Чаша грааля код да винчи

Обновлено: 04.07.2024

Terribilis est locus istnote 1.

Надпись над входом в церковь Ренн-ле-Шато

Любая книга — плод коллективной работы, не верьте тому, кто скажет иное. Команда, работавшая над этой книгой, была воистину блистательна, и мне хотелось бы выразить самые искренние слова благодарности целому ряду замечательных людей.

Как мне кажется, уместно начать с выражения горячей признательности моей собственной компании женских божеств. За кропотливую, дотошную исследовательскую работу я хотел бы прежде всего поблагодарить Жаклин Харви, которой клятвенно обещаю обед в ресторане. За предоставление уникальных дополнительных материалов я благодарю Робин Крукшенк Хилтон. Эс-Пи-Ди, вы также были выше всяческих похвал. Никакие слова не способны в полной мере выразить мою безграничную благодарность.

Не обошлась подготовка книги и без мужчин, которые оказали огромную помощь. Спасибо Марку Фостеру за художественное оформление и подготовку рисунков и фоторафий — почему на свете мало таких людей, как ты, Марк? Спасибо Марку Оксбрау — за рослинcких тамплиеров. Спасибо Джеффу Петчу за его звонки и моральную поддержку. Спасибо Энди Гоу за список и замечательный разговор. Спасибо Джиму Чалмерсу за его идею, которая легла в основу моей работы.

Моя искренняя благодарность распространяется также и на членов моей семьи и моих друзей — родителей, Марка и Клер. Гемму Смит я благодарю за то, что она подбадривала меня и пинками заставляла сесть за работу. В последнем также немало преуспел Сэм.

Линдсей Дэвис и Майкл О'Мара, благодарю вас за доверие и за кофе; могу ли я в следующий раз завершить работу немного позже? Спасибо Роберту Кирби из «Пи-эф-ди» — самому терпеливому в мире литературному агенту — с меня обед в ресторане.

Принимая во внимание суть такого понятия, как Святой Грааль, не стоит удивляться, что о нем вот уже долгие годы существуют разные, порой полярно противоположные мнения. Но все равно редкий роман вызывал так много споров, как «Код да Винчи». Детективный роман Дэна Брауна уже разошелся во всем мире тиражом шесть миллионов экземпляровnote 2, а с появлением его в мягкой обложке число продаж увеличится еще больше. Роман никого не оставляет равнодушным. Читателям он либо нравится, либо вызывает самую лютую ненависть, и это делает его выдающимся явлением последних лет.

Давайте сначала обратим внимание на противников книги Брауна. Их можно разделить на несколько категорий. Во-первых, это те, кто считает роман Дэна Брауна исторически неточным и построенным на зыбкой фактической базе. Во-вторых, к противникам можно также отнести тех, кто видит в «Коде да Винчи» вызов основным христианским догмам и традиционным ортодоксальным ценностям. В этом можно легко убедиться, если перелистать роман, в котором утверждается, что христианская церковь в течение двух тысячелетий скрывала от всего человечества кое-какие факты. Утверждение это действительно достаточно сильное, чтобы вызвать нападки как религиозных фундаменталистов и апологетов церкви, так и христианских либералов. В Интернете нетрудно найти свидетельства того, что Дэн Браун возбудил гнев многочисленных христианских теологов, которые на внушительном количестве интернетовских страничек «громят» «Код да Винчи» и его автора за нападки на христианскую веру. Некоторые из наиболее рьяных апологетов церкви уже успели выпустить собственные книги, объявляющие роман Брауна мерзкой ложью и гнусным преступлением против богобоязненных верующих во всем мире.

Больше всего их раздражает пересказываемая Брауном идея, которую он почерпнул из различных книг, написанных в жанре альтернативной истории, — идея о том, что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине, у которой родился от него ребенок. Это позволило автору ввести в роман сюжетную линию о его потомках — семействе, дожившем до наших дней. Подобное утверждение ставит под серьезное сомнение идею божественной сути Христа, превращая его в обычного человека «из плоти и крови», а не в Сына Божия. В разделе, посвященном Марии Магдалине, я рассматриваю тезис о династии ее наследников, так что пока не буду подробно на нем останавливаться. Замечу, однако: то, что я намерен сказать, не более чем гипотеза, и апологеты вполне правы в своих контраргументах, основанных на Евангелиях и иных писаниях Нового Завета, заявляя, что в этих текстах нет прямых свидетельств брачного союза Иисуса Христа и Марии Магдалины. Тем не менее в своем прочтении Евангелий и Священного Писания они не обратились к одной из центральных тем данной гипотезы, которая как раз и состоит в том, что информация эта считалась для ранней церкви столь разрушительной, что первые редакторы и издатели Нового Завета просто умолчали о ней. Ее заменили приглаженной, облагороженной версией, которая больше устраивала отцов церкви на заре христианства.

Если вам хочется отыскать на этих страницах открытое осуждение романа Дэна Брауна, то вы взяли в руки не ту книгу — существуют другие издания, которые заинтересуют вас больше. Наша книга нацелена на первую категорию критиков и тех, кому роман понравился, но кого в то же время немного смущают историческая достоверность и фактические доказательства, приведенные автором. Обо всем этом я и поведу речь.

Дэн Браун, несомненно, использовал лишь небольшое количество книг в качестве подготовительного материала для разработки главных тем романа «Код да Винчи». Для главной темы — существующей и в наши дни династии потомков Иисуса Христа и брачного союза Христа и Марии Магдалины, а также теории существования тайного общества, именуемого Приоратом Сиона, хранящего эти сведения в глубокой тайне, — Браун воспользовался бестселлером, имеющим весьма противоречивый, неоднозначный характер, — книгой «Святая кровь, Священный Грааль» Майкла Бейджента, Генри Линкольна и Ричарда Ли. Идею о том, что Леонардо да Винчи зашифровал в своих живописных полотнах некие тайные послания, автор «Кода да Винчи» почерпнул из книги «Открытие тамплиеров», принадлежащей перу Линн Пикнетт и Клайва Принса. Источником вдохновения Брауна по теме «Мария Магдалина и священное женское начало» послужило произведение Маргарет Старберд «Женщина с алебастровым сосудом».

Тем, кто прочитал «Код да Винчи», наверняка запомнились три книги, стоявшие на полке у Ли Тибинга — вымышленного героя романа, ученого-исследователя, занимающегося темой Святого Грааля. Книги эти Дэном Брауном перечислены, а вот их авторы — нет.

В «Коде да Винчи» Дэн Браун лишь осторожно касается поверхности некоторых теорий, выдвигаемых в вышеназванных книгах. Чтобы полностью осознать глубину исследовательской работы, проведенной авторами, и важность выдвигаемых ими идей, настоятельно советую читателям прочитать хотя бы одно из названных выше произведений, а также из приводимой в конце данной книги библиографии.

Если на самом деле у Иисуса Христа было потомство, которое существует и в наши дни, то мы имеем дело с тем, что можно с изрядной долей вероятности назвать ересями: малой ересью и ересью более значимой, фундаментальной. Малая ересь относительно проста: церковь в течение двух тысячелетий лжет, скрывая от христиан истинное положение дел из самых разных соображений. Вторая ересь размерами значительно превосходит первую, малую. Потому что если эта теория окажется верна, то целые страницы истории придется переписывать заново, а вместе с ними изменять и наше понимание материи жизни, веры и окружающего мира. Так что на карту поставлено очень и очень многое!

Так почему же «Код да Винчи» пользуется такой популярностью? Прежде всего это хорошая, добротная история с крепким сюжетом. Книга хорошо читается, и по ней, несомненно, будет снят явно неплохой фильм, режиссурой которого займется Рон Ховард. Но мне думается, что причина успеха «Кода да Винчи» кроется гораздо глубже. Дэну Брауну удалось задеть большинство читателей за больное место. Очень многих людей не устраивает то, как их научили думать и верить. Вступив в XXI век, мы испытали желание вырваться из оков повседневности и глубже проникнуть в тайны жизни. Именно этого обнаженного нерва, жаждущего познания, и коснулся «Код да Винчи». Однако в том, что роман заставит тысячи христиан усомниться в своей вере и отвернуться от церкви, я очень сильно сомневаюсь.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

Само слово “graal” с окситанского ( южнофранцузского) языка означает «чаша», с латыни – “gradua” – « богослужебная книга». Первые следы Грааля найдены в древнеирландских сказаниях о богине Дану . Также есть упоминания о Граале в житии Св. Лаврентия (258г.), который, якобы, переправил реликвию в Испанию.

Следующий рассказ о Граале появился в стихотворениях у поэта Талиесина в VIвеке. Талиесин связывает священный сосуд с легендами бардов и излагает историю Брана Благословенного. Бран однажды на берегу озера увидел черного великана, ведьму и карлика. Бран взял их с собой жить в замок, и в благодарность получил от них чудесную чашу. Эта чаша исцеляла любые болезни, останавливала кровь и воскрешала мертвых. Однажды Бран решил подарить эту чашу королю Ирландии, потом стал об этом сожалеть. И вскоре произошла война между Браном и королем Ирландии, чтобы бессмертное войско короля Ирландии, раз за разом воскрешающее благодаря подаренной чаше, Бран отрубил голову королю и бросил ее в чашу. Тогда ее чудесные свойства пропали.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

Первым, кто эту легенду применил на пользу христианству был один британский отшельник, который записал ее на латыни в 720 году.

Позднее авторы средневековых романов превратили британский миф в описание христианских рыцарских добродетелей . Стол избранных из поэзии бардов превратился в Круглый стол рыцарей короля Артура, а священный сосуд тайн стал Граалем. Голова жертвы была забыта, а жертвенная кровь превратилась в кровь Христа.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

В VIIIвеке был записан рассказ одного паломника в Иерусалим, который, якобы, видел своими глазами Грааль. В IXвеке Бернгард фон Верден сообщал императору Лотару II о «великолепном gradale из Александрии» как о блюде или чаше. Все это привело к тому, что в Средние века самую различную посуду - от тарелок до глубоких чашек – пытались выдавать за Святой Грааль.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

Первые беллетристские рассказы о Святом Граале появились при дворе графа Филиппа Эльзасского. Кретьен де Труа написал для Филиппа Эльзасского роман « Легенда о Персифале».

Персифаль являлся сыном бедной вдовы из Уэльса. Однажды он увидел рыцаря в сверкающих доспехах и стал мечтать о рыцарской славе. Мать достала ему доспехи и, скорбя сердцем, отпустила сына ко двору короля Артура . Когда Персифаль прибыл ко двору, узнал, что некий преступник похитил кубок с королевского стола, и Персифаль отправился за ним в погоню. Однажды Персифаль попал в замок, где увидел Грааль, но не стал спрашивать, что это за кубок и уехал из этого замка. Вернувшись ко двору короля Артура, Персифаль рассказал про увиденный кубок и его стали укорять за то, что он ничего не узнал о тайне Грааля . Персифаль отправился на поиски чудесного сосуда.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

Когда же поиски Персифаля увенчались успехом, он спросил о таинственном обряде, для которого нужен Грааль. Так он узнал, что Грааль принадлежал потомку Иосифа из Аримафеи, который собрал в чашу кровь Христа, после того, как его тело было пронзено копьем. А потомок Иосифа был ранен, когда пытался сложить обломки меча, сломанного рыцарем Пертинаксом. Сложить меч сможет только рыцарь без страха и упрека. И потомок Иосифа сможет вновь обрести здоровье только тогда, когда рыцарь Пертинакс у.мрет. Также Персифаль узнал, что раненый потомок Иосифа – его дядя . Услышав это, Персифаль тут же отправился на поиски рыцаря Пертинакса, нашел и сразил его в бою. После вернулся и вылечил дядю, от которого получил священный сосуд и окровавленное копье, пронзившее тело Христа. С этими реликвиями Персифаль удалился в уединенное жилище. А после с.мерти Персифаля и Святой Грааль, и Копье вернулись на небо.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

Далее тему Грааля развил Робер де Борон , рыцарь из Бургундии. Он создал более глубокий образ Грааля и дополнил подробностями историю Иосифа Аримафейского и Хранителей Грааля , указав, что хранителей всегда должно быть трое.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

В XIIIвеке Вольфрам фон Эшенбах создал поэтический эпос «Парцифаль» про Грааль . Эшенбах считал, что Кретьен де Труа, перед написанием романа, лично видел чашу, но не воспользовался сакральными знаниями. В романе Эшенбаха Грааль – это магический камень, упавший с небес во время битвы между Господом и Люцифером . Грааль – это реликвия, которую охраняют избранные Богом смертные . В связи с этим существует версия, что Грааль – это кусок метеорита, которые периодически находят в Провансе . По Эшенбаху Грааль излечивает больных и дарует бессмертие , но только тем, кто чист душой. Хранители Грааля – это только избранные и среди них должна быть одна женщина.

Картинка взята из Яндекс. Картинки Картинка взята из Яндекс. Картинки

В следующих разработках сюжета о Граале появились новые герои (Альбрехт фон Шарфенберг) – Ланселот во французской версии, и Лоэнгрин - в немецкой.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

Также в XIII веке Александр Галес, Альберт Великий и Фома Аквинский создали учение о Граале, согласно которому одной капли крови Христа из чаши достаточно для искупления всех грехов мира , и только папа Римский, как наместник Христа на земле, вправе распоряжаться этим райским запасом для человечества.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

Предание о братстве , которое охраняет Грааль , стало актуальным для тамплиеров. Тамплиеры давали обеты послушания и безбрачия. Древний храм Грааля, по преданиям, был круглым, такие же церкви строили рыцари-монахи. Позднее тамплиеров обвинили в идеях гностицизма, по сути, в том, что им ведома какая-то тайна , что вызывало крайне негативную реакцию католической церкви. Тамплиеров обвиняли в том, что они поклоняются идолам. В «Хрониках Сен-Дени» утверждалось, что тамплиеры поклоняются человеческой голове, которая содержится в сосуде или чаше . Помещение головы в сосуд было частью ритуалов древних друидов , которые приписывались ордену тамплиеров. Монах Бэкон утверждал, что таким действием вызывается оракул, а Тит Ливий, в далекие античные времена, рассказывал, что голова врага была национальным символом кельтов, которые ее очищали, украшали золотом, и использовали как священный сосуд.

Картинки взята из Яндекс.Картинки Картинки взята из Яндекс.Картинки

История Грааля была записана в «Красной книге» - сборнике валлийских романов и сказок в стихах и прозе, начиная с 1318 года по 1454. В данном сборнике была указана древняя уэльсская история о «Передуре», который являлся прототипом Персифаля. И в уэльсской истории Передур не является христианином, его привычки языческие. Грааль – не христианский сосуд, а таинственная древняя реликвия. С Передуром происходят все те же события, что с Персифалем. Только для Персифаля язычество и варварство были заменены на христианство.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

В 1454 – 1456 гг. появился роман сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура» . Мэлори отождествлял Грааль с кубком и назвал Грааль – «Сангреаль» , что позже имело много последствий. Выдвигались разные варианты: Sang Real – истинная кровь, Sang Royal – царская или королевская кровь, San Graal – Святой грааль, и просто Graal – Грааль.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

В викторианскую эпоху многие писатели взялись за образ Грааля и создали цикл романов о реликвии. Также были созданы живописные полотна с сюжетом о Граале. В 1882 году композитором Рихардом Вагнером была написана опера «Лоэнгрин» , где Вагнер усилил религиозно-философский смысл легенды, подчеркивая христианскую идею греха и искупления. Большая роль в опере принадлежит Кундрии, которая, согласно легенде являлась безобразной, но мудрой служительницей Грааля. Но у Вагнера Кундрия – это прекрасная девушка, находящаяся под властью злого заклятия и вынужденная, против своей воли, соблазнять рыцарей Святого Грааля, склоняя их к греху. Лоэнгрин, устояв перед ее чарами, освобождает Кундрию от заклятья, и она у.мирает просветленная.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

В XX веке также продолжилась традиция написания романов на тему Грааля и его хранителей. Чудеса, мистика, истории о приключениях до сих пор будоражат воображение людей.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

Понятия Sang Real ( истинная кровь) и Sang Royal (королевская кровь) стали темой дискуссий в среде историков. Это не могло не отразиться в художественной литературе. Самым известным романом на эту тему стал бестселлер Дэна Брауна « Код да Винчи», который был экранизирован. В этом произведении продвигается мысль, что Святой Грааль – это не сосуд или камень, а Мария Магдалина , а Иисус Христос ее муж и наследник царского престола из рода Давидова. Брачный союз двух царственных особ давал право Иисусу называться «царем иудейским». По этой версии, Иисус не был распят, а Мария Магдалина родила от него ребенка царской крови , от которого и пошла первая королевская династия Меровингов , представители которой дожили до наших дней.

Картинка взята из Яндекс.Картинки Картинка взята из Яндекс.Картинки

Образ Грааля вобрал в себя за 2000 лет и языческую, и христианскую символику, мифы, легенды и сказания. Образ Грааля давал толчок воображению писателей и художников, и продолжает быть источником дискуссий и предположений. В сознании христиан – это волшебная чаша. Историки-медиевисты же до сих пор не пришли к выводу, что собой представляет «Грааль», и был ли реальный прообраз у легенды.

Закончить статью я хочу следующей цитатой: «Приходится признать, что Грааль – это мечта, химера, порождение ненасытного воображения Средних веков, вскормленное мистикой. И все-таки, Грааль – символ перерождения человека и обретения им новых качеств »( Майорова Е.И. Хранители Грааля. М.: Вече, 2013, С.91).

Читайте также: