Код да винчи расшифрован мартин ланн

Обновлено: 05.07.2024

Мартин Ланн - Код да Винчи расшифрован

Код да Винчи расшифрован - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Код да Винчи расшифрован - читать книгу онлайн бесплатно, автор Мартин Ланн

Противоречивое чувство, вызываемое этой картиной, определяется не «ужасом», который внушали ее образы. Иоанн Крестительбыл наставником Иисуса Христа, и в текстах Евангелий имеются некоторые непонятные места, описывающие крещение Иисуса Иоанном. Иоанн Креститель сыграл важную роль в жизни Иисуса. Согласно утверждению автора третьего Евангелия, апостола Луки, они были двоюродными братьями. Будучи потомком Аарона, Иоанн мог претендовать на титул священника-мессии. Иисус, являясь потомком как Аарона, так и Давида, мог претендовать на звание и священника-мессии, и царя-мессии. Таким образом, они оба могут являть собой ответ на молитвы евреев, олицетворяя и духовный и мирской аспекты одного и того же семейства. Помимо всего прочего, дело происходило в годы правления Маккавейской династии — последней монархии Израиля. Все это плохо укладывалось в «план» римско-католической церкви представить Иисуса Сыном Божьим. Он вряд ли мог быть таковым, если воспринимал другого человека как своего учителя.

Иоанн Креститель был пророком, предсказавшим, что явится царственная особа, которая осуществит пророчество о том, что римляне, покорившие Иудею, будут изгнаны с ее земель. Римским властям он показался такой опасной личностью, что его казнили. Остается спорным вопрос о том, действительно ли предсказание это нашло отражение в картине великого художника. Позы, в которых дети находятся относительно друг друга на второй картине, не слишком отличаются от первой. Самое важное в композиции заключается в том, что на первой картине у священных персонажей нет над головами нимбов. Именно по этой причине заказчики-монахи сочли ее неприемлемой, потребовав создания второго варианта живописного полотна.

Существуют и другие различия двух картин. Например, на второй больше голубых тонов. Рука Уриеля, которая, по мнению Дэна Брауна, запечатлена в неком рубящем жесте под скрюченными пальцами Марии, на второй картине более не указывает на святого Иоанна. На первой она могла быть поднята вверх в знак пророчества будущего обезглавливания Иоанна.

Заказ на картину Леонардо получил 25 апреля 1483 года. Работу надлежало выполнить точно в срок, к 8 декабря, празднику Непорочного зачатия. Леонардо, как обычно, в указанный срок не уложился, что привело к двум судебным тяжбам. Вполне вероятно, что художник подарил копию картины королю Франции Людовику XII в благодарность за помощь в разрешении возникших юридических проблем. Это могло привести к тому, что был создан второй вариант картины. Монахи точно оговорили то, что желали бы увидеть на картине:

«Во-первых: Богородица должна быть изображена в центре, ее одежды должны быть из парчи золотистого и ультрамаринового оттенков. Во-вторых: ее юбка должна быть из золотистой парчи поверх ярко-красной, написана маслом, покрыта тонким слоем лака… В-третьих: Бог Отец — его одежды должны быть из парчи золотистого и ультрамаринового оттенков. В-четвертых: ангелы. Их изображения должны быть позолочены. Их одежды в складку очерчены по контуру маслом в манере греческого письма. В-пятых: горы должны быть выписаны маслом в яркой манере…»

Тем не менее в эти указания были внесено несколько изменений. Теперь мы знаем, что картина была выставлена для всеобщего обозрения 18 августа 1508 года и окончательная выплата за сделанную работу была произведена в октябре того же года.

Фото

«Мона Лиза»

«Мона Лиза» работы Леонардо да Винчи

Эта картина, которая является самой узнаваемой в мире, до 2003 года находилась в Лувре, в одном из залов крыла Денон. После этого ее выставили в другом зале, способном вмещать большее количество посетителей, желающих посмотреть на знаменитое творение Леонардо. Считается, что одни только губы своей героини художник рисовал целых десять лет. Это единственный портрет, который безоговорочно приписывается кисти Леонардо, хотя на нем нет ни его подписи, ни даты создания картины. Он имеет не одно, а несколько названий. По-французски картина именуется «La Joconde», а по-итальянски — «La Gioconda», то есть «легкомысленная женщина». По всей вероятности, это было любимое творение Леонардо, и, видимо, по этой причине он до последних дней жизни не расставался с ним, как полагает Дэн Браун. Однако возможна и другая причина — работа по-прежнему оставалась незаконченной.

«Мона Лиза» написана маслом на доске из древесины тополя и первоначально была куплена королем Франции за четыре тысячи дукатов. После Великой французской революции она была выставлена в Лувре. Какое-то время знаменитая картина украшала спальню Наполеона, однако после его изгнания из Франции она снова вернулась в главный музей Парижа. Первоначально она была большего размера. На двух ее панелях когда-то были изображены две колонны, свидетельствующие о том, что Мона Лиза сидела на террасе.

Предположение Дэна Брауна о том, что словосочетание Мона Лиза (Mona Lisa) равнозначно анаграмме АМОН Л’ИЗА (AMON L’ISA), подразумевающей единение мужского и женского начал, звучит интригующе. Однако данное словосочетание в равной степени может являться и анаграммой слов «солнце» (sol) и «душа» (anima), имеющих непосредственное отношение к одной из главных религий Римской империи эпохи императора Константина Великого — Сол Инвиктус (Непобедимое Солнце). Культ Непобедимого Солнца лег в основу многих христианских традиций.

Существует несколько версий того, кто мог послужить прообразом Моны Лизы. Гипотеза автора «Кода да Винчи» о том, что Леонардо изобразил на портрете самого себя, вполне может соответствовать истине. Компьютерный анализ подтвердил близкое сходство черт лица Моны Лизы с чертами лица на известном автопортрете Леонардо. Однако большинство людей считают, что портрет Моны Лизы был написан по заказу ее мужа, Франческо Бартоломео дель Джоконд о.

Давно стало общим местом утверждение о том, что за улыбкой Моны Лизы кроется некая загадка. Один итальянский врач высказал предположение, что она страдала бруксизмом — болезнью, заставляющей больного скрежетать зубами во сне или при неожиданном стрессе. Известно, что Леонардо пытался, насколько это было возможно, занять свою натурщицу во время позирования, чтобы свести к минимуму связанные с этим неудобства. Он нанял шестерых музыкантов, которые музыкой услаждали ее слух, и брал с собой в мастерскую белую персидскую кошку и борзую собаку. Стиль изображения улыбки был характерен как для Леонардо да Винчи, так и для других живописцев той эпохи, таких как его учитель Андреа дель Верроккьо.

Кому-то эта картина кажется скучной, однако следует отметить, что Леонардо в ней отразил новую для тех далеких лет стилистику. Один из его новаторских приемов — отсутствие на Моне Лизе ювелирных украшений. Еще одно нарушение художником условностей своего времени состояло в том, что он изобразил Мону Лизу в слишком спокойной, расслабленной позе, а не в традиционно формальной и напряженной.

Мартин Ланн - Код да Винчи расшифрован

Код да Винчи расшифрован - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Код да Винчи расшифрован - читать книгу онлайн бесплатно, автор Мартин Ланн

Давно стало общим местом утверждение о том, что за улыбкой Моны Лизы кроется некая загадка. Один итальянский врач высказал предположение, что она страдала бруксизмом — болезнью, заставляющей больного скрежетать зубами во сне или при неожиданном стрессе. Известно, что Леонардо пытался, насколько это было возможно, занять свою натурщицу во время позирования, чтобы свести к минимуму связанные с этим неудобства. Он нанял шестерых музыкантов, которые музыкой услаждали ее слух, и брал с собой в мастерскую белую персидскую кошку и борзую собаку. Стиль изображения улыбки был характерен как для Леонардо да Винчи, так и для других живописцев той эпохи, таких как его учитель Андреа дель Верроккьо.

Кому-то эта картина кажется скучной, однако следует отметить, что Леонардо в ней отразил новую для тех далеких лет стилистику. Один из его новаторских приемов — отсутствие на Моне Лизе ювелирных украшений. Еще одно нарушение художником условностей своего времени состояло в том, что он изобразил Мону Лизу в слишком спокойной, расслабленной позе, а не в традиционно формальной и напряженной.

Прием живописи, именуемый сфумато (героиня романа «Код да Винчи» Софи Невё называет его «туманным»), благодаря которому окружающий мир предстает перед зрителем как будто в легкой дымке, является главной отличительной чертой живописных полотен Леонардо да Винчи. Таков был его способ выражения «совершенства природы». На страницах своего романа Дэн Браун отмечает, что линия горизонта на картине прорисована неровно, а левый край немного ниже правого. Существует мнение, что таким образом Леонардо подчеркивал более темную сторону бытия. В правой части картины мы видим озеро, которое находится выше уровня текущей реки в левой части. Можно предположить, что над головой Моны Лизы находился водопад, который питал реку поступающей из озера водой.

Дэн Браун пишет, что в 1911 году картина была похищена из Лувра. Похитителем оказался итальянец, который отвез «Мону Лизу» в Италию. Прошли целые сутки, прежде чем администрация узнала о пропаже. Сначала было высказано предположение, что картину мог забрать музейный фотограф. Потребовалась неделя для обыска всех помещений Лувра, но единственным, что удалось найти, была рама от картины, обнаруженная под лестницей. Через два года Винченцо Перуджа, похититель знаменитого творения Леонардо, предложил «Мону Лизу» галерее Уффици за сто тысяч долларов. В Италии картина экспонировалась до тех пор, пока не была возвращена в столицу Франции.

Чтобы вынести картину из Лувра, Перуджа спрятался в одной из комнат и дождался закрытия музея. Войдя в зал, где находилась «Мона Лиза», он снял картину со стены и вырезал ее из рамы. Поскольку двери Лувра были закрыты, ему пришлось вывинтить шурупы, удерживавшие дверную ручку. Расположение музейных залов вору было хорошо знакомо, потому что он был столяром и выполнял в Лувре работы по остеклению картин.

В 1956 году один душевнобольной посетитель музея плеснул в «Мону Лизу» кислотой. Картина был убрана на реставрацию, которая продлилась несколько лет. В последний раз «Мона Лиза» покидала Лувр в 1974 году, когда экспонировалась в Японии. В знак благодарности за возможность увидеть легендарное творение Леонардо японцы подарили парижскому музею толстое стекло, которое теперь надежно защищает картину в пуленепробиваемом контейнере. В настоящее время принято решение о том, что «Мона Лиза» больше никогда не покинет стен Лувра — риск похищения или порчи картины слишком велик. Она хранится при постоянной температуре 68 градусов по Фаренгейту при влажности 55 процентов. В контейнере имеются встроенный кондиционер и девять фунтов силиконового влагопоглотителя, поддерживающего постоянный уровень влажности воздуха. Контейнер открывают один раз в год, чтобы проверить саму картину и работу кондиционера. До сих пор никто не осмелился протереть картину из опасения повредить ее. Краски под слоем пыли наверняка ярче, чем кажутся нам сейчас.

Фото

«Тайная вечеря»

«Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи

Заказ на «Тайную вечерю» Леонардо получил от герцога Лодовико. Картину нужно было написать на стене трапезной в фамильной часовне Санта-Мария делле Грацие в Милане. Ее размеры — 30 на 14 футов. Художник работал над ней три года и завершил в 1498 году. Нарушив привычные каноны живописи, Леонардо разместил апостолов по одну сторону стола, группами по трое. Все они кажутся слишком большими, поскольку стол слишком мал, чтобы они могли удобно расположиться за ним. Нарисованные за спиной Иисуса Христа три окна делают его фигуру центром картины, к которой сразу приковывается внимание зрителей. Христос показан в состоянии полного спокойствия, тогда как собравшиеся вокруг него апостолы явно взволнованны.

У Леонардо возникла проблема при поиске человека, с которого можно было нарисовать Иуду. Художнику потребовалось около года, чтобы наконец отыскать такого натурщика. Он даже пригрозил, что будет рисовать его с настоятеля церкви Санта-Мария делле Грацие: «До сих пор я не осмеливался на это, чтобы не сделать вас предметом насмешек всего монастыря». Леонардо никогда не спрашивал у людей разрешения запечатлеть их на картине, и они не знали, что он рисует их. Иуда — единственный персонаж картины, который не повернулся в сторону Христа. Его рука поднята над блюдом, иллюстрируя слова Спасителя: «Истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня» (Марк, 14:18).

Картина с самого начала пользовалась огромной популярностью. Она настолько понравилась королю Франции, что тот пожелал, чтобы стену с «Тайной вечерей» перевезли к нему на родину. Связанные с этим материально-практические проблемы оказались неразрешимыми, и картина осталась там, где и была написана.

К сожалению, сегодня она находится в крайне плачевном состоянии. Отчасти это вызвано тем, что «Тайная вечеря» нарисована красками, которые совершенно не подходили для создания живописного полотна на стене. Ее состояние начало катастрофически ухудшаться, а в 1652 году в центральной части картины прорезали дверь! Последствия разрушительного воздействия времени на картину сегодня видны особенно четко.

После того как в 1796 году наполеоновские войска заняли Милан, трапезную превратили в конюшню. Несмотря на то что Наполеон запретил портить картину, солдаты забавлялись тем, что кидали в нее обломки кирпича и комья грязи. Затем помещение какое-то время использовалось как склад фуража. Порчу знаменитой картины усугубило наводнение 1800 года, в результате которого она покрылась плесенью.

Мартин Ланн - Код да Винчи расшифрован краткое содержание

Код да Винчи… расшифрован!

Тайны мирового бестселлера Дэна Брауна открыты!

Вы хотели знать, какие послания оставил нам в своих картинах титан возрождения?

Вы мечтали раскрыть загадку Туринской плащаницы?

Вы стремились узнать подлинную историю Приората Сиона, Святого Грааля, а также факты и легенды об отношениях Иисуса Христа и Марии Магдалины?

Все это — и многое другое — в увлекательном исследовании Мартина Ланна, посвященном легендарному бестселлеру Дэна Брауна!

Мартин Ланн - Код да Винчи расшифрован краткое содержание

Код да Винчи… расшифрован!

Тайны мирового бестселлера Дэна Брауна открыты!

Вы хотели знать, какие послания оставил нам в своих картинах титан возрождения?

Вы мечтали раскрыть загадку Туринской плащаницы?

Вы стремились узнать подлинную историю Приората Сиона, Святого Грааля, а также факты и легенды об отношениях Иисуса Христа и Марии Магдалины?

Все это — и многое другое — в увлекательном исследовании Мартина Ланна, посвященном легендарному бестселлеру Дэна Брауна!

Мартин Ланн - Код да Винчи расшифрован краткое содержание

Код да Винчи… расшифрован!

Тайны мирового бестселлера Дэна Брауна открыты!

Вы хотели знать, какие послания оставил нам в своих картинах титан возрождения?

Вы мечтали раскрыть загадку Туринской плащаницы?

Вы стремились узнать подлинную историю Приората Сиона, Святого Грааля, а также факты и легенды об отношениях Иисуса Христа и Марии Магдалины?

Все это — и многое другое — в увлекательном исследовании Мартина Ланна, посвященном легендарному бестселлеру Дэна Брауна!

Код да Винчи расшифрован - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Код да Винчи расшифрован - читать книгу онлайн бесплатно, автор Мартин Ланн

КОД ДА ВИНЧИ РАСШИФРОВАН

Выражаю самую искреннюю благодарность Трейси Тваймен и Брайану Элберту из журнала «Месть Дагоберта» за их неоценимую помощь и советы при сборе подготовительных материалов для этой книги, а также за то, что они познакомили меня с Гэри Беддели и Ричардом Метцгером из «Дезинформейшн компани». Гэри и Ричард потратили немало долгих часов, самым тщательным образом редактируя текст книги, которую вы сейчас держите в руках. Не могу не упомянуть добрым словом Хулио и Стива, вместе с которыми я окунулся в бурное море всевозможных документальных материалов, послуживших основой для данного произведения, — море, которое окружало нас те несколько месяцев, когда я готовился приступить к написанию «Код да Винчи расшифрован».

ОПРОС, КОТОРЫЙ БЫЛ У ВСЕХ НА УСТАХ СРАЗУ ПОСЛЕ ВЫХОДА В СВЕТ РОМАНА ДЭНА БРАУНА «КОД ДА ВИНЧИ» В АПРЕЛЕ 2003 ГОДА, МОЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ТАК: «КАКАЯ ЧАСТЬ ТОГО, О ЧЕМ ОН РАССКАЗЫВАЕТ, СООТВЕТСТВУЕТ ИСТИНЕ?» ДЭН БРАУН В САМОМ НАЧАЛЕ СВОЕГО РОМАНА ЗАЯВЛЯЕТ: «ВСЕ ОПИСАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА, АРХИТЕКТУРЫ, ДОКУМЕНТОВ И ТАЙНЫХ РИТУАЛОВ СООТВЕТСТВУЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ», ОДНАКО В КОНЦЕ КОНЦОВ «КОД ДА ВИНЧИ» — ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И АВТОРУ, НЕСОМНЕННО, ДОЗВОЛЕНА НЕКОТОРАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛЬНОСТЬ, ВЕРНО?

Цель этой книги — попытаться отделить факт от вымысла. Задача не из легких! Порой рассматриваемая Дэном Брауном тема под одним углом предстает в одном свете, а под другим — в совершенно ином.

Христианство, несомненно, чувствует себя в фокусе общественного внимания из-за самого факта появления романа «Код да Винчи» и отнюдь не в восторге от того, что стало объектом критического изучения. В течение двух тысяч лет церковь зависела от веры своей паствы, которой было удобно верить в ее догматы, не требуя никаких свидетельств истинности их возникновения. Христианство оказалось неспособным представить какие-либо убедительные доказательства большей части таковых догматов и вот уже более сотни лет вынуждено защищаться перед лицом огромного количества научных открытий, столь для него неудобных.

Сейчас церковь в очередной раз вынуждена давать ответ на трудные вопросы, теперь уже порожденные исключительно появлением романа-бестселлера «Кодда Винчи».

«Код да Винчи» имел оглушительный успех не потому, что у романа увлекательный, хотя и довольно банальный авантюрно-детективный сюжет, но в силу того, что Дэн Браун побудил читателей увидеть хорошо знакомые им «истины» в совершенно новом, непривычном свете.

При этом он разжег любопытство людей, однако на последних страницах романа оставил их аппетиты неудовлетворенными. Он заставил читателей задать себе множество трудных вопросов, поэтому, хочу надеяться, моя книга хотя бы в самой малой степени утолит интеллектуальный голод тех, кому оказались интересны темы, затронутые Брауном.

Некоторые из нас полагают, что в течение последних двадцати лет происходит процесс «смягчения», которому суждено привести человечество к некой разновидности духовного откровения. Подтверждением тому служит появление научно-фантастических фильмов вроде трилогии «Матрица». Приметой времени стал и массовый интерес к таким эзотерическим феноменам, как НЛО или загадочные круги на крестьянских полях. Откровение это вполне могло бы послужить причиной раскопок в Ренн-ле-Шато, что, в свою очередь, привело бы к признанию рода Грааля и его наследников.

Роман Дэна Брауна «Код да Винчи» в немалой степени способствовал дальнейшему ходу тех изменений, которые ныне претерпевает мир. Являетесь ли и вы частью этих изменений и желаете ли узнать об этом больше?

Мартин Ланн. Барселона, Испания

Леонардо Да Винчи — жизнь и творчество

ТО, ЧТО ДЭН БРАУН ВЫБРАЛ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В КАЧЕСТВЕ КЛЮЧЕВОЙ ФИГУРЫ СВОЕГО РОМАНА — КАК ХУДОЖНИКА, ТАК И ГЛАВНОГО НЕЗРИМОГО ПЕРСОНАЖА, — ОДНОВРЕМЕННО ЛЮБОПЫТНО И ЕСТЕСТВЕННО. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКОГО ЛЕОНАРДО ВОТ УЖЕ МНОГИЕ СТОЛЕТИЯ ЗАНИМАЮТ ВАЖНОЕ МЕСТО В ВОСПРИЯТИИ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, ОН ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЯРКИМ ПРИМЕРОМ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ, КОГДА-ЛИБО СУЩЕСТВОВАВШЕЙ В МИРЕ. ПОДОБНО АЛЬБЕРТУ ЭЙНШТЕЙНУ, ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ МОЖНО НАЗВАТЬ СВОЕГО РОДА ТОРГОВОЙ МАРКОЙ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОЗНАЧАЮЩЕЙ «ГЕНИЙ».


Фото

Автопортрет Леонардо да Винчи

В те далекие времена отнюдь не редкостью было то, что некоторые люди отличались талантами одновременно в нескольких сферах знаний и умений, однако, несмотря на это, даже в эпоху Леонардо да Винчи никто не мог сравниться с ним на поприще живописи, скульптуры, архитектуры и инженерного дела. Более того, он был естествоиспытателем, которому удавалось постигать не только то, как что-то происходит, но и почему. Дэн Браун абсолютно прав, утверждая, что Леонардо был «истовым почитателем божественного мироустройства». В то время как его современники перерисовывали растения со страниц книг, он копировал их непосредственно из окружающей природы. Его выбор растений для картин был достаточно символичен. Как сообщает нам Дэн Браун несколько шокирующим тоном, великий художник действительно занимался вскрытием трупов, сделав таковых вскрытий около тридцати, примерно по два в год, в пору изучения им человеческой анатомии. Это было нарушением тогдашних законов, но действительно ли он эксгумировал тела покойных — совсем другой вопрос. Церковь верила в то, что человеческое тело должно быть погребено нетронутым, чтобы воскреснуть в последний день Божьего суда.

Тем не менее, судя по всему, Леонардо проводил свои исследования с разрешения церкви. Нет никакого сомнения в том, что многих влиятельных людей чрезвычайно впечатляло удивительное умение, продемонстрированное Леонардо на картинах, с каким человеческое тело изображалось в самых разных ракурсах. Иными словами, вскрытие трупов было запрещено, однако никто не проявил особого беспокойства по поводу аналогичных действий со стороны Леонардо да Винчи. (Столь очевидное пренебрежение к законам в некоторых случаях может вызвать недоумение у тех, кто знаком с системой юриспруденции современной Италии.) Выполненные со скрупулезной точностью рисунки Леонардо, несомненно, внесли немалый вклад в медицинские знания, которыми анатомы пользуются и по сей день.

Его открытия свидетельствуют о широте видения. Он создал чертежи танка, парашюта, автомобиля и вертолета, которые нашли практическое применение лишь много столетий спустя. Он даже изобрел телескоп, на сто лет опередив Галилея. Для Леонардо главным человеческим органом чувств было зрение по причине его способности точно отражать окружающий мир. Поэтому его жизненная философия определялась следующей формулой — saper videre (знать, как нужно правильно видеть). По этой причине слова Дэна Брауна о том, что Леонардо брался за картины с библейскими сюжетами исключительно ради денег, чтобы иметь возможность вести роскошный образ жизни, скорее всего следует считать несправедливыми в отношении этого великого человека. За что бы художник ни брался, он все выполнял с непревзойденным мастерством. Что действительно соответствует истине, так это то, что он никогда не избирал в качестве темы для творчества эпизод распятия Христа. Нельзя также утверждать, что Леонардо внес особо крупный вклад в религиозное искусство. Из всего семнадцати сохранившихся до наших дней картин, приписываемых его кисти, несколько работ так и остались незавершенными.

Мартин Ланн - Код да Винчи расшифрован

Читайте также: