяток раз.


insertLinkedImg


Роботы
на Диком Западе


Впрочем, геймплей время от
времени преподносит сюрпризы: несколько раз нас посадят за руль мотоцикла,
умеющего колесить по отвесным стенам, разрешат пострелять из турелей или
откроют дверь в кабину мощного парового робота. Но на общую унылую картину это
мало влияет. Что касается перестрелок, то они могли бы стать куда более динамичными
и зрелищными, если бы не глупые враги, способные только тупо бегать по уровню. Да
что уж там, авторы разместили на локациях много укрытий, но не позволили нам
использовать их в полной мере, к примеру, прятаться и стрелять, высовываясь
из-за угла на манер Gears of War.


insertLinkedImg


Конечно, у Damnation
есть
свой шарм. Только вот заметить его ой как непросто. Но мы все же попытались и вот, что у нас получилось. Во-первых,
стимпанковская стилистика на фоне Дикого Запада смотрится очень необычно и
оригинально. Сама же идея «вертикальных перестрелок» тоже свежа, но в геймплее
она задействована не так хорошо, как хотелось бы. Видно, что авторы с головой
увязли в собственных задумках и толком не реализовали их. Многие, обещанные на
стадии разработки, революционные находки присутствуют, но они банально не
доведены до кондиции и выполнены очень сыро.


insertLinkedImg


Сюжет захватывает, рассказывая
нам альтернативную историю недалекого прошлого. Однако авторам все равно не
удалось избежать штампов про крутых парней и похищенных девушек. Сценарий
закручен вокруг Гражданской войны в США, после окончания которой корпорация
Prescott Steam Industries пытается подмять под себя всю страну при помощи
роботов.


insertLinkedImg


Авторы поторопились, им надо
было еще работать и работать над своей игрой. Сейчас она больше напоминает недозревший
фрукт - может, кто и попробует, только потом будет долго плеваться. «Вертикальный
шутер» представлен здесь как обычный экшен со стрельбой из автоматов и
преодолением препятствий. Несмотря на использование Unreal Engine 3 разработчики ухитрились
сделать убогую картинку с бедной детализацией моделей. Перестрелки, акробатика
и прочие геймплейные радости, включая управление, банально недоделаны и
выглядит на уровне недоработанной бета-версии.

Читайте также: