Код да винчи рисунок

Обновлено: 05.07.2024

В первом веке до новой эры римский архитектор Марк Витрувий Поллион написал трактат «Десять книг об архитектуре». Собственно трактат был посвящен не только архитектуре, но и другим наукам – так, в 10-й книге приводилось описание катапульт, баллист, водяных мельниц и машин для перемещения тяжести. Книга номер 3 описывала человека с точки зрения идеальных пропорций его тела.

Повторное открытие идеальных с точки зрения математики пропорций тела людей произошло в 15 веке в трудах ученых Италии, в число последних входил Леонардо да Винчи.

Смысл «Витрувианского человека»

В 1490-1492 годах в одной из записных книжек Леонардо появился рисунок, посвященный 3-й книге Витрувия. На картинке был нарисован обнаженный мужчина в 2 различных позах. Этот рисунок получил наименование «Витрувианский человек», он вошел в тройку наиболее популярных творений Леонардо в качестве художника наряду с «Джокондой» и «Тайной вечерей». В нынешнее время эскиз находится на хранении в венецианской Галерее (Музее) Академии.

Первое что бросается в глаза на картинке, имеющей размеры 24,5х 34,3 сантиметра, это то, что одна поза человека является вписанной в окружность, а вторая в квадрат. Эти фигуры выбраны неслучайно, еще в античном мире они считались идеальными с геометрической точки зрения. Получается, что окружность и квадрат лучше всего подходят для изображения пропорций человека.

Несложно заметить, что фигура с разведенными конечностями вписана в окружность. А вот обнаружить, что центром этой окружности является пуп мужчины - дело непростое. Когда ноги сведены, а руки разведены в стороны, человеческая фигура оказывается вписанной в квадрат. Точкой пересечения диагоналей этого квадрата является паховая область.

Установить кто послужил в качестве модели, когда Леонардо да Винчи рисовал своего Витрувианского человека так и не удалось, ведь сам художник и не собирался публиковать изображение, создав его "для себя" в одном из собственных дневников. Более того, специалисты в области искусства полагают, что, изображая человека, Леонардо отступил от его истинных размеров, поскольку целью ученого было нарисовать идеальные математические пропорции человеческого тела. Кстати, одной из версий искусствоведов является то, что на рисунке изображен автопортрет ученого.

В 2011 году исследование картинки, проведенное хирургом Королевского колледжа Лондона Хутаном Ашрафяном, дало совершенно неожиданные результаты. Если верить британскому ученому, то нарисованный на эскизе человек страдал от паховой грыжи. Это впоследствии и могло стать причиной смерти мужчины.

Полностью понять картину, созданную Леонардо да Винчи невозможно, если не прочитать заметки ученого о пропорциях, указанные книге Витрувия .

Рисунок сделан именно по его пропорциям, а архитектор их применял при строительстве собственных зданий.

«Модулор» Ле Корбюзье

В 1948 году архитектор из Франции Ле Корбюзье, имевший швейцарское происхождение, опубликовал книгу «Модулор» . Под словом «модулор» его автор имел в виду систему пропорций, основанных на измерениях человека и имеющих отношение к гармонии, механике и архитектуре.

Невооруженным взглядом несложно заметить, что многие выводы Ле Корбюзье основаны на трудах Витрувия и Леонардо да Винчи. Сам же модулор оказал большое влияние на архитектуру новейшего времени. Ле Корбюзье лично пользовался модулором для проектирования капеллы Роншан, многих зданий в Индии и иных строений.

Был ли Леонардо первым, кто изобразил Витрувианского человека?

В 2012 году благодаря научным работам, проведенным Клаудио Сгарби, стало известно, что впервые изображение Витрувианского человека создал Джакомо Андреа де Феррара. Джакомо был ученым и другом Леонардо, но проводили ли они исследование работ Витрувия совместно доподлинно неизвестно. В любом случае, заслуги да Винчи в раскрытии пропорций человеческого тела неоспоримы. Да и эскиз его во много раз детальнее, чем у предшественников и последователей.

Любой зритель сразу видит две различные позы Витрувианского человека, а на самом деле их гораздо больше. Но ведь и мерцающую улыбку "Джоконды" разглядеть удается далеко не сразу.

Гениальный художник разместил на своей картинке сразу 16 различных положений тела человека. Их мы предлагаем найти вам самостоятельно.

Леонардо да Винчи многие называют чуть ли не самым гениальным человеком в истории. И хотя жил он давно, в эпоху Возрождения, глубиной своего подхода к выбранным направлениям деятельности представляет интерес и поныне. Мы восторгаемся картинами да Винчи, пытаясь понять их тайну, видим в его ученых заметках предсказания будущего. А ведь он был еще и музыкантом, анатомом, скульптором и архитектором.

Человек с расставленными руками Леонардо да Винчи: в чем смысл картины? Леонардо да Винчи, Фигура, Симметрия, Длиннопост

Человек с расставленными руками Леонардо да Винчи: в чем смысл картины? Леонардо да Винчи, Фигура, Симметрия, Длиннопост

Человек с расставленными руками Леонардо да Винчи: в чем смысл картины? Леонардо да Винчи, Фигура, Симметрия, Длиннопост

Сам Леонардо в своих заметках прокомментировал работы Витрувия по архитектуре. Римлянин обозначил идеальные пропорции человеческого тела:

размах человеческих рук равен его росту (как раз и показано с помощью квадрата);

ступня равняется 4 ладоням;

локоть составляет 6 ладоней;

полный рост человека – 4 локтя от кончиков пальцев или 24 ладони;

один шаг соответствует длине четырех ладоней.

Есть и дробные соотношения пропорций:

расстояние от макушки человека до его подбородка составляет 1/8 высоты;

расстояние от подбородка до носа – 1/3 длины лица;

длина ушей – 1/3 длины лица.

И это лишь часть выведенных архитектором пропорций. И эти соотношения Витрувий использовал в том числе и при возведении зданий.
Конечно, интересы Леонардо простирались намного дальше архитектуры или анатомии человека. Да Винчи в своих заметках писал, что древний человек являлся миром в миниатюре. Так как наше тело тоже состоит из воды, земли, воздуха и огня, есть немало общего с микрокосмом. В конце XV века Леонардо был как раз захвачен идеями о создании человека по принципам Вселенной.

Витрувианский человек сегодня воспринимается уже не как символ идеальных пропорций мужского тела, а как обозначение нашего места во Вселенной. Композицию принято толковать так, что квадрат является символом материального мира. Центр фигуры как раз располагается в области паха человека, а вот круг – символ всего божественного, в том числе и нашего происхождения. Любопытно, что в отличие от фигуры в квадрате фигура в круге не размечена черточками, это может быть отсылкой к невозможности измерить божественное. А центр окружности размещается ровно на месте пупка человека. Так рождается символ двойственности человека: божественного и вместе с тем смертного. Леонардо да Винчи считал, что Бог сотворил наше тело, но мы сами может сделать его идеальным, тем самым в чем-то сравниваясь с творцом.
Фигуры в круге и квадрате можно трактовать, как динамику и спокойствие. Тем самым Леонардо да Винчи словно бы намекает нам о противоречивости духа и материи. Было бы слишком просто видеть в рисунке лишь двух людей, тут показана симметрия Вселенной в целом. Да и в пропорциях объемы круга и квадрата равны, что может говорить о возможности взаимного перехода материального в духовного.

Знаменитый рисунок часто используется в качестве символа Вселенной и симметрии человеческого тела. Гигантская реплика была изображена даже на льдах Северного Ледовитого океана в 2011 году, чтобы привлечь внимание к вопросам экологического равновесия.

А сам рисунок небольшой – его размеры всего 24,5 на 34,3 сантиметра. Хранится он в собрании Галереи Академии в Венеции.

Читайте также: