Как установить arturia v collection

Обновлено: 06.07.2024

Набор виртуальных инструментов.

История французской компании Arturia началась 15 лет назад, когда в 2001 году несколько единомышленников решили разрабатывать алгоритмы цифрового моделирования аналоговых электрических схем, применявшихся в популярных синтезаторах. Выбранный подход получил название True Analog Emulation (TAE). Сущность его состоит в точнейшем воссоздании поведения реальных электрических звуковых цепей в компьютерной модели. Старт был успешным, и уже в течение года, как раз к выставке NAMM 2002 года, был создан первый полнофункциональный прототип виртуального синтезатора, впоследствии превратившийся в довольно известный теперь Modular V.

Эта разработка быстро приобрела популярность среди музыкантов, поскольку не просто имитировала, а именно воссоздавала звучание реального модульного синтезатора (в качестве прототипа для него использовалась схемотехника Роберта Муга). Никаких семплов, только моделирование! Компанию немедленно стали осаждать музыканты, желающие вкусить "того самого" аналогового звука, в том числе и других синтезаторов, поскольку их звучание было хорошо известно, а сами оригинальные инструменты, по естественным причинам, найти на рынке музыкального оборудования с каждым годом становилось все труднее.

Успех первой разработки, как это часто бывает, предопределил одно из важнейших направлений работы компании на долгие годы. Инженеры Arturia всерьез взялись за программное воссоздание самых популярных аналоговых синтезаторов, и следующим коммерческим продуктом вскоре стал виртуальный инструмент CS-80V, полностью моделирующий звучание легендарного детища фирмы Yamaha. После этого новинки Arturia стали появляться ежегодно. Вслед за синтезатором Yamaha была выпущена цифровая реинкарнация еще одного культового инструмента, ARP 2600. Затем вышел Prophet V, заключавший в себе модели сразу двух синтезаторов: аналогового Prophet 5 и цифрового Prophet VS, работающего по принципу векторного синтеза. После этого появились Jupiter 8V и Oberheim SEM V (восьмиголосный).

Позже к этой коллекции были добавлены модели транзисторного органа Vox Continental, стрингс-синтезатора Solina и синтезатора Oberheim Matrix 12. Одной из самых поздних стала модель транзисторного органа Farfisa.

Уже отработав моделирование электрических звуковых цепей, инженеры компании Arturia вплотную занялись моделированием также и механических процессов, что было необходимо для воссоздания звучания электромеханических инструментов. Благодаря этому виртуальная коллекция пополнилась моделями органа Hammond B3, а также электромеханических пианино Rhodes и Wurlitzer.

После того, как в арсенале разработок было накоплено несколько инструментов, они были объединены в один пакет. Со временем он пополнялся новыми инструментами, и одновременно с этим уже существующие модели подвергались незначительным доработкам.

Однако самым, пожалуй, неожиданным ходом разработчиков стало создание компьютерной модели акустического рояля. Несмотря на то, что сам по себе математический аппарат, описывающий процессы возбуждения, распространения и затухания колебаний в струнной одежде и деке фортепиано, достаточно детально проработан, реальных успехов в моделировании этого инструмента добилось не так много коллективов. Тем значительнее выглядит достижение инженеров Arturia, тем более что математика, описывающая колебания струн в корпусе фортепиано, все же, сложнее, чем математика функционирования "чисто электронных" схем. И, кстати, именно с появлением модели акустического фортепиано арсенал инструментов Arturia приобрел завершенный вид.

В настоящее время все программные модели реальных инструментов от компании Arturia собраны в пакет под общим названием V Collection. По состоянию на лето 2016 года актуальной является версия 5. Номер относится только к сборке. Если индивидуально посмотреть на входящие в состав V Collection программные инструменты, то можно увидеть там, например, версию 3.0 (для самых первых представителей) и, одновременно, версию 1.0 (у моделей, выпущенных совсем недавно и еще не подвергавшихся переработкам). Именно этой коллекции инструментов и посвящена настоящая статья.

Состав пакета
В состав V Collection 5 входит набор из 16 виртуальных инструментов. Список таков: ARP 2600 V, B-3 V, CS-80 V, Farfisa V, Jup-8 V, Matrix-12 V, Mini V, Modular V, Piano V, Prophet V, SEM V, Solina V, Stage-73 V, Synclavier V, Vox Continental V и Wurli V. Большинство названий говорит само за себя, совпадая с наименованием реальных [аппаратных] прототипов.

Кроме собственно инструментов в пакет входит программа-интегратор под названием Analog Lab. Это своего рода менеджер, ускоряющий доступ ко всем программам пакета, и, в то же время, полноценный инструмент, пользующийся ресурсами всех входящих в комплект моделей. О нем будет сказано далее.

Требования к системе и инсталляция
Для работы программных инструментов необходимо иметь компьютер под управлением Windows 7 или более поздней, или же Mac OS X 10.8 и выше. Любой инструмент можно использовать в различных вариантах. Во-первых, как автономное приложение, то есть самостоятельно, без хост-программы. Во-вторых, в качестве плагина формата Audio Units, AAX, VST2 или VST3. Интерфейсно все версии весьма схожи, так что экстренно переучиваться при обращении к другому варианту инструмента не придется

Аппаратная спецификация, согласно указаниям разработчиков, такова: процессор 2 ГГц, 4 Гб RAM, видеоадаптер с поддержкой OpenGL 2.0, 8,5 Гб свободного места на диске.

Собственно установка происходит в три этапа. Во-первых, нужно получить программу-инсталлятор: или через розницу, или скачать с сайта. Она сжата в небольшой, всего около 26 Мб, архив, который нужно распаковать и установить. Перед тем как запустить инсталлятор, нужно убедиться, что аккаунт в данный момент открыт — в противном случае установка невозможна.

Запуском инсталлятора инициируется процесс установки пакета программ с сайта непосредственно на диск компьютера. Это второй этап. Скорость установки в какой-то степени зависит от скорости интернет-потока, хотя на сайте, полагаю, в любом случае работает ограничитель. К тому же распаковка на диске, установка и прописывание путей в файлах реестра, регистрация и активация, — все это тоже процессы не мгновенные, поэтому в любом случае на установку пакета потребуется не меньше часа.

В-третьих, продукт нужно зарегистрировать и активировать, и все это тоже в режиме онлайн. Разумеется, к этому моменту необходимо иметь серийный номер и все такое, то есть, уже оплатить продукт.

Судя по обрывкам текстовых примечаний, проскакивающих в процессе инсталляции, сведения о конфигурации компьютера передаются на сервер компании и заносятся в базу данных. После регистрации продукт активируется, о чем извещает окно инсталлятора, — и можно запускать инструменты.

С этим у меня случился легкий казус. Сразу после установки я не смог увидеть ни одного инструмента. Нет, они установились нормально, оболочка рабочего окна появилась, вслепую я даже вытащил мышкой выпадающие меню, но вот откуда они выпадали, понять было нельзя. Внутри окна — просто черная ночь. Посмотрев настройки видеоадаптера, я не увидел явных следов совместимости с OpenGL, притом что драйвер был установлен отнюдь не древний, а очень даже свежий. Но все же решил его обновить — не зря же в требованиях акцентировали на этом внимание. Измучив поисками сайт производителя графического чипсета, нашел версию драйвера с явно указанной поддержкой OpenGL. Установил, перезагрузился и — о чудо, в окнах инструментов появились картинки. Между прочим, страшно красивые, но об этом далее.

Analog Lab
Хочу сразу отметить, что работу инструментов я проверял в двух режимах: автономном и VSTi. Все и везде работает без проблем. Хост-программа исправно показывает список VST-инструментов (рис. 1) и запускает их. Однако чтобы не расходовать системные ресурсы, которых, как известно, много не бывает, большую часть времени для знакомства с пакетом я отвел автономному режиму.


Итак, помимо 16 программных моделей в состав пакета V Collection 5 входит и приложение-интегратор Analog Lab. Это своего рода синтезаторный браузер. Его основная задача — дать пользователю возможность быстрого обзора инсталлированных инструментов, не запуская каждый из них по отдельности. Пользуясь его интерфейсом, можно быстро загрузить ядро любого инструмента, прослушать несколько готовых пресетов и, например, решить, использовать ли конкретный синтезатор для текущих задач. Однако при желании вполне можно добраться до всех параметров выбранного инструмента.

С другой стороны, Analog Lab можно считать самостоятельным исполнительским инструментом для живой игры. Он поддерживает режим Multi, позволяя составлять двухчастный перфоманс, причем в каждую часть можно поместить совершенно разные синтезаторы.

Analog Lab, как и прочие программы пакета, может работать в качестве плагина. В последнем случае он синхронизируется с темпом хост-программы и приобретает возможность автоматизации параметров. И, кстати, в отличие от автономного режима, в качестве плагина можно использовать одновременно два и более экземпляра программы. Это справедливо и для остальных участников пакета V Collection.

Analog Lab использует то же ядро графического интерфейса, что и все программы пакета. Главное окно представляет собой как бы фотографию студии, в которой собраны инструменты (рис. 2). Их изображения являются иконками для загрузки. При наведении указателя мыши изображения подсвечиваются. Клик левой кнопкой активирует выбранный инструмент и загружает с десяток его отборных пресетов для быстрого ознакомления.


В нижней части окна находятся виртуальная клавиатура и набор управляющих элементов в виде слайдеров и потенциометров. Под ними написаны параметры загруженного инструмента, доступные для быстрого изменения.


После первого запуска Analog Lab нужно настроить аудио- и MIDI-устройства, с которыми будет работать программа. Интерфейс настроек всех остальных инструментов абсолютно такой же, так что на подготовку всего пакета к работе уйдет совсем мало времени. Для входа в меню нужно нажать кнопку с логотипом компании в левом верхнем углу программы и в выпадающем списке найти пункт Audio Settings. В открывшемся диалоговом окне (рис. 3) нужно выбрать устройство вывода звука, размер звукового буфера и поставить флажок напротив входного порта MIDI, чтобы можно было пользоваться не только виртуальной клавиатурой, но и реальной, подключенной к MIDI-входу. У меня в первом выпадающем списке "Device" отображались три "устройства", а на самом деле — три типа драйверов: Windows Audio, DirectSound и ASIO. А вот во втором выпадающем списке можно уже найти конкретное устройство, работающее с данным драйвером, например, все активные ASIO-устройства. Убедиться, что выход работает, можно, нажав мышкой кнопку запуска тестового тона. А лучше всего просто нажать клавишу на MIDI клавиатуре — заодно будет понятно, работает ли вход.

Закончив с начальными настройками, можно вызывать инструменты и играть. Тот небольшой список пресетов, который загружается с каждым инструментом, пролистывается кнопками в форме разнонаправленных стрелок в верхней части окна. Если этого недостаточно, можно вызвать библиотеку всех пресетов для всех инструментов и, при желании, углубиться в детальное редактирование. Для этого нужно войти в окно Studio View (рис. 4), нажав в углу рабочего окна кнопочку с двумя полосками, справа от надписи Analog Lab.


В этом окне можно получить доступ ко всем пресетным банкам всех инструментов, но в списке на первом месте стоит Multi. Если выбрать именно его, то рабочее окно покажет два слота, в которые можно загрузить инструментальные пресеты для двухчастного перфоманса. В заголовке слота отображаются названия инструмента и принадлежащего ему пресета. Три полупрозрачные кнопки, находящиеся там же, позволяют сохранить измененный пресет с указанием категории звука и комментариями (рис. 5), очистить слот, а также полностью загрузить интерфейс выбранного инструмента для глубокого редактирования (рис. 6).



На панели управления виртуальной клавиатурой, в верхней части, при входе в режиме перфоманса появляются три закладки: Part 1, Part 2, Live. Понажимав их поочередно, можно вывести на панель управления некоторые параметры, относящиеся к каждому слоту, а также ко всему перфомансу целиком.

Кстати, и клавиатуру, и панель управления в режиме Studio можно скрыть, для чего в верхнем правом углу рабочего окна есть пара кнопок с понятными графическими обозначениями.

В зоне слотов перфоманс имеет окно с несколькими вкладками для настройки параметров. Первая, Tracks, открывающаяся по умолчанию, дублирует общие параметры на контрольной панели и содержит слайдеры громкости и регуляторы стереобаланса каждой части (рис. 7).


Здесь же настраиваются уровни посыла на два системных эффекта и уровни возврата. Сами эффекты можно выбрать и настроить, открыв вкладку Effects (рис. 8).


На вкладке MIDI (рис. 9) можно произвольно установить клавиатурный диапазон для каждого слота, с наложением или разделением звуков, номер канала, смещение строя, а также определить, будет ли каждый инструмент откликаться на управляющие команды внешней клавиатуры. Для этого нужно поставить или снять соответствующие флажки.


На вкладке Preset (рис. 10) можно просмотреть общую информацию о пресете, записанную при его сохранении: имя, тип, автор и так далее. Если пресет пользовательский, то здесь же допускается редактирование указанной информации.


Тот, кто предпочитает при работе не щелкать мышью, а пользоваться физическими органами управления, например, на MIDI-клавиатуре, может воспользоваться режимом привязки контроллера к экранному элементу. Это относится и непосредственно к синтезаторным параметрам, и к параметрам эффектов. В правом верхнем углу рабочего окна находится иконка с графическим обозначением штекера DIN 5. Если ее нажать, то включится режим MIDI Learn. Все экранные регуляторы, способные принять внешнее управление, сразу же подсвечиваются насыщенным фиолетовым цветом. Теперь нужно щелкнуть мышью по требуемому элементу, чтобы появилось всплывающее окно назначения, а затем подвигать выбранный физический регулятор на внешнем контроллере. Его имя появляется в окошке, сообщая, что назначение произведено. Одновременно фиолетовая подсветка этого элемента заменяется красной (рис. 11). При необходимости можно настроить специальными бегунками минимальное и максимальное значения параметра, которые будут передаваться за полный ход управляющего фейдера. Режим "обучения" для MIDI работает одинаково во всех программах пакета.



В различных инструментах пакета V Collection вид нижней панели имеет отличия, с учетом индивидуальных особенностей модели. Временами она содержит важнейшие элементы для настройки синтезатора. Неизменны в ней лишь индикатор загрузки процессора и кнопка Panic.

Во всех инструментах, входящих в комплект V Collection, интерфейс управления, в целом, идентичен. Выбор и сохранение пресета, выбор MIDI-канала, привязка внешних MIDI-контроллеров — все происходит единообразно. Поэтому далее, при рассмотрении отдельных синтезаторов, на общие моменты мы обращать внимание не будем.


А сейчас мне хотелось бы сделать небольшую ремарку, касающуюся размещения рабочего окна любого из приложений V Collection на экране монитора. Все программные инструменты оптимизированы для работы на больших мониторах с высоким разрешением. Лицевые панели некоторых синтезаторов, например, Yamaha CS-80 или ARP 2600, довольно велики, как и количество управляющих элементов на них. Если использовать монитор небольшого размера, то надписи к элементам управления на экране оказываются мелкими, и их не очень удобно считывать. Это при условии, что рабочее окно инструмента целиком (или почти целиком) умещается на экране монитора. В таких условиях, чтобы не напрягать зрение, можно воспользоваться функцией Resize Window (рис. 13) и переустановить (или "перерисовать") размер рабочего окна без потери качества изображения.

У меня, например, работал 19-дюймовый монитор с максимальным для него разрешением 1440 х 900. Инструменты, в большинстве случаев, целиком умещались на экране, если у них был выбран размер 70 или 80 процентов от номинала, — понятно, что шрифт тоже был мелким. Это тем более ощутимо, что лицевые панели многих инструментов темные, к тому же сам интерфейс приложений выдержан в отчего-то модной до сих пор черно-серой гамме. И никаких сменных скинов не предусмотрено.

Комфортным для разборчивости надписей на крупных инструментах оказался размер окна в 120% и выше, но при этом оно выходит за пределы рабочей области монитора, и нужно перетаскивать его влево и вправо, а также пользоваться прокруткой его содержимого вверх и вниз. В качестве примера предлагаю посмотреть два изображения с одинаковым физическим размером 490х560 точек. В первом (рис. 14) использовался размер окна 80%, во втором (рис. 15) размер был 120%. Здесь легко сравнить количество умещающихся элементов, а также размеры надписей.



Кстати, верхняя граница окна не позволяет утащить себя выше верхней границы экрана монитора, она как бы отскакивает. Очень полезное свойство. Оно гарантирует, что окно не уползет в никуда, и ни при каких обстоятельствах контроль не будет потерян.

Таким образом, если предполагается много времени отводить редактированию звука, в особенности, на таких крупных инструментах, как Yamaha CS-80, ARP 2600 или Moog Modular, то оптимальным будет монитор с разрешением не менее чем Full HD (1920 х 1080). И чтобы он хорошо отображал инструменты со стопроцентным размером окна, его диагональ должна быть, я полагаю, не менее 24 дюймов.

Arturia VST V Collection 7 скачать торрент Arturia Bundle

Видео-инструкция по установке и активации Arturia VST V Collection 7

Если видео не работает, обновите страницу или сообщите об этом в комментариях, поправлю.

С момента своего создания, Arturia уделяет основное внимание имитации винтажных аналоговых синтезаторов. С тех пор компания расширилась на цифровые синтезаторы, более современную классику и неэлектронные клавишные, включая фортепиано и органы.

Версия 6-го пакета Arturia VST V Collection, выпущенная в начале прошлого года, добавила четыре новых инструмента (эмуляции Yamaha DX7, Buchla Music Easel, Fairlight CMI и Hohner Clavinet). На этот раз есть еще три дополнения в виде инструментов Casio CZ, Mellotron и EMS Synthi. Звуковой движок B-3 V, органного инструмента Хаммонда, был обновлен, а Analog Lab обновлен до версии 4, а также добавлено около 800 новых пресетов для устаревших инструментов в форме Synthopedia. Здесь просто не хватает места, чтобы подробно рассказать обо всем, поэтому мы сосредоточимся на трех самых больших дополнениях и посмотрим, что они привносят в вечеринку.

Synthi V, созданный по образцу EMS Synthi AKS 1972 года, прекрасно сочетается с Buchla Easel V как более внушительный подраздел опций синтезатора V Collection. Synthi - удивительно мало представленный синтезатор в мире программного обеспечения, учитывая его вклад в электронную музыку. Существует несколько ROMплеров, и XILS 3 от XILS Lab основан на аналогичном VCS3, но Synthi V на сегодняшний день является наиболее серьезным виртуальным инструментом Synthi.

Приятно, что он оправдывает ожидания. Если бы нам пришлось выбрать артиста, наиболее тесно связанного с Synthi, Брайан Ино, вероятно, возглавил бы список. Его подход к музыке должен дать намек на звуки, которых можно ожидать от Synthi V: экспериментальные, новаторские и левые. Нельзя сказать, что в нем не будет простых басовых линий и соло, но он отлично подходит, когда начинаешь нервничать.

Arturia VST также решила предоставить ему возможность полифонии (оригинал был монофоническим), что работает на удивление хорошо. Маршрутизация модуляции, безусловно, требует некоторого привыкания по сравнению с большинством подходов, но это часть радости этого уникального синтезатора, наряду с исследованием потенциала модуляции джойстика (которая автоматизируется, в отличие от оригинала) и пошагового секвенсора (значительно больше мощное интуитивное дело, чем вы найдете на оригинальном оборудовании). Настоятельно рекомендуется всем, кто хочет исследовать странные и чудесные звуки.

CZ V - это совершенно новый синтезатор фазового искажения, смоделированный на основе линейки Casio CZ начала 80-х (CZ-101 и CZ-1000 являются здесь конкретными ориентирами, но архитектура синтеза и звук в целом были схожи во всех моделях. модели). Обычно рассматриваемые как более дешевая альтернатива FM-синтезаторам Yamaha DX, CZ могли воспроизводить такие же кристаллические пэды и грязные басы, но также могли звучать ближе к традиционному субтрактивному аналоговому синтезу. В качестве бонуса их было намного проще программировать.

Подключаемый модуль VirtualCZ от Plugin Boutique является здесь основной альтернативой, но у CZ V есть свои преимущества, которые выделяют его, в частности, макроуправление, двойные LFO, матрица модуляции и некоторые неизменно надежные эффекты Arturia VST. Как и Synthi V, CZ V добавляет в V Collection еще один особенный звук. У вас уже есть FM-синтез в форме DX7 V, плюс больше классических аналоговых звуков, чем вы могли бы упомянуть в другом месте, но CZ V прекрасно подходит где-то посередине. Это исключительное качество для звучания басов.

На рынке уже есть множество инструментов, вдохновленных меллотроном - M-Tron от GForce, SampleTron от UVI и Mello от UVI и многие другие, но они, как правило, основаны исключительно на сэмплах. Вообще говоря, Arturia предпочитает синтез в реальном времени и смоделированные эмуляции оборудования, обращаясь к семплам только в случае крайней необходимости.

Однако, учитывая, что первоначальный Меллотрон был основан на магнитофонных записях, гибридный подход здесь имеет смысл, работая с семплами, но затем моделируя воспроизведение, шатание ленты и связанную с ними электронику. Возможность загружать свои собственные сэмплы, а затем использовать их в качестве основы для новых инструментов - это особенно круто, благодаря отличительной насыщенности, вау и флаттеру Mellotron.

С обновлениями в Arturia V Collection 7 не на что жаловаться, но пользователи контроллеров Native Instruments будут разочарованы тем, что новые синтезаторы еще не совместимы с протоколом NKS. Мы полагаем, что это будет добавлено в будущем обновлении. Кроме того, обновление, как правило, представляет собой серьезный продукт от разработчика, от которого мы привыкли многого ожидать. V Collection остается окончательным набором эмуляций винтажных синтезаторов. Могут быть некоторые плагины, которые делают определенные вещи лучше, чем версия Arturia, но как универсальный пакет их очень сложно превзойти.

Так это по-прежнему представляет собой соотношение цены и качества? Если вы новичок в этом пакете, мы определенно так думаем. Однако цена обновления для существующих владельцев Arturia V Collection, вероятно, того не стоит: это большие деньги, чтобы заплатить всего за три новых синтезатора, если у вас уже есть версия 6.

В уходящем 2020 году компания Arturia анонсировала новую версию популярной коллекции виртуальных инструментов V Collection 8. Представленная версия библиотеки пополнилась четырьмя совершенно новыми инструментами Jun-6 V, Emulator II V, Vocoder V и OB-Xa V. Таким образом, обновленная версия библиотеки V Collection 8 насчитывает уже 28 оригинальных инструментов, обладающих уникальными особенностями и полноценными настройками. Среди уже существующих инструментов были переработаны Jup-8 V4 и Stage-73 V2. Кроме этого небольшие улучшения получило приложение Analog Lab, объединяющее пресеты и инструменты всей библиотеки.

Практически все инструменты, входящие в состав V Collection, представляют собой программные версии легендарных винтажных клавишных инструментов прошлого столетия. Четыре новых инструмента, добавленных в текущую версию библиотеки продолжают эту концепцию и являются точными копиями одноименных культовых устройств.


Напомним, что звучание всех виртуальных инструментов Arturia полностью моделируется, в них не используются семплы. Это позволяет добиться яркого и выразительного звучания с глубокими и самыми разнообразными настройками, недоступными в семплерных решениях. Arturia своих продуктах старается максимально точно воссоздать тембры с учетом всех особенностей электрических схем и механизмов, используемых в оригинальных инструментах того времени. Но помимо достоверной эмуляции, программные аналоги Arturia оснащены и дополнительными современными возможностями. Такими как пресеты, автоматизация, модуляция, современные эффекты и многое другое. Каждый из виртуальных инструментов может быть использован как VST, AU и AAX плагин, или в качестве самостоятельного автономного приложения.

Сегодня мы заострим внимание на четырех новых инструментах и рассмотрим изменения, произведенные в Analog Lab 5.

Analog Lab V

Инструмент Analog Lab служит, в первую очередь, для быстрого доступа ко всем установленным инструментам коллекции V Collection и удобную навигацию по всем их пресетам. Разумеется, каждый инструмент может быть использован и по отдельности, как самостоятельный плагин или приложение. Однако гораздо удобнее осуществлять поиск необходимого тембра из Analog Lab, отсортировав пресеты всех инструментов по разнообразным тэгами.

Любопытно, что Analog Lab V предлагается не как обновление к уже существующей четвертой версии, а как совершенно новая программа, которая устанавливается отдельно от Analog Lab 4 и работает как еще один дополнительный инструмент коллекции.


В версии Analog Lab V ничего кардинального не изменилось, все улучшения связаны преимущественно с оптимизацией интерфейса программы. Окно программы во всех режимах работы теперь темно серого, почти черного цвета. Благодаря появлению красочных иконок поиск подходящего звука стал более интуитивным. Впрочем, прежняя сортировка по имени пресета, стилю, банку и избранному сохранилась тоже. Что касается пресетов, то их количество у Analog Lab V увеличено в два с половиной раза и составляет более 2000 разнообразных конфигураций, включая интересные тембры от именитых композиторов и саунд дизайнеров.

Наиболее интересные параметры синтеза, эффективно влияющие на тембр звука, выведены на макросы. При использовании MIDI-контроллера Arturia макросы уже назначены на все крутилки устройства и сопоставляются автоматически. Это крайне удобно. При быстром поиске подходящего тембра двумя движениями энкодера можно оперативно выявить возможности преобразования и гибкость настроек.


Программа имеет два режима отображения выбранного тембра Studio и Stage. Как и прежде в Analog Lab V реализован мульти режим, позволяющий одновременно загрузить два тембра и использовать их как один двухслойный инструмент или ограничить диапазон для каждого тембра.

В секции с эффектами можно использовать два эффекта на выбор, а также послать сигнал на шину с дилеем и шину с реверберацией. Кроме этого, в мастер секции предусмотрен трехполосный эквалайзер. На первый взгляд, представленные возможности по обработке сигнала в Analog Lab не так широки. Однако не стоит забывать, что помимо этого в каждом отдельном инструменте предусмотрен свой блок с эффектами.


Дополнительный режим Stage предназначен для сценического использования и позволяет оставить на экране лишь графическое отображение используемого инструмента и список заготовленных для выступления пресетов. Как правило, для выступления необходима лишь смена инструмента и регулировка макросов с помощью MIDI-контроллера. В этом смысле режим Stage выглядит идеальным решением.


Ну и конечно же стоит упомянуть о встроенном в приложение Analog Lab онлайн магазине дополнительных пресетов. Прямо из программы можно открыть интересующий набор пресетов, попробовать поиграть свою мелодию предлагаемыми тембрами и осуществить покупку данного пака. Магазин довольно регулярно пополняется новыми звуками от самых разных музыкантов и саунд инженеров.

Jun-6 V

Инструмент Jun-6 V представляет собой точную копию синтезатора Roland Juno-6, который был впервые выпущен в 1982 году. Полифонический аналоговый синтезатор Roland Juno-6 был очень популярен по причине своей невысокой стоимости и набором возможностей флагманской модели Jupiter-8. И хотя, по сравнению с топовым синтезатором Juno-6 был сильно упрощен, его простота, удобное управление и мощное звучание пришлись по душе многим музыкантам. Характерный звук Juno-6, во многом, обусловлен использованием хоруса, который придает тембрам синтезатора ширину и объемность.


В основе Jun-6 V лежит всего один аналоговый осциллятор с пилообразной формой волны. К нему предусмотрена возможность подмешивания прямоугольной формы волны с изменяемой шириной импульса, суб-осциллятора и белого шума. В секции фильтра используется обрезной фильтр низких частот 6 дБ на октаву и резонансный фильтр с крутизной спада 24 дБ на октаву.


В оригинальном инструменте в качестве источников модуляции используется одна ADSR огибающая и LFO. Программная версия синтезатора может порадовать дополнительной огибающей ENV2 и еще одним LFO2, что заметно расширяет возможности модуляции. Они располагаются на дополнительной панели управления, которая включает в себя секцию назначения параметров MIDI клавиатуры и два дополнительных эффекта.

Как мы уже писали, одной из важнейших особенностей синтезатора Jun-6 V является используемый эффект хоруса. С его помощью удается достичь широкого стереозвука с плотным звучанием, как если бы синтезатор имел несколько осцилляторов. Он работает по принципу посыла сигнала на две линии задержки с фиксированным разнесением по панораме. Величина задержки модулируется LFO, который постепенно изменяет высоту тона обрабатываемого сигнала. Эффект стерео хоруса достигается изменением обратной скорости задержки для левого и правого каналов и последующей комбинации обработанного и необработанного сигнала. Как и у оригинального синтезатора в Jun-6 V предусмотрено два режима разной интенсивности модуляции хоруса.

Встроенный арпеджиатор Jun-6 V очень простой и полностью повторяет аппаратную версию. Он имеет три направления воспроизведения, регулировку диапазона и скорости воспроизведения. А вот режима аккордов в оригинальном синтезаторе не было. Он позволяет играть заданные аккорды одной клавишей, что особенно пригодится при использовании вместе с арпеджиатором. Предусмотрены уже готовые аккорды, вместе с тем имеется возможность создать свой собственный вариант.

Синтезатор Jun-6 V содержит более 180 разнообразный пресетов удобно отсортированных по тегам. Демо версию и примеры звучания Jun-6 V можно найти на официальной странице производителя.

Emulator II V


Arturia постаралась воссоздать в программном семплере Emulator II V все тонкости и особенности звучания оригинального инструмента. Ну и как водится добавила современные возможности в виде 32-х голосной полифонии, арпеджиатора, современных эффектов и дополнительной модуляции.


Для удобства и наглядности редактирования было добавлена графическое отображение всех настраиваемых параметров.

Для Emulator II было разработано большое количество разнообразных семплов, которые успешно использовались таким музыкантами как Стив Уандер, Хэрби Хэнкок, Питер Габриэль, Жан-Мишель Жарр, Depeche Mode, Enigma, Pet Shop Boys и многие другие. С Emulator II V у пользователей появилась возможность использовать все эти легендарные звуки в своих проектах. В комплекте с семплером идет 250 оригинальных пресетов, наполненных духом того времени. Вместе с тем, семплер Arturia позволяет загружать свои собственные семплы, для использования на них средств обработки Emulator II V.

Демо версию и примеры звучания Emulator II можно найти на официальной странице производителя.

Vocoder V

При создании Vocoder V Arturia черпал свое вдохновение из лучших моделей классических аппаратных вокодеров. По словам производителя при создании вокодера была цель сделать инновационный инструмент с гибким управлением и высоким качеством звука, использующий многолетний опыт Arturia в области синтеза, модуляции и эффектов.

Традиционные аппаратные вокодеры имеют очень ограниченные возможности. Как правило, в качестве модулятора используется микрофонный вход, а носителем является простой синтезированный сигнал, вроде пэда. Vocoder V оснащен более продвинутыми возможностями. В качестве модулятора можно использовать не только микрофонный вход, но и проигрыватель семплов. А носителем в Vocoder V является полноценный синтезатор с выбором форм волны и модуляцией.


Встроенный семплер позволяет загрузить 12 аудио фрагментов и работает по принципу воспроизведения многослойных библиотек. 12 нот малой октавы являются управляющими, с их помощью производится переключение загруженных семплов, для игры ими в оставшихся трех октавах. В вокодере уже предусмотрена часть готовых к использованию семплов: человеческий голос; разнообразный шум; звуки ударных и других музыкальных инструментов.

Используемый в вокодере синтезатор довольно интересный. Он использует два генератора с четырьмя формами волны на выбор. При желании второй осциллятор может служить модулятором первого генератора. В расширенных настройках предусмотрена LFO модуляция и шесть дополнительных источников модуляции для назначения. Из интересного стоит также отметить наличие режима аккордов и плавную регулировку от одноголосного до полифонического звучания, посредством изменения параметра глиссандо.


Для модулятора предусмотрена 16 полосная эквализация, позволяющая повысить разборчивость или ослабить определенные частоты из сигнала, который будет синтезирован вокодером. Однако это не все, в вокодере Vocoder V можно избирательно назначить модулирующую частоту для несущего сигнала синтезатора. Например, чтобы низкие частоты голоса порождали только высокочастотный сигнал синтезатора. Весь диапазон также разделен на 16 полос, а назначение реализовано в виде патч бея с виртуальными проводами. Выглядит это очень удобно и привлекательно. Также здесь предусмотрено управление атакой и релизом огибающей, а также изменение тембра с помощью различных необычных параметров синтеза. С их помощью можно добавить разборчивости или придать тембру более подходящий характер.

В целом, вокодер Vocoder V получился крайне интересным. Он выполнен в красивой графической оболочке, под стать остальным инструментам коллекции, имеет качественное звучания и большое количество разнообразных настроек. Демо версию и примеры звучания Vocoder VI можно найти на официальной странице производителя.

OB-Xa V

Инструмент OB-Xa V представляет собой реплику легендарных синтезаторов Oberheim OB-X и OB-Xa. Интересно то, что синтезаторы Oberheim OB-X и OB-Xа между собой конструктивно отличались. В более поздней модели OB-Xа производитель отказался от использования дискретных схем в пользу интегральных, что привело к более контролируемому и деликатному звучанию. Вместо двухполюсного фильтра стал использоваться четырехполюсный. Кроме этого, в OB-Xa перекрестная модуляция осцилляторов была заменена возможностью модулировать ширину импульса второго генератора, с помощью огибающей фильтра. Примечательно то, что виртуальный синтезатор Arturia OB-Xa V объединяет в себе возможности обеих моделей OB-X и OB-Xa, позволяя пользователям самим решать какой вариант для них более предпочтителен.


В основе синтезатора OB-Xa V лежат два независимых осциллятора с четырьмя формами волны: пила, треугольник, меандр, сочетание пилы и меандра. В качестве фильтра используется резонансный фильтр низких частот с переключением частоты среза с 24 дБ на октаву на 12 дб на октаву. Огибающие фильтра и амплитуды представлены в классической форме ADSR. Секция модуляции содержит настройки LFO, модулирующие частоту среза фильтра и высоту тона осциллятора, как у оригинального синтезатора. Расширенные возможности модуляции доступны в дополнительных настройках. Также следует отметить встроенный арпеджиатор, режим воспроизведения аккордов одной нотой, режим портаменто и возможность отдельного управления высоты тона второго осциллятора колесом питча.


Дополнительные возможности синтезатора, отсутствовавшие в оригинальных инструментах, включают в себя блок модуляции и модуль с эффектами. В окне модуляции можно использовать четыре дополнительных огибающих, которые назначаются практически на любой параметр синтезатора. Так как огибающую можно нарисовать какой-угодно сложной формы, она может выполнять роль как традиционной огибающей, так и дополнительной LFO модуляции или даже пошаговой секвенцией. Кроме этого, предусмотрена дополнительная "матрица модуляции", позволяющая назначить определенные MIDI параметры модулирующим источником. В секции эффектов можно использовать одновременно три эффекта разного типа. Доступно не только последовательное использование эффектов, но и параллельная обработка сигнала.

Демо версию и примеры звучания Vocoder VI можно найти на официальной странице производителя.

Выводы

Обновление коллекции виртуальных инструментов Arturia в 2020 году получилось довольно интересным. С каждой новой версией количество культовых инструментов в библиотеке V Collection неустанно растет, что не может не радовать. Все новые инструменты выглядят здорово и крайне интересно, в особенности синтезатор OB-Xa V и вокодер Vocoder V.

Очень важно, что производитель предлагает полнофункциональные демо версии всех своих продуктов, позволяющие пользователю самому попробовать возможности виртуальных инструментов в своих проектах. Кроме того, все инструменты Arturia доступны для покупки не только в составе V Collection, но и по отдельности.

Компания Arturia продолжает расширять свою коллекцию виртуальных клавишных инструментов V COLLECTION. В 2019 году коллекция пополнилась тремя новыми инструментами Mellotron, Synthi и CZ. Кроме этого обновились до новых версий уже имеющиеся инструменты Analog Lab 4 и B-3 V2. Таким образом V Collection 7 теперь насчитывает 24 полноценных виртуальных инструмента, со своими индивидуальными настройками, пресетами и уникальными особенностями.


Очень важно, что в виртуальных инструментах Arturia не используются семплы. Звучание полностью моделируется с учетом всех особенностей электрических схем и механизмов, используемых в оригинальных инструментах того времени. Однако помимо достоверной эмуляции, программные аналоги Arturia оснащены дополнительными современными возможностями. Такими как пресеты, полифония, автоматизация, модуляция, современные эффекты и многое другое. Каждый из виртуальных инструментов может быть использован как VST, AU и AAX плагин, или в качестве самостоятельного автономного приложения.

Analog Lab 4

Как и прежде навигация по пресетам библиотеки и доступ к установленным инструментам коллекции доступен из интерфейса Analog Lab 4. Разумеется каждый инструмент может быть использован и по отдельности, как самостоятельный плагин или приложение. Однако гораздо удобнее осуществлять поиск необходимого тембра из Analog Lab, отсортировав пресеты всех инструментов по разнообразным тэгами.


Новая версия программы внешне не изменилась, но получила ряд улучшений, направленных на удобство использования. Из наиболее интересного следует выделить дополнительные теги для сортировки, новый режим Stage, переработанные эффекты и 800 современных пресетов от именитых саунд дизайнеров.

Как и прежде Analog Lab 4 мультирежим, позволяющий создавать двухслойный инструмент из любых доступных пресетов. В нем предусмотрено разделение клавиатуры по зонам раздельное наложение эффектов для каждого слоя.


Новый режим Stage создан специально для сценического использования программы Analog Lab 4 и позволяет убрать с экрана все лишнее. В этом режиме доступно 128 пользовательских пресетов, состоящих из одного или двух инструментов библиотеки Arturiа, загружающихся мгновенно. Как правило, при выступлении необходима лишь смена инструмента и регулировка назначенных параметров с помощью MIDI контроллера. В этом смысле режим Stage выглядит идельным решением, даже интерфейс программы затемняется, что бы не создавать на сцене дополнительных источников освещения.


Для сценического использования были переработанны в том числе и эффекты. Теперь доступно всего 10 эффектов, но они стали более применимыми. Эффекты в программе отображены в виде гитарных педалей и имеют все основные настройки для регулировки. Для каждого инструмента можно использовать до трех разных эффектов. Немаловажно и то, что даже при использовании всех шести слотов, загрузка ЦПУ небольшая. Это позволит с успехом использовать Analog Lab 4 даже на ноутбуке со скромными возможностями.


Помимо входящих в комплект V COLLECTION 7 современных пресетов Synthopedia, следует упомянуть о встроенном в приложение Analog Lab 4 онлайн магазине дополнительных пресетов. Прямо из приложения можно открыть интересующий набор пресетов, попробовать поиграть свою мелодию предлагаемыми тембрами и осуществить покупку данного пака.

Mellotron V

Инструмент Mellotron V представляет собой эмуляцию одноименного электромеханического клавишного инструмента, наиболее широко применяемого в рок музыке в 60-70 годы. Оригинальный инструмент Mellotron является предтечей всех цифровых семплеров и представляет собой аналоговый ленточный семплер с уникальным механизмом воспроизведения.


Для каждой клавиши был предусмотрен отдельный лентопротяжный механизм с отдельной лентой и звукоснимающей головкой. При нажатии на клавишу запускался механизм и воспроизводился записанный на ленту семпл. При отжатии клавиши специальный механизм с пружиной отматывал ленту на начало. Немаловажно и то, что в Mellotron использовались широкие ленты, позвляющие записать три дорожки. Специальным рычагом головки синхронно сдвигались, обеспечивая воспроизведение следующего семпла или их одновременного звучания.


Програмная версия семплера Mellotron V полностью моделирует поведение ленточной системы и позволяет добиться аутентичного звучания оригиналного инструмента с его уникальными особенностями. При этом можно дозированно подмешивать механичекий шум, ленточную сатурацию, флаттер, а так же регулировать ADSR составляющие.

Что касается самих семплов, то по словам производителя, Arturia постарались найти все использовавшиеся в инструментах того времени ленты и максимально полно воссоздать библиотеку оригинального инструмента. Во всяком случае, в Mellotron V можно найти абсолютно все известные тембры того времени, используемые легендарными группами и музыкантами. Mellotron V не ограничивается использвоанием лишь оригинальной библиотеки. В него можно импортировать свои собственные семплы и в отличие от оригинального инструмента здесь нет ограничения на длительность воспроизведения.


Также в програмную версию была добавлена секция с эффектами, позволяющая использовать до шести различных типов. Впрочем все доступные эффекты универсальны, выполнены в виде гитарных педалей и хорошо нам знакомы по другим продуктам Arturia.

Примеры звучания инструмента Mellotron V можно послушать на официальной странице производителя.

Synthi V

В основе инструмента Synthi V лежит модульный синтезатор Synthi AKS, созданной английской компании EMS в 1972 году. Уникальность синтезатора заключалась в его портативных габаритах, матричного принципа соединения и мембранной клавиатурой. Програмная версия синтезатора повторяет все возможности аппаратного инструмента и позволяет добиться высококачественного звучания неуступающего оригиналу.


В основе синтеза лежат три осцилятора с возможностью смешивания двух типов волны и генератор шума. Оригинальность звучанию Synthi V придает сложная одновременная регулировка фильтра и автоколебаний, широкие возможности матрицы назначения, отдельный VCA для огибающей и возможность вывода разного сигнала в левый и правый каналы.

Разумеется, Arturia добавила для синетезатора разнообразные пресеты и современные возможности, которые существенно упрощают жизнь музыкантам.


Были добавлено пять биполярных цифровых генераторов, на которые можно назначить практически любой параметр синтезатора. Здесь предусмотрены как типовые формы, так и возможность создания уникальной формы по 16 точкам.


На вкладке Joystick можно автоматизировать движение джойстика по осям X, Y или включить неуправляемое хаотичное движение, а также создать рисунок случайным образом.


Вкладка Modulation представляет собой дополнительную матрицу модуляции и современный пошаговый 32 дольный секвенсор, с удобным интерфейсом и наглядным отображением всей последовательности.


Помимо штатного пружиннного ревербератора, в синтезатор были добавлены еще три слота с дополнительными эффектами. Доступно 10 типовых эффектов с подробными настройками.

Примеры звучания Synthi V доступны на официальной странице производителя.

Инструмент CZ V представляет собой эмуляцию популярных в 1980-х годах синтезаторов Casio CZ. Речь идет о синтезаторах Casio CZ-101 и CZ-1000, звучание которых очень часто можно встретить в популярных хитах того времени. Данные синтезаторы были созданы как альтернатива Yamaha DX 7, со своим характерным звучанием и более простым и удобным управлением.


В отличие от традиционного аналогого субтрактивного синтеза с фильтром, в Casio CZ использовался цифровой синтез без аналогого фильтра, но с фазовыми искажениями для его имитации. По звучанию CZ близок к DX 7, но все же имеет свой узнаваемый характер.


В основе синтеза лежат цифровые генераторы DCO, способные воспроизводить одну или две формы волны. На выбор доступно восемь фиксированных типов волны, либо пользовательский вариант, нарисованный вручную. Далее следуют секция DCW, регулирующая величину фазового искажения и настройки DCA, определяющая громкость осцилятора. Форму огибающих можно выбрать из списка, или изменять до необходимой. Вкладка Envelopes представляет собой более развернутый вариант редактирования фор огибающих.


На вкладке Modulation можно видеть добавленную производителем в синтезатор матрицу модуляции, в которой можно назначить любой источник, вплоть до внешних MIDI-контроллеров. Кроме этого отметим использование двух дополнительных LFO, для большей вариативности, и возможность объединения двух источников модуляции в виде сложения, умножения, деления или перекрестного затухания. Кроме всего прочего в синтезатор был добавлен блок эффектов и новый арпеджиатор.

Вероятно, все эти дополнительные возможности для синтезатора кому-то покажутся избыточными. Однако пусть границы творчества определяет замысел автора, а не инструментарий. На наш взгляд, синтезатор CZ V от Arturia получился намного интереснее оригинального инструмента. Примеры звучания CZ V можно послушать на официальной странице производителя.

Выводы

На наш взгляд, следует выразить благодарность Arturia за возможность в очередной раз прикоснуться к легендарным инструментам прошлого столетия и найти для себя что-то полезное и интересное. Возможно, текущее обновление коллекции V COLLECTION 7 выглядит не столь масштабным и новых инструментов появилось всего три. Однако менее интересными от этого они не стали.

Читайте также: