Код да винчи в бизнесе или гармоничный менеджмент по фибоначчи

Обновлено: 05.07.2024

Представленный в книге материал посвящен одному из наиболее интересных и перспективных направлений современного менеджмента -- гармоничному менеджменту. Роль гармоничного менеджмента для современного бизнеса трудно переоценить. Это направление возникло совсем недавно, на рубеже 20--21 веков. К настоящему времени оно еще не оформилось в привычные каноны классической теории, но тем заманчивее именно сейчас углубиться в его глубокую сущность, оказаться у самых истоков его зарождения.

Прозвучавшее здесь слово "гармоничный" вызывает у разных людей самые произвольные ассоциации, но все они сходятся к ощущениям чего-то стабильного, устойчивого, упорядоченного. В словаре В.Даля гармония определяется как ". согласованность, стройность в сочетании чего-либо", а в БСЭ дано следующее определение: "Гармония (греч. Harmonia -- связь, соразмерность) -- созвучие, согласие, . согласованность частей в расчлененном целом".

При исследовании рыночной экономики на предмет наличия в ней признаков гармонии удалось установить следующую вполне очевидную закономерность. Именно присутствие согласованности, стройности (или порядка) в пропорциях составных частей бизнес-процессов значительно усиливают адаптационные качества фирмы и обеспечивают ее успешное и благополучное развитие, а отсутствие согласованности и стройности (т.е. беспорядок) приводят в лучшем случае к неэффективному использованию ресурсов фирмы, а в худшем -- к развалу бизнеса, упадку и т.д.

В фундаментальной работе академика И.В.Прангишвили [1] показано, что "равновесие между беспорядком и порядком в целом по всем параметрам системы предполагает их неравенство для отдельных частей и отдельных параметров. Эволюции природы соответствует сложное изменение границ между двумя равным противоположностями -- порядком и беспорядком; увеличение упорядоченности, организованности системы обусловлено увеличением порядка по одним определенным параметрам системы и увеличением беспорядка (дезорганизованности) по другим параметрам, а не путем общего перехода от беспорядка к порядку, или, наоборот, по всем параметрам системы. При этом устойчивость системы определяется отношениями значений меры порядка или беспорядка для соответствующих параметров по методу Фибоначчи или золотой пропорции".

Таким образом, мы имеем, с одной стороны, достаточно развитую общую теорию о гармонии и согласованности частей в целом, а с другой -- на практике наблюдаем наличие несогласованности и диспропорций в рыночной экономике.

Данное обстоятельство послужило толчком к разработке в Институте проблем управления РАН концепции гармоничного менеджмента, которая в задачах управления рыночными системами использует принцип гармоничной упорядоченности и согласованности всех составных частей систем как внутри между собой, так и с внешними факторами.

В результате использования такого принципа в бизнесе получается бизнес-структура с явными признаками гармоничности всего множества как внутренних процессов функционирования, так и внешних воздействий. Именно за счет гармоничности возникает эффект создания того нового свойства, которого раньше не было, но которое обеспечивает на рынке несомненные преимущества перед конкурентами. Оказывается, что если соединить и согласовать эти составные части в единую гармоничную структуру, то, как следствие, резко возрастает "иммунитет" фирмы по отношению к внешним и внутренним разрушительным факторам. Вероятность негативных последствий возможных кризисов при этом резко падает.

В качестве соединяемых составных частей мы будем рассматривать цены конкурентов, финансовые показатели, заработную плату, штатную структуру фирмы, товарооборот и т.д. Все это множество параметров, сочлененных в некоторую стройную гирлянду, и должно создать в совокупности единую гармоничную структуру.

На практике, к сожалению, предприниматели обычно не очень беспокоятся о гармоничной пропорциональности показателей фирмы, часто они формируются "как бог на душу положит". В результате эта неуправляемая тенденция, накапливаясь, и приводит к логичному развалу фирмы.

Технология гармоничного менеджмента предназначена для предотвращения кризисов в деятельности компаний за счет выбора гармоничной стратегии развития фирмы и поэтому сразу же оказалась востребованной отечественными бизнес-структурами. Именно та часть российского бизнеса, которая ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, уже использует эту технологию в своей практике управления.

В настоящее время по результатам апробации технологии гармоничного менеджмента за 3--4--летний период мы можем уверенно констатировать, что именно за счет этой технологии устойчивость фирм к рыночным кризисам постоянно растет.

Иванус Александр Иванович Александр Иванович ИВАНУС

Научная деятельность А. И. Ивануса в последние годы сосредоточена в области изучения

вопросов гармонии, лежащей в основе мироздания, и применения принципов гармонизации

при создании гармоничных систем управления рыночной инновационной экономикой.

А. И. Иванус — автор более 100 публикаций, в том числе книг «Гармоничный инновационный

менеджмент» (М.: URSS, 2011) и «Код да Винчи в бизнесе, или Гармоничный менеджмент

Иванус А.И.: Код да Винчи в бизнесе или гармоничный менеджмент по Фибоначчи

Жанр : Менеджмент
Издательство : КомКнига
Год издания : 2006

В настоящей книге рассматривается задача представления бизнес-процессов в условиях рыночной экономики в виде некоторой целостной системы, все компоненты которой согласованы между собой в соответствии с логикой устойчивых гармоничных пропорций, лежащих в основе мироздания и широко известных для большинства читателей бестселлеров Д. Брауна «Код да Винчи» и С. Кокса «Взламывая код да Винчи» как числа Фибоначчи или золотое сечение. Основные положения, изложенные в работе, получены в результате анализа и обобщения опыта ряда производственно-коммерческих российских компаний за последние годы. Рассчитана на руководителей и топ-менеджеров предприятий и организаций бизнеса широкого профиля, преподавателей, аспирантов и студентов, интересующихся проблемами эффективного управления в бизнесе.

Представленный в книге материал посвящен одному из наиболее интересных и перспективных направлений современного менеджмента -- гармоничному менеджменту. Роль гармоничного менеджмента для современного бизнеса трудно переоценить. Это направление возникло совсем недавно, на рубеже 20--21 веков. К настоящему времени оно еще не оформилось в привычные каноны классической теории, но тем заманчивее именно сейчас углубиться в его глубокую сущность, оказаться у самых истоков его зарождения.

Прозвучавшее здесь слово "гармоничный" вызывает у разных людей самые произвольные ассоциации, но все они сходятся к ощущениям чего-то стабильного, устойчивого, упорядоченного. В словаре В.Даля гармония определяется как ". согласованность, стройность в сочетании чего-либо", а в БСЭ дано следующее определение: "Гармония (греч. Harmonia -- связь, соразмерность) -- созвучие, согласие, . согласованность частей в расчлененном целом".

При исследовании рыночной экономики на предмет наличия в ней признаков гармонии удалось установить следующую вполне очевидную закономерность. Именно присутствие согласованности, стройности (или порядка) в пропорциях составных частей бизнес-процессов значительно усиливают адаптационные качества фирмы и обеспечивают ее успешное и благополучное развитие, а отсутствие согласованности и стройности (т.е. беспорядок) приводят в лучшем случае к неэффективному использованию ресурсов фирмы, а в худшем -- к развалу бизнеса, упадку и т.д.

В фундаментальной работе академика И.В.Прангишвили [1] показано, что "равновесие между беспорядком и порядком в целом по всем параметрам системы предполагает их неравенство для отдельных частей и отдельных параметров. Эволюции природы соответствует сложное изменение границ между двумя равным противоположностями -- порядком и беспорядком; увеличение упорядоченности, организованности системы обусловлено увеличением порядка по одним определенным параметрам системы и увеличением беспорядка (дезорганизованности) по другим параметрам, а не путем общего перехода от беспорядка к порядку, или, наоборот, по всем параметрам системы. При этом устойчивость системы определяется отношениями значений меры порядка или беспорядка для соответствующих параметров по методу Фибоначчи или золотой пропорции".

Таким образом, мы имеем, с одной стороны, достаточно развитую общую теорию о гармонии и согласованности частей в целом, а с другой -- на практике наблюдаем наличие несогласованности и диспропорций в рыночной экономике.

Данное обстоятельство послужило толчком к разработке в Институте проблем управления РАН концепции гармоничного менеджмента, которая в задачах управления рыночными системами использует принцип гармоничной упорядоченности и согласованности всех составных частей систем как внутри между собой, так и с внешними факторами.

В результате использования такого принципа в бизнесе получается бизнес-структура с явными признаками гармоничности всего множества как внутренних процессов функционирования, так и внешних воздействий. Именно за счет гармоничности возникает эффект создания того нового свойства, которого раньше не было, но которое обеспечивает на рынке несомненные преимущества перед конкурентами. Оказывается, что если соединить и согласовать эти составные части в единую гармоничную структуру, то, как следствие, резко возрастает "иммунитет" фирмы по отношению к внешним и внутренним разрушительным факторам. Вероятность негативных последствий возможных кризисов при этом резко падает.

В качестве соединяемых составных частей мы будем рассматривать цены конкурентов, финансовые показатели, заработную плату, штатную структуру фирмы, товарооборот и т.д. Все это множество параметров, сочлененных в некоторую стройную гирлянду, и должно создать в совокупности единую гармоничную структуру.

На практике, к сожалению, предприниматели обычно не очень беспокоятся о гармоничной пропорциональности показателей фирмы, часто они формируются "как бог на душу положит". В результате эта неуправляемая тенденция, накапливаясь, и приводит к логичному развалу фирмы.

Технология гармоничного менеджмента предназначена для предотвращения кризисов в деятельности компаний за счет выбора гармоничной стратегии развития фирмы и поэтому сразу же оказалась востребованной отечественными бизнес-структурами. Именно та часть российского бизнеса, которая ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, уже использует эту технологию в своей практике управления.

В настоящее время по результатам апробации технологии гармоничного менеджмента за 3--4--летний период мы можем уверенно констатировать, что именно за счет этой технологии устойчивость фирм к рыночным кризисам постоянно растет.

Иванус Александр Иванович Александр Иванович ИВАНУС

Научная деятельность А. И. Ивануса в последние годы сосредоточена в области изучения

вопросов гармонии, лежащей в основе мироздания, и применения принципов гармонизации

при создании гармоничных систем управления рыночной инновационной экономикой.

А. И. Иванус — автор более 100 публикаций, в том числе книг «Гармоничный инновационный

менеджмент» (М.: URSS, 2011) и «Код да Винчи в бизнесе, или Гармоничный менеджмент

Читайте также: