Call of duty black ops declassified обзор

Обновлено: 04.07.2024

Любовь и тяга к насилию заложены в самой человеческой природе. Просто концентрация этого дела у представителей гомо сапиенс разная. Помните, во что ребята играют во дворе? Правильно, в войнушку. Может, и многие из вас этим увлекались. Мамы с удовольствием и по сей день покупают своим малолетним чадам разной степени крутости пластмассовое оружие — чтобы ненаглядное дитя «сделало» всех сверстников. Да что говорить, я и сама целыми днями гоняла со знакомыми мальчишками — мы изображали из себя подразделение Дельта. И хотя игрушечного оружия у нас тогда не было, а в руках у каждого было по палке, «заточенной» под автомат или пистолет, реализм от этого не страдал.

Со временем развлечения становились все более серьезными, а отсюда и более жестокими. Если первые компьютерные проекты были в основном добрыми и развивающими мозг квестами, приключениями и бродилками, то в дальнейшем человеческая природа взяла свое. Убийство было возведено в культ, а различные компании-разработчики из кожи вон лезли, пытаясь угодить ненасытному потребителю. Нынешнему игроку нужно эпичнее, эффектнее, громче и, что самое главное, побольше крови. Потому как при таком раскладе можно лишь отключить серое вещество и довериться инстинктам — а ведь это так приятно, согласитесь?

В общем-то, на это и был основной расчет Activision. В рамках Call of Duty она дарила современным пользователям именно то, что им было так нужно. А чтобы жвачка пациентам не приелась, был придуман вариант со сменным дежурством. На благо компании и бренда посменно трудились две студии, изо всех сил стараясь соответствовать и оправдывать ожидания. Бешеная популярность Modern Warfare 2 предсказала и отчасти обеспечила нынешний оглушительный успех Call of Duty: Black Ops. Радостно раскинув руки, игроки кинулись к прилавкам. Те, кто уже стал обладателем заветной копии, не прятали улыбку до ушей и открытое презрение к тем, у кого коробочки с диском еще нет. Правда, позже большинству пришлость с грустью вспоминать свою первоначальную радость. Black Ops, дорогие товарищи, вышла сырой и забагованной.

Call of Duty: Black Ops

Истребляем врагов направо и налево.

Недозревшая клюква

Само собой, среди всех пользователей, да и среди нашей аудитории, найдутся люди, у которых она пошла с самого начала мягко и гладко. И зависаний у них не было, и тормозов никаких, и лагов ни капельки. Да и к серверам всем подключались они моментально, а там ждал их благодатный низкий пинг. Да сопутствует и дальше таким людям удача. Но я думаю, не вредно им будет почитать о том, как сложилась судьба у множества других боевых товарищей. Первоначально тормоза были и в «сингле», и в мультиплеере. Вышедший патч частично упростил жизнь некоторым, в том числе и мне. Одиночная кампания любезно пустила в свои закрома, дабы показать бессмысленную пародию на сюжетную постановку.

В центре всего на свете стоит (вернее, сидит) персонаж по имени Алекс Мейсон. Руки и ноги его крепко привязаны к стулу, вокруг разложено много симпатичного оборудования для пыток и допросов. Собственно, этим тут и занимаются — два человека за стеклом неприятно искаженными голосами пытаются выбить из героя всю правду-матку. Докапываться до сути мы будем благодаря флешбэкам, то и дело бросающим нас в разные точки мира: то в Россию (тогдашний СССР), то во Вьетнам, то еще куда.

Call of Duty: Black Ops

Товарищ Резнов. Анимация лиц, кстати, весьма достойная.

Еще по пути встретим Виктора Резнова — он должен быть знаком вам по Call of Duty: World at War. Кстати, оттуда же прибыла и борьба с ордами зомби. Хоть кооперативного режима в Black Ops и нет, объединиться с еще тремя товарищами для истребления ходячих мертвецов возможность у вас будет. Причем каждый сможет взять персонажа по душе — здесь и Кеннеди, и Никсон, и всем известный Фидель. И тоже известный, но в более узких кругах, Роберт Макнамара.

Но что-то отвлеклась я от кампании. Ах да. Нигде не будет нам покоя, нигде не отдохнет взгляд утомившегося солдата, сидящего перед монитором. Нас забросают якобы русскими, а на самом деле вообще не русскими фамилиями вроде Драгович и Штайнер (ладно, Штайнеру простим — он и не отрицал, что немец). При этом нас периодически будут отпускать в рейды отстреливать тупых противников в составе не менее тупого отряда союзников. Все это будет сдобрено не только отменной порцией клюквенного соуса, но и киношными приемчиками. Чтобы играющий вроде как рот раскрыл от удивления, безмерно впечатлился и продолжал боготворить разработчиков за благо под названием Call of Duty.

Но мы в школе не учимся, нас не проведешь. Эффекты мы и покруче видали (все-таки в плане эпичности Black Ops уступает своей предшественнице), а с дебильным сюжетом, развязка которого понятна уже практически в самом начале, отвратительной коридорной несвободой и противниками-недоумками — это, господа из Treyarch, не к нам. Единственный смысл пройти одиночную кампанию — попробовать новые пушки и всякие полезные «приблуды», которые на полную катушку мы поюзаем где? Правильно, в мультиплеере!

Call of Duty: Black Ops

Только что подорвали трубопровод.

Совершенству нет предела

Здесь дела обстоят значительно лучше. Я бы даже сказала — просто отлично обстоят. Treyarch взяла самые сочные и удачные идеи от сетевых баталий Modern Warfare 2 и добавила несколько «секретных» ингредиентов, в результате чего коктейль получился действительно ядреным.

Самая главная цель разработчиков, по-видимому, состояла в том, чтобы держать игроков перед мониторами как можно дольше. А точнее — в мультиплеере, возведя пресловутую систему прокачки в абсолют и жизненную необходимость. Теперь в Call of Duty есть деньги. Конечно, это всего лишь виртуальные баллы или очки (называйте как хотите), но теперь от их наличия и количества зависит все.

Если раньше (под «раньше» мы имеем в виду Modern Warfare 2, договорились?) апгрейды, перки, новые «стволы» и прочее нам доставалось просто по достижении какого-либо уровня, то теперь все это необходимо покупать. Да, вообще все. И, кстати, поводов для трат стало куда больше. Теперь при создании класса количество доступных «фишек» значительно возросло. Поскольку понтануться и выделиться — это у нас в крови, то имеется кастомизация внешнего вида персонажа, а также его родной пушки. Мало того, в наличии такие на первый взгляд незначительные, но весьма приятные радости, как возможность сотворить свою собственную эмблему или выбрать уникальный прицел. Можно, например, целясь в ненавистного противника, видеть перед собой не красную точку, а череп или смайлик.

Call of Duty: Black Ops

Такому прицелу глаз радуется.

Ну и вот, наконец, весь такой из себя красивый, вы начинаете великое шествие. В вашем распоряжении будут не только знакомые режимы, но и сюрпризы-новинки, приготовленные разработчиками. Самое веселое — это игра на деньги. Так называемый режим ставок. Для того чтобы начать бой, вам необходимо внести минимальный взнос, как говорится, в общую кассу. Потом эти деньги уйдут победителям. Звонкой монетой поощряется лишь первая тройка, остальным же приходится грустно вздыхать и подсчитывать оставшееся богатство. Но оно того стоит — режимы боя очень интересны и увлекательны. Забудьте про свои отредактированные классы, закупленные перки, умения и прокачанные пушки. В одном из «ставочных» режимов вам предложат, например, сразиться с неприятелем оружием, которое «рандомно» меняется каждые несколько секунд. Или выдадут арбалеты, баллистические ножи да томагавки — дерзайте!

Кстати, раз уж мы заговорили об оружии. В Black Ops арсенал пополнился не только вышеперечисленными приспособлениями для убийства. Одной из главных сенсаций стала радиоуправляемая машинка, которую необходимо закатить в стан врага и подорвать. Забавно наблюдать, как зазевавшийся противник с разбегу налетает на такой механизм. Правда, еще забавнее заслать ее к нескольким окопавшимся кемперам, которые безнаказанно терроризируют ваш отряд. Такую вещицу можно получить за серию убийств.

Call of Duty: Black Ops

Сейчас напалмом жахнем!

Но в заветном ящике с неба на вас может упасть еще много интересного. К примеру, напалмовый удар, сжигающий врагов заживо, или установка ПВО, сбивающая авиацию неприятеля. Еще одна радость — теперь вы сможете сесть за штурвал ударного вертолета, то есть не только стрелять из пулемета, как раньше, но и управлять махиной. Ну а если вам и этого мало, то пустите по следам злопыхателя свору собак — удовольствие не из дешевых, да и убийств надо совершить прилично, но оно того стоит.

Перепробовать все эти прелести до сих пор получается не у всех — жалобы на глюки мультиплеера встречаются так же часто, как и на «сингл». Кто-то не может присоединиться вообще ни к одному серверу, у кого-то не получается зайти на отечественные — в общем, еще латать и латать. Да, кстати, забыла важную вещь упомянуть: сервера снова выделенные. И если некоторые в свое время сетовали на неудобную систему в Modern Warfare 2, то теперь они с грустью вздыхают, вспоминая о былом. Все дело в том, что реализовать подключение к играм в Black Ops стоило бы поровнее. Навигация оставляет желать лучшего, а сразиться с друзьями теперь настоящая проблема. Работает принцип «кто раньше встал, того и тапки» — надо не только зайти на сервер, но и приглашения успеть разослать товарищам. А за это время все свободные места расхватают, как горячие пирожки. Вот такая ложка дегтя.

Call of Duty: Black Ops

Пополнить кошелек можно еще и выполняя контракты.

Хорошенького совсем не понемножку

В общем, забавных и полезных идей в Black Ops привнесено немало. Все здесь направлено исключительно на удовлетворение запросов нынешнего игрока. И со своей задачей проект справляется идеально. Десятки тысяч уже заседают на серверах денно и нощно, прокачивая, холя и лелея свои уютненькие профили.

Видимо, разработчики так сильно увлеклись совершенствованием мультиплеера, что напрочь забыли про приличную кампанию и, что еще хуже, про оптимизацию своего детища. А может, они прекрасно понимали, что делают и на что идут. Просто были на сто процентов уверены, что фанаты, поклонники и просто сочувствующие готовы простить все, лишь бы получить свою собственную порцию убийств. Тем более — такую вкусную.

Плюсы: потрясающе увлекательный мультиплеер — в лучших традициях серии.
Минусы: убогий «сингл»; плохая оптимизация.

Call of Duty: Black Ops 3 обзор игры

Прежде чем с головой уйти в мультиплеерные баталии, мы запускаем «сингл», чтобы за один присест пережить головокружительное приключение длиною в несколько часов. От Call of Duty ждёшь, что тебе расскажут классную историю о борьбе с терроризмом, где личности персонажей, их судьбы стоят в центре повествования, где есть циничный злодей, где, в конце концов, можно почувствовать себя настоящим голливудским героем. И что всё это будет завёрнуто в крутые спецэффекты, падающие, как карточные домики, здания и сумасшедший драйв.

Нельзя сказать, что сценаристы Call of Duty когда-либо срывали звёзды с неба, однако работали они на стабильно неплохом уровне. По крайней мере, достаточном для того, чтобы мы сопереживали героям, а по прошествии определённого времени с ностальгией вспоминали яркие эпизоды прохождения. Так вот, сюжет Black Ops 3 забывается как страшный сон. В истории непонятно почти ничего, а то, что понятно, представляет собой торчащие во все стороны штампы. Сама же подача этого клишированного сюжетного суррогата настолько убога, что даже худшие истории какой-нибудь Modern Warfare выглядят шедеврами сценаристского дела.

В повествовании постоянно мелькают какие-то организации «бессмертных», предательство Тэйлора, секретные проекты ЦРУ… Нужно приложить максимум усилий и внимания, чтобы соединить все эти элементы в одну картину. Даже если на какой-то промежуток времени это получится, потом на нас опять сваливается куча штампов и пустых диалогов, изобилующих «протоколами защиты», «каналами связи», «коммуникационными центрами» и прочими приятными уху словосочетаниями. Когда же происходящее превращается в сгусток трэша с эпизодами из Второй мировой, сражением с зомби (в кампании!) и мистическими видениями, сопровождаемыми порхающими в кадре воронами и таинственным голосом из недр подсознания, мечтаешь лишь о том, чтобы это безумие поскорее закончилось. Пусть даже и самой бездарной концовкой в серии — наконец-то можно расслабиться.

Понятно, что всему этому непотребству где-то есть разумное объяснение. Однако путь к нему лежит через пережёвывание десятков совершенно пустых и унылых диалогов. Разговоры между персонажами здесь неинтересны, никаких шуток или отвлечённых размышлений вы от героев не дождётесь. Сами действующие лица настолько же пусты внутренне, насколько великолепны графически. Ни характеров, ни личных мотивов здесь вы не увидите — новая Call of Duty полностью деградировала до уровня откровенного тира. Частично в этом виноваты локализаторы — их работа вызывает только одну мысль: «Не верю!»

Call of Duty: Black Ops 3 обзор игры

Оторви курице голову, и пусть её тело само себя уничтожит

Из всей этой вакханалии для нас значима только завязка, в которой главный герой в ходе боевой операции лишается всех конечностей и обзаводится кибернетическим телом. Собственно, понимания одной этой сюжетной детали хватает для того, чтобы оправдать новые геймплейные «фишки».

Похоже, после Titanfall все ААА-шутеры совершили крен от реализма к футуристическому сеттингу, где роботизированное тело персонажа наделяет его некоторыми сверхспособностями. Наш герой может пробежать по стене, подлететь на небольшую высоту после прыжка, включить специальный режим зрения, подсвечивающий противников. Правда, в одиночной кампании наилучшей тактикой всё равно осталась аккуратная стрельба из-за укрытий.

Но главным нововведением оказались суперспособности, которые игрок может использовать во время перестрелок. «Скиллы» разбиты на три группы: одни повышают боевые навыки самого персонажа, вторые позволяют брать под контроль роботов и турели врага, третьи обескураживают противников. Способности действительно упрощают жизнь во время сражений, позволяя быстро устранять врагов. И всё было бы хорошо, если бы их не было слишком много. Очень быстро находишь наиболее полезные для себя «скиллы», вроде «Роя» и «Пиромании», и потом используешь только их.

Совершенно бесполезной оказывается система «прокачки». Между миссиями мы можем улучшить умения или открыть новые, а также составить несколько комплектов оружия, которые можно менять, находя соответствующие ящики на уровнях. Однако смысла в этом нет, так как повсюду разбросаны контейнеры с боеприпасами, благодаря которым можно ходить с одной и той же «пушкой» на протяжении всей игры.

Стреляй — не хочу!

«Сингл» без приемлемого сюжета всегда теряет львиную долю привлекательности. Однако и без него одиночная кампания Black Ops 3 уныла настолько, насколько это возможно. Каждая миссия — это череда локаций, под завязку набитых противниками. Враги тут двух видов: люди, падающие от пары пуль, и роботы, в которых нужно всадить пол-обоймы.

Call of Duty: Black Ops 3 обзор игры

Иногда встречаются и крупные роботы. Их можно уничтожить только из гранатомёта, но предварительно нужно отключить защиту, расстреляв их броню пулями. Гады неповоротливы, разделаться с ними очень просто, заняв хорошую защитную позицию. Однако, поскольку операцию по снятию щита нужно повторять раза три, битвы с ними становятся очень муторным и скучным занятием.

Вот вы зачищаете местность, передвигаетесь в другую локацию, попутно выслушивая бессмысленный трёп Хендрикса или звучащие по рации голоса. Там вас ожидает ещё сотня противников. Те же враги, те же способности, то же оружие… Редкие эпизоды с пальбой из турелей или самолёта исполнены очень «казуально». Не спасают даже традиционные для Call of Duty «вау»-моменты, вроде падения колеса обозрения или других больших «бумов», коих тут предостаточно. Да и вообще кат-сцены дарят намного менее яркие впечатления, чем в предыдущей части.

Мир, зомби, жвачка

Когда наконец-то хождения по «сингловым» мукам заканчиваются, можно расслабиться и вдохнуть свежего воздуха в мультиплеере. Здесь нам предложили стандартный набор забав в виде «Захвата флага», «Уничтожения» и прочих им подобных, полюбившийся многим режим «Зомби», а также новинку сезона — «Паркур».

Главное нововведение — так называемые специалисты. Это персонажи, каждый из которых имеет две суперспособности на выбор. Например, Ruin может или создать ударную волну при столкновении с землёй, или на некоторое время увеличить скорость передвижения. Всего классов девять, и их наличие здорово разнообразило геймплей. Возможности для «кастомизации» огромны: тут и переодеть своего подопечного разрешают, и вооружить в соответствии со своим стилем. Перед нами традиционная «многослотовая» система с «перками», оружием и гранатами. Изначально многие опции будут закрыты, но по мере развития открываются новые классы и вещи.

В «Паркуре» игроку нужно пробежать определённую дистанцию, показав лучшее время. Среди акробатических элементов — бег по стенам, скольжение по полу и высокие прыжки. Локации различаются сложностью комбинаций препятствий, и порой прохождение некоторых участков вызывает большие трудности. Но в целом разработчики явно переоценили созданную ими паркурную механику — после Mirror’s Edge или даже Dying Light всё это выглядит не слишком серьёзно.


Но лучшее, что есть в Black Ops 3, — это режим «Зомби». Игра на выживание с кучей разных видов монстров, оружия, «боссами», отличным джазовым сопровождением выглядит стильно и увлекательно. Разработчики развили свои идеи, в режиме просматривается даже некая интригующая сюжетная линия, а само действие разворачивается на большой карте, маршрут передвижения по которой игроки вольны выбирать сами.

Забавно, но выпусти Treyarch «Зомби» в виде отдельной игры, она бы наверняка получила более высокую оценку. Однако «визитная карточка» Call of Duty — это «сингл». В Black Ops 3 Treyarch удалось создать, наверное, самую ужасную одиночную кампанию в истории серии. Клишированный сюжет еле просматривается в шаблонных фразах деревянных персонажей, глупой постановке уровней и усыпляющем геймплее.

Плюсы: отличный режим «Зомби»; неплохие решения в мультиплеере.
Минусы: провальная во всех аспектах одиночная кампания.

Пятиминутка эрудиции: что общего между землеройками, акулами и играми серии Call of Duty? Ни тем, ни другим, ни третьим нельзя останавливаться. Землеройкам — потому что из-за фантастически высокой интенсивности обмена веществ они вынуждены ежедневно потреблять пищи в 1,5-2 раза больше своего веса, а значит — мало спать и постоянно питаться. Акулам — потому что из-за отсутствия жаберных мышц они не могут активно фильтровать кислород из воды — нужно постоянно плыть, чтобы вода омывала ротовую полость. Что же касается Call of Duty, то ее разработчикам надо ежегодно делать все более шумное и масштабное шоу, чтобы превзойти успех прошлогодней версии.

В каждом маленьком ребенке

Да, снежные уровни тоже будут. Только вместо снегоходов в этот раз — обычные колесные мотоциклы.

За годы существования Call of Duty мы привыкли, что эта игра обращается к пользователю, минуя сознание, взывая напрямую к первобытным инстинктам (есть мнение, что точно таким же образом фильм «Сумерки» вырывает из реальности даже самых здравомыслящих и образованных женщин) и пробуждая внутреннего австралопитека.

Сюжет и сколько-нибудь запоминающиеся персонажи были этой игре, в общем, необязательны — за сценаристов говорили спецэффекты. В первых частях вместо сюжета были выдержки из учебника истории, а начиная с Modern Warfare уже можно было не слушать, о чем говорят персонажи: какие разговоры, там вон, смотрите, космонавта ядерным взрывом размазало!

Но ровно по той же самой причине в 2009 году оказалось, что на планете Земля взрывать уже толком нечего — разве что пирамиды или континент Австралия целиком. Call of Duty уперлась в потолок собственных возможностей так же, как это полгода спустя произошло с God of War. Эпатаж Infinity Ward достиг таких масштабов, что ни одну игру на ту же тематику не воспринимали всерьез.

В Battlefield: Bad Company 2 была исключительная разрушаемость, но некоторые сцены из Modern Warfare 2 были воспроизведены практически дословно, что, понятно, совсем уж некрасиво. Ну а разработчики недавней Medal of Honor попытались сделать игру с социальным подтекстом, но их стараний никто не оценил: после того, что нафантазировали авторы Call of Duty, ужасами афганской войны в видеоигре уже нельзя было никого удивить (текстовые выдержки из WikiLeaks были куда страшнее).

Infinity Ward ушли непобежденными. Поэтому вместо того, чтобы пытаться переплюнуть их, Treyarch поступили так: они сделали самый обычный Call of Duty, но — с сюжетом!

Кто был — тот не забудет. Или что на самом деле привело к падению лагерного режима
Call of Duty: Black Ops

Массовое восстание заключенных воркутинского ГУЛАГа, в котором можно поучаствовать уже во второй миссии Call of Duty: Black Ops, действительно имело место в реальной жизни, только произошло оно не в 1967-м, а в 1953 году. После смерти Сталина в марте 1953 года и последующего ареста Берии была объявлена крупнейшая в СССР амнистия — на свободу вышли примерно 1,3 млн человек. Многие из них были настоящими уголовниками, в результате чего криминальная обстановка в стране резко ухудшилась.

Несмотря на невиданный доселе размах, восстание в «Речнике» начиналось как сугубо мирное: заключенные не пытались организовать побег (кругом все равно была тундра и медведи), а требовали, чтобы об их отчаянном положении узнало новое руководство страны. В Воркуту прибыла комиссия МВД СССР во главе с генералом армии И.И. Масленниковым, во двор лагеря внесли скамейки для заключенных, начались переговоры. Но люди отказывались верить обещаниям начальства о смягчении условий их жизни, они хотели свободы. 1 августа около четырехсот заключенных организовали на территории жилой зоны сплошной заслон. На их подавление были брошены 50 надзирателей. Увидев их, заключенные бросились ломать забор и, вооружившись кольями и досками, стали вытеснять надзирателей. Невольники попытались взять штурмом и ворота, за которыми было выставлено оцепление из вооруженных солдат и офицеров. Там же находились прибывшие из Москвы генералы и полковники.

Из заранее подготовленной пожарной автомашины на передние ряды восставших направили струи воды. Но заключенным удалось вырвать шланг и разрезать его. До выходных ворот оставалось пять метров. Начальство дало приказ открыть огонь на поражение. Погибло 42 заключенных, 135 с обеих сторон были ранены. А уже через два года после восстания Воркута вновь забастовала, правда, на этот раз обошлось без жертв.

Несмотря на жестокое подавление всех лагерных восстаний, они (а вовсе не покаяние в преступлениях Сталина) все-таки вынудили пришедшего к власти Хрущева пойти на постепенный демонтаж системы террора, который начался со знаменитого XX съезда КПСС. Однако, несмотря на ликвидацию особых лагерей, исправительные учреждения МВД находились в Воркуте до конца 80-х годов.

Есть по двести грамм взрывчатки

В статике отчетливо видно, что игра вообще-то не слишком красивая. В жизни никто, конечно, не позволит любоваться одним статичным пейзажем дольше доли секунды.

Пробиться через ментальные блоки, установленные Infinity Ward, им удается не сразу. Поначалу кажется, что Black Ops отрабатывает стандартную программу: в первой миссии убивают Кастро (правда, не насовсем), во второй воркутинские зеки организованным штурмом осуществляют побег из колонии. А уже в третьей нас с озабоченным лицом встречает Джон Кеннеди, произносит прочувствованную речь о демократии, после чего благословляет на штурм Байконура. Не считая камео сразу двух суперзвезд политики ХХ века, ничего такого уж необычного. Дождь из вертолетов в прошлом году выглядел внушительнее.

Бдительность усыпляет еще и тот факт, что самые яркие сцены приходятся на долю одного-единственного персонажа: однажды Виктор Резнов, человек с внешностью и голосом Гари Олдмана, уже вытянул на себе целую Call of Duty: World at War. В Black Ops он встречает нас в роли лидера воркутинского бунта, который он разделил на восемь фаз.

«Шаг второй — подняться из мрака!» — патетически кричит Резнов-Олдман. «Подняться из мрака!» — вторит ему хор урок. «Заарканить летающую тварь!» (это он про гарпун и вертолет, если что). И так далее. Под эти оптимистичные лозунги в кадре творится привычный дурдом: приезжают и тут же взрываются танки и джипы, часто и с сильным акцентом («сьобака!») ругаются по-русски, взрывают все подряд и перерезают людям горло.

В Black Ops представлены все виды противостояния человека и вертолета.

На какое-то время в кадре появляется здоровенный бородатый детина с кайлом, которого представляют как Сергея Козина по прозвищу Магаданское Чудовище. Чуть раньше был взлет с военного летного поля, в пять секунд превратившегося в поле боя, чуть позже последует прорыв через тюремный двор под прикрытием вагонетки, взрыв, наконец, ракеты «Союз-1» — все это случается в Black Ops в течение первого же часа игры. Но, опять же, сильных эмоций не вызывает — чего мы только не взрывали.

Зато примерно в это же время игроку начинает бросаться в глаза, что между миссиями не только несут дежурную чепуху про угрозу англо-саксонскому укладу жизни, но говорят какие-то подозрительные вещи про некий «центр запуска», требуют объяснить значение загадочных комбинаций цифр (при этом в кат-сценах герой привязан ремнями к стулу и периодически получает бодрящие дозы электричества). Быстро появляется масса вопросов: какие еще цифры? Почему Стайнер, Драгович и Кравченко должны умереть? Какого, в конце концов, дьявола мы сталкиваемся с Резновым на каждом углу?!

А иначе он взорвется

Ситуация с русским языком в игре прежняя: многие из наших виртуальных соотечественников то и дело срываются на какую-то псевдорусскую абракадабру.

Ответы на эти вопросы разработчики подсмотрели сразу в нескольких психологических кинотриллерах (если вспомните их все, напишите нам, а лучше — нарисуйте): Алекс Мэйсон действительно слышит какие-то странные цифры у себя в голове, на досуге галлюцинирует и мучается флэшбеками — словом, плохо себя чувствует. Рядом с ним стоит стол с полным набором пыточных инструментов, вокруг кресла — телевизоры, экраны которых то и дело эпилептически вспыхивают. С потолка вещает зловещий голос.

Чуть ли не с первой фразы персонажи начинают крыть друг друга последними факами и чуть не срываются на фальцет. И вот когда игрок понимает, что все происходящее в игре — нечто большее, чем просто очередная игра в спецназ, тогда даже знакомые Call of Duty-сцены начинают выглядеть как-то по-другому.

Вплоть до того, что, пройдя игру и узнав истинную подоплеку происходящего (Treyarch, кстати, намекают на то, что у них есть собственная версия насчет убийства Кеннеди), можно немедленно запускать игру во второй раз — чтобы увидеть те же ситуации под совершенно новым углом. Call of Duty, который хочется видеть больше одного раза, — это, право, что-то из области фантастики.

Трах-бабах — и нет его!

Вьетнамские партизаны иногда болезненно напоминают моджахедов из Medal of Honor.

Вообще, в это трудно поверить, но в Black Ops действительно интересно следить за развитием событий, а не только ждать очередной сцены с праздником китайских фейерверков. И это очень хорошо, потому что в остальном перед нами более-менее та же самая игра, что и всегда. Герои вечно куда-то прорываются, ломятся, что-то форсируют. Иногда они немного играют в стелс и крупным планом вскрывают чьи-нибудь глотки и черепа.

Новый маршрут экскурсии по знаменитым войнам мира включает в себя поездку во Вьетнам, на Урал, в Лаос и, конечно, на Кубу (на всякий случай напомним: новое время действия — холодная война). Иногда дают полетать на вертолете с предельно упрощенной схемой управления: можно стрелять и передвигаться в двух плоскостях, а высоту машина регулирует самостоятельно.

Выглядит все это, честное слово, очень круто. Как мы уже неоднократно отмечали в превью, с режиссурой у Treyarch все как минимум не хуже, чем у Infinity Ward: в открывающей сцене во Вьетнаме на заднем плане обязательно будет полное небо вертолетов, во время карательного рейда на катере внезапно начинает играть Sympathy for the Devil, а в горах по всем правилам жанра должна хотя бы однажды сойти лавина.

Проблемы у игры, впрочем, остались те же. Персонажи и декорации выглядят отлично ровно до тех пор, пока первые не начнут стрелять и перемещаться по вторым. Нормальной физики до сих пор нет, оружие стреляет не очень-то убедительно. Искусственный интеллект давным-давно просится в дом престарелых. Да и вообще видно, что технологии уже не два и даже не три года и ее давно пора убирать на антресоли.

Но все вышеперечисленное — по сути, дежурные пункты ежегодной CoD-программы. Со времен четвертой части этой игры мы уже столько раз восхищались одними и теми же вещами и морщились от одних и тех же недостатков, что, честное слово, надоело. Гораздо важнее, что Activision снова удалось всем показать, какими должны быть линейные шутеры про войну. И это только благодаря тому, что Treyarch добавили в обкатанную за годы схему приличный сюжет. Если бы они догадались сделать в игре современную физику и анимацию, то все сотрудники Activision во главе с Бобби Котиком, должно быть, тут же ушли бы в нирвану. Но этого, увы, придется ждать как минимум до следующего года.

P.S. Чтобы поиграть в Black Ops и написать эту рецензию, нам пришлось пойти на рискованный шаг — задержать уход в типографию части номера. Поэтому мы не успели толком опробовать многопользовательские режимы. Подробный рассказ о мультиплеере Black Ops — в следующем выпуске.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Call of Duty с сюжетом выглядит далеко не так пижонски, как Modern Warfare 2, но играть в нее почему-то не менее интересно. Из приятных бонусов — Rolling Stones и Гари Олдман в одной из главных ролей.

Black Ops Declassified должна была стать промежуточным этапом между двумя «большими» играми. Профессиональные солдаты Алекс Мейсен и Фрэнк Вудс снова отправляются на каникулы в не самые дружелюбные страны, чтобы с шумом убить сотню-другую человек, — так суровые мужчины в меру сил навязывают демократию и спасают мир.

Call of Duty: Black Ops Declassified

Получается, что смысл играть в Declassified есть только в мультиплеере, но и здесь полно проблем: карты слишком маленькие, загрузка матча виснет, а ваши друзья в жизни не купят такую плохую игру, поэтому придется сражаться только с незнакомцами.

Call of Duty: Black Ops Declassified

Если бы в журнальных рецензиях была графа «Ценность для жанра», то Declassified получила бы от нас одиннадцать баллов из десяти. Эта игра — прекрасный пример того, как не следует делать шутеры. Дело даже не в том, что вас ждет скучный и прямолинейный забег по комнатам с одинаково тупыми врагами. Из Declassified убрали все, за что серия Call of Duty может понравиться среднестатистическому пользователю, — адреналиновый экшен, постановочные сцены и разнообразные миссии. Здравствуй, мой любимый польский шутер.

Читайте также: