Код да винчи 2006 сэр ли тибинг

Обновлено: 08.07.2024

Обложкни книг "Код да Винчи" и "Святая кровь и святой Грааль" с сайта amazon.com

В Лондоне завершились трехнедельные слушания по иску авторов популярной конспирологической книги "Святая кровь и святой Грааль" к самому высокооплачиваемому писателю современности - Дэну Брауну, создателю "Кода да Винчи". Истцы упрекают ответчика в использовании их оригинальных идей без разрешения.

Авторы

Надо полагать, Дэн Браун был немало изумлен, когда в октябре 2005 года обнаружил, что авторы означенной работы ("Holy Blood, Holy Grail"; в переводе издательства "Эксмо" - "Святая кровь и святой Грааль". М., 2005) подали на него в суд за плагиат. Точнее, они подали иск против издательства Random House, которое опубликовало не только "Код да Винчи", но и перевыпустило "Святую кровь и святой Грааль" (впервые книга увидела свет в 1982 году).

Примечательно, что иск инициировали два из трех авторов, а именно Майкл Бейджент и Ричард Ли. Третий, Генри Линкольн, от участия в иске воздержался. Соавторы объяснили прессе, что Линкольн болен и поэтому не принимает участия в деле. Однако от него самого комментариев журналистам получить не удалось.

Все по сюжету
Дэна Брауна судят за плагиат

Здесь нужно вновь вернуться к тексту романа Брауна. В нем изложена биография сэра Тибинга, в частности, говорится, что он был автором телепередачи для канала Би-Би-Си о тайне Грааля. Также этот персонаж вынужден пользоваться костылями для передвижения. Один из трех авторов "Святой крови", тот самый Генри Линкольн, хром, работал на телекомпанию Би-Би-Си в качестве сценариста и популяризовал в Великобритании конспирологическую теорию французского автора Жерара де Седа о деревне Ренн-ле-Шато, которая, якобы, была оплотом Приората Сиона. Наконец, именно он привлек Ли и Бейджента, довольно известных к тому времени любителей различных теорий заговора и "запретных археологий", к разработке идеи земного брака Христа и Марии Магдалины. Стоит прибавить, что в имени Тибинг многие не без оснований видят анаграмму имен Ли и Бейджента (Leigh Teabing - Leigh, Baigent). Дэн Браун вполне мог считать, что ему удалось довольно изящным образом отдать должное авторам "Святой крови, святого Грааля". Правда, герой его романа, сэр Тибинг, оказывается негодяем, но вполне харизматичным.

Теория земного брака Христа и Марии Магдалины восходит к позднеантичным апокрифам, например, к Евангелию от Филиппа, гностическому тексту, написанному на коптском языке примерно в III-IV веке.

Майкл Бейджент и Ричард Ли направили в лондонский Высокий суд правосудия исковое заявление, в котором утверждали, что Браун нарушил их авторские права, воспользовавшись придуманной ими концепцией без разрешения. В интервью, данном прессе после подачи иска, Ли довольно ясно объяснил мотивы судебного преследования. Он сказал, что идея экранизации романа Брауна привела его "в ярость" и, больше того, убила надежду на голливудский проект по их собственному сценарию. Оказывается, Пол Шрадер, автор сценария "Последнего искушения Христа", сначала собирался положить в основу этого знаменитого и скандального фильма Мартина Скорсезе именно "Святую кровь, святой Грааль", а лишь потом остановился на романе греческого автора Никоса Казантакиса "Последнее искушение".

В качестве доказательств в ходе слушаний истцы использовали рабочие материалы Дэна Брауна, включая экземпляр "Святой крови" с его пометками на полях. Они намерены доказать, что к моменту, когда подробное содержание будущего романа (синопсис) оказалось в издательстве (январь 2001 года), Браун уже был знаком с их книгой и использовал ее. Сам писатель утверждает, что для подготовки общего конспекта "Кода да Винчи" пользовался многими источниками, но не книгой Линкольна, Бейджента и Ли. О ней он узнал уже после передачи синопсиса в издательство.

Майкл Бейджент. Фото AFP

Майкл Бейджент. Фото AFP

Адвокат Брауна на одном из слушаний указал на то, что в "Коде да Винчи" важные хронологические моменты, связанные с Приоратом Сиона, датируются принципиально иначе, чем в "Святой крови". Следовательно, эта книга не была первоисточником для Брауна. Сам писатель, отвечая на вопросы обвинения, перечислил пять книг о потомстве Христа, с которыми ознакомился в ходе разработки синопсиса романа. Он специально остановился на одном из важных построений Линкольна, Бейджента и Ли: согласно их теории, Христос избежал распятия и бежал в Галлию. Дэн Браун в суде заявил, что "не рискнул бы о таком писать".

На заключительном судебном слушании, которое состоялось 20 марта 2006 года, защитник истцов адвокат Райнер Джеймс заявил, что Браун, с его точки зрения, виновен в использовании "формулировок" идей его клиентов. Речь идет о том, что Дэн Браун скопировал буквальным образом фразы из книги Бейджента, Ли и Линкольна. Однако, насколько можно было понять из реплик судьи Смита, произнесенных на предыдущих заседаниях, лингвистические претензии истцов не выглядят убедительными.

Дэн Браун. Фото AFP

Дэн Браун. Фото AFP

Судя по прессе, в течение всего процесса Бейдженту и Ли не удалось предъявить суду по-настоящему серьезные доказательства плагиата. Во всяком случае, судья Смит держался весьма скептически по отношению ко всем участникам процесса в его ходе. Скорее всего, вердикт, который должен быть оглашен в течение ближайших недель, вынесут в пользу Брауна, точнее, издательства Random House. В противном случае будет создан прецедент, который повлечет за собой волну аналогичных исков. Если вспомнить, что сюжетов и историй в мировой литературе меньше, чем пальцев на одной руке, то ныне здравствующие беллетристы рискуют погрузиться в тяжбы со всеми и против всех до скончания века. Но если не вдаваться в рассуждения о принципах написания современных бестселлеров, о постмодернистских приемах и особенно о качестве идей, которые оспаривают авторы "Святой крови" у Дэна Брауна, то вся история с судом выглядит добротным подспорьем как издательству Random House, так и голливудскому кинофильму "Код да Винчи", премьера которого намечена на май 2006 года.

Фрагмент одного из постеров фильма

Стоит сразу оговориться, что автор этих строк не читал детектив Дэна Брауна под названием "Код да Винчи". В том числе и потому, что, зная о грядущей экранизации, намеревался насладиться таинством кинематографа с незамутненным первоисточником сознанием. В итоге, после просмотра одноименной картины остались только два ощущения: приятное чувство сытости от съеденного попкорна и жестокая ностальгия по мистеру Индиане Джонсу.

Надо признать, что ответственность, которую взяли на себя режиссер Рон Говард и вся актерская братия, была велика. И дело даже не в оскорбленных чувствах верующих, о которых так много и так нудно говорилось в СМИ, а в том пристальном внимании, которое было гарантировано проекту с момента его старта. Почти 50 миллионов экземпляров книги, проданных по всему миру, обязывали.

Итак, сравнение, которое напрашивается само собой - фильм Стивена Спилберга "Индиана Джонс и последний Крестовый поход".

"Индиана Джонс"

Задача: поиски Святого Грааля.
Главные герои мужского пола: большой американский ученый Индиана Джонс, его папа Джонс-старший.
Главная героиня женского пола: честолюбивая и симпатичная иностранка
Главные злодеи: орды нацистов, их наймитов, безответственные богатые предприниматели и лично фюрер.
Девиз фильма: "Папа! Это нашу собаку звали Индиана, а не меня!"

"Код да Винчи"

Задача: поиски Святого Грааля.
Главные герои мужского пола: большой американский ученый Роберт Лэнгдон. Папа неизвестен.
Главная героиня женского пола: честолюбивая и симпатичная иностранка.
Главные злодеи: церковные сообщества, религиозные фанатики, безответственные богатые предприниматели и таинственный Учитель.
Девиз фильма: "Софи, я твоя бабушка!"

Том Хэнкс и Одри Тоту. Кадр из фильма

Том Хэнкс и Одри Тоту. Кадр из фильма

С выбором актеров для "Кода" Говард был почти обречен. Кто мог сыграть главную роль в экранизации главного блокбастера последних лет? Конечно, главный драматический лицедей Голливуда. А кто у нас главный лицедей? Кто сказал Том Круз?! Правильно, Том Хэнкс! Ну, а кому достанется роль зловредного французского копа, не дающего Роберту Лэнгдону спокойно обрушить основы одной из главных мировых религий? Не Венсану Касселю же, в самом деле. Конечно, истребителю Годзиллы Жану Рено.

У кого-то возникли вопросы по поводу женской роли? Эммануэль Беар? Слишком пафосна, да и кто ее помнит. Софи Марсо? А она еще живая?! Одри Тоту? Конечно! "Амели", пожалуй, единственный французский проект последних лет, который не только привлек внимание американских зрителей, но даже претендовал на некоторое количество Оскаров.

Видимо именно эта обреченность и стала главной проблемой Говарда. Получив в свою команду звезд первой величины, он предоставил им полное право проявить свои таланты, не удосужившись сообщить, что, собственно, он от них хочет. В итоге, и Хэнкс, и Тоту, и Рено выглядят в кадре засыпающими на берегу рыбами. Солидная мыслительная работа Лэнгдона, вдумчивые экскурсы в историю религии и даже трепетное отношение к артефактам выглядят куда менее симпатично, чем варварские методы Индианы Джонса. Ей богу, при всей смехотворности некоторых деталей, простой семизарядный револьвер мистера Джонса представляется более убедительным способом поиска истины, чем все эти гаджеты, которыми пользуются герои "Кода".

Йен Маккелен. Кадр из фильма

Йен Маккелен. Кадр из фильма

А уж про то, что принято называть экшеном, и говорить нечего. Банальнейшие до отвращения приемы, вроде проскакивания легкового автомобиля между двумя грузовиками и прочие прелести в виде неловких ударов дверьми о головы наступающих супостатов вызывают смертельную скуку и, в который уже раз, заставляют ностальгировать по веселым мордобоям из знаменитой трилогии Спилберга.

Но, скажет иной вдумчивый зритель, профессор Лэнгдон по сути своей не Индиана Джонс, да и главными в произведении Брауна являются не способы раскрытия тайны, а сама тайна. Вполне вероятно. Но в фильме Говарда нет даже намека на какую-то тайну, приближение к разгадке которой должно сопровождаться все возрастающим напряжением в кадре.

Да, кадр есть. Лувр есть. Могила Ньютона есть. Есть полусумасшедший старик, который сплавил подальше свою бабушку и между дикими оргиями со своими соратниками дарит своей внучке деревянные головоломки. Есть французский полицейский, почему-то состоящий в "Опусе деи", есть вспыхивающие перед глазами Лэнгдона символы, которые до неприличия похожи на символы, всплывавшие перед взором героя другого фильма Рона Говарда - "Игры разума". Есть незатейливый продакт-плейсмент мобильных телефонов и широкоэкранных телевизоров. Настолько незатейливый, что проще было бы герою Хэнкса выйти на середину Вандомской площади с плакатом "Я пользуюсь гаджетами фирмы такой-то". Но тайны нет, даже близко.

Наименее однозначен был выбор актера на роль Лью Тибинга, которого и злодеем-то можно назвать лишь с большой долей иронии. Но тут, надо признать, Говард со товарищи попал прямо в точку. Сэр Йен Маккелен, он же Гендальф, он же Магнето сыграл одну из своих лучших ролей, сумев совершенно затмить всех без исключения главных действующих лиц. Это единственный по-настоящему живой персонаж картины, выдерживающий сравнение с героями "Последнего крестового похода". Его Тибинг не менее выразителен, чем мистер Джонс-старший, и его фиаско вызывает скорее сожаление, нежели удовлетворение.

Очень жалко несчастного альбиноса. Прекрасный актер Пол Беттани, которому досталась роль Сайласа, проявил себя с лучшей стороны, но был, как и все остальные актеры, зажат в рамках режиссерской беспомощности. В итоге его образ получился скроенным наспех и без должной мотивации.

Итак. фильм удался.

Удался хотя бы потому, что картины подобного плана просто обречены на коммерческий успех. Крайне популярный литературный первоисточник, грамотная маркетинговая политика, баснословная бесплатная реклама, которую волей-неволей обеспечила фильму христианская церковь всех конфессий - вот слагаемые успеха этого фильма. Но относиться к нему серьезно нельзя. "Код да Винчи" - модный способ завоевать благосклонность девушки, приятное времяпрепровождение, но не более. За всем остальным - к мистеру Джонсу-младшему.

И, кто-нибудь, объясните: при чем тут Леонардо с его Джокондой? В качестве заправки к винегрету?

Персонажи

Бестселлер Дэна Брауна "Код да Винчи" сам по себе мог бы считаться довольно заурядным детективом, если бы не содержал несколько "ошеломительных" идей, якобы опровергающих доктрины христианской церкви. Изложенные безапелляционно и удобочитаемо, построения Брауна и сделали роман столь популярным.

Одну из центральных идей романа излагает эксцентричный "сэр Лью Тибинг, член Королевского исторического общества". Речь идет о заговоре по опорочению чести и достоинства Марии Магдалины, которая, оказывается, не была проституткой, а происходила из колена Вениаминова. Происходя из царского рода, она стала женой Христа, происходившего из дома Давида. Их потомство "имело бы законное право претендовать на трон и возродить правящий царский род, как это было при Соломоне". Кроме того, как следует из той же 58 главы романа Брауна, "Иисус оказался феминистом: он отдавал будущее Своей Церкви в руки Марии Магдалины".

Эта идея оказалась глубоко несимпатична апостолу Петру и всей Католической церкви, которая пыталась скрыть эту важную тайну от всего прогрессивного человечества. Тем не менее, были и светлые силы, которые, во-первых, защищали потомство Христа и Марии Магдалины, во-вторых, оберегали могилу последней, в-третьих, хранили тайну так называемого Сангрила, "подробнейшего генеалогического древа потомков Христа". Светлые силы назывались, как следует из "Кода да Винчи", по-разному: Приорат Сиона, тамплиеры, масоны. Важно, что "между Церковью и Приоратом существовал негласный договор. Церковь обещала не нападать на Приорат, Приорат же, в свою очередь, обязался хранить документы Сангрил в тайне".

Стоит только раскрыть глаза, - продолжил Лэнгдон, - стоит только понять, что на самом деле есть Грааль, и вы увидите его повсюду. В живописи. Музыке. Литературе. Даже в мультфильмах, развлекательных парках и самых популярных художественных фильмах. Лэнгдон отвернул манжет рубашки и продемонстрировал ей часы с Микки-Маусом, а потом рассказал о том, как всю жизнь Уолт Дисней работал над тем, чтобы передать историю Грааля будущим поколениям.

Составляющие этой теории, как открытым текстом пишет автор в романе, почерпнуты из "всемирно признанного бестселлера" под названием "Святая кровь, священный Грааль" ("Holy Blood, Holy Grail"). Создателям, по мнению героя Брауна Лью Тибинга, "не хватило смелости довести до логического конца свой анализ. Но мыслили они в верном направлении. И еще, следует отдать им должное, сумели внедрить идею о царском происхождении Христа в умы широких масс".

С точки зрения обывателя, такая обширная и хвалебная ссылка на исследовательскую работу служит авторам таковой как минимум отличной рекомендацией. А поднаторевшему в современных дискуссиях о СМИ скептику представляется едва ли не прямой рекламой.

Читайте также: