Anno 1800 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Долгожданное возвращение в привычный для серии сеттинг — с минимальными новшествами и без заметных изъянов.

Предварительный обзор Anno 1800. Вперёд в прошлое

Предварительный обзор Anno 1800. Вперёд в прошлое
Предварительный обзор Anno 1800. Вперёд в прошлое
Предварительный обзор Anno 1800. Вперёд в прошлое

Вот уже около двадцати лет серия Anno не изменяет своим канонам. Пока другие студии наперегонки клепают стратегии про войну в древности, современности, космосе, фэнтезийном мире (нужное подчеркнуть) и меряются масштабами своих баталий, немцы из Ubisoft Blue Byte делают очередную экономическую стратегию. До выхода их следующего детища — Anno 1800 — остаётся чуть больше месяца, но доступ к урезанной пресс-версии проекта Игромании достался уже сейчас. И я, потратив два десятка часов на торговлю и процветание, готов делиться впечатлениями. Если коротко — получается Gut!

Построил, развил, добыл, повторил

Разработчики ещё во время анонса на gamescom 2017 говорили, что прислушались к просьбам фанатов и вернулись к историческому сеттингу после футуристических Anno 2070 и 2205. XIX век — эпоха индустриализации, научного прогресса и небывалых культурных достижений — отлично подходит к концепции серии. И если вы знакомы с предыдущими играми франшизы, то уже примерно представляете, что такое Anno 1800: в проекте не так много нового.


Для тех же, кто с Anno незнаком или успел подзабыть детали, немного поясню. Как и в The Settlers, другой культовой серии от Blue Byte, во главе угла стоят градоустройство и развитие экономики. По традиции в начале истории (а в «1800» главному герою и его сестре предстоит восстановить компанию отца и вернуть старые долги) игрок на единственном корабле прибывает на небольшой остров, строит первые дома, прокладывает дороги и отправляет зелёных переселенцев рубить дрова. Они и рады работать — только одежды просят для полного счастья. Что ж, не проблема: ставим хлопковую ферму и швейную мастерскую.


В отличие от прошлых игр, здесь начальное здание сразу имеет кое-какую защиту от нападения


Дать крышу над головой — лишь полдела. Где жителям покупать еду и одежду? Без рынка не обойтись!

Задача игрока — правильно рассчитать, где поставить склады и предприятия, какие товары и для какого производства нужны, куда и как их удобнее возить, стоит ли тратить ресурсы на кирпичную дорогу, если здания расположены вплотную к складу, и так далее. В общем, типичные хлопоты всех градостроительных симуляторов.

Со временем фабрик становится всё больше, а население ведёт себя всё капризнее. Одной свежей рыбой уже не отделаться — народ хочет выпивки и школ! Зато после удовлетворения всех потребностей сытых и довольных жителей можно перевести из фермеров в рабочих — последние уже могут трудиться на заводах и судостроительных верфях, да и налогов платят побольше, но зато и спрашивают с мэра по полной программе. Хотя полностью отказаться от стартового класса горожан невозможно: кто же тогда будет лес валить?


Знакомьтесь, сердце любого портового города — Его Величество Паб. На одном из стримов разработчики рассказывали, что за каждым персонажем, находящимся в пабе, стоит собственная история, а владелец заведения и вовсе самый пьющий человек в игре

В деньгах вся сила?

Но всё вышеописанное — классика градостроительных симуляторов: развивай поселение, радуй жителей, следи, чтоб расходы не превышали доходы, и будет тебе счастье. А вот отличительная черта серии Anno — это подход игры к сражениям. Они тут, конечно, есть, но куда удобнее просто договориться с соседями или, на худой конец, заплатить внешним агрессорам (а можно даже выкупить места в совете и захватить власть над территорией, как в прошлых частях серии). Ибо война — вещь крайне невыгодная: сражаться можно только на море, а корабли строить дорого и долго, не говоря уж о том, что куда больше пользы они принесут в роли грузовых судов с какими-нибудь консервами. Хотя пройти кампанию без единой стычки тоже вряд ли получится: для самых закоснелых пацифистов разработчики подготовили сюрприз в виде пиратов, готовых грабить любой торговый парусник.


Торговать необходимо, и чем больше, тем лучше. Стартовый остров просто не может обеспечить колонию всеми необходимыми ресурсами, и, если не получается выращивать перец и хмель для ремесленников у себя, можно попытаться наладить торговые отношения с соседями.

Но сперва придётся выполнить для них несколько заданий: например, уничтожить одинокое пиратское судно или доставить тонущих рыбаков в родной порт. За это получаем несколько очков лояльности и увесистый мешочек с золотом, которое тоже можно пустить на улучшение отношений с заказчиком.

К слову, в пресс-версии проекта недостатка в деньгах не ощущалось. Даже при том, что в первом прохождении я не особенно озабочивался грамотным планированием построек, проблем не возникало. Если чуть просели по бюджету, не беда: строим с десяток домов, улучшаем фермеров до рабочих, выполняем одно-два поручения союзников, и вуаля — несколько десятков тысяч у нас в кармане.


Но и любителям хардкора будет где развернуться. Перед началом сюжета и свободной игры можно выбрать условия посложнее

Появились и новые механики. На третьем уровне развития поселенцев открываются экспедиции — точки интереса на глобальной карте, сулящие нам артефакты, деньги и ценные ресурсы. С помощью экспедиций можно открыть и новый регион для заселения. Начав в Европе и подняв экономику на местном сырье, можно попытать счастья хоть в Южной Америке.

Опытный морской волк-капитан возьмёт под начало свободное судно, а ещё выдаст рекомендации, без которых экспедиция рискует провалиться. Сложность задания определяет нужный уровень морали: большие запасы провизии, хорошая навигация и медикаменты однозначно повысят шансы на успех… Но можно и рискнуть, если с ресурсами напряжёнка.

Предварительный обзор Anno 1800. Вперёд в прошлое

Предварительный обзор Anno 1800. Вперёд в прошлое

В пути с командой может случиться что угодно: от нападения вездесущих пиратов и разрушительного шторма до встречи с аборигенами и любовных похождений членов экипажа. Как правило, в таких случаях можно выбрать вариант развития событий. Например, дать двойную порцию пайка, чтоб поднять боевой дух, но истратить часть провизии, оставить всё как есть, потеряв симпатии команды, или даже повернуть обратно на родину.

Лично мне из такого путешествия команда привезла парочку горилл, но на тот момент проку от них не было, и животным пришлось торчать на складе, пока не появилась возможность построить зоопарк. Там и обезьянкам жилось получше, и туристы были не прочь на них поглазеть — разумеется, за отдельную плату.



Мораль есть не только у моряков. Если без конца увеличивать производство, это скажется на настроении горожан…


Но если не брать в расчёт экспедиции, то перед нами привычный геймплей серии Anno: фанаты почувствуют себя как дома, а новички быстро со всем разберутся. Игра до неприличия проста. Да, технологических цепочек стало как будто больше, но удобный интерфейс не даёт запутаться и потеряться даже на минуту: никаких многоэтажных таблиц и непонятных графиков.


Продавать можно не только ресурсы, но и предметы. У них бывают полезные (и не очень) свойства, а получить их можно в награду за квест, с чужого подбитого судна или в экспедиции

Что точно не застряло в прошлом, так это визуальная составляющая — тут работа Blue Byte заслуживает отдельной похвалы. Особенно радуют вода и анимация всевозможных сооружений. Заглядевшись, как жители, словно в диораме, разъезжают на «пенни-фартингах» (тех самых старинных велосипедах с огромным передним колесом) или добывают глину из карьера, можно ненадолго выпасть из градостроительных реалий.


Ещё одно полезное новшество: если ресурсов на постройку не хватает, на месте будущего здания остаётся «чертёж». Помогает не забыть, что где должно стоять, — и всегда можно достроить здание одним щелчком мыши

Правда, от некоторых недостатков серии Anno 1800 избавиться так и не смогла. Например, в начале игры мне требовалась прорва кирпичей для улучшений дорог и новых зданий. Я построил около пяти заводов — и спустя какое-то время дефицит пропал. Ровно с этого момента девать ресурсы стало буквально некуда: склад полон, производство стоит, зарплата рабочим исправно выплачивается, а кирпичи уже никому не нужны. Приходилось продавать соседям, а то и за борт выбрасывать, если сделка вдруг сорвалась.

Полную кампанию я, увы, не видел: в пресс-версии была доступна только первая миссия. Но не думаю, что разработчики прячут какой-то сюрприз. Anno — серия не про сюжет и не про эпичные сражения, а про медитацию над технологическими линиями, кропотливое создание идеального города и медленное покорение мира силой экономики и дипломатии. Если подобный геймплей вам по душе, смело закидывайте Anno 1800 в список ожидаемого и терпите до 16 апреля — утонуть в проекте можно будет на очень много вечеров.

Культовая экономическая стратегия вернулась, чтобы беспощадно убить всё наше свободное время. Опять.

Обзор Anno 1800. Великолепный век

Обзор Anno 1800. Великолепный век
Обзор Anno 1800. Великолепный век
Обзор Anno 1800. Великолепный век

Флаги наших отцов

Итак, по ту сторону монитора в самом разгаре индустриальная революция, мир преображается буквально на глазах. Впрочем, нашему главному герою, вместе с верным товарищем прожигающему жизнь где-то в тёплых тропических краях, до происходящего в Старом Свете нет абсолютно никакого дела. Вернее, не было, пока от оставшейся за океаном сестры не пришла скорбная весть: обвинённый в предательстве Короны отец скончался в тюрьме, семейное дело загибается в руках алчного кретина-дяди, и поверх всего тяжким бременем лежат огромные долги. К счастью, на последние средства ей удалось купить небольшой остров, куда могли бы переселиться те, кто сохранил лояльность почившему или бежит от гнёта его деспотичного родственничка. Что ж, уже неплохое начало на пути к новому светлому будущему.


Отбываем домой на корабле под названием «Транспортный корабль». У владельца явно проблемы с фантазией

Как и Anno 1404, которую многие фанаты считают лучшей частью серии, новая игра рассказывает простенькую, откровенно факультативную, но ладно скроенную историю — и даже с лёгким налётом интриги. Кроме того, четыре главы кампании помогут разобраться в премудростях градостроительства новичкам или тем, кто уже успел всё позабыть. Но если в рамках сюжета кому-то тесно, принуждать не станут. Хотите иметь полный контроль над происходящим — пожалуйста, с самого начала доступен режим «песочницы» с генерируемыми картами и массой всевозможных настроек: стартовые и победные условия, особенности мира, соперники и т. д.

Поскольку корпоративную этику с принципами невмешательства в дела конкурента сформулируют только к 2205 году, будьте готовы, что за территорию предстоит побороться. Ваши оппоненты, будь то ИИ или живые игроки в мультиплеере, делят с вами один регион, и устанавливать с ними отношения придётся в любом случае. Каждый персонаж ведёт собственную политику, по-своему реагируя на ваши действия, и если торговые союзы чаще всего несут пользу обеим сторонам, то внезапная война может оказаться совсем некстати.

Обзор Anno 1800. Великолепный век
Обзор Anno 1800. Великолепный век
Обзор Anno 1800. Великолепный век

Маленький свободный народец

Впрочем, и война, и торговля, и дипломатия — это лишь суета, призванная чуть облегчить или усложнить главную заботу игрока: строительство колоний. Общие принципы развития поселений кочуют из части в часть почти без изменений, и в Anno 1800 проверенную годами механику разработчики тоже перетряхивать не стали.


Если для постройки недостаточно материалов, на её месте остаётся силуэт. Удобно для планирования на будущее

Начинаем мы всегда с малого: склад, несколько домиков для первых поселенцев, рыболовецкая станция для пропитания, рынок. У жителей есть ряд потребностей, которые нужно удовлетворять: чем лучше будут условия жизни, тем больше людей придёт к вам на свободные места, а это и рабочая сила, и постоянный доход от налогов. По мере расширения города уже сытых, одетых и обутых трудяг дозволяется переводить в категорию повыше. Каждый класс открывает новые здания и возможности, но и запросы у квалифицированных специалистов повнушительнее: если фермерам хватало рыбы на ужин, то рабочим подавай уже колбаски с пивом (ох уж эти немцы. ), для которых ещё нужно развести свиней и посадить хмель. Любой продукт — это результат определённой производственной цепи, которые со временем только усложняются.

Обзор Anno 1800. Великолепный век
Обзор Anno 1800. Великолепный век
Обзор Anno 1800. Великолепный век
Обзор Anno 1800. Великолепный век
Обзор Anno 1800. Великолепный век
Обзор Anno 1800. Великолепный век

Особое значение имеет счастье населения — за него отвечают отдельные группы потребностей. С базовыми они никак не связаны и для прокачки необязательны, но пренебрегать ими всё же не стоит. Довольные работники больше платят в казну, повышают привлекательность города, а в уж очень хорошем настроении могут даже фестиваль устроить, на время одарив вас солидными бонусами.

Хроническое же раздражение толкает людей на отчаянные меры. Причины могут быть разными — отсутствие школы рядом с домом, пропаганда в местной газете или густой фабричный смог, от которого не продохнуть, — но в запущенных случаях результат одинаково плачевный. Возмущенные толпы бросают свои обязанности и выходят на улицы с транспарантами требовать справедливости и творить бесчинства. Особо сильные волнения могут даже закончится поджогами. Зато это отличный стресс-тест для экстренных служб (полиция, пожарные), которые здесь действительно работают, а не просто создают видимость присутствия.



При плотной застройке возгорания порой происходят и сами по себе

В таких условиях особое значение приобретает грамотная логистика. Бездумно нагородить дома, поля и фабрики — дело нехитрое, и поначалу город даже будет кое-как функционировать. Но выстроить такую систему, где все элементы работают в унисон, нигде не возникает заторов, ресурсы стабильно поступают на склады и предприятия, да ещё и выглядит всё это красиво, культурно богато и привлекательно для туристов, — это уже серьёзный вызов. И вся прелесть Anno 1800 в том, что если принять его, то быстро оторваться от игры уже не получится.


Есть мясо и мыться любят все, но при этом свинофермы и мыловарни, видите ли, неприятны глазу горожан

По большому счёту, Ubisoft Blue Byte сделала очень простой и хитрый ход — вернула поклонникам 2009 год и Anno 1404, только в новой и чертовски красивой упаковке. В проекте нет почти ничего кардинально нового, но есть всё, за что серию любят и ценят. И после пресной, поверхностной Anno 2205 этого более чем достаточно, чтобы вновь оторвать доморощенных островных губернаторов от реальной жизни на десятки часов.


Выход новой Anno — всегда большое событие, как для фанатов серии, так и для обычных любителей градостроительных и экономических стратегий. С прошлой Anno 2205 студия Blue Bite попала впросак, представив неготовую игру без любимых механик. В новой Anno 1800 она осознала и исправила все ошибки, а также предложила целый ряд новых механик. Подробнее — в нашем обзоре!

Новое мышление для вас и для всего мира

  1. На каждом острове нужны люди, трудящиеся в разных сферах: добыча, промышленность, переработка и вам придется обеспечивать им комфортные условия жизни.
  2. Пять классов общества: крестьяне, рабочие, ремесленники, инженеры, инвесторы. Каждая занята в своей группе — крестьяне на фермах и полях, рабочие — на заводах и фабриках, ремесленники — на предприятиях, и так далее.
  3. Требуется поддерживать баланс занятости — все объекты потребляют те или иные трудовые ресурсы, и если начнется нехватка людей, то предприятия встанут.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Это в корне меняет привычную концепцию, когда у вас был один остров, застроенный жильем и промышленностью первого-второго уровня, а все серьезные цепочки добычи, переработки и производства выносились на соседние необитаемые острова.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

На самом деле большой шаг вперед, и нельзя критиковать разработчиков за это движение в сторону традиционных градостроительных, экономических стратегий. Раньше многие пользовались тем, что на 1 жителя вешали целую индустрию. Теперь с этим покончено — хотите индустрию, обеспечивайте ей не одну тысячу рабочих рук. А рукам — комфортные условия.

  • По сравнению с предыдущими играми, каждый класс требует больше товаров и развлечений.
  • Если вы играли в 1701 или 1404 то помните, что на одной карте было несколько климатических поясов. Теперь у каждого пояса — свой регион, со своими островами, NPC, сырьем и ресурсами.
  • Сейчас в игре только два региона — Старый и Новый Свет, однако игровая карта обещает Африку и, возможно, Гренландию. Регионы работают одновременно и между ними можно мгновенно переключаться.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

  • Обмен товарами нужно налаживать не только между своими островами, но и между разными регионами. Вы прямо ощущаете себя жителем золотой эры колониализма, когда выдаиваете из ваших колоний все соки для чрезмерного потребления своей элиты.
  • Производственные цепочки стали сложнее, даже на первом уровне развития вы не получаете готовых товаров, их нужно перерабатывать. Дальше цепочки слегка усложняются, но на пятом уровне приготовьтесь выстраивать чудовищные по сложности цепи.
  • Появилась гибкая рамка для границ полей и возможность передвигать здания за плату. Мелочь, но приятно — все-таки ошибки в размещении случаются часто. Вы также можете проектировать здания, зажав кнопку V, или заложить их при отсутствии ресурсов.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

  • Instagram XIX века — газета, которую можно использовать для управления помыслами населения — платить больше, потреблять меньше, накачивать милитаризмом к войне или просто затуманить мозги.
  • Новая система развития — теперь жители не ограничены «рамкой» поселкового центра, просто их удовлетворенность определяется дальностью от него.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Новая философия Anno 1800 — это долгое и последовательное развитие, когда ваша столица (первый и самый большой остров) сперва становится базой для достижения третьего уровня, где вы производите все необходимое, а в дальнейшем перестраивается для четвертых и пятых классов общества.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Изменения вынужденные, поскольку, чем выше класс — тем больше налогов он платит и тем больше он требует. А значит, место крестьянских хозяйств и предприятий займут гигантские дворцы, музеи, зоопарки, кладбища и другие места интереса — в игре появилась система туризма, как в какой-нибудь SimCity.

Теперь каждый город имеет показатель туризма, рассчитываемый по ряду показателей. Чем больше в нем интересных мест и чем лучше экология — тем больше туристов он привлекает и дохода в казну приносит.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Так что поля, фермы и вся эта грязная промышленность выкидываются на соседние острова поменьше под определенную специализацию. Один остров будет производить пиво и муку, другой — сталь и консервы, и так далее.

Обслуживает все это население первых двух классов общества, с вкраплениями третьего, чьи потребности вы обеспечиваете минимально.

Придется напрячь мозги

Естественно, что такая компоновка с разными островами и специализациями требует гораздо больше анализировать, учитывать и планировать. А главное — выстраивать торговые маршруты и находить правильные балансы.

Со строительными материалами, вроде досок, глины, стали и стекла, все понятно — вы можете их производить небольшими партиями, собирая результат в одном месте, или свозить сырье на один остров, где потом производить.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

С едой и питьем дело обстоит совсем иначе — они нужны постоянно, в большем количестве и одновременно на нескольких островах. И еще нужно держать землю в запасе, поскольку население растет и оно продолжает потреблять товары предыдущих классов.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Одно только балансирование торговых маршрутов потребует много времени, и к нему нужно будет постоянно возвращаться.

С развитием некоторые требования заменяются другими, скажем, одежда меняется на шубы, простая еда на деликатесы. Это вызовет переизбыток производства того же хлеба, так что лишние пашни и пекарни придется заменять новыми постройками.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

А теперь учтите, что все это лишь в рамках одного региона. Когда вы отправитесь в Новый Свет, нужно будет сделать все то же самое — выбрать один остров центральным, застроить его, получить доступ к новым технологиям, вывести производство и ресурсы на соседние острова, сбалансировать потребление и оставить задел на будущее.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Дальше нужно наладить обмен товаров уже между двумя климатическими регионами — так, в Старом Свете остается литье стали, а ром, который любят все жители, производится лишь в Новом Свете.

Есть еще перекрестные возможности, когда сырье в одном регионе, а конечный передел в другом. Например, хлопок для шуб получают в Новом Свете, а сами шубы делают в Старом, когда хлопок объединяют с мехом.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Представляете, сколько факторов нужно учитывать? А ведь есть прохождение отличного сюжета со своими заданиями и своего рода обучением; увлекательные экспедиции, превращающиеся в мини-квест; взаимодействие с другими игроками и множество других активностей, перечислить которые мы просто не сможем в рамках этого обзора.

Контента очень много, этому радуешься и одновременно недоумеваешь.

Партия, которая длится несколько лет?

Anno 2205 можно пройти за месяц и забыть. Anno 1701 и 1404 — интересное приключение на несколько вечеров, но не более, зато к ним приятно возвращаться снова и снова. Anno 2070 — большая игра, с затягивающим в пучину морскую геймплеем и множеством увлекательных исследований, позволяющих формировать окружающее пространство. Её можно пройти за год, если играть на больших островах в песочнице.

А 1800 еще масштабнее, чем 2070! За счет этих перестроений, количества товаров потребления у каждой фракции, сложностей переработки и производства, других активностей, вы точно будете играть не меньше года.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Игра определенно стала сложнее и мы бы даже не рекомендовали её новичкам серии. Имея опыт предыдущих игр и начав изучать Anno 1800, мы за четыре дня едва добрались до инженеров — предпоследнего общественного класса. И допустили изрядно ошибок.

Получается, что Anno 1800 — это игра, которую вы пройдете 1-2 раза из-за её размеров и возможностей или 5-7 раз, если брать самые маленькие и «быстрые» условия. Играть будет круто, но чтобы оценить разные ситуации (карты генерируются случайным образом) вам просто не хватит жизни.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Эта проблема, которую разработчики сами привезли себе двумя недостатками.

Первое. В Старом Свете с островами нужно было попрощаться ради нескольких гигантских по размеру кусков континента, как в других градостроительных симуляторах. Игроки бы застраивали их, как обычно в Anno, а торговые пути организовали при помощи паровозов.

Это бы гораздо лучше соответствовало эпохе промышленной революции, упростило и ускорило развитие — ведь основные активности здесь. Имея пространство на континенте, игроку бы не потребовалось перестраивать острова, он бы просто расширялся вглубь. Странно, что никто не догадался.

Сейчас Anno 1800 банально ворует у игрока время на настройку взаимодействия между островами в Старом Свете. Способствуют этому парусные корабли — медленные и перевозящие 2-3 единицы товара. В Новом Свете расстояния поменьше и это как-то не ощущается.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Второй серьезный недостаток, потребляющий время — отсутствие подробной статистики по каждому острову. На дворе XIX век, люди освоили бухучет, графики и прогнозы. Почему приходится наугад определять, сколько хлеба дать рабочим, сколько шуб ремесленникам, сколько деликатесов инженерам?

Нередко ошибаешься и получаешь перепроизводство или добавляешь пару живых кварталов и случается резкий дефицит. Не помешал бы помощник, сигнализирующий об этих проблемах.

Со статистикой можно было бы сразу понять, кто и сколько потребляет, на какой остров надо увеличить отгрузку товаров и где надо оптимизировать производственные цепи для выхода большего количества продукции.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

И еще немного странно — почему гибкая рамка появилась только у плантаций и полей? Ничто не мешало сделать её и фермам. А вот фиксированные модули перенести в промышленные здания, они итак занимают много места, почему нельзя пристроить к ним еще один модуль, чтобы не тратиться на еще одно такое же?

Технологический шедевр

Специалисты Blue Bite поработали на славу, к графической стороне игры нет никаких претензий. Качественные текстуры, реалистичная вода и дождь, множество эффектов, вроде тумана, дыма и намокания поверхностей, красочные взрывы и стрельба из пушек.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Более того, это первая Anno, которая не ставит компьютер на колени, а спокойно работает на машинах даже 7-8 летней давности. Мгновенное переключение между такими большими картами иначе как магией движка не назовешь.

Поражает и проработка игрового мира — дизайнеры подумали над тем, чтобы элементы ландшафта красиво сочетались, добавили разную высоту над уровнем моря, здания выглядят под стать эпохе и своему использованию. Жилье аристократов — это красивая и нарядная высотка, в то время как завод стали — закопченная дымом коробка.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Отдельно восхищает внимание к деталям — по островам бегают и пасутся дикие животные, люди ходят в разных нарядах, по улицам катается аристократия и бегают дети. Фото-режим превращает игру в сказку, хочется залезть головой в монитор.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Игра радует своим музыкальным сопровождением, записанным профессионалами с классическими музыкальными инструментами, а не дешевой электроникой. И хотя мелодии не особо разнообразны и длительны, отторжения они не вызывают.

Обзор Anno 1800 — по-настоящему грандиозное приключение

Актерам дубляжа ставим пять баллов — они явно старались озвучивать роли и представляли себе, кого играют. К сценарию больших претензий нет — все очень живо, с развитием событий и раскрытием главных персонажей, даже интрига с сюжетными поворотами и ролики на движке. К переводу на русский язык никаких вопросов, все очень точно и понятно.

Грандиозное приключение

С выходом Anno 1800 студия Blue Bite полностью себя реабилитировала за провальную 2205. В новую Anno должен сыграть каждый фанат серии, тем более что она вернулась к своим корням. Многим не хотелось играть в будущее, особенно отдаленное, и XIX век должен обрадовать таких игроков.

Сама эпоха воссоздана шикарно, все привычные для серии экономические и логистические механики унаследованы, хотя их могли несколько упростить или переработать в разных вариантах.


Чуть проще, но заметно шире, сама механика производства. Добавлено много активностей — экспедиции, небольшие просьбы жителей или бунты, фото для газеты. Игровой мир теперь комментирует то, что вы делаете.

В общем, работа проведена большая, так что если вы — фанат серии или просто любите экономические стратегии, то смело покупайте Anno 1800. Игра полностью оправдывает свои деньги. Если же вы новичок, то постарайтесь преодолеть сложности — порог вхождения довольно высок.


Студия Blue Bite продолжила развивать вышедшую в апреле 2019 года экономическую градостроительную стратегию Anno 1800 выпустив дополнения «Затонувшее сокровище», «Ботаника» и «Во льдах». На этом сезонный абонемент игры завершен, но у разработчиков наверняка есть планы по новому контенту. Мы же сыграли в каждое из трех DLC, чтобы поделиться с вами, насколько они хороши и важны для игрового процесса.

Anno 1800: «Ботаника»

Еще во время разработки Anno 1800 разработчики представили Музей и Зоопарк как элементы украшения города с некоторыми бафами для всей кампании. В случае покупки, Botanica добавит в игру новое строение аналогичного класса — Ботанический сад — как место для коллекционирования растений.

Всего их 50, они разделены по четырем типам редкости и 18 наборам. Для 20 растений подготовлен уникальный внешний вид павильона, остальные довольствуются стоковым.

Как и другие подобные строения, Ботанический сад состоит из главного здания и окружающих его павильонов-модулей, куда помещаются растения. Ограничением будет лишь влияние, которое нужно потратить, чтобы построить новый модуль.

Получить новые растения можно в ходе специальных ботанических экспедиций (трех уровней сложности) или покупая их у местных торговцев. Имейте в виду, что набор не уникален и вы несколько раз получите уже имеющиеся растения.

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

Что важно, так это баффы и они в этом DLC довольно существенны. Например, собранный набор медицинских растений увеличит на 2 число докторов в больницах и ускорит их перемещение на 15 %. Эстетам определенно понравится то, что Botanica добавляет 11 новых украшений для Музея, Зоопарка и Ботанического сада.

Среди других новшеств этого DLC — появление музыкального павильона у всей троицы. Теперь во время экспедиций существует небольшой шанс найти ноты с заглавными музыкальными темами предыдущих игр серии Anno, которые помещаются в данный павильон и также увеличивают туристический потенциал острова.

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

DLC также добавит несколько эстетических элементов украшения города эксклюзивно для тех, кто пользуется системой Ubisoft Club.

Стоит ли покупать? Только в комплекте сезонного абонемента или золотого издания игры. Anno 1800 — большая игра с суммарным геймплеем на 100 часов, поэтому даже при полном вовлечении в песочницу вы вряд ли создадите больше трех сессий. Баффы важны, но их явно недостаточно, чтобы окупить стоимость дополнения, а чисто внешне Ботанический сад выглядит просто как посаженные деревья или кустарники и сильно уступает тому же Зоопарку (есть в обычной версии игры).

Anno 1800: «Затонувшее сокровище»

Это сюжетное дополнение с небольшой самостоятельной кампанией, начинающееся, как только население перевалит отметку в 7000 человек. Газетчик сообщит, что Королева пропала, а сэр Арчибальд Блэйк попросит снарядить экспедицию на её поиски. Под это дело лучше снарядить линкор и экипировать его редкими персонажами. Сами поиски проходят в том же формате текстовой головоломки, что и обычные экспедиции.

По выполнении вы откроете новый регион — Мыс Трелони, в том же биоме, что и Старый Свет. Это большая карта, с богатыми на ресурсы островами, так что если в основной игре ИИ-соперники обделили вас землей, здесь вы сможете отыграться (зайдя уже после основной игры). Важно, что пиратов здесь не будет и попасть сюда они не могут.

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

Главной фишкой DLC стал огромный кусок земли, выдающийся в океан, где вы можете с легкостью разместите несколько тысяч инвесторов и инженеров. Собственно, под столицу он и предназначен — всё производство и добычу сырья выгоднее перевести на соседние острова.

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

Сюжет раскроет причины, по которым Королева отправилась в это место, а после её обнаружения вас попросят выполнить десяток квестов по поиску затерянных сокровищ и тайных мест, которые должны привести к бесценному артефакту, способному вернуть доверие Короне. Рассчитывайте на средний темп повествования, поскольку оно продвигается вперед по мере того, как вы обживаете здешние места.

В Мысе Трелони игрок познакомится с уникальным персонажем по имени Старина Нэйт. Он поможет в поисках и развитии колонии, будет выдавать альтернативные задания на поиск сокровищ.

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

Берегите судно, которое вы получите от Нэйта, оно оснащено водолазным колоколом, позволяющим нырять под воду в поисках сокровищ. Именно подводные сокровища стали главной фишкой этого дополнения, хотя данный тип заданий распространен на все регионы, если вы найдете специальную карту:

Подобные точки могут быть около острова в любом регионе, так что внимательно все рассмотрите

Подобные точки могут быть около острова в любом регионе, так что внимательно все рассмотрите Подобные точки могут быть около острова в любом регионе, так что внимательно все рассмотрите

Примечательно, что наградой игроку будут не только артефакты для Музея и животные для Зоопарка, но и скрап, хороший скрап и особый скрап. Вместе с товарами или ресурсами вы сможете обменять его у Нэйта на карточки улучшений, влияющие на корабли, ратуши, портовые зоны и профсоюзы. Как и всё в Anno 1800, карточки разделены на три категории — редкие, эпические и легендарные, и дают какой-то особый бонус к аспектам геймплея. В остальной игре вы подобного не встретите.

Стоит ли покупать? Да, стоит. Это хорошая медиативная песочница для тех, кто устал от гонки за лидерство на основной карте. Пусть в геймплейном плане «Затонувшее сокровище» не добавляет новых ресурсов или производственных цепочек, да еще и потребует расширения ваших владений в Новом Свете, но именно здесь вы сможете проявить свой талант логиста и градоустроителя.

Anno 1800: «Во льдах»

Сперва о функциональных возможностях DLC. Если раньше сетевой режим был соревновательным — каждый игрок строил свою компанию, а на карте было до четырех игроков, то теперь появился кооператив, когда одной компанией может управлять 2-4 игрока. Вы можете, разделив обязанности, совместно с другом заселить все острова, либо соревноваться против другой кооперативной группы. Всего игроков может быть 16.

Другое важное новшество — полноценная статистика, показывающая дебет и кредит финансов, сырья, товаров, населения по островам и отдельным группам, включая даже диаграммы. Пользоваться ей удобно, когда у вас будет множество островов.

Но вернемся к обзору DLC. Это еще одно сюжетное дополнение с небольшой самостоятельной кампанией, открывающей новый регион — Арктику.

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

Случится это, как только вы достигните 4-го уровня развития (Инженеров), после чего газетчик сообщит о затерянной во льдах экспедиции, а Леди Джейн предложит квест по поиску её мужа. Ожидайте небольшую, но занимательную личную историю, которая никого не оставит равнодушным (в отличие от поисков былого величия в прошлом DLC).

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

Сразу скажем, что это контент для пост-прохождения, Арктика ОЧЕНЬ дорога и соваться туда неподготовленным не стоит. Каждый остров несамостоятелен и без поддержки Большой Земли быстро загнется, вам придется настроить несколько межрегиональных торговых маршрутов и задействовать 5-10 кораблей.

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

Когда вы будете готовы, лучше всего снарядить крейсер и экипировать его легендарными персонажами. Сами поиски проходят в том же формате текстовой головоломки, что и обычные экспедиции. Арктика — не очень большая карта, уступающая размерами Новому Свету, а значительная её часть покрыта ледником.

«Во льдах» добавит две новые группы населения — исследователей Арктики и техников, а также 30 зданий, 7 производственных цепочек, 80 косметических и других объектов. Важным новшеством стала система воздухоплавания: Anno 1800 стала одной из немногих игр, где дирижабли не просто статисты, а играбельные объекты.

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

На островах присутствует наш старый знакомый, Старина Нэйт, с все той же механикой крафта улучшений, а также — Кумак, представитель инуитов, торговец и помощник по сюжету. Экспедиции на этой карте полностью завязаны на огромный ледник, который вы будете периодически облетать на дирижабле в поисках пропавших исследователей.

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

В геймплейном плане дополнение ощущается несколько вторичным. У жителей много потребностей, но одна половина закрывается поставками из Нового и Старого Света, а вторая половина так и останется в Арктике — всем этим теплым спальным мешкам и нардам нет места в других регионах. Единственный экспортируемый в Старый Свет ресурс — газ, замена нефти в электростанциях, причем сами жители Арктики почему-то не могут использовать его для обогрева.

При правильном планировании регион можно сделать самодостаточным, но тут важно не увлекаться ростом населения. Места под строительство плантаций, загонов и фабрик в обеспечение потребностей просто не хватит — острова маленькие, береговые линии еще короче.

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

Вдобавок жителям постоянно требуется тепло от котельных, потребляющих уголь, так что придется позаботиться о его регулярных поставках. Да, «Во льдах» предлагает улучшенные «золотой рудник» и «хижину охотника», но получить преимущество от них затруднительно.

Стоит ли покупать? Да, если хотите настоящего испытания своих навыков. Само по себе дополнение не представляет особой ценности и мало влияет на геймплей, но уж если решите обжить Арктику, то придется хорошенько поднапрячься, в очередной раз расширив владения в Старом и Новом Свете. Ну и возможность играть с другом, разделив обязанности, наверняка пригодится.

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

И вот какой момент. Можете считать это личным мнением автора этих строк, но пройти мимо не получится. Blue Bite всегда была довольно конъектурной студией, седлающей все самые новые тренды, но с этим DLC она превзошла сама себя.

Студия раньше других обратила внимание на тему равноправия и планомерно увеличивала репрезентацию женщин в своих играх. В Anno 1800 у нас постоянные разговоры о сильных женщинах, которые оставляют домашние дела в поисках равных возможностей (ага, особенно в Арктике).

Как и положено, женщины тут все сплошь позитивные, здоровые, улыбающиеся и уверенные в себе, а мужчины — угрюмые алкаши, приветствующие криком «Прячь бутылки, скорее!» с красными от похмелья рожами, ну или богатые и добрые буратины.

И ладно еще рабочие Старого Света, но вы только посмотрите на репрезентацию техников в Арктике:

Явно же сперва опустошит бутылку, а потом, дыша перегаром, тоненьким слоем натирает точные механизмы

Явно же сперва опустошит бутылку, а потом, дыша перегаром, тоненьким слоем натирает точные механизмы Явно же сперва опустошит бутылку, а потом, дыша перегаром, тоненьким слоем натирает точные механизмы

Про экологию в Anno 1800 вспоминают не меньше, чем в Anno 2070, которая вся была построена на теме загрязнения окружающей среды, чистых и возобновляемых источников энергии. Но что совершенно выносит мозг, так это поставки природного газа, потому что он экологичнее и дешевле нефти. Серьезно? В XIX веке, когда человечество едва освоило нефть? Как это работает, Blue Bite?!

Обзор сезонного абонемента Anno 1800: любителям ботаники, строителям и выживальщикам

Связать появление природного газа и его применение в промышленности Старого Света иначе как с газовой повесткой сегодняшней Европы просто не получается и тут видно, что разработчикам не хватило оригинальных идей или желания, чтобы сделать DLC ближе к реальности тех дней.

Например, почему мы не можем эксплуатировать Арктику так же, как Новый Свет? Массовый забой китов и тюленей ради жира и меха, вылов дефицитной рыбы, самые разные варианты богатых рудных жил, экспедиции инвесторов за трофеями в виде охоты на белого медведя и так далее.

Нам же предлагают такой рафинированный и осовремененный взгляд на самый северный регион, в котором отважные исследовательницы обеспокоены тем, как бы им ненароком не растопить Арктику, пытаясь согреться.

Читайте также: