Азул настольная игра обзор

Обновлено: 07.07.2024

Эта настолка-филлер доставит истинное удовольствие настоящим эстетам, так как в ней ощущается внимание к каждой детали.

Это одна из самых красивых игр по мнению многих покупателей, коробка привлекает внимание уже на полке магазина, но и внутри все ничуть не хуже. Разобраться с правилами несложно даже начинающим, чтобы хорошо понимать все нюансы, достаточно 2-3 раза сыграть с тем, кто уже знает особенности игрового процесса.

Что собой представляет

Игра появилась в 2017 году и стремительно приобрела популярность во всем мире. В 2018 году она была номинирована на очень престижную премию «Spiel des Jahres 2018». Игрой года в Германии этот вариант не стал, но то, что он был среди претендентов на победу, говорит о многом.

Изначально искусство создания керамики с характерными узорами азулежу возникло в Мавритании. Но в 15 веке король Португалии Мануэль I, пораженный красотой зданий, покрытых плиткой азулежу, приказал так же отделать его резиденцию, расположенную в городе Эвора. Стены именно этого дворца и нужно украсить в процессе игры.


Игроки являются мастерами, задача которых облагородить стену. При этом придется бороться за плитку, производимую на Фабрике, витрина которой предлагает не более 4 элементов за круг, что создает определенные сложности. Можно брать со склада только элементы одного цвета, поэтому важно сделать правильный выбор, чтобы в итоге обогнать конкурентов.

Плитка с Фабрики вначале попадает на склад, что тоже важно. После того как участник разобрали все, что предлагалось на витрине, начинается самое интересное – создание узора, который непросто сделать из-за ограниченности материала. И так круг за кругом участники собирают нужные им материалы, пока не достигнут целей, поставленных в игре.

Кстати!

Можно собирать как конкретный вариант узора, так и придумывать свой, для этого игровые карточки поворачиваются серой стороной, на которой нет готового шаблона.

Что еще почитать: Настольная игра "Дрова": «Ломать – не строить».

Если же ни у кого не получается справится с закрыванием горизонтального ряда, то игроки просто подсчитывают очки, чтобы выяснить, у кого их больше всего. Внешне все понятно и доступно, но в силу особенностей (случайный набор из 4 штук на витринах Фабрик, возможность взять только один цвет, разное количество ячеек на складе и штрафы за лишние элементы не умещающиеся в ряд) нужно продумывать каждый шаг.


Компоненты


В первую очередь на себя обращает внимание коробка – она сделана очень хорошо. Качественный плотный картон с идеальной полиграфией и яркими сочными цветами привлекает внимание и выделяет игру. Но и внутри все ничуть не хуже:

  1. 100 плиток – по 20 элементов каждого типа. На некоторых нанесены узоры. Качество исполнения отличное – материал приятен на ощупь, очень хорошая прорисовка всего вплоть до мельчайших деталей.
  2. 4 планшета для игроков. Сделаны из плотного износостойкого картона, оформлены ярко и искусно, как и все элементы игры.
  3. 9 фабричных витрин, на которых выкладывается плитка.
  4. 4 маркера для игроков.
  5. 1 маркер первого игрока, определяющий, кто будет выбирать плитку первым в следующем круге.
  6. Мешочек, из которого случайным образом извлекаются плитки. Его же используют и для их хранения.
  7. Правила игры отпечатаны на глянцевой бумаге.


Кстати!

Стоит упомянуть и про удобный органайзер внутри коробки. В нем есть отсеки для всех игровых элементов, поэтому можно поддерживать идеальный порядок и быстро приступать к игре. Сделан очень скрупулезно – у каждого предмета есть свое место.

Как играть


Процесс не отличается сложностью, но вначале могут возникнуть некоторые вопросы, поэтому общий обзор правил игры не будет лишним:

  1. Каждый участник получает свой планшет, на котором находится облицовываемая стена, склад, пол, при попадании на него плиток начисляются штрафы. Также на карточке есть трек подсчета очков, набранных в процессе.
  2. На середину игрового стола ставят витрины фабрик, на которые из мешочка случайным образом кладут по 4 плитки.
  3. С витрины можно взять все плитки одного цвета, после чего остаток перемещают на середину стола. Элементы отправляют на склад, который состоит из 5 рядов, в первом одна ячейка, во втором две итак по возрастанию до пяти.
  4. Также игрок может забрать все плитки одного цвета с центра стола, после того, как туда сложили излишки. Тот, кто сделал это первым, забирает себе и жетон первого игрока, который также расположен посередине. Его нужно положить на пол, за жетон начисляется штраф, зато в следующем круге участник получает право первым выбирать элементы, что дает ему преимущество.
  5. После того как все взяли нужные материалы, начинается фаза облицовки стены. Если на складе есть горизонтальные линии, заполненные полностью, можно взять плитку из крайнего правого квадрата и поместить ее в соответствующую ячейку. Надо помнить, что после этого нельзя собирать в складской ряд элементы того цвета, который уже есть на стене.
  6. Заполнять ряды нужно от верхнего (где одна ячейка склада) до нижнего. Каждый фрагмент на стене приносит одно очко, если рядом нет элементов. Если же по вертикали или горизонтали есть еще одна плитка, начисление меняется (в правилах это описано подробно).


Кстати!

Кроме первой части игры есть еще 2 версии. Вторая называется «Витражи Синтры» и продолжает сюжетную линию украшения дворца, но в этот раз нужно преобразить не стены, а окна. Настольная игра «Azul Летний дворец» является третьей частью и предлагает декорировать загородную резиденцию короля, в ней используются плитки ромбовидной формы.

Отзывы покупателей

Чтобы разобраться в особенностях игры, ее преимуществах и недостатках (при их наличии), лучше всего изучить отзывы тех, у кого она уже есть. Заодно можно узнать мнение людей, а не составлять впечатление по описанию на сайте или упаковке.

Светлана, 25 лет

Купила настольную игру Азул по просьбе ребенка – уж очень красочная упаковка и красивые плиточки в ней. Оформление понравилось всем, но, к сожалению, правила сложноваты для маленьких детей. Я бы рекомендовала брать ее для ребенка возрастом лет от 8, тогда процесс будет понятен, а игра доставит много удовольствия. Мне очень нравится просто играть – результат не так важен, все красиво, получаешь настоящее эстетическое удовольствие, складывая искусные узоры.

Антонина, 33 года

У нас в семье «Azul» любят все. Прежде всего стоит отметить шикарное исполнение, чувствуется внимание к каждой детали. А игровой процесс можно организовать так, как хочется – или просто собираем узоры за чаем и спокойной беседой, или продумываем стратегию, забираем плитки, нужные другим, чтобы придать элемент соревнования. У нас есть все 3 версии и каждая хороша по-своему, но они похожи в одном – роскошный внешний вид и идеальные плиточки, которые хочется просто разглядывать.

София, 40 лет

Игру купила через интернет, понравился внешний вил и описание. Главное – когда она пришла я не разочаровалась и поняла, описание было честным – это на самом деле прекрасный образец высокого качества, выделяющийся из массы ширпотреба. Органайзер очень удобный, все на своих местах, не нужно приспосабливать какие-то коробочки или пакетики. Правила для меня не совсем чтобы простые, но разобралась буквально за вечер и теперь новичкам разъясняю все нюансы минут за 5.

Игра Азул/Azul приносит скорее эстетическое удовольствие, но и любители посоревноваться будут довольны игровым процессом. При всей своей простоте она, не надоедает, ведь каждый раз нужно выстраивать стратегию заново, а элемент случайности может спутать все карты даже при идеально продуманном плане.

img_1675

img_1682

Каждый игрок получает оконную раму с 20-ю отверстиями под кубики. Внутрь рамы с нижней стороны подсовывается карта витража, которая содержит требования размещения кубиков в этом витраже. Карты витражей выбираются игроками до начала игры. Чем сложнее выбранный витраж, тем больше фишек привилегий (это такие прозрачные токены) получит игрок.

img_1685

Какие требования к кубикам могут иметь витражи? Например, кубик должен быть определенного цвета или иметь определенную яркость (за яркость отвечают точки на гранях кубика). Если ячейка витража пустая, то это значит, что в нее можно поместить любой кубик.

img_1688

Игра разбита на 10 раундов, в течение которых игроки бросают кубики, а потом драфтят их. В каждом раунде первый игрок берет из мешочка и бросает определенное количество кубиков (например, на четверых бросается 9 кубиков). Далее игроки по очереди делают ходы сначала по часовой стрелке, потом против.

img_1692

В свой ход можно:

  • взять кубик и поместить его в пустую ячейку своего витража;
  • воспользоваться свойством карты инструментов, потратив фишки привилегий.

img_1707

  • первый кубик всегда размещается в крайнем ряду или колонке;
  • каждый следующий кубик должен размещаться по соседству с другим кубиком (по горизонтали, вертикали или диагонали);
  • кубик не может находится рядом по горизонтали или вертикали с другим кубиком того цвета или яркости.

img_1698

Пару слов стоит сказать о картах инструментов. Их всего 13 штук, но в игре принимают участие только любые 3. Если поместить на выбранную карту инструментов 1 или 2 фишки привилегии (в зависимости, лежали на ней фишки уже или нет), то можно воспользоваться полезным свойством карты.

img_1723

В конце 10-го раунда начинается подсчет победных очков. Очки можно получить за выполнение общих целей (на игру выбирается 3 цели), выполнение личной цели (каждый игрок получает карту личной цели в начале игры), неиспользованные фишки привилегий. А за пустые ячейки в витраже игроки штрафуются (-1 ПО). Побеждает тот, кто наберет больше очков.

img_1701

Когда я смотрел видео Родни Смита, то облизывался на красивые компоненты и множество ограничений по размещению кубиков, которые делают игровой процесс более сложным. И вы знаете, все-таки Родни меня не обманул и я получил то, что хотел.

img_1690

Саграда чем-то отдаленно напоминает Пэчворк. В Пэчворке нужно стыковать тайлы и стараться делать это без дырочек. В Саграде нужно выкладывать витраж по правилам и тоже думать над тем, чтобы не оставлять пустых мест. На выходе получается легкая и быстрая игрушка с прикольным геймплеем. Правила в Саграде очень простые, что делает ее близкой к гейтвейным играм (играм для новичков).

img_1691

img_1699

При выборе я в основном руководствуюсь следующими параметрами:

  • кубик должен приносить очки;
  • должен идеально ложиться в ячейку;
  • не должен мешать выкладыванию других кубиков в следующих ходах;
  • желательно должен идеально подходить соперникам, но вы его заберете себе=)

img_1695

img_1696

img_1706

img_1714

В Саграду можно играть даже одному. В соло-режиме правила немножко меняются (например, игрок берет из мешочка только 4 кубика на раунд), а победить можно, если набрать больше очков, чем сумма значений на всех кубиках, находящихся на счетчике раундов. Признаюсь честно, один я не играл, поэтому поделиться впечатлением не могу.

img_1722

На реиграбельность в этой игре влияют несколько факторов:

  • 13 двусторонних карточек витражей;
  • 13 карт инструментов;
  • 10 карт общих целей и 5 личных.

На мой взгляд, с реиграбельностью в Саграде все в порядке. Сначала я было испугался, что витражей всего 26 видов, но сыграв пару партий понял, что этого количества достаточно, чтобы играть и не наиграться. Мне кажется, игра надоест быстрее, чем вы устанете от одних и тех же витражей с инструментами.

img_1724

Что можно сказать о внешнем виде Саграды? На мой взгляд, выглядит она весьма неплохо. Картинка на коробке, конечно, классная, манящая. Я с детства люблю всякие разноцветные блестяшки, поэтому тема игры и ее вид вызвали у меня большой интерес. В интернете я встречал отзывы о том, что игра на самом деле выглядит хуже, чем на картинках. Зная многочисленные уловки фотографов, меня это не удивляет. Конечно, чтобы кубики так заманчиво блестели, как на фотках, нужно просто навести на них свет и немножко поработать в фотошопе. Как по мне, то игра выглядит нормально. Не сильно круто, но и не бедно точно. Для меня игра вполне красивенькая. Конечно, если бы оконные рамы были сделаны из прозрачного пластика, а не из картона, было бы веселее, но и цена была бы другой.

img_1720

Каких-то очевидных минусов в игре я не обнаружил. Для того, чтобы не разочароваться в Саграде, достаточно просто снизить уровень своего ожидания. Это не тяжеловесная головоломка, которая заставить вас хорошенько попотеть. Саграда тяготеет к гейтвею, в который можно играть всей семьей, друзьями/знакомыми с совершенно любым опытом в настольной сфере.


Люблю Михаэля Кислинга. За его хорошие настолки. Все они попадают в мою категорию «семейные», являясь, по сути, классическими евро, не дотягивающими немного до восьмёрки в личном рейтинге. С интересными придумками, взаимодействием с… пространством? Типа Asara, Vikings, Coal Baron. Но никогда они не были топовыми, всё время где-то в третьей-шестой сотне на BGG болтаются.

И вот в 2017 наконец-то творцу повезло — он, или издательство, догадались добавить в хорошую игрушку бусы для туземцев. И назвали это Azul. Результат — топ-50 в мире, множество наград, почётное место в хижине вождя и новая реализация ровно через год в виде Azul: Stained Glass of Sintra.

О новой коробке и будем сегодня говорить. Посмотрим, чем она отличается от прародительницы.


О чём это?

Это абстракт. Но тут есть сюжет. О_о Если в первом Azul вы то ли украшали замок, то ли дворец какого-то короля, или, может, себе плитку в ванной клали — кто-то помнит, что игрок там делает? То во второй части вы будете вставлять мозаичные стекла в… ну, вы поняли, то ли во дворце, то ли в замке, то ли у себя в загородном доме.

Тут мне чувствуется некоторый троллинг автора над Sagrada, вышедшей одновременно с первой частью и тоже претендовавшей на лавры лучшего абстракта. Там игроки оперировали цветными стёклами, Кислинг же решил показать, что и стёкла он умеет делать лучше.


Что в коробке?

Тут всё как положено. Иначе в абстрактных настолках никак. Нельзя положить цветные жетончики и сказать: «Играйте». Какой бы ни был хороший абстракт, подманивать современного настольщика приходится изощрёнными способами — например, дав повод инстаграмм-блогерам наполнять ярко-сочным контентом информационное пространство.

Общее игровое поле для подсчёта очков. Теперь оно одно и включает как трек, так и некоторые вспомогательные области:


Куча стекляшек. Теперь они прозрачные и не такие тяжёлые как плитки из первой части:



Куча всяких картонных плашек разного цвета:




Пластиковые фишечки и маркеры игроков для общего поля:



И супермодная стеклянная башня, которая на самом деле картонная. Обалденно удобная штука для сброшенных стекляшек, из которой легко и непринуждённо они пересыпаются обратно в мешок:


Я играл как в пилотную российскую копию, так и в оригинал полтора года назад. На вид всё похоже, но вот фишки показались у нас потяжелее и поприятнее за счёт этого. Уж не знаю, память ли подводит или действительно «Звезда» на каких-то других заводах изготавливала, но сопартийцы, которые также пробовали обе версии, тоже высказывались, что стекляшки, кажется, тяжелее стали. Ручаться не буду, так что жду комментаторов, способных подтвердить или опровергнуть сей факт. А такие уже должны быть, так как не так давно проходил очередной турнир по Azul-у в Москве, и там тоже светилась копия новой версии игры. Кто-то её себе даже домой увёз в качестве приза, вроде.


Как в это играть?

Вопрос, относительно которого я был настроен весьма скептически, так как предполагал, что это будет та же самая игра в другой обёртке. Нет, оказалось, что переработано многое, но при этом это всё ещё тот самый Azul, со своими особыми фишками (в обоих смыслах).

Собственно, из полностью скопированного здесь только способ получения плиток (которые теперь стёкла) — есть «заводы», а там по 4 стекла, берём все одного цвета, остальное отправляется в центр. Можно брать из центра, как и раньше, вместе с фишкой первого игрока и минусом за это.


Но вот личный планшет знатно переработан. Во-первых, он стал сборным: из 8 полосок собирается рандомно витраж, его и будем остеклять. Фишки устанавливаются и «бьются» как и раньше, однако минусы идут в зачёт не сразу, а в конце партии. С каждой расколотой стекляшкой минусовая прогрессия увеличивается.

Основное же изменение заключается в механике установки стёкол. У вас есть «мастер», фишка, которая установлена в начале игры над самым левым столбиком витража. Стекляшки можно впихивать только в столбец под мастером и правее него, после чего он перемещается к обрабатываемому столбику. В связи с этим появился новый вариант хода — откатить мастера обратно к самому левому столбцу, ведь рано или поздно сложится ситуация, когда фишка окажется на правом краю.


Как только вы заполняете один столбец в витраже, тут же происходит начисление очков, а столбец переворачивается другой стороной, где иной рисунок. Причём подсчёт стал интереснее — вы получаете очки за столбец (под ним написано сколько), плюс, очки за каждый остеклённый столбец правее от только что завершённого.

Помимо прочего каждый раунд дают бонусные баллы за определённый цвет, а в конце игры так же, как раньше, есть бонусные баллы — в зависимости от того, на какой стороне планшета вы играете (ага, их опять две).


Впечатления

Что можно сказать про абстрактную настолку, в первую версию которой уже все, вроде как, поиграли? То, что новый Azul лучше прежнего. Это не небо и земля, но, серьёзно, преимуществ довольно много. Конечно, с оговорками, в том плане, что нововведения второй версии вам могут быть нафиг не нужны, но. Но если вам нравится оригинальная коробка, то к этой стоит присмотреться пристальнее.

Первое, что стоит отметить: игра по-прежнему про тот же самый просчёт возможностей и попытки предугадать, как сходит ваш оппонент. Исходя из «я схожу так, тогда он вот так, а я вот так…», вы подбираете вариант своего действия.


А второе — Azul: Stained Glass of Sintra гораздо вариативнее сухой первой части. Да, абстракт и должен быть сухим, но когда вам открывается несколько дополнительных возможностей, которых не было в оригинале, вы понимаете, что могло быть лучше — и вот оно. Для начала: у вас есть мастер, положение которого и возможность его менять влияет на гибкость ходов. Во-вторых, у каждого раунда есть свой цвет, и как будут окрашены все последующие раунды, вы знаете наперёд. Этот цвет подсказывает вам наилучшее время для скоринга отдельных витражей; другое дело, сумеете ли вы подстроиться под этот порядок.

Кроме того есть ещё бонусные начисления очков за столбцы правее завершённого. То есть в идеале нужно заполнять витраж справа налево, чтобы получать очки по максимуму. А ещё есть итоговый подсчёт, под который тоже бы неплохо подстроиться — там дают очки за правильно заполненные окошки.

В общем, вариантов, как набрать очков, хватает. Их стало больше двух, как в первом Azul — это уже отлично.


Вот написал что и тем лучше, и этим, а можно ли заменить базовую коробку новой, полностью ли она даёт те же ощущения, что и предыдущая? Смотря с какой позиции рассматривать, наверное. Если вас радовала прямолинейность и го-подобность первой части, то Azul: Stained Glass of Sintra покажется, скорее всего, тяжеловатым. Ведь тут появился более сложный процесс заполнения столбцов, который на соревновательном уровне приходится тщательнее продумывать, да и далеко идущая стратегия, связанная с цветом раунда и заполнением, начиная с правых столбцов, тоже присутствует.

То есть появилось множество маленьких факторов, которые теперь нужно учитывать, чего не было в оригинале, где все ходы были прямыми, как топор, и зависели исключительно от распределения плиток по фабрикам в текущем раунде. Так что получается, что вторая версия игры усложнена.

В целом же игры похожи. Ощущения от процесса примерно одинаковые: что в первой, что во второй — в свой ход вы напряжённо размышляете, как сходить, и как ваш ход повлияет на выборы противника, а также, к чему они приведут впоследствии.


Единственный параметр, по которому Sintra, возможно, проигрывает, это меньшая… целостность, что ли. На него влияет и большее количество элементов, за которыми приходится следить, и компоненты — стёкла, — которые отличаются меньшей увесистостью, и от этого в сравнении появляется некоторая неуверенность. Azul ощущается эдаким монолитом, как уже упомянутая го. Мы кладём тяжёленькие камни на свой планшет, следуя простым правилам, и уверены в результате. Sintra же хоть и похожа, но более евро-ориентирована на гиков, которые станут и высчитывать наперёд цвет раунда (как к нему подстроиться), и продумывать, в какой последовательности закрывать витражи и как перехитрить оппонента, вовремя сдвинув мастера влево.

Ах, да, ещё один плюс новой версии — картонная башня-витраж. Очень удобная штука для сброшенных стекляшек. Когда мешок заканчивается, просто опрокидываем башню туда — и вот он уже снова полон. Можно использовать и при игре в первую коробку.


Итог

В общем, любителям Azul-а пробовать в любом случае. Готовьтесь к более жёсткой игре в просчёте и выжимании очков изо всех дополнительных моментов с бонусами. Остальные могут начать с любой версии; не потеряете ничего ни в том, ни в другом случае — представление получите и поймёте, надо ли вам усложнять/упрощать процесс с помощью второй коробки.

P. S. В прикреплённом — ссылки на отчёты по всяким настолкам на моём дзен-канале. Вдруг кому интересно.


Третий раз Кислинг выпускает свой «Азул» всего за несколько лет, и третий раз его с удовольствием раскупают любители абстрактов и просто поклонники настолок. Как ни удивительно, но я, не являясь, мягко говоря, любителем жанра, не сразу, но тоже подсел со временем на эти плиточки и «леденцы». Понятное дело, окружение делает своё дело — не сидеть же в стороне, пока остальные раскладывают очередную партию, звеня тяжёленькими пластиковыми камушками. К тому же автора я сильно уважаю за другие его настолки, так что отторжения не испытываю к этому его популярному ныне творению, несмотря на самый непривлекательный для меня жанр. Но и без скидок играть в коробочку «Азула» заставлять себя не приходится.

Рассказывать, что такое «Азул», сейчас становится уже как-то странно, ведь о нём знают все. Даже мои знакомые, родители знакомых, знакомые ненастольщики знакомых — все либо играют в него, либо даже приобретают в собственное пользование. Эдакий современный настольный феномен, как маджонг у китайцев, скоро станет — будет каждая бабуля играть.

Так что сегодня будем смотреть, чего же такого наворотил в третьей инкарнации своей хитовой настолки дедушка Кислинг. Главным образом акцент хотелось бы сделать именно на сравнении трёх версий, так что не удивляйтесь множеству фотографий с первыми двумя. Нам интересно разобраться, какая из них самая топовая (и для кого) и чем они вообще отличаются.


Что в коробке?

В коробке, как и положено, всё, что было в предыдущих версиях, только. другое:


Например, это плашки-заводы плиточные, куда складываются камушки/стекляшки каждый раунд. Отличия есть только у кругляшей из второго Azul-а, на обороте которых есть разделение на сектора-цвета.

В первой инкарнации использованные камушки предлагалось сметать со стола просто в сторону, что уже тогда немного напрягало, так как засыпать их потом обратно в мешок было не большой, но проблемой. И вот уже во второй коробке («Витражи Синтры») была добавлена собирающаяся картонная башенка, куда ссыпались фишки и из которой впоследствии можно было быстро и легко высыпать их обратно в мешок для замешивания:


В третьем Azul-е у нас снова башня, но на этот раз она стала гораздо больше и солиднее по сравнению с её предыдущей версией. Чем это обосновано, мне не совсем ясно. Фишки не сказать, что стали занимать гораздо больше места, несмотря на свою новую менее эргономичную форму. Но больше не меньше, и новая башня выглядит внушительно:


Далее идут двусторонние планшеты игроков, как и в первой части здесь можно играть на более «новичковой» цветной стороне, а можно на стороне «для опытных»:


Поле для подсчёта очков и раундов. Тут всё по классике, как и во второй версии игры плюсом идёт вспомогательное поле и напоминалка какой сейчас раунд:


Ну, и конечно же, сами камушки. На третий раз они опять отличаются от предыдущих версий: если в первой это были просто квадраты, во второй — квадратные «стёклышки», то в «Летнем дворце» игроков ждут ромбы. Такие же тяжёленькие и приятно звенящие, к которым все привыкли в первой коробке:


Огненные компоненты. А уж когда ими обсыпаешься всеми тремя из каждой коробки, м-м-м. Мечта настольных фетишистов:


А, ещё мешочек. Третьего цвета. Целая коллекция уже. Наверное, с годами можно ожидать все остальные цвета радуги =)


Как в это играть?

На этом параграфе не хотелось бы задерживаться долго, так как все и так знают, как играть в «Азул», в любом обзоре последних лет об этом можно прочитать. Третья коробка переняла все базовые принципы и основы предшественниц — иначе бы она и называлась по-другому: есть заводы, куда каждый раунд выкладываются случайные камни и откуда игроки в течение раунда их разбирают.

Остановлюсь лишь на изменениях:

  • Теперь появилось понятие «джокера». В каждом из шести раундов это определённый, заранее прописанный в правилах (и на планшете для подсчёта очков) цвет. Этот цвет нельзя выбирать для забора в текущем раунде, одна плиточка данного цвета даётся только «в нагрузку» к выбранному другому цвету. То есть, если «джокер» сейчас красный, то забирая с завода две условные жёлтые плитки и при наличии на этом заводе красных камней (не важно, одного или двух), игрок забирает бонусом один джокер.
  • Большое отличие в том, что теперь игрок не забирает и тут же выставляет полученные плитки на планшет, теперь есть фаза выбора фишек и только после неё — когда плитки со всех заводов разобраны — наступит фаза выставления полученных фишек на свой планшет.


  • От раунда к раунду теперь есть «тайничок», в котором можно сохранять в запасе до 4 плиток, чтобы выставить их впоследствии, в удобный вам момент.
  • Появились бонусы в течение партии за заполнение планшета определённым образом.

Вроде бы всё. А так — по-прежнему выбираем плиточки, застраиваем ими свой планшет и получаем по определённым правила победные очки. За заполнение «цветов» получаем бонусные баллы, что подталкивает к выбору «линии стратегии», скажем так.


Впечатления

Помните, когда вышел второй Azul, насколько он был не похож на своего прародителя? Да, использовались те же механики и основа, но было введено несколько отличительных механизмов от первой версии. Чего только стоит сборный планшет игрока, который в каждой партии другой. Введение человечка, бегающего по вашим витражам и способного «пропускать» вам ход, также вводило новые хитрости и варианты действий для игроков, ну, и сегментарный сбор бонусов-сетов под планшетом тоже был несколько отличным от базы, причём даже два варианта на выбор давалось (одна и другая сторона планшета).

Чем же «Azul. Летний дворец» должен удивить игроков, уже в третий раз садящихся за одну и ту же настолку? Начать с внешнего вида можно, но давайте опустим это пункт, так как, понятное дело, тут дело вкуса и, если я вам расскажу, насколько мне ромбы нравятся больше квадратов, то пользы от такой информации с гулькин нос. Кому-то стекляшки-леденцы второго «Азула» понравились гораздо больше первой версии, а кто-то без тяжести камешков первого не может жить во второй версии. Так что внешний вид в данном случае считаю не самым важным фактором.


А удивлять нас третья редакция должна вот чем: большей стратегичностью, чем в первой коробке, но меньшей замороченностью, чем во второй. Я бы назвал эту версию чем-то средним, промежуточным звеном, градиентом-шлифовкой двух предыдущих. Здесь основы базы и повышенная сложность «Витражей Синтры», однако загруз, присущий «Витражам», отсутствует. Помните, как легко было играть в базу? Вот здесь то же самое, но не настолько прямолинейно.

Во-первых, появившаяся возможность откладывать камушки каждый раунд (до четырёх штук) заставляет просчитывать наперёд, что вам потребуется в будущем, и вынуждает пошевелить мозгом, как же так насобирать нужное количество камней, чтобы получить максимальный профит. Ведь выкладывание фишек в слоты на своём поле в «Летнем дворце» довольно сильно отличается от обычных принципов: теперь вам нужно не просто взять и установить фишку, а набрать определённое их количество, чтобы «заполнить слот», и чем дальше в лес, тем больше фишек будет нужно собирать под каждый слот. Хотя неправда — в первой коробке принцип похож, но здесь он более дружелюбный в плане того, что бить фишки теперь фактически не надо, так как игрок очень чётко может контролировать процесс набора и выставления на поле камней за счёт откладывания «в тайник» и свободного выбора в какой слот выставлять фишки.


Казалось бы — некоторое облегчение и не труъ? Можно сказать так, но это придало игре два новых свойства: первое — больше удовольствия за счёт чуть меньшей кризисности и ситуаций, когда на пол сыплются плитки и вычитают вам очки «за просто так»; второе — теперь свою стратегию вы строите наперёд, зная, что пусть у вас и есть возможность не бить плитки, однако выстраивать план заполнения планшета желательно так, чтобы он был максимально «идеальным», подразумевающим максимальное же начисление победных очков. Не буду вдаваться в подробности, но здесь есть разница в каком порядке заполняются «цветки» на поле, и игрок хоть и имеет огромный выбор откуда и как начинать застройку, всё же стремится к определённым последовательностям, которые неявно ограничивают его. И — на личном примере замечено — тот, кому лучше удаётся подстроиться под ситуации в партии, попадает на первое место.

«Во-вторых» вытекает из первого пункта: фишки нужно собирать и складировать у себя пачками, а откуда же их взять больше, чем мы добываем с заводов каждый раунд? Для этого есть центральный круг на общем поле для подсчёта очков; именно туда можно запускать свои загребущие ручонки, дабы ухватить нужные цвета — и побольше, побольше!


Введение этого новшества привело к тому, что пусть основу в строительстве и составляют набираемые по ходу раундов плитки, но пользование центральным, бонусным кругом выходит на передний план при плотном соперничестве, так как именно здесь можно точечно дополучать важные цвета, за счёт которых отрываться от соперников на победном треке. Одной из тонкостей «Летнего дворца» стало именно планирование и правильное «попадание» в моменты, когда нужно брать определённый «джокерный» цвет, когда его использовать и когда оставлять про запас плитки, которыми впоследствии закрывать так называемые «декорации» на поле.

Это уже «в-третьих»: необходимо выстраивать узоры на своём планшете так, чтобы собирались некие «фигуры», окружающие те самые «декорации», которые в свою очередь дают возможность копаться в центральном кругу и подбирать себе нужные плитки. Декорации бывают трёх видов и дают разное количество фишек: одну, две, три. Соответственно возрастает и сложность их закрытия. И вот тут очень интересный момент, с каких из них начинать застраивать свой планшет. Со сколькими людьми играл, столько и вариантов заполнения было. Но условно можно их поделить на: «закрою побыстрее мелочь и получу профит сейчас, наращивая мощь» и «буду долго долбиться в тройки, чтобы потом скопом закрывать мелочь полученными плитками».


Я понимаю, что всё вышесказанное для совсем незнакомого с игрой звучит, наверное, странно и непонятно, но это первый Azul, про который хочется рассказывать что-то подобное, какие-то фишки, подробности, нюансы. Коробка стала выглядеть более похожей на настольную игру, а не на простой абстракт. Нет, не стоит обманываться, это всё ещё абстрактное поле и такие же абстрактные фишечки, но сюда привнесено довольно много облагораживающих первую версию штук. Не буду оригинальным и наряду со многими другими скажу, что эта коробка нравится мне больше предыдущих.

Если бы меня спросили, какая версия круче объективно, однозначно сказал бы, что «Летний дворец» лучше стартовой коробки, а вторая версия совсем другая и, несмотря на идентичные принципы, сильно уводит в сторону пусть не геймплей, но ощущения точно даёт совершенно иные. В свежей коробке игроку даётся и стратегия/глубина, и простота геймплея. В предпоследней (второй) — стратегия. В первой же — только простота. Как бы банально ни звучало, но каждая хороша по-своему и выбрать можно именно то, что нужно вам. Например, если хочется грузиться и взрывать мозг, то «Витражи Синтры» к вашим услугам.


В общем, в качестве итога могу лишь спросить читателя, что ему нравится больше и почему, например, ему больше по душе первая часть, нежели новая (я, допустим, не могу найти обоснований для себя)? Как ни крути, а сравнивать их можно легко по большинству параметров, и по всем старушка останется позади. А вот вторая коробка по-прежнему стоит особняком, и проведение аналогий со своими родственницами хоть и логично, но обычно упирается в совершенно разное восприятие геймплея и ощущение от него.


Итого

Хорош ли третий Azul? Несомненно, да. Есть ли в нём что-то новое? Определённо. Если в коллекции уже есть I/II коробка, нужна ли третья? Если есть вторая, то третья нужна, при наличии же первой — нет (хотя я бы предложил обменять старушку на свежачок). С какой версии лучше всего начинать? Думаю, с новой. (Хотя, если так подумать, то хитрец Кислинг будет, наверное, постоянно обновлять свой наркотик и мы будем вынуждены закупаться его коробками, как бустерами ККИ. Интересно, на какой он выдохнется и ему нечего будет больше сказать?)

Читайте также: