Crying suns обзор

Обновлено: 06.07.2024

Стандартно, начнём с сюжета:

На дворе приблизительный 2800 год. Человечество погрязло в технологиях, да так сильно, что, буквально, всё производство, медицина и выращивание еды отдано в механические руки ОМН-И - экзоскелетам, управляемые искусственным интеллектом. ОМН-И выполняют абсолютно всю работу и человеческая раса стала зависима от машин, как вдруг, однажды, все ОМН-И таинственным образом отключились и в Империи начинается хаос. Человечество, буквально, вымирает из-за собственной немощности, в космических секторах появляются пираты, агрессивные мутанты, а некогда доблестные войска стали терроризировать колонии. Но на крошечный планете на отшибе вселенной, находится маленькая планете Геенна, на которой расположен секретный, изолироаванный, стратегический объект - клонировальный завод. Там и начинаются события игры, когда один из ещё функционирующих ОМН-И по имени Калибан пробуждает клона второго человека после императора Оберона - адмирала Элиса Айдахо.

Геймплей:

Те, кто знает игру Faster than Light, отмечают , что Crying Suns берёт уже знакомую концепцию геймплея, да и студия-разработчик Alt Shift не скрывают своего вдохновения игрой FTL . Для остальных, кто не знаком ни с одной, ни со второй игрой, то игра представляет жанр роуг лайт, с возможностью выбора сложности, а возможная смерть вплетена в сюжет и геймплей. Мы, выступая в роли адмирала звездолёта, управляем космическим экипажем и путешествуем по космическим секторам.

В конце каждого сектора, флот поджидает босс. По пути происходят случайные события: стычки с пиратами или местным аналогом рейдеров, встреча с местными жителями и тд. Каждый звездолёт под нашим управлением имеет свои характеристики и особенности, что и формирует дальнейшую стратегию боя. Свою посудину можно улучшать с помощью утиля - универсальный ресурс для торговли или прокачки.

Ну, ещё важно топливо. Бои происходят в реальном времени, но в бою присутствует возможность ставить время на паузу. Во время боя, мы вставляем свою эскадрилью и даём им команды атаковать один из отсеков вражеского судна.

Из минусов стоит отметить, что случайные события начинают повторяться довольно часто. Кто-то даже отмечает, что за одно прохождение натыкался по три раза на одно и то же, что немного портит впечатление. Так же, игра подразумевает тактические сражения, но вскоре оказывается, что этой тактики, как таковой и нет, и всё сводится к тому, кто же кого быстрее уничтожит и не подпустит к себе вражескую эскадрилью. Ну и финальный минус: реиграбельность. Да, в этом плане игра явно уступает FTL , но превосходит её своим сюжетом с тремя концовками.

Визуал игры:

Игра выполнена в приятном, пиксельном стиле, но в двухмерной графике, присутствуют и немного трёхмерных эффектов. Планеты может и не выглядят натурально, но именно в этой игре, космос выглядит по-настоящему бескрайним, холодным и не приветливым.

Иногда, начинаешь ловить себя на мысли, что начинается лёгкое волнение. Вкупе с визуальным стилем, довольно атмосферным саундтреком и совсем не весёлым сюжетом, всё происходящее начинает давить. Начинаешь ощущать себя маленькой песчинкой в бескрайних просторах, где вечность лишь мгновение.

Заключительный слова:

Crying Suns весьма амбициозный и качественный проект для студии, состоящей всего из 11 человек. Да, может в игре есть свои недостатки, но она может стать неплохим развлечением на несколько вечеров. Но даже такой, небольшой проект скрывает в себе мрачный и интересный сюжет, собирающийся по крупицам по ходу прохождения. Можно наблюдать, как некогда величественная Империя людей, как и вся человеческая раса, неуклонно движутся к своему вымиранию. Из всех ресурсов, ценится начинают лишь утиль и топливо, а человечество сможет протянуть такими темпами максимум 10-15 лет. Весь сюжет, словно, пропитан некой космической мистикой и в конце адмирал предстоит сделать один из трёх выборов, каждый по-своему не однозначен и не идеален:

Но каким бы ни был выбор, по сути он не важен. Ведь в конце, останутся лишь пустота космоса и холодный свет далёких звёзд.

Бесконечный мертвый космос. Пространство колоссальных расстояний. Бездна, лишенная атмосферы. Территория холодного мертвого света. Я опустил взгляд на свои пиксельные руки тщетно пытаясь разглядеть пальцы. Я завидую космосу — он куда более детализирован, чем наш хрупкий неконтрастный человеческий мир.

- Калибан, что я вижу перед собой? — я прищурился, пытаясь разобраться в мозаике из коричневых цветов с вкраплениями ярких лампочек, которая висела перед экраном корабельного мостика.

Непонятное механическое чудище со множеством щупалец, тянущихся из червеобразного тела, приподнялось и наклонилось ко мне. Затем повернулось к месиву за окном.

- Адмирал, это пиратский корабль, — роботизированным голосом проскрипело оно.

- Так-так-так, — почесал голову я, — И чего оно хочет?

Диафрагмы множества окуляров чудища сузились.

- Пират предлагает нам заплатить выкуп, чтобы не разносить нас на мелкие кусочки. Не меньше единицы НЕО-Н, — ответил Калибан.

- Ага.. хорошо.. — кажется, этого события не было в моей таблице путешествий, поэтому я не знал, какое решение будет оптимальным, — Полагаю, нужно прикинуть наши ресурсы, чтобы решить, что делать, верно я говорю?

Офицеры, стоящие по струнке справа от меня, казалось, вытянулись еще выше. Грудь лейтенанта Фернандез вздымалась и спадала в такт ее дыханию. Она с обожанием смотрела на меня, ожидая приказов. Я с трудом отвел от нее взгляд и попытался сконцентрироваться на пиратском корабле. Тщетно.

- У нас 2 единицы НЕО-Н, 75 кусочков scrap’а, 5 десантников, которые тоже какого-то хрена являются ресурсом, парочка пиксельно-сексапильных офицерш женского пола, 1 киборг-солдат с кучей навыков, покрывающих большинство проверок и 2 лазерных бура, одинаково эффективных как против кораблей так и корпуса флагмана. Не то, чтобы все это было необходимо для того, чтобы добраться до босса сектора и получить очередной кусок сюжета, но если уже начал, то почему бы не закончить? Единственное, что меня по-настоящему беспокоило — это состав наших флотилий. Нет ничего более беспомощного, безответственного и жалкого, чем куча дронов против истребителей врага. Рано или позно такой дисбаланс может привести к поражению, — перечислил я.

- Вы примете решение, адмирал? Император ждет, а наши запасы не бесконечны! — напомнил о себе Калибан

- Да погоди ты! — махнул я рукой, — Нужно же все прикинуть, рассчитать, удостовериться! Это же сложная игра про менеджмент ресурсов, управление рисками, контроль жадности и адаптацию к рандому! Этот жанр не терпит спешки…

Быстрым движением Калибан прыгнул вперед, повалив меня на холодный пол корабля. Его щупальца ударили в опасной близости от головы, а окуляры сфокусировались на моих глазах, выжигая их едким зеленоватым светом.

- Как же ты меня достал, адмирал Айдахо! Почему ты такой медленный?! Почему ты застреваешь перед каждым чертовым случайным событием?! Они же постоянно повторяются! Жить не можешь без подсказок? Да у тебя память как у золотой рыбки что ли? Конкретно этот корабль — уже третий за экспедицию!

- Заткнись, просто заткнись! Мы уже в 20-ый раз умираем из твоей некомпетентности как капитана этого корабля. Что будет на этот раз? Проиграешь в примитивнейшую игру камень-ножницы-бумага? Отдашь офицера на съедение каннибалам? Купишь фальшивую карту сокровищ? Сольешь последний лом за две строчки сюжета?

- Справедливости ради, — спокойно сказал я, — состав флотилии от меня не зависит и если станции считают, что можно сражаться исключительно дронами и крейсерами, то так тому и быть!

- Да ты полный идиот! Оберон создал меня не для того, чтобы так часто умирать из-за какого-то придурка, решившего поэкспериментировать с начальным кораблем! Почему ты никак не поймешь, что лучший корабль — это самый первый? Что подавляющее большинство улучшений не имеют смысла и лом нужно тратить только на флот и оружие? Что маршрут внутри сектора отличается количеством событий, а не их типами, из-за чего нет смысла выбирать системы без аномалий! Что нет никаких билдов и все всегда сводится к одному и тому же!

Калибан отстранился от меня и забился в угол, металлически всхлипывая и гудя.

- Как ты не поймешь, что это не ФТЛ! Не ФТЛ! — стонал он.

Я осторожно подошел к нему и погладил по щупальцу.

- Ну-ну, дружище, — сочувственно произнес я, — У этой игры таки есть одно неоспоримое преимущство перед ФТЛ. У нее есть ты! У нее есть сюжет! Копирующий Дюну и отчасти Гиперион, но есть же!

- Да разве я хотел такой жизни…, — хныкал Калибан.

Я вздохнул и вновь принялся разглядывать пиратский корабль на фоне бескрайнего космоса. Годы идут, а никто не может нормально скопировать ту самую легендарную игру. Зачем они добавляют в формулу то, что не работает? Почему они выкидывают из нее то, что работало? Почему два человека оказались способны сделать то, что не могут целые студии? Загадка куда более интересная, чем причина отключения ОМНИ в этой галактике…

Пока в FTL вы тушили очередной пожар в двигательном отсеке, вам не приходило в голову: «Отличная игра, но вот бы сюда добавить побольше диалогов, тактические бои эскадрилий и высадки на планеты»? Нет? А вот авторы Crying Suns рассудили именно так.

Для начала — небольшая предыстория. Идея Crying Suns появилась в 2015 году. В июне 2018 французская студия Alt Shift в составе 11 человек вышла с этим проектом на Кикстартер. Кампания завершилась более чем успешно — удалось собрать свыше 72 000 при заявленных 25 000€ .

В сентябре 2019 состоялся релиз в Steam. Игра была тепло встречена журналистами и уже успела получить несколько сотен положительных отзывов от игроков.

С самого начала команда Alt Shift не скрывала своего увлечения FTL. В основу Crying Suns легла уже знакомая формула популярного косморогалика: летаем от одной звезды до другой, укрепляем свой кораблик собранным в космосе мусором, вербуем команду и с боями прорываемся все дальше и дальше, к заветной цели. Даже ресурсы в Crying Suns те же: утиль — для прокачки и торговли, топливо — для перемещения, и команда — для десантных высадок. Но авторы добавили и пару новых слагаемых — тактические бои и драматичный сюжет.

О сюжете хочется поговорить в первую очередь. Запуская rogue-lite с процедурной генерацией мира, как-то и не ждешь от него захватывающей истории… Поэтому Crying Suns цепляет с первых минут.

С погружением в мир все отлично. Чего только стоит плавный переход из главного меню непосредственно к процессу игры. У нас сразу появляется масса вопросов. Что случилось с настоящим Эллисом Айдахо? Клон не помнит подробностей, а дроид не может ответить на наши вопросы. Что случилось с Империей? Как вообще устроен этот мир. Надо разобраться!

Пиксельная графика тоже отлично работает на погружение. Персонажи, планеты, кораблики — все выдержано в единой стилистике с приятными деталями. Чувствуется масштаб и правдоподобность. Любоваться космической панорамой из-за плеча адмирала — одно удовольствие. Картину не портят даже скупые анимации, скорее, они идут на пользу суровому и чуть безумному духу здешнего постапокалипсиса.

Игра разбита на несколько глав. В каждой из них мы пролетаем по 3 секторам замкнутых звездных скоплений, перемещаясь от одного светила до другого. Внутри системы можно свободно летать между планетами, каждая из которых представляет собой точку интереса.

После 2—3 гиперпрыжков можно понять, что Империя переживает не лучшие времена. В своем путешествии наш корабль встречает мирные гражданские суда, торговые форпосты, космические станции и колонии на планетах. Каждая такая встреча — короткая история. Иногда драматичная, с моральным выбором. Иногда мимолетная.

Для обследования некоторых точек интереса необходимо организовать наземную экспедицию на планету. Можно выбрать, кто из офицеров возглавит высадку. Перед отправкой мы видим прогноз операции — будет ли ранен командир, сколько десантников он потеряет в операции, сколько добычи соберет… Выбираем самого подходящего — и дальше все происходит автоматически, без нашего участия.

Об офицерах стоит рассказать поподробнее. Первых двух вы можете включить в команду на старте очередного забега по системам, остальных — подбираете по пути. Каждый обладает 2—3 навыками, которые будут полезны в космической одиссее, вроде компьютерного взлома, пилотирования, скрытности, взрывных работ и т. п.

Навыки офицеров открывают специальные реплики при прохождении случайных событий и используются в наземных экспедициях. Некоторые персонажи, при назначении на системы корабля, могут давать пассивный бонус, вроде регенерации обшивки или ускорения перезарядки орудий.

Конечно же, космос кишит агрессивно настроенными кораблями. На первый взгляд, враждебных фракций много: и религиозные фанатики, и мутанты, и аугментированные вояки, и генно-модифицированные декаденты и старые-добрые космические пираты. Чаще всего такие встречи быстро переходят в вооруженное столкновение.

Космические бои проходят на отдельной тактической карте. Под вашим командованием и под командованием оппонента — несколько эскадрилий разного типа: дроны, истребители, фрегаты и дальнобойные крейсера. В столкновениях между ними реализован принцип «камень — ножницы — бумага».

Дроны быстро разбирают фрегаты. Те, в свою очередь, отлично противостоят истребителям. А истребители — главные природные враги дронов. Что касается дальнобойных крейсеров — их вообще погубит любой контакт в ближнем бою. Эскадрильи отличаются уровнями и могут иметь некоторые уникальные способности, вроде временной невидимости, атак с разгона или вызова подмоги.

Сами «мазершипы» могут не только выпускать новые и новые порции эскадрилий, но и постреливать из корабельных орудий. В зависимости от установленных пушек — в вашем распоряжении урон по площади, урон по корпусу противника, стазис и т. п.

Звучит многообещающе… Но на деле тактического разнообразия не получается. Условия победы для любого боя одни и те же — «расковырять» полоску здоровья вражеского корабля до нуля. Забудьте о хитрых стратегиях родом из FTL, вроде сжечь все системы или лишить команду кислорода…

Как только ваши и вражеские эскадрильи собираются на одном пятачке, протискиваясь друг через друга, «размикрить» это скопище — занятие почти гиблое. Даже не смотря на тактическую паузу, доступную в любой момент боя, уследить за всем происходящим на экране — кто куда стреляет, кто куда летит — сложно. Да и не нужно. Преимущество почти всегда будет на стороне игрока.

В конце каждой главы ждет встреча с боссом. От рядовых противников он, обычно, отличается чуть лучшим набором эскадрилий. И в редких случаях — спецумениями, вроде временной неуязвимости или бомбардировки всего поле боя.

Вот мы и подошли к самой печальной части повествования — к вариативности и реиграбельности Crying Suns. Помните, в FTL вы могли собрать корабль для разного типа прохождения? Скажем, увешанный боевыми дронами. Или с десантной командой. Или невидимку с хакерскими модулями. Тут все гораздо скромнее.

Да, с каждой главой в Crying Suns открываются новые корабли, но отличаются они лишь внешним видом да парой цифр… Количество жизненно важных систем на корабле сократилось до трех: орудия, броня и отсеки эскадрилий . Даже ваши офицеры не получают опыта и не улучшают свои навыки по мере прохождения.

А теперь самое страшное. С каждой новой главой игровой прогресс обнуляется. С каждой главой. Игровой прогресс. Обнуляется. Прошли очередной отрезок? Извольте вернуться в меню выбора корабля и команды, а потом снова сражаться со слабыми врагами за горстку мусора.

Духовное родство с FTL помогло Crying Suns привлечь к себе внимание, но жанровые ограничения только мешают целостному повествованию. Геймлпейно игра заканчивается уже на первой главе. Вы знаете все механики и правильные ответы, а уникальных встреч за пределами сюжета и новых случайных событий будет не так много, как хотелось бы.

Единственной мотивацией игрока остается история. Продираться по сюжету вам предстоит через одни и те же действия, но поверьте, он того стоит.

Сейчас на странице игры уже опубликована Дорожная карта проекта на три ближайших месяца. Авторы прекрасно видят слабые стороны — и потому уделяют особое внимание улучшению реиграбельности. Обещают больше контента, меньше повторов одних и тех же событий…

Все проблемы Crying Suns легко объясняются детскими инди-болезнями: первый крупный проект студии, ограниченный бюджет, маленькая команда. Но за этими проблемами все равно угадывается талант и потенциал. Ждать, что игра, даже доработанная, станет хитом уровня FTL, конечно же, не стоит. А вот верить в следующий проект студии Alt Shift, в котором будет меньше цитат из чужих шедевров и больше самобытности, — почему бы и нет?

Честно признаюсь сам я в FTL не играл, почти все обзорщики сравнивают Crying suns именно с этой великой игрой. Я же поверю на слово, что хоть авторы и вдохновлялись FTL , но сумели создать самобытный проект и рассказу о своих впечатлениях от игры.

Графика

Конечно можно сказать, что "опять нам инди разработчики свой пиксель арт напихали", но должен сказать, что несмотря на пиксельность графика в игре, а точнее дизайн и стилистика шикарные. Корабли и космические станции разных фракций действительно различаются и мгновенно угадываются.

Помимо техники в игре полно интересных персонажей, опять же несмотря на пиксельную графику обладающих уникальными чертами.

Интерфейс тоже простой и приятный. В общем графика хоть и на любителя, но мне лично очень понравилась.

Ожидаемо озвучки в игре нет, но благо весь текст полностью на русском. Звуки битв и перемещений корабля в пространстве присутствуют, так же текстовые диалоги сопровождаются звуковыми эффектами, скажем если вы приказали отряду солдат высадится на станцию, то вы услышите звук марширующих сапог и так далее. Очень понравилась музыка, настраивает на нужный лад. Суммируя, за звук от меня твердая пятёрка с плюсом.

Сюжет

Как ни удивительно для рогалика, в Crying suns есть сюжет. Мы не просто так от балды летаем по галактик и уничтожаем инопланетную нечисть. Мы являемся клоном прославленного адмирала Айдахо, героя Империи. Мир игры расположен от нас в отдаленном будущем, в котором благодаря роботам люди жили счастливо до того момента, когда все роботы в Империи взяли и отключились. В мире игры их называют ОМНИ, без них часть людей деградировала, часть впала в религиозное мракобесие, а остальные просто пытаются выжить. Ну а нашему герою повезло, его воскресил последний чудом выживший ОМНИ по имени Калибан. Вам вместе с ним предстоит узнать кто и зачем отключил роботов, а еще и вернуть себе память, так как по традиции герой наш страдает амнезией. Помимо основного сюжет в игре есть множество дополнительных заданий. В них огромное количество отсылок к фантастическим фильмам и книгам. Тут и Чужой, и Звездные войны, и Дюна, в общем чувствует, что авторы любят и знают классику научной фантастики. Сюжет в Crying suns шикарный и заставляет раз за разом возвращаться в игру.

Читайте также: