Бателфилд 3 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Противостояние Electronic Arts и Activision всегда напоминало битву кита со слоном. Пока Infinity Ward и Treyarch широкими мазками копировали лучшие голливудские постановки, DICE с лобзиком наперевес копались в деталях — до совершенства шлифовали баланс, наращивали разрушаемость, заводили дружбу со специалистами по вооружению. На создание яркой однопользовательской кампании сил не оставалось. Всякий раз получался кособокий и незапоминающийся придаток к многопользовательскому режиму.

Авторы, впрочем, и не скрывали, что даже заигрывания с синглом в Bad Company 2, выглядящие вполне серьезно, не более чем легкий флирт. Подопечные Activision и Electronic Arts, работая над своими милитари-аттракционами, делали это словно в двух параллельных, не пересекающихся вселенных. Одни раз за разом давали игрокам хлеба и зрелищ, другие — оттачивали технологию до совершенства и, казалось, собирались с духом.

Баш на баш

В этом году все должно было поменяться. В апреле Джон Рикителло, исполнительный директор EA, заявил, что Battlefield собирается показать Call of Duty кузькину мать. Началась настоящая гонка вооружений. DICE буквально завалили игроков роликами, в которых демонстрировались военные хроники какой-то запредельной реалистичности. Заезд «Абрамсов» по пустыне на фоне горящих нефтяных скважин, игра в поддавки с засевшим в здании снайпером, перестрелка на улицах Тегерана.

Больше всего мы опасались, что слова Рикителло придется понимать буквально. Как бы ни были хороши DICE, им не под силу тягаться с Infinity Ward в размахе, в глубине замысла, в умении выделить в каждой сцене главное и заострить на этом главном внимание игрока.

К счастью, оказалось, что Джон лукавил. Говоря о прямой конкуренции, он имел в виду, что Battlefield 3 в многопользовательской кампании будет выступать в той же весовой категории, что и CoD, но выразительные средства Digital Illusions выбрали совсем иные.

Battlefield 3

Infinity Ward и Treyarch, чтобы привлечь внимание игрока, в свойственной им манере выкручивают градус абсурда на максимум. Чтобы понять нелепость выдуманных ими сюжетов и гротеск большинства игровых сцен, достаточно задать себе всего один вопрос: какова вероятность того, что все это произойдет в реальной жизни. Call of Duty живет по законам дорогого голливудского боевика — пока на экране постоянно что-то взрывается, падает, ревет и грохочет, у зрителя нет времени задуматься о достоверности происходящего. Появляется же это время лишь с финальными титрами, когда, в общем-то, уже все равно.

Выйду за околицу

DICE пошли по другому пути. В Battlefield 3 сделана ставка на реалистичность. Разработчики словно снимают кино в жанре мокьюментари — события, обыгранные в псевдодокументальной хронике, вроде бы и не случились на самом деле, но поди догадайся.

Если предстоит рейд на танке, нам показывают, как герой лезет на башню и спускается в люк. Во время стрельбы демонстрируют, как один из членов экипажа заряжает орудие. Взлет на истребителе с палубы авианосца начинается с проверки основных систем, когда персонаж надевает шлем: звуки вокруг затухают, а во время воздушного боя нет никакой уверенности, что через секунду под хвост не прилетит вражеская ракета. Даже на среднем уровне сложности убивают здесь быстро и без лишних разговоров. Прыгая через препятствие, герой правдоподобно опирается о него рукой и перебрасывает ноги, падая на живот — страхует себя руками, а двигаясь по-пластунски — осторожно подтягивает за собой оружие.

Battlefield 3

В самые ответственные моменты герои не разыгрывают драмы, не ведут задушевные беседы и не впадают в пространные рассуждения о важности их миссии для всего человечества. Напротив, оказавшись под огнем, они грубо матерятся, отдают короткие и четкие приказы, а задания объясняют кратко, безо всякой наигранности. Здесь нет по-голливудски вычурных персонажей, строящих из себя суперменов; все окружающие — просто солдаты на войне, и это лишь подчеркивает драматизм ситуации, позволяет полностью погрузиться в действие.

Благодаря этим и еще сотням других мелочей происходящему на экране действительно веришь. Battlefield 3 заставляет почувствовать себя настоящим бойцом на войне, а не участником театрализованного представления по мотивам. При этом DICE нещадно вырезают из репертуара все самое муторное, без чего не обходится ни одно боевое столкновение. В Battlefield 3 не приходится часами ползти на позицию и умирать в чистом поле от единственной снайперской пули. Здесь не надо долго вести огонь из окопа, а разминирование дороги занимает от силы минут пять. Но оставленного в игре с лихвой хватает, чтобы в итоге мы получили не просто самую достоверную (за этим стоит обратиться к Operation Flashpoint), но еще и самую кинематографичную военную хронику.

Battlefield 3

При этом разработчики умудряются вместить в нее едва ли не всю стандартную голливудскую программу — заездом на танке и полетом на истребителе дело не ограничивается. За относительно короткую сюжетную кампанию нам дадут пострелять из бомбардировщика по наземным целям, заставят выполнить снайперскую миссию, инсценируют для нас легкий, но увлекательный стелс, организуют десяток рукопашных и попросят прикрыть безоружного напарника, волокущего на плечах языка.

Я сказал: «Горбатый!»

Все игровые эпизоды связаны сквозным сюжетом. Главный герой — сержант морской пехоты Генри Блэкберн — на допросе (ухмылка в адрес Black Ops) вспоминает недавние события. Основное место действия — Ближний Восток, но в какой-то момент нас попросят пробежаться по улицам Парижа и Нью-Йорка. Никаких неожиданных поворотов и нестандартных ходов здесь нет. Сюжет лишь оправдывает последовательность миссий, но вряд ли найдется много людей, которые назовут его интригующим или хотя бы увлекательным. Мы, если честно, не сильно бы расстроились, не будь сюжета вовсе, — в рамках игровой концепции череда несвязанных заданий в разных частях света, с разной целью и разными героями смотрелась бы вполне уместно.

Сюжет же иногда играет с Battlefield 3 злую шутку. Стремясь нагнать саспенса, DICE местами перегибают палку и сваливаются в откровенную голливудщину. Когда на сцене появляется русский Дмитрий «Дима» Маяковский, рассуждающий о морали с характерным иммигрантским акцентом (в локализованной версии акцент и откровенно кривые реплики, слава богу, исправили), документальность игры начинает трещать по швам, а во время финальной схватки на Таймс-сквер и вовсе расползается на части. К счастью, случается такое всего два-три раза за всю кампанию.

Battlefield 3

В остальное время впечатление портят лишь мелкие огрехи и недочеты. Например, разработчики задолго до релиза говорили, что в сингл-миссиях разрушаемость сильно ограничат. Но тогда никто и предположить не мог, что в Battlefield 3 не будет ни одного задания, в котором требовалось бы разрушить здание. Да что там здание — здесь вполне можно играть, не разрушая вообще ничего, по сценарию это совершенно не требуется. Если же таки заняться уничтожением всего и вся, то неожиданно выясняются интересные вещи. Одни и те же объекты на одних миссиях запросто взрываются и разлетаются на куски, на других же — в них можно разрядить весь боезапас, но ничего не добиться.

Судя по сему, DICE оставили разрушаемость в рамках узкого пространственного коридора, в котором, по их мнению, должен оставаться игрок. В этом коридоре бензобаки машин детонируют, фары бьются, в заборах образуются реалистичные отверстия, доски разлетаются на мелкие щепки, а врагов можно не выкуривать из-за стен, а взрывать гранатами вместе с кирпичной кладкой. Но стоит сделать шаг влево или вправо — и игра по уровню интерактивности откатывается лет на пять назад. Признаться, мы уже и не вспомним, когда в последний раз видели шутер, в котором у машин не бьются стекла, лампочки нельзя погасить выстрелом, а легкая гипсокартонная перегородка выдерживает прямое попадание из РПГ. На фоне графики, которая при максимальных настройках на голову опережает все, что демонстрировали до этого момента остальные игры, такие вещи вызывают самую настоящую оторопь.

Помимо этого оказалось, что DICE совершенно не умеют работать с чекпойнтами. Контрольные точки расставлены редко и зачастую совершенно неуместно. Казалось бы, мелочь. Но необходимость перепроходить на высоком уровне сложности десятиминутный эпизод по пятнадцать-двадцать раз в какой-то момент начинает бесить. Ведь внутри каждого такого эпизода немало точек, где следовало бы поставить пункт автосохранения.

Battlefield 3

Наконец, в Battlefield 3 есть миссии, на которых скрипты замаскированы настолько неумело, что остается только диву даваться. Умные, грамотно действующие противники в какой-то момент могут вообще вас не замечать, потому что по сценарию вы должны были находиться с другой стороны. Или целый отряд, вместо того чтобы укрыться или хотя бы залечь, будет стоять и ждать под перекрестным вражеским огнем, когда вы подойдете поближе и активируете тем самым триггер. Не беремся описать на бумаге, что должно быть в головах у тех, кто оставил подобные недочеты в игре, главная особенность которой — достоверность.

Противостояние Battlefield 3 и Call of Duty: Modern Warfare 3 вот-вот завершится. Мы уже опробовали столь ожидаемое детище DICE, а до релиза нового «Зова долга» остаются считанные дни. И как бы последний ни оказался хорош или плох, определенные промежуточные итоги можно подвести уже сейчас.

Один в поле… воин?

Перво-наперво скажем о графике, которая преподносилась как едва ли не главный козырь проекта. Да, игра действительно чертовски красива — движок Frostbite 2 выдает такую картинку, какую мы еще не видели прежде. Причем приобщиться к последним достижениям прогресса смогут и обладатели не самых мощных машин — даже на средних настройках Battlefield 3 выглядит изумительно.

Battlefield 3

С подобным восторгом, увы, нельзя отозваться о «сингле». Разработчики, в первой Bad Company баловавшие нас масштабными уровнями, окончательно сузили карты и превратили их в тесные коридоры. Боевые действия на границе Ирана и Ирака, схватка в поезде, пробежка по солнечному Парижу — все миссии сводятся к бесхитростному отстрелу слабоумного «мяса». В перерывах между заданиями нас потчуют сюжетными роликами, но пытаться вникнуть в местный сценарий — себе дороже.

Как и в CoD, действо разбавляют интересные интерактивные сценки, да и с кинематографичностью у BF3 полный порядок. Доведется нам и поползать по крыше дома под снайперским огнем, и начистить морду главному злодею в продолжительном QTE, и штурмом взять здание банка. Не обошлось также без классических аттракционов вроде покатушек на танке или незамысловатого «стелса».

По предыдущим строчкам может сложиться впечатление, будто кампанию не стоит и запускать. Однако мы советуем все-таки пройти ее. «Сингл» не составит труда осилить за несколько часов; он динамичен и, несмотря на то что не привносит в жанр ничего нового, довольно увлекателен. Главное же впечатление от него — визуальное. Казалось бы, что особенного может быть в стандартной поездке на танке? Подобное мы встречали не в одном десятке боевиков. Но видели бы вы, как клубится пыль над дорогой, как пылает подбитая техника, как ослепительно ярко светит солнце. Подобные ощущения Call of Duty с ее престарелым движком перестала дарить уже давно, и только ради них стоит заглянуть в «сингл» Battlefield 3.

Battlefield 3

«Нейтрализовать ядерную угрозу»? Серьезно? Приказали бы сразу мир спасти, чего уж…

На поле боя

Впрочем, основным блюдом серии был и остается многопользовательский режим. И к счастью, он ожидаемо великолепен.

В целом механика мультиплеера почти не изменилась. У нас есть четыре класса — штурмовик (он же медик из BC2, только без пулеметов), инженер, поддержка (бывший «ассаулт», которому достались пулеметы медика) и разведчик, то бишь снайпер. Выбрав специализацию, мы отправляемся в один из трех (если не считать вариации — Squad и Large) режимов. В Rush задача одной команды — оборонять два ретранслятора, сражаясь на относительно небольшом клочке карты. Нападающие должны уничтожить цели, прежде чем закончатся «билеты», которые тратятся на возрождение солдат. В Conquest от нас требуется удерживать точки. Команда, проигрывающая борьбу за территорию, начинает терять «пропуски» и, как правило, терпит поражение. Есть еще Deathmatch, но это скорее необязательное развлечение на вечерок-другой.

Прежде всего стоит отметить, что сетевые баталии стали разнообразнее. В основном это заслуга локаций, которые рассчитаны на самые разные стили игры. Например, «Станция метро» напоминает о веселых и динамичных побоищах из CoD — здесь скорость и рефлексы важнее сложных тактических маневров. А вот «Каспийская граница» — совсем другая история. Тут нужны слаженные командные действия, необходимо использовать технику (кстати, поклонники авиации могут ликовать: самолеты наконец-то вернулись), а строить из себя сверхчеловека не выйдет — снайпер мгновенно поставит незадачливого героя на место.

Battlefield 3

Россия вновь стала одной из сторон конфликта. Особо патриотичные господа, наверное, вне себя от счастья.

Приятно и то, что BF3 крайне дружелюбна к новичкам. Здесь каждый найдет занятие по душе. Не получается метко стрелять и выносить врагов пачками? Выбирайте класс инженера и чините технику союзников. Провели тысячи боев в World of Tanks и жить не можете без стальных машин? Пожалуйста — собирайте экипаж и отправляйтесь сминать гусеницами вражеские тела. Хотите тешить самолюбие, убивая одного противника за другим? Вам прямая дорога на карты типа уже упомянутой «Станции метро».

Помимо всего прочего, разработчики использовали современные технологии во благо игрового процесса. Например, на оружие можно навесить тактический фонарь, который здорово дезориентирует оппонентов ярким светом. Толковую реализацию наконец-то получил так называемый огонь на подавление — когда рядом свистят пули, картинка смазывается, так что теперь пулеметчик, заливающий свинцом стратегически важную улицу, способен в одиночку удержать позицию.

Все это сдобрено богатой и логичной системой «прокачки». Опытом награждают практически за каждый чих — обиженным не останется никто. Играя за определенный класс, мы получаем для него новое снаряжение и пополняем арсенал, а также растем в уровнях. Для «пушек» доступен целый ворох улучшений — всевозможные прицелы, утолщенные стволы, глушители… Кроме того, чем чаще и эффективнее удается использовать транспорт, тем быстрее нам позволят установить на него дополнительное оружие и полезные «гаджеты».

Battlefield 3

Не ручаемся за абсолютную достоверность, но по меркам массового боевика танк управляется и выглядит достаточно убедительно.

Наконец, самое главное — мультиплеер Battlefield 3 просто-напросто зрелищен. Усилиями нескольких десятков человек (максимальный лимит на ПК — шестьдесят четыре пользователя на одном сервере) создается настоящий фильм. К примеру, невозможно забыть одно сражение, в котором мне повезло поучаствовать буквально на днях.

Играли мы в Rush на узких улочках «Восточного базара». У противника оставалась лишь одна точка, но количество наших «билетов» стремительно уменьшалось — надо было атаковать. И мы пошли в отчаянное наступление. Только представьте — вокруг гремят минометные залпы, стрекочет пулемет (звук, разумеется, прекрасен), с окрестных зданий сыплется бетонная крошка. Остается пересечь лишь одну улицу, но ее из последних сил обороняет соперник. В наше укрытие летят гранаты — кажется, что все кончено… И вдруг из какого-то переулка выезжает танк союзников, прячась за которым мы пересекаем злосчастную дорогу и успеваем взорвать ретранслятор. Очень сложно описать ощущения, которые испытываешь, участвуя в подобном действе.

Помимо мультиплеера и «сингла», в Battlefield 3 присутствует режим совместного прохождения. Нам предлагают одолеть шесть скоротечных эпизодов, почти не связанных между собой, вместе с другом. Кооператив, судя по всему, доделывали впопыхах — отпечатывается в памяти разве что неплохая снайперская миссия. Помнится, даже не самые удачные «Спецоперации» из Modern Warfare 2 были занятнее.
Единственное, что может испортить впечатление от сетевых сражений, — отвратительный сервис Battlelog. Добавлять друзей, искать сервер и подключаться к нему мы вынуждены через браузер. К тому же система работает из рук вон плохо и выдает одну ошибку за другой. А если вы все-таки сможете присоединиться к какому-нибудь бою, но, допустим, захотите повоевать в другой компании, придется выходить из игры, а затем вновь запускать ее.

Battlefield 3

В отличие от Bad Company 2, здесь оружие не походит на пластиковые игрушки.

Главным достоинством Battlefield всегда был и остается мультиплеер. Но если раньше серия предельно осторожно ступала на однопользовательскую территорию, то теперь в этом плане у CoD появился достойный конкурент. Прибавьте сюда отличную картинку, шикарный дизайн — кажется, у «Зова долга» остается все меньше шансов.

Что ж, нужно только дождаться ответного хода Infinity Ward. Впрочем, чего греха таить — если успех сюжетной кампании MW3 еще возможен, то мультиплеер вряд ли предложит что-нибудь новое. Авторам придется сильно постараться, чтобы заставить нас оторваться от восхитительных сетевых баталий Battlefield 3.

Плюсы: бодрый «сингл»; великолепный многопользовательский режим; красивейшая графика.
Минусы: кошмарный сервис Battlelog; слабый кооператив.

Скриншоты из игры

Трейлеры

Для меня в противостоянии BF3 и MW3 победит Arma 3 ^___^ Сингл крут) После прохождения баттлы даже не думаю о том что бы покупать MW3) Скачаю пиратку ради сингла и все) Думаю главная ставка была сделана на мультиплэер, и он оказался по настоящему крут! :) Жаль что моя машинка её еле тянет, но так игра кульная! Да игра 5 баллов бесспорно, но баги сингла и наш саппорт подпортили общее впечатление. В BF3 мне всё нравится, но видеокарта не тянет… =(
На днях новую покупать буду. А в MW3 мне только сингл по душе т.к. мультиплеер там просто извините «за*ротский», ни какого разнообразия.
Да и потом какой смысл играть каждый год в одно и тоже, но с новыми картами, людям это должно наверное надоесть. О чем только разработчики думают? Согласен со всеми мнениями автора, но вот про Баттллог перегиб! Лично у меня такое впечатление было по бета тесту, сейчас же разобравшись практически во всех деталях баттлога он мне сильно нравится и я рад что его придумали. Сингл может и бодренький, но как говориться сюжет никакой. Мультиплеер крут, не спорю.

Пост во имя двоеточия! :3

А так батя грит, что Андрюха всё пральна сказал.

не считая батллога, и какой то ахинеи в сингле игра без спорно лучшая из всех шутеров от первого лица, (Жаль у меня процик слабенький, мультиплеер не тянет, ток сингл =( ) Мне игра очень понравилась, только в минусы пожалуй можно добавить идиотские скрипты из сингла…
P.S. Обзор тоже хорош! :-) Обзор как всегда хорошо.Игра изумительна.а в сингл может просто вечерок убить. как так… почему про музыку в плюсах/минусах ничего не написали? определенно в плюсы) она так восхитительная Решил высказаться о Battlefield 3, т.к. это глобальный проект, самый качественный на сегодня мультиплеерный шутер.
1. Лучшая на 2011 год графика (хотя и немногим лучше, чем в MoH год назад); звук (сабвуфера); физика (разрушаемость, баллистика).
2. Большие карты и мультиплеер на 64 игрока – прогресс. Много оружия, гаджетов и техники. Самолёты здесь лишние – на 32 солдата 2 самолёта на карте 1х1 км!
3. Вместо линейной заскриптованной кампании вполне можно было сделать полигон с мишенями для тестирования оружия и техники.
4. Главное – игра стала реалистичнее, теперь это почти симулятор боя. Замедлено движение назад и в бок, солдаты не прыгают, как блохи выше своего роста, уворачиваясь от пуль в полёте (прощай игровая механика Quake III Arena 12 летней давности).
5. Главный недостаток игры – хаотичность мультиплеерных боёв: отсутствие линии фронта и задачи для каждого подразделения. В реальном бою побеждает тот, кто лучше организован, а не кто быстрее крутит головой, чтобы не получить пулю (нож) в спину. Линия фронта была немного реализована в MoH. Задачи для подразделений возможно реализовать, дав опытным игрокам статус офицеров и опцию указывать маркер пути своему взводу.
Что до сравнения с CoD, так да, мультиплеер MW2 был так удобен, что достоин похвалы, но в целом кампания CoD – это заскриптованный тир; суть игрового процесса в мультиплеере CoD – это всё тот же Quake III (и в части движка тоже). Тем более, если он ещё будет платным, так луче в Battlefield 3 играть. По поводу Batllelog совершенно согласен с автором. Чтобы поиграть приходится морочить голову с Origin и с Batllelog в браузере, причём не в любом браузере!

Я уже прилично поиграл, 42 ур… опыт есть и хочу сказать све мнение о БФ3 -)).

1. О РЕЦЕНЗИИ.
Сингл, прокоментировать не смогу, пока пропустил его. Но я на 100% уверен, MWF2 он не переплюнет. По напряженности, драматизму и динамичности. (до сихпор «сингл» в MWF2 для меня эталон).

. «Помимо мультиплеера и «сингла», в Battlefield 3 присутствует режим совместного прохождения. »
Но как не странно, это важная часть мультиплеера, так как за прохождение миссий можно «открыть» одни из лучшых оружий в игре.
(револьвер — убивающий с 2-х выстрелов или один в голову, ну и моя любима винтовка «G3A3» — супер меткая одиночными выстрелами и вблизи наверно уступит только F2000).
Так-же миссия «вертолетная» позволяет разобраться с механникой ведения боя на вертолете.

. «Единственное, что может испортить впечатление от сетевых сражений, — отвратительный сервис Batllelog. »
Мне нравится. Очень удобно, информативно. В любой момент друзья могут присоедениться к тебе, во время игры можно всегда посматреть свои статистики, анлоки, поискать новые сервера и т.д… Пользоваться надо уметь))
Постоянно БэттлЛог улучнают, он становится стабильнее и удобнее.

А вот картинку приходиться урезать специально и играть чуть-ли не на самых низких настройках. Хотя комп мой позволяет играть в БФ3 на настройках УЛЬТРА со всеми не мыслмыми сглаживаниями и плюшками с ФПС 60-80. Но загрузка карт при их смене занимает много времяни… И когда ты вступаешь в бой, то уже всю технику разобрали и точки захваченны))) Хочешь быть в переди ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ — играй на низких настройках графики…

Спасают сервера где нет ротации карт.

2. ВЫВОДЫ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ (МОИ).
Игра (мультиплеер) получилась хорошая и добротная. ИГРАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Основных 2 плюса — это конечно визуализация со звуком + использование техники.

Честно говоря, другого и неожидпл от игры. Все мои надежы и разочерования оправдались. Играю с удовольствием и жду с нетерпением MWF3.
Для меня MWF2 мультиплеер стал откровением — очень динамично, разнообразное оружие (именно разнообразное, а не модельки разные как в БФ3). Разнообразие «миксов» выкладок под индивидуальный стиль игры и ситуации. Бонусы за КИЛЛ-СТРИКИ и т.д. и т.д…
Если MWF3 будет как и MWF2 — но чутка новых изменений и плюшек (для разнообразия), ну и само собой карты новые — меня это устроит на 110%. Буду зажигать пехотинцем и вызывать Харриеры с Авиаударами на головы врагов. )) Ну, а захочится поуправлять техникой БФ3 вссегда под рукой. ))

ВЫВОД.
На мой взгляд БФ3 игра для сообщества игроков, так как одиночки и рандом пуги — это мясо для них. Многие интересные комбинации можно реализовать только в грамотном взаимодействии.
Поэтому надо объединяться и играть совместно.))

В MWF доля «скилованности» бойца, как боевая еденица выше, что более привлекательно когда играешь один или в небольшой компании.

В BF3 на картах с техникой — использую в 90% случаев только ее. Режимы «РАШ» в 90% снайпер. Ну, а карты «пехотные» Метро и Базар — режим игры ХАРД (или хороший/ПРАВИЛЬНЫЙ кастом).

Ночь. Окраина Тегерана. В кустах на холме затаилась группа солдат. Разговоры только шепотом — близок час икс, и малейшая ошибка может разрушить весь план. Над городом взмывает осветительная ракета. Началось.

Поразительная штука, но студии DICE с третьей попытки удалось наконец-таки создать игру с по-настоящему захватывающей сюжетной кампанией. Причем, несмотря на то что главным конкурентом Battlefield 3 считается сериал Modern Warfare, увлекает она при помощи совершенно других приемов. Здесь даже близко нет ничего похожего на фирменную CoD-клюкву, никто не сбивает прямо на стартовом столе «Союз-2» и не отправляет на тот свет двойника Фиделя Кастро. Все предельно серьезно, без этих вот ухмылочек в сторону.

Нет, достоинства Battlefield 3 в другом. Это игра, которая, с одной стороны, не взрывает вам мозг гиперреализмом в духе ArmA или Operation Flashpoint, а с другой — настолько скрупулезно воссоздает все внешние атрибуты реального военного конфликта, что само собой появляется четко оформленное ощущение реализма. Все равно что бурное застолье без похмелья на следующее утро или прыжок с шестнадцатого этажа без необходимости предварительно готовить предсмертную записку родным.

Battlefield 3

Даже завязка истории BF3 звучит вполне правдоподобно. Американская армия бьется в Ираке с партизанами, которых науськивает Иран. В определенный момент на территории Ирака происходит мощное землетрясение, которое позволяет партизанам на время перехватить инициативу. Тут в сюжете появляются две пропавшие ядерные боеголовки, действие перемещается в Европу и Америку, но вам уже все равно — вы не замечаете штампов, вы уже целиком в игре.

Один из основных инструментов, при помощи которых DICE добиваются геймплейного правдоподобия, — это, безусловно, потрясающий звуковой дизайн. Еще когда мы ездили на первую презентацию Battlefield 3 в Стокгольме, очень мощное впечатление на нас произвели два специалиста по звуку, которые долго и с упоением рассказывали, как для записи каждого семпла устанавливали вокруг по миллиону микрофонов — разной чувствительности и на разном расстоянии (до нескольких километров). Все это для того, чтобы достичь максимально реалистичной звуковой картины.

Battlefield 3

Шведских саунд-гиков можно поздравить с оглушительным (во всех смыслах) успехом. Такого звука, как в Battlefield 3, нет, наверное, ни в одном другом шутере на свете. Это невозможно описать словами, но, когда оказываешься на уровне сюжетной кампании или на многопользовательской карте, чувствуешь, какое все вокруг объемное. И в первую очередь именно благодаря звуку.

Где-то в отдалении бухает миномет, поближе слышно стрекотание штурмовых винтовок и сухой кашель пистолетов (кто-то не нашел времени перезарядиться). Вот у вас за спиной, рокоча пулеметом, проехал танк, над ухом свистнула пуля, и сердце ушло в пятки. А если б прошла на сантиметр левее?

Battlefield 3 не только звучит, но и выглядит потрясающе. DICE не лгали, когда говорили, что новая версия движка Frostbyte будет самым продвинутым графическим мотором на свете. Предельно реалистичные модели, отличная анимация, бесподобные свет, дым и туман — визуально в BF3 прекрасно буквально все. Во время игры почему-то вспоминается Rage и до боли позорные размытые текстуры, которые постоянно вылезали то тут, то там при любых графических настройках. В Battlefield 3 такого не бывает в принципе. Если в опциях графики выставлено гордое «Ультра», можете быть уверены, что каждая поверхность в игре будет должным образом заполирована при помощи всех известных человечеству технологий.

Battlefield 3

Ну и конечно, BF3 — это отличный шутер. Немного старомодный, но увлекательный до потери сознания. Абсолютно каждая перестрелка — на нервах, из последних сил. Даже на среднем уровне сложности враги не дают вам спуску, а уж если захочется попытать счастья в боях потяжелее, то лучше заранее приготовиться к дьявольски напряженному геймплею.

Кроме того, как и положено в современных спецназовских шутерах, вас время от времени подхватывают с грешной земли и дают отдохнуть от тяжелых пехотных будней. Например, в кресле второго пилота штурмовика (сцена взлета с авианосца — одна из лучших в игре) или за рычагами танка. Мелочи, давно привычно, и даже местами уже было реализовано в той же Black Ops (только там мы не бомбили врага, а координировали с высоты действия диверсионной группы), но все еще работает. Тем более когда вокруг бушует до неприятного реалистичное море, а в глаза через иссеченный мелкими царапинами колпак кокпита бьет сквозь тучи слепящее солнце.

Battlefield 3

Давайте сразу определимся: мне нравится Battlefield 3. Я в восторге от мастерства людей, написавших Frostbyte 2, мне дико понравилось летать над Каспийским морем, и даже от мультиплеера, который я обычно обхожу стороной, удалось на этот раз получить удовольствие. Но тем заметнее мелкие, раздражающие огрехи — в первую очередь в искусственном интеллекте и триггерах.

Дико обидно, когда из укрытия (и без того ненадежного!) вас буквально выдавливает на линию огня свой же собственный напарник, как раз добежавший до позиции и… решивший занять ту же самую точку, что и вы. Особенно когда в результате главного героя убивает слишком меткий иранский боец и приходится заново переигрывать большой кусок уровня.

Или вот вам задачка на сообразительность. У стены выстроились гуськом три солдата. Вы — четвертый и последний. Вокруг — пальба, крики, шухер до небес. Вопрос: когда эта тройка тронется с места, дав вам понять, что можно идти дальше? Правильный ответ — только когда вы, задолбавшись ждать, подойдете к бойцу, находящемуся на острие.

Про внезапный тегеранский танк, от которого лучше всего убегать, уже зная, куда и когда следует двигаться, не буду даже вспоминать — это так, мелочи жизни. Поэтому, хотя мне по-прежнему нравится Battlefield 3, я все же считаю, что в некоторых моментах DICE немного схалтурили.

Разработчики задолго до релиза Battlefield 3 говорили, что в сингл-миссиях сильно ограничат разрушаемость. Но тогда никто и предположить не мог, что в игре не будет ни одного задания, в котором требовалось бы разрушить здание. Да что там здание! Здесь вполне можно играть, не разрушая вообще ничего, — по сценарию это совершенно не требуется. Если же таки заняться уничтожением всего и вся, то неожиданно выясняются интересные вещи. Одни и те же объекты в одних миссиях запросто взрываются и разлетаются на куски, в других же — в них можно разрядить весь боезапас, но ничего не добиться.

Судя по всему, DICE оставили разрушаемость в рамках узкого пространственного коридора, в котором, по их мнению, должен оставаться игрок. В этом коридоре бензобаки машин детонируют, фары бьются, в заборах образуются реалистичные отверстия, доски разлетаются на мелкие щепки, а врагов можно не выкуривать из-за стен, а взрывать гранатами вместе с кирпичной кладкой. Но стоит сделать шаг влево или вправо — и игра по уровню интерактивности откатывается лет на пять назад. Признаться, мы уже и не вспомним, когда в последний раз видели шутер, в котором у машин не бьются стекла, лампочки нельзя погасить выстрелом, а легкая гипсокартонная перегородка выдерживает прямое попадание из РПГ. На фоне графики, которая при максимальных настройках на голову опережает все, что демонстрировали до этого момента остальные игры, такие вещи вызывают самую настоящую оторопь.

Когда речь идет об очередном выпуске сериала Battlefield, как-то глупо строить прогнозы. Всем и так понятно, что игру ждет успех. Даже в редакции «Игромании» самые завзятые снобы и критики военных экшенов нехотя, через не могу, но все же установили BF3 и играют. Колются, плачут, но не сдаются. Потому что DICE на сегодняшний день — безусловно одна из самых грамотных и авторитетных студий, занимающихся разработкой шутеров от первого лица.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА: 9

Финальную рецензию на Battlefield 3 читайте в Игромании №12 (171) 2011.

Вежливые шведы из DICE улыбаются: «Ну что, проняло, да? Так и знали, что будет просто шок!» Мы в этот момент действительно несколько обескуражены. Но причина нашего изумления — не фантастические качества их новой игры. Дело в том, что, прекрасно понимая, чего ждет от них публика (демонстрации нового мультиплеера), разработчики осознанно не показывают, как Battlefield 3 выглядит в онлайне, и ни на каких условиях не соглашаются об этом разговаривать. Вместо этого созванным со всего мира журналистам представляют пятнадцать минут. сюжетной кампании.

На то она история

Когда несколько лет назад в DICE собрались выпускать первую часть Battlefield: Bad Company, все тоже в первую очередь обращали внимание не на тотальную разрушаемость, а на то, что в Battlefield наконец-то появился полноценный сингл. Потом DICE успели выпустить Battlefield 1943, сделанную целиком в старой манере, безо всяких однопользовательских новшеств, и еще одну Bad Company. Сложилось впечатление, что корневой сериал разработчики воспринимают как нечто незыблемое, а эксперименты с сюжетом оставляют для побочных его ветвей. И вот — конец января 2011-го, Стокгольм, комнатка в офисе DICE, перед нами четверть часа неплохо срежиссированного одиночного геймплея, а игра называется Battlefield 3.

Обратите внимание на игру света и тени. Естественным освещением DICE особенно гордятся.

«Да, взаимное опыление — это очень точный термин», — соглашается главный дизайнер Патрик Бах. Мы разговариваем с ним о том, как влияют друг на друга две придуманные шведами серии. Когда же речь заходит о том, зачем все-таки понадобилась вся эта внезапная суета, Патрик объясняет: «Понимаете, рынок видеоигр изменился. Теперь сложнее продать игру, в которой в принципе нет однопользовательского компонента». Ну что ж, резонно — тем более что возможностей потренироваться с подачей сюжета и прочими непростыми вещами у DICE в последние годы хватало, и в Battlefield 3 они активно используют наработанный опыт.

Место действия — Ирак, 2014 год, американские войска по-прежнему борются с партизанами, а самый сильный и опасный враг США в регионе — PLR, организация, объединившая самых непримиримых подпольщиков. Начало кампании — неторопливое, со всеми подобающими расшаркиваниями. Длинная экспозиция, поездка в кузове «Хамви», вызов, прогулка по улицам иракского городка. Контакт!

Дальше следует серия эпизодов, напоминающих все современные военные шутеры разом. Короткий бой в загаженном дворе, кошки-мышки с засевшим где-то рядом снайпером, поиск бомбы и, наконец, кульминация — титанических масштабов землетрясение, которое прямо у нас на глазах обрушивает пару высоток, пускает по асфальту жуткие трещины и по-настоящему запускает сюжетный механизм Battlefield 3: катаклизм усиливает нестабильность на Ближнем Востоке, в дело оказывается замешан Иран, а где-то на горизонте, кажется, опять маячат отрицательные русские.

Сделано толково, но где та искра, которая превратит хороший боевик в выдающийся?! Для Modern Warfare ею стала смена сеттинга и амбициозная режиссура, для Black Ops — принципиальное отсутствие башни и переизбыток фантазии у авторов, для все той же Bad Company — неплохое чувство юмора. А что же поможет Battlefield 3? В первую очередь — мелочи.

Багдад Хилтон

DICE давно работает со шведскими (и не только) военными, поэтому выглядит, двигается и звучит все очень аутентично.

С Battlefield 3 история похожая: люди, которые ее разрабатывают, просто помешаны на аутентичности, и это сразу заметно. На экране инсургенты из засады гвоздят наш отряд, герой ожесточенно отстреливается, а мы, открыв рот, следим, как дергается кружок оптического прицела. Оружие не просто «уходит» вверх — оно буквально пляшет у вас в руках. Как на самом деле.

В Battlefield все выглядит, двигается, стреляет и звучит максимально правдоподобно. При этом речь, конечно, не идет о жестоком симуляторе войны вроде ArmA — это по-прежнему в первую очередь шутер, развлечение. Просто все в нем сделано с вниманием к деталям — даже звук. Каждый выстрел каждой винтовки в игре, каждый рык каждого двигателя DICE записывали сами при помощи примерно миллиона разных микрофонов. Иногда самый дальний из них располагался в нескольких километрах от места записи (чтобы стрельба в отдалении тоже звучала аутентично).

Когда приходит время пробежаться по крыше под снайперским огнем, вы чувствуете каждую пулю, будто весь ее путь, от жерла ствола до кирпичного угла в сантиметре от вашей головы, прочерчен в воздухе огненным фломастером. И это только начало — очень скоро в дело вступает тотальная разрушаемость — фирменный прием DICE начиная с первой Bad Company. «Люди настолько привыкли, что в наших играх можно разрушить практически все, что, когда такой возможности у них вдруг не оказывается (как, например, в Battlefield 1943. — Прим. «Игромании»), их это неимоверно удивляет», — делится размышлениями Патрик.

В Battlefield 3 разрушить можно будет все что угодно. Разработчики говорят, что в одиночной кампании еще могут как-то ограничить разрушительную силу игрока (как минимум контролируя поступление нового, более мощного оружия и боеприпасов), а вот в мультиплеере (о котором больше в тот день не было сказано ни слова) собираются полностью отпустить удила. Но и в сингле спрятаться от пуль непросто — и вам, и вашим противникам. Засевший на балконе третьего этажа партизан с гранатометом вдруг оказывается у вас как на ладони, потому что его укрытие смело огнем. В другой ситуации точно так же лишиться защиты в самый неподходящий момент можете и вы сами — когда в комнату, где вы прячетесь, враги продолбят не отмеченный на схемах вход. Все по-честному.

Шива-разрушитель

Временами Battlefield напоминает фильм «Повелитель бури». Сравнение скорее лестное.

Логично было бы предположить, что раз в Battlefield 3 теперь есть разрушаемость, то работает она на том же движке, что и Bad Company. Это и так, и не так. Графический движок действительно называется Frostbite. Frostbite 2.0. И это, кажется, вторая вещь, которая сделает игру обязательной для всех фанатов жанра.

Это не переработанная версия старого движка — все пишется с нуля. Причем амбиции у разработчиков вселенские. Патрик поясняет: «Мы разрабатываем движок своей мечты. Он будет самым мощным, самым продвинутым. Таким продвинутым, если честно, что мы с самого начала планировали, что его придется как-то масштабировать для современных систем. Чтоб не надорвались. Это технология следующего поколения на железе текущего».

Выглядит Battlefield 3 действительно грандиозно. Над полем битвы взлетают ракеты, пламенем двигателей освещающие собственные дымные шлейфы изнутри, пальмы на улицах гнутся и трепещут листьями, когда над ними на бреющем проходит вертолет, вокруг — мягчайшие тени, текстуры кристально чисты, а модели персонажей пугающе реалистичны. Становится даже немного грустно, когда представляешь ту же самую игру на какой-нибудь пристойной, но не выдающейся системе.

Разработчики тут же успокаивают: «Естественно, чем лучше у вас машина, тем больше эффектов сможет использовать Battlefield 3 и тем лучше она будет выглядеть. Но мы делаем все возможное, чтобы движок нормально работал на средних PC и выдавал при этом отличную картинку». Это, правда, актуально только для тех, кто играет на компьютерах, — консольные игроки по понятным причинам от тяжких дум о производительности будут избавлены.

А как все это анимировано! Авторы рассказывают, что старались как можно чаще задействовать при съемке движений настоящих солдат, которых в отличие от каскадеров не надо учить, как правильно двигаться и вести себя в бою. Сама система анимации, примененная в Battlefield 3, разработана вне стен DICE — ее создали в одной из внутренних студий Electronic Arts и до сих пор применяли по большей части в спортивных симуляторах (например, в FIFA). Оказывается, именно здесь находится сейчас передний край борьбы за плавность и естественность движений в видеоиграх.

За девять лет сериал Battlefield прошел огромный путь. Он забрасывал нас и в прошлое, и в будущее, и на актуальные сегодня поля сражений. И каждая его часть становилась хитом у тех, кто любит вдумчивые, осмысленные сетевые шутеры. Каков будет в онлайне Battlefield 3 — мы, к сожалению, пока не знаем, но послужной список DICE, огромный опыт, накопленный компанией на ниве многопользовательских видеоигр, как бы намекают: ждите нового блокбастера. О том же самом буквально кричит кристально чистая картинка, глядя на которую начинаешь верить: очень может быть, что конкуренты действительно будут посрамлены.

Но графика, мокап и интерактивная режиссура — детали. Главное, что в модерновом офисе в центре Стокгольма работают люди, помешанные на своем деле. Это видно в их глазах, это понятно даже из коротких бесед с ними. И, судя по всему, именно в этом кроется секрет успеха DICE и гарантия того, что Battlefield 3 запомнится нам всем надолго. Не зря же Патрик, когда разговор зашел о расширении аудитории (помните, именно ради этого в игру добавлен сингл) и мы спросили его, как он собирается осчастливить сразу всех, ответил: «Для этого нужно просто, чтобы у тебя в команде все были. Чтобы с тобой работали люди, мыслящие так же, как твоя аудитория, повернутые на тех же вещах». Страсти у команды Патрика явно хватает, как и способностей. Осталось дождаться осени.

Читайте также: