Совершенный код практическое руководство по разработке программного обеспечения

Обновлено: 05.07.2024

В прошлый раз мы познакомились с выдающимся человеком Пол Грэмом, который написал одни из лучших статей о стартапах, программировании и бизнесе. Сегодня я хочу рассказать вам о такой выдающейся личности, как Стив Макконнелл.

Если говорить коротко, то Steven C. McConnell — программист и автор книг по разработке ПО.

Он написал книги «Rapid Development» (1996), «Software Project Survival Guide» (1998), «Professional Software Development» (2004). Журнал «Software Development», кстати, дважды удостоил его книги премии Jolt Excellence как лучшие книги года о разработке ПО.

Кстати, вы наверняка слышали фразу «Пишите код так, как будто сопровождать его будет склонный к насилию психопат, который знает, где вы живете». Так вот, эту фразу приписывают именно Стиву.

10 смертных грехов в оценке трудоёмкости разработки ПО

На ХабраХабре относительно недавно появилась отличная статья, о которой я просто не могу не упомянуть. А именно короткий и ясный пересказ (и перевод) часового вебинара от Стива Макконелла, который проходил в июне 2009 года.

Конус неопределенности

Настоятельно рекомендую к ознакомлению. Очень верно подметил один из комментаторов этой статьи:

Большинство (или даже все) из приведенных «смертных грехов» так или инчае понимает любой адекватный разработчик, но иметь такой вот список очень полезно — можно лишний раз просмотреть его перед началом нового проекта и уберечь себя от ненужных ошибок. В избранное!

P.S. Так получилось (я уже писал об этом в твиттере), что за свою жизнь я столкнулся с двумя Макконеллами: Стивом и Кэмпбеллом. Не путайте их. Это два совершенно разных профессионала. Один — в экономике, другой — в разработке ПО.

Стив Макконелл вообще крайне интересный человек. Посмотрите, к примеру, какой он сделал у себя домашний кинотеатр. Перечень всех его книг можно найти там же. Вообще рекомендую изучить его личный сайт.

Я уже упоминал потрясающую книгу Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! в одной из прошлых своих статей.

Так вот: оказывается, существует еще и продолжение этой замечательной книги: Какое тебе дело до того, что думают другие! Если у Вас есть свободное время и вы любите читать истории других людей (очень близкие нам, программистам) — однозначно рекомендую!

image

Сегодня я дочитал очень интересный и многообразный труд по программированию «Совершенный код: 2 издание» Стива Макконнелла. Немного посидев, я решил составить небольшую выдержку из этой книги, дабы и свою память время от времени освежать, ну и может пригодится кому-то тоже. Фрагменты из книги копировать не буду, все-таки это чужой труд. Исключение составит лишь библиографический список, приведенный в конце книги. Итак:

Первая мысль, которая осталась после прочтения звучит: «Программируйте не на языке, а с помощью языка». Иными словами: не нужно зацикливаться на том языке, который Вы изучаете или знаете лучше всего. Используйте язык в зависимости от поставленной задачи. А для решения разных задач, как известно, разные языки могут быть более предпочтительными.

Из этой мысли вытекают несколько других принципов: «Если это возможно, не используйте GOTO». Для понимания чего-либо человеку удобно видеть информацию в логичном, систематизированном виде. Каким бы Вы не были высокоразвитой или творческой личностью, информация легче усваивается, если она выкладывается, подчиняясь определенной логике. Программу легче понять, когда функция идет за функцией. Заканчивается одно, начинается другое. Оператор «GOTO» нарушает подобную конструкцию. Он позволяет произвольно перепрыгивать из одного места в другое. Программа выполняется, но плохо понимается. Точнее, долго понимается. Есть сторонники и противники «GOTO», ведутся дискуссии, но, думаю, для нас можно просто решить это не использовать.

Также в эту группу можно включить «Не используйте циклы, вложенность которых больше 3-х». Я сам не раз сталкивался с проблемой понимания многосложных циклов. Было ощущения, что это как-то неправильно, неудобно, хотя и работает. Для осознания этой мысли и формализации в словесную форму надо было почитать эту книгу.

«Комментируйте свой код». Думаю, это очень даже логично. Несмотря на всякие там «Хороший код не нуждается в комментировании, он самопонятен», или «Не нужно заполонять экран лишними символами», или «Хочешь объяснить код – пиши документацию отдельно» и все такое. Это все понятно. Но мне кажется, что хороший комментарий имеет право на жизнь. В книге, кстати, приводятся различные смысловые и визуальные реализации комментариев. Об этом как-то не задумываешься, но, прочитав, начинаешь это замечать и использовать.

«Начиная писать программу, составь для себя конвенцию стиля-форматирования». Думаю, эта мысль более актуальна для новичков-программистов. Несмотря на дискуссии о «правильности» того или иного форматирования (4 пробела или 2, открывающая скобка в конце строки или с начала следующей и тд.), важно избрать для себя какой-то один стиль и максимально, но без фанатизма придерживаться его. Даже если тот программист, который пишет в другом стиле, будет просматривать Ваш код, ему будет легко его читать, даже несмотря на различность стиля. Сначала Вы составите для себя правило форматирования, потом оно станет просто привычкой.

«Сначала подумай, потом пиши или семь раз отмерь, потом режь». Неплохо, прежде чем начинать писать интерфейс контроллера, подумать о программе глобально. Что она будет делать, что куда будет передаваться, что где будет храниться и кому что будет видно. Буквально недавно я начал писать для себя технические задания сам, для, так сказать, организации труда. До этого было как-то лень или я думал, что все и так понятно. Но, как оказалось, озвучивание того, что я собираюсь делать очень даже полезная вещь (Кто бы мог подумать?). Как в кувшин, сначала закидываем большие камни, потом поменьше, потом еще меньше, потом песочек и вуаля, кувшин – полон и все влезло как надо.

«Этапы формирования программы: планирование->разработка->тестирование->отладка». Думаю, логично, во время тестирования своего творения заниматься именно тестированием, а не продумывать как бы еще и чего бы добавить. Часто бывает, что во время разработки становится понятно, что что-то идет не так. Ну, неудобно как-то все. И вместо того, чтобы реализовывать приходиться опять планировать. Чтобы как можно реже это воспроизводить, предлагается доводить каждый этап до конца и в своем порядке.

«KISS, DRY, YAGNI, DIE». Всем известные принципы, которые, почему-то известны не всем. Все это американские аббревиатуры. По-русски звучат как: делай проще, не повторяйся, тебе это не понадобится и дублирование — зло.

«80% времени тратится на реализацию 20% функционала». Иными словами, большую часть времени реализации мы тратим на какие-то мелочи. Все бы ничего, но, возможно, в этих мелочах вовсе нет надобности. Нужно суметь правильно расставить приоритеты и уделять время на то, что действительно важно.

«Сначала неприятное». Думаю, что у всех разработчиков есть какие-то вещи, которые ну не очень хочется делать. Кто-то не любит базы данных, кто-то не любит возиться с AJAX или еще что-нибудь. Переносить на неопределенное время то, что неприятно неправильно. Когда, например, так делаю я, то процесс разработки несколько увеличивается. Я чувствую, что вот-вот, еще немного, и надо будет заниматься этим самым, «неприятным». И вдруг обнаруживается, что вот в этом месте можно покрасивее функцию сделать. Здесь отступов меньше, чем надо и в таком духе. Это лично у меня так.

«Образование и чтение, совершенствование и оттачивание». Ни для кого не секрет, что нужно в нашем современном мире образовываться практически без остановки. Читать, общаться с гуру, все такое. Особенно если Вы разработчик мобильных приложений (шутка). Так вот читать в неделю 35 страниц тематической литературы – это обязательно. Остановимся на этом.

«Разделения труда, разделение программ, разделяй и властвуй». Сегодня, слава богам, существуют различные методики разделения команд и труда для аккуратной, быстрой и адекватной работы(методики управления проектами). Различные SCRUM, AGILE, внутренние программы. Сегодня, слава богам, существуют различные методики разделения кода(системы контроля версий). Различные GIT, SVN, Mercurial. Так давайте все это использовать (когда удобно, конечно)!

«Говорящие фамилии». Чуть не забыл про названия. Это вытекает логичным образом из формирования своего, всем понятного стиля. Сюда относится: называние классов с большой буквы все слова, называние функций с маленькой буквы и остальные слова с большой, называние констант ВСЕ_БОЛЬШИЕ_БУКВЫ и так далее. Такие мелочи очень помогают и ускоряют понимание.

Думаю, можно закончить мою двухколесную выдержку. Общее ощущение от книги положительное. Хотя иногда возникало ощущение, что эта книга написана ни для кого. Т.е. вроде для профессионального (опытного) программиста это все и так должно быть понятно, а для начинающего много того, что, по сути, не совсем понятно. Даже самое первое «с языком, а не на языке» для начинающего, знающего только один язык, может быть не совсем ясно. Ну а для гуру многостраничные рассказы про комментарии и названия вообще могут вызвать недоумение. Если преодолеть некоторый дискомфорт, связанный с этими моментами (если он, конечно, возникнет), то читать можно. Как Чехова, не хуже.

ОЗОН прислал мне еще книги: «Мифический человеко-месяц», «Приемы объектно-ориентированного программирования: паттерны проектирования» и «Анализ алгоритмов». Если кому интересно что-то, могу прочитать и тезисно изложить. Или выделить какие-то особенно интересные для вас моменты. Также принимаю конструктивную критику и пожелания прекратить марать бумагу. Всем удачи!

Профессиональная разработка программного обеспечения

Данную книгу я уже рекомендовать к обязательному чтению не буду. По большей части она представляет из себя мемуары и много размышлений автора. (говорят, похожа на «Дизайн и эволюция С++» Страуструпа)

Интересная и легкочитаемая книга, если вы со страстью изучаете все вопросы, касающиеся разработки ПО. В противном случае, лучше уделить больше времени более практичным материалам.

Книга "Профессиональная разработка ПО"

Для удобства также привожу описание книги:

Стив Макконнелл, автор бестселлера «Совершенный код», других книг и многочисленных статей о разработке ПО, убедительно показывает, что разработка ПО может быть стабильно успешной, если сделать совершеннее саму профессию разработчика ПО.

Он не только показывает, почему и как отрасль пришла к своему современному состоянию, и описывает шаги, которые должен предпринять каждый, кто хочет подняться на новый уровень в создании ПО.

Он также говорит о корпоративных методиках, призванных увеличить количество профессионально выполненных проектов, и о лицензировании организаций и академических учебных программ как о средстве повышения профессионализма и отдельных разработчиков, и в индустрии ПО в целом.

Совершенный код

Книга Стива Макконнелла, которую вам крайне желательно прочитать хотя бы раз в своей жизни. Чрезвычайно полезный для реальной практики материал, которая пропагандирует исключительно грамотные принципы при разработке ПО.

Книга "Совершенный код"

Вот описание данной книги, взятое с интернет-магазина OZON:

Более 10 лет первое издание этой книги считалось одним из лучших практических руководств по программированию. Сейчас эта книга полностью обновлена с учетом современных тенденций и технологий и дополнена сотнями новых примеров, иллюстрирующих искусство и науку программирования.

Опираясь на академические исследования, с одной стороны, и практический опыт коммерческих разработок ПО — с другой, автор синтезировал из самых эффективных методик и наиболее эффективных принципов ясное прагматичное руководство.

Каков бы ни был ваш профессиональный уровень, с какими бы средствами разработками вы ни работали, какова бы ни была сложность вашего проекта, в этой книге вы найдете нужную информацию, она заставит вас размышлять и поможет создать совершенный код.

Читайте также: