Crusader kings 2 conclave обзор

Обновлено: 05.07.2024

Итак, на дворе 769й год, Сигурд Кольцо правит в небольшом конунгстве, Свитьоде. Восславят ли его имя скальды как великого воина и правителя или же он будет забыт историей, а весь его великий род так и не достигнет амбиций короля всех шведов?

Всё выглядит довольно тяжело если взглянуть на карту. Конунги Съелланда и Остерготланда обладают обширными землями и война с ними может не закончится ничем хорошим, так что надо будет объединять малые земли, рисковать и ставить всё на кон.

Играем, кстати, на железном мужике, так что все неудачи и ошибки будут для нас особенно плачевными.

Сперва обрисуем картину. Вот наш Сигурд Кольцо, 38 лет, женат, есть двухлетний сын Рагнар, пока без кожаных штанов. Амбиция его — становление конунгом, а жизненный путь — охота. Обычный такой конунг, учился всю молодость воинскому делу, получил очень ценный перк "смышлённый", который может передать будущему сыну если повезёт.

Пока что никто не готов быть нашим придворным лекарем, так что посылаем весточку мудрецу Байсё. Тот, после хорошего подарочка согласился лечить меня и мою семью. Хоть он и дядя преклонных лет, но всё-таки, он довольно умён и может ещё стать прославленным доктором, да ещё и имеет превосходный трейт, который не даст ему скопытиться лет до 80ти (если повезёт).

Итак, все первоначальные заботы решили, наследником сына назначили, пора немного повоевать! Первой нашей целью станет ярл Торбьорн. Прости, старина, но турели на этот раз не помогут. И очень важная деталь, так как у него нет ни жены ни детей, если он умрёт в составе нашего государства, его титул станет моим.

И вот, теперь ярл Торбьорн является моим вассалом. Убить его сразу я не могу, придворным он нравится, но могу усадить на какую-нибудь должность, а то больно у него морда кислая теперь.

После получения места в совете и титула знаменосца, Торбьорн подуспокоился и теперь мы можем продолжать.
И что же мы видим! Подлый конунг Одд из Вестерготланда решил напасть на моего друга Хаука! Я не могу допустить того, что Хауком будет помыкать кто-то кроме меня! Ох, простите, я имел в виду "управлять". Да-да, именно так.

После восстановления справедливости, буквально за кадром получаем земли Хаука. Тот благодарен нам за освобождение и даже титул не просит.
Однако, после войн мы сильно просели по золоту и теперь не сильно готовы к войнам с остер- и вестерготами. В отличие от европейцев у нас нет армии евреев-кредиторов, так что придётся чесать репу. А ещё, наш тайный советник замышляет что-то не очень тайное, а очень прямолинейное и амбициозное. Он уже владеет третью всех наших земель, как и я, конунг этих земель, и не хочет останавливаться. А ещё он любим народом, так что заговор против него не набрать. Чтобы не давать слабину перед возможным врагом, мне нужно убить Хаука. Ну, тоесть, разжиться землями. И убить Хаука. Я не успел это задокументировать, но лицо, которое гарантировало мне убийство ярла за подарочек передумало и даже горсть монет не смогло убедить его. Что ж, в этот раз, тебе повезло, Хаук, но кто его знает как в следующий раз всё выйдет.

И пусть в правлении не повезло, я стал отцом второй раз. Это может создать проблемы в наследовании, однако пока что это скорее радует.

8 февраля 773 года произошло сразу несколько событий. Во-первых, моему сыну Рагнару стукнуло шесть лет. Теперь я могу его обучать как настоящего воина. Во-вторых, в народе из-за нашей небольшой остановочки за деньгами стали ходить упаднические настроения и некоторые стали сомневаться в могуществе имени Сигурда. Пусть остановка за деньгами была не слишком удачной из-за авантюрки с заговором на Хоука и периодических трат на беременность жены, больше сидеть сложа руки мы не можем. Трюгве, Ярл Медельпада и других земель, прибрал к своим рукам слишком много земель и теперь мы должны немного погасить пожар его амбиций. Тобишь, отобрать всё, что у него есть. This is how vikings works!
Увлечённый походом на саамов, глупец Трюгве увёл войска из своей столицы. Впрочем, спасибо ему за это, ведь теперь нам достанутся сразу четыре ярлства. Как говорится, если хочешь победить глупца, не мешай ему упражняться в глупости.

Успех! Мы победили Трюгве и теперь пора расставить всё по местам. Нам нужно накопить денег, убить Трюгве пока тот не разжился наследником и заодно подождать пока все вокруг успокоятся, ведь теперь все ярлы и конунги вокруг перешёптываюся и говорят о нашей угрозе.

. и это третий сын. Кажется, кризис власти не за горами.

После недолгого расследования, Ярл Трюгве был обвинён в связях с сектантами Хель, и пусть он всё отрицает, наши войска уже вышли в его земли на захват.

Старайтесь, чтобы Совет оставался доволен Вами, и состоящие в нем вассалы не станут противодействовать, интригуя за Вашей спиной и развязывая гражданские войны. Игнорируя их интересы, Вы в конце концов можете обнаружить, что оказались один на один с Советом, противоречия между членами которого сводят к нулю все попытки перенести их энергию в русло развития государства.

Тщательно выбирайте советников, чтобы их навыки позволили Вашей династии подняться еще выше по сравнению с ее теперешним положением. Вы можете на свой страх и риск не обращать внимания на мелкие сошки, копошащиеся у Ваших ног, или же подкупами добиться их бесконечной преданности. «Конклав» добавит государственному Совету силы.

Другие особенности, привносимые в игру дополнением:

— Совет получит возможность голосовать по поводу законов, принимаемых в государстве, однако Вы можете попытаться ограничить его в этом

— Система обучения будет дополнена новыми событиями и трейтами, ориентированными исключительно на детей

— Расширенная дипломатия: брачные союзы, пакты о ненападении и коалиции

— Переработанная система сражений, в которой значительную роль станет играть мораль, а также новая механика для наемников

— Большое количество мелких изменений, в том числе, как всегда, связанные с ИИ

Итак, каков Ваш выбор: посмеете ли Вы противостоять своим вассалам в Совете и спровоцировать их на открытое противостояние на поле боя? Сможете ли Вы провести централизацию своего государства без советников, осознающих убытки от потери привилегий?

В Crusader Kings II ценится деликатность в обращении с придворными. И «Конклав» даст Вам новые возможности проверить свой навык интриги.

Дополнение станет доступно для приобретения в начале 2016 года.

Руководство к покупке dlc звучит как потенциальный контент для Boring Dystopia, и наверно шла бы речь о любой другой игре, смысла в подобном материале практически не было. Но не в случае Crusader Kings 2.

На данный момент вышло 15 крупных дополнений, а также несколько десятков мини-dlc, общей стоимостью 6600 рублей при покупке по отдельности или 5700 при покупке полной коллекции. Конечно, с постоянными распродажами до 50% ценник заметно уменьшается. Но сэкономить можно просто проигнорировав не интересующие вас дополнения. А таких скорее всего будет много. Поэтому разбираемся что стоит покупать, а какие dlc можно оставить на потом.

Одна из причин популярности Crusader Kings 2 — ее ролевой элемент, и дополнение Way of Life нацелено именно на расширение РПГ потенциала игры. Персонажи получают возможность выбрать одну из десяти сфер интереса (focus). Выбор того или иного интереса дает постоянный пассивный бонус и открывает дополнительные возможности взаимодействия с персонажами, а на протяжении кампании будут случатся различные тематические события. Так, при выборе военного интереса ваш подопечный помимо дополнительных очков к военному делу сможет вызывать гнусных имбецилов на дуэли, а в свободное время начнет ходить в качалку и наслаждаться величием гравюр с Александром Великим.

Way of Life расширяет возможности взаимодействия с миром игры. Хотите ли Вы со своей игровой сестрой ввести моду на габсбургские подбородки, или охотиться без риска испортить шкуру по пути в Сент-Дени — это дополнение помогает сделать каждую кампанию уникальной.

Конечно, Sons of Abraham в первую очередь dlc про авраамические религии. С покупкой данного dlc игрок получает возможность взять под контроль персонажа еврея. Или занять у еврейских торговцев огромную сумму, а потом изгнать их из своих земель и конфисковать все их имущество, лишая себя необходимости выплачивать долг. Party like it's 1939 и все такое.

Расширение экономических возможностей этим не ограничилось, и с этим dlc игрок может занимать деньги у священных орденов или наоборот давать им пожертвования ради хороших отношений с религиозными лидерами.

Полностью переработана система отношений с Папой Римским. Теперь вы можете номинировать своего священника на позицию кардинала, а после продвинуть его и до позиции Папы. Это особенно полезно, учитывая что Папа научился санкционировать разводы, войны против неправильных католиков, а также давать материальную помощь правильным (и если вы ожидали шутку про священников-педофилов, читайте дальше).

Коллегия Кардиналов крайне эффективный инструмент порабощения соседствующих стран, но в большинстве случаев требует слишком много внимания, при этом напрямую на исход выборов получается влиять лишь посредством скучной механики увеличения бюджета кампании кардиналов.

На релизе механика болезней начиналась и заканчивалась на негативных эффектах в окошке персонажа. Это немного не тот уровень проработки, который ожидаешь от самого смертоносного фактора средневековья. Поэтому с выходом Reaper's Due была полностью переработана система болезней.

Инфекционные заболевания начинаются с пандемии какого-то региона, и болезнь постепенно ползет по карте. Особенно подвержены заражению портовые города, торговые центры, в то время как бедные провинции болеют реже. И тут Исландия побеждает. Зараженные регионы приносят меньше налогов, а игрок не досчитается солдат в армии и гарнизонах

При этом вы можете избежать ужасов эпидемии за стенами своего замка. По крайней мере пока не закончатся припасы. Или крысы в подвалах.

Но если уж так случилось, что ваш подопечный или член его семьи заболел, можно всегда позвать придворного врача. В средние века было трудно определить болезнь, а потому лечить сначала будут от постепенно появляющихся симптомов. Эффективность работы врача зависит от его показателя Обучения, а методы от специализации и Вашей решимости. Кто знает, вдруг ампутация гениталий спасет вас от чумы?

Если болезнь ушла, и вам удается избегать войны (такое возможно?), ваши провинции начинают процветать, т.е. все их параметры улучшаются. Но какая игра без смертей, поэтому Reaper's Due вводит 31 вид казни. Хотите замуровать в стене нежеланного сына, может что-то экзотичное вроде казни бамбуковым стеблем, скафизм или кровавый орел? Любители классики же точно оценят обезглавливание и распятие. Я уже написал, что у всех видов казни есть сопровождающий уникальный звуковой эффект?

В далеком 2012 году выбор был невелик: играть за католиков, ортодоксальных христиан, либо христианских еретиков. Постепенно Paradox давали доступ к персонажам других религиозных/этнических групп, и на данный момент со всеми приобретенными dlc под контроль можно взять почти любого персонажа. Выход dlc каждый раз сопровождается бесплатным патчем, а потому основными механиками дополнений даже если Вы ими не обладаете будут пользоваться ИИ-соперники.

Стоит ли покупать следующие dlc зависит от того собираетесь ли вы играть за персонажей этих религиозных/этнических групп. Приведем краткий обзор и мнение по каждому из них, а также советы с какими дополнениями их лучше брать комплектом.

Многими геймплей за мусульман воспринимается как easy-mode. Мусульманин может иметь до четырех жен, а потому проблем с наследниками почти никогда нет. Джизъя, налог на веру, дает необоснованно много ресурсов. Эксклюзивные для мусульман формальные поводы войны позволяют уверенно захватывать соседствующие страны, и проблемы вызывает лишь захват других мусульманских государств из-за штрафов на войну с единоверцами. Кампания за мусульман — лучший способ познакомиться с ключевыми механиками игры.

Мусульмане начинают игру с эффективной системой наследования, когда все титулы после смерти передаются самому влиятельному сыну, а потому нет риска постоянного дробления государства. Эту систему наследования нельзя изменить, а это само по себе устраняет проблемы с назойливыми фракциями.

Сообществом Crusader Kings 2 это dlc принято считать обязательным к покупке. Помимо богатых механик язычников дополнение отодвигает стартовую дату кампаний до 867 года. Это позволяет застать завоевания Рюрика и сыновей Рагнара Лодброка, а на Пиренеях вытеснить мусульман в море. Также дополнение перерабатывает систему мятежей, разделяя их на несколько категорий, и увеличивая их угрозу — вплоть до узурпирования титулов восставших провинций.

Игра за язычников это лихие налеты, кража женщин и обращение в наложницы, быстрые завоевания. и распад государств из-за отсутствия адекватной системы наследования. В принципе все как в настоящей жизни.

Чтобы избежать междоусобиц, придется за жизнь одного персонажа захватить три из пяти святых мест его языческого верования, что в свою очередь позволит реформировать язычество в полноценную религию. Предприятие не самое простое, ведь святилища разбросаны по всей карте, поэтому кампании за язычников новичкам лучше избегать.

С чем брать: Holy Fury

Одно из крупнейших дополнений, Horse Lords в первую очередь оказалось испытанием для движка игры. Игрокам позволяют взять под контроль владения кочевников, а их основная механика - отсутствие привязанности населения и, соответственно, армии к провинциям. Вы управляете не провинциями, а ордами. Провинции же служат лишь как лимит на размер вашей орды. В теории можно установить иго над несколькими государствами, потерять все свои владения, но все еще находится в игре со своей странствующей ордой.

Поскольку теряется менеджмент провинций и уменьшается роль феодалов, на замену им приходит управление кланами. Как бы это круто не звучало, в большинстве случаев игроку предстоит всего лишь побрататься с самым могущественным кланом и лишь изредка принимать решения в всплывающих событийных окошках.

На карте также появится Великий Шелковый Путь, а с ним возможность установить торговые посты на его протяжении. Сам Путь дает ощутимые бонусы к экономике провинции, но торговые посты приносят постоянные доходы таких размеров, что невзрачный городок может достаточно быстро разрастись до огромной торговой империи.

До полноценной республики еще сотни лет и отдельная покупка Europa Universalis 4, а пока остается довольствоваться аристократическими государствами. The Republic дает возможность взять под контроль дом одной из семи торговых республик.

Геймплей республик очень размеренный. Глава республики не сможет раз за разом захватывать окружающих его феодальных лордов. Ему труднее собрать армию, и труднее начать войну. Не помогает и стартовое положение республик: и геополитическое расположение, и географическое вынуждают создавать отдельный плацдарм для последующих действий.

Будучи главой знатного дома, Вам придется поддерживать как свое имя, так и авторитет (respect value) вашего наследника. Титул главы торговой республики передается самому авторитетному аристократу государства. Система схожа с системой Коллегии Кардиналов - если авторитет кандидата-наследника меньше оппонентов, игроку также предстоит вливать деньги в его кампанию. Но на исход кампании можно повлиять косвенно. Если устранить конкурирующего кардинала обычно трудно из-за его нахождения вне вашей дипломатической зоны, аристократы всегда рядом. Вы можете их запугать, бросить в тюрьму (для снижения накопления авторитета). Или нож в печень, никто не вечен.

Торговые республики могут устанавливать торговые посты в прибрежных провинциях. На старте кампании за торговую республику начинается гонка торговых постов. Нужно выстроить сеть торговых постов, создающих общую торговую зону. К тому же будут стремиться ваши соперники, потому иногда будет приходиться устанавливать саб-оптимальные посты, чтобы расстроить планы конкурентов. В идеале лучше всего захватить конкурентов, чтобы обезопасить себя от эмбарго-войн.

Республики в принципе дружелюбны к новичкам: даже если Вы не передадите правление своему наследнику, у него останется поместье. Поместье — подконтрольное только вашей линии владение, дающее существенные пассивные бонусы и дополнительные военные отряды. Кусачие цены улучшения поместий вполне посильны для патриция торговой республики, учитывая заработок от торговых постов.

С чем брать: Horse Lords, Jade Dragon

Одно из самых спорных дополнений, с релизом Rajas of India увело карту далеко на восток, добавляя регионы Центральной Азии, Индии и Сибири. Можно похвалить Paradox за амбициозность, но реализация оставляет желать лучшего. До сих пор среди игроков этот регион не пользуется популярностью.

Дополнение позволяет играть за персонажей, исповедующих индуизм, джаинизм и буддизм. Каждая из них предлагает определенный стиль игры: воинственные индуисты геймплейно схожи с язычниками-завоевателями, миролюбивые джаинисты напротив фокусируются на стабильном режиме и, благодаря получаемым бонусам, реформам. При этом каждая из них делится на несколько полноправных сект — полноправных относительно ересей других религий.

Помимо приверженности к определенной секте, все персонажи относятся к одной из трех каст: жрецы брахманы, благородные кшатрии и разношерстные торговцы и ремесленники вайшьи. Paradox тактично решила не добавлять низшую касту шудра, что странно, ведь с самого начала игры регион был представлен в виде странствующих торговцев, дарящих правителям слуг-евнухов.

С чем брать: Jade Dragon, Horse Lords

Дополнение о Карле Великом оказалось. мелким? Оно еще дальше отодвинуло стартовую дату до 769, и игроки получили возможность сыграть за ключевых персонажей того времени с уникальными историческими событиями. Вот только сверх этого это dlc едва ли дает что-то новое.

Charlemagne дает возможность создавать неисторические кастомные королевства и империи, а также упрощает менеджмент империй с вводом механики вицевассалов, позволяя пожизненно давать управление над владениями выбранным вассалам.

Перед покупкой дважды подумайте заинтересованы ли вы в удлинение кампаний и не наскучит ли вам ваша династия за семь долгих веков.

Хоть Византия и была доступна с выхода игры, ей не хватало уникальных механик и событий. Любителям второго Рима Paradox предлагают Legacy of Rome. Быть бастионом христианства становится веселей с варяжской гвардией, ослеплениями и кастрациями. Хотите вернуть былое величие Рима? Или обернуть вспять Великую Схизму? Все это здесь. И не забывайте про ослепление и кастрацию.

Для всех тех, кто не переваривает управление разбросанными по всему миру провинциями dlc также добавляет механику дружины (retinue). В отличии от обычного войска, дружину игрок собирает сам, выбирая какие юниты он хочет в нее включить. Дружина собирается постепенно, но всегда находится на карте, и ее не придется расформировывать перед объявлением войны.

Кампании за Византию всегда отличались повышенной сложностью, и потому это дополнение никак нельзя посоветовать новичкам. Если же Вы уверены в своем управленческом мастерстве, это dlc нельзя не посоветовать . И берегитесь Венеции.

Если же просто восстановить Рим вам мало, Holy Fury предлагает вернуться к римскому пантеону богов. Противостояние христианства и язычества — ключевая тема дополнения, и Paradox в равной степени уделили внимание обеим сторонам конфликта.

Отличившихся непоколебимой верой, моральными качествами и распространением христианства после смерти могут причислить к лику блаженных и в последствии канонизировать. Умершему это уже не поможет, а вот представители династии получат бонусы.

В Crusader Kings наконец-то вспомнили про крестовые походы, и теперь появились сценарии реконкисты, вытеснения мусульман из Андалусии, и северных крестовых походов. Правители могут возвать к Папе римскому или орденам тамплиеров за помощью в противостоянии иноверцам.

Также введена процедура коронации королей и императоров. Теперь после смерти правителя право наследника на трон перед Богом должен подтвердить представитель церкви. Если же отношения с церковью у вас не очень — а кто не любит побаловаться с черной магией? — подданные начнут вас презирать.

Язычники над такими проблемами только смеются. Они объединяются в Воинские Ложи, и тренируются военному делу вместе с братьями по оружию. Ложа открывает огромное количество тематических событий, а ее члены постепенно становятся внушающими страх всему живому берсерками.

Holy Fury позволяет игрокам реформировать языческие верования. Реформированная религия складывается из четырех блоков, что позволяет подобрать веру на любой вкус. Так что теперь почти любой народ можно превратить в инцест-культ, можно прекращать играть за зороастрийцев.

Теперь не придется страдать из-за того у вашего легендарного полководца родился сын имбецил! Влиятельные персонажи и исторические фигуры основывают родословные, что дает династиям бонусы к параметрам, соответствующим их достижениям. Ну или можно подделать документы и объявить себя прапрапраправнуком Александра Великого, никто ведь не будет проверять. скорее всего.

Paradox снова подглядывают у Rockstar, и потому в Holy Fury игроку дают две новые возможности взаимодействия с персонажами: сказать что-то хорошее и сказать что-то плохое, улучшая или ухудшая их мнение о вас. Полезная механика, которую фанаты просили уже давно.

Вы смотрели Зверополис? Ну вот Paradox точно знакома с мультфильмом, ведь с этим dlc появилась возможность начать кампанию на карте, где весь мир будет представлен разными животными королевствами. Сможет ли Граф Мурлыка дать отпор Хану Бобику? Кто родится от брака осла и дракона? Сколько пройдет времени, когда на ResetEra появится скриншот с обезьянами в Африке? Ответ на эти и другие вопросы в Holy Furry.

Будьте осторожны с Monks and Mystics. На словах это dlc обещает невероятные преображения игры, но по сути мало что меняет.

Четвертое сообщество сильно выделяется уклоном в магию. Если гороскоп алхимика улучшает его настроение, сатанисты насылают на ненавистных им персонажей болезни. Если мольбы монахов могут избавить их от депрессии, сатанисты отращивают потерянные руки и глаза. Если ассассины отправляют братьев ордена убить оппонента, сатанисты для тех же целей вызывают демонов. Не поймите неправильно, это сильно разбавляет монотонные часы размеренного завоевания мира, но для многих это портит погружение в игру и обесценивает реалистичные элементы.

Monks and Mystics тут и там раскидывает фэнтези-элементы. Квест по получению эликсира вечной жизни вполне реален, и бессмертные персонажи не такая большая редкость. То и дело один из придворных оказывается конем или медведем, а прогулка по берегу может обернуться смертью от пробудившегося Ктулху. Все это можно отключить в меню запуска кампании, но стоит ли тогда дополнение своих денег?

Если убрать все сообщества, остается лишь несколько нововведений. В первую очередь советники получают по четвертой способности. Таким образом советники могут взаимодействовать с механиками, добавленными в игру другими дополнениями. Также союзным войскам во время войны можно давать указания — хоть что-то, чтобы компенсировать их слабый ИИ.

На самом деле на протяжении всей истории абсолютной монархия почти никогда не была. Правителям всегда приходилось принимать решения, ориентируясь на мнения влиятельных подданных.

Conclave пытается сделать игру более реалистичной, ограничив возможности правителей. Важнейшие решения в управлении государством обсуждает совет, и от результатов его голосования будет зависеть объявите ли вы войну, вступите ли в союз и т.д. И хоть это добавляет новую динамику в игру за вассалов, монархи оказываются сильно ограничены. Полностью меняется темп игры.

Сообщество фанатов восприняло это как попытку превратить Crusader Kings 2 в копию Europa Universalis. Игра действительно стала ощутимо сложнее, а нагромождение механик отпугивает даже матерых крестоносцев.

После волны негативных рецензий, вызванных слабой проработкой новых регионов из Rajas of India, Paradox решили не вводить Китай. Пока.

Вместо этого Китай представили в виде Китайского Протектората на востоке Тибета, а взаимодействие с самой империей ограничили несколькими диалоговыми окнами и системой даров и просьб. У императоров есть свои предпочтения, в соответствии с которыми надо приносить дары. Накопив определенное количество "милости" (grace), можно попросить образованного советника, воина или даже вторжение императорского войска.

Хоть Китай и не отображается на карте, в нем происходят различные события, влияющие на активность Китая заграницей и поток Шелкового Пути. Так, Китай может уйти в изоляцию, полностью прекратив контакт с внешним миром и перекрыв Шелковый Путь. Или наоборот начать экспансию, атакуя соседние провинции.

Главная причина почему стоит взять Jade Dragon никак не связана с Китаем. Это новые казус белли, поводы начать войну. Возможность захвата соседствующих провинций, освобождение притесненных народов, насильная вассализация и др. — то что фанаты просили с выхода игры реализовано в платном dlc. Paradox явно не были уверены в Китае.

Да, это почти что лошадиная броня. Да, Paradox должны были делать бесплатные апдейты портретов. Но большую часть игры вам предстоит смотреть на эти портреты. Так почему бы не заменить уродливые спрайты из 2012 года на новые и приятные глазу?

Дополнение для тех, кто считает, что Пиренеям слишком повезло с монголами и турками. Из Нового Света на Европу надвигается армада ацтеков. Нет смысла дальше объяснять. Вы либо уже побежали покупать, либо записали дополнение в мысленные черный список.

Paradox пообещали еще как минимум два крупных дополнения, а это значит что список будет обновлен. Удачи в крестовых походах, здоровых наследников!

Мне кажется, сотрудники Paradox Interactive достигли следующего уровня в искусстве маркетинга – они научились продавать игрокам боль в заднице, причем за весьма приличные деньги. Как и за все остальные DLC, за новое дополнение Conclave они дерут больше цены несвежего блокбастера в базарный день, при этом основное новшество адд-она – расширенные функции совета при феодале, что автоматически превращает этот самый совет в источник постоянных проблем.


Поскольку кочевники в основном держат свои провинции пустыми, вассалов у них немного, и чтобы жизнь степнякам не казалась пряником, для них придумали специальную систему кланов

Дело в том, что монарху теперь приходится утверждать у совета многие решения, причем решения важные. В зависимости от действующих законов, советники могут заблокировать объявление войны, пожалование титула и даже взятие заговорщика под стражу. Монарх, конечно, вправе поступить по-своему, но вассалы немедленно посчитают его сумасбродным тираном и разбегутся по фракциям – готовить разнокалиберные восстания. В результате любой, даже самый малый объем реальной власти у совета вызывает глухое раздражение. Надо ли говорить, что в списке возможных причин для гражданских войн именно война за увеличение силы совета теперь является одной из самых популярных? Государства помельче это на себе ощущают еще не так сильно, а вот для развитых стран, всяких там королевств или империй, это совершенно лишняя головная боль.


Кулак у портрета советника – индикатор крупного феодала, который чувствует себя обделенным, если в совет не вошел

Наконец, совет стал дополнительным источником ссор с вассалами: крупные феодалы обязательно хотят быть подле сюзерена, а если их не берут в советчики, обижаются чуть не на -70 очков отношений. Затык в том, что «пустых» мест в совете (по крайней мере, поначалу, пока не разрослись его полномочия) нет, его составляют только хорошо знакомые канцлер, констебль, казначей, главный шпион и придворный капеллан. То есть должности, на которых хорошо бы иметь людей талантливых, а не родовитых.

В общем, Conclave стал дополнительным отягощением для крупных государств, которые, судя по всему, с точки зрения «парадоксов» живут слишком просто. Есть, конечно, вариант играть без этого DLC, но настоящий поклонник Crusader Kings не может пропустить важное геймплейное добавление, которое, к тому же, прилично добавляет атмосферы.


На старте вкладки The Mongols в 1220 году Темучину выдают тумен в полста тысяч почти исключительно конников. Это исторично, но у противников нет шансов

А вот вышедшие перед этим Horse Lords, на мой взгляд, не добавляют по сути ничего. Ну, то есть монголы и прочие кочевники стали играбельными, причем под них придумали интересную систему, которая, наконец, сделала Великую Степь похожей на Великую Степь. Реализовано это достаточно остроумно: кочевые народы не получают налогов и войск со зданий, расположенных в их провинциях, наоборот: пустой слот в провинции добавляет максимальное население в оной (из которого и набираются постоянные отряды конников). Атмосферно и достаточно аутентично.


Однажды дав совету власть, отнимать ее придется не силой, а подкупом – только советники могут принять закон, отнимающий у совета полномочия

Но играть за Чингиза, за его предков и потомков как-то совершенно неинтересно. Психология «украл, выпил – в тюрьму», выраженная в постоянной необходимости набегов и войн, как-то не очень идет к традиционному геймплею CK II. Потом, там до сих пор не исправили ключевую ошибку, касающуюся взаимоотношений Орды и Руси. Совершенно непонятно, почему ордынцы не ограничиваются установлением обычной вассальной зависимости русских княжеств от хана, а заодно и превращают их в «вождества»? Это давно пора бы подредактировать! Казалось бы, в игре есть все инструменты для более правильного отображения исторической картины, более того – специально для кочевников придумали новый вариант зависимости.


При всей мерзостности сильного совета, у такого расклада вещей есть два плюса: во-первых, советники не устраивают восстаний, во-вторых, они вправе прекратить все мелкие войны между отдельными феодалами в империи

Речь о данниках (tributaries), независимых лордах, которые платят победителю ежемесячный «налог» и не могут отказывать ему в участии в войнах. На самом деле русские княжества были некоторым гибридом этих двух вариантов: вассальную зависимость от хана в Орде они вполне признавали, и дань при этом тоже платили. Но вождества? Это из какой-то другой оперы.

В общем, монгольский DLC я бы купил только на распродаже, причем с приличным дисконтом, а вот Conclave надо брать. Это как раз тот тип боли в заднице, за который не грех и заплатить, даже если вы не поклонник BDSM.

Читайте также: